Педразвитие
Авторы: Воробьева Дарья Михайловна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 343 группы, преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ «Педагогический колледж №10»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование
Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ (И. Н.)
Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и
развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в
организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку
всех органов и тканей, их структурную перестройку.
На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково:
периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая
система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная
функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает
положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костно-
мышечной, сердечнососудистой, других физиологических систем; совершенствование функций
дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот.
Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического
развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками
мотивации физической активности детей.
В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с
развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество
отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти
отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики,
большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом
недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений,
мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях
равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена
нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль
за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в
становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У
многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При
этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики
(крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом
развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных
сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно
сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии
проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных
У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в
физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова
опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног
не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе
отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка
согнуты в тазобедренном суставе.
При беге у дошкольников с ОВЗ также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги
опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны.
При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.
Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной
Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать
мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок
нарушает равновесие тела.
Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта
очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.
Физическое воспитание и физическое развитие детей с ОВЗ должно быть направлено на решение
задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи,
направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом
развитии, обусловленных характером нарушений.
Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его
телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной
деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной
работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание
Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие
ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление
системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и
совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных
отклонений в физическом развитии.
Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию
детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач.
Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.
В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание
детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и
гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для
любого дошкольного учреждения. Однако в специальном дошкольном учреждении оно
приобретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или
отмена закаливающих мероприятий и другие — влечет за собой снижение умственной
работоспособности детей, нарушение коррекционно- воспитательной работы в целом.
В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» предусмотрены
специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех
возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится
также на занятиях по музыкальному воспитанию.
В коррекции физического развития детей важную роль играет создание режима двигательной
активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в
утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-
дефектолога и воспитателя.
Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по
физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития
детей данной группы.
Подвижные виды деятельности, которые проводятся на занятиях у учителя-дефектолога и
воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия.
Рассмотрим в качестве примера одно из занятий по ознакомлению с окружающим, где
используются подвижные виды деятельности. Целью этого занятия является закрепить знание
детей об основных цветах; выделять цвет в предмете, называть его, уметь находить предмет
определенного цвета в окружающей обстановке. Это занятие можно провести следующим
й этап — «Достань игрушку!», дети находят и достают игрушки из «чудесного мешочка» называют
их и определяют цвет;
й этап — «Найди домик для игрушки!», каждый ребенок должен положить свою игрушку в домик
соответствующий ей по цвету и объяснить, почему он выбрал этот домик;
й этап — игра «Найди ключ». Игра проводится следующим образом: на полу комнаты
раскладываются 4 обруча — «домики». В центре обруча стоят флажки — красный, синий, желтый
и зеленый. Дети делятся на 4 группы, каждая из которых «живет» в своем «домике». По сигналу
взрослого дети идут «гулять». Чтобы вернуться в «домик», они должны найти в окружающей
обстановке игрушку, соотвествующую цвету своего «домика», и принести ее в качестве «ключа».
Только с таким «ключом» ребенок может войти — в свой «домик».
Как видим, эта дидактическая игра, направленная на усвоение программного материала —
нахождение предмета определенного цвета в окружающей обстановке и соотнесение его по
цвету, — проводится не сидя за столом, а в движениях, и дает детям возможность
целенаправленно ориентироваться в пространстве.
Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-
дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание
уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хватательных движений,
ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие —
одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и
совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и
упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем
театрализованные игры для рук.
Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются
занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная
активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду
строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.
В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных
движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины,
плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию
равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию
движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом
каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.
Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к
физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по
сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная
работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку,
и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной
мускулатуры и нормализации двигательной активности.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры,
так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют
ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры.
Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей
ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть
подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают
осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к
При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и
Источник
ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.
При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.
МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.
Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.
ОВЗ по ФГОС
Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.
глухие, 4 варианта АООП НОО
слабослышащие, 3 варианта
слепые, 4 варианта
слабовидящие, 3 варианта
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта
с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта
с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта
с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)
ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)
I категория. Неслышащие, глухие дети без речи
Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.
В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.
Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.
II категория. Слабослышащие дети
Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.
Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.
Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.
В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.
III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)
Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.
Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.
Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.
Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.
Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.
V категория. Тяжелая речевая патология
Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.
Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.
Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.
Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.
Источник