Меню

Отчет по организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Отчёт по работе с детьми ОВЗ
материал на тему

Аналитический отчет с детьми с ООП.

Скачать:

Вложение Размер
otchet_po_detyam_ovz_2016-17.doc 77 КБ

Предварительный просмотр:

по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

за 2016-2017 учебный год

Процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себя:

  1. Создание предметно-развивающей среды;
  2. Материально-техническое оснащение;
  3. Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
  4. Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу. Речь идет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.

Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому соблюдаются основные требования:

  1. Диагностирование проводится в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
  2. Осуществляется предельная доброжелательность к ребенку, используется похвала, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
  3. Соблюдается объективность при диагностировании, не оказывается помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
  4. Учитывается состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, ему даётся возможность отдохнуть, а затем продолжается обследование.
  5. Соблюдается этика общения с детьми и их родителями.

В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением ПМПК определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.

Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  • развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование и развитие социальных навыков и социализации.

Для реализации программ используются:

  • оборудованная сенсорная комната;
  • учебные пособия и дидактические материалы для детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ);
  • специальные технические средства обучения (интерактивная доска, планшеты, образовательный комплекс Multikid).

Занятия организованы индивидуально и (или) в малых группах. Определено и согласовано с родителями / законными представителями расписание. Проводится консультирование родителей по результатам работы.

В 2016-2017 учебном году спланирована и организована следующая работа:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  • ОГБУ «Региональный центр развития образования»

Семинар-стажировка по теме «Образовательные технологии и методики работы с обучающимися с ОВЗ, в том числе с детьми инвалидами. Разработка и реализация адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) по модулю 7.17. Современные технологии коррекционно-развивающего образования сетевой ДПП «Инновации в образовании в условиях реализации ФГОС», 16 часов, очно.

  • Педагогический совет (школьный уровень) «Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ЗПР».
  1. Транслирование опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
  • Площадка на базе сенсорной комнаты для детей с ОВЗ в рамках районного фестиваля «Радуга».
  • Участие в работе Муниципальной педагогической лаборатории «Педагогические находки в работе учителя».
  1. Работа со специалистами школы.
  2. Изучение обновленного списка детей с ОВЗ после ежегодного ПМПК, составленного социальным педагогом школы.
  3. Планирование совместной работы с логопедом школы.
  4. Составление программ и плана работы с детьми ОВЗ.

(охвачено 7 детей находящихся на индивидуальном обучении – 15 часов в неделю, 8 обучающихся в классах – 4 часа в неделю)

  1. Индивидуальная программа с использованием сенсорного оборудования для Д4ВД

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Результат: постоянный интерес к занятиям; совершенствование мелкой и общей моторики; сохранение психоматического здоровья.

Проведено – 14 индивидуальных занятий.

  1. Кинезиологическая программа для учащихся 2 класса (совместно с логопедом) для М2РА, Д2ПВ, М2ЯА, Д1ЗА.

Цель: развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Результат: повышение концентрации внимания; овладения комплексом кинезиологических упражнений; у каждого ребенка несколько работ по ниткописи.

Проведено – 22 групповых занятий.

  1. Программа для коррекции ЭВС «Ладонь в ладонь» для М2РА, Д2МВ, М2ЯА, Д4МС, М3МА, Д3ПА, Д3ПЯ

Цель: коррекция эмоциональных нарушений детей с ЗПР через оптимизацию межличностного взаимодействия.

Результаты: принятие правил работы в группе; овладение навыками саморегуляции.

Проведено – 8 групповых занятий.

  1. Программа для коррекции ЭЛС

Цель: формирование навыков самопознания, самоопределения для успешной социализации личности.

Результаты: расширение представлений о внутреннем мире людей; расширение знаний о профессиональной деятельности.

Проведено – 18 групповых занятий.

  1. Программа для коррекции когнитивной сферы для М2ОВ.

Цель: развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Результат: сохранение интереса к психологическим занятиям; коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; расширение тактильных ощущений.

Проведено – 30 индивидуальных занятий.

  1. Индивидуальная программа с использованием элементов арт-терапии для Д1КЕ.

Цель: подготовка руки к письму.

Результат: принятие требований поведения на занятии; улучшение мелкой моторики; отсутствие тревожности при общении с психологом; появление интереса к методическим пособиям, используемых на занятиях.

Проведено – 39 индивидуальных занятий.

  1. Индивидуальная программа для развития когнитивной сферы для Д5СС.

Цель: развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Результат: сохранение интереса к психологическим занятиям; увеличение объема памяти и внимания, коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; расширение тактильных ощущений.

Проведено – 39 занятий.

  1. Индивидуальная программа для развития когнитивной сферы для М7ВД.

Цель: развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения).

Результат: коррекция мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; расширение тактильных ощущений.

Проведено – 20 индивидуальных занятий.

  1. Индивидуальные релаксационные упражнения для снятия псиоэмоционального напряжения для Д4ГА.

Проведено – 13 индивидуальных занятий.

  1. Индивидуальные релаксационные упражнения для снятия псиоэмоционального напряжения для М5НО (по запросу родителя, ребенок с СДВГ).

Проведено – 3 занятия.

  1. Индивидуальные беседы о характере и чувствах для М3КА

Проведено – 5 бесед.

Вне плана Верщинина Дарья, ученица 4 класса приняла участие в конкурсах и викторине:

  • Всероссийская викторина для детей с ОВЗ «Геометрия вокруг нас», 1 место, заочно;
  • Муниципальный ОГКУ «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, Бакчарского района» Конкурс «Новогодний калейдоскоп» Номинация «Новогодняя игрушка», грамота 3 степени, заочно;
  • Районный фестиваль «Радуга», 1 место, очно.

Подготовлены электронные папки с материалами по работе с детьми ОВЗ. В них собраны:

  • карточки по темам (транспорт, животные, посуда и т.д.),
  • электронные пособия для развития логики,
  • презентации для тренировки внимания, памяти, мышления.

Подготовлены раздаточные карточки, которые позволяют формировать умение ориентироваться на бумаге, способствуют развитию памяти, воображения, умений анализировать и сравнивать, концентрировать внимание и т.п.

В сети интернет используются страницы сайтов для организации работы с данной категорией обучающихся.

Отобраны методики для диагностики достижений детей с ОВЗ.

При подборе основных коррекционных методов учитывается ведущий вид деятельности школьников:

  • подвижные, сюжетно-ролевые игры;
  • коммуникативные игры, игры и задания на развитие произвольности, воображения.

Положительный результат коррекционного воздействия даёт использование сенсорного оборудования, компьютерных методик, раздаточного материала.

Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанников навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.

Задачи на 2017-2018 учебный год:

  1. Обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Адаптированной образовательной программы.
  2. Выявлять особые образовательные потребности детей с ОВЗ, обусловленные особенностями их физического и психического развития.
  3. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватное отношение к проблемам лиц с особыми нуждами.
  4. Принимать участие в работе ПМП(к).

Педагог-психолог __________________________Смирнова Т.С.

Источник

Анализ работы с детьми с ОВЗ
учебно-методический материал на тему

Представляю вашему вниманию аналитический отчёт о работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья за 1 полугодие 2016-2017 учебного года в школе.

Скачать:

Вложение Размер
analiz_raboty_ovz.doc 119 КБ

Предварительный просмотр:

работы с детьми с ОВЗ

за I полугодие 2016г. – 2017 уч.года

В МБОУ «Шелаболихинская ООШ» с 1 сентября 2016г. обучаются 15 детей с ОВЗ, что составляет 8 % от общего кол-ва обучающихся школы. В се обучающиеся были зачислены на основании заявлений родителей (законных представителей) детей, а так же в соответствии с рекомендацией ПМПК. В семи классах школы организовано инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, трое детей с ОВЗ обучаются индивидуально на дому. Четверо — впервые стали школьниками.

11 ребят обучаются по адаптированным программам VII, VIII видов.

обучающихся по адаптированным программам

Четверо ребят – это дети с инвалидностью:

  1. Шишкина Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислена во 2 класс.
  2. Щеглов Влад (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – ИУП, первый год обучения, надомное обучение – зачислен в 3 класс.
  3. Жлоба Анастасия (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 6а класс.
  4. Мантачка Максим (ОВЗ, тяжёлая умственная отсталость) – инклюзивное образование, первый год обучения, 7 класс.

В школе имеются программы и учебники для специальных (коррекционных) классов.

Учебники для специальных (коррекционных) образовательных учреждений

Порядковый номер учебника

Автор/авторский коллектив. Наименование учебника

Букварь. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Воронкова В.В., Коломыткина И.В.

Математика. 1 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Алышева Т.В.

Технология. Ручной труд. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Кузнецова Л.А

Русский язык. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К., Якубовская Э.В.

Чтение. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Смирнова З.Н., Гусеева Г.М.

Математика. 3 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Эк В.В.

Перова М.Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Матвеева Н.Б., Попова М.А., Куртова Т.О Живой мир. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Кузнецова Л.А.. Симукова Я.С. Технология. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Ильина С.Ю., Матвеева (Лунева) Л.В. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Перова М,Н. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Аксенова А.К., Шишкова М.И. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Пузанов В.Б, Бородина ,О.И.,Сековец Л.С, Редькина Н.М История России. Для специальных (коррекционных) учебных заведений VIII вида

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н.

География . Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Соломна Е.Н., Шевырева Т.В. Биология. Человек. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида .

Ковалева Е.А. Технология Сельскохозяйственный труд 9 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Малышева З.Ф. Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Перова М.Н., Капустина Г.М. Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Лифанова Т.М., Соломина Е.Н. Природоведение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Ковалева Е.А. Технология. Сельскохозяйственный труд. 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид)

Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Капустина Г.М., Перова М.Н.

Русский язык. Учебник для специальны х (коррекционных) образовательных уч реждений (VIII в и д). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А.К.

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Алышева Т.В.

Русский язык. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.

Чтение. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Малышева З.Ф.

Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Эк В.В

Биология. Животные. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Никишов А.И, Теремов А.В.

Ученики, имеющие ЗПР, занимаются по адаптированным общеобразовательным программам, обучаются по учебникам для общеобразовательных учреждений, используется личностно-ориентированный подход.

Обучение детей-инвалидов на дому осуществляют Акатьева Т.А. и Макеева Т.М., дипломированные педагоги – психологи.

Для детей, по медицинским показаниям обучающихся на дому, составлено расписание в пределах часов отведенных Письмом Минобрнауки «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» по предметам, входящим в учебный план школы и ИУП. Выполнение учебных программ соответствует календарно-тематическому планированию.

Однако кадровое обеспечение не в полном объёме соответствует требованиям в связи с малым количеством педагогических работников прошедших в соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с ОВЗ курсы повышения квалификации.

Есть положительный аспект: педагоги понимают необходимость повышения своей квалификации по вопросам инклюзивного образования, используют любые возможности для этого: курсы – 3человека (Бородай Ю.А. – 36ч., Акатьева Н.В. – 72ч., Евтюхина Г.Г. – 72ч.); вебинары – 15человек (подтверждено справками); самообразование.

Два педагога: Акатьева Н.В. и Акатьева Т.А. приняли участие в конкурсе «Особое детство в современном обществе», проводимом на интернет – портале PROШколу.ru и заняли призовые места (награждены грамотами).

Главной целью работы с детьми с ОВЗ — создание оптимальных психолого- педагогических условий для усвоения детьми с отклонениями в развитии соответствующих общеобразовательных программ, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации обучающихся.

Вся работа с детьми ОВЗ осуществляется по следующим направлениям:

  1. Изучение нормативных документов по организации образования детей с ОВЗ.
  2. Работа с классными руководителями, учителями предметниками.
  3. Взаимодействие с районной ПМПК
  4. Работа с родителями детей с ОВЗ.
  5. Работа школьного ПМПк.
  6. Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ.

В школе создан психолого-медико-педагогический консилиум, имеется положение и план работы. В 1 полугодии были запланированы и проведены 4 заседания ПМПк. Для обучающихся с ОВЗ заведены индивидуальные карты, где отслеживается их динамика развития.

Для детей, обучающихся по коррекционной программе 8 вида, детей-инвалидов и детей, обучающихся на дому, заведены отдельные классные журналы. К сожалению, не все журналы заполняются вовремя.

В план учебно-воспитательной работы включены и реализуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, так как проблема обучения детей с ограниченными возможностями в обычных общеобразовательных школах назрела давно.

Классные руководители проводят работу по привлечению детей с ОВЗ к занятиям внеурочной деятельностью, проводят индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщают к творческим делам класса и школы. Как результат в 1 полугодии 2016г. 100% учащихся с ОВЗ были охвачены кружковой работой. Предпочтение детей отдано кружкам спортивной и патриотической направленности (кроме Шишкиной Юлии и Щеглова Влада в силу их физических возможностей).

Достижения детей с ОВЗ:

Марчуков Иван – неоднократный победитель спортивных соревнований в беговых видах спорта не только в школе, но и в районе; районные соревнования по настольному теннису – 3 место

Гуреев Иван – 3 место в «Кроссе наций – 2016»

Юденко Виктория – победитель школьного конкурса рисунков «Осень золотая», семейного конкурса «Самый большой кочан капусты»

Ковальчук Денис – 1 место в окружной олимпиаде «Узнавай-ка» для учащихся 3-4 классов с ОВЗ.

Все дети с ОВЗ, обучающиеся в школе были вовлечены в проведение воспитательных, культурно-развлекательных, спортивных мероприятий: «Прощай, осень золотая!», «Сильные, смелые, ловкие», соревнования по мини-футболу, кросс «Золотая осень», предметный месячник естественно-математических наук, предметов области «филология». В рамках декады инвалидов объединение «Живая память « под руководством Колеватовой Н.В. был проведён целый цикл мероприятий: общешкольная линейка «Возьмёмся за руки, друзья!», ребята посетили детей с инвалидностью на дому и подарили сладкие сундучки, полученные безвозмездно от коллектива магазина «Мария Ра», было проведено общешкольное мероприятие «Мы вместе!», в ходе которого для детей с инвалидностью были организованы мастер-классы по изготовлению новогодних украшений, совместные шуточные эстафеты, игры. Акатьева Т.А. провела виртуальную экскурсию в книжное царство, мудрое государство.

Ребята с инвалидностью приняли активное участие в районном мероприятии при участии воспитанников Павловской коррекционной школы.

Организовано питание обучающихся. Плата за горячий завтрак составляет 25 рублей. Все дети с ОВЗ получают горячие завтраки.

В рамках внутришкольного контроля директором были посещены уроки в 6а инклюзивном классе, где обучается ребёнок с инвалидностью. По результатам посещения были сделаны выводы:

— обучение носит практическую направленность;

— разные виды деятельности обеспечивают использование и закрепление умений, делают их индивидуальным достоянием ребенка, формируют его социальный опыт;

— на уроках педагоги используют следующие методы и приёмы: совместные действия ребенка и взрослого; действия по подражанию действиям учителя; действия по образцу;

— при обучении учителя постоянно используют игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей.

Информирование родителей обеспечивалось через проведение классных родительских собраний, совещание при директоре, индивидуальные встречи, школьный сайт, общешкольное родительское собрание «Ребёнок – зеркало души».

В 4, 6а, 7 классах инклюзивного образования психолог школы Акатьева Т.А. провела беседы на классных родительских собраниях по теме «Отверженные дети».

Прошло расширенное совещание при директоре с учителями-предметниками, родителями. Главной целью данного мероприятия было проанализировать результаты начального периода обучения детей с ОВЗ.

В ноябре месяце в школе прошла тематическая проверка комитета Администрации Шелаболихинского района по образованию «Организация работы школы с детьми с ОВЗ», в ходе которой было сделано заключение об эффективности данной работы в ОО.

Таким образом, в МБОУ «Шелаболихинская ООШ» соблюдается конституционное право на образование детей с ограниченными возможностями здоровья, уделяется достаточное внимание проблеме организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные проблемы педагогов школы:

  1. Отсутствие специальной профессиональной подготовки в области инклюзивного образования (большинство педагогов школы имеют высшее и средне – специальное педагогическое образование, но не имеют подготовки в области инклюзивного образования)
  2. Дефицит знаний о специфике работы с детьми с ОВЗ;
  3. Недостаточное знание методов и технологий работы с детьми с ОВЗ;
  4. Некоторые педагоги испытывают трудности в эмоциональном восприятии детей с ОВЗ (мешает сложившийся стереотип о том, что дети с ОВЗ необучаемы);
  5. Недостаточная методическая подготовленность учителей школы в данном вопросе.

Пути решения проблем:

  1. Формировать у всех участников образовательного процесса адекватного отношения к проблемам лиц с особыми нуждами.
  2. Создать условия для успешной социализации обучающихся, воспитанников.
  3. Обеспечить возможность прохождения курсовой подготовки и переподготовки учителей по вопросам специального образования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье представлен аналитичекий материал результативности реализации Комплексно-целевой программы «Одаренные дети» на 2010-2015 годы. В Учреждении сформирована эффективная система работы с ода.

Работа с одаренными детьми продолжает оставаться одним из приоритетных направлений в школе и осуществляется через содержание образования, внеклассную и внешкол.

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз.

Данная публикация представляет собой анализ работы с одаренными детьми за 2014-2015 учебный год.

Уважаемые коллеги, сегодня нам предстоит разговор о системе работы школы с одарёнными детьми, поэтому необходимо определить тот угол зрения, под которым мы рассматриваем понятие детской одарённости. С.

Анализ индивидуальной работы с детьми, имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности; своевременность и качество проведения индивидуальных занятий. Анализ участия обучающихс.

Источник

Читайте также:  Правила смэ тяжести вреда здоровью
Adblock
detector