Меню

Особенности здоровья детей с онр

особенности детей с ОНР

Психолого – педагогическая характеристика детей 5-7 лет

с общим недоразвитием речи.

Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

При III уровне речевого развития дети пользуются распространёнными предложениями, отмечается попытка употреблять сложно – сочинённые и сложно – подчинённые конструкции. Лексика таких детей включает все части речи.

Появляются первые навыки словообразования. Более устойчивым становится употребление наиболее простых грамматических форм, а так же слов различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико – грамматического и фонетического формирования связной речи, в том числе:

· трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесённости, в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий;

· аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными, числительных – с существительными;

· недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замене и искажении звуков.

Незначительные нарушения компонентов языковой системы проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий. Отмечается недостаточная дифференциация звуков. Характерное своеобразие нарушения слоговой структуры проявляется в том, что понимая значение слова, ребёнок не удерживает в памяти его фонематический образ, поэтому наблюдается искажение звуконаполняемости в разных вариантах.

Недостаточные внятность, выразительность речи и нечёткая дикция оставляют впечатление общей её «смазанности». Остаются стойкими ошибки при употреблении суффиксов существительных со значениями единичного предмета, субъекта-деятеля, эмоционально – оттеночных, уменьшительно 0 ласкательных, а так же прилагательных, характеризующих эмоционально – волевое и физическое состояние объектов. Отмечаются стойкие трудности в образовании малознакомых сложных слов.

Особую сложность представляют для детей конструкции предложений с разными придаточными (пропуски и замены союзов, инверсия). Они испытывают затруднения при планировании высказывания и отборе соответствующих языковых средств, что так же обуславливает своеобразие их связной речи:

  • при пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц;
  • рассказ – описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей, часть детей оказываются способной отвечать лишь на вопросы.

Таким образом, экспрессивная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения.

Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются со сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обуславливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Для детей с общим недоразвитием речи характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитие памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижение по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции (трёх – четырёхступенчатые), опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обуславливает некоторые специфические особенности мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в наглядно – образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Детям с недоразвитием речи наряду с общей соматической ослабленностью с замедленным развитием локомоторных функций присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкциям. Дети отстают от нормального развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временном параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук.

Психическое развитие детей с ОНР, как правило, опережает их речевое развитие. У них отмечается критичность к собственной речевой недостаточности. Первичная патология речи, безусловно, тормозит формирование первоначально сохранных умственных способностей, однако по мере коррекции словесной речи происходит выравнивание интеллектуальных процессов.

Заведующий Марина Венедиктовна Исаева

Юридический и фактический адрес детского сада:

606407 Нижегородская область, г. Балахна, ул. Фрунзе 1 «в»

тел./ факс 8 (83144) 4 6752, 8 (83144) 9 17 62

Источник

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР
статья по логопедии

Важной проблемой современной логопедии является организация коррекционно-развивающего логопедического воздействия, которое осуществляется в строгом соответствии с результатами диагностического обследования. В диагностику детей с общим недоразвитием речи включается не только изучение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и связной речи, но и методики, направленные на изучение двигательной сферы, так как двигательная сфера детей с общим недоразвитием речи обладает специфическими особенностями в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы, представлено эмпирическое исследование.

Скачать:

Вложение Размер
statya_2_osobennosti_dvigatelnoy_sfery_detey_s_onr.doc 125 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ОНР

Магистрантка Московского областного гуманитарного института (АНО ВО МОГИ), МБДОУ №95 «Звоночек» г. Симферополь, учитель-логопед .

Undergraduate of the Moscow Regional Institute of Humanities (ANO IN Mogi),

MBDOU №95 «Bell», Simferopol, teacher-speech therapist.

Важной проблемой современной логопедии является организация коррекционно-развивающего логопедического воздействия, которое осуществляется в строгом соответствии с результатами диагностического обследования. В диагностику детей с общим недоразвитием речи включается не только изучение звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и связной речи, но и методики, направленные на изучение двигательной сферы, так как двигательная сфера детей с общим недоразвитием речи обладает специфическими особенностями в развитии общей, мелкой и артикуляционной моторики. В данной статье рассмотрены теоретические аспекты проблемы, представлено эмпирическое исследование .

An important problem of modern speech therapy is the organization of correctional and educational impact of speech therapy, which is carried out in strict accordance with the results of diagnostic tests. In the diagnosis of children with General underdevelopment of speech includes not only the study of all aspects of pronunciation, lexical and grammatical system of speech, and connected speech, but also methods aimed at studying motor areas as motor areas of children with General underdevelopment of speech has specific features in the development of General, small and articulatory motor skills. This article describes the theoretical aspects of the problem presented an empirical study.

Ключевые слова: движения, двигательная сфера, общее недоразвитие речи, специфические особенности.

Key words: movement, motor areas, General underdevelopment of speech, specific characteristics.

Современные условия российского образования характеризуются введением в процесс обучения и воспитания детей на разных возрастных этапах Федерального государственного образовательного стандарта, в соответствии с которым происходит реализация личностно-ориентированного подхода, характеризующегося усилением ориентации на личность ребёнка с речевыми нарушениями. Наиболее часто встречающимся нарушением речевого развития является ОНР, с детьми данного контингента проводится систематическая и целенаправленная логопедическая работа, направленная на формирование правильного звукопроизношения, развитие и активизацию словарного запаса, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи. Кроме перечисленных направлений логопедической работы с детьми с ОНР, в коррекционно-воспитательную работу включаются разнообразные приёмы, направленные на развитие двигательной сферы детей – общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики. Вся работа строится с учётом результатов диагностики, поэтому важным является изучение особенностей двигательной сферы детей с ОНР.

Нами было проведено теоретическое и экспериментальное изучение особенностей двигательной сферы детей с ОНР. Анализ психолого-педагогической и специальной литературы позволил выявить понятие двигательной сферы, описать характерные особенности двигательной сферы детей с ОНР.

М.М. Безруких в понимание термина «двигательная сфера» включает внешние проявления активности человека при организации его взаимодействий с окружающей средой, включающие моторные реакции, психомоторные действия, психомоторную деятельность и двигательное поведение [6].

Двигательная сфера и её изучение является предметом изучения таких наук, как физиология, психофизиология, психология. Двигательная сфера имеет важное значение в физическом, психическом развитии детей, в развитии их речи.

Рассмотрение двигательной сферы с точки зрения физиологии привело к изучению теории Н.А. Бернштейна, в которой автором движения человека названы «живым движением», так как все человеческие движения базируются на внешних воздействиях на тело человека и внутренних колебаний, сопровождающих конструкцию тела [2].

А.В. Запорожцем в исследованиях, направленных на анализ движений людей, использовалось понятие двигательной деятельности. Автором было указано, что двигательная деятельность представляет собой действия человека, которые выделяются для достижения определённой цели.

В психофизиологии движения и двигательная деятельность наиболее полно представлена в исследованиях И.П. Павлова, который связывал движения и речь, описывая речь в качестве мышечных ощущений, идущих в кору головного мозга от речевых органов. Также автором описана связь звукопроизношения с осуществлением работы периферического речевого аппарата. В связи с чем обнаруживается связь развития артикуляции с общим моторным развитием ребёнка и развитием мелкой моторики.

У детей с нормативным речевым развитием происходит одновременное развитие общей и мелкой моторики и овладением системой языка.

Психологический подход к проблеме изучен Н.Д. Гордеевой, В.П. Зинченко, которые в своих исследованиях описали предметное содержание понятия «действие». Учёными рассматриваются особенности функциональности действий с опорой на исследования, проведённые Н.А. Бернштейном, в соответствии с чем было выделено три типа систем – жёсткого, самонастраивающегося и саморегулирующегося.

Н.Д. Гордеевой и В.П. Зинченко подробно изучена продуктивность деятельности человека, в исследованиях было отмечено изменение её в зависимости от содержания и направленности: жёсткое исполнение заданной программы, либо гибкое использование средств, с помощью которых осуществляется деятельность, в соответствии с изменением целей и условий [4].

В исследованиях И.П. Павлова, М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой отмечено наличие взаимосвязи между речевым развитием и сформированностью моторики (общая, мелкая, артикуляционная). К примеру, М.М. Кольцовой был проведён анализ данных, свидетельствующих о тесной взаимосвязи между функциями руки и речи. В соответствии с результатами проведённого анализа, был сделан вывод о морфологическом и функциональном формировании речевых областей и их совершенствовании под влиянием кинестетического импульса от руки.

Л.Ф. Фоминой была выявлена следующая зависимость отставание в развитии мелкой моторики ведёт за собой задержку речевого развития, при этом развитие общей моторики может быть нормальным.

В диссертационном исследовании, проведённом Л.Н. Славиной-Бурниной отмечены особенности моторной сферы детей с ОНР III уровня: наличие диспропорциональности двигательной функции, которая обнаруживается во всех компонентах и различных параметрах. Дети с ОНР с трудом удерживают равновесие, что приводит к общему напряжению, дети сходят с места, оказывают себе помощь руками, балансируя ими. При ходьбе, выполнении поворотов рассогласуется работу рук и ног, кроме того, для детей характерна неправильная осанка.

При переключении движений наблюдается зажатость, характерно также наличие нечёткости движений, неточности при осуществлении двигательных актов, не соблюдается их количество и порядок. Для детей с ОНР III уровня также характерно проявление повышенной моторной истощаемости, снижение темпа выполнения движений, нечеткость, смешанность движений в конце занятий. Артикуляционный аппарат и лицевые мышцы также отличаются своеобразием – наблюдается проявление синкинезий, дополняющих картину нарушения развития мелкой моторики пальцев рук и кистей [7].

Теоретический анализ литературных источников позволил подойти к выводу о том, что двигательная сфера является фактором стимуляции развития речи.

Дети с ОНР являются основной категорией, которая проходит обучение и воспитание в условиях логопедической группы дошкольной образовательной организации, данная группа детей сложна и разнородна по тяжести проявления дефектов, по природе возникновения дефекта, по речевым и неречевым нарушениям [5].

Под общим недоразвитием речи понимается форма речевой патологии, сопровождающаяся нарушенным формирование всех компонентов речи, которые относятся как к звуковой, так и смысловой сторонам [8].

Для ОНР характерно нарушение всех структурных компонентов речевой системы, кроме того, отмечаются специфические особенности в двигательной сфере, которые затрагивают как общую моторику, так и мелку и артикуляционную моторику [3].

Нами было проведено экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР. В экспериментальном исследовании участвовали 10 детей старшего дошкольного возраста, имеющие сходный логопедический диагноз (ОНР III уровня). С целью обеспечения сравнения результатов исследования, была набрана группа детей старшего дошкольного возраста в количестве 10 человек с нормативным речевым развитием.

Для проведения экспериментального исследования была использована методика, разработанная Е.А. Архиповой, в ходе использования которой на практике были исследованы особенности двигательной сферы дошкольников по компонентам: общая моторика, мелкая моторика, артикуляционная моторика [1].

Методика представлена 11 заданиями, которые разделены на три серии.

1 серия заданий позволила изучить общую и произвольную моторику детей старшего дошкольного возраста с ОНР; 2 серия заданий – мелкую моторику дошкольников; 3 серия – артикуляционную и мимическую моторику.

Результаты экспериментального исследования были подвергнуты количественному и качественному анализу, были представлены в виде таблицы 1.

Таблица 1 – Результаты изучения двигательной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОНР и нормативным развитием

Источник

Читайте также:  Всех мамочек сегодня поздравляем здоровья нашим мамочкам желаем
Adblock
detector