Меню

Особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Особые образовательные потребности, обусловленные нарушениями зрения.
статья

Одним из условий качественного образования, воспитания, развития, реабилитации ребенка со зрительной патологией является понимание всеми специалистами, родителями особенностей его зрительных возможностей. Эти возможности должны учитываться во всех видах психолого-педагогической деятельности. В ходе всех видов деятельности у детей с нарушениями зрения возникают особые образовательные потребности. Правильный учет и восполнение этих потребностей ведет в дальнейшем к успешной социальной адаптации.

Скачать:

Вложение Размер
osobye_obrazovatelnye_potrebnosti_.pdf 352.71 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В статье даны рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий, позволяющих решить проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся при организации учебно-воспитательного процесса.

Приведу некоторые основные рекомендации и типовые моменты при работе с детьми с ОВЗ, где ИКТ играет роль фактора, повышающего эффективность обучения.

Статья из опыта работы.

В педагогическом проекте представлены материала по созданию условий для реализации требований ФГОС при обучении детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

В данном проекте раскрываются условия для реализации особых образовательных потребностей детей с ТМНР в соотвествии с ФГОС. Может быть использован в качестве методического пособия при организации рабо.

Комплекс утренней гимнастики для детей старшей группы, который включает в себя 1-ую, 2-ую и 3-ю часть.

Источник

Текст 2. Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся

В структуру особых образовательных потребностей слабовидящих входят, с одной стороны, образовательные потребности, свойственные для всех обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, с другой, характерные только для слабовидящих.

К общим потребностям относятся:

получение специальной помощи средствами образования;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогами и соучениками;

психологическое сопровождение, направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации;

необходимо использование специальных средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

индивидуализации обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся, относятся:

целенаправленное обогащение чувственного опыта через активизацию, развитие, обогащение зрительного восприятия и всех анализаторов;

руководство зрительным восприятием;

расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящих обучающихся;

строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительных и физических нагрузок;

использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся;

увеличение времени на выполнение практических работ;

введение в образовательную среду коррекционно-развивающего тифлопедагогического сопровождения;

постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений в развитии слабовидящего;

активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций;

целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

создание условий для развития у слабовидящих обучающихся инициативы, познавательной и общей активности, в том числе за счет привлечения к участию в различных (доступных) видах деятельности;

повышение коммуникативной активности и компетентности;

физическое развития слабовидящих с учетом его своеобразия и противопоказаний при определенных заболеваниях, повышение двигательной активности;

поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;

поддержание психофизического тонуса слабовидящих;

совершенствование и развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований.

Текст 3. Организация дошкольного образования детей с нарушениями зрения (ист.1)

Дошкольное образование детей с нарушениями зрения осуществляется в специальных дошкольных учреждениях:

· детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слепых детей;

· детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для слабовидящих детей;

· детские сады, ясли-сады и дошкольные группы для детей с косоглазием и амблиопией;

· специальные дошкольные учреждения смешанного вида.

Эти учреждения имеют целью воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовку их к обучению в школе.

Педагогическая работа направлена на гармоническое развитие ребенка в той степени, в которой это позволяет сделать уровень нарушения зрения в каждом отдельном случае, а также психическое и физическое развитие ребенка. Педагогическая работа исходит из программ обучения и воспитания в массовых детских садах, на основе которых разрабатываются специальные программы.

Кроме образовательной составляющей работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания. Проводится работа по гигиене, охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы, формированию навыков ориентировки в пространстве и самообслуживанию.

Дети обучаются основным навыкам гигиены зрения, а также, если это необходимо, и пользования очками. У детей развиваются все элементы зрительного восприятия: способность видеть вблизи и вдаль, наблюдать за движущимися предметами, способность различать форму предметов, краски, рассматривать картинки, ориентироваться в пространстве. Развитие зрительных функций дополняется развитием слуха и осязания. Дети подготавливаются к систематическим занятиям в школе.

Основными принципами организации коррекционно-педагогического и образовательного процессов являются:

· учет общих, специфических и индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

· комплексный (клинико-физиологический, психолого-педагогический) подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

· модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения на основе преемственности школьного курса с дошкольным при соблюдении дидактических требований соответствия и содержания обучения познавательным возможностям детей;

· дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира, включая применение специальных форм и методов работы с детьми, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники, а также уменьшения наполняемости классов и групп и методики индивидуально-подгруппового обучения;

· обеспечение стандарта общеобразовательной подготовки в условиях непрерывности дошкольно-школьного воспитания, обучения и лечения детей с нарушением зрения;

· система работы по социально-бытовой адаптации и самореализации детей с нарушением зрения;

· создание офтальмо-гигиенических условий в учебных классах, групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения с учетом интересов, способностей и потребностей ребенка;

· обеспечение оптимальных условий для длительной медико-психологической реабилитации детей с нарушением зрения с 2-х до 10—11 лет.

Для эффективного воспитания и обучения детей с нарушением зрения необходимо:

· создать соответствующие условия дли зрительного восприятия;

· оптимально использовать наглядные пособия;

· применять специальные методы обучения и вести коррекционно-педагогическую работу с учетом особенностей нарушения зрения каждого ребенка;

· подходить к обучению индивидуально, учитывая психофизиологические особенности детей.

Специальные элементы в содержании образования:

· преодоление недостатков физического развития, возникающих на фоне зрительной патологии: скованность, малоподвижность, неуверенность, боязнь пространства и др.;

· развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление;

· систематическая работа по формированию навыков самообслуживания;

· поэтапное выполнение действие: сначала — по образцу, тем — по инструкции;

· развитие зрительного анализа и формирование предмета образов и предметно-практических действий;

формирование элементарных математических представлений:

· формирование сенсорных эталонов (геометрические фигур меры длины, меры веса и др.) по принципу нарастающей сложности;

· формирование элементарных математических представлений опорой на практические действия с реальными предмета (или их изображениями);

· формирование поэтапного обследования предметов, анализировать их основные признаки;

· повтор одной темы на занятиях по лепке, аппликации, рисованию;

· формирование пространственной ориентировки в самом процессе изображения;


ознакомление с окружающим миром;

· формирование чувственного опыта (с использованием остаточного зрения, полисенсорных взаимосвязей — слухо-двигательных, тактильно-двигательных, осязательных);
развитие речи в процессе познания окружающего мира;

· расширение и систематизация представлений об обществе, природе;

· овладение элементарными математическими и эстетическими знаниями;

· основные методы и средства: наблюдения, обследования, экскурсии, дидактические игры, средства наглядности (картинки, игрушки, муляжи и т. п.), слушание грамзаписей и т. п.;

· воспитание музыкальной восприимчивости;

· формирование музыкальной деятельности — от показа к подражанию — на полифункциональной основе: речевой, слуховой, музыкально-двигательной;

· использование предметов (ленты, флажки, обручи, мячи и т.п.) в музыкально-ритмических упражнениях.

Основные направления коррекционно-педагогической работы:

· специальные коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, лечебной физкультуре, ритмике, социальной адаптации, пространственной ориентировке, коррекции речевых нарушений;

· организация коррекционных упражнений на различных занятиях (по математике, рисованию, развитию речи, физической культуре, ручному труду и др.), в играх, бытовой деятельности;

· для слепых — занятия по развитию осязания и мелкой моторики, слухового восприятия;

· для слабовидящих — занятия по обучению использованию зрения и других анализаторов;

· формирование различительных способностей анализаторов;

· овладение эталонами признаков и свойств;

· формирование у детей представлений о собственных сенсорных возможностях (программа «Ребенку с нарушением зрения — о нем самом»);

· занятия по лечебной физкультуре и ритмике для преодоления недостатков двигательной сферы.

Дата добавления: 2018-05-02 ; просмотров: 8999 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся

Показаны некоторые аспекты особых образовательных потребностей слабовидящих обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся»

Особые образовательные потребности слабовидящих обучающихся

К общим потребностям относятся:

— специальное обучение должно начинаться сразу же после выявления первичного нарушения развития;

— требуется введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в Программе, адресованной обучающимся, не имеющим ограничений по возможностям здоровья;

— необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе и специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных» путей обучения;

— индивидуализация обучения требуется в большей степени, чем для обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья;

— следует обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;

— необходимо максимальное расширение образовательного пространства за счет расширения социальных контактов с широким социумом.

К особым образовательным потребностям, характерным для слабовидящих обучающихся относятся:

— целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

— целенаправленное руководство зрительным восприятием;

— расширение, обогащение и коррекция предметных и пространственных представлений, формирование и расширение понятий;

— целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

— упорядочивание и организация зрительной работы с множеством объектов восприятия;

— развитие познавательной деятельности слабовидящих как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений, имеющихся у данной группы обучающихся;

— использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности слабовидящих обучающихся (алгоритмизация и др.);

— систематическое и целенаправленное развитие логических приемов переработки учебной информации;

— обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

— строгий учет в организации обучения и воспитания слабовидящего обучающегося: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможности коррекции зрения с помощью оптических средств и приборов, режима зрительной и физической нагрузок;

— преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

— учет темпа учебной работы слабовидящих обучающихся с учетом увеличение времени на выполнение практических работ;

— введение в структурное построение урока (курса) пропедевтических (подготовительных) этапов;

— введение в содержание образования коррекционно-развивающих курсов;

— постановка и реализация на общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях целевых установок, направленных на коррекцию отклонений в развитии и профилактику возникновения вторичных отклонений;

— активное использование в учебно-познавательном процессе речи как средства компенсации нарушенных функций, осуществление специальной работы по коррекции речевых нарушений;

— целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

— целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

— развитие и коррекция коммуникативной деятельности;

— коррекция нарушений в двигательной сфере;

— поддержание и наращивание зрительной работоспособности слабовидящего обучающегося в образовательном процессе;

— поддержание психофизического тонуса слабовидящих;

— целенаправленное развитие регуляторных (самоконтроль, самооценка) и рефлексивных (самоотношение) образований;

— активное обогащение (коррекция) социального опыта слабовидящего обучающегося.

Для слабовидящих обучающихся с ЗПР, характерны следующие специфические образовательные потребности:

— целенаправленное обогащение (коррекция) чувственного опыта за счет развития всех анализаторов и зрительного восприятия;

— целенаправленное развитие сенсорно-перцептивной деятельности;

— обеспечение доступности учебной информации для зрительного восприятия слабовидящими обучающимися;

— преимущественное использование индивидуальных пособий, выполненных с учетом степени и характера нарушенного зрения, клинической картины зрительного нарушения;

— целенаправленное формирование умений и навыков зрительной ориентировки в микро и макропространстве;

— целенаправленное формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

— развитие и коррекция коммуникативной деятельности;

— коррекция нарушений в двигательной сфере;

— обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамики психических процессов, обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);

— гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;

— упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

— организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);

— наглядно-действенный характер содержания образования;

— обеспечение непрерывного контроля над становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;

— постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;

— специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

— необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;

— постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;

— использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;

— комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;

— специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;

— развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

— обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).

Источник

Читайте также:  Крабовые палочки полезны для здоровья
Adblock
detector