Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС
Оксана Климова
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения ФГОС
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире и представляет серьезную проблему современности.
По данным ВОЗ,ежедневно во всем мире гибнет около 2300 детей по причине неумышленной травмы или несчастного случая:
• В дорожно-транспортных происшествиях- 720 детей
• От утоплений – 480 детей
• От ожогов – 260 детей
• В результате падений – 130 детей
• От отравлений – 125 детей.
Россия находится на первом месте в мире по детскому травматизму.
Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути.
Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые государством в области законодательного регулирования вопросов обеспечения нормальных условий охраны труда, обновления нормативной базы, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных,
случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.
Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любого государства и жизнедеятельности отдельной личности и общества принадлежит образованию. Современная жизнь доказывает необходимость обеспечения безопасной жизнедеятельности, требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования, поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребёнка – дать элементарные знания основ безопасности.
Период дошкольного развития можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Именно в этот интересный и сложный период начинается процесс социализации,устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья, закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Работая в детском саду, мы замечаем, что дети стали менее самостоятельными, часто безынициативными, не могут принимать самостоятельно решение, не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности.
Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, в целевых ориентирах прописано, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок должен пытаться самостоятельно объяснять поступки людей, обладать начальными знаниями о социальном мире, в котором он живет, быть способным к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, и может соблюдать правила безопасного поведения.
Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей — дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.Поэтому педагоги стоят перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
Понятие безопасностив ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм.
Организация образовательного процесса связана с созданием условий для ее реализации, в том числе и безопасных условий. Большого внимания на сегодняшний день требует правильное выстраивание взаимодействия между всеми сотрудниками детского учреждения.
Безопасность жизнедеятельности большой блок,который включает в себя множество аспектов: охрана труда, пожарная, антитеррористическая безопасность, безопасность дорожного движения, ЗОЖ, ОБЖ, валеологию, совместную деятельность с медицинскими работниками (проверка аптечек в групповых комнатах, проведение занятий с сотрудниками ДОУ по оказанию первой медицинской помощи и т. д.).
Как же можно обеспечить безопасностьобразовательного процесса в ДОУ:
— безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, с соблюдением мер противопожарной безопасности)
— правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства, а также моющие средства находятся в недоступном для детей месте);
— подобранная по росту детей мебель и ее маркировка;
— маркировка постельного белья и полотенец; правильное освещение.
— организация процесса проветривания и обеспечение необходимого теплового режима в зимнее время; организация питьевого режима.
— необходимо иметь автоматизированную противопожарную систему оповещения и обеспеченность необходимым количеством противопожарных средств;
— все запасные выходы должны быть легкодоступны и находится в полном порядке;
— должны выполнятся правила пожарной безопасности; соблюдаться противопожарный режим.
— необходимо иметь план эвакуации людей и инструкции, определяющие действия персонала по обеспечению быстрой эвакуации.
— согласно плану систематически проводить эвакуационные занятия, на которых отрабатывать действия всех участников образовательного процесса и работников детского сада на случай возникновения чрезвычайной ситуации.
— регулярно проводить беседы и инструктажи по правилам техники безопасности с различными категориями сотрудников детского сада; не пользоваться в группах электрическими приборами.
Большинством современных научных школ и направлений признана определяющая роль семьи и семейных взаимоотношений в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у детей.
Образовательным организациям, как правило принадлежит ведущая роль в реализации таких компонентов процесса воспитания культуры безопасности, как формирование системы знаний об источниках опасности, средствах их предупреждения и преодоления, формирование физической готовности к выходу из опасных ситуаций.
Основные цели и задачи формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)предполагает решение следующих задач:
— формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
— приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
— передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
При реализации этих целей и задач необходимо обязательно соблюдать в работе с детьми следующие принципы:
— научной обоснованности и практической применяемости;
— полноты, необходимости и достаточности;
— единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
— учета интеграции данной образовательной области с другими образовательными областями.
Для того, чтобы наша с вами работа дала положительные результаты, необходимо привлекать родителей. Мы, как люди более осведомленные в вопросах воспитания должны объяснить всем воспитывающим взрослым, с помощью каких приемов можно научить дошкольника наиболее эффективному образу действий во избежание тех тревожных ситуаций, с которыми ребенку и его родителям приходится сталкиваться в жизни.
Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правилами поведения. Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Фактор безопасностискладывается из нескольких составляющих:
— оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
— сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
— сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и сформировать уверенность и защищенность человека (социальная, психологическая безопасность).
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста,необходимо учитывать следующие особенности:
— стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
— недостаточный опыт или (его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др. ;
Можно условно выделить основные источники опасности для ребенка – дошкольника:
— опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые);
— опасности контактов с незнакомыми людьми (дома или на улице);
— опасности, с которыми он может столкнуться на улице и на дороге;
— опасности на природе
Мероприятия по формированию основ безопасностицелесообразно проводить по 5 направлениям:
Информационное — обучение Правилам, формирование знаний по безопасному поведению.
развивающее — формирование практических умений и навыков безопасного поведения.
Воспитательное — формирование мотивации ответственного поведения.
методическое — методическое обеспечение, создание окружающей развивающей среды (в помещении, на игровых площадках, территории ДОУ)
контрольное — система контрольных мероприятий по оценке эффективности полученных детьми знаний и умений (анкетирование, мониторинги, тестирование)
Мы уверены, если следовать определенным правилам поведения и учить этому ребенка с ранних лет, то в большинстве своем этих опасностей можно избежать.
Формирование основ безопасности у дошкольников. Беседа на тему «Правила поведения при пожаре» Формирование основ безопасности у дошкольников Беседа на тему: «Правила поведения при пожаре» Задачи: Познакомить детей с правилами пожарной.
Консультация «Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей» Взрослым необходимо в доступной форме подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде, упражнять детей в способах поведения в.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья В статье раскрываются особенности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья, на примере безопасности жизнедеятельности. Также.
ФГОС и содержание основ безопасности в жизнедеятельности дошкольников в современных образовательных программах • Патрик Лич и Пол Статмэн в своих исследованиях отмечает, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в.
Календарно-тематический план «Формирование основ безопасности жизнедеятельности» (4–5 лет) Календарно-тематический план. Сентябрь 1 — 2. 01.09 –15.09 Диагностика 2. Диагностика 2.«Опасные ситуации:контакты с незнакомымилюдьми.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в физическом воспитании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Формирование основ безопасности жизнедеятельности» (4–5 лет) Пояснительная записка Содержание программы способствует обогащению представлений о разнообразии источников и причин опасности в быту, на.
Педсовет «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» Слайд 1. «Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни». Слайд 2. Педсовет я хочу начать с.
План самообразования «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность выбранной темы В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама.
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Цель: Выявить знания педагогов по пожарной безопасности и правила дорожного движения; развивать умения и навыки анализа педагогических.
Источник
Выступление на МО в формате круглого стола «Содержание, цели и задачи образовательных областей: здоровье и безопасность»
Татьяна Горнова
Выступление на МО в формате круглого стола «Содержание, цели и задачи образовательных областей: здоровье и безопасность»
Воспитатель ГБОУ СОШ №10 Д/С «Лучик» Горнова Т. В.
Увы, очень часто мы страдаем из – за своей собственной неосторожности, беспечности, из-за неумения или нежелания предвидеть последствия своих необдуманных поступков. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались дети. И как ни печально, именно дети страдают, так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.
Чтобы как-то повысить защищенность детей им необходимо овладеть не такими уж сложными знаниями и умениями – наблюдательностью, умением анализировать свои ошибки, приведшие к неприятностям, отдавать себе отчет о возможных последствиях тех или иных своих поступков, а также навыками грамотных действий в случае проявления опасностей. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях. Эти задачи стоят как перед родителями, так и перед педагогами детских образовательных учреждений.
Улица для ребенка — это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений — машин, зданий, движущихся пешеходов, предметов, насыщенная интересными событиями, участниками которых может стать и сам ребёнок. А здесь как раз и подстерегает его опасность.
Учеными достаточно подробно рассмотрены причины несчастных случаев с дошкольниками. Ребятам всё интересно на улице, и они стремятся туда, не понимая ещё, что неожиданно появиться на проезжей части или перебежать проезжую часть на близком расстоянии от проходящего транспорта — это большая опасность. Также очень много случаев, когда дети вырываются из рук родителей при переходе проезжей части или пытаются перебежать её сами. А бывает, что взрослые вообще не держат ребёнка за руку, и тот идёт самостоятельно. Также дошкольники попадают в ДТП из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствие навыков ориентации в пространстве, в том числе ориентации, связанной с одеждой (капюшон, тугой шарф, шапка и т. д.).
В настоящее время особенно остро родителей волнует защита своих детей.Все чаще и чаще слышим: «Пропал ребенок!» Почему же это происходит? Почему дети уходят с незнакомыми людьми?
Ребенок с детства должен понимать, что общение с другими людьми может быть опасным. И прежде всего эту опасность представляют контакты с незнакомыми людьми. Дети дошкольного возраста очень доверчивы. Вот почему так важно активно вмешиваться и защищать их в случае необходимости, объяснить, как можно определить незнакомца.
Как свидетельствует анализ, большинство несчастных случаев происходит из — за недостаточных знаний у детей в различных ситуаций с незнакомыми людьми, например, ситуации, когда взрослый уговаривает ребенка поехать или пойти с ним куда-то, чтобы показать что-то интересное, например, игрушку, угощает сладостями, ситуация, когда взрослый представляется знакомым родителей, которые попросили взять ребёнка, чтобы довести его до дома, ситуация, когда взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребёнка покататься вместе с ним, ситуация, когда ребенок, находясь один дома, открывает дверь чужим, входит в подъезд один без родителей.
Поэтому, чтобы обеспечить детям безопасность, необходимо вовремя подготовить детей к возможным ситуациям, дать детям необходимые знания и навыки персональной безопасности, рассмотреть типичные опасные ситуации при возможных контактах с незнакомыми людьми, научить их правильно вести себя в таких ситуациях.
Обязательность включения раздела «Формирование основ безопасности» в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»в состав Программы ДОУ обусловлена:
1) С одной стороны, наличием потенциальных источников возникновения различных опасных ситуаций, связанных с социально-экономическим развитием деятельности человека (доступность сложных бытовых приборов и оборудования, мобильность образа жизни взрослых и детей и др.) ; с другой стороны, антропогенными изменениями в природе, являющимися причиной возникновения глобальных экологических проблем (снижение качества воды, воздуха, исчезновение отдельных видов растений и животных и др.) .
2) Безопасность жизнедеятельности (состояние физической, психической и социальной защищённости) выступает необходимым условием полноценного развития человека.
3) Безопасность окружающего мира природы — необходимое условие существование каждого человека, взрослого и ребёнка.
Исходя из выше сказанного, основными задачамипсихолого-педагогической работы являются:
• формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе. Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
• Формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
• Формирование представлений о некоторых типичных опасных ситуациях и способах поведения в них.
• Формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
Для решения этих задач в нашем ДОУ был запущен проект по безопасности жизнедеятельности «Дом Без опасности». Безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса,а именно:
Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)
Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)
Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели
Маркировка постельного белья и полотенец
В связи с этим в детском саду проводится организационно –педагогическая и методическая работа:
1. Инструктажи по ПДД, пожарной безопасности, оказании первой медицинской помощи при травмах.
2.Методическая работа в виде:
консультаций для воспитателей и помощников воспитателей.
Собеседований по профилактике, семинаров – практикумов по ОБЖ;
Диагностики уровня готовности воспитателя к работе по обучению ПДД.
Круглого стола «Игра в воспитании грамотного пешехода».
Методической недели «Зеленый огонек».
Организационно – деятельностной игры «Регламентированная дискуссия».
Открытых просмотров НОД по теме безопасности
Педсовета по безопасности.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы используются различные формы взаимодействия:
— Родительские встречи «Правила дорожные знать каждому положено»;
— Индивидуальные консультации «Как развивать у ребенка интерес к изучению правил дорожного движения»;
— Разработки памяток «Грамотный пешеход», «Наш друг – светофор».
— Общие и групповые родительские собрания.
— Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».
— Создание в группах уголков безопасности.
В своей работе воспитатели используют методическое пособие «Формирование основ безопасности у дошкольников» К. Ю. Белая,а также парциальные программы: «Безопасность» Н. Авдеевой, Р. Стеркиной; «Светофор» Т. Даниловой; «ОБЖ» М. А. Фисенко; «Азбука АУ» О. Г. Жуковой.
Тематическое планирование по основам безопасностижизнедеятельности детей построено по разделам:
—«Ребенок и другие люди»;
—«Ребенок и природа»;
— «Здоровье ребенка»;
— «Эмоциональное благополучие ребенка»;
— «Ребенок на улице»;
Для получения и обобщения знаний дошкольников в ОДРМ применяются разнообразные-дидактические игры : «Научи нас светофор», игровые ситуации «Осторожно – незнакомец»,проблемные ситуации «Какие опасные предметы вы знаете?»;
— сюжетно –ролевые игры: «Травмпункт», «Пожарные на учениях»;
— драматизации сказок «Кошкин дом».
— В своей работе с детьми воспитатели проводят обширную работу по речевому развитию: читают иразучивают стихотворения о безопасном поведении на дороге «Пожар» С. Я. Маршак, «Мойдодыр» К. И. Чуковский. Формируют умения составлять рассказы на заданную тему по иллюстрации, из жизненного опыта, интересные случаи.
— Организация экскурсий в медицинский кабинет, в столовую детского сада, к светофору способствует усвоению и закреплению полученных детьми знаний.
— В продуктивной деятельности детей находят отражение впечатления об увиденном или услышанном:создание папок передвижек «Полезные советы», рисование и аппликации разной тематики.
— Обогащению знаний о безопасном поведении способствует восприятие музыки. Дети слушают песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины», «Санки» и другие.
— Просмотр мультфильмов. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
— Работа с ИКТ. Появление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; красочное оформление, веселые картинки, звук, надолго привлекают внимание ребенка.
— Игры на игровых полях.
— Подвижные игры «Стой – иди», «Светофор»
— Одним из увлекательных и познавательных видов работы является создание проектов.
Т. О. чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т. е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.
От чего зависит здоровье детей?
(организация оптимального двигательного режима; прогулка; проветривание; профилактика простуды; безопасно организованная среда; соблюдение режима дня)
Что включает в себя цикл по безопасности жизнедеятельности детей?
(Ребёнок и другие люди;
Ребёнок и природа;
Здоровье ребёнка;
Эмоциональное благополучие ребёнка;
Ребёнок на улице)
Назовите формы работы, направленные на физическое развитие детей.
Что такое здоровье? (Состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни).
Что такое безопасность? (Такие условия, в которых находится объект, когда действия внешних и внутренних факторов не влечет действий, считающихся отрицательными по отношению к данному объекту в соответствии с существующими на данном этапе потребностями, знаниями и представлениями).
Рефлексивно-ролевая игра «Что мешает ребёнку в нашем детском саду быть здоровыми?»
Мы сознательно поставили вопрос о негативных воздействиях на ребёнка в детском саду, так как начинать необходимо с тех причин, на последствия которых мы можем повлиять,не затрагивая глобальные: неблагоприятную экологию, наследственную предрасположенность и пр.
Участники игры объединяются в следующие группы:
Участникам каждой группы необходимо в письменном виде определить те причины, которые с их точки зрения, мешают ребёнку, посещающему наш детский сад, быть здоровым (в письменном виде).
Цели и задачи детского театра ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДЕТСКОГО ТЕАТРА Гребенюк Т. А. (музыкальный руководитель) Свою статью я хочу начать с общеизвестной крылатой фразы: «Бабу-Ягу.
Доклад «Цели и задачи по ознакомлению дошкольников с малой Родиной» Учитывая современные требования Федерального государственного образовательного стандарта, работа педагогов направлена на реализацию определенных.
Использование ИКТ в ДОУ: цели и задачи Использование ИКТ в ДОУ Главной целью внедрения информационных технологий является создание единого информационного пространства образовательного.
Как правильно формулировать цели, задачи к ООД Цель – это конечный результат, то к чему мы стремимся. цель определять существительным от глагола: создание условий, формирование, воспитание,.
Конспект ОД в ДОУ с учётом принципа интеграции образовательных областей в средней группе «Моё здоровье в моих руках!» Цель: систематизировать и обобщить знания детей о здоровье и здоровом образе жизни. Задачи: Обучающие: совершенствовать навыки пользования.
Музейная педагогика в детском саду: цели, задачи, методы работы Актуальность. Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.
Патриотическое воспитание дошкольников: цели и задачи Патриотическое воспитание дошкольников — это не только воспитание любви к родному дому, семье, родной природе, культурному достоянию своего.
Разработка мини-сценария круглого стола с родителями «Готовность к школе» Вед. Выпуск дошкольника из детского сада – это один из самых волнительных и трогательных моментов в жизни родителей, детей и педагогов.
Родительское собрание в форме круглого стола-практикума на тему «Безопасность детей в наших руках» Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей. Задачи: — формирование знаний родителей.
Родительское собрания в форме круглого стола «Роль игры в жизни ребенка» Конспект родительского собрания в форме круглого стола на тему «Роль игры в жизни ребенка» (для родителей группы раннего возраста) Воспитатель:.
Источник