Ребенок с ОВЗ. Как с ним взаимодействовать? Консультация для педагогов ДОУ
консультация по коррекционной педагогике
Данная консультация раскрывает актуальность темы: «Особенности развития детей с ОВЗ и возможные пути взаимодействия с ними педагогов в условиях ДОУ. Данный материал будет полезен для работы педагогов — психологов и старших воспитателей с педагогами ДОУ в процессе развития их профессионального мастерства и педагогических компетентностей для их работы с детьми с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rebenok_s_ovz._kak_s_nim_vzaimodeystvovat.docx | 27.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 7 «Дарование »
Ребенок с ОВЗ. Как с ним взаимодействовать?
Консультация для педагогов ДОУ
В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Кроме того, существует большая прослойка детей, которые посещают массовые общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, но под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников.[1] К этой категории относятся дети с ограниченными возможностями здоровья. Эта группа детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями:
• задержкой психического развития;
• расстройствами аутистического спектра;
• множественными нарушениями развития. [5]
Т.В. Егорова дает обобщенную классификацию. В основе её классификации лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
· сенсорные нарушения (слух, зрение);
· нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения) [2].
Существуют другие классификации разных авторов, анализируя которые можно сделать вывод, что диапозон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми тяжелыми поражением нервной системы. [6]
Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом. Особенности поведения этих детей препятствует спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Возникает необходимость развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.
Затруднено социальное развитие ребенка, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, с большими трудностями овладевают средствами речевого общения. Усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Контакты носят поверхностный характер, а у многих общение со сверстниками эпизодическое. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. Когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
Таким образом, у одних не сформированы правила коммуникации, другие не умеют их использовать в актуальных жизненных ситуациях. Часто отсутствует пролонгированный эффект полученных навыков. А взрослый, носитель культуры, не может или не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.
В связи с инклюзией в образовании дети с ОВЗ обучаются и воспитываются вне изолированных коррекционных учреждений и остро нуждаются в практическом освоении социальных ритуалов и форм социального взаимодействия.
Необходимо целенаправленно формировать у них коммуникативные навыки: умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях.
Ребенок с ОВЗ. Как с ним взаимодействовать?
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Задача педагогов и родителей (законных представителей) помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми детьми расти, развиваться и добиваться новых достижений, не отставая от своих сверстников. Необходимо общаться с детьми, учить ребенка думать, размышлять, сопереживать.
Все большее распространение получает инклюзивное воспитание детей с ОВЗ в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе или в структурном позразделении — Лекотека. Даже дети со значительными нарушениями могут быть интегрированы по 2-3 человека в обычную группу, но при этом им требуется не только индивидуальный подход, но и специальное обучение.
Если в дошкольное образовательное учреждение поступают дети с ОВЗ, обследованием занимаются специалисты (педагог-психолог, учитель-логопед, а воспитатель знакомится с полученными ими данными.
План изучения ребенка включает такие мероприятия, как:
беседа с родителями;
изучение медицинской карты ребенка;
обследование физического развития;
обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов, речи.
Далее под руководством психолога в дошкольном учреждении разрабатываются индивидуальные карты развития определенного содержания.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОУ (педагога-психолога, учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) в работе с ребенком с ограниченными возможностями здоровья следующая:
организуетвзаимодействие педагогов; разрабатывает коррекционные программы индивидуального развития ребенка; проводит психопрофилактическую и психодиагностическуюработу с детьми;организуетспециальную коррекционную работу с детьми, входящими в группу риска; повышает уровень психологической компетентности педагогов детского сада; проводит консультативнуюработу с родителями.
диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи; составляет индивидуальные планы развития; проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь, подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов) ; консультирует педагогическихработникови родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы;
Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей; Учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подбор материала для занятий; Использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
Инструктор по физической культуре:
Осуществляет укрепление здоровья детей; Совершенствует психомоторные способностидошкольников.
проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;организует индивидуальную работу с детьмипо заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда) ; применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе; консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
проводит лечебно-профилактические и оздоровительные мероприятия; осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм.
Для оптимального осуществления интеграции на этапе дошкольного детства необходимо соблюдать специальные условия воспитания и обучения детей с ОВЗ, организовывать безбарьерную среду их жизнедеятельности. В процессе образовательной деятельности в детском саду важно гибко сочетать индивидуальный и дифференцированный подходы, что будет способствовать активному участию детей в жизни коллектива.
Одним из условий повышения эффективности развивающей педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, развитие высших психических функций и становление личности ребенка.
Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Детям с ОВЗ необходим адаптационный период. Адаптация—это часть приспособительных реакций ребенка, который может испытывать трудности при вхождении в интеграционное пространство (не вступает в контакт, не отпускает родителей, отказывается от еды, игрушек и др.). В этот период воспитатель должен снять стресс, обеспечить положительное эмоциональное состояние дошкольника, создать спокойную обстановку, наладить контакт с ребенком и родителями.
Для организации и проведения развивающих мероприятий необходимо знать некоторые особенности дидактического материала. При подборе материала для детей с нарушениями зрения надо учитывать его размеры, контрастность цветов; для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата подбирать выраженную, легко ощутимую тактильную поверхность.
В соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются методы обучения и технологии. При планировании работы важно использовать наиболее доступные методы: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов, технологий решается педагогом в каждом конкретном случае.
В тех случаях, когда программа не может быть освоена из-за тяжести физических, психических нарушений, проектируются индивидуальные коррекционные программы, направленные на социализацию воспитанников и способствующие нормализации эмоционального поведения, формированию навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности.
Необходимо также организовать активную работу с родителями (законными представителями) . Методы могут быть абсолютно разными по форме, но направленные на решение одной проблемы – объединить работу семьи и педагогов в единое целое. Только при совместной и непрерывной работе педагогов и семьи будет положительный результат. Можно рассматривать следующие формы работы:
Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка. Главное, чтобы родители верили в своих детей и были помощниками для педагогов. Дни открытых дверей – родители (законные представители) посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов. Семинары-практикумы – где родители (законные представители) знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике. Проведение совместных праздников, где родители могутвидетьдостижения своего ребенка, участвовать совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т. п.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все и приобретает право на счастливое детство, помогать им занять достойное место в обществе и наиболее полно реализовать свои личностные возможности.
Источник
Особенности общения со сверстниками у детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и младшего школьного возраста
статья на тему
Материал выступления на I Международной научно-практической конференции «Детство-мир без границ. Образование и социализация детей с ОВЗ в современных условиях»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obshcheniya_u_detey_s_ovz.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности общения со сверстниками
у детей с ограниченными возможностями здоровья
дошкольного и младшего школьного возраста.
ГБОУ ЦПМСС «Ново – Переделкино»
В настоящее время 4,5 процента детей, проживающих в России, относятся к категории лиц с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. Кроме того, существует большая прослойка детей, которые посещают массовые общеобразовательные школы, дошкольные учреждения, но под влиянием неблагоприятно складывающихся социальных условий и, прежде всего, межличностных отношений, испытывают психологический дискомфорт, который по мере взросления ребенка усиливается и превращается в травмирующий фактор. Таким детям необходима специальная помощь для нормальной адаптации в среде сверстников.[1] К этой категории относятся дети с ограниченными возможностями здоровья. Эта группа детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями:
• задержкой психического развития;
• расстройствами аутистического спектра;
• множественными нарушениями развития. [5]
Т.В. Егорова дает обобщенную классификацию. В основе её классификации лежит группировка категорий нарушений в соответствии с локализацией нарушения в той или иной системе организма:
· телесные (соматические) нарушения (опорно-двигательный аппарат, хронические заболевания);
· сенсорные нарушения (слух, зрение);
· нарушения деятельности мозга (умственная отсталость, нарушения движений, психические и речевые нарушения) [2].
Существуют другие классификации разных авторов, анализируя которые можно сделать вывод, что диапозон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми тяжелыми поражением нервной системы. [6]
Отклонения в развитии приводит к нарушению связи ребёнка с социумом. Особенности поведения этих детей препятствует спонтанному складыванию отношений и взаимодействий со сверстниками. Возникает необходимость развивать социальную компетентность, навыки общения с окружающими, чтобы преодолеть социальную изоляцию, расширить возможности произвольного взаимодействия со сверстниками.
Затруднено социальное развитие ребенка, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, с большими трудностями овладевают средствами речевого общения. Усвоенные ими речевые средства не рассчитаны на удовлетворение потребности в общении. Контакты носят поверхностный характер, а у многих общение со сверстниками эпизодическое. Большинство детей предпочитает играть в одиночку. Когда дети играют вдвоем, их действия часто носят несогласованный характер. Общение по поводу игры наблюдается в единичных случаях.
Таким образом, у одних не сформированы правила коммуникации, другие не умеют их использовать в актуальных жизненных ситуациях. Часто отсутствует пролонгированный эффект полученных навыков. А взрослый, носитель культуры, не может или не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребёнок приобретает без специально организованных условий обучения.
В связи с инклюзией в образовании дети с ОВЗ обучаются и воспитываются вне изолированных коррекционных учреждений и остро нуждаются в практическом освоении социальных ритуалов и форм социального взаимодействия.
Необходимо целенаправленно формировать у них коммуникативные навыки: умения взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, сопереживать другим и делать самостоятельный моральный выбор в обыденных житейских ситуациях.
В ходе коррекционно-развивающей работы необходимо решать следующие задачи:
— воспитание у детей интереса к окружающим людям, развитие чувства понимания и потребности в общении;
— развитие у детей коммуникативных навыков, навыков общения в различных жизненных ситуациях с окружающими; умения сопереживать;
— формирование у детей навыков практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами и т.д.);
— развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе общения;
— обучение детей речевым средствам общения.
Коррекционно-развивающая работа – это обязательная, систематическая, специальная психолого-педагогическая помощь, в процессе которой дети учатся работать в группе, учитывать желания и настроение окружающих, у детей развиваются коммуникативные навыки и возникает чувства принадлежности к группе.
Коррекционную помощь оказывает специалист (психолог, дефектолог,
социальный педагог), он может работать в системе образовательных организаций, для отдельных категорий, обучающихся с ОВЗ – в системе здравоохранения, где есть специалисты необходимого ребёнку профиля (Центр психолого-педагогической коррекции и реабилитации, ПМС-центры, сурдологический центр, ПМПК и др.).
Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной работы, образующие структуру индивидуальной специальной программы в варианте А.
В случае возникновения выраженных трудностей в освоении обучающимися с ОВЗ того или иного раздела основной образовательной Программы специалист психолог или дефектолог может оперативно дополнить структуру индивидуальной специальной Программы соответствующим направлением работы, которое сохраняет свою актуальность до момента преодоления возникших трудностей.
В случае появления стойких затруднений в ходе обучения и/или взаимодействия со здоровыми сверстниками обучающийся с ОВЗ направляется на комплексное обследование на ПМПК с целью выработки рекомендаций родителям по его дальнейшему обучению.
Обучающийся с ОВЗ получает в варианте В образование, сопоставимое по уровню его «академического» компонента с образованием здоровых сверстников, но в более пролонгированные календарные сроки и находясь в среде сверстников со сходными ограничениями здоровья и сходными образовательными потребностями. Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития категории обучающихся с ОВЗ и дополнительно приспосабливаются к конкретному ребёнку.
В третьем варианте стандарта – С обязательной является организация специальных условий обучения и воспитания для реализации как общих, так и особых образовательных потребностей, использование адаптированной образовательной Программы, которая при необходимости индивидуализируется. Ребёнок находится в среде сверстников с ОВЗ. Рабочее место каждого ребёнка организуется в соответствии со специфическими потребностями данной категории детей и особенностями развития конкретного ребёнка.
В четвёртом варианте стандарта – Д обучающийся с ОВЗ получает образование, уровень которого определяется его индивидуальными возможностями. В этом варианте обязательной и единственно возможной является индивидуальная специальная образовательная Программа. Обучающийся с ОВЗ находится в среде сверстников с различными ограничениями здоровья, при этом их проблемы не обязательно должны быть однотипны.
Представленные четыре варианта стандарта (А, В, С, Д) рассматриваются как интегральные характеристики требований к уровню конечного результата обучения, структуре Программ (основной образовательной; адаптированной основной образовательной; специальной индивидуальной образовательной). [5]
И при составлении коррекционно-развивающих программ для детей с ОВЗ необходимо учитывать ряд принципов.
Организация учебного процесса должна учитывать психофизиологические особенности ребёнка (опираться и интенсивно использовать те качества, которые есть) и создавать условия для его возможного дальнейшего развития (восстанавливать и развивать те, которые отсутствуют).
Не каждому ребёнку требуется проходить всю коррекционную программу – возможно исключение некоторых типов заданий или даже разделов и блоков, если те навыки и действия, которые с их помощью усваиваются, в достаточной степени сформированы у данного конкретного ребёнка. Однако оставшиеся задания должны предъявляться постепенно, по мере их усложнения.
Работа в парах или группах, которая создаёт естественные условия (среду) для мотивированного речевого общения, постоянно воспроизводя потребность в таком общении. Общение, в свою очередь, развиваясь, способствует овладению языком во всех его функциональных составляющих, мыслительными операциями, различными ситуациями общения и социально взаимодействия.
Эффективность коррекционной работы с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовых образовательных учреждений зависит от согласованных действий различных специалистов (педагога, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога, медицинского работника) по принятию оптимальных решений для развития личности особого ребёнка и успешного его обучения в ситуациях дошкольного и школьного взаимодействия с обычными детьми, а так же от грамотно подобранных форм, методов и приёмов.
В нашем Центре работа педагогов-психологов с детьми представлена различными формами: это и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, и групповые. Не смотря на то, что детям с ограниченными возможностями здоровья очень необходимо расширять зону общения, не все могут заниматься в группе. Занятия в группе противопоказаны детям с психопатологией, с умственной отсталостью, а также находящимся в кризисных состояниях. Таким детям предлагается индивидуальная работа с психологом. В нашем Центре практикуется и такой маршрут психологического сопровождения: сначала для ребёнка предлагаются индивидуальные занятия, которые являются подготовкой для перехода ребёнка к групповым занятиям. Часто такой путь проходят дети с чертами аутичного поведения, психопатоподобным синдромом, с очень высокой тревожностью или агрессивностью.
При подборе формы занятий в любом случае проводится комплексная диагностика ребёнка, учитываются все его особенности физического и психологического развития.
Итогом групповых занятий обычно является повышение самооценки, обогащение эмоциональной и личностной сферы. Участники любой
психологической группы отличаются друг от друга полом, темпераментом, интеллектом, степенью общительности и т.д. Они имеют разные интересы и жизненный опыт, естественно принося всё это с собой. Поэтому группа становится прообразом настоящего большого мира и даёт каждому ребёнку возможность найти своё место в нём. В группе ребёнок знакомится с разнообразными вариантами эмоциональных и поведенческих проявлений, может примерить их к себе. Также он ощущает реакцию других людей на собственные слова и действия и может понять причины такой реакции (ведь всё происходящее обсуждается). Это даёт ему возможность выбрать и оставить себе подходящие способы выражения чувств и поведения, отказаться от нежелательных, а какие-то просто немного подкорректировать. В итоге он начинает лучше адаптироваться в социальном мире и находит в нём достойное место для себя.
Ещё важнее то, что в безопасной атмосфере группы ребёнок погружается в свой внутренний мир и приобщается к внутреннему миру других людей. Благодаря этому он начинает чувствовать общность с другими, одновременно учась принимать и уважать различия.
В настоящее время вниманию педагога-психолога представлено большое количество методов работы с детьми с ОВЗ. Психологи нашего Центра «Ново-Переделкино» в своей работе используют методы:
- сказкотерапии;
- игротерапии;
- песочной терапии;
- телесно-ориентированной терапии;
- психодрамы;
- изотерапии;
- психогимнастики.
Но чем же всё-таки отличаются занятия в группе детей с ОВЗ от групповых занятий детей, не имеющих таких нарушений развития? Проанализировав структуру занятий и программ в целом, мы пришли к выводу, что отличия всё же есть. Придать дополнительную уверенность, снизить тревожность при ожидании чего-то неизвестного, создать атмосферу принятия и безопасности во время занятий – это одни из главных задач, которые должны быть выполнены. Поэтому:
- Для детей с ОВЗ больше, чем для других детей важно присутствие ритуальности в занятиях (приветствие, прощание, музыкальное сопровождение, присутствие на занятиях постоянных героев, например, в виде мягких игрушек).
- Необходимо обязательное постоянное соблюдение правил поведения в группе.
- Надо поддерживать ощущение успеха в различной деятельности, применяя разные виды поощрений (медали, грамоты, наклейки и т.п.)
- Чаще нужно акцентировать внимание на актуальных на данный момент эмоциях.
- Занятия наполняются большим количеством игр и упражнений, направленных на совместную деятельность, сотрудничество.
- В каждое занятие включаются упражнения и игры на принятие ребенка с ОВЗ остальными детьми в группе.
- Очень важно следить, чтобы в процессе деятельности на занятии каждый ребенок смог использовать свой потенциал, компенсируя тем самым невозможность сделать что-то другое.
Еще одной особенностью групп общения для детей с ОВЗ является то, что к блоку программы «Знакомство» приходится обращаться не один раз в течение курса занятий. Это связано с тем, что дети с ОВЗ могут отсутствовать некоторое время по болезни или по причине прохождения реабилитационных, лечебных курсов или процедур в других учреждениях (медицинских).
Необходимо также заметить, что общение детей с ОВЗ не ограничивается только общением со своими сверстниками в группе. Немаловажную роль в развитии коммуникативных навыков также играют все окружающие и сопровождающие его взрослые и сверстники в том образовательном учреждении, в котором ребёнок обучается. Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. И Россия не стала в этом смысле исключением. В последние годы в образовательных учреждениях всё больше обучается детей с ограниченными возможностями здоровья, что предъявляет новые и более высокие требования ко всем педагогам, воспитателям, а также к другим детям, посещающих образовательное учреждение.
Поэтому взаимодействие психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная психологическая поддержка и помощь ребёнку, родителям, педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.
В заключение нашего выступления предлагаем вашему вниманию одну притчу:
«Eхал один молодой человек на новом сверкающем «Ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень.
Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать
слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам, которые предлагали отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.»
Источник