Анализ работы службы здоровья
специалист в области арт-терапии
Анализ работы Службы здоровья
ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района
по сохранению и укреплению здоровья учащихся на 2019/2020 учебный год.
Школьная среда – мощный фактор, влияющий на здоровье детей, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в школе, возникает необходимость превращения образовательной среды в реалибитационно-оздоровительную и просветительскую среду, с целью создания единого адаптационного пространства, неразрывно соединяющего педагогику, психологию, медицину, школу и семью.
Цель работы службы здоровья ГБОУ школы № 125 — сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у учащихся, педагогов и родителей активной мотивации на заботу о собственном здоровье и здоровье окружающих, воспитание санитарно-гигиенических навыков, норм и ценностей здорового образа жизни.
Повышение качества образования путём сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни — задачи нашей школы.
Анализ практики учебно-воспитательной работы свидетельствует о том, что многие педагоги используют здоровьесберегающие технологии или отдельные их элементы.
Среди условий, обеспечивающих эффективное решение проблемы сохранения и укрепления здоровья детей исключительное значение имеет возрастной подход к организации школьной жизни ребенка. Суть этого подхода заключается в том, чтобы при разработке и внедрении в образование различных технологий обучения реально учитывать физическое развитие детей. Забота о здоровье школьников – это и контроль за нормами и требованиями школьной гигиены, и профилактика заболеваний, наиболее часто встречающихся у детей школьного возраста, и выявление патогенных (способных вызвать развитие заболеваний) факторов учебно-воспитательного процесса, и выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении.
Работа Службы здоровья школы по формированию здоровому образу жизни велась по следующим направлениям: медико-валеологическом, социально-педагогическом, просветительском и физкультурно- оздоровительном.
Состояние здоровье учащихся отслеживается классными руководителями, медицинскими работниками.
течение года медицинскими работниками школы осуществлялось сопровождение учебно-воспитательного процесса, которое заключалось в следующем:
• в плановой вакцинации учащихся;
• в целевой диспансеризации школьников;
• в коррекции мониторинга за физическим развитием и состоянием здоровья учащихся;
школе оказывается логопедическая помощь обучающимся для 1-4 классов.
Медицинские работники контролировали приготовление пищи на содержание в ней жиров, белков, углеводов и витаминов, а также осуществляли контроль за выполнением требований СанПиН.
В школе созданы все условия для здорового питания, учащиеся получают горячие питание в школьной столовой (завтраки и обеды).
В 2019-2020 учебном году льготное питание предоставлялось учащимся на основании Закона Санкт-Петербурга от 04.02.2009 года № 32-13. Организация питания находилась под постоянным контролем Ульяниной М.Н.(ответственная за питание), медицинских работников школы, специалистов СЭС. Ежедневно проверялось качество приготовляемой пищи и качество сырых продуктов.
На протяжении учебного года для учащихся и пед. коллектива прошла диспансеризация.
прошедшем учебном году в школе была проведена профилактическая, спортивно-массовая работа и мероприятия валеологической направленности.
Основными мероприятиями стали:
классные часы и беседы по здоровому образу жизни;
лекции для учащихся 7-11 классов по программе «Здоровый школьник»;
игра по станциям для учащихся начальных классов « Путешествие в Страну ЗОЖ»;
Всемирный день здоровья;
акция «Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам»
конкурс рисунков и фотографий «Здоровье, Дети, Красота»
конкурс рисунков «Путь к здоровью»
конкурс творческих работ «Я выбираю жизнь»
участие в спортивных соревнованиях (окружной, районный, городской этапы) и др.
Для учащихся школы в течение года проводились беседы на классных часах по теме:
1«Б» -«Чтобы не болеть», «Школа здоровья.Вредные привычки младшего школьника», «В здоровом теле- здоровый дух»,
2 «Б» – «Питание и здоровье»,
3 «А» — «Чистое помещение – залог здоровья», «Здоровая еда – здоровое тело»,
3 «Б» — «Состав табачного дыма и его воздействие на организм»,
6 «А» — «Здоровый ребёнок – здоровое будущее»,
7 «А» — «Спорт – залог здоровья и успеха»,
8 «А» — Разговор о правильном питании, «Соблюдение личной гигиены»,
9 «Б» — «Пивной алкоголизм. Пристрастия в нашей жизни»,
10 «А» — «Хочешь быть здоров – будь им!»,
10 «Б» — «Роль физической культуры и спорта в жизни подростка», « Негативное воздействие компьютера на психическое здоровье детей»,
11 «А» — «Предотвращение несчастных случаев».
В течение года на родительских собраниях обсуждались вопросы об организации питания в школе, о здоровье школьников, о проблемах эндокринной системы и профилактике заболеваний органов пищеварительной системы.
В школе соблюдается санитарно-гигиенические требования: проветривание помещений, ежедневная влажная уборка классов и школьных помещений, классы освещаются лампами нового поколения. Посадка учащихся в классах осуществляется согласно рекомендации врача, на основании медицинского заключения.
Учебно-воспитательный процесс в ГПД осуществлялся в соответствии с режимными моментами: прогулка на свежем воздухе, спортивные занятия, занятия по интересам, выполнение домашних заданий. Для учащихся 1 -4 классов в ГПД были организованы дополнительные занятия, направленные на формирование навыков здорового образа жизни через спортивные занятия, занятия развивающие мелкую моторику, кружки художественного, технического и музыкального творчества. Все виды деятельности организуются при обязательном соблюдении требований СанПиН.
Одним из важнейших направлением работы службы здоровья являлась физкультурно-оздоровительная и спортивно — массовая работа. Учителями физического воспитания велась большая работа по популяризации занятий физической культурой среди учащихся и их родителей. Пропаганда здорового образа жизни проходила через урочную (3 часа в неделю) и внеурочную деятельность, планировали и проводили общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, привлекая к ним родителей. Разработана методика проведения гимнастики до занятий, физкультминуток, подвижных игр на переменах.
Особое внимание в школе уделялось совершенствованию учебно-воспитательного процесса с применением здоровьесбережения: индивидуализация — обучение детей в соответствии с их природным физическим развитием и состоянием здоровья. На уроках в начальной школе проводятся физминутки. Оздоровительные паузы направлены на повышение двигательной активности учащихся и снятия переутомления.
Педагоги школы больше внимания уделяют построению урока, подразумевающее оптимальное чередование различных видов занятий, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомляемости.
Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного года содействует правильно составленное расписание уроков, это четко продумывают заместитель директора школы –Трапезникова О.В. Обязательным условием эффективности урока является выполнение требований СанПиН.
Учителя школы выполняли гигиенические требования к организации урока: плотность урока, количество и смена видов деятельности, разнообразие и чередование методов и приемов, наличие эмоциональных разрядок, осуществляют контроль осанки, позы, психологического климата в классе.
Большую помощь школьникам в разрешение различных проблем оказывали социальный педагог Семёнова А.В. и педагог-психолог Белякова М.Н. Целью их работы являлось обеспечение благоприятного социально-психологического условия для успешного совершенствования личности и её социализации.
Одной из задач данного направления являлось оказание помощи детям из «группы риска». Решение проблем осуществлялось через тренинги общения, индивидуальные консультации, пед- консилиумы, профориентационную работу.
На протяжении учебного года специалисты школы решали конфликтные ситуации, приглашая за « круглый стол» всех участников образовательного процесса; постоянно работали с трудными подростками; разъясняли родителям истинные причины трудностей в учебе и нарушении поведения; контролировали посещаемость.
Проводилась профилактика правонарушений, комплексные мероприятия по предупреждению и профилактике ДДТТ. Изучение ПДД в школе осуществлялось на классных часах.
В рамках социального марафона «Школа – территория здорового образа жизни» были организованы лекции и беседы для учащихся 6-7 классов по профилактике курения.
Просветительская деятельность заключалась в индивидуальной работе с учителями, с родителями и учащимися школы. Информация для родителей размещалась на стендах в библиотеке, в вестибюле школы, на сайте. Темы для размышления были разнообразные: здоровое питание; профилактика различных заболеваний, таких как грипп, заболевание глаз, заболеваний органов пищеварительной системы, остеопороз, сколиоз и т.д.
Пропаганда здорового образа жизни с учащимися велась на уроках (окружающий мир, ОБЖ, биология, география, физкультура, уроки здоровья в начальной школе), классных часах, через внеклассную работу (экскурсии, конкурсы).
Так же прошли конкурсы: рисунков и плакатов для 1-11 классов «Мы то, что мы едим…», «Моя страна здоровье», «Здоровый район».
В целом все запланированные мероприятия службой здоровья на 2019/2020 учебный год были проведены в срок и на хорошем уровне.
Рекомендации на 2020 – 2021 учебный год по улучшению работы школы по вопросу ЗОЖ:
Спланировать работу с педагогическим коллективом по вопросу здоровьесберегающих технологий (семинары, лекции).
Ввести в практику воспитательной работы школы проведение «Дня здоровья»
Провести мониторинг по ЗОЖ для всех участников ОП.
Вести разъяснительную работу с родителями о значении прививок.
Так же прошли конкурсы: рисунков и плакатов для 1-11 классов «Мы то, что мы едим…», «Моя страна здоровье», «Здоровый район».
Для учащихся 6-10 классов проходили лекции по программе «Здоровый школьник».Так же во всех классных коллективах проходили классные часы и беседы по пропаганде здорового образа жизни и профилактике пагубных вредных привычек: «Быть здоровым — обязанности каждого»,«Закаливание как средство укрепления здоровья», «Как прожить долго здоровым?», «Здоровье в порядке- спасибо зарядке», «Правильное питание- залог здоровья», «Вредные привычки»и другие.
целом все запланированные мероприятия службой здоровья на 2016/2017 учебный год были проведены в срок и на хорошем уровне.
Источник
Отчет о реализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни»
статья по обж на тему
В данном материале представлен отчет о резализации программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» за 2012 — 2015 годы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_za_tri_goda_zdorove.docx | 26.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ реализации программы
«Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в учреждении на период 2012-2015 гг.»
Формирование в сознании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью, как к важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни, создание педагогической и социальной среды, способствующей положительной мотивации педагогов, родителей и детей.
- Формирование потребности здорового образа жизни у обучающихся, здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой, системы знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
- Повышение квалификации педагогов в вопросах развития и охраны здоровья ребёнка;
- Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
- Организация и проведение мероприятий по охране и укреплению здоровья: включение детей в практическую деятельность по пропаганде здорового образа жизни через организацию и проведение художественных, общественно-политических, туристско-спортивных коллективно-творческих дел, профилактических мероприятий.
- Обеспечение обучающихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
- Улучшение материально – технической базы учреждения для сохранения, укрепления и формирования здоровья учащихся школьников.
- Повышение мотивации на сохранение здоровья обучающихся и педагогов.
В рамках программы «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников в учреждении» реализуются: дополнительные общеобразовательные программы физкультурно –спортивной и туристско-краеведческой направленности («Аэробика», «Настольный теннис», «Шахматы», «Туризм», «Поисковик», «Школа выживания»), дополнительная общеобразовательная программа «Расти здоровым», проект «Молодежь за ЗОЖ», программа «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций»
В образовательном процессе 100% педагогов применяют здоровьесберегающие технологии, направленные на сохранение жизни и здоровья обучающихся и воспитанников, создание условий для формирования у детей ответственного отношения к личностным выборам и вопросам личной и общественной безопасности, умения противостоять неблагоприятным воздействиям окружающей среды социума.
В реализации образовательных программ физкультурно-спортивной и туристско – краеведческой направленности ежегодно принимают участие более 600 школьников в возрасте от 6 до 18 лет.
Программа «Расти здоровым» направлена на развитие и поддержание у детей устойчивого интереса к получению знаний в области здоровьесбережения, формирование творческих способностей детей, воспитание чувства ответственности за свои действия через знакомство с основами гигиены, анатомии, формирование представления о способах сохранения и укрепления своего здоровья, также воспитывает потребность в здоровом образе жизни.
Программа «Расти здоровым» рассчитана на 2 года обучения. Охват детей составляет около 50 человек в год. В 2013-2014 году было 3 группы 45 человек. В настоящее время программа не реализуется из-за отсутствия педагога.
В рамках реализации проекта «Молодежь за ЗОЖ» (до 2014 г.) с целью пропаганды здорового образа жизни в детской, подростково-молодежной среде для воспитанников Центра детского творчества ежегодно проводится традиционный конкурс «Здоровым быть здорово», интеллектуальная игра «Своя игра», организуются встречи со специалистами Центра медицинской профилактики, деловые игры, профилактические беседы и др.
Программа «Профилактика гриппа и острых респираторных вирусных инфекций среди воспитанников, обучающихся и работников учреждения» реализована в период 2011-2013 годы. Реализация программы осуществлялась на основе плана мероприятий, который корректировался по мере необходимости в зависимости от состояния эпидемиологической обстановки по заболеваемости гриппа и ОРВИ среди воспитанников, обучающихся и работников учреждения. К проведению мероприятий привлекались специалисты различных служб и ведомств города Нижневартовска.
В каникулярный период реализуются:
- социально-педагогический проект по организации туристско – спортивных мероприятий «Туристские каникулы» (до 2014 г.),
- проект по пропаганде ЗОЖ туристские сборы «Покорители вершин», занявший 2 место (75 тыс.) в городском конкурсе проектов (программ) в сфере профилактики наркомании, пропаганды здорового образа жизни в 2015 г.
- проект учебно-тренировочных сборов поискового отряда «Родина» (палаточный лагерь «Следопыт» с 2014 г.) – призер муниципального конкурса вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период «Детский отдых -2014, 2015»
- программа палаточного лагеря «Лесовик» (с 2015 г.), призер муниципального конкурса вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период «Детский отдых — 2015»
- проект по организации туристско-спортивных мероприятий для детей и подростков в каникулярный период «Команда «Центр» призер муниципального конкурса вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период «Детский отдых — 2015»
- программы лагерей с дневным пребыванием детей «Городская школа лидеров» (до 2014 г.), «Панама», «В ритме танца» (2014 г.), «Светлица» (2015 г.), «Академия ремесел» (2015 г.) — призеры муниципального конкурса вариативных программ в сфере организации отдыха, оздоровления и занятости детей в каникулярный период «Детский отдых»
Обучающиеся принимают участие в окружном слете поисковых отрядов, городском Слете активистов военно-патриотического движения, всероссийской акции «Вахта памяти» (г. Волгоград, г. Севастополь).
Специалисты спортивно-массового отдела прошли курсы повышения квалификации «Профессиональная подготовка (повышение квалификации) тьюторов в области развития физической культуры и спорта» и «Организация и управление волонтерской деятельностью в процессе внедрения ВФСК ГТО. Подготовка волонтеров в области здорового образа жизни и внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
В рамках реализации программы педагоги приняли участие в окружном конкурсе методических разработок 2014 года (в рамках общего собрания МР ОО «Федерация спортивного туризма ХМАО») номинация «Методические рекомендации по организации учебно-тренировочного процесса и учебные программы», социально-педагогический проект «Покорители вершин» 3 место (Медведева И.А.); Первенстве ХМАО-Югры по спортивному туризму (дистанции-маршруты)- 1 место команда МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» под руководством Медведевой И.А.; I Международном педагогическом фестивале «Актуальность использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе» (Тунгусова О.Н.)
Просветительская работа с родителями ведется через распространение информации на стендах для родителей, индивидуальнее консультирование, через сайт учреждения. Распространяются информационные буклеты «Туляремия», «Профилактика педикулеза», «Осторожно, грипп», «Энтеровирусные инфекции», «Профилактика сальмонеллёза», «Клещевой энцефалит» и др. Оформлены уголки здоровья, стенды «Пожарная безопасность», «ПДД», «Терроризм» и др.
В 2014 году создан блог спортивно-массового отдела «Спорт в массы!» http://smocdtnv.blogspot.ru/ . Блог раскрывает направления деятельности отдела, достижения педагогов и обучающихся. На сайте учреждения создана страничка «Объекты спорта» http://86cdt-nv.edusite.ru/p223aa1.html , на которой опубликованы данные о спортивном зале и уличных тренажерах Центра детского творчества. Страничка сайта учреждения «Охрана здоровья обучающихся» http://86cdt-nv.edusite.ru/p209aa1.html раскрывает деятельность МАУДО г. Нижневартовска «ЦДТ» по программе «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников в учреждении». На страничке «Готов к труду и обороне» http://86cdt-nv.edusite.ru/p259aa1.html представлены сведения о внедрении ВФСК ГТО.
Педагоги Центра детского творчества являются организаторами традиционных городских соревнований по настольному теннису «Лига – 12», городских состязаний по туристской технике «Каскад испытаний», городской туристской олимпиады «Наедине с природой» и др.
В реализацию муниципальной программы «Развитие образования города Нижневартовска» с 2014 года включены физкультурно-спортивные мероприятия, организованные и реализуемые сотрудниками спортивно-массового отдела учреждения: внутришкольный и муниципальный этап Всероссийских спортивных соревнований школьников «Президентские состязания»; соревнования по спортивному туризму на искусственном рельефе, городские туристско-спортивные состязания «Гонки по вертикали», городской туристский слет «Осень – 2015»; открытый новогодний турнир по настольному теннису, городской турнир по настольному теннису среди школьников г. Нижневартовска «Малая ракетка», открытый городской турнир по шахматам (2015 г.), конкурс «Здоровым быть здорово» (2015 г.)
За период реализации программы на 4% выросло количество призеров и победителей физкультурно — спортивных мероприятий; 44% участников программы являются призерами и победителями соревнования по спортивному туризму и настольному теннису муниципального, регионального, федерального уровня ( городские туристско-спортивные состязания «Гонки по вертикали», открытое первенство г. Нижневартовска по настольному теннису среди юношей и девушек 1996-1998 г.р., 1999 – 2000 г.р., 2001 г.р. и младше, лично-командное первенство г. Нижневартовска по настольному теннису «Малая ракетка» среди общеобразовательных организаций, Первенство ХМАО-Югры по настольному теннису среди юниоров 1996 г.р. и моложе, первенство Уральского Федерального округа по настольному теннису, среди мини-кадетов (2002 г.р. и моложе), Первенство Тюменской области по спортивному туризму на пешеходных дистанциях «Золотая осень», Первенство Тюменской области по спортивному туризму на лыжных дистанциях «Пурга», Всероссийская акция «Вахта памяти – 2014, 2015» и др.)
Улучшение материально-технической базы для сохранения, укрепления и формирования здоровья обучающихся осуществляется за счет грантовых и внебюджетных средств.
По итогам диагностики обучающихся Центра детского творчества на тему «Ваш образ жизни» выявлено: 71% обучающихся считают себя здоровыми, 23% не знают, здоровы ли они, 6% не считают себя здоровыми. Чтобы быть здоровым: 74% респондентов занимаются физкультурой и спортом, 38% правильно питаются, 34% посещают врача, 40% гуляют на свежем воздухе и соблюдают режим дня.
Во Всероссийском конкурсе «Формула здоровья», в номинации для педагогов «Создание здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении», программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся и воспитанников» заняла 2 место (Тунгусова О.Н., Кудашова М.И.)
Таким образом, программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни» представляет собой долгосрочный стратегический документ. Программа может представлять интерес для руководителей общеобразовательных учреждений, заместителей директоров по безопасности жизнедеятельности, педагогов дополнительного образования, педагогов – организаторов по безопасности жизнедеятельности и учителей физической культуры.
Источник