ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
консультация на тему
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_razvitiya_detey.docx | 15.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
Внимание у таких детей всегда в той или иной степени нарушено: оно недостаточно устойчиво. Дети легко отвлекаются, им свойственна крайняя слабость произвольного внимания, необходимого для выполнения различных игровых и бытовых заданий. Однако, как подтверждает практика, развить внимание у них можно. Если вы проявите терпение и умелый подход к вашему малышу, то со временем научите его активно играть с яркими картинками и движущимися предметами, с радостью выполнять ваши задания, переключаться с данного вида деятельности на другой.
С памятью у таких детей также бывают проблемы. Они не в состоянии запомнить названия реальных или изображенных на картинках предметов, коротких стихотворений. Но вы не отчаивайтесь, и по несколько раз возвращайтесь к пройденному. Хотя встречаются такие дети, которые довольно быстро запоминают стихотворения.
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.
Если вы предложите ребенку рассказать содержание простой сюжетной картинки, то в лучшем случае он назовет некоторые изображенные на ней предметы. Малыш не сможет правильно расположить картинки в последовательности происходящих событий. Не справится он и составлением рассказа по нескольким сюжетным картинкам.
С возрастом и в результате обучения дети усваивают элементарные понятия, которые, однако, остаются недифференцированными и малосвязанными между собой. Словарный запас у детей очень бедный, они не самостоятельны в своих суждениях и часто механически повторяют то, что слышали от взрослых.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.
Собственная речь детей появляется поздно. Некоторые малыши могут произносить только отдельные слова, короткие, непонятные для окружающих фразы. Дети, не умеющие говорить, обращаются к взрослым жестами, отдельными звуками, своеобразными словами, в которые они обычно вкладывают определенный смысл.
Как правило, движения детей неуклюжи, нескоординированы, их точность и темп нарушены. Чаще всего ребенок бывает медлителен и неловок. Особенно плохо удаются малышу движения рук и пальцев: ребенок с трудом учится шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Он не может бросить и поймать мячик, надеть кольца на стержень, чтобы собрать пирамидку.
Из-за нарушений координации движений дети с трудом себя обслуживают, они требуют постоянного ухода. С самого раннего возраста уделяйте внимание коррекции их движений. Если вы будете систематически заниматься с сыном или дочкой физической культурой, то со временем движения ребенка станут более точными и координированными.
Итак, теперь вы знаете отличительные особенности различных сторон психической деятельности большинства детей с ограниченными возможностями. Вместе с тем поведение детей различно. Один ребенок более спокойный, он сравнительно легко подчиняется требованиям взрослого. Другой крайне возбудим, неуправляем, вскакивает с места, хватает все, что попадется под руку, ломает или бросает игрушки, толкает рядом сидящих. Некоторые дети беспрестанно разговаривают сами с собой, задают окружающим стереотипные вопросы, не ожидая и не выслушивая ответа на них. Таким малышам не под силу выполнить элементарные задания. Но многие из них любят разглядывать книжки с большими яркими картинками, слушать музыку, смотреть детские телепередачи. Учитывайте любые наклонности ребенка, это поможет вам организовать его досуг или провести различные занятия.
Некоторые дети отличаются заторможенностью, вялостью, медлительностью. Обычно они замкнуты, пассивны, негативно реагируют на происходящее вокруг. Старайтесь привлечь внимание такого малыша красочными предметами и картинками. Занимаясь с ним, будьте сами более эмоциональными, время от времени разыгрывайте небольшие сценки, беря на себя какую-нибудь роль, а затем предложите ребенку изобразить, например, лисичку, медведя.
Источник
В чем проявляются основные особенности формирования личности ребенка с ОВЗ.
статья
В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность». «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», — социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontrolnaya_rabota_5.docx | 19.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное профессиональное
«Сахалинский политехнический центр № 5»
Тема: В чем проявляются основные особенности
формирования личности ребенка с ОВЗ.
Выполнила: Сидельникова Т.Д.
В воспитательной практике широко используются понятия «психика» и «личность». «Психика – это свойство мозга, субъективный образ объективного мира, на основе и при помощи которого осуществляется ориентировка и управление поведением. Личность, в отличие от понятия «психика», — социальное системное качество человека как субъекта человеческих отношений, приобретаемое в онтогенезе.
Процесс развития личности неотделим от развития психики, но он не сводится только к совокупности развивающихся познавательных, эмоциональных и волевых компонентов, характеризующих индивидуальность человека.
Личность человека начинает формироваться с первых месяцев жизни.
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обуславливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. В данную группу можно отнести как детей – инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствуют освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:
-предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями, как в качественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;
-первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4-х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами,
-нарушено активное коммуникативно-познавательное поведение, отмечаются запаздывания в развитии предметно-манипулятивной деятельности.
В возрасте 4-7 лет для ребенка с ОВЗ наиболее актуальным является освоение навыков самообслуживания. Поздно появляется речь, запас бытовых сведений оказывается недостаточным. Игровая деятельность (ведущая для этого возраста норме) примитивна. На первый план выходят трудности в установлении контакта со сверстниками, даже если у ребенка есть круг общения (как правило, его нет). Детей отличает повышенная ситуативность, которая проявляется в разных сферах личности ребенка – в мышлении, общении, желаниях и действиях. Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усвоить необходимые знания, умения и навыки, у него отмечается крайне низкий уровень социализации, трудности в межличностном общении.
Младший школьный возраст – важнейший период формирования жизненного ресурса ребенка, этап становления его социальности, освоения общественных отношений, обогащения мировосприятия и развития личностных качеств. Особенно значим этот период жизни для детей, имеющих отклонения в умственном развитии. На первый план выходит сформированность ведущей для этого возраста деятельности – учебной. В её структуру входят учебно-познавательные мотивы, учебные задачи и форма учебных занятий.
Дети с ОВЗ школьного возраста часто имеют отклонения в развитии интеллектуальной или двигательной сферы. Это вызывает трудности в усвоении учебного материала. У таких детей отмечается неразвитость саморегуляции, неумение управлять собой. Обнаруживаются специфические отклонения в развитии мотивационно-потребностной сферы психики. Они выражаются в задержке развития образного мышления, требующего внутреннего плана действия, что приводит к последующим трудностям в усвоении учебного материала. Дети с ОВЗ младшего школьного возраста характеризуются недоразвитием произвольности в поведении, саморегуляции, планировании действий. Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении.
Ограниченность средств общения (как речевых, так и не речевых) приводит к тому, что дети с ОВЗ становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их ещё более отверженными в среде сверстников.
У аномальных детей и подростков часто наблюдается как переоценка собственных сил и возможностей, так и их недооценка. По этой причине лица с отклонениями в развитии легко попадают под чужое влияние.
Дети и подростки, имеющие жизненные ограничения, включаясь в социальную среду, сталкиваются не с идеализированной, а с реальной действительностью, в которой проявляются как закономерные явления, так и случайные, как положительные, так и отрицательные, как моральные, так и аморальные, к восприятию которых они бывают, не готовы. Отсюда большое значение и специфическую направленность приобретают вопросы формирования и развития у них устойчивости к травмирующим ситуациям, воспитание психологического иммунитета невосприимчивости к негативным формам поведения окружающих.
Формирование опыта личности – длительный процесс, обусловленный многими внешними и внутренними, объективными и субъективными факторами.
Личность ребенка не может развиваться без взрослого. Управление развитием личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это целенаправленное педагогическое и социально-психологическое воздействие на развивающегося человека с целью привития, сохранения, совершенствования и развития личностных свойств и качеств, необходимых для его успешного вхождения в систему социальных отношений.
Источник
К вопросу об особенностях становления личности и самосознания ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Дата публикации: 25.03.2016 2016-03-25
Статья просмотрена: 1572 раза
Библиографическое описание:
Туран, Н. К. К вопросу об особенностях становления личности и самосознания ребенка с ограниченными возможностями здоровья / Н. К. Туран. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 340-343. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27343/ (дата обращения: 09.06.2021).
В работе представлены аспекты изучения проблемы становления личности ребенка-инвалида в логике развития психологической науки — от классического к постнеклассическому этапу изучения личности.
Ключевые слова: инвалидность, ребенок-инвалид, самосознание, постнеклассическаая психология, теория психологических систем (ТПС) Клочко
Обозначенная в заглавии статьи проблематика и ее всестороннего рассмотрения обусловлена особенностями задач, стоящих перед органами здравоохранения и, шире, обществом в целом. Поскольку для благополучного становления индивида важно переживание собственного состояния здоровья или нездоровья, что, в свою очередь, накладывает отпечаток на формирование жизненного мира личности [2]. Всемирной Организацией Здравоохранения отмечается устойчивая тенденция к увеличению доли инвалидов в структуре населения. Численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10 %. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10 % населения (при разбросе этого показателя от 1 % до 27 %) [10].
Также увеличивается контингент детей с ограниченными возможностями, приобретая все больший статистический веc — число детей-инвалидов в России увеличилось почти на 10 % за последние пять лет: в России на 2014 год детей-инвалидов — 540837 тысяч человек, согласна данным Министерства Труда и Соцзащиты [9].
В трудах В. С. Выготского приводится мнение о том, что особенности межличностного взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями здоровья, являющиеся осложнением основного дефекта, более корректируемы, нежели нарушения первичных функций. Он отмечает, что «от исхода социальной компенсации, то есть конечного формирования его личности в целом, зависит степень его дефективности и нормальности» [4]. В исследованиях В. С. Выготского, В. Вишневского, Т. Добровольской, В. Карвялис, М. Семаго, Е. Ярской-Смирновой акцентируется важность межличностного взаимодействия для становления ребенка-инвалида. В. И. Слабодчиков отмечает важность «событийной общности» для становления гармоничной личности и пространства жизненного мира. В свою очередь В. Е. Клочко говорит о том, что «внутренне» суверенизация представляет собой растущую возможность человека к «овладению собой», что ведет к самоорганизации личности [13].
Рассмотрим, что подразумевает под собой понятие «инвалид». Инвалид — это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или приобретенного, его или ее физических или умственных возможностей. В свою очередь, ребенок-инвалид — это лицо в возрасте до 18 лет, имеющих «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем» [1,9,14].
Длительное время проблема абилитации и реабилитации инвалидов находилась в пределах исследования медицинских наук, ее решение являлось прерогативой врачей. Однако с развитием наук об обществе, в том числе прикладных, проблема инвалидности все более становилась проблемой общественной.
В классический период развития психологической науке одним из первых проблемы инвалидности рассматривал Э. Фромм, исследуя эту вопрос в работах о социальных характерах, трактуя их как продукт общественного функционирования. Для отечественной психологии и педагогики важной вехой в рассмотрении искомого вопроса стал фундаментальный тезис. Л.С Выготского о дивергенции культурного и биологического при аномальном развитии.
В настоящее время, постнеклассический этап развития психологического знания диктует приоритетное значение исследованиям, в которых специфические проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья рассматривались бы в контексте построения жизненного мира личности, обретения ею личностных смыслов и ценностных ориентаций, что позволяет выйти на уровень личности как самоорганизующейся системы. Данная проблематика позволяет обратить внимание на теорию психологических систем (ТПС) В. Е. Клочко, с позиций которой рассмотрены особенности становления жизненного мира детей без отклонений в развитии, а также детей-сирот, но отсутствуют данные об онтогенезе и становлении жизненного мира детей-инвалидов. Необходимость выхода к дефиниции «жизненного мира» и рассмотрению особенностей онтогенеза самосознания ребенка-инвалида определяется самой логикой развития психологической науки. В рамках ТПС накоплен значительный массив данных об этапах становления сознании как самоорганизующейся системы, складывающейся из взаимодействия ребенка и взрослого (Л. С. Выготский, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева и др.); об этапах усложнения внутренней реальности ребенка и новых измерений индивидуального континуума сознания в виде значений, смыслов и ценностей, что наиболее детально рассмотрено в концепции психологических систем В. Е. Клочко. Однако представленные исследования отражают лишь отдельные аспекты проблемы, оставляя открытым вопрос о становлении самосознания в онтогенезе детей-инвалидов. изучения означенной тематики обусловлена существованием значительного теоретико-методологического пробела в изучении становления особенностей самосознания и жизненного мира детей-инвалидов: трудах отечественных ученых представлены исследования становления жизненного мира детей без особенностей развития, а также детей, оставшихся без попечения родителей (Е. Д. Файзуллаева, В. С. Мухина, О. Н. Васильева, Т. Г. Бохан).
Дети с отклонениями в развитии лишены доступных их здоровым сверстникам каналов получения информации: скованные в передвижении и использовании сенсорных каналов восприятия, дети не могут овладеть всем многообразием человеческого опыта, остающегося вне сферы досягаемости. Они также лишены возможности предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, что негативно сказывается на формировании высших психических функций.
Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, может развиваться и усиливаться на протяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хронического заболевания. Недостаток, нарушение могут устраняться (полностью или частично) медицинскими и (или) психолого-педагогическими, социальными средствами или уменьшаться в своем проявлении [6].
В соответствии с разными профессиональными подходами к данному предмету и разными основаниями для систематики существуют разные классификации. Наиболее распространенными основаниями являются следующие: причины нарушений, виды нарушений с последующей конкретизацией их характера, последствия нарушений, которые сказываются в дальнейшей жизни. В настоящее время наибольшую популярность, приобрела классификация отклонений в развитии, предложенная В. В. Лебединским. Он выделяет шесть видов дизонтогенеза: психическое недоразвитие, задержанное развитие, поврежденное психическое развитие (прежде всего, центральной нервной системы), дефицитарное развитие, искаженное развитие — сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития, дисгармоническое развитие [8].
Таким образом, диапазон различий в развитии детей с ОВЗ широк, как и внутри самих групп, включая как легкие нарушения развития, так необратимые поражения центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Большое значение для анализа становление личности лиц с ограниченными возможностями имеет положение о соотношении биологических и социальных факторов в процессе психического развития человека. Л. С. Выготский подчеркивал единство действия биологических и социальных факторов в процессе развития.
Особенности развития детей с ОВЗ приводят к оскудению межличностного взаимодействия, недостатку опыта социальной перцепции, искажению способов межличностной коммуникации, как следствие, затрудняется адаптация в социуме и социализация, происходит замедление усвоения социального опыта.
В данном аспекте могут фигурировать такие особенности личности ребенка-инвалида, как неадекватная самооценка — переоценка или недооценка собственных возможностей, способностей, достижений. Это связано с замедленным формированием основных структурных компонентов личности — самосознания, эмоционально-волевой сферы, мотивации, уровня притязаний; ограничением контактов с людьми; реакцией личности на психотравмирующую ситуацию, обусловленную постепенным осознанием своей несостоятельности (Ю. А. Кулагин, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Т. В. Розанова, Ж. И. Шиф и др.).
Так, например, у детей с интеллектуальными нарушениями присутствует неадекватная самооценка, снижение критичности мышления, неустойчивость эмоциональных переживаний и т. д. (Рубенштейн С. Я.) [5].
Таким образом, проявление общих закономерностей может быть своеобразным в зависимости от типа нарушенного развития. В первую очередь это относится к времени проявления, длительности и степени выраженности (В. И. Лубовский). Наряду с закономерностями, общими для нормального и аномального психического развития, выделяются закономерности, общие для всех типов аномального развития (Т. А. Власова, В. И. Лубовский, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф и др.) [5].
Одной из важных личностных особенностей детей-инвалидов с разной степенью нарушений функций является ослабление волевой активности и инфантильность [17]. При этом, на развитие волевых качеств индивида с ограниченными возможностями оказывают влияние как внешние, так и внутренние факторы, а именно: особенности течения основного дефекта, отношение к заболеванию социального окружения. Важную роль играет специфика семейного воспитания, когда родители гиперопекают ребенка-инвалида, что приводит к снижению инициативности, неуверенности в себе и робости, или, напротив, извлечению инвалидом вторичной выгоды из ситуации болезни, манипуляции за счет состояния здоровья и эгоцентричности [1,3,7]. Важно и то, как относится сам ребенок с ограниченными возможностями к наличию болезни. По данным исследований, дети с нарушениями зрения начинают осознавать заболевание в 3–5 лет, дети с разными формами ДЦП — в 7–8 лет. Соответственно, реакцией на это может быть или стремление замкнуться и отгородиться от социума и, как следствие, робость, неуверенность в себе, или агрессивность и повышенная конфликтность. В обоих случаях возникает ощущение собственной неполноценности, что ведет к формированию соответствующего комплекса.
В. И. Лубовский полагал, что на формирование личности всех детей с аномальным развитием оказывает основной организменный дефект, превращаясь в важнейшую закономерность. Впервые термин «комплекс неполноценности» был введен в обиход научной психологии А.Адлером, который понимал данный феномен как чувство неполноценности, являющееся следствием снижения социальной позиции под влиянием какого-либо дефекта. В теоретической концепции А.Адлера были приведены следующие дефицитарные формы: органическая, морфологическая и функциональная, что позволяло исследовать и объяснить этиологию неврозов и психических заболеваний. Ученый утверждал, что неполноценность телесной организации или сходный дефект, возникший в детстве, влечет возникновение потребности в компенсации. С точки зрения структурных звеньев Я-Концепции, переживание ограниченности возможностей здоровья влечет кризис соотношения Я-реального и Я-идеального [1,3,7].
Учеными (М. И. Земцовой, Л. И. Солнцевой) выделены определенные стадии формирования компенсаторного механизма, отличающихся по структуре, иерархичности организации, имея прочную взаимосвязь со степенью развития когнитивных способностей инвалида и уровня развития психических новообразований и качественных свойств, позволяющих основные виды деятельности.
Как отмечают Хольц, В. М. Сорокин, И.Юханссон, детям с ограниченными возможностями свойственны такие характерологические черты, свойственные детям-инвалидам, как низкая просоциальная активность и мотивация с доминированием мотивации избегания, апатичность, высокая личностная тревожность, недоверия к социуму, внушаемость, эгоцентризм, узость потребностной сферы, маскированная депрессия, оскудненность мировоззрения, низкий уровень притязаний. В таких важных компонентах самосознания, как самооценка и локус контроля, наблюдаются следующие феномены: у детей и подростков с ограниченными возможностями преобладают внешний локус контроля, неадекватность самооценки (завышенность или заниженность). Кроме того, в исследованиях клинических психологов отмечено наличие невротической и психопатологической симптоматики [12,15]. Данные характерологические черты в сочетании с отсутствием благоприятного прогноза на восстановление дефицитарных функций могут вызывать мысли о суициде [11,14]. Кроме того, на развитие чувства неполноценности у «особых» детей могут оказывать влияние такие факторы как отверженность со стороны сверстников, синдром госпитализма как следствие социальной депривированности из-за специфики межличностной коммуникации, длительная психотравмирующая ситуация в связи с лечебными процедурами, сенсорные дефекты [15].
В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.
Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором — это интегральное, системное изменение личности в целом, наблюдающееся у ребенка- (подростка-)инвалида, что порождает особые потребности в психолого-педагогическом сопровождении и исследовании особенностей данного индивида с системной антропо-психологической точки зрения. Наличие основного дефекта психофизиологической организации накладывает отпечаток на последующее формирование высших психических функций, специфику социализации и систему коммуникации с социальной средой.
Источник