«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада».
консультация (младшая группа)
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_faktory.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные факторы, способствующие укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада».
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Это обстоятельство налагает на членов семьи, и в первую очередь на родителей, особую ответственность. Часто знания родителей о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуальны и в этой связи не реализованы в повседневной жизни родителей.
Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Важное место в решении этих социально значимых задач занимает детский сад, который может выступить в роли своеобразного центра пропаганды здорового образа жизни, воспитания культуры семьи, формирования у родителей знаний, умений и навыков по различным аспектам сохранения и укрепления здоровья как детей, так и взрослых. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.
В основу работы положен технологический подход. Технологический подход в здоровьесберегающей деятельности позволяет систематизировать все компоненты педагогической деятельности и акцентировать внимание на ее результаты в образовательном процессе ДОУ. В качестве результата рассматривается не сумма усвоенной детьми информации об укреплении здоровья, а способность ребенка осуществлять здоровый стиль поведения. Под культурой здоровья понимается общая способность и готовность личности ребенка к деятельности по охране и укреплению здоровья, основанных на знаниях и опыте, которые приобретены в образовательном процессе ДОУ и семье.
Компетентность здоровьесбережения включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к здоровью и необходимых для качественной продуктивной деятельности по его сбережению. Это позволяет целенаправленно формировать культуру здоровья, основанную на осознании социальной ценности здоровья личности, идее ответственного отношения каждого субъекта образовательного процесса к своему здоровью.
Поэтому своей целью мы поставили повысить эффективность здоровьеориентированной деятельности в ДОУ путем создания, теоретического обоснования и практического применения модели формирования ценностей здорового образа жизни у дошкольников, с учетом их возрастных и индивидуальных возможностей, включающей адекватные технологии развития и воспитания.
Изучить и внедрить в практику работы ДОУ современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
На базе детского сада созданы условия для полноценного физического развития и оздоровления детей. Создана необходимая макро и микро среда. В детском саду функционируют музыкально-спортивный зал, физкультурная площадка. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями в каждой группе оборудованы физкультурные уголки: в них есть все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.
В «уголках здоровья» накоплен богатый материал: дидактические игры и пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены. Дети самостоятельно и под руководством воспитателя получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.
В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: занятия (уроки здоровья), игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.
Большое значение уделяется организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включается мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки и сказкотерапии.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
В нашем дошкольном учреждении выполняются следующие принципы рационального здорового питания детей: регулярность, полноценность, разнообразие, путём соблюдения режима питания, норм потребления продуктов питания и индивидуального подхода к детям во время приёма пищи. Ежедневно мы включаем в меню фрукты, соки, молоко. Для профилактики острых респираторных заболеваний в питание детей включаются зелёный лук, что позволяет добиться определённого снижения заболеваемости. Регулярно проводятся плановые медицинские осмотры детей с привлечением специалистов поликлиники. Результаты обследования учитываются медицинской сестрой, воспитателями, специалистами в работе с детьми.
Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей, используются как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями, такие как информационные бюллетени, буклеты, тематические выставки, оформляются информационные уголки здоровья, проводятся консультации, родительские собрания с привлечением медицинских работников.
Источник
Здоровье ребенка и факторы влияющие на здоровье дошкольника
консультация на тему
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_zdorove_rebenka_i_faktory_vliyayushchie_na_zdorove_doshkolnika.docx | 15.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Старший воспитатель МБДОУ детский сад № 7 «Кораблик»
Белова Ольга Константиновна
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ: «ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА И ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ ДОШКОЛЬНИКОВ».
Здоровье – это совокупность физических и психических качеств человека, которые являются основой его долголетия, осуществления творческих планов, создания крепкой дружной семьи, рождения и воспитания детей, овладения достижениями культуры. Здоровый и развитый ребёнок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера.
Много лет назад немецкий учёный М. Петенкофер писал: «…не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчёта, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаём цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых
превращаемся в больных».
Русская пословица очень ярко иллюстрирует эту мысль немецкого учёного: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – многое потерял, здоровье потерял – всё потерял».
Здоровье — это счастье! Когда человек здоров, все получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым. Но нужно уметь заботиться о здоровье. Если не следить за своим здоровьем, можно его потерять. Наша задача: научить не только сохранить здоровье дошкольника, но и укрепить его.
Факторы, влияющие на здоровье:
-соблюдение режима дня
-организация двигательной активности, длительность прогулки
-закаливание
-полноценное и рациональное питание
-условия жизни в семье
-полноценный сон
-выполнение культурно-гигиенических норм и правил
-т.е. здоровый образ жизни семьи
-влияние окружающей среды, экология
— наследственность
-уровень развития здравоохранения и образования и т.д.
В нашем детском саду педагоги используют различные здоровьесберегающие технологии (создают безопасные условия пребывания и обучения детей в ДОУ), в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями, решают задачи соответствия учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка. Их использование в образовательном процессе идёт на пользу здоровья воспитанников, защищает и сохраняет здоровье детей. В нашем детском саду используют следующие технологии:
-утренняя гимнастика
-физкультурные занятия в зале и на воздухе
-прогулка
-подвижные игры
-физкультминутки на занятиях
-гимнастика для глаз
-динамическая пауза
-артикуляционная гимнастика
-пальчиковая гимнастика
-релаксационная пауза
-корригирующая гимнастика после сна
-дыхательная гимнастика
-психогимнастика
-различные виды закаливания и т.д.
Кроме этого, в роли здоровьесберегающих компонентов выступают такие специальные меры по сохранению здоровья дошкольников, как:
— рациональный двигательный режим,
— разумное чередование умственной и двигательной нагрузок,
— соответствие времени проведения учебных занятий возрасту детей,
— смена на занятии различных видов деятельности.
Основы здоровья закладываются в семье, значит, вопросы воспитания здорового ребенка должны решаться в тесном контакте с семьей. Родители должны служить для своих детей примером во всём.
Помните, что здоровье ребёнка, прежде всего в ваших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информация для родителей о здоровье детей.
Здоровье — это счастье!Когда человек здоров, все получается!Здоровье нужно всем и детям, и взрослым.Данный материал поможет родителям узнать, как правильно сохранить здоровье детям.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Консультация для родителей.
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет .
Консультации для родителей детей старшего дошкольного возраста«Факторы, влияющие на здоровье ребенка»«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком с.
С раннего возраста закладывается фундамент здоровья ребёнка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются баз.
Источник
От каких факторов зависит здоровье дошкольника
Оболенская Наталья Валерьевна
Структурное подразделение МКОУ «Свердловская СОШ»-«Детский сад села Свердловское»,
Свердловская область, Артинский район, с.Свердловское
Статья «Факторы, влияющие на здоровье дошкольников в условиях ДОО»
«Здоровье – это состояние жизнедеятельности, соответствующее биологическому возрасту ребенка, гармоничного единства физических и интеллектуальных характеристик, формирования адаптационных и компенсаторных реакций в процессе роста».
Детское население подвергается воздействию различных факторов окружающей среды, многие из которых рассматриваются как факторы риска развития неблагоприятных изменений в организме.
Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность. У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают.
В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей.
Причины катастрофического состояния здоровья детей являются следующие:
- раннее начало систематического обучения без учета ведущего вида деятельности;
- недостаточная подготовка педагогов в вопросах развития и охраны здоровья детей;
- перенасыщение образовательного процесса;
- стрессовые последствия авторитарной педагогики;
- несоответствие некоторых программ и методик обучения возрастным особенностям детей;
- несоблюдение элементарных физиолого-гигиенических требований к организации образовательного процесса;
- недостатки в системе физического воспитания.
Определение «собственное здоровье» в отношении детей дошкольного возраста учеными не рассматривалась. Учитывая умозаключения ученых относительно понятия «здоровье», определено, что собственное здоровье дошкольников — это оптимальное состояние организма, которое характеризуется гармоничной сформированностью физической, психической, духовной и социальной составляющих здоровья, зависит от образа жизни ребенка, его отношение к окружающему миру.
Факторы, способствующие формированию здоровья, его сохранению и укреплению необходимо учитывать при построении педагогического процесса, цель которого — научить детей управлять своим здоровьем. Ученые рассматривают различные подходы к изучению этого вопроса.
Акцентируя внимание на развитии личности, В. Солоухин, в свою очередь, связывает состояние здоровья человека с уровнем ее внутренней культуры. Он считает, что культурный человек не может позволить себе болеть, поэтому высокий уровень заболеваемости населения, по его мнению, является показателем низкого уровня культуры людей. Таким образом, подчеркивается роль личности в управлении собственным здоровьем.
Здоровую личность необходимо воспитывать с самого рождения, особенно активизируя педагогическое воздействие в период дошкольного детства. Ведь, во-первых, важные сенситивные периоды развития человека приходятся именно на дошкольный возраст; во-вторых, у детей нет субъективных причин для заболеваний; в-третьих, по данным психологов, в дошкольном возрасте в процессе активной детской деятельности реально воспитать сознательное, бережное отношение к собственному здоровью.
В России сегодня здоровьесберегающая функция ДОО закреплена законодательно и активно поддерживается государством: Закон 273 от 29 декабря 2012 г. ФЗ «Об образовании в РФ», который вступил в силу с 1 сентября 2013 года, статья 41 — Охрана здоровья обучающихся.
Второй важный документ – это ФГОС дошкольного образования.
Цель ФГОС ДО – воспитать социализированного индивида, который выйдет в общество и легко там адаптируется, легко найдет свое место в жизни, со всеми договорится. Поэтому во время образовательного процесса важно сформировать компетентности у ребенка (ребенок любознательный, активный, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения и пр.).
Принципы во ФГОС ДО – совместное сотрудничество детей и взрослых и признание ребенка полноценным субъектом образовательного процесса (партнерская деятельность). Воспитатель обязана поставить ребенка в центр процесса и установить с ним партнерские взаимоотношения. Введен термин «образовательные отношения» со всеми субъектами образовательного процесса – родители, дети, педагоги ДОО.
В программах воспитания и обучения в дошкольных организациях физической культуре, организации оздоровительной работы с детьми уделяется большое внимание. В ряде детских организациях работу по физическому воспитанию ведут организаторы физической подготовки. Но в большинстве дошкольных организациях занятия по физической культуре по-прежнему проводят воспитатели.
Поэтому воспитатель должен стать квалифицированным специалистом в деле, которым ему предстоит заниматься, а, следовательно, освоить теорию и методику физического воспитания дошкольников. Система физического воспитания в дошкольных организациях строится с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Целью физического воспитания в ДОО является формирование у детей основ здорового образа жизни. В процессе физического воспитания осуществляются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Среди оздоровительных задач особое место занимает охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее физическое развитие, совершенствование функций организма, повышение активности и общей работоспособности.
Образовательные задачи предусматривают формирование у детей двигательных умений и навыков, развитие физических качеств; получение элементарных знаний о своем организме; роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления собственного здоровья. Воспитательные задачи направлены на разностороннее развитие детей (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое), формирование у них интереса и потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Общее ухудшение состояния здоровья современных детей от самого рождения вызвало настоятельную потребность в усилении внимания ученых и педагогов-практиков к проблеме сохранения, укрепления и восстановления здоровья детей, а также формирование у них ценностного отношения к собственному здоровью, начиная с дошкольного возраста.
Приоритетной ценностью среди всех возрастных групп населения является здоровье, которое, по мнению ученых, интегрирует четыре составляющие: физическую, психическую, социальную и духовную. Они взаимосвязаны и находятся в состоянии равновесия между условиями среды и адаптационными возможностями организма.
Ценностное отношение к собственному здоровью относится к сфере духовного здоровья, которое совершенствуется в комплексе с физическим, психическим и социальным.
Основными факторами, которые влияют на формирование здоровья человека, является наличие знаний о здоровье, мотивации к здоровому образу жизни, и собственно образ жизни. Активность человека является важным условием сохранения и укрепления здоровья.
Источник