Меню

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья
статья на тему

В данном материале расскрывается значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности. Акцентируется внимание на необходимость проведения коррекционной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.

Скачать:

Вложение Размер
dokument.doc 19.91 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоциональной сферы и волевых качеств личности детей с ограниченными возможностями здоровья

Изучение особенностей развития дошкольников с ЗПР представляется важным как для более глубокого понимания детей данной категории, так и для совершенствования методов психологической дифференциальной диагностики по отношению к ним и осуществления полноценной коррекционной работы.

В работах, посвященных психологическим особенностям детей с ЗПР (С. Д. Забрамная, С. Я. Рубинштейн, Г.Е. Сухарева), имеются весьма интересные наблюдения, характеризующие особенности эмоционально-волевой регуляции у детей с ЗПР в целом, а также недостатки отдельных свойств данного психического процесса.

Так, авторы указывают на несамостоятельность, недостаток инициативы, безудержность побуждений, неумением руководить своими действиями, неумением преодолевать малейшие препятствия, противостоять искушениям.

Волевые действия, как и вся психическая деятельность, связаны с функционированием мозга. Специфичность волевой регуляции поведения детей с ограниченными возможностями здоровья связана с тем, что развитие психики происходит в условиях органического поражения головного мозга и обусловленных им вторичных осложнений.

Воля представляет собой сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Особенности волевых качеств у учащихся с ограниченными возможностями здоровья проявляются в том, что они:

не могут в достаточной степени проявлять волевые усилия;

не в состоянии управлять волевыми действиями;

не умеют действовать в соответствии с перспективными целями;

не могут подчинить свое поведение определенной задаче, спланировать свои действия;

не в состоянии преодолевать встречающиеся трудности.

У учащихся с ограниченными возможностями здоровья отсутствуют самостоятельность и целеустремленность, они легко внушаемы. Им свойственны некритическое восприятие указаний и советов окружающих людей, отсутствие попытки проверить, сопоставить эти указания с собственными интересами и склонностями. Так, например, они легко отвлекаются от выполнения нужного дела, если им предлагают поиграть, развлечься, их легко спровоцировать. Вместе с тем они могут проявлять неслыханное упрямство даже тогда, когда им приводят разумные доводы. Такие контрасты в проявлении воли являются результатом незрелости личностной сферы.

Незрелость личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы. Эти особенности накладывают отпечаток на весь психический облик ребенка и обусловлены, в первую очередь, спецификой развития его потребностей, мотивов и интеллекта.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы является раздражительность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неусидчивость. Кроме того у детей часто бывают неадекватные, непропорциональные по своей динамике, воздействиям внешнего мира эмоции и чувства. Одни из них очень легко, поверхностно реагируют на объективно тяжелые жизненные ситуации. Для них также свойственны перемены в настроении. Другая категория детей склонна к чрезмерным и долгим переживаниям по незначительному поводу. Для обеих групп характерна неадекватность реакции на те или иные воздействия, только у первой группы преобладает процесс возбуждения, у второй — процесс торможения.

Слабость интеллектуальной регуляции чувств детей с ограниченными возможностями здоровья, а также незрелость, примитивность его мотивационно – потребностной сферы приводит к более позднему и затрудненному формированию высших чувств: ответственности, совести, товарищества и т. п. Их нравственные чувства отличаются малой степенью осознанности, часто существуют только на уровне знания.

Коррекционно — воспитательная работа по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере играет важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально – трудовой адаптации его в дальнейшем. Также в социально – трудовой адаптации важна самооценка ребенка.

Самооценка – это оценка человеком самого себя, своих действий, отношений, достижений. Устойчивая самооценка формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов. Самооценка у детей с ограниченными возможностями здоровья на разных этапах обучения в школе различна:

в младшем школьном возрасте – заниженная или завышенная;

в среднем – наиболее адекватная;

в старшем – преимущественно завышенная.

Нарушение самооценки в младшем школьном возрасте вызывается незрелостью личности, непониманием выдвигаемых целей деятельности, неумением анализировать и соотносить достигнутые в ходе деятельности результаты с исходными данными.

Завышенная самооценка в старшем школьном возрасте часто объясняется стремлением компенсировать дефект и неумением объективно оценить свои возможности.

Важная, часто определяющая роль в формировании адекватной устойчивой самооценки принадлежит окружающим его взрослым. Осуществляя процесс воспитания и обучения, оценивая деятельность, поступки, высказывания детей с ограниченными возможностями здоровья, учителя и другие специалисты, работающие с ними, оказывают направляющее воздействие на самооценку.

Таким образом, значимость эмоционально-волевых качеств личности для успешной учебной деятельности, указывают на необходимость проведения специальной коррекционной работы с детьми данной категории. Поэтому процесс обучения и воспитания должен выстраиваться с позиций системного подхода.

Источник

Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.
учебно-методический материал

Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями.

Скачать:

Вложение Размер
Развитие эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями. 21.42 КБ

Предварительный просмотр:

Эмоционально-волевая сфера играет большую роль в усвоении знаний, умений и навыков, а также в установлении контактов с окружающими и в социальной адаптации детей.

Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка и его окружения.

Основу эмоционально-волевой сферы составляют:

Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).

Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.

Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системы, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.

Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.

Эмоционально-волевая сфера характеризуется умением выражать свои чувства, адекватной оценкой своих и чужих действий, навыками самоконтроля, усидчивостью и выдержкой. Что в свою очередь влияет на поведение, адаптацию и формирование коммуникативных навыков ребёнка.

Отставание в интеллектуальном и физическом развитии у детей приводит к нарушениям эмоционально-волевой сферы.

Особенности этих нарушений проявляются по- разному.

Для большинства детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания, у некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство.

У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности и агрессии, упрямству. Для них характерна быстрая смена настроения: то они чрезмерно веселы, шумны, то становятся плаксивыми. Многие дети с ограниченными возможностями здоровья отличаются повышенной впечатлительностью: болезненно реагируют на тон голоса, отмечают малейшие изменения в настроении.

У многих детей наблюдается расстройство сна: они плохо засыпают, спят беспокойно, со страшными сновидениями, иногда с плачем и криком.

Всё это приводит к трудностям адаптации ребёнка и усвоении норм поведения.

Частичному или полному преодолению подобных трудностей может помочь развитие познавательной сферы (внимание, память, мышление, восприятие, речь).

В условиях РЦ и в семье — выработка чёткого режима дня и его соблюдение, обучение социально приемлемым навыкам поведения, закрепление конкретных поручений за ребёнком и поощрение его выполнения, создание ситуации успеха при выполнении посильных заданий, эмоционально-насыщенное общение, терпимое и спокойное отношение со стороны окружающих.

Необходимо обучать навыкам социального взаимодействия с окружающими, умению планировать свои действия и следовать плану: учиться действовать адекватно месту и условиям. Обязательно завершать необходимые или требуемые задания. При необходимости просить помощь.

Развитие эмоционально-волевой сферы- это постепенный процесс, и его необходимо осуществлять в атмосфере обучения. Лучше всего это делать при помощи игры, так как игра является эффективным воспитательным методом и основным видом деятельности для дошкольников. Игра выступает как средство формирования социального интеллекта.

Способствуют развитию эмоционально-волевой сферы проведение музыкальных занятий, уроков рисования, во время которых дети учатся испытывать чувства, возникающие на основе восприятия, чтение сказок, проведение подвижных игр.

Развитие эмоционально-волевой сферы способствует успешной адаптации ребёнка с ОВЗ в обществе и позволяет в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции. Повышается качество жизни детей, имеющих особенности развития.

Источник

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья

Эмоциональная сфера относится к базовым основам личнности. Необходимость организации особой работы по эмоциональному развитию детей с ОВЗ обусловлена тем, что у них имеются различного рода отклонения в эмоциональном развитии.

Воспитание детей с особыми образовательными потребностями, наряду с системой мер, направленных на коррекцию основного нарушения, должно способствовать их полноценному личностному развитию, социализации, разностороннему введению в мир культуры. Несомненно, важное место при этом занимает целенаправленное влияние на развитие эмоциональной сферы детей.

Эмоциональная сфера относится к базовым основам личности, к ее «центральному звену» (Л.С. Выготский), к первичной структуре, осуществляющей регуляцию поведения и деятельности, ориентацию в окружающем мире. Эмоции, оказывая влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процессы познания и отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности. Жизнь детей без эмоций, без эмоциональной окрашенности событий не может быть полноценной.

Необходимость организации особой работы по эмоциональному развитию детей с ОВЗ обусловлена тем, что у них, как правило, имеются различного рода отклонения в эмоциональном развитии. Такие дети нуждаются в разноплановой эмоциональной поддержке, понимании и принятии их душевных переживаний. Обедненная эмоциональная жизнь дошкольника не всегда может быть восполнена в последующие возрастные этапы.

Эмоциональная сфера, наряду с другими сферами личности (интеллектуально – познавательной, волевой и др.), должна проходить в дошкольном возрасте путь культурного развития.

Специально организованное общение, способное структурировать эмоциональный мир дошкольников, создание условий для различных эмоциональных проявлений , в частности, для самовыражения движениями и звуками, воздействие на детей с целью их самореализации в разных видах деятельности – все это должно восприниматься в качестве важной составляющей педагогической стратегии. Такое понимание позволит отойти от стихийности и фрагментарности в осуществлении данного направления работы.

Работа по развитию эмоциональной сферы детей должна строиться с учетом характера и степени выраженности нарушения, диапазона психофизических различий: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности дошкольников до детей с необратимыми тяжелыми поражениями центральной нервной системы.

Эмоциональное развитие – комплексное понятие; оно включает в себя ряд направлений: развитие эмоционального реагирования и экспрессии, представлений об эмоциях и словаря эмоциональной лексики, способности к эмпатии и др. Остановимся на методических аспектах работы, направленной на развитие эмоциональной экспрессии (жестов, мимики, пантомимики и речевой интонации). Такая работа строится на положении о том, что формы экспрессивного выражения эмоций подвластны контролю, как со стороны взрослых, так и со стороны детей.

В дошкольном учреждении можно рекомендовать использование эмоционально-экспрессивных игр. Позитивное влияние этих игр на эмоциональную сферу дошкольников обусловлено их особыми эмоциогенными свойствами: наличием воображаемых ситуаций, ролевых воплощений и игрового азарта, возможностью инсценировки движений, характерных для эмоционального состояния героя. Сюжетную основу эмоционально – экспрессивных игр, как правило, составляют произведения детских писателей, поэтов, народный фольклор.

При проведении эмоционально-экспрессивных игр необходимо учитывать:

— специфику моторного выражения каждой эмоции, побуждать детей демонстрировать различные эмоциональные состояния(радость, грусть, страх, удивление и т.д.);

— последовательность в усложнении игр, способов их организации: от игр, предполагающих повторение действий по образцу, к играм, предполагающим завершение начатых взрослым действий и к играм, побуждающим самостоятельные импровизации с реальными и воображаемыми предметами;

— последовательность во введении отдельных составляющих экспрессивного выражения эмоций: сначала игры с включением экспрессивных элементов, которые наиболее подвластны управлению и самоконтролю(жесты, мимика), затем – игровой материал, предполагающий принятие детьми различных поз, демонстрация голосовых импровизаций.

В младшем дошкольном возрасте содержание эмоционально – экспрессивных игр направлено на развитие способов выражения основных эмоций (радости, грусти, злости, страха) главным образом, жестами и пантомимой, Содержание эмоционально- экспрессивных игр еще не предполагает ролевого взаимодействия между детьми; игровые действия носят индивидуальный характер.

Руководящая роль педагога состоит в следующем:

— В непосредственном участии в игре, побуждающем детей к подражательным действиям, повтору действий за педагогом.

— в эмоционально – насыщенных комментариях , которые используются: перед проведением игры; в конце игры с целью выведения детей из воображаемой ситуации.

— в последовательном усложнении способов организации игр.

В среднем дошкольном возрасте эмоционально-экспрессивные игры направлены уже на развитие всех составляющих эмоциональной экспрессии. Содержательную основу этих игр составляют не только произведения детской художественной литературы, но и загадки со стихотворным текстом, рассказы , сочиненные педагогом.

Руководяшая роль педагога заключается в следующем:

— в ролевом участии в игре;

— в вариативной компоновке игровых импровизаций;

— в оформлении декораций;

— в подборе музыкального сопровождения.

В старшем дошкольном возрасте основное внимание уделяется сбалансированности моторных механизмов эмоциональной экспрессии и развитию выразительности рисунка экспрессии, поддержке индивидуально- неповторимого почерка образной передачи движений.

Руководящая роль педагога заключается:

-в побуждении детей к многократной актуализации эмоциональных состояний в вариативном ролевом воплощении;

— в регулировании темпа при чтении литературных текстов;

— в привлечении детей к выбору декораций и музыкального сопровождения, самостоятельному созданию атрибутов;

— в представлении детям свободы в создании таких игр и их самостоятельной организации;

— в одобрительной поддержке разнообразия, выразительности внешнего оформления эмоций, творчества в моделировании эмоциональных состояний и в демонстрации каждым ребенком своего самобытного рисунка эмоциональной экспрессии.

Понимание детства как уникального и необратимого периода жизни человека, когда каждое событие в окружающем мире наполнено яркими переживаниями и собственным творческим отношением, должно находить практическое воплощение и в системе специального / коррекционного / образования. Успешность реализации такого подхода во многом обеспечивает целенаправленное эмоциональное развитие детей, разноплановое обогащение их эмоционального опыта в целом.

Источник

Читайте также:  Академия здоровья эхо сердца
Adblock
detector