Меню

От чего зависит здоровье человека диаграмма здоровье

Уроки здоровья

Тема занятия № 1: Что такое здоровье?

Цели:

  • Дать понятие о здоровье.
  • Провести анализ отношения учащихся к здоровому образу жизни.
  • Оборудование: Презентация 1 (Приложение 1)

    I. Актуализация темы.

    — Подумайте, какие важнейшие жизненные ценности существуют у человека (обмен мнений, высказывания учеников).

    (Слайд 1 или листочки с пословицами каждому ученику на стол)

    — Прочитайте пословицы и подумайте, что общего в них.

    А) Болезнь да горе изведут скоро.

    Б) Береги платье снову, а здоровье смолоду.

    В) Болезнь и поросёнка не красит.

    Г) Здоровье дороже золота.

    Д) Будь не красен да здоров.

    Е) Болен – лечись, а здоров – берегись.

    Ж) Где здоровье, там и красота.

    З) Здоровье ни за какие деньги не купишь.

    Вывод: Все эти пословицы о здоровье.

    — Как думаете, а стоит ли в вашем возрасте говорить о здоровье и для чего?

    Вывод: Здоровье – это одна из самых основных человеческих ценностей.

    — Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: (Слайд 2)

    “Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни поистине здоровый нищий, что счастливее больного короля”.

    — Здоровье не купишь и взаймы не возьмёшь. Это знают все, но бережно к нему относимся очень редко. Начинаем о нём думать только тогда, когда оно начинает нас подводить.

    — Подберите прилагательные к описанию здорового человека (высказывания учеников).

    — Вы хотите быть такими? Этому будем учиться.

    II. План занятия: (Слайд 3)

  • Понятие о здоровье.
  • От чего зависит здоровье?
  • Друзья здоровья.
  • III. Понятие и здоровье.

    — Подумайте, а что такое здоровье? (Высказывания учеников)

    Слайд 4 (или на доске):

    “Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов”.

    “Здоровье – правильная, нормальная деятельность организма” С.Н. Ожегов

    — Какое из этих высказываний на ваш взгляд кажется наиболее точным? (1-е более широко характеризует понятие о здоровье)

    IV. Зависимость здоровья от различных факторов.

    — Как думаете, от чего же зависит здоровье человека? (Высказывания учеников)

    — Рассмотрите диаграмму, наглядно демонстрирующую, от чего зависит наше здоровье. Какой вывод можно сделать? (Слайд 5 или у каждого на столе)

    — Что такое “образ жизни”? (Т.е. повседневное поведение)

    — Для тог, чтобы правильно выбрать образ жизни, человек должен хорошо знаком с вопросами ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.

    — Чтение притчи учителем:

    “Жил-был мудрец. К нему все шли за советом, его все уважали. Но среди всех был один завистник. Он сказал, что мудрец не такой уж умный и он может это доказать. “Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму её в руках и спрошу – что у меня в руках: живое или не живое. Если он скажет “неживое”, я выпущу её. Если он скажет “живое”, а я её задавлю и он будет неправ”. Завистник на глазах у толпы подошёл к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: “Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?” “Всё в твоих руках!” — ответил мудрец.

    Вывод: Каждый человек ответственен за своё здоровье, каждый сам выбирает свой образ жизни. Поэтому здоровье человека в его руках.

    V. Друзья здоровья.

    — Давайте подумаем, что помогает человеку быть здоровым? (Высказывание детей)

    Слайд 6 (или на доске открыть аншлаги):

    ЧИСТАЯ ПРОХЛАДНАЯ ВОДА

    — Докажите, почему всё это является помощником здоровья?

    (Прохладной чистой водой мы умываемся, обливаемся или обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает кожу, смывая с ней грязь, пот и болезнетворные микробы.

    Второй наш друг – это утренняя гимнастика. После утренней гимнастики повышается настроение, появляется аппетит, ведь зарядка, регулируя работу всех органов, помогает включиться в дневной ритм.

    Тёплые солнечные лучи и свежий воздух, особенно воздух в хвойных, сосновых и еловых борах особенно полезны для здоровья человека. В лиственных лесах и борах в воздухе содержится много фитонцидов – особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды – тоже наши друзья.

    Режим дня – прекрасный друг нашему здоровью! Если мы всегда в одно и тоже время встаём с кровати, завтракаем, ужинаем, ходим на прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается определённый биологический ритм, который помогает сохранить здоровье и бодрость.)

    “Отношение обучающихся к здоровью и здоровому образу жизни”

    Заполни анкету, проведи анализ ответов и сделай вывод: какое у тебя здоровье и как ты к нему относишься?

  • Болел ли ты в последние полгода? Если болел, перечисли заболевания ______________________________________________________________
  • Сколько дней ты болел? _________________________________________
  • Что было причиной твоих болезней? ______________________________
  • У тебя есть постоянный режим дня? _______________________________
  • Ты ежедневно выполняешь утреннюю зарядку? ______________________
  • Ты ежедневно 1,5 – 2 часа проводишь на свежем воздухе? _____________
  • Ты 2-3 раза в день употребляешь фрукты и овощи? ____________________
  • Ты уважаешь окружающих тебя людей и не споришь по пустякам? _______
  • Ты регулярно закаляешься? ________________________________________
  • Ты всегда одеваешься по погоде? ___________________________________
  • Ты занимаешься в спортивной секции, бальными танцами или другими видами двигательной активности не менее 1 часа в день (помимо уроков физкультуры)? ____________________________________________
  • У тебя дома есть книги о здоровье и здоровом образе жизни? __________
  • Выбери отметь ответы, которые больше всего соответствуют вопросу “Как ты заботишься о здоровье своих родных и близких7”

  • Стараюсь их не огорчать.
  • Даю советы, как себя вести.
  • Помогаю по дому.
  • Привлекаю к совместным оздоровительным занятиям.
  • Никак не забочусь.
  • Пожалуй, иногда наношу вред их здоровью.
  • Обсуди свои ответы с родителями и сделай для себя вывод: хорошо ли ты заботишься о здоровье своих родных и близких.

    1) Газета “Начальная школа”. (Приложение к “Первое сентября”) №15, 2005 г.

    2) Т.А.Шорыгина. “Беседы о здоровье”. (Методическое пособие)

    Тема занятия № 2: “Здоровый образ жизни”

    Цели:

  • Дать понятие о здоровом образе жизни.
  • Дать представление о составляющих здорового образа жизни.
  • Оборудование: Презентация 2 (Приложение 2)

    I. Оздоровительная минутка.

    1. Движения головой:

    враво–влево (8 раз);

    медленные круговые повороты влево 2 раза до счёта 4;

    медленные круговые повороты вправо 2 раза до счёта 4.

    2. Движения плечами:

    — пожать плечами по-очереди левым и правым (8 раз);

    — круговые движения плечами назад (2 раза на счёт 4)

    — круговые движения плечами вперёд (2 раза на счёт 4).

    3. Танцевальные шаги (2 раза):

    — 2 шага правой – левой, правой – левой;

    — шаг вперёд, прыжок, хлопок;

    — шаг назад прыжок, хлопок.

    II. Беседа по анкете.

    1 часть анкеты:

    — Оцени, какое у тебя здоровье и как ты о нём заботишься (высказывания детей)

    2 часть анкеты:

    — Хорошо ли заботишься о здоровье своих родителей? Как оценили твою заботу родители?

    III. Основная тема занятия.

    1. Определение ЗОЖ.

    А) — Попробуйте с помощью прилагательных, глаголов описать здорового человека.

    — Существуют ли такие люди на самом деле? Много ли их в действительности?

    — Что необходимо делать, чтобы быть здоровым? (Здесь необходимо подвести к ЗОЖ)

    (Показ диаграммы с предыдущего занятия Слайд 2 или выдаётся на каждый стол на листочках)

    — Здоровый образ жизни – эта тема стара как мир. Но и в современном обществе она считается злободневной и особенно актуальной, так как вредные привычки “захватили” не только взрослых, но и молодых людей и подростков.

    Б) Диаграмма по заболеваемости в конкретном классе, в котором ведётся занятие (Слайд 3 или на листочках на каждый стол):

    — Рассмотрите диаграмму. Какие заболевания больше всего в вашем классе?

    — Поднимите руку тот, кто постоянно занимается каким-либо видом спорта?

    — Кто соблюдает режим дня?

    — Кто употребляет разнообразную и здоровую пищу?

    — Кто никогда не ссорится и не создаёт конфликтных ситуаций?

    — У кого нет “вредных привычек?

    — Кто умеет предупреждать опасные ситуации в быту, школе, на улице?

    — Сделайте по этим вопросам вывод о том, здоровый ли образ жизни вы ведёте?

    В) Что же такое здоровый образ жизни? (Слайд 4)

    “ЗОЖ – это деятельность человека, которая не приносит вреда здоровью, позволяет человеку поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения”.

    — Здоровый образ жизни включает (Слайд 5):

    • Настрой на здоровый образ жизни.
    • Достаточную двигательную активность.
    • Умение регулировать своё психическое состояние.
    • Правильное питание.
    • Чёткий режим жизни.
    • Отказ от вредных привычек.
    • Выполнение гигиенических требований.
    • Умение предупреждать опасные ситуации.

    (Каждый из пунктов можно обсудить)

    Дополнение: Учёными доказано, что чем моложе организм, тем пагубнее для него нарушение законов здорового образа жизни. Нарушения, которые возникли в детстве, с возрастом становятся всё более выраженными и веду к ограничению в жизни человека, утере работоспособности и преждевременной смерти. 75% болезней заложены в детском возрасте.

    Но, к счастью, в любом возрасте переход к здоровому образу жизни если не позволяет вернуть утраченное, то помогает заметно нормализовать состояние человека.

    Источник

    Что такое здоровье и от чего оно зависит

    Что такое здоровье и от чего оно зависит, каждый понимает по-разному.

    «Здоровье» — это состояние полного физического, психологического и социального благополучия, а не только отсутствия болезни и физических недостатков. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как «степень, в которой человек может реализовать свои желания и удовлетворить потребности».

    Авторы различных дефиниций здоровья (их более 100) используют множество критериев, характеризующих, с их точки зрения, сущность здоровья. Это и «благополучие», и «оптимальное функционирование организма», и «равновесие между индивидом и окружающей средой», и «полнокровное существование человека». Все это свидетельствует об отсутствии единой точки зрения на этот вопрос. В результате, как писал Р. Долл, «несмотря на многие попытки измерить здоровье, не было предложено ни одной шкалы, которая имела бы в этом плане практическую ценность, и критерии положительного здоровья остаются такой же иллюзией, как измерение счастья, красоты и любви».

    В теории, Здоровье — это сила и гармония процессов самоорганизации и саморегуляции жизнедеятельности человека.

    Выходит, что здоровье (в теории) — это совокупность «чего-то» с «чем-то», а не просто отсутствие болезней, что эти составляющие можно конкретизировать и количественно оценить.

    Основы здоровья закладываются еще до рождения ребенка. Очень важным для его формирования является период детства и юношества. Поэтому с детских лет необходимо заботиться о своем здоровье, развивать навыки здорового образа жизни.

    Успех приходит тогда, когда мы делаем это

    В современном мире каждый человек особое внимание старается предоставлять своему здоровью. Чтобы добиться поставленных целей, достичь успеха, требуется прилагать немало усилий.

    Но на самом деле от нас требуется так мало, чтобы иметь так много. Необходимо выполнять несколько условий, чтобы чувствовать себя полноценно здоровым человеком:

    1. Режим дня — это основа для здоровья!

    Сон — это физиологическое состояние, в процессе которого организм восстанавливает функции, запасаясь энергией на новый день. Сон не просто необходим для нормальной жизнедеятельности, он крайне необходим для полноценного функционирования организма.

    2. Правильное питание

    «Что мы едим, то ест нас».

    Необходимо соблюдать несколько правил:

    1. есть мало;
    2. есть больше фруктов, овощей, орехов в сыром — натуральном виде;
    3. тщательно разжевывать (это обеспечит организму хорошее слюнное переваривание, а затем и желудочное, кишечное;
    4. мало кто знает, что существуют физиологические часы приема пищи:
      • прием — с 12 до 20 часов;
      • ассимиляция — с 21 до 4 часов (переваривание и усвоение);
      • самоочищение — с 4 до 12 часов.

    Витаминам в нашей жизни отводится важная роль. Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок. По мнению отечественных ученых, для детей и подростков весьма актуально применение витаминно-минеральных комплексов.

    3. Пить сырую воду

    Пить ежедневно до 2,5 л воды хорошего качества. Живая вода является информационно и структурно чистой. Вода — это еда и очиститель, а также неотъемлемая часть обменных процессов в организме.

    4. Физическая нагрузка

    Это лучшее средство для повышения иммунитета человека в любом возрасте. Физические упражнения — одно из действенных средств укрепления и сохранения здоровья.

    5. Закаливание

    Закаливание — лучшее средство для тренировки иммунной и сосудистой систем. Особенно важно закаливание в грудном возрасте. Повышайте свой иммунитет, другого пути для выздоровления нет.

    Важным фактором физического и психического здоровья является оптимистический взгляд на жизнь, уверенность в своих силах, хорошее настроение и душевное равновесие.

    «Нужно учиться быть терпеливыми. Мудрость знает, что нужно делать, а конкретные знания — как нужно делать. Успех же приходит тогда, когда мы делаем это».

    Факторы, влияющие на здоровье человека

    Чтобы укреплять и сохранять здоровье, необходима информация об условиях формирования здоровья (характере реализации генофонда, состоянии окружающей среды, образе жизни). Существует ориентировочное соотношение факторов здоровья. Группы факторов:

    • генетические факторы — 15–20%;
    • состояние окружающей среды — 20–25%;
    • медицинское обеспечение — 10–15%;
    • условия и образ жизни людей — 50–55%.

    Это деление является достаточно условным.

    Влияние вредных привычек на здоровье человека

    Колоссальное значение в нашейжизни играют вредные привычки, вернее их отсутствие. Ведь каким будет здоровье курильщика (основной причиной рака в организме является накопление окиси углерода (СО)? Практически окись углерода — угарный газ гемоглобина (Hb). Вторая причина возникновения рака — недостаток витамина С. Одна сигарета сжигает 25 % суточнойдозы витамина С в организме человека.

    Что касается алкоголя, то о вреде его написано так много, что нет необходимости говорить об этом еще раз. Напомним лишь, что иммунная система, полноценность личности, молодость, красота, долголетие человека зависят от употребления спиртного.

    Самой трудной проблемой общества является наркомания. На рассмотрение данного вопроса можно отводить целую книгу. Все наркоманы долго не живут, вне зависимости от вида употребляемого наркотика. Они утрачивают инстинкт самосохранения, что приводит к тому, что около 60% наркоманов, в течение первых двух лет, заканчивают жизнь летальным исходом.

    Витаминно-минеральные комплексы. Их роль в повседневной жизни

    Пожалуй, на сегодняшний день не встретишь человека, который бы не знал о пользе витаминов, дающих возможность нашему организму избежать перегрузок, стрессов, усталости, болезней. Для того чтобы организм получал в нужном количестве микро- и макроэлемен-ты, были разработаны специальные комплексы, которые содержат не один, а множество витаминов. Витаминно-минеральные комплексы предназначены для снабжения организма витаминами, минералами и другими питательными элементами. Было доказано, что изменение поступления витаминов и пищевых добавок сопровождается риском развития широкого спектра заболеваний (Табл. 1).

    Классификация витаминно-минеральных комплексов

    Мультивитамины для детей (Юнивит)

    В нем содержится сбалансированный комплекс витаминов и минералов, необходимых для роста, полноценного физического и умственного развития ребенка, которые способствуют нормализации функций детского организма. В состав этого витаминно-минерального комплекса входит фолиевая кислота, кальция пантогенат, витамин А. Витамин D3 предупреждает развитие рахита у детей. Витамин С принимает участие в окислительно-восстановительных процессах. Кальций и фосфор играют основную роль в минерализации костей и зубов. Витамин Е — физиологический антиоксидант. Учитывая состав, Юнивит предназначен для детей: при сниженном аппетите, нарушении режима питания, при отставании в развитии; для профилактики гиповитаминоза, в составе комплексного лечения при назначении антибиотикотерапии.

    Мультивитамины для школьников и студентов (Супервит)

    Период обучения в школе и высшем учебном заведении всегда связан с повышенными умственными и зрительными нагрузками, утомляемостью. Также это периоды полового созревания, бурной активности гормональной системы. На протяжении всего этого времени как школьникам, так и студентам необходима поддержка организма в виде применения витаминно-минеральных комплексов, учитывающих все физиологические потребности в данный период жизни. Например, витамины группы В способствуют формированию хорошей памяти и нормализуют психоэмоциональное состояние. Витамин А поддерживает работу органа зрения. Аскорбиновая кислота способствует росту и нормальному функционированию кожи, волос, зубов, укреплению иммунной системы. Важную функцию выполняют также макро- и микроэлементы. Например, йод — необходимый компонент тиреоидных гормонов; железо необходимо для функционирования гемоглобина и как часть кислородного резервуара в мышцах; цинк входит в состав различных ферментов, например, для синтеза и метаболизма жиров и белков.

    Все вышеназванные компоненты входят в состав комплекса Супервит. Кроме того, в его составе: медь, марганец, хром, селен, никотинамид, витамины Д и Е. В комплексе все эти вещества положительно влияют на метаболические процессы в организме и рекомендуются для профилактики и лечения дефицита витаминов и минералов у школьников и студентов, при недостаточном поступлении витаминов и минералов, связанном с неправильным питанием, а также состояниями, которые сопровождаются повышенной потребностью в витаминах и минералах (период роста, заболевания, период выздоровления).

    Мультивитамины, для профилактики заболеваний органов зрения (Оптикс, Оптикс Форте).

    В состав комплекса Оптикс, кроме витаминов и минеральных веществ, входят растительные компоненты лютеин и зеаксантин, которые оказывают антиоксидантное, экранизирующее и поглощающее действие, снижают риск развития возрастных нарушений. А в состав Оптикс Форте дополнительно входят омега-3 кислоты. В связи с этим комплексы предназначены для лечения и профилактики возрастных нарушений зрения и заболеваний глаз (возрастная дегенерация сетчатки, катаракта, ретинопатия, болезни зрительного нерва). Также комплексы применяются при нарушениях ночной адаптации зрения и во время выздоровления после офтальмологических заболеваний.

    Мультивитамины для взрослых (Квадевит)

    В составе комплекса, наряду с важнейшими для организма витаминами и минералами, присутствуют: фитин, который стимулирует кроветворение, усиливает рост и развитие костной ткани, улучшает функцию нервной системы; глутаминовая кислота, которая принимает участие в метаболических процессах, способствует обезвреживанию и выделению аммиака, стимулирует передачу возбуждения в синапсах ЦНС; рутин — снижает проницаемость и ломкость капилляров, принимает участие в окислительно-восстановительных процессах, угнетает действие гиалуронидазы.

    Мультивитамины для людей c 50 лет (Декамевит)

    Незаменимая аминокислота метионин в составе Декамевита играет важную роль в синтезе ряда биологически важных веществ, активирует эффекты гормонов, витаминов и ферментов, обезвреживает токсичные продукты. Также среди витаминов и минералов данного комплекса представлен рутин, который взаимодействует с аскорбиновой кислотой, принимает участие в регуляции образования коллагена соединительной ткани, предотвращает деполимеризацию гиалуроновой кислоты гиалуронидазой, активирует тканевое дыхание.

    В связи с таким составом Декамевит рекомендуется для применения в пожилом возрасте для оптимизации обмена веществ; при авитаминозе и гиповитаминозе, повышенной потребности организма в витаминах при физическом и умственном истощении; для восстановления организма в послеоперационный период, после тяжелых заболеваний, в том числе интоксикации различного генеза; при продолжительной терапии антибиотиками.

    ПОМНИТЕ!

    Здоровье — внутри нас, а наружная оболочка — это только его отображение. И то, какие у Вас ногти, цвет кожи, насколько крепкие волосы зависит от того, насколько здоров Ваш организм. Прием витаминно-минеральных комплексов стимулирует защитные силы организма и процессы регенерации внутри и снаружи.

    Профилактические мероприятия направлены на формирование у населения медико-социальной активности и мотивации на здоровый образ жизни. Различают два направления профилактики:

    • общественная — включающая систему мероприятий по охране здоровья коллективов;
    • индивидуальная — предусматривающая соблюдение правил личной гигиены.

    Меры общественной профилактики направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин, порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха.

    Индивидуальная — включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни.

    Учитывая вышесказанное, применение витаминно-минеральных комплексов является необходимым мероприятием как для поддержки здорового организма, так и в лечебно-профилактических целях. Важно понимать, что каждый период жизни характеризуется индивидуальными потребностями в жизненно-важных витаминах и минералах и, зачастую, даже самое полноценное питание не способно восполнить их в необходимом объеме. Именно для таких целей разработаны и представлены на фармацевтическом рынке комплексы и для детей в период роста и высоких нагрузок, и для взрослых в условиях повышенной утомляемости, и для людей зрелого возраста. Правильный и своевременный прием таких комплексов обеспечит здоровьем на долгие годы!

    Мамедова С. А., канд. фарм. наук, НФаУ, Юлия Власенко

    Рекламодатели

    © 2012 — 2021 Все права защищены.
    Журнал «Современная фармация»

    Источник

    Читайте также:  Кладовая здоровья обувь для женщин
    Adblock
    detector