Здоровье сбережение детей на уроке как педагогическая проблема
статья по зож
- Познакомиться с методами, приемами здоровье сбережения на уроке.
- Познакомиться с факторами воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.
- Научиться технике релаксации.
- Использование при построении уроков рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровье сберегающей педагогикой.
- Последовательное формирование в школе здоровье сберегающего образовательного пространства с обязательным использованием педагогами здоровье сберегающих технологий.
Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок. Дети реагирует на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и порой им приходится сталкиваться с проблемами, которые не всегда по силам даже взрослым. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования, ведь дети большую часть времени проводят в школе.
Актуальность данной проблемы обусловлена резким ухудшением состояния здоровья детей.
Многие российские дети оказываются больными уже с момента рождения. А за период обучения в школе у 80 % детей развиваются хронические заболевания. Одна из самых частых патологий школьников — нарушение остроты зрения. Так, высокие степени близорукости в среднем и старшем возрасте встречается в 2 раза чаще, чем в младших классах. Так же часто встречаются заболевания сердечно — сосудистой, пищеварительной и нервной системы.
В школе ребенок часто находится в состоянии стресса. Давайте рассмотрим, каким же стрессам могут подвергаться ученики в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberezhenie_detey_na_uroke.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
«Здоровье сбережение детей на уроке как педагогическая проблема»
- Познакомиться с методами, приемами здоровье сбережения на уроке.
- Познакомиться с факторами воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.
- Научиться технике релаксации.
- Использование при построении уроков рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровье сберегающей педагогикой.
- Последовательное формирование в школе здоровье сберегающего образовательного пространства с обязательным использованием педагогами здоровье сберегающих технологий.
Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок. Дети реагирует на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и порой им приходится сталкиваться с проблемами, которые не всегда по силам даже взрослым. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования, ведь дети большую часть времени проводят в школе.
Актуальность данной проблемы обусловлена резким ухудшением состояния здоровья детей.
Многие российские дети оказываются больными уже с момента рождения. А за период обучения в школе у 80 % детей развиваются хронические заболевания. Одна из самых частых патологий школьников — нарушение остроты зрения. Так, высокие степени близорукости в среднем и старшем возрасте встречается в 2 раза чаще, чем в младших классах. Так же часто встречаются заболевания сердечно — сосудистой, пищеварительной и нервной системы.
В школе ребенок часто находится в состоянии стресса. Давайте рассмотрим, каким же стрессам могут подвергаться ученики в школе.
- Стресс оценивания (экзаменационный); Он сопровождает школьников на протяжении всего обучения, но у одних напряженное состояние возникает даже в привычных ситуациях ответу у доски, у других –только на экзаменах. (Учителя его тоже испытывают при аттестации.)
- Стресс ограничения времени (контрольные работы, сочинения); Его испытывают не только ученики при выполнении контрольных работ, но и особо ответственные учителя, когда не могут уложиться в рамки урока, что приводит к взвинчиванию темпа урока. Такие ситуации особенно нежелательны для флегматиков и быстро утомляющихся учеников.
- Экспектационная фрустрация (неоправдавшееся ожидание положительной отметки и ожидаемой похвалы);
- Переутомление, так же является формой дистресса, со всеми нежелательными последствиями для здоровья. Одной из причин переутомления является выполнение большого объема домашнего задания.
- Стресс психологического давления (через авторитарность учителя);
- Коммуникативные стрессы. Сюда относится конфликты между учителями или учениками.
И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к прогрессивно ухудшающемуся здоровью своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны “здоровье сберегающие технологии”, цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании и развитии. Здоровье сбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.
Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровье сберегающей педагогики: “Не навреди!”
И теперь давайте рассмотрим факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.
Особо значимыми с точки зрения воздействия на психологическое здоровье учащихся являются следующие характеристики учителя .
Качества учителя, оказывающие негативное влияние на учащихся.
- Авторитарность, категоричность, бескомпромиссность -эти воздействия повышают уровень психологической напряженности ученика, стрессирует его, формируют мышечные зажимы истощают энергетические, психологические ресурсы. Такая тактика позволяет учителю манипулировать школьниками, которые расплачиваются за это своим здоровьем. Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.
- Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность повышает уровень стрессированности, тревожности школьников.
Позитивные качества учителя:
1Способность к сочувствию, сопереживанию, умение владеть своими эмоциями, умение слушать, проявление поисковой активности, толерантность способствует снижению стрессогенной атмосферы. Позволяет с большей эффективностью реализовать индивидуальный подход к учащимся.
Здоровье сберегающая направленность педагогических приемов и методов.
Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, ухудшения запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины.
Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке. В противном случае не срабатывают никакие методические приемы и ухищрения.
Дисциплина на уроке в значительной степени зависит от :
Разумности и обязательности педагогических требований учителя;
Степени насыщенности урока;
Правильного сочетания напряженно-серьезного и юмористического;
Умение учителя переключить фазы урока;
Его способность задавать мотивацию
Умение держать педагогическую дистанцию,
Степени напряженности урока
Умение использовать в педагогической практике активные методы обучения,
Степень готовности учителя к уроку,
Индивидуального подхода к ним.
Психологическое влияние на учащихся в немалой степени определяется правильным выбором учителем способа передачи своего состояния и своих ожиданий. Даже нейтральная по содержанию фраза, произнесенная, с угрожающей интонацией будет воспринята как агрессивная.
Иногда, учитель, пытаясь дисциплинировать учащихся малоэффективными фразами, типа: « Как ты смеешь, так себя вести?», «Немедленно извинись передо мной», «Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело», Подобные высказывания выражают чувства недовольства, раздражения жалости к себе, что вызывает протест и ответные претензии.
Лучше педагогу использовать другие приемы:
Называние собственных чувств : «Я рассержена», «Мне грустно», «У меня такое чувство, будто я тебя обидела», «Когда ты это делаешь, я чувствую то-то и то-то».
Описание своего физического состояния, например : «У меня перехватило дыхание, сильно забилось сердце», или «Мне стало легко и хорошо». Иногда человеку проще назвать свои ощущения, чем назвать испытываемую эмоцию.
Называние возможных действий, например: «Мне хочется провалиться сквозь землю», «Я готова тебя обнять и поцеловать».
К недостатками проведения урока учителем, негативно влияющим на психологическое здоровье учащихся, относятся:
- Монотонность речи учителя
- Металлический, резкий, крикливый голос
- Однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов в речи
- Окрики и упреки типа «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!», и т.д.
- Отсутствие средств наглядности или формальное их использование
- Неиспользование ТСО
- Нет связи нового материала с ранее изученным
- Отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала.
Из огромного арсенала педагогических приемов и методов творческий учитель всегда сможет выбрать те, которые в его руках проявляют себя как эффективные и корректные, в том числе и по влиянию на здоровье. Например, из разнообразных игр, которые учитель использует на уроке, в зависимости от ситуации.
Отметим несколько общепедагогических приемов и техник, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы ребенка и ресурсы его здоровья
- Если учитель для проведения урока сам с интересом добывает информацию, тем понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним.
- Чем правильнее учителем выбрана громкость голоса на каждом этапе урока, тем лучше ребята усвоят изучаемый материал.
- Когда учитель мало выдает готовых решений и советов, а больше занят совместным добыванием информации.
Для «осаждения» учащихся бывает достаточно таких элементарных приемов как сухости, сдержанности в обмене информации, выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шепот.
- А вовремя произнесенная шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо.
- Чем больше учителя заняты скоростью прохождения программы, тем скучнее становится ученикам на уроках, тем чаще многие их них начинают изнывать от безделья. Поэтому будет ошибкой при попытке спасти урок от затянутости наращивать лишь скорость, темп.
Индивидуализация педагогических воздействий учителя . Если мы говорим о здоровье сбережении детей ну уроке, нельзя забывать об индивидуальном подходе к учащимся. Грамотные педагоги при построении урока всегда используют психолого-педагогические характеристики учащихся.
Источник
Особенности сбережения здоровья учащихся
Автор: Семирозуб Елена Александровна
Организация: МКОУ СОШ №12
Населенный пункт: Воронежская область, г. Лиски
Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивают полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Актуальность здоровьесбережения отражена в следующих образовательных документах:
- Закон РФ «Об образовании».
- Национальная доктрина образования в России
- Концепция модернизации российского образования до 2010 года, Концепция непрерывного образования и ряд других документов выделяют задачи сохранения здоровья подрастающего поколения и создание условий для активизации инновационной деятельности по укреплению здоровья в образовательных учреждениях.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным современных исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% детей имеют различную хроническую патологию. У каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний. За период обучения в школе число детей с нарушением опорно-двигательного аппарата увеличивается в 1,5 – 2 раза, с аллергическими заболеваниями – в 3 раза, с близорукостью – в 5 раз. Особенно неблагоприятная ситуация со здоровьем учащихся отмечается в школах нового типа (гимназиях, колледжах, лицеях, школах с углублённым изучением предметов и пр.), учебный процесс в которых характеризуется повышенной интенсивностью.
На здоровье детей влияет огромное количество факторов:
- факторы, непосредственно связанные с образовательным процессом, образовательными учреждениями (их часто называют «внутришкольными»);
- все остальные факторы, потенциально оказывающие воздействие на здоровье школьников.
Среди внутришкольных факторов особое влияние на здоровье детей оказывают:
- шум
- освещенность
- воздушная среда
- размер помещений, кубатура
- дизайн, цвет стен (видеоэкологические факторы)
- используемые стройматериалы, краска
- видеоэкранные средства — компьютеры, телевизоры
- пищеблок: ассортимент, качество пищи, организация питания
- качество питьевой воды, используемой в школе
- экологическое состояние прилегающей к школе территории
- состояние сантехнического оборудования.
Существуют учебно-организационные факторы (в большей степени зависящие от администрации школы):
- объем учебной нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным возможностям школьника
- расписание уроков, распределение нагрузки по дням, неделям, в учебном году
- организационно-педагогические условия проведения урока (плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток, упражнений для зрения и т.п.)
- особенности устава школы и норм жизни школы
- медицинское и психологическое обеспечение школы
- участие родителей учащихся в жизни школы
- стиль управления администрации, характер отношений «по вертикали»
- психологический климат педагогического коллектива, характер отношений «по горизонтали»
- интегрированность школы в окружающий социум, влияние администрации района и других организаций на жизнь школы
- наличие/отсутствие системы работы по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни учащихся
Также психолого-педагогические факторы (зависящие в большей степени от учителя):
- психологический климат в классе, на уроке, наличие эмоциональных разрядок
- стиль педагогического общения учителя с учащимися
- характер проведения опросов и экзаменов, проблема оценок
- степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам (особенно, группы риска)
- соответствие используемых методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников
- личные, психологические особенности учителя, его характера, эмоциональных проявлений
- состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью
- степень педагогической автономии и возможности инновационной деятельности учителя
- профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающих образовательных технологий.
Всемирная организации здравоохранения (ВОЗ) даёт следующее определение здоровью: «Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезни, т.е. это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой».
Различают здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии.
Здоровьеформирующие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни. (Н.К. Смирнов)
Здоровьесберегающие технологии (по Г.К.Селевко)
- Условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- Рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- Соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка;
- Необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Задача здоровьесберегающих технологий — обеспечить выпускнику школы высокий уровень здоровья, сформировать культуру здоровья, тогда аттестат о среднем образовании будет действительной путёвкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своём здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.
Основные компоненты здоровьесберегающей технологии:
- Аксиологический: осознание учащимися высокой ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни;
- Гносеологический: приобретение необходимых для здоровьесбережения знаний и умений, познание себя, своих способностей и возможностей, ознакомление с различными методиками по оздоровлению и укреплению своего здоровья;
- Здоровьесберегающий: формирование гигиенических навыков и умений (уход за собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой);
- Эмоционально-волевой: создание условий для переживания положительных эмоций от здорового образа жизни;
- Экологический: формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам (умение гуманно вести себя на природе, беречь школьное имущество, содержать их в чистоте и порядке);
- Физкультурно-оздоровительный: владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждение гиподинамии.
Принципы и отличительные особенности здоровьесберегающих технологий:
- Сотрудничество с учащимися в противовес авторитаризму;
- Индивидуализация воздействий;
- Творческий характер образовательного процесса;
- Активные методы и формы обучения;
- Направленность на предупреждение утомляемости;
- Организация оздоровительного часа.
В процессе реализации здоровьесберегающих технологий важно создавать здоровьесберегающее пространство школы (ЗПШ), которое объединяет феномены, сферы, пути и процессы реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
Особенности здоровьесберегающего пространства школы:
- позитивная основа, направленность на те процессы и ресурсы, организационные и содержательные возможности педагогической системы, которые способствуют не только сохранению, но и формированию, приращению потенциала здоровья учащихся;
- инновационно-творческая основа формирования и реализации всех усилий, направленных на повышение эффективности здоровьесбережения, с максимально возможным использованием индивидуального подхода к каждому учащемуся;
- направленность на вовлечение самих учащихся в деятельность по оптимизации этого пространства, что представляет воспитательную программу, способствующую превращению школьников из пассивных и безответственных объектов, которых взрослые защищают от вредных для их здоровья воздействий, в субъектов процесса здоровьесбережения, с совершенно другим чувством ответственности, наделенных собственными правилами и обязанностями.
- Эмоциональный климат урока, его юмористическая составляющая (О том, что «хороший смех дарит здоровье» сказано немало);
Требования к уроку с позиций здоровьесбережения:
- Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.
- Количество видов учебной деятельности. Норма: 4 — 7 видов за урок.
- Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7-10 минут.
- Количество видов материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.
- Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10-15 минут.
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъектов действия по их получению и созиданиюМесто и длительность применения ТСО, умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения.
- Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).
В современной педагогике разрабатывается экспертный подход к внедрению здоровьесберегающих технологий, который предполагает применение методик анализа урока с точки зрения его влияния на здоровье учащихся. Автором Л.Ф. Тихомировой разработана схема анализа, которую можно использовать в практике образовательного учреждения, осуществляющего здоровьесберегающие технологии.
Инструкция: дать оценку урока по следующим позициям:
Источник