особенности работы с детьми разных групп здоровья
статья на тему
в данном материале содержится информация о группах здоровья учащихся и даются рекомендации для учителей с учетом особенностей физического состояния школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_s_detmi_gruppy_zdorovya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ
Согласно нормативным документам Министерства здравоохранения Российской Федерации каждый ребенок на основании результатов медицинских осмотров относится к определенной группе здоровья. В настоящее время выделяют 5 групп здоровья детей:
– здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений;
– здоровые, с функциональными или небольшими морфологическими отклонениями;
– больные с хроническими заболеваниями, в состоянии компенсации;
– больные с хроническими заболеваниями, в состоянии субкомпенсации;
– больные с хроническими заболеваниями, в состоянии декомпенсации.
Это дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно-психическое развитие
Обучение по обычной программе, физиологический режим дня, рациональное соответствующее возрасту питание
Это дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие функциональные отклонения, а также часто (4 раза и более в год) или длительно (более 25 календарных дней по одному заболеванию) болеющие
Индивидуально-групповой подход. После длительной болезни в течение1–2 недель ребенок нуждается в щадящем режиме: постепенное увеличение нагрузки, возможно, более медленный темп работы на уроках, уменьшение времени на приготовление домашних заданий, освобождение от занятий ФВ,
замена их на ЛФК, нежелательна (недопустима) сдача зачетов в один день более чем по одному предмету (составление графика отчетов по пропускам).
Щадящий режим дня, предусматривающий дневной сон –1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дополнительная витаминизация пищи
Необходим тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление у детей, имеющих функциональные отклонения
Это дети с хроническими заболеваниями, с редкими не тяжело протекающими обострениями, от момента последнего обострения прошло более 3 месяцев, без нарушения общего состояния и самочувствия
Индивидуально-групповой подход.
Дети могут обучаться по обычной программе, но при появлении признаков утомления работа на уроках проводится в индивидуальном режиме. Дети нуждаются в диетическом питании.
Занятия ФВ в специальной группе
Это дети с хроническими заболеваниями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, затяжным периодом выздоровления после острых заболеваний
Индивидуальный подход. Дифференцированное обучение, индивидуальная работа на уроках, когда каждый школьник получает свое задание, которое он выполняет независимо от других, темп работы не навязывается. Щадящий режим дня – предусматривающий дневной сон – 1–1,5 часа, прогулки на свежем воздухе не менее 2,5–3 часов. Дети нуждаются в диетическом питании. Дополнительная витаминизация пищи. Занятия ФВ в специальной группе. Организация медикаментозного лечения в школе. Тщательный контроль за появлением признаков утомления и переходом их в переутомление. Возможен дополнительный выходной день или сокращение времени пребывания на уроках
Тяжелобольные дети с хроническими заболеваниями – дети-инвалиды
Обучение на дому
Обучение и воспитание детей и подростков всегда сопряжены с умственной деятельностью, активацией многих функциональных систем, обеспечивающих интегративную работу головного мозга. При интенсивной или длительной умственной работе у школьников развивается утомление.
О начале утомления школьника свидетельствуют следующие признаки: снижение продуктивности труда (увеличивается число ошибок и неправильных ответов, время выполнения заданий); ослабление внутреннего торможения (наблюдается двигательное беспокойство, частые отвлечения, рассеянность внимания); ухудшение регуляции физиологических функций (нарушаются сердечный ритм, координация движений); появление чувства усталости.
Признаки утомления школьника нестойкие и быстро исчезают во время отдыха на перемене или после возвращения из школы. Восстановлению умственной работоспособности учащихся способствуют активный отдых, пребывание на открытом воздухе, а также положительные эмоции. К сожалению, у школьника во время обучения может наблюдаться не только утомление, но и переутомление, особенно при несоответствии учебных нагрузок уровню морфофункционального развития ребенка. Начальными признаками переутомления считаются изменения в поведении школьника, снижение успеваемости, потеря аппетита, наличие некоторых функциональных нервно-психических расстройств (плаксивость, раздражительность и др.). При переутомлении могут также наблюдаться различные вегетативные расстройства, особенно сердечно-сосудистой системы. Выраженные признаки переутомления: резкое и длительное снижение умственной и физической работоспособности; нервно-психические расстройства (нарушение сна, чувство страха, истеричность); стойкие изменения регуляции вегетативных функций (аритмия, вегетососудистая дистония); снижение сопротивляемости организма к воздействию неблагоприятных факторов и патогенных микроорганизмов.
Признаки переутомления не исчезают после кратковременного отдыха и даже ночного сна нормальной продолжительности. Для полного восстановления работоспособности, ликвидации нервно-психических расстройств и нарушений регуляторных процессов в организме школьника необходим более длительный отдых, а в некоторых случаях – комплексное лечение с применением медикаментозных средств, физиотерапевтических процедур и лечебной гимнастики. Дети с выраженными признаками переутомления должны быть направлены к врачу. Санитарные нормы и правила предписывают во всех видах образовательных учреждений организовывать комплексное оздоровление детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья, с включением в его структуру психолого-педагогической коррекции. Методы оздоровительных и корригирующих мероприятий включают: оздоровление часто болеющих детей с нарушениями и заболеваниями носоглотки; профилактику возникновения и прогрессирования миопии; коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата; профилактику рецидивов заболеваний органов пищеварения, почек; профилактику ожирения у школьников; профилактику и коррекцию отклонений в нервно-психическом здоровье детей и подростков; методы психокоррекции при различных формах психической дезадаптации детей и подростков.
Источник
Организация работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья Из опыта работы
статья (1 класс)
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_s_detmi_ovz.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с детьми,
имеющие ограниченные возможности здоровья
Из опыта работы
В Ф едеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Образование детей с ОВЗ и детей инвалидов предусматривает создания для них специальной развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования.
В классе, в котором я работаю, обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья. При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в создании особенных условий для развития, в реализации своих потенциальных возможностей.
Специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ
1.Основные группы условий
- Материально-техническая база, оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения.
- Организационное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия, создание инклюзивной культуры в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями (необходима разработка регламентов взаимодействия с внешними организациями, локальных актов образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику), информационно-просветительское обеспечение.
- Организационно-педагогическое обеспечение. Реализация образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса. Реализация вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. Использование различных видов образования. Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. Адаптация методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям обучающихся и воспитанников с ОВЗ.
- Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, организация коррекционной работы.
- Кадровое обеспечение. Специальная подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (детьми-инвалидами), работе в условиях инклюзивной практики.
2.Психолого-педагогические условия при работе с детьми с ОВЗ
- Индивидуальный подход.
- Поддержка стабильности эмоциональной сферы.
Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного. При организации учебного процесса исхожу из возможностей ребёнка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, быть доступным. И на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективные переживания успеха на фоне определённой затраты усилий. В дальнейшем трудность заданий следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребёнка. Поэтому главным приоритетом в работе детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья ребенка.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Наряду с традиционными технологиями обучения, позволяющие обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулировать развитие речи учащихся и основанные на постоянном эмоциональном взаимодействии учителя и обучающегося, использую элементы развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения. В своей работе использую следующие методические приемы:
- последовательное выполнение заданий;
- повторение учащимся инструкции к выполнению задания;
- поэтапное разъяснение заданий;
- предоставление дополнительного времени для завершения задания;
- использование упражнений с минимальным заполнением, с пропущенными словами, предложениями;
- смена видов деятельности;
- использование печатных материалов иллюстрациями.
В работе с детьми применяю такие подходы:
- обогащение знаниями об окружающем мире;
- проведение подготовительных занятий;
- активизация познавательной деятельности;
- коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
- проявление педагогического такта.
Индивидуальное оценивание ответов обучающихся с ОВЗ
Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности . Для этого применяю индивидуальное оценивание ответов обучающихся:
- использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
- ежедневная оценка;
- разрешение переделать задание, с которым он не справился;
- оценка переделанных работ.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества.
В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В ходе коррекционной работы использую педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Очень важно выработать у ребенка заинтересованность, положительное отношение к учебной деятельности. Для этого использую:
- дидактический материал;
- игровую деятельность;
- совместную деятельность «учитель-ученик» при выполнении задания;
- словесную инструкцию в поэтапном виде и речь, как фактор, организующий учебную деятельность
Повторение — основа учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ
Прочные знания — это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет. Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Повторение провожу непрерывно, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение,
организация коррекционной работы
В нашем образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья организовано психолого-педагогическое сопровождение, о сновная задача которого:
- создание системы непрерывного, комплексного, индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ОВЗ.
Профессиональная взаимосвязь специалистов МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» (педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, учителя начальных классов, медицинского работника) в работе можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребёнку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано. Важным условием успешной коррекционной работы считаю непрерывность педагогического воздействия.
В своей работе используем следующие формы:
- проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями:
- тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- проведение малых педагогических советов, административных советов;
- ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зренияздоровьесбережения;
- разработка методических рекомендаций учителю;
- анкетирование учащихся, диагностика;
- обследование школьников по запросу родителей
Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, педагога- психолога, учителя-логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.
Технологии компенсирующего обучения
В работе с детьми ОВЗ необходимо учитывать особенности организации нервной системы таких детей. Поэтому, использую компенсирующие элементы реабилитационного пространства:
- любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка);
- понимание детских трудностей и проблем;
- принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие;
- обучение элементам саморегуляции («учись учиться», «учись владеть собой»),
а также виды педагогической поддержки в усвоении знаний :
- обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
- урок как система реабилитации, в результате которой обучающийся начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
- адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
- использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
- оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Дневник динамического развития
В своей работе использую дневник д инамического развития, в котором прослеживается развитие ребенка по каждому предмету.
- ликвидация индивидуальных пробелов в знаниях;
- развитие мотивации учебной деятельности
- развитие внимания и памяти , навыков самоконтроля
- повышение работоспособности и самостоятельности
В дневнике указываю используемые методы наблюдения, анализа, синтеза, сравнения. Дневник позволяет увидеть динамику развития психических процессов школьника, результаты коррекционной работы проводимой педагогом-психологом, учителем-логопедом.
Социализации детей с ограниченными возможностями здоровья
Проблема социализации детей с ОВЗ является актуальной. Социализация, как активное приспособление к условиям социальной среды, служит основой благополучия человека в обществе. У детей с ограниченными возможностями здоровья процесс социализации существенно затруднен, их будущее напрямую зависит от умения трудиться, от умения создать свой быт, выстроить отношения с окружающими, организовать свой досуг.
Социализация ребёнка в нашем образовательном учреждении осуществляется в процессе различных видов деятельности, с использованием различных форм и технологий, например:
- сетевое взаимодействие — взаимодействие учебной деятельности со сферой дополнительного образования детей с использованием ресурсов организаций науки, культуры, спорта.
В рамках сетевого взаимодействия я, совместно с педагогическим коллективом, сотрудничаю :
МБУЗ «Городская поликлиника № 22»
Обследование обучающихся с целью профилактики заболеваний
МНТК «Микрохирургия глаза»
Сибирский Центр Профилактики и Лечение Близорукости ГЛАЗКА
АНО «Клиника НИИТО»
Проведение интеллектуальных игр, конкурсов, выставок, мастер-классов.
ДДТ им. А.И. Ефремова
Проведение концертов, спектаклей, выставок, мастер-классов, конкурсов рисунков и поделок ( «Святая пасха», рисунок на асфальте)
Детская школа искусств №11
Проведение выставок, концертов.
МБУ Городской центр по профилактике социального сиротства «Солнечный круг»
Участие в благотворительных акциях.
МУП Новосибирский зоопарк им. Р.А.Шило
Участие в экологическом конкурсе « Дворец для скворца»
Представители силовых структур (МЧС, пожарной охраны, полиции)
Проведение классных часов по направлениям «Правовое воспитание», «Патриотическое воспитание», «Безопасность жизнедеятельности».
Всероссийский Союз Ветеранов Афганистана
Участие в благотворительных акциях, концертах ко Дню матери и Дню Победы.
В МАОУ «Гимназия №7 «Сибирская» для детей с ОВЗ создана адаптивная образовательная среда и образовательный процесс осуществляется в соответствии с идеями гуманитарно-культурологического, личностно-деятельстного, диалогического и рефлексивного подходов, идеями творчества, открытости образовательной среды, приоритета положительной обратной связи, интегративности образовательного процесса.
Задачи педагогического сопровождения
В процессе работы я выделила задачи педагогического сопровождения детей, имеющих ОВЗ:
- выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
- оказать помощь в поисках «себя»;
- создать условия для индивидуального развития ребенка, для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
- создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
- создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
- выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
- осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
- любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
- ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений.
Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Источник