Разрабатываем учебный план для детей с ОВЗ
Первый этап. Находим подходящий вариант адаптированной программы
Психолого-медико-педагогическая комиссия должна провести экспертизу, по результатам которой школе будут предложены подходящие модификации адаптированной основной общеобразовательной программы. Учитывать их важно, так как АООП предполагает разные варианты содержания, уровней освоения программы и сроков обучения. К примеру, с 1-го по 4-й классы сроки могут варьироваться от четырех до шести лет — все зависит от состояния здоровья учеников с ограниченными возможностями.
Перед разработкой учебного плана изучите примерную АООП для конкретной категории школьников с ОВЗ. Помимо обязательной части важно не забыть дополнить проект учебного плана модулем, формируемым участниками образовательных отношений.
Варианты соотношения частей учебного плана
80% — обязательная часть; 20% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
70% — обязательная часть; 30% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
60% — обязательная часть; 40% — часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Адаптированная основная общеобразовательная программа может содержать и несколько учебных планов, которые будут разработаны специально для учеников с разными особенностями развития. И в этом случае каждый из них должен содержать отдельные направления дисциплин и дополнительных занятий, чтобы соответствовать уровню психофизического развития школьников.
Второй этап. Продумываем пояснительную записку
Пояснительная записка — обязательный элемент, входящий в учебный план. Опишите в ней, как будет осуществляться учебный план для детей с ОВЗ. Приведите аргументы в пользу выбранных учебных предметов и дополнительных коррекционных занятий. Разъясните, каким образом в расписании учитываются особенности учеников. И еще включите в документ график работы школы.
Третий этап. Составляем обязательную часть учебного плана
Помните, что требования Федерального государственного образовательного стандарта должны быть учтены при составлении обязательной части учебного плана.
В первом варианте АООП предметы и задачи обучения совпадают с ФГОС НОО. Значит, обязательная часть учебного плана будет одинаковой и для ООП, и для АООП начального общего образования.
А во второй вариант АООП входят математика, информатика, окружающий мир, филология, обществознание, основы религиозных культур и светской этики, технология, искусство, физическая культура.
Для ребят с небольшим недоразвитием речи, вызванным нарушениями слуха, сформируйте отделение I. В этом случае обучение будет длиться как обычно — 4 года.
Дополнительный 1-й класс поможет еще на год увеличить срок обучения детей. Но при выборе этого варианта важно учитывать региональные особенности подготовки позднооглохших и слабослышащих детей к учебе.
По нормам начального общего образования за четыре класса обучения максимальное количество занятий не должно превышать 3039 часов. За пять классов — 3821, а за шесть — 4603.
В случае, если дети проходят программу по третьему и четвертому вариантам АООП, времени на обучение им отводится больше, чем школьникам, у которых отсутствуют какие-либо ограничения возможностей здоровья.
Четвертый этап. Составляем расписание формируемой части учебного плана
Формируемая часть учебного плана позволяет подстроиться под индивидуальные особенности детей. Какие возможности открывает формируемая часть?
- больше времени на учебные предметы обязательной части;
- дополнительные занятия, которые были бы актуальны для детей;
- внеурочная деятельность.
Пятый этап. Формируем план внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность делится на две части:
- максимум пять часов в неделю — осуществление непосредственно внеурочной деятельности;
- минимум пять часов в неделю — коррекционно-развивающая деятельность.
Как подсчитать часы внеурочной деятельности?
Количество часов внеурочной деятельности в неделю = количество часов коррекционно-развивающей области + направления внеурочной деятельности.
Составьте план внеурочной деятельности с учетом коррекционных занятий, ориентируясь на ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Шестой этап. Составляем план коррекционных занятий
Как уже упоминали, коррекционно-развивающие занятия должны проводиться не менее пяти часов в неделю. Это обязательный элемент при составлении учебного плана для учеников с ОВЗ.
Коррекционные занятия для первого варианта АООП
Для всех категорий, кроме 6.1, школа вправе решить, какие коррекционные занятия внести в учебный план. При этом нужно учитывать особенности развития учеников, в том числе физические, а также рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации и абилитации (если в школе обучаются дети-инвалиды), примерные АООП и требования Федерального государственного образовательного стандарта для учеников с ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционные занятия для второго варианта АООП
Для учеников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, так же как и в случае со вторым вариантом АООП, важно интегрировать коррекционные курсы, которые регламентированы ФГОС НОО.
На заседании психолого-педагогического консилиума, организованного в школе, важно внимательно изучить со специалистами заключение психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальные программы реабилитации (абилитации) детей-инвалидов, и определить нюансы детей с ограниченными возможностями.
Источник
Особенности обучения детей с ОВЗ
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_detey_s_ovz.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения детей с ОВЗ
- Дети с ОВЗ
- Особенности обучения детей с ОВЗ
- Особые образовательные потребности для детей с ОВЗ
- Специфика образования детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Состояние здоровья этих детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ
(по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Особенности обучения детей с ОВЗ
Отклонения в развитии ребенка ведут к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а значит затруднен сам процесс передачи социального и культурного опыта.
Так как основная цель специального образования — введение в образовательную среду и культуру ребенка (по разным причинам выпадающего из нее), то для достижения этой цели нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273)
Приказ МОН РФ от 19.12.14 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Выделены 4 варианта адаптированных программ для учащихся с ОВЗ. (Конкретная программа рекомендуется специалистами)
- 1 вариант . Обучение осуществляется по тем же программам, что и у здоровых детей. Дети с ОВЗ получают начальное образование, как и дети с нормой развития + реализация дополнительных коррекционных курсов. Все коррекционные курсы проходят во внеурочное время. (5 часов)
- 2 вариант . Предметные области и конечный результаты образования такие же, как и у здоровых детей, но время обучения дольше (5-6 лет в начальной школе). Используется тот же УМК, что и для детей в норме. Подходит только к классу детей с ОВЗ. Наполняемость класса 12-15 человек. Обычно речь идет о коррекционном классе в общеобразовательной школе.
У 1 и 2 варианта образование цензовое, дети должны получить аттестаты о неполном среднем образовании (9 классов).
- 3 вариант рассчитан на детей, имеющих легкую степень умственной отсталости.
- 4 вариант рассчитан на детей, имеющих ярко выраженную степень умственной отсталости.
3 и 4 программы рассчитаны на школы 8 вида. Это особо адаптированная образовательная программа.
У 3 и 4 вида образование нецензовое (аттестат дети не получают, выдается документ об обучении в специальном учебном заведении).
Особую группу детей представляют дети – аутисты.
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, характеризующееся всесторонним дефицитом социального взаимодействия и развития.
Одними из основных проявлений аутизма считают:
1) нарушение общения,
2) нарушение социального поведения,
3) своеобразное воображение.
Несмотря на проявление признаков аутизма дети могут обладать нормальным интеллектом или более высоким, чем у ребенка с нормой развития.
Классификация аутизма (О.С. Никольская)
- 1 группа (Дети с аутистической отрешенностью от внешней среды. Самая тяжелая форма)
Дети обладают высокой подвижностью, их передвижения бессистемны, не говорят, невозможно привлечь их внимание. Такие дети не овладевают навыками социального поведения. Навыки самообслуживания формируются поздно- 12-13 лет.
- 2 группа (Дети с аутистическим отвержением окружающей среды).
Речь есть, но невозможно понять, что говорят такие дети. Постепенно появляется шаблонность в высказываниях – повторяют рекламу, фразы, которые слышат постоянно. Можно наблюдать гримасы, повторяющиеся позы, многочисленные движения. Таких детей можно чему-то научить.
1 и 2 группы обучаются в спецшколах.
- 3 группа (Дети с аутистическим замещением окружающей среды.) Речь развернута, интеллект выше, чем у детей 1 и 2 групп. Такие дети могут учиться в школах 8 вида.
- 4 группа (Дети со сверхтормозимостью). Менее глубокий аутистический барьер, имеют неврозоподобные расстройства, пугливость, робость. Такие дети могут учиться в общеобразовательной школе, но не более одного ребенка в классе.
Главное, о чем должен помнить учитель при обучении детей с ОВЗ, — это оценка динамики достижений (что меняется со временем).
Детей, имеющих задержку психического развития или умственную отсталость, иностранному языку не обучают.
Дети с тяжелыми нарушениями (слепые, глухие, с комплексными нарушениями психофизического развития) обучаются только в спецшколах.
Особые образовательные потребности
для детей с ОВЗ
- Необходимо после выявления первичного нарушения развития ребенка начать специальное обучение;
- После перехода на специальное обучение нужно ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- При специальном обучении следует использовать методы, приемы и средства (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
- Необходимо так же индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Специфика образования детей с ОВЗ
- Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.
- Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ
— гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала ( с учетом индивидуальных особенностей)
— организация деятельности и сотрудничества в малых группах
— обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
— организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
— обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
— организация гибкого временного режима обучения
— использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
— наличие тьюторов в соответствии с ИОП
Список источников информации:
1) Угрюмова Н. А. Дети с ОВЗ.
2) Сафронова В.В. Особенности индивидуально-дифференцированной работы по коррекции речи у детей с ОВЗ.
3) Колотыгина Е. А. Проблемы здоровья детей, обеспечение условий успешной социализации и создание равных стартовых возможностей для их различных категорий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор.
Доклад «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе» раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни.
Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат.
УМК по разделу «Однородные члены предложения» программы русского языка за 8 класс для учеников с ЗПР.
Особенности обучения детей-мигрантов.
Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми.
Источник