Центр медицинской профилактики г. Салават РБ
Навигация
Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Организация Школ Здоровья для пациентов
в первичном звене здравоохранения
Школа Здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.
Школа Здоровья для пациентов, лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования (гигиенического обучения и воспитания – по МКБ-10 в классе XXI, Z70-76), является медицинской профилактической услугой, оказываемой пациентам или лицам с факторами риска в первичном звене здравоохранения.
Школа здоровья для пациентов включена в отраслевой классификатор «Сложные и комплексные медицинские услуги» (приказ МЗ РФ № 268 от 16.07.2001г. «Система стандартизации в здравоохранении Российской Федерации»).
Актуальность проблемы.
Показатели здоровья населения, в целом, находятся на неудовлетворительном уровне. Сложные социально-экономические условия в нашей стране проявились, в частности, в крайне высоких показателях заболеваемости и смертности населения. Особенно высоки показатели смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Значительно сократилась средняя продолжительность жизни, особенно мужчин.
Серьезной проблемой для общества являются алкоголизм, табакокурение, наркомания, туберкулез, ВИЧ-инфекция, инфекции, передающиеся половым путем.
Среди причин, негативно отражающихся на состоянии здоровья населения, большое влияние оказывает снижение качества жизни большей части населения (низкий уровень заработной платы, ухудшение условий жизни, труда, отдыха, состояния окружающей среды, качества и структуры питания и так далее), чрезмерные стрессовые нагрузки, снижение общего уровня культуры, в том числе санитарно-гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.
Учитывая, что здоровье человека на 50% определяется образом жизни, то есть поведением и отношением его к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений деятельности в охране здоровья является формирование у людей навыков здорового образа жизни, увеличение уровня санитарно-гигиенической культуры.
Хорошо спланированные и организованные мероприятия по формированию здорового образа жизни среди населения в Школах Здоровья способствует снижению заболеваемости и смертности, так как хронические неинфекционные заболевания имеют общие факторы риска поведенческого характера, то и подходы к их профилактике не являются ресурсоемкими, но могут дать ощутимый социально-экономический эффект.
Цели Школ Здоровья:
Увеличение охвата, повышение доступности и качества медицинской профилактической помощи населению.
Первичная и вторичная профилактика хронических неинфекционных заболеваний.
Достижение максимальной эффективности лечения и реабилитации больных.
Повышение качества жизни пациента и его семьи.
Задачи Школ Здоровья:
В доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний.
Ознакомить с различными факторами риска (неуправляемыми, частично управляемыми, управляемыми) и их ролью в формировании заболеваний.
Формирование рационального и активного отношения человека к здоровью, мотивации к оздоровлению.
Повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
Формирование умений и навыков по самоконтролю и самопомощи.
Формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.).
Добиться взаимопонимания и сотрудничества между врачом и пациентом и всеми членами его семьи в вопросах профилактики заболеваний.
Ориентировать население на успех в укреплении здоровья только через формирование здорового образа жизни.
Общие положения:
Школы Здоровья могут быть организованы в поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, профильных диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах и должны быть утверждены приказом руководителя учреждения.
План работы Школ Здоровья составляется на текущий год в соответствии со спецификой учреждения.
В лечебно-профилактическом учреждении организатором и руководителем Школы Здоровья может быть врач кабинета (отделения) медицинской профилактики, заведующий отделением, узкий специалист; проводить занятия в школе здоровья может врач, либо средний медицинский работник (медицинская сестра, фельдшер), имеющий необходимую специализацию, в том числе по гигиеническому обучению и воспитанию населения.
Учет работы и отчетность по работе Школ Здоровья проводятся в соответствии с формами отчетности (приложение № 5 приказа МЗ РФ № 455 от 23.09.2003г.).
Школа Здоровья организуется приказом руководителя медицинского учреждения. В приказе утверждаются:
ответственные лица за выполнение этого вида медицинских услуг;
инструкции, порядок и формы направления пациентов на обучение в Школе;
статистические формы регистрации и учета;
план и график работы;
закрепление помещения для проведения занятий, перечень оборудования.
Желательно, чтобы занятия проходили в отдельном помещении. Занятия проводились с небольшими группами пациентов (максимально 8-10 человек). Продолжительность занятий не должна превышать 1-2 академических часов (45-90 минут).
Методологической основой занятий в Школе Здоровья является популярная лекция, учитывающая различный уровень подготовки слушателей. В Школе Здоровья должен использоваться цикловой метод обучения, а занятия строиться по принципу «от простого к сложному». В ходе проведения занятий должен быть открытый диалог по проблемам хронических неинфекционных заболеваний, методам профилактики заболеваний, формирования здорового образа жизни. Предпочтительно обучение пациентов совместно с их членами семьи, имеющих возможность определять образ жизни пациента.
Для повышения эффективности образовательного процесса Школа Здоровья должна быть оснащена техническими средствами, иметь большой выбор методической продукции по изучаемой проблеме и демонстрационного материала (наличие тематических проспектов, памяток, видеофильмов, слайдов, популярной литературы). Вся наглядная продукция, используемая в Школе должна быть красочной, демонстративной, запоминающейся, понятной, заинтересовывающей, доступной
Необходимо поддерживать обратную связь со слушателями Школы Здоровья через анкетирование, книгу отзывов и пр.
Критерии эффективности Школ Здоровья:
I . Ближайшие:
Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний, по сохранению здоровья.
Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни.
II . Отдаленные:
Уменьшение распространенности хронических неинфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска.
Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения.
3. Уменьшение распространения вредных привычек.
4. Экономический эффект от снижения:
временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний;
Источник
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ Ближайшие: Увеличение
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ Ближайшие: Увеличение информированности населения о мерах профилактики заболеваний по сохранению здоровья. Повышение интереса населения к формированию мотивации здорового образа жизни. II. Отдаленные Уменьшение распространенности хронических инфекционных заболеваний, социально обусловленных заболеваний, а также основных факторов риска. Улучшение качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни, уменьшение показателей первичной инвалидизации населения Уменьшение распространенности вредных привычек. Экономический эффект от снижения: временной нетрудоспособности по заболеваниям и осложнениям заболеваний; стойкой утраты трудоспособности.
Слайд 12 из презентации «Организация и работа Школ здоровья»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Организация и работа Школ здоровья.pptx» можно в zip-архиве размером 1044 КБ.
Здоровье в школе
«Школьники и здоровье» — Гигиена школьника. Режим дня школьника. Здоровье школьников и школьные факторы риска. Режим дня – один из основных факто- ров здоровья чело- века. Здоровье школьников. Советы родителям. Физкультминутки. Выбор очевиден! Закаливание. Профилактика или лечение? Физкультминутки дают возможность ребенку отдохнуть, снять физическое и психическое напряжение.
«Здоровье младшего школьника» — Контроль. Компоненты здоровьесбережения: Здоровьесбережение младших школьников. Школьные факторы риска, влияющие на состояние здоровья учащихся: Задачи: Социально-педагогическая деятельность по здоровьесбережению младших школьников. Модельные характеристики здорового школьника. Структура модели здоровьесбережения младших школьников.
«Мониторинг здоровья школьников» — Мониторинг здоровья школьников. Отделение дистанционного управления здоровьем школьников. Пошаговая подготовка к дистанционному консультированию. Автоматизированные технологии медицинского обеспечения. Перечень показаний. Анализ состояния здоровья школьников. Нормативная база профилактических осмотров школьников.
«Здоровье ученика» — Здоровье. Цель. Гипотеза. Объект: Предмет: Участники: Взвешивание ранцев. Что исследуем? Методы исследования. Анализ литературы. Осанку школьникам портят тяжёлые ранцы и особенно – портфели. Анализ Опрос Наблюдения Сбор информации из книг, журналов, газет Эксперимент. 2 этап. Задачи. Сколько весит. 1 этап.
«Обучение и здоровье» — Эмоциональный комфорт. «Ленивых детей не бывает. Медицина. Утомление. Стиль общения. Охрана психического здоровья. Двигательном беспокойстве. Форсирование темпа обучения. Длительная работа (трудно, но интересно). Во вторник и четверг предметы максимально сложные стоят первыми уроками. Душевное. Проявление эмоциональной отзывчивости.
«Вес ранца» — План эксперимента. Отчего портится осанка? Я здоровье сохраню, сам себе я помогу. Вес ранца. Подвести итоги по позициям: самый легкий, самый тяжёлый … Вес учебников и тетрадей. Предмет исследования: осанка школьника. Правильно сидеть за столом, партой, на стуле, не горбиться. Рекомендации родителям :
Всего в теме «Здоровье в школе» 22 презентации
Источник
Задание: выберите один правильный ответ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Медицинский колледж
Зам. директора по УР
__________ Т.З. Галейшина
«___» __________ 20 __ г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К практическому занятию на тему: «Роль сестринского персонала в работе школы здоровья для лиц с факторами риска»
ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий
МДК. 01.02.Основы профилактики
Специальность 34.02.01 Сестринское дело
Количество часов 6
Тема: «Роль сестринского персонала в работе школы здоровья для лиц с факторами риска»на основании рабочей программы ПМ. 01 Проведение профилактических мероприятий: МДК. 01.02. Основы профилактики,утвержденной_________ 20___г.
Ишмухаметова А.А. – заместитель директора по УПР
Батталова А.М. – председатель ЦМК клинических дисциплин
Автор: Ветошкина Э.В., преподаватель клинических дисциплин
Утверждение на заседании учебно-методического совета колледжа от _________ 20___г.
Тема: «Роль сестринского персонала в работе школы здоровья для лиц с факторами риска».
2. Актуальность темы. Внедрение школ здоровья для пациентов в реальную практику позволяет получить значительную медицинскую и социально-экономическую эффективность этой новой организационно-функциональной модели профилактической деятельности. Есть данные, что в результате обучения пациентов и формирования партнерства между медицинским персоналом и пациентом в лечебном процессе вдвое увеличилась частота достижения положительного результата.
Цель занятия
Овладение практическими умениями по обучению в школах здоровья для пациентов.
Обучающийся должен иметь практический опыт:
· проведения профилактических мероприятий при осуществлении сестринского ухода.
Обучающийся должен уметь:
· обучать население принципам здорового образа жизни;
· проводить и осуществлять оздоровительные и профилактические мероприятия;
· консультировать по вопросам рационального и диетического питания.
Обучающийся должен знать:
· цели и задачи школ здоровья;
· критерии работы школ здоровья;
· роль сестринского персонала работе «школ здоровья».
4. Материалы для самоподготовки к освоению данной темы:
Вопросы для самоподготовки
1. Понятие о школах здоровья.
2. Актуальность проблемы создания школ здоровья.
3. Цели школ здоровья.
4. Задачи школ здоровья.
5. Общие положения школ здоровья.
6. Критерии эффективности школ здоровья.
7. Участие сестринского персонала в работе школ здоровья.
8. Школы здоровья для лиц с факторами риска и пациентов.
5. Вид занятия: практическое занятие.
6. Продолжительность занятия: 6 часов
7.1. Дидактический материал: учебно-методический комплекс, мультимедийные презентации, видеофильмы.
Содержание занятия
1) Контроль исходного уровня знаний и умений.
· Тестовые задания (Приложение 1).
2) Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.
3) Самостоятельная работа обучающихся под контролем преподавателя:
· Работа с методическим пособием.
· Выполнение заданий для самостоятельной аудиторной работы.
4) Контроль конечного уровня знаний и умений:
· Оценка выполнения внеаудиторной работы.
· Оценка выполнения аудиторной работы.
· Оценка решения ситуационных задач (Приложение 2).
Место проведения самоподготовки:кабинет доклинической практики.
Учебно-исследовательская работа обучающихся по данной теме:работа с основной и дополнительной литературой.
Литература
1. Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий.
Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
2. Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник.. 3-е изд., перераб. и доп. 2013. — 288 с.
3. ОгановаР.Г. Руководство по медицинской профилактике: М. ГЭОТАР-Медиа, 2011
1. Вялкова. А.И. Организация профилактической деятельности амбулаторно — поликлинических учреждений на современном этапе : ГЭОТАР-Медиа, 2011.
2. Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2011.
3. Никитина Ю.П., Чернышева В.П. Руководство для средних медицинских работников. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2011
4. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
1. Система «Консультант» www.medcollegelib.ru
2. Книгофонд, издательство «Лань» knigafund.ru
Подпись автора методической разработки ___________
« ___» __________ 20 __г.
Тестовые задания для исходного уровня знаний
Задание: выберите один правильный ответ
1. Целью школ здоровья является
1) ознакомление с различными факторами риска
2) повышение качества жизни пациентов
3) повышение ответственности за сохранение здоровья
4) формирование умений по самоконтролю.
2. Задачей школ здоровья является
1) повышение охвата профилактической помощи населению
2) проведение первичной профилактики
3) проведение вторичной профилактики
4) повышение ответственности человека за сохранение здоровья.
3. Руководителем школы здоровья является
4) старшая медсестра.
4. Занятия в школе здоровья может проводить
2) только медсестра
3) только фельдшер
4) врач, медсестра, фельдшер.
5. Ближайшим критерием эффективности школ здоровья является
1) снижение распространенности хронических неинфекционных заболеваний
2) повышение информированности населения о мерах профилактики
3) улучшение качества жизни
4) снижение распространенности вредных привычек.
6. Численность целевой группы пациентов в школе здоровья должна быть
1) не более 5 человек
2) не более 10 человек
3) не менее 15 человек
4) не менее 3 человек.
7. Продолжительность занятий в школах здоровья должна быть
1) не более 90 минут
2) не более 30 минут
3) не более 20 минут
4) не более 15 минут.
8. Отдаленным критерием эффективности школ здоровья является
1) снижение распространенности хронических неинфекционных заболеваний
2) повышение информированности населения о мерах профилактики
3) увеличение интереса населения к формированию здорового образа жизни
4) сохранение здоровья.
9. К устным методам обучения относится
1) демонстрация манипуляции
3) показ видеофильма
4) решение задач.
10. К наглядным методам обучения относится
4) показ видеофильма.
Ситуационные задачи
1. Выявить факторы риска развития артериальной гипертензии у
пациентов, изменяемых усилиями врача и пациента;
2. Составить программу самоконтроля.
Инструкция для обучающихся:
1. Внимательно прочитайте и проанализируйте ситуацию;
2. Выпишите 6 факторов риска развития АГ, изменяемых усилиями врача и пациента в тетрадь и составьте программу самоконтроля, указав цифры правильных ответов.
3. Проведите самооценку решения ситуационной задачи.
В поликлинике № 19 организованы занятия для пациентов с артериальной гипертонией в «Школе здоровья». Занятия проводятся по субботам с 16 до 17 часов. Группа состоит из четырех человек.
ИВАНОВ АЛЕКСЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ, программист, 54 года. Женат, двое детей. Сын 14 лет и дочь 10 лет. Дочь больна бронхиальной астмой.
Месяц назад во время диспансерного осмотра было выявлено повышение АД (180/100 мм рт ст), на приеме у кардиолога 160/90 мм рт ст.
У мамы Иванова – гипертоническая болезнь, поэтому он знает, что головная боль, головокружение, тошнота, плохое самочувствие – признаки повышения давления.
Алексей Владимирович приобрел тонометр и измеряет АД, когда болит голова. Дневника не ведет. Лекарственные средства, назначенные врачом, пациент принимает не регулярно, забывает.
Работает в коммерческой структуре с ненормированным рабочим днем. В столовую не ходит, берет из дома бутерброды с маслом и колбасой.
Алексей Владимирович курит в течение года по 6-8 сигарет в день. Считает, что с курением ему легче выдерживать эмоциональные нагрузки на работе. Курит и дома, в квартире по вечерам, когда отдыхает и смотрит телевизор или читает. Спать ложится не раньше часа ночи.
Питается два, три раза в сутки, предпочитает мясную пищу, любит пирожки, булочки, ограничений не соблюдает. Крепкие алкогольные напитки употребляет по выходным «понемножку» для поднятия настроения.
Холестерин общий – 9,2 ммоль/л (норма — менее 5,0), триглицериды 2,5 ммоль/л (норма — менее 2,0), глюкоза крови натощак – 4,0 ммоль/л (норма — 3,5 — 5,5).
Рост 180 см, масса тела 92 кг (индекс массы тела, норма — 18,5 — 24,9 кг/м 2 ).
1. измерять АД не реже 2 раз в день
2. ежедневно измерять температуру тела
3. каждое утро определять ЧДД
4. еженедельно проводить самоконтроль веса тела
5. контролировать показатели липидного обмена, гликемию
6. отказ от вредных привычек
7. регулярность приема лекарственных средств
8. режим труда и отдыха
9. соблюдение диеты
10. ведение дневника
ВАСИЛЬЕВ КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ, инженер – конструктор, 46 лет. Женат. Дочь замужем, живет отдельно.
Около двух лет назад Константин Сергеевич впервые обратился к участковому терапевту с жалобами на слабость, утомляемость, частые головные боли. После обследования диагностирована гипертоническая болезнь.
Константин Сергеевич участкового терапевта посещает не регулярно, много работает. Лекарственные средства, назначенные врачом, старается принимать вовремя. Считает, что повышение давления может определять по своим ощущениям. Дома тонометра не имеет, АД измеряет иногда у соседки. Дневника не ведет.
По роду профессиональной деятельности часто срочно выполняет сложные чертежные работы, иногда работает по ночам.
Константин Сергеевич курит, примерно по 10 сигарет в день. Стаж курения 25 лет. Уверен, что курение помогает ему сосредоточиться во время кропотливой и сложной работы. Крепкие алкогольные напитки употребляет редко (один раз в месяц).
Питается два, три раза в сутки. Особенно любит вкусно поесть после тяжелого рабочего дня. Часто пьет крепкий кофе, без которого чувствует себя вялым и бездеятельным.
После работы дома смотрит телевизор, играет в компьютерные игры по три, четыре часа.
Живет рядом с парком. По воскресеньям летом играет в футбол, зимой катается на лыжах.
Холестерин общий – 8,2 ммоль/л (норма — менее 5,0), триглицериды 1,9 ммоль/л (норма — менее 2,0), глюкоза крови натощак – 4,6 ммоль/л (норма — 3,5 — 5,5).
Рост 176 см, вес 85 кг (индекс массы тела, норма — 18,5 — 24,9 кг/м 2 ).
1. измерять АД не реже 2 раз в день
2. каждое утро определять ЧДД
3. еженедельно проводить самоконтроль веса тела
4. контролировать показатели липидного обмена, гликемию
5. отказ от вредных привычек
6. ежедневно измерять температуру тела
7. регулярность приема лекарственных средств
8. режим труда и отдыха
9. соблюдение диеты
10. ведение дневника
СМИРНОВА АЛЕКСАНДРА ИВАНОВНА, пенсионерка, 63 года. Живет с дочерью и внуком 15 лет.
Болеет сахарным диабетом (СД) 2 типа в течение десяти лет, АГ – пяти лет.
Не курит. Алкогольные напитки не употребляет.
Питается пять раз в день. Диету иногда нарушает, потому что очень любит соленые огурцы и помидоры, соленую рыбу.
Регулярно посещает участкового терапевта, эндокринолога. Контролирует сахар крови.
В последнее время стала много нервничать из-за внука. Он плохо учится в школе, грубит. Когда Александра Ивановна после обеда ложится отдохнуть, внук громко включает музыку. У Александры Ивановны ухудшается самочувствие, начинает болеть голова, сердце.
При посещении участкового терапевта цифры АД нестабильные (от 150/90 мм рт ст до 170/100 мм рт ст). Лекарственные средства, назначенные врачом принимает регулярно. Тонометр дома есть, но Александра Ивановна пользуется им редко, боится сломать. Дневника не ведет.
Днем смотрит телевизор или спит, вечером вяжет, вышивает.
Дочь ходит на занятия вместе с мамой.
Холестерин общий – 6,8 ммоль/л (норма — менее 4,5), триглицериды 2,6 ммоль/л (норма — менее 2,0), глюкоза крови натощак – 7 ммоль/л ((норма — 3,5 — 5,5).
Рост 160 см, масса тела 70 кг (индекс массы тела, норма — 18,5 — 24,9 кг/м 2 ).
1. измерять АД не реже 2 раз в день
2. преодоление стрессовых реакций
3. еженедельно проводить самоконтроль веса тела
4. контролировать показатели липидного обмена, гликемию
5. ежедневно измерять температуру тела
6. исследование пульса до и посте физических нагрузок
7. повысить оптимальную физическую активность
Источник