Отбор для детей с ограниченными возможностями здоровья
Отбор для детей с ограниченными возможностями здоровья
1. МАУК ДО ДХШ № 2 имени Г.С. Мосина обеспечивает проведение индивидуального отбора поступающих из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов (далее вместе – поступающие с ограниченными возможностями здоровья) с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности).
2. МАУК ДО ДХШ № 2 имени Г.С. Мосина по мере возможностей создает материально-технические условия для беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в здание, аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях.
3. Индивидуальный отбор поступающих с ограниченными возможностями здоровья может быть организован в зависимости от их индивидуальных особенностей как в отдельной аудитории, так и совместно с другими поступающими.
Количество поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории при проведении индивидуального отбора не должно создавать для поступающих трудностей при выполнении творческих заданий.
Допускается присутствие в аудитории во время проведения индивидуального отбора ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь поступающим с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, общаться с преподавателями, проводящими индивидуальный отбор и др.) из числа работников МАУК ДО ДХШ № 2 имени Г.С. Мосина или привлеченных лиц.
4. Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения индивидуального отбора.
5. Поступающим с ограниченными возможностями здоровья в случае необходимости может быть увеличена продолжительность выполнения творческих заданий.
6. Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут при выполнения творческих заданий пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями.
7. При проведении индивидуального отбора обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих:
7.1. Для слабовидящих обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс; при необходимости обеспечивается наличие увеличивающего устройства для выполнения задания, возможно также использование собственных увеличивающих устройств.
7.2. Для слабослышащих при необходимости обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования, возможно также использование собственной звукоусиливающей аппаратуры индивидуального пользования.
8. Условия, указанные в настоящем разделе, предоставляются поступающим с ограниченными возможностями здоровья на основании наличия в заявлении о приеме сведений о необходимости создания соответствующих специальных условий.
9. Особенности проведения индивидуального отбора поступающих с ограниченными возможностями здоровья (проведение испытания в отдельной аудитории, присутствие ассистента, использование необходимых технических средств, другие условия) определяются приемной комиссией индивидуально в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источник
Рекомендации по выбору профессии для детей с ограниченными возможностями здоровья
Содержание этой страницы
При завершении обучения очень часто возникает проблема в выборе профессии не только у обычных школьников, но и у ребят с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей выпускникам коррекционных школ очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об оказании им помощи в выборе учебного заведения.
Представления о выбираемой профессии у подростков, как правило, носят практическую направленность, что связано с характером трудового обучения в школе и с уже приобретёнными трудовыми навыками и умениями. Однако при этом школьники с ограниченными возможностями здоровья отдают явное предпочтение таким недоступным для них специальностям, как программист, юрист, врач и т. д. Постепенно они начинают отдавать предпочтение доступным для них производственным профессиям (швея, столяр, слесарь и т. п.).
Осознанный выбор профессии возможен только в результате личностного самопознания, социальной направленности. Одна из трудностей приспособления выпускников коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они себе дают, их притязаниям. Поэтому, важной стороной подготовки к труду и самостоятельной жизни школьников с интеллектуальной недостаточностью является воспитание у них адекватной оценки своих возможностей выполнения конкретной работы в том или ином производстве. Незнание собственных возможностей и того, какие качества требуются для овладения той или иной профессией, может усугубить трудности последующей социально-трудовой адаптации. Одной из причин социально трудовой дезадаптации является осложнённость интеллектуального дефекта различными нарушениями поведения, расстройствами влечений, несформированностью личностных качеств.
Профессиональное самоопределение подростков с ограниченными возможностями здоровья затруднено в связи с бедностью жизненного опыта, ограниченностью знаний, неточностью понятий, представлений, незрелостью чувств, интересов, неадекватностью самооценки. Таким образом, видно, что у таких учащихся недостаточно сформирована профессиональная направленность, на выбор будущей профессии нередко оказывают влияние зачастую случайные факторы.
Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить её на опекунов и приёмных родителей. На вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — он отвечает: «Не знаю», «Мне все равно» — или вообще избегает разговоров на эту тему. Однако часто замещающие родители и сами затрудняются ответить на вопросы, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Некоторые из них строят мифы относительно будущего своих подопечных детей, обсуждают с ними профессии, которые не доступны детям в связи с их особенностями. А часть родителей негативно относятся к учёбе ребёнка в «специальной школе» и практически машут на его будущее рукой: «Да что с него взять? Да кем он станет?» Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися коррекционной школы становится влияние родителей.
Замещающие родители, занимающиеся трудоустройством своих подопечных, в выборе профессии часто руководствуются несущественными мотивами, в то время как индивидуальные психофизиологические особенности ими не учитываются. Самая главная ценность – это здоровье и благополучие ребёнка. А это возможно лишь тогда, когда требования, предъявляемые к ребёнку, соответствуют его здоровью и способностям.
Опекунам и приёмным родителям необходимо обладать специальными компетенциями для оказания поддержки в принятии подопечными верного решения в выборе профессии:
знание индивидуальных особенностей детей, наличие представлений о мире профессий для людей с ОВЗ, знание результатов трудового обучения и трудовой подготовки подростка, наличие значимых мотивов и потребностей, интерес к личностному профессиональному развитию своих детей;
ориентация родителей на диалоговое, бесконфликтное общение с детьми;
активная жизненная позиция в выборе профессии, интеграции в общество, планирование профессиональных и жизненных перспектив;
умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в своем профессиональном становлении и выборе своего ребёнка.
При оказании помощи подростку в выборе профессии рекомендуем замещающим родителям руководствоваться следующими правилами:
Проанализировать вместе с подростком три основных фактора, чтобы найти оптимальные варианты и реализовать план по получению им профессии в действие:
Первый фактор «Хочу» — помочь подростку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый рабочий день.
Второй фактор «Могу» — познакомить ребёнка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии, учесть состояние здоровья.
Третий фактор «Надо» — обсудить с подростком, насколько реально найти работу по выбранной профессии, в каких учебных заведениях можно получить интересующую его специальность.
Обозначить несколько альтернативных вариантов профессионального выбора, подобрать несколько учебных заведений.
Оценить вместе с подростком достоинства и недостатки каждого варианта.
Помочь исследовать шансы его успешности в каждом выборе и просчитать последствия каждого варианта.
Продумать вместе с ребёнком запасные варианты на случай затруднения в реализации основного плана.
Список учебных заведений, осуществляющих подготовку по программам профессионального обучения для лиц с ограниченными возможностями здоровья (в соответствии с приказом министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края № 4869 от 29.11.2019)
№ п\п
Учебное заведение
Специальность
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский информационно-технологический техникум»
г. Краснодар, ул. Московская, 81 (1 корпус)
Источник
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОТБОРА ПОСТУПАЮЩИХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
специалист в области арт-терапии
ОБ ОСОБЕННОСТях ПРОВЕДЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОТБОРА ПОСТУПАЮЩИХ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Подготовила: Нигреева О. А.
директор, преподаватель МБУ ДО ШИ № 2
г. Жигулевск, 2020 год
1. Настоящее Положение об особенностях проведения индивидуального отбора поступающих с ограниченными возможностями здоровья (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказом Минпросвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» .
2. Положение устанавливает порядок приема на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам в области искусств, а также определяет особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов
3. Родители (законные представители) детей с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательное учреждение (далее – Учреждение) кроме документов, указанных в Правилах приема обучающихся на дополнительные общеобразовательные предпрофессиональные и общеразвивающие программы (далее – Правила приема), предоставляют также заключение психолого-медико-педагогической комиссии, подтверждающее принадлежность поступающего ребенка к соответствующей категории.
4. Дети с ограниченными возможностями здоровья проходят отбор по дополнительным общеобразовательным предпрофессиональным и общеразвивающим программам в форме прослушивания (просмотра творческих работ) и собеседования, позволяющих определить наличие, уровень музыкальных и творческих способностей детей, а также некоторых индивидуальных качеств, с учетом, при необходимости, особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких поступающих.
5. При проведении индивидуального отбора поступающих с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается соблюдение следующих требований:
— индивидуальный отбор проводятся в одной аудитории совместно с поступающими, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для поступающих при прохождении индивидуального отбора;
— допускается присутствие в аудитории во время проведения индивидуального отбора ассистента, оказывающего необходимую техническую помощь поступающим с ограниченными возможностями здоровья с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, общаться с преподавателями, проводящими индивидуальный отбор и др.) из числа работников Учреждения или привлеченных лиц;
— обязательное присутствие родителей (законных представителей), оказывающих поступающим необходимую помощь с учетом их индивидуальных особенностей;
— поступающих с ограниченными возможностями здоровья могут при выполнении творческих заданий пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями;
— поступающим с ограниченными возможностями здоровья обеспечивается возможность беспрепятственного доступа в аудитории, туалетные помещения;
— поступающим с ограниченными возможностями здоровья в случае необходимости может быть увеличена продолжительность выполнения творческих заданий.
6. Дополнительно при проведении вступительных отборов обеспечивается соблюдение и других требований в зависимости от индивидуальных особенностей поступающих с ограниченными возможностями здоровья.
7. В остальной части порядок приема и проведение вступительных испытаний для детей с ограниченными возможностями здоровья регламентируется Правилами приема на предпрофессиональные и общеразвивающие общеобразовательные программы в Учреждение.
Особенности организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов
1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов Учреждение организует образовательный процесс по дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся.
Источник
Статья на тему «Профориентация детей с ОВЗ»
специалист в области арт-терапии
Профориентация детей с ограниченными возможностями здоровья
Современные экономические и социальные условия предполагают постоянный мониторинг проблем профессиональной ориентации несовершеннолетних. Стало нормой такое социальное явление, как неоднократная смена профессии человеком на протяжении всего периода жизни. Полученное образование не гарантирует дальнейшее трудоустройство, успешную профессиональную самореализацию, карьеру. В связи с этим, выпускники образовательных учреждений не видят для себя ясного жизненного пути, неадекватно оценивают свою профессиональную перспективу. Всё это определяет актуальность проблемы подготовки подростков к дальнейшему жизненному определению, их ориентирование на востребованность профессий и свои реальные возможности в выполнении какого-либо вида труда.
Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс. Особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья.
Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, ценностно-нравственных ориентиров и потребностей общества, успешная интеграция в социум.
Факторы, которые необходимо учитывать при организации работы с подростками, имеющими особенности здоровья:
состояние здоровья, соотнесение его с требованиями профессии;
знание своих личностных особенностей, возможностей и способностей;
информированность о профессиональных деятельностях для дальнейшего выбора той профессии, которая соответствует индивидуальным способностям и возможностям.
Формы и методы профессионально ориентационной работы с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии:
профессионально – ориентационные беседы;
экскурсии на предприятия, в профессиональные учебные учреждения, в службу занятости;
встречи со специалистами;
участие в «днях открытых дверей»;
участие в конкурсах.
Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с характером течения заболевания. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за объективных ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. Чтобы сделать осознанный выбор, подростку важно уметь анализировать свой характер, знания, умения, навыки и способности. Знание достоинств и недостатков своей личности составляют предпосылку успешного выбора и овладения профессией. Познание своих способностей, адекватная самооценка возможностей придает профессиональному самоопределению более осознанный и целенаправленный характер.
Поэтому особое внимание должно уделяться:
— комплексной диагностической оценке возможностей ребенка овладеть теми или иными видами профессиональной деятельности;
— развитию наиболее универсальных умений, навыков и качеств, которые необходимы для профессиональной (трудовой) самореализации;
— формированию таких интересов и установок, которые максимально ориентируют именно на показанные профессии.
С учетом психологических и возрастных особенностей детей можно выделить следующие этапы профориентационной работы:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях; приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Первичная психологическая диагностика позволяет определить так называемые «стартовые возможности» ребенка: его интеллектуальное развитие, самооценку, уровень притязаний, и пр.
Чтобы помочь детям и подросткам осознать свои личные возможности, связанные с профессиональным самоопределением, используются комплексные развивающие занятия. В структуру таких занятий входят игры и упражнения, например, «В детстве я хотел быть…», «Сочинение о профессии», «Лучший мотив», «Человек – профессия», «Угадай профессию», которые выявляют степень самосознания и самооценки, психолого-педагогические проблемы профессионального выбора, идеальные и реальные представления о профессии, о своих личностных качествах, необходимых для неё.
Профессиональная мотивация старших ребят нередко обусловлена ситуативными обстоятельствами и внешними признаками, что проявляется в выборе профессии по принципу её престижности среди сверстников, высокой зарплаты и комфортности выполнения, подразумевающие хорошие условия труда. Среди перечисляемых профессий наиболее часто встречаются следующие: «компьютерщик», «программист», «управленец», «специалист МЧС» и т.п. Профессии рабочей сетки практически не отмечаются как по причине малой осведомлённости детей в этой области, так и по причине их непрестижности и тяжелых условий труда. В целях заполнения такого пробела необходимо организовывать встречи с представителями предприятий, где можно познакомиться с рабочими профессиями, условиями труда, а также с правилами трудовой и корпоративной дисциплины.
На занятиях в форме бесед, тренингов, просмотра и обсуждения фильмов подростки получают знания о современном рынке труда, его потребностях в кадрах, о слагаемых профессиональной карьеры, о своих правах и обязанностях в сфере трудовых отношений, возможностях и путях приобретения профессионального образования.
Психологическая готовность подростков к выбору профессии осуществляется в процессе консультации: ранняя детская консультация (перспективная), профконсультации и профориентация учащихся 2 ступени обучения (10-14 лет) с целью расширения кругозора, профконсультации в школе, консультация школьников старших классов (9-11 кл.), содействие выбору, помощь абитуриенту.
В комплекс профориентациионных мероприятий для выпускников входят также экскурсии в учебные заведения, участие в ярмарках рабочих мест. Немаловажное значение оказывает сотрудничество с Центром занятости населения (ЦЗН) города. В течение года, совместно с ЦЗН г. Таганрога проводятся консультации по содействию и уточнению выбора профессии, помощи абитуриенту. Специалисты ЦЗН тестируют детей, выявляя наклонности каждого с выдачей ему рекомендаций по определению вида будущей профессии, а также помогают получить информацию о востребованных профессиях в области и городе в настоящий момент и в перспективе. Деятельность социального педагога в этот период направлена на развитие у подростков понимания реальности выбора, обеспечивающего им трудовую занятость по окончании колледжа, ВУЗа. Проявить свои способности и профессиональные склонности дети могут, принимая участие в конкурсах профессиональной направленности.
Уровень психического развития детей и подростков с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и степени выраженности первичного нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания. Диапазон различий в развитии детей и подростков с ОВЗ очень велик. Эти особенности осложняют профориентационную работу. Сложности возникают как на этапе подбора методов диагностики, так и при выборе профиля профессиональной подготовки. При организации и проведении профориентационной работы необходимо учитывать, что младшие подростки с ОВЗ характеризуются повышенной утомляемостью, а старшие — более энергичны. У младших подростков еще не завершилась перестройка организма, а старшие уже адаптировались к произошедшим в их организме биологическим и гормональным изменениям. Младшие подростки стремятся подражать сверстникам– быть как все, а старшие – выделиться, отличаться от товарищей.
Профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:
1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.
Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов, обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности .
В профессиональной ориентации детей с ОВЗ необходимо использовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Преобладать должны индивидуальные формы работы. Профориентационной работе должно предшествовать ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики подростка, а также учитываться специфика его основного нарушения.
В работе с подростками с ОВЗ нужно придерживаться определенных принципов:
умения проявлять эмпатию, рефлексию, приятие;
терпимости и уважения по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждами опасениям;
безоценочного принятия суждений подростков с ОВЗ;
готовности к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами и др.).
Необходимо учитывать, что подростки с ОВЗ очень чувствительны не только к содержанию, но и к форме любого высказывания. С результатами профдиагностики подростков с ОВЗ нужно начинать знакомить с позитивной информации, для того чтобы эмоционально расположить их к восприятию сведений об ограничениях в сфере выбора профессий. Ту информацию, которая может вызывать негативные эмоции и чувства, можно дать в середине общения.
В процессе профориентации важным моментом является формирование у подростков с ОВЗ профессионального выбора и мотивации к деятельности, адекватной их возможностям, так как они испытывают трудности следующего характера:
из-за ограничений в познании окружающего мира часто недостаточно сформированы их представления о видах профессиональной деятельности;
ориентация на получение престижных профессий может затруднить трудоустройство из-за высокой конкуренции на рынке труда;
составление профессиональных планов затруднено из-за дефицита специализированных учебных заведений, позволяющих получить избранную профессию.
Учитывая эти особенности, необходимо соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенным с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Кроме того, подросток должен осознавать перспективы самореализации в будущей профессиональной деятельности.
При выявлении профессиональных способностей необходимо учитывать ряд факторов:
1) скрытый характер некоторых профессионально важных качеств, проявляющихся только в деятельности;
2)отсутствие внутренних критериев оценки собственной личности, способностей, успехов и неудач, ориентация в основном на внешние оценки;
3) недостаточный уровень самосознания подростка, неустойчивость эмоционального состояния, неадекватная самооценка;
4) недостаток жизненного опыта и достоверной информации о мире профессий и рынке труда.
Квалифицированная помощь в выборе профессии и планировании карьеры – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов, важно на протяжении всего периода профориентации корректировать профессиональные планы каждого ребенка в соответствии с его возможностями; на основе корректировки профессиональных планов целесообразно проводить психолого-педагогическую работу по воспитанию качеств, необходимых для овладения той или иной профессией. Основная задача методик заключается не только в диагностике, но и в развитии функций, необходимых для освоения профессии.
Показателем успешности работы будет сформированность социальной компетентности, т.е. достаточного уровня социальной готовности позволяющего быть конструктивными в основных сферах деятельности личности к активной жизни в обществе после выпуска, а также устойчивость позиции каждого из выпускников в выборе дальнейшего профессионального маршрута.
2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. -М., 1995.
3. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. -Казань, 1969.
4. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. -2010. -No 1.
5. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. -М., 2006.
6. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. -М., Академия, 2012.
7. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – М; 1990.
8. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996.
9. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012.