Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
статья по физкультуре (6, 7, 8, 9 класс)
Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_afo_sshv.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог дополнительного образования Матвеева Наталья Назимовна
Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста.
Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В этом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. Главным образом, за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет.
У подростков, на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы и продолжающегося развития центральной нервной системы, особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей 12-14 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 12 до 14 лет увеличивается почти в два раза, значительно повышается минутный объем дыхания и растет показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ): у мальчиков — с 1970 мл (12 лет) до 2600 мл (14 лет);
Режим дыхания у детей среднего школьного возраста менее эффективный, чем у взрослых. За один дыхательный цикл подросток потребляет 14 мл кислорода, в то время как взрослый — 20 мл. Подростки меньше, чем взрослые, способны задерживать дыхание и работать в условиях недостатка кислорода. У них быстрее, чем у взрослых, снижается насыщение крови кислородом.
Подростковый возраст — это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. Прирост основных двигательных способностей в среднем школьном возрасте приведен в таблицах 1, 2.
Темпы прироста различных физических способностей у детей среднего школьного возраста (%)
Источник
Анатомо-физиологические особенности среднего школьного возраста
статья по физкультуре (6, 7, 8 класс)
Современному учителю Физической культуры , при работе со школьниками, просто необходимо знать анатомо — физиологические особенности этого возраста. Грамотно разработанный урок или внеурочная деятельность обязательно принесут свои «плоды». Принебрежение этими знаниям может нанести серьезный вред и убить желание школьников посещать Ваш урок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Средний школьный возраст | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Анатомо-физиологические особенности детей среднего
В среднем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. Период с 12-ти до 14-ти лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различными корковыми центрами. В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. У 13-ти летних подростков существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решении, повышение эффективности тактического мышления. Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Эта способность имеет большие индивидуальные различия и контролируется генетически, мало изменяется при нагрузке. В связи с половым развитием подростка изменения в коре головного мозга ведут к нарушению тонкой мозаики возбуждённых и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростка становиться нестабильным, часто немотивированным и агрессивным. Также ухудшается деятельность второй сигнальной системы, повышается значимость зрительно-пространственной информации. Отмечаются нарушения ВИД — нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов (Сологуб Е.Б., 1987).
Гормональные и структурные перестройки переходного периода замедляют рост тела в длину, снижают темпы развития силы и выносливости. С окончанием этих перестроек в организме подростка нормализуются процессы ВИД, совершенствуется абстрактно-логическое мышление, развивается вторая сигнальная система и процессы экстраполяции. Деятельность ЦНС приближается к уровню взрослого человека, но ещё отличается меньшими функциональными резервами и более низкой устойчивостью к действию умственных и физических нагрузок.
В среднем школьном возрасте в основном заканчивается формирование сенсорных систем организма. Зрительная сенсорная система в 10-12 лет достигает функциональной зрелости. Глаза становятся соразмерными, то есть длина зрительной оси глаза соответствует преломляющей силе, и фокусирование лучей происходит непосредственно на сетчатке. Детская дальнозоркость при этом исчезает. У подростка заметно повышается острота зрения, расширяется поле зрения, улучшается бинокулярное зрение, совершенствуется различение цветовых оттенков. Пропускная способность зрительной сенсорной системы растёт с возрастом. Причём у девочек поле и пропускная способность больше, чем у мальчиков, а глазомер выражен хуже. (Сологуб Е.Б., Солодков А.С.,2001)
Совершенствование зрительной сенсорной системы позволяет значительно улучшить ориентацию в пространстве, выделение значимой информации из потока внешних сигналов. Всё это повышает точность и координацию движений, расширяет сферу деятельности растущего организма.
Созревание слуховой сенсорной системы завершается к 12-13-летнему возрасту. Резко снижаются пороги слышимости звуков. Повышение остроты слуха позволяет хорошо дифференцировать звуковые раздражители, улучшается скорость и точность восприятия речи, а также развивается музыкальный слух. К 11-ти годам повышается точность оценки протяжённости звучания различных сигналов и длительности звуковых интервалов. Это имеет важное значение для формирования чувства времени у подростков. Совершенствование бинаурального слуха улучшает пространственную ориентацию.
Вестибулярная сенсорная система созревает к 14-ти годам. Она может характеризоваться неустойчивостью к действию ускорений. В этом возрасте усиливаются вестибуловегетативные реакции симпатического типа, что вызывает повышение ЧСС. В результате вестибулярных нагрузок возникают различные эмоциональные реакции, а также замедляется течение субъективного времени, что нарушает оценку временных интервалов (Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2002).
С наступлением среднего школьного возраста происходят значительные изменения в длине, массе, пропорциях и составе тела, а также в функционировании различных органов и систем организма. В костной ткани продолжается процесс окостенения. Незавершённый процесс окостенения позвоночника может привести к различным повреждениям при больших нагрузках. Особенно заметным является «пубертатный скачок роста» — резкое увеличение длины тела, в основном за счет быстрого роста трубчатых костей. При этом у подростка непривычно вытягиваются конечности, но отстаёт рост грудной клетки. Проявляются избыточность или дефицит массы тела. Она до 14-ти лет меняется очень медленно. С 14-15-ти лет начинается бурное увеличение массы тела, которое сопровождается быстрым приростом массы сердца.
В возрасте 18-ти лет значительно изменяется длина и толщина мышечных волокон. С окончанием переходного периода устанавливается индивидуальный тип соотношения медленных и быстрых волокон в скелетных мышцах. Неправильное соотношение тонуса симметричных мышц приводит к асимметрии плеч и лопаток, сутулости, функциональным нарушениям осанки. Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. На средний школьный возраст приходятся сенситивные периоды развития силы, быстроты, ловкости и выносливости. (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С.,2002). Количество крови в организме в процентах к весу тела уменьшается, но ещё превышает конечные значения. На протяжении среднего школьного возраста увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина, снижается количество лейкоцитов. Скорость оседания эритроцитов достигает взрослого значения — 8-10 мм/час. Полностью формируется система кровообращения. Растут масса и объём сердца, причём рост массы сердца происходит с некоторым отставанием от роста массы тела. Объём сердца достигает 130-150 мл, МОК — 3-4 л/мин, причём он увеличивается за счёт возросшего систолического объёма. За счёт увеличенного систолического объёма крови и повышения тонуса парасимпатического отдела НС происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС). Также у подростков 14-ти лет выражена дыхательная аритмия, которая после 16 лет практически исчезает. В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объём крови, нарастает артериальное давление. Рост просвета сосудов в период этого возраста отстаёт от сократительной силы миокарда, что вызывает в ряде случаев юношескую гипертонию. В результате урежения ЧСС и увеличения длины сосудов происходит замедление кругооборота крови. В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе изменения свидетельствуют об экономизации функций сердца.
Система дыхания совершенствуется с возрастом. Увеличивается длительность дыхательного цикла и скорость вдоха, продолжительнее становиться выдох, снижается чувствительность дыхательного центра к недостатку кислорода и избытку углекислого газа, совершенствуется регуляция дыхания, экономизируется дыхательные реакции на нагрузки. Возрастает дыхательный объём и снижается частота дыхания в одну минуту. В период полового созревания у подростков наблюдается неритмичность дыхания, не завершён ещё процесс расширения воздухоносных путей. Происходит бурное развитие альвеол. Объёмы лёгких зависят от стадии полового созревания. ЖЕЛ зависит от многих факторов: возраста, пола, стадии полового созревания и так далее. К 16-17-ти годам развитие дыхательных функций в основном завершается (Сапин М.Р., Брыксина З.Г., 1999).
Источник
Возрастные особенности развития детей среднего школьного возраста
Классы: 6 , 7
Физическое развитие детей в период подросткового возраста существенно отличается от предыдущего периода. Однако изменения, связанные с продолжающимся морфофункциональным созреванием, далеко не на всем подростковом этапе развития приводят к совершенствованию физиологических функций. Причина этого в сложных перестройках организма, связанных с половым созреванием.
В возрасте 13–15 лет существенные преобразования претерпевает мышечный аппарат: дифференцируются мышечные волокна, обеспечивающие совершенствование энергетических процессов и двигательной функции; созревают отдельные звенья сердечно-сосудистой, дыхательной систем, эндокринные органы.
Происходят интенсивный рост и увеличение размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4—7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела увеличивается ежегодно на 3—6 кг. Наиболее интенсивный темп роста у мальчиков, происходит в 13—14 лет, когда длина тела за год увеличивается на 7—9 см, а у девочек в 11—12 лет происходит увеличение роста в среднем на 7 см. Поскольку период ускоренного роста у девочек начинается раньше, чем у мальчиков, то в возрасте с 11 до 13 лет девочки имеют большие размеры тела. После 14—15 лет рост девочек замедляется, и мальчики снова начинают их опережать.
Важно помнить, что чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В пубертатный период быстрыми темпами развивается и мышечная система. К 14—15 годам развитие суставно-связочного аппарата, мышц и сухожилий и тканевая дифференциация в скелетных мышцах достигают высокого уровня. В этот период мышцы растут особенно интенсивно, с 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц. С увеличением массы мышц изменяется диаметр мышечных волокон. Масса мышц увеличивается главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13 —14 лет, а у девочек — в 11 —12 лет.
Процесс полового созревания у девочек наступает обычно на 1 — 2 года раньше, чем у мальчиков.
Особенности энергетического обмена, кровообращения и дыхания у подростков являются ключевыми при мышечной деятельности. Каждые 100 мл кислорода взрослый получает из 2,3—2,6 л воздуха, поступающего в легкие, а подросток — из 3 л. Однако общие энергозатраты всего организма, поскольку они связаны с увеличением массы тела, и прежде всего мышечной ткани, а также уровнем двигательной активности, с возрастом увеличиваются. Так если для 6-летнего мальчика они составляют в среднем 1970 ккал/сут, для 7 — 10-летнего — 2300 ккал/сут, то в подростковом возрасте (11 —14 лет) суточные энергозатраты возрастают до 2450 ккал/сут, а в возрасте 16—17 лет — до 3000 ккал/сут у юношей и 2900 ккал/сут у девушек.
Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Так, сердце от 6 до 14 лет увеличивает свой объем на 30—35%, а в процессе полового созревания объем сердца увеличивается на 60—70%. Это одна из причин возникновения так называемой юношеской гипертонии.
Увеличение объема сердца в период полового созревания идет параллельно с нарастанием массы тела, однако не так стремительно, как увеличение основных антропометрических признаков. Поэтому отношение объема сердца к массе тела в пубертатном периоде меньше, чем в других возрастах. В связи с акселерацией физического развития и ускорением сроков созревания современных детей и подростков размеры сердца у них также больше, чем у их сверстников 15—20 лет назад.
В подростковом возрасте происходит значительное увеличение адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы к физическим нагрузкам.
И, несмотря на это, следует помнить, что и у детей, и у подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости разных элементов сердца и сосудов, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные возможности системы кровообращения у детей и подростков при мышечной деятельности значительно меньше, чем у юношей, а тем более у взрослых. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
С возрастом постепенно замедляется частота сердечных сокращений.
Завершение развития ряда центральных и периферических элементов двигательной системы происходит лишь в подростковом и юношеском возрасте. Именно этим и определяются разные сроки достижения зрелого уровня развития многих двигательных функций и физических качеств.
Координация движений, обеспечиваемая согласованием работы различных мышечных групп, является основным условием успешного выполнения любых произвольных и непроизвольных моторных актов.
Координация движений рук при выполнении сравнительно простых моторных актов продолжает улучшаться к 14—15 годам, а синхронность и точность более сложных движений — и даже к юношескому возрасту. В период полового созревания у многих подростков наблюдается ухудшение координации движений. Причем это более выражено происходит у подростков на III и IV стадиях полового созревания и проявляется в снижении синхронности и точности совместных и обособленных движений рук и ног.
Наибольший эффект физического воспитания в развитии отдельных способностей достигается в период их бурного естественного развития. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее. Каждая физическая способность имеет свой сенситивный период. Временные границы этих периодов у мальчиков и девочек неодинаковы. Простые координации развиваются у девочек и мальчиков в 7-9 лет, продолжают совершенствоваться у девочек 12-13 лет, мальчиков — 14 – 15 лет. Сложные координации развиваются у девочек 9-10 лет, мальчиков — 10-11 лет, продолжение в 12-13 лет у девочек, в 14-15 лет у мальчиков. Координационная способность к равновесию у девочек достигается в 7-8, 8-9, 9-10, 11-12 лет, у мальчиков – 8-9 и 14-15 лет; точность движений – у девочек – 8-9 и 12-13 лет, у мальчиков – 8-9 и 14-15 лет.
Активное и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличивается рост и вес ребёнка: у мальчиков – пик «скачка роста» — 13 лет, а заканчивается после 15–17 лет; у девочек – начинается и заканчивается на 2 года раньше помимо половых различий здесь велики индивидуальные, у одних только начинается быстрый рост, у других заканчивается.
Изменения роста и веса сопровождается изменением пропорций тела: головы, кисти рук, удлинение рук и ног, туловища. Интенсивный рост скелета (4–7 см в год) опережает развитие мускулатуры, отсюда непропорциональность, угловатость, неуклюжесть. Появляются вторичные половые признаки, внешние признаки полового созревания в разное время и у разных детей. Голос у мальчиков, смена физического состояния (танцуют без устали, падают от ничего). Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Эмоциональное состояние усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. В этот период очень сильны сексуальные ощущения, которые возможно корректировать на привязанность, поддержку, любовь, самоуважение.
В этот период происходит ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но ребёнок может сочетать как мужские, так и женские качества в себе.
Благодаря бурному росту и перестройке организма – появляется интерес к внешности, то есть формируется новый образ физического «Я». Из-за его гипертрофированной значимости, ребёнок переживает изъяны, что ведёт к неполноценности, неврозу. Их надо смягчать – пониманием, тактичностью, теплотой и доверительностью в отношении с ребёнком. Но образ физического «Я» и самостоятельность в целом оказывает влияние на темп полового созревания. Акселерация создаёт более благоприятные возможности личностного развития, что способствует уверенности в себе. У тех, у кого задерживается физическое развитие – наблюдается суетливость, раздражение и низкая самооценка.
Наблюдается снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребёнок одарён. Регресс проявляется, когда задаётся творческое задание. Дети способны выполнять так же как и прежде, только механические задания.
Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечёт за собой новый способ поведения, новый механизм мышления. На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств.
Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.
Главная особенность подростка – личная нестабильность. Анна Фрейд описала подростка: эгоист, центр вселенной, с другой стороны – преданность и самопожертвование, любовь – ненависть, тяга к обществу – одиночество, подчинение слепое – лидерство, грубость – ранимость, энтузиазм – апатия. В этот период формируются две личностные особенности: чувство взрослости и «Я-концепция».
Чувство взрослости проявляется в стремлении к взрослой жизни: внешность, манеры, походка, речь. Что касается одежды, то ей подросток не отличается от других, возникает потребность в психологической защите – сознательная манипуляция. Подростку необходимы развлечения.
У подростка формируются три момента чувства взрослости (отношения к себе как к взрослому): равноправие в отношениях со старшими (конфликты), стремление к самостоятельности (невмешательство родителей), собственная линия поведения, внешность, учёба, отношение со сверстниками. Четвёртый момент чувства взрослости связан с этическими нормами поведения это поддержка, помощь, доверие, защита, комфорт. Подросток легко может сам отступить от норм и правил, но от других требует неукоснительности в их исполнении.
Основные новообразования этого периода связаны с общественно-полезной деятельностью, ибо она удовлетворяет доминирующим потребностям подростка (потребности в общении со сверстниками; потребности самоутверждения). Удовлетворяя эти потребности, подростки усваивают мораль общества, вырабатывают взгляды по тем или иным вопросам, правила поведения.
Источник