Меню

От куда произошло здоровье

Здоровье. Недеревянная этимология

Этимологию слова «здоровье» связывают с деревом. Мол, человек «такой же высокий, сильный, крепкий». А много ли таких видели? Может мы, как те обезьяны из анекдота, взяли не те качества? Деревья, ведь и неподвижные, и не очень гибкие, только, когда совсем молодые, и вовсе не пластичные. Давайте покопаемся в «корнях», может что-то и откроется.

Когда я вслушивалась в слово «здоровье», то ощущала, что что-то с чем-то соединяется, но не могла понять. В русском языке любое соединение начинается с буквы С, а тут — З? И, как подсказал мне украинский язык, значения этих двух букв одинаковы, к какой бы части речи они не относились. З’єднання — Соединение, Зійшлись — Сошлись, З часом — Со временем. Оказывается, на древнерусском было — съдоровый, а на старославянском — съдравъ, действительно, с буквой С. И, даже, совсем недавно, во времена В. Даля, в одном и том же слове ДОР была приставка С и З – Сдор, Здор (сдер,сдирать). Но каким образом сопоставляются здор и здоровье, если они больше походят на противопоставление? Если сравнить два процесса – «снимать» и «сдирать», то разница — в приложении силы. Или слова «поДОРвать» и «ДЕРжать»? Тут явно используются дополнительные энергоресурсы.

Теперь рассмотрим, что с чем соединяется. Здесь несколько подсказок. Когда в слове есть – ОРО-, то это указывает на круговОРОт, вращение, непрерывность. Например, товарообОРОт, водовОРОт, вОРОта. А если к этим буквам присоединяется Д, то выходит ДОРО, что на греческом поДАРОк. Кстати, в словаре Даля тоже сохранилось слово с аналогичным корнем ДОРить — дарить, подарить. Но, о подарках поговорим позже. Корень ВЬЕ – вьется. Из слова «не здороВИТСЯ» отчетливо видно, что нет соединения с тем, что приводит к вращению, циркуляции, к ВИТе – жизни.

Но, самый главный слог в слове здоровье – это ДОР, он же ТОР (оТОРвать – поДОРвать). Проследим эти процессы в других словах.
Если уДАРить по осиному гнезду палкой, то насекомые разбуДОРажатся или расТОРмашатся? Здесь уДАР – это ДАРование ДРугой, не свойственной им вибрации. Но, как говорится, «ДАРеному коню в зубы не смотрят». А если ДАРование нравится, то испытывают РАДость, РАД – обратно ДАР.

Выясним, что такое дОРО, почему оно считается поДАРком. Буква Р стоит между буквами О. ОРО – это как безостановочный процесс полива — ОРОшение , как течь – течение, как река – речение. Например, все пОРОсло ТРАвой, кусТАРником. Это тоже ТОРы. Но, чтобы появилась ТРОпинка, нужно приложить больше усилий – проТОРить, или применить инструмент ТОР – нож, по словарю Даля. То есть, для ускорения, улучшения или облегчения привлекается дополнительная сила. Дина на греческом языке – сила, мощь, могущество, потенциал, способность. И получается, к ОРО подключается сила Д и выходит ДОРО – ДОРОванная, ДАРмовая . Подарочная сила может приходить от инсТРументов, а может непосредственно из просТРАнства. Очень хорошо это видно по штангистам и певцам. Они, примерно одинаково, «укореняются» в стойке и перед рывком или затягиванием мощных нот, производят захват-забор энергии достаточной для реализации цели.

Рассмотрим пример. Течет река и по ней сплавляют лес. Какое-то бревно застопорило поток и сплавление остановилось. Получился заТОР. Вся древесина оказалась за ТОРом. Но река не изменилась, ее течение не остановилось, она не начала переполняться и вытекать из берегов и с ней ничего не произошло. А что же тогда? В физике есть слово роТОР — означает вихрь. ТОРнадо – это очень большой вихрь. Выходит, что сплав леса оказался без вихревого потока. Сработал принцип якоря.

А вот противоположный случай. Когда-то я стояла на железнодорожном перроне, и в это время проезжал скорый поезд без остановки. Создавшийся вихрь так меня закрутил, что чуть не стянул с платформы. Я оказалась в ТОРе, от французского слова «ТОРсион» – кручение.

Дальнейшие исследования привели меня к мысли, что слово «здоровье»- это не совсем существительное. Если слово ДАР употребить аналогично, то будет ДАРОВЬЕ, а если РОД, то РОДОВЬЕ? Но таких слов нет. А как просклонять то, что вьётся? С дора вьётся, а звучит как здоровьеца. Смотрим в словаре В. Даля: «Каково ДОРОгое зДОРОвьеце ваше?» — другими словами — каково ДОРоГОе –вращающее движение, С ДОРа – с ТОРа, ВЬЕ-вьющееся, Це — энергия, а в двух словах – это вращение вьющееся.

От глагола РАД — существительное РАДОСТЬ и от ЗДРАВИЯ, должно быть ЗДРАВОСТЬ, ЗДОРОВОСТЬ. Выходит, что зДОРовость физического тела находится в ОСТИ, а ОСТЬ – это позвоночник. Латинский язык подтверждает — DORsum — спина, хребет. Но как держать в здравии физическое тело? Все подсказки находятся в словах! Их только нужно увидеть.

Приближаясь к развязке, хочется выяснить про букву О, которая стоит между ДОР и ВЬЕ. Берем аналогичное – «верховье». «Верхняя, близкая к истоку часть реки, а также прилегающая к ней местность». Местность — отпадает сразу, так она не обладает текучестью, а река – подходит, можно сказать, что вьется. Так вот буква О – соединение двух возможностей. А что в нашем испытываемом слове? ВЬЕ соединилось С ДОР. Но, если у реки можно увидеть этот исток, а как можно увидеть его у человека? И где он находится?

Переходим к сакральному. Уже никому не секрет, что у человека имеются энергетические органы, на санскрите называемые «чакрами» (круг, колесо, диск). По своему строению они являются воронками, расположенными вдоль позвоночника, преобразующими энергии. Чакра – это и есть то место, где находится здоровье. С ТОРсионного поля — ДОР , в месте соединения О – чакре, происходит ТРАнсформация энергии, и ВЬЕтся – растекается, распределяется по всему организму. Негативные мысли и переживания служат палками в чакральных колесах, постепенно замедляют их работу, а со временем останавливают подачу энергии полностью. Не зря в английском языке слово, означающее заТОР – это еще и мертвая точка.

Источник

Происхождение слова здоровый

Здоро́вый. Образовано префиксальным способом от общеславянского существительного dorvъ — «дерево». Исходное значение — «подобный дереву, такой же высокий, сильный, крепкий». Таким образом, здоровый, дерево, дрова — слова, восходящие к одной основе.

Здоровый. Древнерусскоесъдоровый. Старославянскоесъдравъ. Слово произошло от существительного «dorvo» — дерево. Буквальное значение — «похожий на дерево». В древнеиндийском языке встречается слово «daru», что в переводе означает «полено». Здоровый — «не страдающий заболеваниями, не имеющий отклонений в физическом развитии (для человека)». Родственным является: Словенское — zdrava (здоровый). Производные: здоровье, выздороветь, здороваться.

Здоро́вый. Представляете ли вы себе буквальное значение этого слова? Некогда оно могло быть понято как «сделанный из хорошего дерева», «крепкий, как деревяшка». Оно связано со словом «дерево» через древний корень «дорв-», «дерв-».

Читайте также:  Как делать письмо здоровья

здоро́вый, здоро́в, -о́ва, нар. здо́рово, укр. здоро́вий, др.-русск. съдоровъ, ст.-слав. съдравъ ὑγιής, болг. здрав, сербохорв. здра̏в, здра̏ва, словен. zdràv, zdráva, чеш., слвц. zdravý, польск. zdrowy. || Праслав. *sъdorvъ, где su «хороший» (Бодуэн де Куртенэ, Stud. Brückn. 221 и сл.) и *dorvo-, связанного чередованием с де́рево, т. е. «из хорошего дерева»; см. Остхоф, Раrеrgа 121 и сл.; Клечковский, Baudouinowi dе Courten. 175 и сл.; Бернекер 1, 214; Траутман, ВSW 53; Френкель, Мél. Реdеrsеn 444 и сл. Ср. др.-инд. dā́ru «полено», авест. dāru «бревно, дерево», греч. δόρυ «дерево, копье», гот. triu «дерево», греч. δροόν· ἰσχυρόν (Гесихий) и т. д. Ср. значение нем. kerngesund «совершенно здоровый»: Kern «зерно, сердцевина», лат. rōbustus «дубовый, крепкий, здоровый» — от rōbur «древесина дуба, дубовое дерево»; ср. у Мельникова русск. здоровенный. ровно из матёрого дуба вытесан (3, 335). Менее вероятно сравнение *dorvъ с др.-инд. dharúṇas «поддерживающий», dhāráyati «держит, несет, подпирает», лат. firmus «крепкий, сильный» (Мейе, МSL 9, 142; Ét. 88; Мейе-Эрну 409; против см. Френкель, там же; Бернекер, там же). От этих слов нужно отделять др.-русск. сторовъ «здоровый» (Срезн. III, 521), в.-луж., н.-луж. strowy (вопреки Траутману, ZfslPh 8, 442). См. сторов. [Маловероятно объяснение Ондруша («Jazykovedný čаsорis», 9, 1958, стр. 147 и сл.) из и.-е. *solu̯os / *soru̯os «целый»; ср. лат. salvus, греч. ὅλος. — Т.]

Здоро́вый. Общеслав. Первоначальное *sъdorvъ (> здоров после развития полногласия or > оро и озвончения s перед d в з после падения редуцированных) является преф. производным от *dorvo «дерево». См. дерево. Здоровый буквально — «похожий на дерево» (по высоте или / и крепости).

Источник

Здоровье

Этимология. Русский язык для нас

Этимология ⇒ Здоровье

Сообщение Андрей Львович » 17 мар 2010, 15:37

Найденная мною этимология слова «здоровье».
Оно образовано, по всей видимости, от глагола «даровать» у восточных славян, говорящих «окающим» говором. «Здоровье» — образовано от предполагаемой отглагольной формы — «даровье», в «окающем» варианте – «доровье». «З» добавлено для благозвучия или же это – озвонченная приставка «с» (парная звонкая – «з»). После образования в полногласной форме это слово пришло и к южным славянам, у которых была образована редуцированная форма – «здравие».
Аналогии: зима – зимовать – зимовье; гнездо – гнездоваться – гнездовье.
Таким образом, «здоровье» — это дар (даровье) Божий (Божие).

Мой оппонент на другом форуме утверждал, что никакого родства между «даром» и «здоровьем» нет, что «здоровье» – это полногласная форма от «здравие» и всё тут. И, поскольку форма «доровье» («даровье») не найдена им ни в каких источниках, то, стало быть, её не было вовсе.
Задам вопрос: разве нельзя путём аналогий найти предполагаемую исходную форму слова, даже если её нет в письменных источниках? Ведь переходная форма могла быть только в устной речи, и не закрепиться письменно.

Сообщение Саид » 17 мар 2010, 16:17

Аналогии работают только обоснованные, а не с бухты-барахры.

» З» — действительно приставка, но к основе, родственной дровам, дереву, драть.

Сообщение Андрей Львович » 18 мар 2010, 15:28

Сообщение Саид » 18 мар 2010, 17:25

Сообщение Андрей Львович » 19 мар 2010, 02:42

Сообщение Саид » 19 мар 2010, 14:12

Андрей Львович, не надо мою личность обзывать авторитетом: я всего лишь компилятор, да и то весьма посредственный, идей, принадлежащих другим. Но зато идей испытанных временем и подвергнутых перекрёстной проверке другими специалистами.

А задачу квадратуры круга никто не решит — хоть головой о стенку бейся, сколько ни бери логарифмов от мнимой единицы ;).

Сообщение Андрей Львович » 20 мар 2010, 02:17

Сообщение Саид » 20 мар 2010, 14:08

Это ко мне вопрос, Андрей Львович?

Во-первых, должен признаться, что беседовать с Вами мне стало невыразимо скучно.

Во-вторых, к языкознанию этот вопрос не имеет никакого отношения.

В-третьих, у Вас прицел немножко сбился: Вам необдуманно вздумалось задать этот вопрос отъявленному атеисту. Вы представляете, что я мог бы Вам сейчас наотвечать? 😉

Наконец, ладно, давайте посмотрим, что это всё же за дар.
Уже с самого своего рождения человек, даже самый здоровый, наделён некоторыми хворями, один меньше, другой больше. Бывает, этих хворей столько, что человек даже до своего рождения не доживает. Если же ему и повезёт, с каждым годом, днём, мигом его жизни его здоровье («нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы» © Кузнецов) становится всё менее и менее нормальным — до тех пор, пока генетически запрограммированно здоровья у него совсем не останется. Это — дар? Данайский, разве что.

(офтоп)
Вчера мне привелось послушать Джефа Хили ( Jeff Healey):

Парню в восьмимесячном возрасте удалили глаза, поражённые раковой опухолью. Но рак всё же его сразил, и ему трёх недель не удалось дожить до своего 42-летия. Это — дар? Весьма иронический, согласитесь. Печальная ирония ещё и в намёке на исцеление в его фамилии ( to heal — исцелять), а если бы в ней были ещё две буквы, её можно было бы перевести как » здоровяк» ( health — здоровье). Вот такой вот подарочек от Господа.

Источник

Здоровье: что это такое, откуда оно и зачем?

Данная статья не претендует на сугубо научную работу и предназначена в основном для провокации (стимуляции) широкого междисциплинарного, (межкультурного) обсуждения проблемы, которая касается сегодня каждого на протяжении всей жизни. Эта проблема существенно осложняется современным состоянием экономики, экологии, политики и технологии и проявляется тем сильнее, чем более развиты современные государства, чем более развита инфраструктура, медицина, наука, система образования! В систему здравоохранения развитых стран вкладывается всё больше средств, она становится самостоятельной отраслью экономики, а количество болезней всё растёт, а здоровых детей уже почти и нет, а рождается их всё меньше…

Современные критерии здоровья требуют коррекции в медицинском, социальном и духовном аспектах. Например, возникает необходимость добавить экзистенциальный взгляд на здоровье — на его смысл. Экзистенциальные аспекты здоровья сопрягаются с аспектами болезни, развития, зависимости. В данной статье рассматриваются следующие вопросы: определение феномена здоровья, функциональное назначение здоровья, факторы формирования здоровья, взаимосвязь здоровья с зависимостями и свободой.

Феномен здоровья. Функциональное предназначение здоровья

В ходе исторического развития, особенно в период расцвета европейской цивилизации, было дано множество определений здоровья, венцом которых можно признать формулировку ВОЗ: «Здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов« (Преамбула к Уставу ВОЗ, от 7 апреля 1948 г.). Важно, что определение было дано в период расцвета различных «компенсаторных» способов получения «благополучия, счастья» — расцвета алкоголизма, наркомании, табакокурения, распространения вещизма, рок-музыки и многих других видов токсических и поведенческих зависимостей!

Сегодня «расцвет» западной цивилизации практически неразрывно связан с расцветом различных форм «заместительной», аддиктивной по своему существу деятельности, целью которой является компенсация накапливающегося неблагополучия, несчастья, несвободы, а значит — глобального нездоровья. И этому никак не препятствуют различные поверхностные, демонстративные меры вроде запрещения курения, борьбы с наркоманией и тому подобные программы и акции! Поэтому, несмотря на все «успехи» современного здравоохранения, общий потенциал здоровья человека (и человечества) по оценкам многих специалистов всё время уменьшается.

Читайте также:  Проект по психологическому здоровью детей дошкольного возраста

Важным показателем в этом смысле является смена характера заболеваемости и смертности на протяжении последних 200 лет — от травм и инфекций (часто — эпидемического характера) к преимущественно хроническим, множественным, генетическим, трудно излечимым заболеваниям, оказывающим своё влияние на протяжении длительного времени и вовлекающим в эту сферу (своего обслуживания) множество людей. При этом хронические заболевания часто не препятствуют трудовой деятельности, которая не только намного легче физически, чем в предыдущие века, но и протекает часто в «тепличных» условиях, сопровождается различными мерами внешней поддержки, профилактического или реабилитационного лечения.

Ещё одним поразительным феноменом является спорт, особенно спорт высших достижений. В нём проблема здоровья извратилась до своей полной противоположности. Базируясь на физической культуре, основное предназначение которой (по определению) — развитие здоровья, спорт повсеместно приводит к травмам и хроническим болезням, к инвалидности не только физической, но и социальной, нравственной и даже нервно-психической.

В связи с этим необходимо как-то по-новому переопределить понятие здоровья. Слово «здоровье» по корню и значению праславянское — sbdorvb, давшее современное сло­во «здоров», образовано из приставки sb, имеющей такое же значение, как древнеиндийское su — «хороший», и основы dorvb — «дерево», «дуб». Первоначально прилагательное «здоровый» имело смысл: «из хорошего (крепкого) дерева«, «крепкий, как дуб«, «невредимый».

Современный термин, обозначающий науку о здоровье — «валеология», так же происходит от лат. validus — «сильный, здоровый», образованного от глагола valere — «быть здоровым, сильным» от праиндоевроп. «wal» — быть сильным. Отсюда «валидность» — адекватность, надёжность, приемлемость, правильность, а так же «инвалид» — от invalidus, бессильный.

Существующие подходы к определению здоровья, можно ранжировать в рядосновных концептуальных моделей определения понятия здоровья: медицинскую, биомедицинскую (физиологическую), биосоциальную (цивилизационную, экономическую) и ценностно-социальную (культурную, духовную) [1].

  • Медицинская модель предполагает такое определение здоровья, которое содержит по преимуществу лишь медицинские признаки и характеристики здоровья, отражающие наличие тех или иных патологий, вызывающих страдание (патос), требующих внешнего профессионального (медицинского) вмешательства для компенсации и препятствующих эффективному социальному функционированию.
  • Биомедицинская модель (скорее биологическая, физиологическая, даже психофизиологическая) рассматривает здоровье как отсутствие у человека органических и/или функциональных нарушений, позволяющих функционировать в пределах «видовой» нормы реакции, адаптации. Кроме этого включается критерий наличия субъективных ощущений нездоровья. В рамках этого подхода чаще всего используется концепция стресса (Г. Селье) в широком смысле. В дальнейшем сформировалось представление о донозологических, пограничных состояниях, одним из пионеров которого был Р.В. Баевский [2]. Биологическая сущность здоровья заключается в способности биосистемы к самоорганизации через механизмы гомеостаза, адаптации, реактивности, резистентности и т.п.
  • Биосоциальная модель ориентирована в первую очередь на требования, предъявляемые к человеку со стороны экономики, производства, государства. В понятие «здоровье» данная модель включает биологические и социальные признаки, позволяющие использовать человека как элемент социальной машины, цивилизации, степень его соответствия условиям профессиональной и, в целом — индустриальной среды. Эти признаки иногда рассматриваются в единстве, но при этом приоритеты отдаются социальным признакам. Сюда входит представление о здоровье спортсменов, космонавтов и представителях других экстремальных профессий.

Хорошим примером в этом смысле является выступление Брижит Тобес «Право на здоровье: теория и практика» (ВОЗ, 2006), где она связала понятие «здоровье» с понятием надёжности: «Как бы ни подходили учёные к определению понятия здоровья, основной их интерес сосредоточен на выявлении тех механизмов, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность организма, его надёжность как биологической системы. Понятия «здоровье» и «надёжность» в этом смысле очень близки. И в том, и в другом случае предполагается отсутствие каких-либо значимых нарушений в функционировании организма и составляющих его частей. Немало общего и в способах восстановления утраченной нормы…»

  • Ценностно-социальная модель, в пределе — «религиозная», духовная, признает здоровье одной из базовых человеческих (культурных, религиозных, духовных) ценностей, необходимой предпосылкой для полноценной жизни, для удовлетворения духовных, материальных потребностей индивида, для его развития. Этой модели в наибольшей степени соответствует определение здоровья, сформулированное ВОЗ. В данном направлении идёт развитие представлений различных философско-мистических и боевых школ (йога, аюрведа, дзэн, у-шу и т.д.). Сюда же примыкают современные разработки, ведущиеся как отдельными исследователями, школами, так и в рамках военных исследований.

Из приведённых определений с очевидностью следует, что только последняя модель здоровья может серьёзно рассматриваться, если мы говорим о Человеке (с большой буквы), т.е. о субъекте своей жизни, о Self, обо всём, что начинается с «само-«. Только при использовании последней модели можно говорить о перспективах существенного снижения социальных затрат на различного рода компенсации и увеличение возможностей человека, его личной, социальной и даже биологической эволюции. В качестве примера, иллюстрирующего данную иерархию моделей, хочется привести одну классификацию, которую я услышал на одном курсе переподготовки: «Существует три типа людей: еловек, человек и Человек«.

В соответствии с тенденциями современной научной мысли человек может рассматриваться как сложная многоуровневая саморазвивающаяся, эволюционирующая целостность в составе громадного количества больших целостностей (но и содержащая как элементы множество более мелких целостностей). Такой подход позволяет применять как самые современные научные модели (квантовая теория, синергетика, теория хаоса и фрактальный подход, нелинейная термодинамика и теория систем…), так и интегрировать их с достижениями альтернативных гностических концепций (например — интегральная психология К. Уилбера).

Одной из наиболее близких концепций к семантическому значению слова здоровье (древо), является концепция «древа жизни и древа познания«, используемая например в «адамических» религиях, особенно в их гностических вариантах (каббала и др.). В этой концепции основным семантическим ядром является понятие «развитие». Для реализации такого подхода на сегодняшний день есть множество средств — как в блоке естественных наук, так и в блоке гуманитарных и синтетических наук (не говоря уже об упоминавшихся ранее учениях). Этому в значительной мере способствует перенос центра тяжести при рассмотрении человека к глобальным подходам — ноосферизм, антропный принцип в космологии, интеграция с традиционными (восточными) системами человекознания.

Бурное развитие в ХХ веке различных направлений психологии, психотерапии, синтетических направлений (психофизиология, нейропсихология, психосоматика, НЛП когнитивная наука и т.д.) породило существенно отличный от прежнего взгляд на законы и этапы развития человека и на критерии его здоровья. На сегодня, с учётом различных подходов к здоровью, данный феномен можно определить как «процесс развития возможностей человека в области построения взаимоотношений со средой, предполагающий формирование многоуровневой целостности«.

Исходя из сказанного, можно утверждать, что основным смыслом здоровья является формирование спектра взаимодействий с окружающим миром, соответствующих различным уровням иерархии мира, формирование иерархии функциональных систем. Ранее мы уже рассматривали один пример такой иерархии моделей. Другим вариантом может быть мотивационно-потребностная модель интенций поведения человека П. Симонова [3]. Согласно данной концепции выделяются три базовых уровня потребностей, инстинктов, формирующих (ориентирующих) направленность деятельности (жизнедеятельности) человека (Табл.). В нашем случае используется модифицированный вариант, в котором усилен компонент фрактальности, подобия иерархических уровней.

Читайте также:  Вред здоровью при переломе большеберцовой кости

Рассматривая преимущественно биологические аспекты, можно утверждать, что назначение здоровья — адаптация к факторам среды, осуществление основных биологических функций (инстинктов). Совершенно очевидно, что такая модель недостаточна для описания здоровья человека, хотя многие наши современники пытаются её реализовать, основываясь на гедонистической интенции. Человек, характеризующийся только биологическими (физиологическими, физическими, медицинскими) показателями здоровья — «еловек«, не может считаться здоровым не только среди людей, но даже среди животных, т.к. утерял уже большинство естественных инстинктов (смотри «настоящих маугли»).

Социальные взаимодействия предполагают существенное расширение масштаба и сложности биологических интенций, переводя их на новый уровень! Социальная адаптация, развитие предполагает уже другие показатели, другой тип взаимодействия «человека«. Социальное здоровье предполагает, с одной стороны, возможность компенсации и гиперкомпенсации дефектов биологического здоровья, а с другой — формирование существенно более сложных функциональных систем, деятельностей, ценностей с более полным включением потенциала биологического здоровья.

Тем не менее, некритичное использование «социальных» показателей здоровья может существенно деформировать не только ценности личности, её деятельность, но и биологическое здоровье. Это связано с существованием в социуме множества реальностей, точнее — «шизореальностей», которые символизируются соответствующими «симулякрами» — бессодержательными стимулами, образами [4]. Значительное количество таких шизореальностей приводит человека в зависимое состояние, что сопровождается нарушениями течения различных психических процессов, изменением психического состояния, ухудшением здоровья из-за бессмысленности, противоречивости деятельности.

Наибольшее расширение масштаба и сложности взаимодействия с Миром достигается в случае наличия духовных интенций, когда формируется «Человек«: «Человек — это звучит гордо» (Горький), «Гением становится человек, узнавший своё предназначение» (Гёте), «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…» (Быт. 1:26). Существенное преобладание духовных ценностей над остальными создаёт гораздо больше разнообразных возможностей для реализации собственного потенциала, развития собственных свойств, для формирования многомерных функциональных систем, многомерной целостности.

Развитие по такому варианту позволяет не только компенсировать дефекты здоровья более низких уровней, но и создаёт совершенно новые возможности развития необычных способностей. Эти возможности хорошо отражены в различных религиозных системах, в йоге, в мифах, в сказках и обозначаются общим термином «сиддхи». Наиболее известны такие сверхспособности, как неуязвимость, знание множества языков, языков зверей и птиц, мудрость, предвидение, ясновидение, левитация, бессмертие…

Конечно, и на данном уровне присутствует множество шизореальностей и симулякров, что часто приводит к формированию зависимостей (например — метафизической интоксикации, одержанию и т.д.). Тем не менее, такой подход к здоровью исторически, идеологически более продуктивен и перспективен.

Факторы формирования здоровья

Таким образом, можно считать основными факторами развития (формирования, восстановления) здоровья избыточные (для других) направленности, интенции Человека:

  • адекватное мировоззрение, проявляющееся в виде способности формировать интегральную картину мира, гармонично сочетающее национальный фактор (соответствующий генофонду), культурные и религиозные мифы, образы искусства, цивилизационные модели и научные концепции;
  • ощущение себя свободным «для», что требует абсолютного принятия своей жизненной ситуации как естественной ситуации развития;
  • нацеленность на самопознание через познание Мира (принцип Гермеса Трисмегиста: «Что внизу, то и вверху, что внутри, то и снаружи…»);
  • вера в существование безграничных перспектив развития в бесконечном Мире;
  • творческое преобразование, формирование своего мира;
  • безусловная, Божественная любовь — ко всем формам, существам и их проявлениям в Мироздании.

Здоровье, свобода или наркомания

Поскольку одной из важнейших тем настоящей статьи и вообще в современной России является тема зависимостей, которые ярче всего проявляются в форме наркомании, хотелось бы отметить их связь с проблемой здоровья. Несмотря на то, что медицина и другие науки относят большинство зависимостей к патологиям, одним из существенных факторов их распространения в обществе является ощущение внутреннего подъёма, свободы, даже сверхвозможностей на пике взаимодействия с агентом зависимости [1]. У человека в состоянии (наркотического и не только) опьянения формируется специфическое виртуальное состояние сознания, в котором он ощущает мир более реальным и может много такого, чего ему и другим даже и не снилось [5].

Попытки интерпретировать зависимости как болезнь, как «вредные привычки», критиковать тягу к изменённому состоянию со стороны «рациональных» приверженцев здоровья, причём с точки зрения низших уровней потребностной иерархии (биомедицинского, социального), у самих зависимых вызывают иронию и пренебрежение. Особое недоумение на этом фоне вызывает официальная позиция Минздрава, который одновременно с критикой наркомании, алкоголизма, табакокурения практически посадил население на иглу множественной лекарственной зависимости, а алкоголь до сих пор является пищевым продуктом и его производство является важной статьёй доходов государства!

Нельзя забывать и о реальной позиции всей современной Российской цивилизации в отношении алкоголя. Несмотря на постоянные «наезды» на алкоголь, он уверенно сохраняет свою нишу в системе адаптивных средств, причём в значительной мере — и у самих медиков! Более того, с древнейших времён алкоголь, как и другие психотропные средства, символизировал освобождение, поиск «внутреннего пути», поиск самого себя на фоне обыденности, рутинной реальности, страданий и страхов (алкоголь — происходит от арабск. (al-kul), «порошкообразная сурьма», продукты возгонки; спирт — от лат. «spiritus», дух) [6].

Предлагаемые «обычные» меры борьбы с зависимостями не только лишают человека субъективного чувства свободы, но и ввергают в более завуалированные, неявные формы зависимостей, с помощью которых он вынужден компенсировать свою потребность во внутренней свободе. Социально одобряемые формы зависимостей, которыми предлагается заменить «вредные привычки», чаще всего воспринимаются зависимым человеком как принуждение, вызывают протест, страдание, ломку и дезадаптацию. Для того, чтобы пройти эту ломку, человеку необходимо совершить волевые сверхусилия над собой, на которые он чаще всего не готов в связи с личностной незрелостью, инфантильностью. А в состоянии абстиненции у зависимого человека тем более не хватает личностных, нравственных и психофизических ресурсов для преодоления зависимости.

Каковы же перспективы?

На фоне всё возрастающей в эпоху постмодернизма секуляризации, шизоидизации, рационализации, вульгаризации реальности единственным перспективным вариантом представляется формирование целостной, интегральной личности. Основным механизмом и символом, девизом данного процесса может быть перефразированное выражение Пауло Коэльо — Всегда чувствуй, думай, говори и делай одно!

С технологической точки зрения это может реализоваться в любой творческой деятельности, например — в ролевых играх, исторических реконструкциях, которые, по сути, являются гибридом театра, истории и жизни. Чем-то напоминает это и игровая деятельность в И-нете, волонтёрство, путешествия и даже жизнь в общинах, в целевых поселениях. Важнейшим моментом при этом является формирование духовности, идеологии, веры. В подобных условиях возможности развития человека становятся воистину безграничными, и заменители постепенно становятся не нужны!

Источник

Adblock
detector