Меню

Особые возможности здоровья что это

Что такое ОВЗ? – несколько путей для родителей

Что такое ОВЗ? Ограниченные возможности здоровья так расшифровывается эта аббревиатура. В эту группу входят дети, нуждающиеся в специальных условиях для своего развития и обучения.

Содержание статьи

  • Что такое ОВЗ?
  • Классификации основных видов нарушений развития
  • 3 диагностических критерия, влияющих на прогноз и обучение
  • Какие есть возможности у родителей и детей?

Что такое ОВЗ?

Обычно, когда спрашивают «что такое ОВЗ?», вопрос звучит в контексте детской инвалидности. Термин «детская инвалидность» часто воспринимается на уровне физиологических нарушений или травм.

Согласно нормативно-правовых документов, для детей-инвалидов установлена классификация. Закреплены определенные виды заболеваний и степени нарушений для детей разного возраста. При отсутствии внешних физиологических признаков, ребенок может относиться к группе с ОВЗ по ряду нарушений психологической или сенсорной сферы. Эти нарушения могут носить, как постоянный так и временный характер.

Понятие ОВЗ не разрывно связано с разработкой и применением индивидуальных программ и специализированной инфраструктуры. Грамотный и системный подход может не только улучшить общее состояние ребенка с ОВЗ, но и помочь ему восстановить утраченные или недостающие навыки и функции. Адаптироваться и социализироваться в обществе наравне с обычными детьми.

История знает множество примеров, когда люди с ОВЗ не только полностью социализировались в обществе, но и добивались успеха. Порой значительно большего, чем средний обычный человек. Вот несколько примеров, которые вдохновляют работать и двигаться вперед специалистов и родителей.

Темпл Гранден – человек с расстройством аутистического спектра. Стала доктором философии, профессором, писательницей, автором книги. Где в подробностях описала свое состояние, сделав мир людей с аутизмом более понятным окружающим людям.

Ким Пик – прототип героя известного фильма «Человек дождя». Человек с синдромом Саванта (частный случай аутизма). Его способности поразительны. В возрасте 3х лет он мог мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг. По объему и глубине своих познаний Ким Пик мог заткнуть за пояс любого профессора.

Американке Саре Миллер удалось занять президентское кресло девелоперской компании Nova Systems. А Петер Леви был одним из основателей Accent Technologies. Из записей Сары Миллер можно узнать, как она видит мир:«Я могу мыслить исключительно в рамках бинарной компьютерной логики, — только черное и белое, ноль и единица, никаких полутонов. Именно поэтому многообразие нюансов чувств и эмоций других людей повергает меня в ужас. Зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования».

Mapия Лaнгoвaя, poдилacь в 1997 гoду с синдромом Дауна. Спopтcмeнкa, poccийcкaя чeмпиoнкa миpa пo плaвaнию. B юнoм вoзpacтe, мaмa вoдилa ee в бacceйн. Boдa cтaлa для peбeнкa poднoй cтиxиeй и Мария cтaлa пpoфeccиoнaльнoй cпopтcмeнкoй.

Этот список можно продолжать бесконечно. Люди с ОВЗ ни чуть не менее успешны в своей жизни, если задаются целью всерьез.

Дети с ОВЗ очень часто отстают в развитии от сверстников. Но как часто это бывает недостаток в чем-то одном, компенсируется в развитии других способностей. Это дает педагогам и медицинским работникам возможность реабилитировать ребенка. И помочь ему освоить недостающие навыки и умения по возможности в короткие сроки. Продуктивней всего делать это, опираясь на сильные стороны ребенка.

Классификации основных видов нарушений развития

Наиболее известна классификация Виктора Васильевича Лебединского, которая была создана, чтобы выделить детей с разными видами отклонения в развитии в группы для разработки системы психолого-педагогичекой помощи.

Классификация В.В. Лебединского

  1. Дефицитарное развитие – потеря слуха, зрения и опорно-двигательной и прочих функции. В эту группу можно отнести сенсорную, моторную или сенсомоторную алалию;
  2. Общее стойкое недоразвитие – умственная отсталость различной степени тяжести;
  3. Задержанное развитие – задержка психического развития;
  4. Дисгармоничное развитие– нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения;
  5. Искаженное развитие – расстройства аутистического спектра;
  6. Поврежденное развитие – деменция (нарушения в следствии травм ЦНС).

В современной классификации термин ОВЗ хоть и стал несколько шире, но все равно не включает еще детей с неврологическими расстройствами, например с эпилепсией. Синдромами различного вида, генетическими нарушениями, и детей которые перенесли физическую травму, например, в результате автокатастрофы.

ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) выделяет 8 групп детей с ОВЗ:

  • задержка интеллектуального развития;
  • нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • задержка речевого развития;
  • расстройства общения и поведения;
  • множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

Несмотря на то, что некоторые пункты кажутся одинаковыми, отличия между ними все-таки есть. Дети с ОВЗ отличаются особенностями поведения и обучения:

  • Дети с задержкой интеллектуального развития – это как правило дети с диагнозом умственная отсталость. Им сложнее всего с освоением новых навыков и задач. И отсюда трудности с обучением;
  • Дети с нарушениями общения и поведения. Дисгармоничный тип нарушения развития. У них все хорошо с интеллектуальным развитием. Обычно они хорошо осваивают новые знания и навыки, но есть проблемы с поведением, с саморегуляцией и управлением своими эмоциями. Они создают серьезные сложности в процессе развития и обучения. Таким детям нужны особые условия для обучения, например, тихая обстановка, малое число учеников в классе и т.п.
  • Дети с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с общим интеллектуальным недоразвитием, усваивают материал лучше и быстрее. И сам термин говорит, что эта задержка, и она может быть преодолена.
Читайте также:  Количественная оценка состояния здоровья человека

Что объединяет этих детей? Многие однотипные проблемы присущи детям из разных групп в классификации. Им сложно установить контакт с другими детьми и взрослыми, выстроить и поддерживать общение достаточно длительный период.

Таким детям часто сложно сконцентрироваться на выполнении какой-то одной задачи. Им присущи сложности с концентрацией внимания и постоянные переключения на отвлекающие факторы – яркий цвет, громкие звуки, резкий запах и т.д.. Либо наоборот замкнутость, уход в себя.

Когда детская нервная система не справляется с большим объемом информации и ищет возможности для сенсорной разгрузки, отсюда нервные срывы и крики, истерики на занятиях.

Расстройства, связанными с нарушением координации движения, положением тела, рук и ног в пространстве, отсутствие мелкой моторики. Такие дети часто выглядят неловкими, часто разбивают что-то, задевают что-то, роняют предметы, падают на ровном месте, толкают нечаянно, стоящих рядом и т.п. Им самим сложно, они чувствуют себя неловко. Как будто находятся в чужом теле. Другой вес тела, другая длина рук и ног, пальцы которые не хотят слушаться и пр.

3 диагностических критерия, влияющих на прогноз и обучение

Если обобщить внешние проявления нарушений развития, то можно выделить 3 критерия, по которым можно самому оценить степень тяжести проблем:

Первый критерий – использование помощи. Умение принимать, использовать, испытывать потребность в использовании разного вида внешней помощи. Многим нужна физическая помощь, а кому то только организующая или стимулирующая. Чем более серьезный вид помощи требуется, тем, как правило, нарушения более серьезные.

Второй критерий – перенос знаний умений навыков с одной задачи или ситуации на другую. Чем больше затруднен такой переход ребенка с одного вида задач на другие аналогичные, тем нарушения более серьезные. Например, дети не могут решать задание по аналоги, потому что ее не видят. Каждое задание воспринимается как новое, его надо заново изучать, что значительно затрудняет процесс обучения и адаптации.

Третий критерий – критика и самоконтроль. Как в процессе работы, так и к результату своей работы. Чем более серьезные нарушения, тем критика и самоконтроль меньше.

Какие есть возможности у родителей и детей?

Говоря о системе помощи, можно условно выделить два основных подхода – медицинский и психолого-педагогический. Нельзя сказать, что какой то из них важнее или наоборот другой незначительный. Оба подхода необходимы, и применять их надо в системе в комплексе, чтобы они помогали друг другу, а не создавали дополнительных проблем. Родители всегда находятся в ситуации выбора – на что обратить свое внимание в первую очередь.

Например, есть проблемы с поведением ребенка. Медицина может снять фармакологией общую расторможенность, сделать его спокойнее, менее возбужденным. Но если перестараться, и успокоить излишне, то в таком состоянии и учится ему будет сложно. И более того – не будет у него никакого желания что-то учить.

Для примера – попробуйте на ночь выпить успокоительного, а потом ходить по дому и учить стихи. Вряд ли у вас получиться это сделать. Мотивация пропадет уже через 10 минут.

То есть на стыке сотрудничества обоих подходов будет наиболее эффективная работа по восстановлению функций. Безусловно необходимы оба подхода – и медицинской стороны и со стороны педагогики-психологии. Одни помогают медикаментами и процедурами. Другие учат – как взаимодействовать с людьми, как себя вести в социуме.

Как выбрать – по какой методике заниматься?

Первый критерий – доступность. Каждый выбирает тот метод, который есть у него в доступности. Пока не было интернета жителям крупных городов везло чуть больше, но сейчас с развитием средств связи – скайп, мессенджеры, соц сети, видеоканалы и т.д. в любом населенном пункте, в любой стране где есть сотовая связь или интернет есть возможность получить консультацию необходимого специалиста.

Второй – это тот метод, что дает наилучший результат. Тот, который работает. Вполне может так быть, что одна методика не даст результатов, зато другая дает.

Третий по порядку, но не по значению критерий – цели, которые ставят перед собой родители. Что они хотят получить в итоге. Это тоже влияет на выбор той или иной методики.

Кроме доступности, цены и эффективности. Есть еще один показатель – время. К сожалению, на все это нужно время. Время на обучение методикам, время на диагностику, время на занятия и т.д. Можно все отдать в руки специалистов. Но это потребует много средств, которых и так не всегда хватает

Родители и специалисты

Родители могут обратиться к специалисту за консультацией, а могут самостоятельно изучить методики в интернете, освоить и применять их. Благо в сети много материалов и сертифицированных и самодельных.

Так возник новый подход, в котором произошло разделение труда между родителями и специалистами.

Специалисты, которые уже потратили многие годы на освоение специальности. Они занимаются практикой, диагностируют детей и разрабатывают индивидуальные планы развития и работы с ребенком.

И родители, которые взяли на себя роль специалиста проводящего занятия с ребенком.

Таким образом родители получают квалифицированную диагностику своего ребенка, на основании опыта специалиста. Родители могут обратиться к самому продвинутому или хорошему по их мнению специалисту через интернет и получить онлайн-консультацию.

Провести диагностику своего ребенка, получить грамотное заключение, разработать со специалистом план работы с ребенком и получить инструкции по проведению занятий дома.

Читайте также:  Тестирование детей здоровье тесты

А сами занятия родители могут проводить своими силами. Благо все материалы дидактические и учебные пособия можно без проблем приобрести в интернете. В дальнейшем специалист по отчетам родителей ведет только корректировку занятий. Отмечает прогресс или наоборот фиксирует проблемы, и помогает родителю найти способ преодоления. Таким образом, родитель получает квалифицированную помощь в проведении занятий, и колоссальный объем занятий с ребенком.

Учитывая, что родитель получит принципы обучения, навыки, то он их сможет применять не только в рамках занятий, но и в обычной жизни, в повседневном общении со своим ребенком, и тогда работа по развитию ребенка плавно перейдет в обычную жизнь, и заполнит все время проведенное вместе с ребенком.

На связи был Андрей Шевченко

Записаться на консультацию и задать возникшие можно на странице сайта

Источник

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это — британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая — носит название «недуг». Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень — недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это — зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Отдельная категория — дети, имеющие множественные нарушения (сочетание двух или трех нарушений).

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Читайте также:  Что такое здоровье конспект урока для 2 класса

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования — создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило — доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего».

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ — это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования — усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это — индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы — работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Источник

Adblock
detector