Узаконить льготы для больных детей? Слишком хлопотно.
Выпускные будут сдавать все!
Но кто ответит за то, что может случиться на экзамене?
«А здоровья у них на поступление в вуз хватает. »
Ирина БелЯева, главный специалист отдела организационно-педагогической деятельности Комитета образования г. Москвы:
– Есть ли какие-нибудь особенности проведения выпускных экзаменов в этом году?
– Нынешняя итоговая аттестация характеризуется несколькими принципиальными отличиями. Произошли значимые изменения, необходимость которых давно назрела. Первое: разрешено досрочно, за два-три месяца, сдавать экзамены тем ребятам, которые в июне должны будут выезжать на международные олимпиады, сборы, соревнования.
– Но в соответствии с прежним Положением об итоговой аттестации участники международных интеллектуальных олимпиад для школьников, если сроки проведения совпадали с выпускными экзаменами, просто освобождались от них.
– Да, это было. Теперь освобождения нет, но они могут пройти итоговую аттестацию досрочно и с чувством выполненного долга отправляться на свои интеллектуальные или спортивные состязания (подчеркиваю: только международного уровня).
Второе изменение связано с приведением к единому количеству экзаменов в специализированных школах и в школах без специализации. Вы знаете, что определенное количество экзаменов школьники сдают по своему выбору. В девятом классе, таким образом, они могут сдавать два, а в одиннадцатом – три экзамена. При этом специализированные школы имели право назначить и экзамен по предмету специализации. То есть еще один. По новым правилам такой экзамен назначается вместо одного из экзаменов по выбору. Так что выпускники специализированных школ будут сдавать столько же экзаменов, сколько и выпускники обычных школ. Это позволит уменьшить перегрузки школьников.
Третье изменение очень интересное и конструктивное: экзамены по тем предметам, которые школьники выбирают по своему желанию, теперь можно сдавать не только в июне после одиннадцатого класса, а непосредственно после окончания курса. Если изучение предмета заканчивается в десятом классе, ученик может тогда же и сдать его. Эта оценка будет учитываться при итоговой аттестации.
Четвертое изменение частное и связано лишь с одним предметом – охраной безопасности жизнедеятельности. Сегодня школьники все чаще называют ОБЖ одним из экзаменов по выбору. В связи с этим решили провести дифференциацию билетов для девушек и юношей. У девушек будут преобладать вопросы теоретического и медицинского плана, у юношей – военно-спортивного.
И, наконец, пятое изменение, самое важное. Оно достаточно долго обсуждалось и является принципиально новым: освобождения от выпускных экзаменов не будет ни для кого.
– И даже для хронически больных детей?
– Да. Я подробно объясню: если ребенок страдает каким-то хроническим заболеванием или переболел острым заболеванием, а также перенес операцию, врач напишет справку, что ему рекомендуется щадящий режим. В соответствии с этой рекомендацией и будет определен щадящий характер итоговой аттестации. Такому ребенку по решению педагогического совета могут уменьшить количество экзаменов или изменить форму экзамена. Например, вместо сочинения – диктант, вместо письменной работы – устный ответ, вместо ответа по билетам – собеседование. Педагогический коллектив хорошо знает своего ученика и принимает решение, учитывая его индивидуальные особенности, характер заболевания. При необходимости итоговую аттестацию для этих ребят могут провести не в июне, а в мае. При необходимости экзаменационная комиссия может прийти к больному ребенку домой.
– А если выпускник заболеет прямо во время экзаменов?
– Если болезнь кратковременная, ангина, например, экзамены переносятся на более поздний срок в июне. В случае более серьезного заболевания экзамены нужно будет сдавать осенью.
– В прежнем Положении об итоговой аттестации говорилось и о неких исключительных случаях освобождения от экзаменов. Практиковалось, например, освобождение ребенка от экзаменов в случаях семейной трагедии, смерти близкого человека.
– Практиковалось? Не думаю. Я много лет непосредственно занимаюсь вопросами итоговой аттестации и могу засвидетельствовать, что таких случаев было всего два-три за несколько лет и решения об освобождении от выпускных экзаменов всегда принимались на очень высоком уровне.
– Что это значит? На каком именно?
– На самом высоком.
– С чем связано решение абсолютно всех обязать сдавать экзамены?
– Такое решение принимала не я, но совершенно с ним согласна и считаю правильным и своевременным. А то что получается: все тяжелые хронические больные, которые по состоянию здоровья ну никак не могли сдавать выпускные экзамены, буквально на следующий день после получения аттестата начинают сдавать гораздо более трудные и стрессовые вступительные экзамены в вузы! И здоровья у них на это хватает.
Какой будет щадящая форма аттестации, не представляют ни учителя, ни директора
Итак, введено принципиальное изменение в Положение об итоговой аттестации. Никакие основания отныне не признаются достаточными для освобождения от выпускных экзаменов, даже заключение клинико-экспертной комиссии. С этого года экзамены будут сдавать все. То есть все те, кто хочет получить аттестат. Если семья считает, что здоровье ребенка дороже, чем выпускные экзамены, пусть сделает вывод, что оно (здоровье) дороже аттестата зрелости и возможности продолжить образование.
На вопрос, почему решение столь категорично, в Министерстве образования ответили: “Министерство юстиции обязало нас привести положение в соответствие с Законом “Об образовании”, где сказано, что государственная аттестация обязательна для всех. А иначе необходимо вносить поправки в закон”. Странно, что восемь лет этого разночтения никто, в том числе и Минюст, не замечал. Но дело не только в этом.
Педагоги неоднозначно отнеслись к такому решению. Те, кто счел его необходимым, считают, что достать справку об освобождении в последнее время не составляло особого труда, часто ее предъявляли те, кто серьезными заболеваниями не страдал и по всем медицинским канонам считался относительно здоровым.
Те же педагоги, которые работают с детьми-инвалидами, пришли в недоумение: для больных детей, уверены они, должны быть сделаны исключения, иначе стрессовая ситуация, которой, безусловно, для них будет экзамен, может вызвать серьезное обострение заболевания.
В Министерстве образования с этим доводом не спорят, а даже, напротив, поддерживают: конечно, для таких детей школы совместно с органами управления образованием должны предусмотреть щадящую форму аттестации. Это значит: экзамен может проводиться не по билетам, а в форме собеседования, тестирования или реферата (так записано в письме-рекомендации по проведению итоговой аттестации, которое Министерство образования недавно разослало по регионам). То есть тем ребятам, которые раньше освобождались от экзаменов на основании перечня заболеваний, указанных в совместном приказе Министерства образования и Минздравмедпрома России от 18 июля 1994 года, теперь предписан некий щадящий экзаменационный режим.
Казалось бы, все ясно. Но, к сожалению, лишь на бумаге и на словах. В действительности же ни педагоги, ни директора школ пока не представляют, как все это будет происходить. Особенно много вопросов возникает у директоров школ надомного обучения. Эти школы были созданы в Москве несколько лет назад специально для тех детей, которые по состоянию здоровья не могут учиться в обычных. К каждому ребенку тут подходят индивидуально и создают все условия для того, чтобы учеба не сказывалась отрицательно на психике и здоровье.
Так вот, за два месяца до начала экзаменов директора школ надомного обучения (впрочем, как и директора обычных школ, в которых учатся дети-надомники) хотели бы четко знать, сколько экзаменов должны сдавать их ученики, сколько часов будут писать (если будут) сочинение дети, чья нагрузка не должна превышать трех часов в день, как будет организован этот щадящий режим и насколько можно считать щадящими те формы, которые рекомендует министерство. А как быть с детьми-надомниками – отправлять к ним экзаменационную комиссию? Похоже, не только директора, но и сами управленцы вразумительно не смогут ответить на эти вопросы.
О том, что в министерстве зреет решение об обязательной итоговой аттестации, слухи ходили давно, еще с осени. Но все-таки оставалась надежда, что детей с тяжелыми диагнозами освободят от экзаменов. Некоторые педагоги, правда, психологически готовили своих учеников к мысли, что, может быть, придется держать экзамен, настраивали, что это не страшно, все будет хорошо. Но когда нет определенной тренировки и опыта, откуда возьмется уверенность в том, что бояться нечего?
Более того, некоторым детям противопоказана даже щадящая форма аттестации. Врачи уже сейчас советуют их родителям отказаться от экзаменов. И родители оказались перед мучительным выбором – либо рисковать здоровьем ребенка, либо довольствоваться справкой вместо аттестата.
Впрочем, если следовать правовым нормам, решение об освобождении выпускников от экзаменов региональные органы управления могут оставлять за собой. Дело в том, что Министерство образования хоть и направило в регионы рекомендательное письмо по проведению аттестации, но не отменило приказ о порядке освобождения от итоговой аттестации выпускников, а значит, он остается в силе. Этим очень грамотно воспользовались сотрудники Министерства образования Свердловской области, заявившие, что будут освобождать выпускников от экзаменов до тех пор, пока не получат приказа об отмене освобождения, согласованного с Министерством здравоохранения и Министерством юстиции.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.
Источник
Приложение. Перечень заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения учащихся общеобразовательных школ от переводных и выпускных экзаменов
Приложение
к приказу Минпроса СССР
и Министерства здравоохранения СССР
от 3 августа 1981 г. N 120/813
Перечень
заболеваний, которые могут явиться основанием для освобождения учащихся общеобразовательных школ от переводных и выпускных экзаменов
ГАРАНТ:
Приказом Минздрава СССР и Минпроса СССР от 18 марта 1988 г. N 40/220 в приложение внесены изменения
Текст приводится без учета названных изменений
Сроки освобождения от экзаменов
Брюшной тиф и паратифы
До 3-х месяцев после выписки из стационара
Не менее года после выписки из стационара при стойкой неврологической симптоматике и 6 мес. при благоприятном исходе
Активный прогрессирующий туберкулез легких и другие прогрессирующие формы внелегочного туберкулеза
Полиомиелит (острый, отдаленные последствия)
Серозные менингиты различной этиологии
До 3-х мес. после выписки из стационара
Менингококковый менингит и гнойный менингит различной этиологии
До 1 года после выписки из стационара
Инфекционный мононуклеоз (тяжелое течение)
1 мес. после выписки из стационара
Диффузный токсический зоб средней тяжести и тяжелой формы
Субтотальная резекция щитовидной железы по поводу диффузного токсического зоба
Не менее 6 мес. после операции
Сахарный диабет (средне-тяжелая и тяжелая форма)
Несахарный диабет (средне-тяжелая и тяжелая форма)
Заболевания системы крови:
2) гемофилия (средне-тяжелая и тяжелая формы)
3) тяжелые формы гипохромной анемии различной этиологии
Не менее 9 мес. после выписки из больницы
5) болезнь Верльгофа
Строго индивидуально при обязательном заключении психоневролога
Психозы различной этиологии
Неврозы, неврозоподобные состояния, реактивные состояния в стадии декомпенсации, тяжелые
Выраженные энцефало-астенические проявления различной этиологии
Психопатии, психоподобные состояния в стадии декомпенсации
Заболевания центральной и перифирической нервной системы при наличии глубоких и стойких нарушений движений, чувствительности или трофики
Строго индивидуально при обязательном заключении психоневролога
Перенесенный арахноидит с периодическими обострениями и снижением трудоспособности
Эпилепсия с частыми обострениями
Выраженные вазовегетативные нарушения со склонностью к ангиоспазмам, сосудистыми кризами, обморочным состоянием и другими тяжелыми проявлениями вазопатии
Высокая прогрессирующая близорукость с дистрофическими изменениями на глазном дне и значительным снижением остроты зрения ниже 0,5 одного глаза и ниже 0,1 другого
Астигматизм гиперметрический выше 3,0 Д, астигматизм миопический выше 4,0 Д, не коррегирующийся очковыми стеклами
Заболевания сосудистой оболочки, сетчатки и зрительного нерва
Ревматизм, неактивная фаза, компенсированный порок сердца
Не ранее 6 мес. от последней атаки
Бронхиальная астма с частыми приступами
Хроническая пневмония с частыми обострениями, или с явлениями сердечно-легочной недостаточности
Операция по поводу бронхоэктатической болезни
Не ранее 6 мес. после операции
Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки в стадии обострения
Не менее 2-х мес. после выписки из стационара
Операция по поводу аппендицита
2 недели после выписки из стационара
Операция по поводу непроходимости кишечника
1 мес. после выписки из стационара
Острый диффузный гломерулонефрит
6 мес. после выписки из стационара
Хронический диффузный нефрит с повторным рецидивирующим течением
Пиэлонефрит повторно-рецидивирующий со стойкими изменениями в моче
Системная красная волчанка
Хронический неспецифический полиартрит, часто обостряющийся и с нарушением функции органов движения
Переломы костей верхней конечности, предплечья
1 мес. после снятия гипса
Переломы костей нижней конечности
2-3 недели после снятия гипса
Перелом черепа, позвоночника и костей туловища
2 месяца после выписки из стационара
2 мес. после выписки из стационара
Врожденный порок сердца и состояние после операции по поводу врожденного порока сердца
Строго индивидуально по заключению кардиохирурга или кардиоревматолога
Распространенная экзема и выраженный нейродермит
1 мес. после выздоровления
033, 034 052, 055 056, 072
Детские инфекционные заболевания
1 мес. после выздоровления
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник
Причины освобождения от школьных экзаменов после 9 и 11 класса
Зубы сводит от мысли, что скоро сдавать экзамены после 9 или 11 класса? Они не так страшны, как кажется. Конечно, пропустить их нельзя. Но всё же есть и исключения, когда школьники пропускают выпускные экзамены по русскому, белорусскому, английскому языкам, математике, истории Беларуси. Спасают от этого только медицинские противопоказания. Адукар рассмотрел официальный список заболеваний, которые являются причиной освобождения от школьных экзаменов после 9 и 11 классов.
В каком случае дают освобождение от выпускных экзаменов в школе?
Врачи выдадут тебе справку-освобождение, только если напряжение от экзаменов может серьёзно ухудшить твоё состояние здоровья. Или наоборот: из-за диагноза ты не сможешь наравне со всеми справиться с испытаниями. Полный список болезней найдёшь по ссылке . Он утверждён постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь . В документе рядом с названием заболевания указан срок освобождения. При некоторых диагнозах справка выдаётся на всё время, в других случаях — на срок от двух недель до года. Решение об освобождении от экзаменов принимает педагогический совет до 31 августа текущего года (до конца пересдач) на основе медицинского документа.
К тому же в условиях пандемии коронавируса временно освобождают от сдачи экзаменов заболевших COVID-19 выпускников. После выздоровления либо периода самоизоляции им нужно будет пройти испытания.
У меня есть заболевание, с которым я не смогу сдать экзамены наравне со всеми. Что делать, если его нет в списке?
В таком случает освобождение от школьных экзаменов после 9 или 11 класса даётся отдельно по решению управления образования районного (городского) исполнительного комитета и педагогического совета твоей школы или гимназии.
Таким правом обладают:
— учащиеся, которые обучаются индивидуально на дому;
— учащиеся-инвалиды со значительным ограничениями передвижения, самообслуживания, ориентации, общения и контроля за поведением;
— учащиеся с обострением хронических болезней в текущем году (в особых случаях).
Адукар желает тебе крепкого здоровья. Не переживай из-за школьных экзаменов, а усердно готовься. С ними справиться тебе точно под силу! Читай наши советы, как написать диктант , изложение , сдать экзамен математике, по истории Беларуси и английскому языку, чтобы обрести уверенность в своих силах. Но никакая справка не освободит абитуриента от централизованного тестирования, поэтому готовься к этому испытанию. В этом тебе помогут итоговые занятия перед ЦТ в Адукар, которые пройдут в июне-июле. Успешной подготовки!
Cпасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что ответили на твои вопросы. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:
Источник