Меню

Особенности работы школы здоровья

12. Школы здоровья. Виды, функции, организация работы.

Школа для пациентов – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Школы организуются в лечебно-профилактических учреждениях первичного звена здравоохранения, поликлиниках, стационарах, медико-санитарных частях, кардиологических диспансерах, центрах медицинской профилактики, санаториях-профилакториях, курортах, санаториях, оздоровительных центрах,

Цель организации Школ – оптимизация, совершенствование и повышение охвата, доступности и качества медицинской профилактической помощи населению:

• повышение информированности пациентов о заболевании и его факторах риска;

• повышение ответственности пациента за сохранение своего здоровья;

• формирование рационального и активного отношения пациента к заболеванию, мотивации к оздоровлению, приверженности к лечению и выполнению рекомендаций врача;

• формирование у пациентов умений и навыков по самоконтролю за состоянием здоровья, оказанию первой доврачебной помощи в случаях обострений и кризов;

• формирование у пациентов навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на их здоровье поведенческих ФР (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек);

• формирование у пациентов практических навыков по анализу причин, факторов, влияющих на здоровье и обучение пациентов составлению плана индивидуального оздоровления.

Пациенты направляются на занятия в Школе участковым врачом или через участкового врача специалистами любого профиля. Пациенту выдается направление на посещение школы заполненное по форме, утвержденной главным врачом (образец направления см. ниже).

Для пациентов с осложненным течением заболевания, очень высоким риском сердечно-сосудистых осложнений, программа обучения требует модификации.

Программа обучения состоит из цикла структурированных занятий, продолжительностью по 90 минут каждое. Всего в цикл входит 8 занятий, из которых 7 являются обязательными для всех пациентов, 1 занятие («Курение и здоровье») направлено на курящих пациентов или их родственников.

Численность пациентов в группе не более 8-10 человек.

Каждое занятие включает информационный материал и активные формы обучения, направленные на развитие умений и практических навыков у пациентов. Все занятия хронометрированы, имеют четкие инструкции по ведению.

Пациенты, обучающиеся в Школе, обеспечиваются Дневником пациента, который является неотъемлемой частью процесса обучения и содержит справочный материал, необходимый для пациентов в процессе обучения и в дальнейшем.

Программа разрабатывается на основе образца типовой программы обучения пациентов, включающей обязательные темы (понятие о заболевании, основы питания, физической активности, медикаментозной терапии, методы самоконтроля и измерения артериального давления, ведения дневника, управление стрессом).

Помещение должно иметь стол (желательно круглый или расположенный на середине комнаты, чтобы слушатели могли сидеть вокруг него), стулья, кресла, располагающие к полуторачасовым занятиям. В помещении должен быть демонстрационный материал как для постоянной экспозиции на стенах (справочные, информационные материалы), так и для раздачи пациентам.

Источник

Организация обучения в Школах здоровья

ОБУЧЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ ОСНОВАМ САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Образовательные цели

После изучения этой части учебного пособия Вы будете:

• знать современные формы, методы, средства обучения пациентов в школах здоровья, центрах медицинской профилактики и в условиях лечебного учреждения;

• уметь отбирать содержание, формы, методы и средства обучения пациентов;

• уметь проектировать, проводить и анализировать учебнопросветительские занятия для населения (пациентов); • владеть Teachback методом в работе с пациентом.

Ключевые слова:

Центры медицинской профилактики

Где проходит обучение пациентов и населения самосохранительной деятельности

Центры медицинской профилактики

Городской центр медицинской профилактики – это самостоятельное специализированное учреждение здравоохранения особого типа.

Функции центра медицинской профилактики:

• организация и проведение мероприятий в области гигиенического обучения и воспитания населения;

• организация и проведение обучения медицинских работников в области профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

• участие в проведении подготовки специалистов других ведомств по актуальным проблемам профилактики заболеваний, охраны и укрепления здоровья населения;

• организация массовых профилактических и оздоровительных мероприятий совместно с лечебно-профилактическими учреждениями;

• оказание населению профилактической и консультативнооздоровительной помощи.

Основные направления работы:

– подготовка методических материалов для отделений (кабинетов) медицинской профилактики, медицинских работников, педагогов и др.;

– разработка, приобретение и внедрение профилактических программ;

– создание видеофильмов и видеоклипов, аудиороликов; – методические консультации.

– изучение распространенности поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. среди молодежи;

– изучение информированности населения о факторах риска неинфекционных заболеваний, в т.ч. артериальной гипертонии, курения, низкой физической активности, нерационального питания.

– материалы для медицинских работников, в т.ч. разработанные самостоятельно центром медицинской профилактики;

– пропагандистские материалы для населения, в т.ч. по профилактике вредных привычек, неинфекционных/инфекционных заболеваний, охране здоровья матери и ребенка, здоровому образу жизни и пр.;

Читайте также:  Организация образовательного процесса с учетом группы здоровья

– газеты и приложения к газетам, издаваемые с участием центра медицинской профилактики.

• Реализация программ и проектов

– реализуемые профилактические программы, в т.ч. федеральные, региональные, муниципальные;

– участие в реализации международных проектов.

– участие в передачах по телевидению/радиопередачах;

– публикации в прессе;

– организация кино-видеодемонстраций, пресс-конференций и круглых столов, тематических вечеров и выставок, конкурсов и викторин;

– работа «телефонов доверия».

– проведение консультаций по вопросам укрепления здоровья и профилактики заболеваний;

– оказание консультативно-оздоровительных услуг, в т.ч. платных.

Центры медицинской профилактики оказывают методическую помощь в организации Школ здоровья для пациентов и осуществляют контроль за их деятельностью.

Школы здоровья

Школа здоровья для пациентов и лиц с факторами риска является организационной формой профилактического группового консультирования.

Школа здоровья – это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по профилактике заболеваний и повышения качества жизни, сохранению здоровья.

Школа здоровья создается на базе амбулаторно-поликлинического отделения (учреждения), в том числе кабинета (отделения) медицинской профилактики, центра здоровья, дневного стационара или специализированного (терапевтического, кардиологического, эндокринологического, пульмонологического) отделения стационара учреждения здравоохранения, санатория-профилактория, санатория.

Школа здоровья организуется приказом главного врача учреждения здравоохранения. Руководителем назначается врач или медицинская сестра.

Основная цель Школы здоровья – оптимизация, совершенствование доступности и улучшение качества оказания медицинской профилактической помощи населению.

К приоритетным задачам школ здоровья относятся:

• в доступной популярной форме информировать население о причинах и механизмах развития заболеваний;

• формирование у населения навыков и умений по снижению неблагоприятного влияния на здоровье поведенческих, управляемых факторов риска (питание, двигательная активность, управление стрессом, отказ от вредных привычек и др.);

• создание мотивации для здорового образа жизни и предупреждения развития отклонения и осложнений в состоянии здоровья, утраты трудоспособности и дезадаптации в обществе;

• повышение уровня знаний, умений и навыков по самоконтролю за здоровьем и оказанию помощи самому себе в случаях, не требующих медицинского вмешательства.

На территории Архангельской области осуществляют свою деятельность несколько школ здоровья: «Артериальная гипертония», «Бронхиальная астма», «Сахарный диабет», «Инсульт», «ХОБЛ», «Остеопороз», «Здоровое питание», «Коррекция веса», Школы беременных, Школы молодой матери, Школы для пациентов, принимающих антикоагулянты (варфарин), а также Кабинеты здорового ребенка, Кабинеты по отказу от курения, Кабинеты и отделения медицинской профилактики. (ГБУЗ АО «Архангельский центр медицинской профилактики» http://zdorovie29.ru/).

Организация обучения в Школах здоровья

Школы здоровья могут включать две схемы: 1 – обучение пациентов на всех занятиях курса проводит один специалист; 2 – обучение пациентов проводится различными специалистами в зависимости от их наличия и квалификации. В соответствии с тематикой Школы здоровья и конкретного занятия могут принимать участие участковый (семейный) врач, кардиолог, диетолог, врач или инструктор по ЛФК, пульмонолог, эндокринолог, акушер-гинеколог, психотерапевт или психолог.

В Школу здоровья направляются больные, не прошедшие обучение (первичный цикл), или больные, уже прошедшие обучение на повторный цикл (поддерживающий цикл). Численность пациентов в группе не более 8–10 человек.

Занятия в Школе здоровья носят цикличный характер и проводят-

ся в интерактивной форме. Полный цикл обучения состоит из 6–8 занятий, продолжительность занятий 1–1,5 часа.

Продолжительность обучения пациентов обычно составляет 1–2 месяца; периодичность занятий – 1–2 раза в неделю;

Дата добавления: 2018-02-28 ; просмотров: 5356 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Концепция модели «Школы здоровья»

Основой образовательного процесса в такой школе является здоровье воспитанников, которое рассматривается как цель, содержание и результат образования. Стратегической целью образования является создание школьной среды, способствующей физическому и нравственному оздоровлению детей и подростков, поддержанию уровня имеющегося здоровья, укреплению и формированию здоровья, обеспечивающей профилактику вредных привычек, безопасность жизнедеятельности, формирование навыков здорового образа жизни, воспитанию культуры здоровья, нейтрализующей и снижающей негативное действие внешних и внутренних средовых факторов.
В школе № 404 ВАО г. Москвы основой разработки собственной теоретической модели «Школы здоровья» стала комплексно-целевая программа «Здоровье», определившая стратегию работы школы в решении задачи обеспечения выпускника школы высоким уровнем реального здоровья, вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни и воспитания культуры здоровья.

Главные цели программы:

– организация деятельности школы, направленной на поддержание и улучшение состояния здоровья детей и подростков в условиях мегаполиса,
— активное противодействие факторам, влияющих на серьезное ухудшение здоровья детей и подростков в их школьный период жизни,
— создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников положительного отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей достижения успеха в жизни.

Читайте также:  Основы психического здоровья школьников

При разработке модели «школы здоровья» определена идеология школы — «От здоровой школы к здоровой семье». Основополагающие идеи организации деятельности «Школы Здоровья»:

Принципы: толерантность, ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих), индивидуальность, демократия, равенство, доверие и компетентное действие, взаимодействие.

Цель: Формирование у ребенка поведения с ориентацией на здоровье.

Задачи:

— Обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
— Сформировать у школьника представление об ответственности за собственное здоровье.
— Разработать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья.
— Организовать консолидированное сообщество школы, семьи и различных ведомств округа для создания здоровой среды пребывания детей и подростков в школе, микрорайоне.

«Школа здоровья» в условиях мегаполиса ограждает ребенка от негативного воздействия на «Здоровый социум», соблазнов большого города, уменьшает опасность девиантного поведения, становится заслоном влиянию негативных факторов среды, учит самостоятельности в противостоянии: «Сделай свой выбор», учит выстроить стратегию выживания в среде. Способствует выработке « иммунитета» к негативным действиям среды мегаполиса, основанного на вооружении ребенка знаниями, умениями, навыками здорового образа жизни, безопасного поведения, активного включения детей в творческую деятельность по формированию здоровой, дружественной, безопасной среды. Деятельность «Школы здоровья» в условиях мегаполиса увеличивает возможности ребенка в формировании собственной стратегии поведения, активной позиции, основанных на культуре здоровья и здорового образа жизни за счет постоянного расширения «Здорового социума» с учетом возможностей мегаполиса — центра науки, культуры, спорта, политического центра, постоянно привлекая новых партнеров-единомышленников, дополнительных ресурсов с учетом потенциала города. «Школа здоровья» при правильно организованном взаимодействии лечебно – профилактических и других учреждений — «Здорового социума» с педагогическим коллективом становится важным звеном в государственной системе сохранения и укрепления здоровья населения.

Выпускник «Школы Здоровья» — гражданин общества, ориентирующийся на общечеловеческие ценности, личность, стремящаяся к достижению высокого уровня интеллектуальности, нравственной, духовной, физической культуры, обладающая потребностью в здоровом образе жизни, человек, осознающий себя частью природы и стремящийся к ее сохранению, уважающий себя, осознающий свою ценность, ценность своего здоровья, признающего ценность другой личности, ее здоровья, способный отдать правильное предпочтение в ситуации морального выбора и нести ответственность перед собой и обществом за сохранение собственного здоровья, здоровья нации.

Школьное образование, в основе которого лежит формирование ценности культуры здоровья и здорового образа жизни, формирует у учащихся умения:

— извлекать пользу из приобретенного опыта по формированию культуры здоровья,
— организовывать взаимосвязь своих знаний и навыков здорового образа жизни,
— уметь решать проблемы сохранения и укрепления собственного здоровья,
— нести личную ответственность за собственное здоровье,
— учитывать, распределять, повышать ресурсы своего здоровья,
— организовывать свои собственные приемы обучения по формированию культуры здоровья,
— уметь противостоять факторам риска, негативным средовым факторам,
— принимать позицию пропагандиста здорового образа жизни,
— правильно оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем,
— улаживать разногласия и конфликты,
— уметь оказывать экстренную помощь,
— уметь организовывать свою деятельность с наименьшими потерями здоровья,
— быть солидарным со всеми заинтересованными в формировании культуры здоровья населения, нации,
— уметь находить новые, верные решения в вопросах сохранения здоровья,
— искать корни здоровья в семье, ее укладе, образе жизни родителей,
— осознавать и принимать семью как главный фактор воспитания здорового поколения, передачи культурных ценностей, сохранения нации, ее биологического и социального генофонда.

Вооружение учащихся «Школы здоровья» знаниями, умениями и навыками сохранения, укрепления, формирования здоровья осуществляется через реализацию целей:

— Создать систему непрерывного образования культуры здоровья, здорового образа жизни.
— Создавать экологически оптимальные условия для благоприятного роста и развития детей в ОУ.
— Внедрить мониторинговую систему состояния здоровья учащихся как основного показателя результативности педагогического процесса.
— Создать систему оздоровительных и профилактических мероприятий по предупреждению заболеваемости, функциональных нарушений школьников, в особенности характерных данному району мегаполиса.
— Формировать у обучающихся мотивацию на здоровье.
— Вырабатывать у школьников стратегию поведения как стремление быть ответственным за свое здоровье.
— Обучать учащихся навыкам саморегуляции, укрепления собственного здоровья.
— Формировать здоровый образ жизни подрастающего поколения, направленного на привитие устойчивых навыков безопасного поведения, снижения поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
— Формировать у школьников здоровый жизненный стиль, препятствующий употреблению наркотиков и других ПАВ.
— Вооружить учащихся технологиями безопасности жизнедеятельности, обучить навыкам оказания экстренной помощи в экстремальных ситуациях.
— Способствовать развитию фундаментальных основ семьи, основанных на сохранении и укреплении здоровья.
— Разработать механизм взаимодействия семьи и школы в контексте укрепления здоровья.
— Быть инициатором, координировать совместные программы укрепления здоровья школы и социума.
— Преобразовать ОУ в методический центр по здоровье сберегающим технологиям.
— Создать систему комплексной педагогической, психологической и социальной помощи ребенку

Читайте также:  Хобби для укрепления здоровья

Образование в школе здоровья — процесс и результат усвоения школьником систематизированных навыков и умений, развитие ума и чувства, формирование мировоззрения, познавательных процессов, основанных на ценности здоровья.

Ученик, овладевший здоровье сберегающими знаниями и умениями, сможет адекватно функционировать внутри существующей общественной структуры. Ученик, осознавший и принявший ценность здоровья как основу обучения и существования, способен развивать в себе такие качества, как сила воли, ответственность за свои поступки, за судьбы общества, страны, за охрану окружающей среды, приобретает в процессе обучения социальный опыт, основанный на сохранении здоровья.

ПЛАН РАБОТЫ «Школы Здоровья».

Учебно – воспитательная работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Организация ступенчатого режима повышения нагрузки для учащихся 1 класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям Сентябрь-ноябрь
2 Валеологический анализ расписания уроков Сентябрь, январь
3 Организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму у учащихся разных возрастов В течение года
4 Включение вопросов валеологической направленности в план учебных программ по биологии, ОБЖ и др. В течение года
5 Контроль за выполнением норм самообслуживания. В течение года
6 Контроль за правильным использованием ТСО В течение года
7 Повышение валеологической грамотности педагогов Декабрь
8 Структурирование учебных программ на основе валеологический принципов май

2. Диагностическая работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Создание «Паспорта здоровья» Ноябрь
2 Осуществление контроля за соблюдением норм учебной нагрузки В течение года
3 Проведение валеологической оценки степени трудности новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп. Сентябрь – май
4 Медико – психологический мониторинг учащихся В течение года

3. Профилактическая и коррекционная работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Плановое проведение медицинского осмотра В течение года
2 Формирование , сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов В течение года
3 Мониторинг санитарного состояния учебных помещений. В течение года
4 Проведение плановой диспансеризации учащихся. По графику детской поликлиники №21
5 Контроль пищевого режима В течение года
6 Контроль за состоянием учебной мебели В течение года
7 Ознакомление педколлектива с итогами медицинских осмотров Январь, май
8 Проведение заседаний ПМПк По графику

4. Научно – методическая работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Обеспечение научно – методической литературой по валеологии педагогов Сентябрь октябрь
2 Внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, психологии, медицины в практику образовательного процесса. В течение года
3 Контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов. В течение года

5. Информационно – просветительская работа.

№п/п Направление деятельности Сроки исполнения
1 Использование различных форм пропаганды здорового образа жизни: лекции, праздники, Дни Здоровья В течение года
2 Использование наглядной агитации: выпуск газет, оформление уголков здоровья, школьного стенда В течение года

Формы работы:

В массовой практике школ наиболее активно используются четыре формы работы с семьёй, общественностью:
1. ИНТЕРАКТИВНЫЕ: анкетирование, диагностика, дискуссии, консультации специалистов, диспут, круглые столы, конференции, вечера вопросов — ответов.
2. ТРАДИЦИОННЫЕ: тематические классные часы, родительские собрания (классные, общественные), праздники, совместные состязания, творческие конкурсы,
Дни открытых дверей.
3. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ: использование СМИ, организация родительского всеобуча; выпуск бюллетеней, информационных листков; стенды и уголки для родителей.
4. ГОСУДАРСТВЕННО-ОБЩЕСТВЕННЫЕ: создание Попечительского совета, родительского комитета, школ родительской общественности. Родители как равноправные субъекты образования имеют право участвовать не только в формулировании
образовательного заказа школе, но и в его исполнении, а также в контроле за безопасностью педагогических инноваций.

Приёмы работы:

— защитно-профилактические (личная гигиена, гигиена обучения);
— компенсаторно-нейтрализующие (физкультминутки, оздоровительная, дыхательная, пальчиковая и др. гимнастики, ЛФК, массаж, самомассаж, тренинг);
— стимулирующие (физические нагрузки, психотерапия, физиотерапия и др.)
— информационно-обучающие ( письма, адресованные родителям, учащимся, педагогам)

Ожидаемый результат

1. Создание благоприятных условий для формирования здорового образа жизни;
2. Правильная организация учебно-воспитательного процесса, включающая чередование всех видов деятельности.
3. Обеспечение необходимого температурного режима, правильного освещения классных комнат.
4. Улучшение состояния здоровья учащихся, снижение заболеваемости детей.
5. Активизация физической культуры учащихся.
6. 100% охват горячим питанием учащихся.
7. Вовлечение учащихся в спортивно-массовую работу.
8. Привлечение родителей по программе «Здоровье школьника».

Источник

Adblock
detector