«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
«Принципы и требования ФГОС ДО к организации коррекционной работы с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ».
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, комплекс норм, правил, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ (ДАЛЕЕ «СТАНДАРТ») разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учетом
Конвенции ООН о правах ребенка.
ФГОС НАПРАВЛЕН НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ:
повышение социального статуса дошкольного образования;
обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования;
обеспечение государственных гарантий уровня и качества дошкольного образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации образовательных программ дошкольного образования, их структуре и результатам их освоения;
сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации относительно уровня дошкольного образования
СТАНДАРТ НАПРАВЛЕН НА РЕАЛИЗАЦИЮ ЗАДАЧ:
охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
обеспечения равных возможностей для полноценного развития
каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее — преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;
формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
ПРИНЦИПЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее — индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка
полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий
ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие
условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей.
ЭТИ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗУЮТСЯ ЧЕРЕЗ ПРОГРАММУ, которая определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования;
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей;
направлена на решение задач Стандарта.
Стандарт включает в себя требования:
ЕЁ СТРУКТУРЕ И ОБЪЁМУ,
Программа разрабатывается и утверждается Организацией самостоятельно в соответствии с настоящим Стандартом и с учетом Примерных программ.
Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее – образовательные области):
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка).
Содержание Программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста:
предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
характер взаимодействия с взрослыми;
характер взаимодействия с другими детьми;
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Требования к условиям реализации Программы
включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-
техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно- пространственной среде.
Стандарт предъявляет требования к образовательной среде, которая
гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
способствует профессиональному развитию педагогических работников;
создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
обеспечивает открытость дошкольного образования;
создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
Требования Стандарта к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
социально-нормативные, возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Таким образом, Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик ребенка к окончанию дошкольного периода детства.
Источник
ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация на тему
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_dlya_detey_s_ovz.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
д/с «Звездочка» г.Зернограда
Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья
В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОВЗ
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1598 (утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г № 1599 утвержден Федеральный государственный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года.
План действий по обеспечению введения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден Минобрнауки России 11.02.2015г № ДЛ-5/07
Включает ожидаемые результаты на уровнях:
-уровень учредителя образовательной организации;
-уровень образовательной организации.
-нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС;
-организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ;
-кадровое обеспечение введения ФГОС ОВЗ;
-финансово-экономическое обеспечение ФГОС ОВЗ;
-информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ.
Проекты примерных АООП в редакции от 19 декабря 2015 года :
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ
- Представляет требования к общему образованию разных групп детей с ОВЗ;
- Регулирует отношения в сфере образования обучающихся с ОВЗ при разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО).
- Глухие;
- Слабослышащие;
- Позднооглохшие;
- Слепые;
- Слабовидящие;
- С тяжелыми нарушениями речи;
- С нарушениями опорнодвигательного аппарата;
- С задержкой психического развития;
- Со сложными дефектами.
Стандарт включает требования к:
- Структуре и объему АООП НОО
- Условиям реализации АООП НОО (кадровые, финансовые, материально-технические и др.)
- Результатам освоения АООП НОО
- Возрастные;
- Типологические;
- Индивидуальные особенности ;
- Особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
- Равные возможности получения качественного образования вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса и степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей;
- Максимальное расширение доступа к общему образованию, которое соответствует их возможностям и особым образовательным потребностям;
- Обеспечивает преемственность основных образовательных программ общего образования;
- Обеспечивает вариативность содержания АООП НОО с учетом особых образовательных потребностей и способностей обучающихся с ОВЗ.
В основу стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы.
Стандарт является основой для:
- Разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ:
— глухих, слабослышащих, позднооглохщих;
— с тяжелыми нарушениями речи;
— с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
— с задержкой психического развития;
— с расстройствами аутистического спектра.
- Разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ;
- Определения требований к условиям реализации и к результатам освоения АООП НОО (в т.ч. на основе индивидуального учебного плана);
- Разработки нормативов финансового обеспечения реализации АООП НОО и нормативных затрат на оказание государственной (муниципальной) услуги в сфере начального общего образования;
- Объективной оценки соответствия образовательной деятельности организации требованиям стандарта;
- Лицензирования ОД, государственной аккредитации ОД и государственного контроля в сфере образования;
- Проведения текущей и промежуточной аттестации обучающихся;
- Осуществления внутреннего мониторинга качества образования;
- Основой для профподготовки и переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических и руководящих работников ОО.
Задачи образования обучающихся с ОВЗ:
- Формирование общей культуры и разностороннее развитие личности:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья, социального и эмоционального благополучия;
- Формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии и принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- Формирование основ учебной деятельности;
- Создание специальных условий для получения образования в соответствии с особыми образовательными потребностями;
- Развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм;
- Формирование социокультурной и образовательной среды.
Срок освоения АООП НОО от 4 до 6 лет с учетом их особых образовательных потребностей.
Стандарт предусматривает возможность:
- Гибкой смены образовательного маршрута;
- Смены программ и условий получения образования на основе:
— комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АОПП НОО;
— мнения родителей, законных представителей.
Требования к Структуре АООП НОО:
1. Определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне НОО;
2. Для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, АООП НОО дополняется индивидуальной программой реабилитации (ИПР) в части создания специальных условий получения образования.
АООП НОО для обучающихся с ОВЗ:
— Самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательной Организацией в соответствии со Стандартом и с учетом примерной АООП НОО;
— Реализуется с учетом образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ. Специально разрабатываются учебные планы (индивидуальные).
Сетевая форма освоения АООП НОО:
Использование ресурсов нескольких организаций
Структура АООП НОО
Выделяют обязательную часть АООП НОО и формируемую участниками образовательных отношений в зависимости от варианта АООП НОО и их соотношение составляет: 80% и 20%, 70% и 30%, 60% и 40%
АООП НОО реализуется через урочную и внеурочную деятельность 3 раздела: — Целевой — Содержательный — Организационный
Содержательный раздел включает программы на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов.
В зависимости от варианта АООП НОО содержательный раздел может быть ориентирован на достижение : личностных, предметных результатов.
В зависимости от варианта АООП НОО программа формирования УУД заменяется программой базовых учебных действий.
Программа коррекционной работы
Выявление ООП обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками физического и психического развития;
Психолого-медико-педагогическая помощь (в соответствии с рекомендациями ПМПК).
Программа коррекционной работы должна содержать:
- Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение ООП обучающихся;
- Систему комплексного ПМП сопровождения (ПМП обследование, мониторинг динамики развития обучающихся).
Система условий реализации должна содержать
- Кадровые;
- Финансовые;
- Материально-технические (учебнометодическое, информационное обеспечение);
- Контроль за состоянием системы условий.
Определение варианта АООП НОО – на основе рекомендаций ПМПК По результатам комплексного психолого-медикопедагогического обследования (при инвалидности – с учетом ИПР) и мнения родителей
Требования к условиям реализации АООП НОО:
- Создание комфортной коррекционноразвивающей образовательной среды для обучающихся с ОВЗ с учетом их образовательных потребностей;
- Обеспечивает высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность;
- Гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья.
Требования к кадровым условиям:
Квалификация педагогических и учебновспомогательных работников должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Профессиональный стандарт.
Требования к результатам освоения АООП НОО
В зависимости от варианта АООП НОО Стандарт может устанавливать требования только к личностным и предметным результатам
Овладение компетенциями для решения практико- ориентированных задач, обеспечивающих становление социальных отношений в различных средах; сформированность мотивации к обучению и познанию.
Освоенные универсальные учебные действия.
Овладение содержанием каждой предметной и коррекционноразвивающей области характеризуют достижения в усвоении знаний, умений, возможность их применения в практической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег.
За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интег.
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является организация инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения, т. к. в последнее время возросло кол.
Особенности психологического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Значимость роли родителей в воспитании ребенка всегда была велика. Ребенок рождается, растет и развивается в первую очередь в семье, в первой ступени социума. В Законе РФ «Об образовании» закреплено п.
Семинар для учителей начальных классов.
Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира&hell.
Источник