Уход за детьми с ограниченными возможностями.
презентация к уроку на тему
Описательный и иллюстрационный материал по уходу за детьми с ограниченными возможностями на примере ДЦП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_12._osobennosti_uhoda_za_detmi_s_ogranich._vozm.docx | 31.11 КБ |
k_lektsii_12._osoben.pptx | 2.51 МБ |
k_lektsii_12._osoben1.pptx | 2.73 МБ |
k_lektsii_12._osoben2.pptx | 2.16 МБ |
k_lektsii_12._osoben3.pptx | 2.64 МБ |
Предварительный просмотр:
Лекция 12. Особенности ухода за детьми с ограниченными возможностями
Детский церебральный паралич (сокращенно «ДЦП») — заболевание, вызванное поражением головного мозга, обычно проявляющееся в раннем детском возрасте и характеризующееся двигательными нарушениями:
-параличами, слабостью мышц,
Впервые подробно подобными нарушениями занялся в 1830-х выдающийся хирург Джон Литтл, когда читал лекции по родовым травмам. В 1889 году не менее выдающийся сэр Уильям Ослер ввел термин церебральный паралич. Фрейд, будучи неврологом, заметил связь между ДЦП и другими нарушениями: умственной отсталостью и эпилепсией. В 1893 году им был введён термин «детский церебральный паралич», а в 1897 году он высказывал предположения, что данные поражения связаны больше с нарушением развития мозга ещё во внутриутробном периоде. На практике выводы Фрейда подтвердились в 1980-х.
Детский церебральный паралич возникает при нарушениях внутриутробного развития (имеет значение инфекция во время беременности, цитомегаловирус, токсоплазмоз, герпес, поздний токсикоз беременных, несовместимость матери и плода по резус-фактору, нарушение аутоиммунных механизмов эмбрионального развития ).
Преждевременные роды, затяжные или стремительные роды, роды при неправильном положении плода, родовые травмы, желтуха повышают риск заболевания.
Все перечисленное приводит к гипоксии (кислородному голоданию) и асфиксии (удушью) плода. В результате недостатка кислорода нарушается закладка и развитие головного мозга ребенка.
Факторами риска являются соматические и эндокринные заболевания матери (эпилепсия, слабоумие, гипотиреоз), вредные привычки – употребление
алкоголя, наркотиков, длительный период бесплодия, возраст до 18 и старше 40 лет, стрессы.
Ко второй группе причин (возникающие после рождения ребенка) относят церебральные параличи вследствие менингита, энцефалита, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм.
Точно определить причину заболевания невозможно.
Диагноз ставится на основании неврологического осмотра и инструментальных методах обследования:
— электрофизиологическое исследование потенциалов мышц и оценка периферических нервов;
— Электроэнцефалография – функциональная оценка биотоков мозга.
— Необходимы также консультации окулиста, отоларинголога, психиатра, эпилептолога, ортопеда.
Формы ДЦП:
1 Спастическая тетраплегия
2 Спастическая диплегия
3 Гемиплегическая форма
4 Дискинетическая форма
5 Атаксическая форма
6 Смешанные формы
7 Неуточненная форма
Одна из самых тяжелых форм ДЦП. Клинически диагностируется спастическая квадриплегия (парапарез четырех конечностей), нарушения зрения, и речевые нарушения. У 50 % детей наблюдаются эпилептические приступы. Для данной формы характерно ранняя деформация туловища и конечностей. Почти в половине случаев двигательные расстройства сопровождаются патологией черепных нервов: косоглазием, атрофией зрительных нервов, нарушениями слуха. Тяжёлый двигательный дефект рук
и отсутствие мотивации исключают самообслуживание и простую трудовую деятельность.
Наиболее распространённая разновидность церебрального паралича (3/4 всех спастических форм), известная ранее также под названием «болезнь Литтла». Нарушается функция мышц с обеих сторон, причём в большей степени ног, чем рук и лица. Для спастической диплегии характерно раннее формирование деформаций позвоночника и суставов. Наиболее распространённые проявления — задержка психического и речевого развития.
Характеризуется односторонним спастическим гемипарезом. Рука, как правило, страдает больше, чем нога. Клинически характеризуется развитием спастического гемипареза (походка по типу Вернике-Манна), задержкой психического и речевого развития.
При этой форме, как правило, повреждаются структуры экстрапирамидной системы и слухового анализатора. В клинической картине характерно наличие гиперкинезов: атетоз, хореоатетоз, торсийная дистония (у детей на первых месяцах жизни — дистонические атаки), дизартрия, глазодвигательные нарушения, снижение слуха. Характеризуется непроизвольными движениями (гиперкинезами), повышением мышечного тонуса, одновременно с которыми могут быть параличи и парезы.
Характеризуется низким тонусом мышц, атаксией (нарушение координации движений)и высокими сухожильными и периостальными рефлексами. Нередки речевые расстройства
Распространённость форм детского церебрального паралича
спастическая тетраплегия — 2 %
спастическая диплегия — 40 %
гемиплегическая форма — 32 %
дискинетическая форма — 10 %
атаксическая форма — 15 %
1. Среди больных с ДЦП больше рождается мальчиков: на 100 девочек около 135 мальчиков
2.Более половины детей с ДЦП страдают двусторонним спастическим парапарезом (поражение нижних конечностей)
3. Около половины детей с ДЦП родились недоношенными
4. Почти 1/3 детей с ДЦП страдают гемиплегией (паралич мышц одной половины тела, как это часто наблюдается при инсультах у взрослых)
5. 1 из 4 инвалидов с последствиями ДЦП страдают эпилептическим припадками (синдромом)
6. 6 из 10 (60%) инвалидов с последствиями ДЦП обладают нормальным или исключительно высоким интеллектом
7. Примерно у каждого третьего из 10 детей с ДЦП –серьезные проблемы, связанные с обучением
8. 1 из 3 детей с ДЦП не могут самостоятельно передвигаться
- Лечебная медикаментозная поддержка
- Массаж
- физиотерапия
Поскольку ДЦП — неврологическая патология, он лечится с помощью нейролептикоков, ноотропных препаратов, регуляторов кровеобращения ЦНС и психостимуляторов. Один из синдромов ДЦП — повышенное внутричерепное давление, уменьшить которое помогает массаж, магнитотерапия и электрофорез.
Главным в лечении ДЦП является уход за ребенком
- Одна из задач специалиста – помочь родителям изменить их обычные способы ежедневного ухода за малышом так, чтобы каждое рутинное действие – будь то купание или одевание – использовалось для закрепления правильных образцов движений, которые ребенок освоил во время терапевтических занятий
- Нормализация сна у детей с ДЦП. По мере созревания центральной нервной системы, развития деятельности органов чувств и двигательной сферы у малыша постепенно устанавливается режим сна и бодрствования. Чтобы он правильно сформировался, надо уяснить некоторые закономерности.
- Нормализация позы
Воспользуйтесь подушками для придания ребенку правильного положения, когда он лежит на боку
Если ребенок лежит и спит со скрещенными и согнутыми ногами, это приведет к контрактурам. ( 5 слайдов см. презентацию)
- Купание больного ребенка.
Во время купания у детей с церебральным параличом возможно повышение мышечного тонуса, резкое разведение рук в момент погружения в воду, нарушение равновесия. Существуют приспособления, которые удерживают ребенка в полулежащем положении или стабилизируют позу сидя.(см 1 слайд)
- Организация прогулки ребенка (слайд) Нельзя обращаться с ребенком, вышедшим из младенческого возраста, как с младенцем, излишне часто носить его. Это приносит больше вреда, чем пользы, и не способствует выработке движений корпуса. Задача правильной переноски — совершенствование движений.
- Обучение пользования горшком Подготовьте место, где ребенок будет справлять нужды. Желательно в туалете. Это место должно быть постоянным. Ребенок должен крепко сидеть на горшке или унитазе, ноги его должны устойчиво стоять на полу. Целесообразно приобрести горшок-стульчик или, если ребенок будет справлять нужды на унитазе, — специальное сиденье на унитаз для детей-инвалидов. Следует подчеркнуть, что для правильного психосексуального развития мальчики с самого начала
воспитания навыка опрятности должны мочиться стоя. Для этого можно использовать специальный горшок с поднятыми сторонами, держась за которые, ребенок чувствует себя более устойчиво и преодолевает страх падения.
- Одевание ребенка. Одевать ребенка, особенно раннего возраста, удобнее всего в положении на животе на коленях у матери, при котором максимально выражена флексия конечностей. Если ребенка одевают в положении на спине, голову и плечи следует приподнять, положив под них жесткую подушку, что создает условия для выведения рук вперед и сгибания бедер. При выраженном экстензорном тонусе ребенка можно одевать в положении на боку; при этом уменьшается приведение бедер, облегчается сгибание стоп и одевание штанишек, обуви.
Самостоятельное одевание детей с гиперкинезами облегчается посредством опоры стопами о стену; такая поза более стабильна и уменьшает гиперкинез. Начинают одевание с более пораженной стороны. Не следует распрямлять конечности насильно. Спастически согнутую руку вначале выпрямляют потряхивающими движениями, а затем продевают в рукав. В процессе одевания ребенок должен научиться соотносить части тела с одеждой.
Мать сопровождает свои действия инструкцией: «Просовывай руку через рукав, голову через ворот, одень ботинок на ногу» и т. д.
У здоровых детей автоматизм одевания вырабатывается в течение 4—5 лет.
В игре ребенок познает себя и окружающий мир с его сложными взаимоотношениями, приобретает опыт, учится на своих ошибках.
Увлеченность игрой, положительный эмоциональный фон способствуют расслаблению ребенка, уменьшению гиперкинезов, содружественных реакций. Необходимо знать матери, что игры являются важным компонентом лечения ребенка, особенно в первые годы жизни.
Имитация в игре разнообразных жизненных ситуаций важна для
дальнейшей социальной адаптации ребенка, ограниченного возможностями общения. Во время игры больные дети испытывают трудности, связанные с нарушениями мышечного тонуса, координации движений, дефектами речи, слуха, зрения.
- Стимуляция речи . Для стимуляции координированных движений губ и языка можно использовать ряд приемов:
постукивать по нижней и верхней губе, двигать язык ребенка из стороны в сторону,показывать ему собственным языком, как это делается, взявшись пальцами за нижнюю челюсть, открывать и закрывать ребенку рот, чтобы вызвать цепь звуков, «ба-ба-ба».
Чтение книг, объяснение картинок, описание предметов, игрушек, частей тела более полезно для развития ребенка, чем прослушивание радио, и просмотр телевизионных передач. Тесный контакт ребенка с матерью в младенчестве является фундаментальной основой развития самостоятельности, уверенности в себе, независимости и в то же время теплого и доверительного отношения к другим.
В воде у детей изменяется масса тела, и они не боятся сделать шаг. Многие малыши с ДЦП сначала осваивают плавание, укрепляют мышцы, и только потом могут научиться ходить. Плавание сожжет дополняться гидромассажем для разработки мышц. Опять же, занятия на воде должны производиться специально обученными инструкторами и, желательно, в бассейнах, оборудованных специальными подъёмниками для облегчения спуска на воду больных детишек
Грязь оказывает общерефлекторное химическое воздействие, стимулирует нервные окончания. Теплая грязь — хорошее средство при гипертонусе. Снять спастику (напряжение) мышц при ДЦП помогают электрофорезы, а для улучшения сосудистой регуляции используется магнитотерапия.
Иппотерапия часто применяется при лечении детей-инвалидов в качестве многофункционального метода реабилитации, т.е. иппотерапия используется не только в качестве одной из разновидностей лечебной физкультуры, но и как метод психологической коррекции. Больные дети ездят на лошади и это приносит свои результаты, ведь при такой езде задействуются различные группы мышц. Причем мышцы осуществляют трехмерное движение, это очень важно при ДЦП. Больные дети ездят на лошади и это приносит свои результаты, ведь при такой езде задействуются различные группы мышц. Причем мышцы осуществляют трехмерное движение, это очень важно при ДЦП. Кроме биомеханического фактора при иппотерапии не менее важен, а в некоторых случаях и является основным психогенный фактор, что особенно важно при лечении детей с церебральным параличом, невротическими реакциями, аутизмом, нарушениями психического развития. Верховая езда требует концентрации внимания, целенаправленных движений при управлении лошадью (что особенно полезно при гиперкинетической форме ДЦП), способности ориентироваться при изменении ситуации, осознания своих собственных действий.
Дельфинотерапия – это способ лечения с помощью ультразвуковых колебаний, которые воспроизводят самые милые существа на свете, дельфины. Звук издаваемый дельфинами воздействует на головной мозг человека и помогает избавиться от психологических проблем и проблем со здоровьем. Дельфины считывают информацию о человеке и помогают справиться с болезнями. Это один из лучших методов лечения для людей с такими заболеваниями, как детский церебральный паралич – ДЦП. Общение с дельфином позволяет: стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;
стимулировать процесс развития личности;
восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям, переживающим одиночество или состояние дезадаптации;
через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального от реагирования;
-создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом.
А также выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом, и способствует речевому и сенсомоторному развитию детей с ДЦП.
Существуют различные методы и подходы в лечении детского церебрального паралича. Всегда, когда они применяются квалифицированными специалистами, удается достигать желаемого результата.
Дети с церебральным параличом так же, как и другие дети, нуждаются в любви, заботе и поддержке; они должны иметь право на овладение определенными социальными навыками, а также возможность обрести самоуважение и веру в себя.
Главная задача тех, кто работает с больным ребенком, — вырастить самостоятельного человека, способного нормально учиться и развиваться, помочь ему найти свое место в жизни, научить любить и быть любимым.
Источник
Особенности развития и ухода за ребенком с ограниченными возможностями здоровья
Козырева Алла Михайловна
Педагог – психолог
С самого рождения каждый человек для своего нормального развития долгое время нуждается не только в уходе и удовлетворении своих физических потребностей в еде, тепле, безопасности, но и в общении с близкими, любящими его людьми. Через это общение происходит передача ценностей, которые делают нас людьми: способность сопереживать, любить, понимать себя и других людей, контролировать свои агрессивные импульсы и не наносить вреда себе и окружающим, добиваться поставленных целей, уважать свою и чужую жизнь. Эти духовные ценности могут быть восприняты только в совместном переживании событий жизни взрослого и ребенка.
Общие психолого-педагогические рекомендации, в работе с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья:
— Принимать ребенка таким, какой он есть.
— Как можно чаще общаться с ребенком.
— Использовать упражнения на релаксацию.
— Не сравнивать ребенка с окружающими.
— Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
— Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он
должен знать за что.
— Обращаться к ребенку по имени.
— Не предъявлять ребенку повышенных требований.
— Стараться делать замечания как можно реже.
— Оставаться спокойным в любой ситуации.
Рассмотрим некоторые из категорий :
С синдромом Дауна.
— Диагноз «болезнь Дауна» врачи обычно ставят очень рано, чаще еще в родильном доме — слишком типичны и очевидны внешние признаки этой болезни. Дети с болезнью (синдромом) Дауна похожи, их внешний облик однотипен:
- уменьшенный в объеме череп, часто несколько скошенный сзади,
- косое расположение далеко отстоящих друг от друга глаз, надбровных дуг,
- деформированное строение ушной раковины,
- запавшая переносица,
- маленький «пуговкой» нос,
- полуоткрытый маленький рот,
- пятнистый румянец на щеках.
Причины, вызывающие изменения в хромосомном механизме наследственности, пока еще полностью не выяснены. Полагают, что чаще всего эти изменения вызваны различными расстройствами здоровья во время беременности: воспалительными заболеваниями, отравлениями и т. п. Выше среднего процент заболевания у детей, рожденных от пожилых или сильно различающихся по возрасту родителей.
Особенности физического развития:
Физическое развитие детей с синдромом Дауна нарушено: отмечается отставание в росте, диспластичность телосложения, короткие пальцы рук и ног. Мышечный тонус понижен; это приводит к чрезмерной гибкости суставов.
Движения детей часто неловкие, неуклюжие, походка неустойчивая. Детям свойственно беспокойство, повышенное стремление к движениям, — так называемое психомоторное возбуждение. Однако встречаются и дети не темпераментные, а заторможенные. По характеру дети мягки, ласковы, добродушны, охотно вступают в контакт, приветливы.
Особенности умственного развития
Болезнь заметно сказывается на умственных способностях. Память снижена, внимание неустойчиво, значительно ослаблена познавательная деятельность; дети долго не понимают назначения предметов окружающей обстановки, не осваивают действий с ними.
Заметно и отставание в развитии речи: часто дети с синдромом Дауна начинают говорить лишь после 3— 4 лет, говорят неясно, нечетко, с различными дефектами, не всегда понимают обращенную к ним речь.
Ежедневный уход за ребенком с синдромом Дауна почти ничем не отличается от ухода за любым другим малышом . Важный аспект ежедневного ухода — режим дня, который дает ориентиры, упорядочивает его день.
Дети с синдромом Дауна с первых месяцев жизни проявляют отставание в развитии:
- быстро устают;
- движения их конечностей нарушены;
плохо реагируют на родных людей;
- головку такие дети начинают фиксировать только к 3 месяцам, а садятся – к году, ходить начинают в возрасте около 2 лет.
Если в течение первого года жизни ребенка установить дисциплинарные границы и научить его контролировать свое поведение, это будет способствовать формированию положительных черт характера, развитию успешного социального взаимодействия с различными людьми.
Естественно, что при таких особенностях развития только терпение и последовательные их действия, поддерживающие рост малыша, помогут ребенку приобретать все необходимые для жизни умения и навыки.
- Очень важно развитие сенсорных навыков: фиксации взора, направленности слухового внимания и т. п.
- Так как ведущая форма деятельности дошкольника— игра, все занятия проводятся в игровой форме — так, чтобы ребенку было интересно.
- Очень важно научить ребенка правильно использовать игрушку, нужный предмет, — так будут формироваться элементарные двигательные навыки и умения, будут уточняться пространственные и временные представления.
- В виде игры проводятся и занятия по развитию навыков самообслуживания и гигиены: ребенка учат одеваться, умываться, стелить постель, воспитывают привычку к чистоте, навык опрятной еды.
- Очень важно использовать присущее таким детям стремление подражать другим.
- Поведение близких ребенку взрослых должно быть всегда спокойным, ровным, без всякой нервозности и подчеркнутых проявлений жалости. Вокруг него не должно быть атмосферы несчастья.
- И разумеется, абсолютно недопустимы случаи, когда над ребенком смеются, дразнят его и т. п.
С инфекционными заболеваниями:
Примерно у 25% (а по некоторым данным до 30%) детей-инвалидов инвалидизация произошла вследствие инфекционного процесса.
Каждое инфекционное заболевание имеет свои особенности. Однако общим для всех заболеваний является наличие определенных этапов в развитии болезни.
При всех инфекциях после заражения болезнь проявляется не сразу: до появления первых признаков заболевания проходит так называемый инкубационный (скрытый) период, во время которого ребенок внешне остается здоровым. Длительность инкубационного периода различна при разных заболеваниях: при кори он колеблется от 8 до 14 дней (после прививки гамма-глобулина — до 28 дней), при скарлатине — от 2 до 12 дней, при дифтерии — от 2 до 7 дней, при коклюше — от 3 до 21 дня (чаще 8—12 дней), при гриппе и гриппоподобных заболеваниях— от нескольких часов до 2—3 дней.
Инфекционный процесс у детей почти всегда сопровождается выраженной в той или иной степени реакцией со стороны нервной системы. Эти реакции чаще всего носят неспецифический характер и не имеют патогномоничных симптомов для конкретного инфекционного заболевания. Существует также большое количество возбудителей инфекционных заболеваний, которые обладают тропностью к нервной системе, что выражается в специфических поражениях различных отделов последней — центральных и периферических.
Как неспецифические реакции нервной системы, так и специфические ее поражения могут протекать достаточно тяжело и иметь неблагоприятный прогноз.
Особенностью инфекций у детей раннего возраста является склонность к затяжному их течению, что часто приводит к задержке физического развития ребенка и может сказаться на умственном его развитии.
Исходом инфекционной болезни могут быть полное выздоровление, остаточные изменения, иногда весьма серьезные, вплоть до тяжелой инвалидности, хроническая форма течения, смерть. В понятие «остаточные явления» обычно включают сохраняющееся после инфекции нарушение нормальной деятельности каких-либо органов (например, нарушение опорно-двигательного аппарата после перенесенного полиомиелита).
Чем меньше ребенок, тем короче инкубационный период.
Во время инкубационного периода в организме происходит размножение микробов, и все силы организма направлены на борьбу с микробами и выделяемыми ими токсинами. Хотя внешне ребенок производит впечатление здорового, однако при внимательном наблюдении за ним удается нередко отметить повышенную раздражительность, утомляемость, нарушение сна и понижение аппетита.
Очень важно в это время обеспечить ребенку хороший уход, правильный режим сна и бодрствования, рациональное питание с большим количеством витаминов, возможно большее пребывание на чистом воздухе, частое проветривание помещения. Все это помогает организму сопротивляться болезни и успешно бороться с нею.
За инкубационным периодом следует развитие первых признаков заболевания, различных при разных болезнях. Однако почти при всех инфекционных заболеваниях (кроме коклюша) наблюдается острое начало, характеризующееся общими симптомами: повышение температуры, общее недомогание, потеря аппетита, головная боль, иногда рвота, реже потеря сознания и судороги. Все эти симптомы вызываются отравлением организма ядовитыми веществами — токсинами, выделяемыми микробами — возбудителями болезни.
Одновременно с общими явлениями развиваются признаки, характеризующие каждое заболевание: сыпь и ангина при скарлатине, развитие катара верхних дыхательных путей при кори и т. д. Длительность острого периода болезни различна и зависит как от особенности инфекционного процесса, так и от тяжести заболевания и от мероприятий, направленных на борьбу с заболеванием.
Через некоторое время признаки заболевания начинают постепенно исчезать, вместе с этим улучшается самочувствие ребенка, появляется аппетит — начинается период выздоровления. Ребенок в это время находится в очень неустойчивом состоянии и, несмотря на кажущееся благополучие, изменения, происшедшие в его организме во время болезни, еще не исчезли, и погрешности в режиме ребенка могут неблагоприятно отозваться на его состоянии. В это время обязательно соблюдение режима соответственно особенностям каждого заболевания, правильное питание, максимальное использование свежего воздуха.
Огромное значение в организации помощи детям c инфекционными заболеваниями имеет ранняя диагностика и своевременная изоляция больного. В основном применяют две формы изоляции больных — госпитализация и стационар .
Инфекционная больница, в отличие от соматической, имеет ряд особенностей. Устройство и принципы работы этого учреждения подчинены, в частности, задаче предупреждения распространения инфекций, прежде всего, внутрибольничных. Для разобщения больных детей помещают в боксы системы Мельцера. Вещи больного складывают в мешки и отправляют для дезинфекции. В дальнейшем их хранят на складе до выписки пациента.
Важным этапом ухода за больным с инфекционным заболеванием является строгое соблюдение санэпидрежима, направленное на предупреждение распространения инфекции. Тщательно 2-3 раза в день проводят влажную уборку помещения с применением водномыльного раствора. Предметы ухода, постельное белье, пеленки обрабатывают 0,5 % раствором хлорамина в течение 30 мин или другими дезинфицирующими растворами.
Важно следить за чистотой постели и белья больного, поскольку это создает комфорт и улучшает настроение. Нательное и постельное белье меняют по мере необходимости (не реже 1 раза в неделю), а при загрязнении белье меняется незамедлительно. Нельзя использовать высушенное белье. Перед каждой сменой нательного белья тело больного насухо протирают полотенцем. Если больной не в состоянии самостоятельно пользоваться ванной или душем, то необходимо делать обтирание кожи, обращая внимание на обработку кожных складок. Лихорадка не является противопоказанием к проведению гигиенических мероприятий.
Уход за больными независимо от инфекционного заболевания составляет важную часть лечебных мероприятий. Для скорейшего выздоровления ребенка и предупреждения развития осложнений необходимо соблюдать охранительный режим, обеспечивающий больному психический и физический покой. Тщательно мыть руки с мылом.
Дети с инфекционными заболеваниями по-разному реагируют на изменение обстановки, что может объясняться как особенностями развития заболевания, так и индивидуальными особенностями. Одни больные дети в разгар заболевания замкнуты, немногословны, неохотно вступают в контакт, у них часто нарушен сон, а другие, наоборот, возбуждены, словоохотливы, неадекватно оценивают свое состояние.
К числу трудноизлечимых инфекционных заболеваний относятся: ВИЧ, гепатит С, сифилис и туберкулез.
Человек, который носит вирус ВИЧ, не болеет сам: у него нет СПИДа (синдром приобретенного иммунодефицита), но от него можно заразиться половым путем (не защищенный сексуальный контакт) , через кровь (переливание крови; инструменты, не прошедшие стерилизации : иглы, шприцы), от матери к ребенку( мать может передать вирус младенцу во время беременности, родов, при грудном вскармливании). Терапия включает в себя прием таблеток и оплачивается государством. При правильной терапии носитель ВИЧ имеет обычную продолжительность жизни.
Гепатит С, передается через кровь. Вирус может быть излечен. Лечение длительное и дорогостоящее. Государство выделяет на это средство, но для получения лекарств приходится учитывать региональные особенности.
Сифилис, передается половым путем, реже бытовым через слюну при поцелуе, через любой предмет общего пользования (ложка, чашка, зубная щётка, губная помада, сигарета и т. п.), на котором имеется невысохшее отделяемое, содержащее бледные трепонемы. Избежать заражения бытовым сифилисом необходимо просто соблюдать элементарные гигиенические нормы, например, не пользоваться одной зубной щеткой и тщательно мыть горячей водой посуду после использования.
Сифилис- бактериальная инфекция, с которой антибиотики прекрасно справляются. Дети, получившие лечение врожденного сифилиса (всех форм), наблюдаются врачом, в течение пяти лет, затем полностью снимаются с учета. Лечение бесплатное.
Туберкулез — это бактериальная инфекция, возбудителем, которой является микробактерия (туберкулезная палочка, палочка Коха). Поражает любой орган, исключая лишь волосы и ногти (всего существует 14 форм туберкулеза). Чаще всего заражаются воздушно-капельным путем: при кашле, чихании, разговоре больной выделяет мокроту с микробактериями туберкулеза. Реже инфекция предается через домашнюю утварь.
Основой лечения туберкулеза является поликомпонентная противотуберкулезная химиотерапия , которая длиться около 6 месяцев и более. Предоставляется санаторное лечение, обеспечение лекарственными препаратами, бесплатное лечение.
Родителям необходимо соблюдать определенные правила:
окружить ребенка любовью заботой и вниманием;
обеспечить ему полноценное и рациональное питание;
следить за тем, чтобы ребенок получил все необходимые прививки ;
следить за чистотой в доме;
соблюдать все гигиенические правила всем членам семьи и самому ребенку;
организовать для ребенка прогулки на свежем воздухе;
позаботиться о том, чтобы ребенок спал и отдыхал;
чаще разговаривать , играть с ребенком, обнимать его;
вовремя и правильно давать назначенные лекарства;
помочь ребенку вести нормальную жизнь, организовать его общение со сверстниками;
внимательно наблюдать за самочувствием и поведением ребенка.
С ментальными нарушениями
Ментальные нарушения – тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию и поведению. У таких детей отмечаются нарушения интеллектуального развития, возникающие на ранних этапах развития. Дети с ментальными нарушениями имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьируется от легких до глубоких форм.
Дети с нарушениями интеллекта имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Работа с такими детьми должна быть направлена на развитие речи, предметной деятельности, игры, навыков самообслуживания, на упорядочение поведения, контактности, развитию мелкой моторики, развитию «руки».
Умственная отсталость легкой степени (F 70) . У таких детей отмечаются запаздывание физического, сенсомоторного развития, задержка речевого развития (речь формируется позже, с нарушениями грамматического и фонетического строя речи, активный беден и существенно меньше пассивного), мышление конкретное, ориентированное на решение бытовых задач, существует некоторое эмоциональное недоразвитие ( плохо распознает эмоции других людей, поэтому испытывают сложности при общении, с определенным трудом формируются нравственные, эстетические чувства, но некоторые дети могут испытывать эмоциональную привязанность), снижение критичности, страдают волевые качества, отмечается социальная незрелость (несамостоятельность, внушаемость, склонность к подражанию). Такие дети, достигают полной независимости в сфере ухода за собой, в практических и домашних навыков. Затруднения наблюдаются в сфере школьной успеваемости, поэтому дети обучаются в коррекционной школе VIII вида.
Человек достигший совершеннолетия, имеющий диагноз » умственная отсталость легкой степени», является полностью дееспособным.
У детей, переживших травму потери кровных родителей, воспитывающихся в сиротских учреждениях, подвергавшихся насилию, жестокому обращению, трудно различить симптомы умственной отсталости и социопедагогической запущенности. При изменении условий жизни на более благоприятные эти дети, как правило, дают хорошую динамику в развитии, и иногда их диагноз может быть снят и пересмотрен.
Умственная отсталость умеренная (F71).Умеренная умственная отсталость является средняя степень умственного недоразвития. У таких детей несформированность познавательных процессов проявляется уже в раннем и дошкольном возрасте. С заметным опозданием происходит физическое развитие, часто отменяется моторная неловкость, некоординированность движений. Речь формируется медленно, с большим запаздыванием, с существенными нарушениями. Дети , имеющие диагноз «умеренная умственная отсталость», признаются инвалидами. Они способны испытывать эмоциональную привязанность, помогать в быту, заботиться о других членах семьи. Как правило, дети в достаточной степени овладевают навыками самообслуживания, осваивают на том или ином уровне чтение, письмо, простейшие счетные операции. Специально образовательные программы, направленные на социальную адаптацию, формирование навыков, самообслуживания, посильное трудовое обучение могут дать им возможность максимального развития имеющего потенциала. После окончания обучения чаще всего могут выполнять несложную практическую работу. Существует официальный перечень профессий и специальностей, рекомендуемых для профессиональной подготовки и трудоустройства лиц с умеренной умственной отсталостью. Они могут быть очень трудолюбивы и старательны, но не уметь в нужной мере планировать свою деятельность, нуждаются в руководстве и поддержке на всех этапах процесса.
При психолого-педагогической коррекционной работе и отсутствии отягощающих факторов, лица с умеренной умственной отсталостью неплохо социализируются, способны к установлению и поддержанию контактов, общению, созданию эмоциональных связей, они достаточно мобильны и физически активны. Совершенно независимое проживание возможно в редких случаях. Они могут жить под руководством значимых для них людей или в специально организованном пространстве. К сожалению, в нашей стране большая часть таких людей ( если у них нет родных или родственники не готовы оставить их в семье), проживает в психоневрологических интернатах (ПНИ). При попадании ребенка в благоприятные социальные условия (в семью), при адекватно проведенной психолого-педагогической реабилитации возможен пересмотр, в редких случаях, полное снятие диагноза «умственная отсталость».
Умственная отсталость тяжелая ( F 72)
Тяжелая умственная отсталость выявляется в раннем возрасте и характеризуется выраженным недоразвитием всех психических функций. У большинства детей наблюдается грубая задержка физического развития, недоразвитие моторных функций , заметны существенные двигательные нарушения. Практически всегда присутствуют неврологическая и соматическая симптоматика, часто встречаются пороки развития костно-мышечной системы и внутренних органов, дисгенетические признаки.
Люди, с таким диагнозом могут частично овладеть речью. Словарный запас скудный, ориентированный на обозначение собственных желаний и потребностей. Мышление очень конкретное , бессистемное, лишено способности к общению. Навыки самообслуживания и элементарные трудовые навыки формируются с большим трудом и в крайне ограниченным объеме.
При условии создания адекватной развивающей среды и системы занятий, такие дети охотно занимаются , неплохо обучаются и социализируются, многие овладевают элементарными навыками самообслуживания. Практически все дети способны узнавать и эмоционально реагировать на значимых взрослых, многие из них эмоционально теплы и отзывчивы, способны к формированию привязанности.
Дети-сироты с таким диагнозом обычно проживают в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей (ДДИ), после выпуска из ДДИ, как правило , признаются недееспособными и проживают в психоневрологических интернатах для взрослых (ПНИ).
Умственная отсталость глубокая (F 73).
Люди с этим диагнозом, как правило , резко ограничены в движениях, не контролируют физиологические функции, практически всегда имеют сложные множественные пороки развития. Снижены пороги чувствительности , нарушены ощущения. Мышление , активная речь, навыки самообслуживания практически не формируются. Коммуникация возможна на примитивном уровне. Дети проявляют эмоции, могут узнавать и положительно реагировать на значимых взрослых, выражать удовольствие и протест.
Опыт российских и зарубежных организаций , занимающихся развитием и обучением лиц, имеющих выраженные интеллектуальные нарушения, показывает, что для любого ребенка можно подобрать образовательную программу, соответствующую его возможностям. Мировой опыт работы с детьми, имеющими выраженные нарушения развития, однозначно показывает целесообразность проживания таких детей в семьях. Семьи, воспитывающие такого ребенка, нуждаются в сопровождении со стороны государственных и общественных организаций.
Дети-сироты с таким диагнозом обычно проживают в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей (ДДИ), после выпуска из ДДИ, как правило , признаются недееспособными и проживают в психоневрологических интернатах для взрослых (ПНИ).
Взаимодействие с детьми с ментальными нарушениями:
Такой ребенок может плохо понимать обращенную к нему речь. Объясняя или обучая его чему-то, лучше использовать наглядность: например, рисовать картинки и развешивать их в нужных местах в квартире- картинку с тарелкой и ложкой повесить над столом на кухне, чтобы ребенок привык к тому, что едят в столовой, картинку с зубной пастой и щеткой повесить в ванной комнате и т.д. При обучении лучше использовать метод «Делай, как я» — показывая на своем примере или выполняя рукой ребенка нужные действия. При этом все действия все равно нужно проговаривать, чтобы у ребенка нарастал словарный запас.
Дети с ментальными нарушениями затрудняются не только в установлении причинно-следственных связей, но и в восприятии времени, в последовательности действий в быту. Важно, чтобы в доме был установлен понятный ребенку распорядок дня. Адаптацию такого ребенка в семье очень облегчит выполнение режима дня. Чтобы ребенок запомнил режим, можно сделать набор картинок, которые в определенном порядке выкладываются на планшете: подъем, зарядка, завтрак, прогулка и т.д. Если режим дня меняется, то об этом ребенку сообщается и объясняется, что и за чем будет происходить (например, далекая прогулка или поездка в гости). Дети могут реагировать нарушениями поведения или истериками на внезапное изменение режима дня, на отступление от привычного порядка.
Не нужно перегружать ребенка яркими впечатлениями в период адаптации. Не стоит возить его в людные места, устраивать шумные праздники с большим количеством гостей и т.д. Мозг ребенка устает от обилия впечатлений, ребенок перестает ориентироваться в происходящем, может впадать в истерики или в заторможенное состояние. Нужно помнить, что ребенку с ментальными нарушениями нужно больше времени, чтобы «переварить» впечатления.
Такой ребенок менее восприимчив к объяснениям и рациональным доводам, но очень восприимчив к эмоциональному отношению взрослого. Если вы хотите сформировать положительное поведение, хвалите ребенка и поддерживайте его. Эмоционально реагируйте на его проявления, чтобы ребенок четко понимал, за что вы сердитесь, за что хвалите.
Важно понимать, что период адаптации может быть более длительным для таких детей. Детям трудно изменить привычные способы реагирования и особенностей поведения, свойственные детям из тех учреждений, где они прибывали.
С множественными нарушениями развития
К категории детей с множественными нарушениями развития относятся дети, имеющие отклонения в 3-х и более системах организма-отклонения развития сенсорных функций (зрения, слуха) в сочетании с интеллектуальной недостаточностью (умственная отсталость).
Выделяют следующие группы детей:
-умственно отсталые не слышащие или слабослышащие;
— умственно отсталые незрячие (или частично видящие),слабовидящие;
— умственно отсталые слепоглухие;
-с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушениями органов слуха и зрения.
По сочетанности можно выделить более 20 видов сложных и множественных нарушений:
-нарушение зрения и системное нарушение речи;
-нарушение слуха и движений;
-нарушение зрения и движений.
Также возможно сочетание всех видов дефектов с умственной отсталостью разной степени.
В основу классификации было положено время наступления дефекта и наличие сочетания сенсорных нарушений с интеллектуальными. Учет времени наступления нарушений особенно важен для детей с сенсорными нарушениями.
Сложные нарушения можно разделить на такие группы:
— с врожденными или ранним сложным дефектом;
— со сложным нарушением, проявившимся или приобретенным в младшем или старшем дошкольном возрасте;
— с нарушением, приобретенным в подростковом возрасте.
В случае сложного нарушения принято выделять детей с одновременно наступившими нарушениями. Это могут быть различные случаи разновременной потери слуха и зрения (одно нарушение врожденное, другое наступило в результате травмы или прогрессирующего наследственного заболевания в более позднем возрасте.
Врожденное или очень рано наступившее сложное нарушение чрезвычайно осложняет процесс развития ребенка и требует самого пристального внимания со стороны специалистов разного профиля в течение всей его жизни.
При всем многообразии сложных нарушений развития можно выделить две основные категории детей по сложности адаптации к окружающему миру: дети с потенциально сохранными возможностями интеллектуального и личностного развития и дети выраженным отставанием в умственном развитии (при глубоких поражениях ЦНС). Дети, способные к самостоятельной, активной, осмысленной деятельности, и дети, нуждающиеся в постоянном побуждении и руководстве в деятельности, а также полном или частичном обслуживании со стороны окружающих.
Знание всех особенностей состояния ребенка дает возможность адекватно оказывать лечебную и коррекционно — педагогическую помощь. Дети каждой из групп требует своеобразных педагогических подходов, но одинаково нуждаются в любви и понимании со стороны взрослых.
Умственно отсталые глухие или слабослышащие дети
Недоразвитие органов слуха лишает ребенка одного из важных источников информации, что обуславливает отставание в психическом развитии. Основной причиной, обусловливающей отставанием в умственном развитии ребенка с аномалиями слуха, является нарушение развитие речи.
Социальная адаптация детей с нарушениями слуха часто осложняется
эмоциональными и поведенческими расстройствами, возникающими в неадекватных условиях воспитания, как в детском учреждении , так и в семье. Кроме того, поведенческие и эмоциональные нарушения могут быть обусловлены и органическим поражением центральной нервной системы.
У многих детей задерживается развитие прямостояния, они значительно позже начинают держать голову, сидеть, стоять, ходить. Наблюдается отсутствие или значительное снижение интереса к окружающему, общая патологическая инертность ( что не исключает крикливости, беспокойства, раздражительности и расторможенности). Не происходит своевременный переход к общению с взрослыми на основе совместных действий с игрушками, не возникает новая форма общения, свойственная младенческому возрасту. Это сказывается на развитии первых действий с предметами и на развитии восприятия.
У дошкольников характерно также отставание в темпе развития наглядно-действенного мышления. Далеко не всем детям к концу дошкольного периода оказывается доступным выполнение даже таких практических задач, как перемещение предмета, его использования или изменения. До конца дошкольного возраста у них фактически отсутствует возможность решения наглядно-образных задач, словесно-логическое мышление развивается медленно. Это, в первую очередь, объясняется затруднением восприятия на слух обращенной к ребенку разговорной речи. Этот недостаток компенсируется с помощью развития коррекционного навыка зрительного восприятия речи- чтение с губ.
К началу дошкольного возраста не возникает практическая деятельность. Интерес детей к предметам, в частности, к игрушкам, оказывается кратковременным. В игре наблюдается стереотипность, формальность действия, отсутствует замысел, нет элемента сюжета.
Навыки самообслуживания у дошкольников начинают формироваться под влиянием требований окружающих, но даже у старших дошкольников в ряде случаев нет понимания последовательности и логики всех действий, входящих в навык.
Глухие умственно отсталые дети обучаются в специальных классах по особой программе, более простой, чем умственно отсталые дети с нормальным слухом.
Неслышащие дети с первичной задержкой психического развития (ЗПР)
При систематическом участии специалистов- сурдологов, обычно имеют незначительное отставание в развитии произвольной предметно-практической деятельности, в развитии зрительного восприятия, наглядного мышления, образной памяти по сравнению с неслышащими детьми без первичной ЗПР. Но они имеют отставание от других глухих в развитии словесной речи, в овладении восприятием речи и произношением, в усвоении значений слов, обозначающих предметы и явления самого ближайшего окружения, в овладении связной речью. Относительно более успешно они овладевают самыми элементарными математическими представлениями. При поступлении в школу они обычно правильно устанавливают количество предметов в пределах 10, могут в этих пределах складывать и вычитывать группы предметов, но обязательно пользуются пальцами при пересчете. При создании благоприятных условий для их всестороннего психофизического развития неслышащие дети с первичной ЗПР постепенно овладевают программой сначала младших, а затем и средних классов школы для обычных неслышащих детей.
Глухие дети с детским церебральным параличом (ДЦП)
Дети, которые могут ходить самостоятельно и обучаются в школе, имеют своеобразную несимметричную походку, скрюченную позу тела, насильственные движения рук и ног. Испытывают трудности в зрительном восприятии предметов, нередко наблюдаются нарушения движений глаз, нарушения аккомодации и косоглазие. Не менее сложна для детей предметно-практическая деятельность. Особо сложным является формирование речи у неслышащих с ДЦП. При наличии навязчивых движений в области рта и нередко наблюдаемой дизартрии крайне трудно формировать у таких детей речепроизносительными умениями. Из-за нарушений движений рук им трудно овладеть дактильной речью и письмом, являющимися важным звеном в формировании речи глухих детей.
При индивидуальном подходе , учитывающем потенциальные возможности каждого ребека, глухие дети с ДЦП могут усваивать в более растянутые сроки программу начальной и основной школы для глухих детей.
Среди глухих детей с ДЦП встречаются умственно отсталые. Они отстают во всем психофизическом развитии, и гораздо больше, чем глухие только с ДЦП.
Глухие дети с нарушениями речи
Особенность этих детей в школьном возрасте- резкие различия в уровне развития предметно-практичекой деятельности, процессов восприятия, наглядного мышления, образной памяти, с одной стороны, и речи и формирующихся на ее основе словесно-логического мышления, словесной памяти с другой. По уровню развития речи они отстают от глухих с ЗПР, иногда даже соответствует глухим умственно отсталым.
У глухих детей, имеющих поражение речевых зон коры головного мозга, иногда наблюдается и легкое повреждение центральной нервной системы, ведущее к первичной ЗПР. У таких детей отставание и своеобразие в психическом развитии близко к тому, которое наблюдается у глухих умственно отсталых детей.
Глухие дети с нарушениями поведения
У таких детей бывают периоды более спокойных состояний, когда они могут соблюдать школьную дисциплину, учиться и усваивать знания и умения. Но затем по тем или иным причинам происходит обострение психического заболевания, что делает невозможным пребывание данного в школе. Обычно ребенка помещают в соответствующую больницу.
Глухие дети, соматически ослабленные
Глухие дети, соматически ослабленные, перенесшие длительные тяжелые заболевания или имеющих заболевания сердца, легких, почек, печени. У них отмечается повышенная утомляемость и сниженная работоспособность, что уменьшает эффективность обучения. У таких детей наблюдается общее отставание в психическом развитии, сходное с тем, что наблюдается у детей с ЗПР.
Умственно отсталые дети с нарушениями зрения
Умения и навыки слабо развиты. Движения, связанные с самообслуживанием, неуверенные, нечеткие, часто замедленные или, наоборот, беспорядочно суетливые, недостаточно целенаправленные.
Важнейшую роль в процессе компенсации играет речь. Но отставание в развитии в связи с умственной отсталостью начинается с младенчества и продолжает накапливаться в раннем детстве. Не сформированы также: предпосылки речевого развития, предметная деятельность, интерес к окружающему миру, потребность в общении с взрослыми, недостаточно развит артикуляционный аппарат. Только к концу дошкольного возраста создается возможность обучать детей чтению и письму по рельефной системе Брайля.
Потеря зрения оказывает также влияние и на своеобразие эмоционально-волевой сфере и характера. Трудности в учении, игре, бытовые проблемы вызывают сложные переживания и негативные реакции. Свойственно явное недоразвитие двигательной сферы .
Несмотря на трудности , обусловленные глубокими нарушениями зрения и умственной отсталостью, происходит достаточно эффективное продвижение детей в психическом развитии. К концу младшего школьного возраста дети могут поводить простейшие умозаключения, овладеть несложными видами трудовой деятельности, используя специфическую коррекционную помощь со стороны взрослого.
Слепоглухие дети
Особенностью детей является практически полная невозможность получать информацию по естественным каналам.
Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные и сенсорные функции: обоняние, вибрационную и кинетическую чувствительность.
Кожная чувствительность и двигательная память являются у слепоглухих особым способом познания окружающего. Осязание, активное ощупывание предметов руками или языком позволяет знакомиться с предметами и в дальнейшем их узнавать.
В большинстве случаев слепоглухие дети активно используют осязание для знакомства с окружающим миром и для общения еще до начала специального обучения. Специальное обучение ставит осязание на новый уровень использования: с его помощью дети учатся сравнивать и группировать предметы по определенному признаку, у них развиваются тонкие дифференцированные движения пальцев рук, позволяющие писать и читать тексты, написанные шрифтом Брайля. Слепоглухой ребенок опирается во всем на собственный двигательный опыт.
Опыт обучения слепоглухих детей и детей с множественными нарушениями свидетельствует о том, что нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Успехи ребенка во многом бывают обусловлены мужеством его близких, их оптимизмом и уверенностью в своих силах.
С нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА):
Двигательные расстройства у детей с нарушением опорно-двигательного
аппарата могут иметь различную степень выраженности.
При тяжелой выраженности двигательных нарушений ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной деятельностью. Он не сможет обслуживать себя.
При средней степени двигательных расстройств дети овладевают ходьбой, но ходят неуверенно, часто с помощью специальных приспособлений (костылей, ходунков, канадских палочек и т.д.) Они не в состоянии самостоятельно передвигаться по городу, пользоваться городским транспортом. Навыки самообслуживания у них развиты не полностью из-за нарушений манипулятивной функции.
При легкой степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в помещение, так и за его пределами. Однако у детей могут наблюдаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки, недостаточная ловкость и замедленность в движений, снижена мышечная сила, имеются недостатки функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Для таких детей характерны отклонения в психическом развитии. Механизм этих нарушений сложен и определяется как временем, так и степенью и локализацией мозгового поражения. Важную роль в генезе нарушений психического развития играют ограничения деятельности, социальных контактов, а также условия воспитания и обучения.
Рекомендации по физическому развитию детей:
Если начать специальные занятия на ранних сроках жизни ребенка, то возможна определенная компенсация и предупреждение формирования патологических двигательных стереотипов. Взаимодействия с ребенком ежедневно, необходимо постоянно контролировать положение его головки, обучать разгибанию верхней части туловища. Если ребенок не удерживает голову и она сваливается набок, следует использовать специальные крепления. Если ребенок не удерживает голову и сваливается на бок, следует использовать специальные крепления. Если ребенок держит голову неустойчиво и при движении может нечаянно удариться головой об острые предметы, изготавливают специальную шапочку или шлем, который предохранит от ударов. Необходимо тренировать навык ползания и развивать опорные функции руки. Важно стимулировать развитие способности к переворачиванию ребенка со спины на живот и с живота на спину. К кроватке , должны быть подвешены яркие игрушки, которые стимулировали бы его к переворотам и хватательным движениям.
Детям, у которых не сформированы навыки прямостояния и ходьбы необходимо выделить дома уголок со специальным оборудованием: стулом, столом, ходунками, поручнями, качалкой, гимнастической стенкой, спортивным инвентарем, тренажерами и др.
Для развития познавательных возможностей детей имеет большое значение осязательная функция. Ее недостаточность приводит к тому, что у ребенка происходит задержка формирования целостного представления о предметах. Для преодоления подобных нарушений следует учить ребенка на ощупь узнавать различные по величине и по форме предметы, определять фактуру материала, различать поверхность предметов, выбирать предмет на ощупь по речевой инструкции (игра чудесной мешочек), определять его температуру (горячий/холодный).
Одной из проблем, возникающих у детей с церебральным параличом, является нарушение праксиса позы ( способность к выполнению целенаправленных двигательных актов). Ребенок испытывает трудности при захвате предмета рукой. С помощью совместных действий , путем наложения своей руки на руку ребенка можно постепенно научить его элементарным предметным действиям.
Необходимо овладеть приемами массажа и нормализации тонуса мышц. Важно также развивать у детей согласованность движений руки и глаза, проводить специальные занятия по развитию плавных движений глазных яблок с целью формирования целостного восприятия предметов.
Важно внимательно слушать рекомендации логопеда и неукоснительно соблюдать. Много разговаривать с ребенком, проговаривая, что делаем с ребенком или совместно с ребенком. Необходимо постоянно формулировать у ребенка мотивацию на речевой контакт.
С раннего возраста вырабатывать у детей потребность в самообслуживании. Ребенка нужно научить самостоятельному приему пищи, умению брать ложку, самостоятельно есть, держать кружку и пить из нее. Чтобы ложка, вилка, карандаш или ручка не вываливались из рук, пользуются приемом утяжеления: надевают специальные насадки, чаще резиновые груши, утяжеленными маленькими металлическими шариками.
В зависимости от выраженности дефекта дети дошкольного возраста посещают массовые детские сады или коррекционные детские сады компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Дальнейшее обучение дети продолжают в массовых школах, в специализированных школах, школах-интернатах для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Подростки, успешно закончившие массовые школы, учреждения для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, могут закончить соответствующие колледжи, вузы и стать юристами, историками, педагогами, бухгалтерами и т.д.
С сенсорными нарушениями
Сенсорная недостаточность может приводить к отставанию или своеобразию развития ребенка. Первыми страдают процессы, формирование которых непосредственно связано с пострадавшей сенсорной системой. Для ребенка с нарушенным слухом- речь, для ребенка с нарушенным зрением- ориентировка в пространстве. Недоразвитие речи или пространственного ориентирования накладывают отпечаток на формирование мышления и личности в целом. Таким образом, на фоне сенсорной депривации возникает так называемая вторичная задержка психического развития, не связанная с поражением структур головного мозга.
Слабослышащие дети при условии качественного слухопротезирования, имея кохлеарные импланты, не нуждаются в специальных средствах общения и готовы поддерживать разговор. У большинства неслышащих детей есть остаточный слух, на основе которого возможно если не обучение речи, то развитие ориентации в пространстве.
Существует множество различных причин возникновения потери слуха у детей младенческого возраста, включая родовую травму и наследственные болезни. Проблемы со слухом могут развиваться постепенно в течение детства. Среди частных причин приобретенной потери слуха у детей- отиты.
Дети с нарушенным слухом, но сохранным зрением и интеллектом могут обучаться по инклюзивным программам.
Дети с нарушенным зрением.
У слепых детей очевиден недостаток такой внешней стимуляции. Слепоту можно рассматривать как сенсорную депривацию, приводящую к снижению уровня активности, что сказывается на темпе развития ребенка.
Необходимо уделять физическому, двигательному развитию. Обеспечивая полноценное физическое развитие тесно связаны между собой. Обеспечивая полноценное физическое развитие не только в смысле кормления, но и движения, мы создаем прочный фундамент для полноценного развития ребенка на последующих этапах жизни. Психика человека, и в особенности ребенка, может развиваться лишь в совместной деятельности. В еще большей степени это можно отнести к психическому развитию незрячего ребенка.
Именно развитие навыков ориентирования в окружающей среде является основным педагогическим условием воспитания ребенка с нарушенным зрением.
Правила. Жизнь ребенка в быту, в социуме
Нельзя подходить к неслышащему человеку сзади и хватать его за руку, хлопать по плечу. Говорить надо плавно и отчетливо в своем темпе, ни в коем случае нельзя кричать или скандировать слова. Не надо много раз повторять одно и то же предложение, лучше перестроить его так, чтобы стало понятнее, или же написать на бумаге (если ребенок умеет читать). С маленьким ребенком нельзя сюсюкать или нарочно коверкать слова. Речь должна быть простой , возможно, с использованием понятных ребенку звукоподражаний, где би-би — машина, а кошка- мяу-мяу. Пространство дома должно быть оборудовано с учетом особенностей слухового/зрительного восприятия ребенка. Если в квартире заметно эхо, лучше минимизировать его с помощью ковра или большой мягкой игрушки, кресла и т.д. Вибробудильник помогает глухому человеку проснуться во время.
При несовершенстве вестибулярного аппарата, рекомендуется надеть на острые края мебели специальные насадки. Специально организованные занятия, направленные на развитие навыков кинестетического и зрительного контроля за своими действиями, позволяют развить моторику, улучшить координацию.
У некоторых детей наблюдается синдром Ушера -постепенное снижение слуха и зрения. Необходимо не только своевременно диагностировать данный синдром, но и подготовить ребенка к жизни в условиях слепоглухоты.
Отсутствие зрения существенно обедняет представление ребенка об окружающим мире, снижает познавательную активность.
Не стоит говорить с ребенком через третье лицо, общаться важно напрямую. Не препятствовать двигательной и познавательной активности ребенка, нужно учить его справляться с разными жизненными ситуациями , общаться с разными людьми. Ребенку нужно постепенно знакомить с новым местом, комментируя все передвижения и давая время для изучения пространства. Необходимо поддерживать в квартире порядок, не переставлять мебель.
Остаточное зрение дает большое преимущества, но при условии, что его будут развивать. В ориентировке способствует окраска обоев, различные метки на шкафах, дверях, ночник у кровати ребенка, движущиеся или блестящие предметы. Ребенок должен уметь справляться с различной мебелью, выбирать шкафы с раздвижными дверцами.
Образование
Дети дошкольного возраста посещают коррекционные детские сады компенсирующего вида для детей с нарушением зрения/слуха. Дальнейшее обучение дети продолжают в специализированных школах, школах-интернатах для детей с нарушением зрения/слуха. При условии компенсации многие из них достаточно успешно адаптируются в общеобразовательных школах.
Источник