Удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике
Удовлетворение особых образовательных потребностей детей
с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
udovletv._osobyh_obrazov._potr._2018g.docx | 484.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска « Детский сад № 447 комбинированного вида
Удовлетворение особых образовательных потребностей детей
с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ
Подготовила: Галина Николаевна Колупаева,
высшая квалификационная категория
В последнее время наблюдается увеличение числа детей с теми или иными отклонениями в состоянии здоровья и развития, т.е. имеющих особые образовательные потребности.
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ОВЗ рассматриваются как неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. Такой подход согласуется с Декларацией ООН о правах ребенка и КонституциейРФ, гарантирующей всем детям право на обязательное и бесплатное среднее образование.
Специальный образовательныйстандарт должен стать базовым инструментом реализацииконституционных прав наобразование граждан с ОВЗ.
Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети — инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом или психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для обучения и воспитания.
По классификации В.В. Лебединского различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
- дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушениями речи;
- дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
- дети с задержкой психического развития (ЗПР);
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
- дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
- дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Мы работаем с детьми с нарушениями зрения.
Дети с нарушениями зрения имеют специфические особенности:
- ограничения зрительного восприятия, вызванные слепотой или слабовидением, неизбежно приводят к снижению его скорости, точности, полноты, возникновению трудностей в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, что обусловливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных и групповых объектов, замедленность и нечеткость их опознания;
- все это затрудняет формирование предметных и пространственных представлений, образных форм психического отражения — образной памяти, наглядно-образного мышления, воображения, нарушает соотношение образного и понятийного в мыслительной деятельности;
- у детей с нарушениями зрения неодинаковы темпы и уровень сформированности различных видов восприятия (зрительное, слуховое, осязательное и др.) наблюдается диспропорциональность в их становлении;
- специфические особенности общения (вербализм (абстрактное рассуждение), формализм, отсутствие эмоциональности и выразительности речи, преобладание монологической речи и др.);
- особенности психофизического развития (отставание в развитии, нарушение и своеобразие развития двигательной активности; нарушение осанки, походки, положения тела при ходьбе и др.);
- имеет место своеобразие эмоционально-волевой сферы
Дети с ОВЗ нуждаются в особых образовательных потребностях.
Особые образовательные потребности – это актуальные и потенциальные возможности, которые проявляет ребенок в процессе обучения.
Особые образовательные потребности могут проявляться по-разному и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить детей с ОВЗ разнообразными формами организации обучения и воспитания, что в дальнейшем обеспечит им возможности успешной социальной адаптации.
В.З. Денискина понимает под термином «особые образовательные потребности детей с ОВЗ» «спектр образовательных и реабилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети данной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве образовательной организации».
Особые образовательные потребности
детей с нарушениями зрения:
- Потребность в как можно более раннем выявлении первичного нарушения в развитии.
- Потребность в целенаправленном специальном обучении, которое должно начинаться сразу же после диагностики первичного нарушения в развитии, независимо от возраста ребенка. Игнорирование целенаправленной психолого-педагогической помощи приводит к необратимым потерям в достижении возможного уровня реабилитационного потенциала ребенка.
- Потребность в формировании адекватных зрительных образов
- Потребность в навыках различного рода пространственной ориентировки (на своем теле, рабочей поверхности, микро- и макропространстве и др.), выработке координации глаз-рука, мелкой и крупной моторики.
- Потребность в специальном развитии познавательной, интеллектуальной деятельности с опорой на сохранные анализаторы.
- Потребность в овладении широким спектром практических навыков.
- Потребность в формировании целого ряда коммуникативных навыков, социально-бытовой ориентации, в развитии эмоциональной сферы в условиях ограничения зрительного восприятия.
- Потребность в индивидуальном подходе, в целостности планирования и реализации индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы.
- Потребность в системном мониторинге успешности овладения детьми адаптированной образовательной программой и соответствия этих программ их познавательным возможностям.
- Потребность в том, чтобы проведение коррекционно-педагогического процесса осуществлялось специальными педагогами (тифлопедагогами, логопедами).
- Потребность в организации доступной образовательной среды.
- Потребность во включении семьи в процесс образования ребенка и особая подготовка родителей силами специалистов. Согласованные действия родителей и педагогов в организации процесса подготовки ребенка с ОВЗ к школе предупредят школьнуюдезадаптацию.
- Потребность в медико-психолого-педагогическом сопровождении.
Реализуя образовательные потребности детей с ОВЗ, следует опираться на:
• способы коммуникации ребенка с ОВЗ с окружающими;
• особенности усвоения и использования бытовых навыков, уровень их сформированности относительно возрастной нормы;
• специфику речевой деятельности, знание и представление об окружающем мире;
• наиболее типичные особенности индивидуального поведения.
Таким образом, особые образовательные потребности детей различны и зависят от возраста, характера, степени тяжести первичного нарушения здоровья, а зачастую и его структуры, выраженности их последствий. Именно их наличие определяет объективную потребность в использовании других, не традиционных, а специальных способов педагогического воздействия.
Особые условия организации обучения и воспитания
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, а так же психологические, медицинские, социальные и иные услуги, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Процесс выявления детей, нуждающихся в специальных образовательных условиях.
Определение этих условий и их создание организуется следующим образом:
1. Детям с ОВЗ необходимо получить в медицинских организациях медицинские заключения.
2. ПМПК проводит комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и психическом развитии и отклонений в поведении детей, готовит по результатам обследования детей рекомендации по созданию специальных условий образования:
— посещение ребёнком группы для детей с нарушениями зрения;
— сопровождение процесса обучения специалистами ДОУ (разработка АОП, проведение коррекционно-развивающих занятий тифлопедагогом, отслеживание динамики развития);
— организация образовательного процесса в соответствии с офтальмо-гигиеническими рекомендациями:
- организация рабочего места с учётом регламента допустимой зрительной и физической нагрузки в соответствии с видом патологии, возрастом и индивидуальными особенностями зрительных функций;
- использование комплекса зрительной гимнастики;
- чередование зрительного напряжения с активным подвижным отдыхом;
- работа на наклонной плоскости – примерно 30-40 градусов (в соответствии с видом патологии, по рекомендациям врача — офтальмолога);
- использование подставок для рассматривания иллюстраций книг;
- освещённость рабочей поверхности: 1000-1500 Лк – соответственно форме патологии органа зрения;
- дополнительное освещение на рабочем месте ребёнка не менее 500 Лк;
оптимальное расстояние от глаз до объекта восприятия – 30-33см;
- соблюдение требований к игровому и дидактическому материалу (цвет преимущественно оранжевый, красный, зеленый и их оттенки, усиление насыщенности, окраски линий, их толщины);
— использование ТСО, специального оборудования, тифлотехнических приборов(макулотестер, специальные компьютерные программы, увеличительные средства коррекции (лупы, бинокли и т.п.).
— лечебно – восстановительная работа на аппаратах с участием медсестры – ортоптистки и регулярным осмотром врача — офтальмолога;
— индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом (тифлопедагогом)по развитию зрительного восприятия, социально-бытовой ориентировки, пространственной ориентировки, осязания и мелкой моторики. Проведение коррекционно-педагогической работы с учётом зрительных нарушений, в соответствии с лечебно — восстановительными задачами, психофизиологическими особенностями ребёнка;
— адаптивная физическая культура:
- индивидуализация физического воспитания;
- смена видов деятельности с использованием упражнений для снятия зрительного утомления;
- включение в содержание физкультурных занятий специальных упражнений по развитию крупной и мелкой моторики;
- стимуляция самостоятельной двигательной деятельности сенсорной направленности;
- использование зрительно – слуховых игровых пособий;
- постоянный контроль за осанкой;
- строгое соблюдение режима дня, занятий на свежем воздухе, закаливание.
— разработка системы мероприятий по социализации ребенка: включение в культурно-развлекательные, досуговые мероприятия.
3. Заключения специалистов, коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
4. Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов нашего ДОУ, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.
5. Создание корреционно-развивающей, предметно-пространственной и социальной среды, обеспечивающей стимулирование эмоционального, сенсорного и моторного развития детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями:
— наличие кабинета учителя-дефектолога, оснащенного необходимым коррекционно-развивающим оборудованием, учебной литературой, пособиями и дидактическими, наглядными материалами, а также оказание коррекционно-педагогической помощи детям с особенностями психофизического развития, направленной на исправление либо преодоление физических или психических нарушений;
— нижние и верхние ступени лестницы на этажах детского сада выделены жёлтым цветом, лестницы оборудованы перилами и поручнями.
— по коридорам детского сада имеются ориентиры для передвижения в различных направлениях
— наличие помещения для медицинского персонала.
Процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья не может осуществляться без систематической медикаментозной поддержки, оказывающей как общеукрепляющее, так и нормализующее воздействие на центральную нервную систему ребенка. Тщательно подобранное лечение обеспечивает благоприятную почву для обучения. Организация образовательного процесса должна осуществляться с учетом особых соматофизических потребностей ребенка, т.е. необходимости получать лечение в процессе обучения. Взаимосвязь педагогического и лечебного процессов будет способствовать укреплению состояния здоровья детей.
Необходимо лишь, чтобы общество было готово к принятию человека с ограниченными возможностями. Интегрированное же обучение поможет ребенку совершить в жизни самый трудный выбор – выбор быть человеком совершить в жизни
Источник
Социализация детей с ОВЗ
Важность социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
- Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
- Предметно-практическая деятельность.
- Самообслуживающий труд.
- Использование бытовых устройств.
- Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
- Художественно-прикладной труд.
- Творческая деятельность.
- Спорт.
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
- Разработать специальные программы социальной адаптации.
- Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
- Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
- Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
- Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
- Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
- Обеспечить педагогическое сопровождение
- Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
- Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Научить оценивать свои навыки и способности.
- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
- Воспитать толерантное отношение к социуму.
- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
- Сформировать адекватную жизненую позицию.
- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
- Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
- Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
- Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
- Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
- Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Источник