Отчет по самообразованию «Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников»
Екатерина Синюгина
Отчет по самообразованию «Формирование навыков здорового образа жизни у воспитанников»
Забота о здоровье детей — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
Сухомлинский В. А.
Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности. Здоровье на 50% зависит от образа жизни человека и среды, в которой он обитает. Наши дети много времени проводят в ДОУ и, поэтому, очень важно беречь и сохранять здоровье детей на этом этапе развития. В связи с этим была разработана и проведена воспитательно – оздоровительная работа с детьми в данном направлении.
повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
продолжать изучать учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу здоровьесбережения;
учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов здоровьесбережения (различные виды игрового массажа, самомассажа, комплексы общеразвивающих упражнений, физкультминутки, ритмические танцы, подвижные игры и т. д.);
направить жизнедеятельность детей в дошкольном учреждении на сохранение и укрепление здоровья;
сформировать у детей основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения;
систематизировать изученную литературу.
Приступив к работе я для начала подготовила развивающую среду и необходимые каталоги: физминутки, утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, игровой массаж и самомассаж, гимнастика для глаз.
В своей работе, согласно режиму дня, организовываю двигательную деятельность детей:
• гимнастика после сна;
• ежедневный режим прогулок;
• создание необходимой развивающей среды;
• строгое соблюдение двигательного режима и режима дня;
• проведение физминуток, динамических пауз, игр с движениями в свободной деятельности;
С учетом индивидуальных особенностей детей применяю на практике комплекс закаливающих процедур:
• ходьба босиком по «дорожкам здоровья»;
• гимнастика на свежем воздухе в теплый период года
• своевременное проветривание помещений
• одежда по погоде.
В рамках лечебно-профилактической и познавательной работы провожу следующие мероприятия:
• постоянный контроль осанки;
• контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
• подбор мебели в соответствии с ростом детей;
• потребление фитонцидов (чеснока и лука);
• игровой массаж (массаж рук, ушей, подошв)
Для познавательного развития я подготовила пособия: плакат «Представление детей о здоровье»; Д. и. «Здоровый образ жизни», «Полезная и вредная еда». На протяжении всего года мною была реализована проектная деятельность по данной теме.
Работа с родителями: Предложила родителям подготовить «Дорожки здоровья», оформить газету «Неболей-ка».Подготовила консультацию: «Система здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий в МДОУ», папку-передвижку «Виды здоровьесберегающих технологий».Предложила стенд с буклетами: самомассаж, закаливание, пальчиковые гимнастики, которые они могут применить дома.
Результатом моей работы стало: проведение недели здоровья, пополнена развивающая среда, благотворное сотрудничество с родителями, ну и конечно же – это снизилась заболеваемость у детей.
Дети с удовольствием принимали участие в познавательных занятиях, в физкультурно – оздоровительную мероприятиях. Понимают что полезно для организма человека, а что вредно, как нужно укреплять здоровье. С удовольствием играют в настольные игры.
Я планирую и в дальнейшем работать в этом направлении, внедряя в свою работу новые технологии, которые помогут укрепить здоровье детей.
• Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С. 21 – 28.
• Береснёва, З. И. Программа оздоровления детей в ДОУ «Здоровый малыш». М. Твор-ческий Центр Сфера, 2005г. — 31с.
• Борисова Е. Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с до-школьниками.Волгоград: Панорама;Москва: Глобус, 2007. — 112с.
• Лазарев М. Л. Здравствуй!:предшкольная подготовка:— М: Мнемозина, 2007.- 279с.
• Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. — М. :Просвещение. -1999.-221с.
• Терновская, С. А. Теплякова, Л. А. Создание здоровье сберегающей образовательной среды в дошкольном образовательном учреждении // Методист. — 2005. — №4. — С. 61-65.
• Яковлева Т. С. Здоровье обеспечивающие технологии воспитания в детском саду, — М., Школьная пресса, 2007 г. -136с.
2. Поиск материалов в интернете.
Формирование навыков здорового образа жизни у дошкольников через систему оздоровительной работы в ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5» г. Сыктывкара Творческий отчет «Формирование навыков.
Формирование здорового и безопасного образа жизни у школьников За последний годы заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской.
Уголок здоровья, как форма консультативной помощи семье в формировании навыков здорового образа жизни у детей Доброго дня всем друзьям и гостям моей странички. Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с родителями по формированию навыков здорового образа.
Источник
Отчет по самообразованию «Приобщение детей к ЗОЖ» по годам
инна чупахина
Отчет по самообразованию «Приобщение детей к ЗОЖ» по годам
Отчет 15-16
— Формировние здоровьесберегающей среды.
— Воспитание у детей привычки ЗОЖ для повышения защитных свойств организма, в соответствии возрастными и индивидуальными возможностями детей.
-Развитие потребности в двигательной активности.
— Просвещение родителей в вопросах воспитания здорового ребенка.
-воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры;
-способствовать усвоению правил соблюдения гигиенических норм и культуры быта;
-усвоить правила питания и закрепить представление о пользе овощей и фруктов;
— закреплять представления о влиянии природных факторов окружающей среды на здоровье.
Решая основные задачи по физкультурно-оздоровительной работы с детьми,я ежедневно в своей группе применяю разные формы двигательной активности:
1. — игровые занятия (построенные на основе народных подвижных играх и игр-эстафет с включением игр-аттракционов);
— сюжетно-игровые занятия или прогулки-занятия (они сочетаются с задачами по обучению спортивному ориентированию);
— занятия из серии мульфильмов «Азбука здоровья» (на этих занятиях дети учатся приемам расслабления, самомассажу, бодрящей гимнастике, проведению закаливающих и гигиенических процедур, оказанию элементарной медицинской помощи, получают начальные познания о полезных и вредных продуктах);
— самомассаж с использованием су джок терапии и массажных шариков;
2. Проведение комплекса утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, которая направлена на оздоровление, укрепление, повышение функционального уровня систем организма, развитие физических качеств и способностей детей, закрепление двигательных навыков.
3. Организация занимательной двигательной деятельности различного типа — это пальчиковые игры и упражнения, которые использую во всех видах деятельности, что позволяет детям снять утомление, активизировать их внимание, повысить умственную работоспособность, Изготовление картотеки «Артикуляционные гимнастики» «Пальчиковые игры»
4. Организация подвижных игр, физических упражнений, оздоровительного бега на прогулке – эта форма работы направлена на улучшение общей физической подготовленности;
5. Проведение бодрящей гимнастики после дневного сна — целью, которой является поднять настроение и мышечный тонус детей. Первая часть гимнастики — упражнения в постели, вторая часть — корригирующие упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушения осанки, третья часть — закаливающие процедуры.
6. Спортивные досуги, праздники Целью таких праздников является активное участие детей и родителей.
7. Для расширения кругозора детейо здоровом образе жизни использую традиционные формы работы с детьми: сюжетно-ролевые, дидактические игры; чтение художественной литературы.
8. Просветительская работа с семьями воспитанников. Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой, слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей. Проводились Собрание «Малыши- крепыши», Выступление на общем родительском собрании по теме «Здоровье это здорово» доклад на тему «Нейрогимнастика», Выставка рисунков среди родителей на тему «ЗОЖ» семьи, Оформление сборника консультаций для родителей «Здоровье детей», Презентация для родителей на тему «Приобщение детей к здоровому образу жизни».
9. Приобрелась игра «Тренажер»
Таким образом, можно сказать, что только круглогодичный, системный подход к организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ДОУ и семье позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья воспитанников, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов. И нельзя забывать,что лучшими средствами закаливания детского организма являются: солнце, воздух и вода.
Отчет по самообразованию «Развитие речевых способностей детей посредством фольклора» ВВЕДЕНИЕ Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В. А. Сухомлинский Одной из важнейших задач,.
Отчет по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» Отчет по самообразованию «Развитие поисково-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста» Дети дошкольного возраста по.
Отчет по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста» В 2017 – 2018 учебном году мною была выбрана тема для самообразования: «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством.
Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста» Моя тема самообразования: «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». Работа над темой мною была начата в сентябре 2016 года.
План по самообразованию «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры Мордовии» Тема : «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам культуры Мордовии». Архипова Людмила Актуальность темы: Приобщение детей к истокам.
План по самообразованию «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Пояснительная записка Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как.
Презентация «Проект по теме «Приобщение детей дошкольного возраста к ЗОЖ» Тип проекта: информационно — практико-ориентированный. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники и родители 2 младшей группы,.
Отчет «Раннее приобщение детей к игре в шахматы» Развитие детских шахмат в Республике Саха (Якутия) тесно связано с именем первого президента республики Михаила Ефимовича Николаева. По.
Рекомендации для родителей по ЗОЖ «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Рекомендации для родителей «Приобщение детей к здоровому образу жизни» Актуальность: Уважаемые родители! Здоровая семья – это крепость,.
Творческий отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» ТЕМА: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.
Источник
отчет по самообразованию
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
отчет по самообразованию на тему Формирование основ ЗОЖ у детей 5-6 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №33 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно — эстетическому направлению развития детей» г. Орла
Отчет по самообразованию
воспитателя Грызловой О.В.
«Формирование основ здорового образа жизни
у детей 5 — 6 лет»
2014 — 2015 уч. г.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения.
Под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В. Н. Дубровский, Ю. П. Лисицын, Б. Н. Чумаков, психологии (О. С. Осадчук, экологии (З. И. Тюмасева, А. Ф. Аменд) и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский, М. Лазарев, О. В. Морозова, Т. В. Поштарева, Л. Г. Татарникова, О. Ю. Толстова, О. С. Шнейдер и др.) .
Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если:
-определено содержание понятия «здоровый образ жизни», включающего как биологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающего зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
-спроектирована педагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапы формирования представлений о здоровом образе жизни: «здоровье» и «образ жизни человека», «зависимость здоровья и образа жизни от состояния окружающей социальной и экологической среды», «здоровый образ жизни — основа сохранения и укрепления здоровья» — и диагностику определения уровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
— разработана модель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса, предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детей здорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, и непосредственное воздействие педагогов и родителей на детей .
На основании вышеизложенного я и выбрала тему самообразования «Формирование основ здорового образа жизни». Над этой темой я работаю первый год, возраст детей: 5 — 6 лет (старшая группа).
Цель: Сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так и здоровью окружающих.
• сформировать у детей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственного тела) ;
• помочь ребенку создать целостное представление о своем теле,
• научить » слушать» и «слышать» свой организм;
• осознать самоценность своей и ценность жизни другого человека;
• формировать потребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровом образе жизни;
• привить навыки профилактики и гигиены, развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников;
• развивать охранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека, умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
• научить ребенка обращаться с опасными для здоровья веществами;
• формировать правильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;
Работа проводилась в течение года по следующим направлениям:
1. Работа с детьми
2. Взаимодействие со специалистами
3. Работа с родителями
4. Взаимодействие с руководством МДОУ
5. Обмен опытом с воспитателями через проведение открытых занятий
Для реализации поставленных задач были реализованы следующие условия:
• Музыкальный, физкультурный залы
• Физкультурный уголок в группе
• Наличие плакатов, моделей, игрового материала для освоения темы
Использованы методические приемы:
• рассказы и беседы воспитателя;
• моделирование различных ситуаций;
• рассматривание иллюстраций, сюжетных, предметных картинок, плакатов;
• пальчиковая и дыхательная гимнастика;
• утренняя гимнастика (ежедневно) ;
• музыкально – ритмические занятия;
• прогулки с включением подвижных игр;
• пальчиковая гимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
• зрительная, дыхательная гимнастика на соответствующих занятиях
• оздоровительная гимнастика после дневного сна (ежедневно) ;
• физкультминутки и паузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно) ;
• эмоциональные разрядки, релаксация;
• спортивные досуги, развлечения, праздники
1. Работа с детьми
Проводилась по следующим направлениям:
• Развивающие занятия на темы:
— Полезная и вредная пища
— Строение тела, органов
— Какими бывают люди?
— Почему ты растешь?
— Зачем нужна еда?
— Кто охраняет наш глаз?
— Зачем нам нужен нос?
— С утра до вечера
— Что такое дружба?
— Покажи части тела
— Разложи по порядку
— Вода- наша помощница
— Вода это хорошо или плохо
— Как надо заботиться о своем младшем друге?
— От грядки до обеденного стола
— Помоги зеленым друзьям и др.
• Индивидуальная работа с детьми по усвоению культурно-гигиенических навыков, строению своего тела, знанию витаминов и др.
• Проведение оздоровительных мероприятий (утренняя гимнастика, зарядка после сна, физкультминутки, прогулка, полоскание рта после каждого приема пищи) ежедневно.
2. Взаимодействие со специалистами
На протяжении всего года медицинские работники совместно с воспитателями следили за состоянием здоровья детей, приглашались на родительские собрания для своевременного информирования родителей о профилактике заболеваний, об охране здорового образа жизни, проводили беседы с детьми на тему здоровья.
3. Работа с родителями осуществлялась с помощью
• Проведения родительских собраний на заданную тему, приглашение специалистов
• Индивидуальных консультаций на тему здорового образа жизни: гигиена полости рта, профилактика ОРЗ, необходимость зарядки по утрам, дневного сна (так как почти все дети не приучены дома спать днем, необходимость здоровой пищи.
• Вывешивание информации в родительском уголке
В целом, по моим наблюдениям и наблюдениям специалистов дети к концу учебного года стали бережнее относиться к своему здоровью, лучше следить за культурно-гигиеническими навыками, стали делать друг другу замечания в неправильном поведении или отношении к чему-либо. Более тщательно стали соблюдать режим дня, некоторые стали дома делать утреннюю гимнастику. Также ребята улучшили показатели в гибкости, быстроте бега, и других параметрах на физкультурных занятиях. Прогулки стали более интересными: ребята стали задавать много вопросов о том, как устроены деревья, цветы, чем питаются насекомые, о погоде, стали проводить больше опытов, чтобы узнать о каком-либо явлении. К концу года ребята лучше изучили строение тела, они без труда могут показать расположение основных органов в теле человека, а также рассказать об их функциях.
Несомненно, только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса может принести пользу в освоении навыков формирования здорового образа жизни. Развивающие занятия с детьми по ОБЖ, социальному миру расширили представления детей по данной теме. В дальнейшем я планирую продолжать такие занятия, но больше внимания, на мой взгляд, необходимо уделить работе с родителями, которые очень часто ссылаются на сильную занятость и порой не хотят замечать проблемы в жизни и здоровье своего ребенка. А чтобы работа с родителями проходила более плодотворно, необходимо более тесное взаимодействие со специалистами.
Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работе наблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст с 4 до 7 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Список использованной литературы:
1. Антропова М. В. Гигиена детей и подростков. М. : Медицина, 1982. – 335с.
2. Белостоцкая Е. М. Гигиенические основы воспитания от 3 до 7 лет. М. : Просвещение, 1987. – 140с.
3. Ветлугина Н. А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. М. : Просвещение, 1989. – 78с.
4. Давиденко Д. Н. Основы здорового образа жизни. Вестник Балтийской Академии, 1996., Выпуск 8.- с. 16-24
5. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду/ В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. ; Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович: Изд. 3-е, переработанное. – 244с. – СПб. : Детство-Пресс, 2000.
6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. Знакомство дошкольников с окружающим миром. Дидактические игры. Утренняя гимнастика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. — Воронеж: ИП Лакоценин С. С., 2009 – 288с.
7. Лукьянов М. О. Моя первая книга о человеке: Науч-поп. изд. для детей. — М. : ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. – 95 с.
8. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб. : ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 128с.
9. Мосалова Л. Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-80 с.
10. Предшкольное образование и система работы с родителями/С. Ю. Прохорова, Н. В. Нигматуллина, Е. В. Белоногова, Л. А. Белянина – М. : АРКТИ, 2008. – 92с.
11. Стеркина Р. Качество дошкольного образования и основные тенденции его изменения// Дошкольное воспитание. 1996, №6, с. 2-14
А также оказалась полезной информация с сайтов интернета:
12. Сайт работников дошкольного образования «Мой детский сад»
13. «Детсад» сайт для детей и взрослых
14. «Маам» международный образовательный портал
15. Дошколенок. ру
16. Социальная сеть дошкольников образования
Источник