Меню

Особенности психологического здоровья детей этапах

Психологическое здоровье детей
материал на тему

Что такое» психологическое здоровье» и факторы, влияющие на него.

Скачать:

Вложение Размер
psihologicheskoe_zdorove_detey.docx 17.23 КБ
psihol._zdorove_chast_1.ppt 2.19 МБ
psihol._zdorove_chast_2.ppt 2.75 МБ

Предварительный просмотр:

Психологическое здоровье детей

Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Через нас, взрослых, ребенок постигает жизнь, от нас зависит, насколько легко войдет ребенок в сложный взрослый мир. Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребенка в процессе его жизнедеятельности.

Термин «психологическое здоровье» был введен в научный лексикон психологами не так давно. Они считают, что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима и связь психологического здоровья с физическим.

Что же характеризует психологически здорового человека?

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследования, в рамках которого изучались психологические характеристики людей, благополучно доживших до 80-90 лет. Оказалось, что всем им характерны следующие качества: оптимизм, эмоциональное спокойствие, способность радоваться, самодостаточность и умение адаптироваться к сложным жизненным обстоятельствам.

Если составить обобщенный портрет психологически здорового человека, то мы увидим спонтанного, творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего себя и окружающий мир человека не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии и способствует развитию других людей. Такой человек берет ответственность за свою жизнь прежде всего на себя и извлекает уроки из неблагоприятных ситуаций. Его жизнь наполнена смыслом. Это человек, находящийся в гармонии с самим собой и окружающим его миром.

Таким образом, можно сказать, что ключевым словом для описания психологического здоровья является слово «гармония». Это гармония между различными аспектами: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими.

Все вышесказанное мы относим к человеку взрослому, конечно же, психологическое здоровье детей имеет свою специфику.

Специфика психологического здоровья ребенка.

Условно состояние психологического здоровья ребенка можно разделить на три уровня:

  • К высокому уровню – креативному – можно отнести детей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Такие дети не требуют психологической помощи.
  • К среднему уровню – адаптивному – отнесем детей в целом адаптированных к социуму, однако имеющих некоторую повышенную тревожность.
  • К низкому уровню – дезадаптивному – отнесем детей, чей стиль поведения характеризуется, прежде всего, стремлением приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям или возможностям, или, наоборот, используя активную наступательную позицию, подчинить окружение своим потребностям. Дети, отнесенные к данному уровню психологического здоровья, требуют индивидуальной психологической помощи.

Факторы риска психологического здоровья детей.

Их можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка.

Безусловно всем нам надо помнить и о возрастных особенностях детей. Как сказал В.А.Сухомлинский: «На человека надо учиться всю жизнь».

В раннем детстве и в начале дошкольного возраста такие нормы и правила выступают для ребенка как требования взрослого. В зависимости от того, как ребенок относится к взрослому, он склонен выполнять или нарушать его требования. Постепенно, на протяжении дошкольного детства у ребенка развивается способность самостоятельно регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами. Однако в этом возрасте возможности такой регуляции имеют свои границы – дети не всегда поступают «как надо», особенно во взаимодействии с теми, с кем у них не сложились эмоционально положительные отношения, или тогда, когда необходимость соблюдения норм и правил противоречит их личным интересам и желаниям.

Правила, регламентирующие действия с предметами, правила вежливости, распорядка дня и т.п. усваиваются детьми значительно раньше и легче, чем нормы, требующие учитывать интересы других людей, частичного или полного отказа от своих желаний во имя общепринятых ценностей (этические нормы). Регуляция поведения на основе этических норм невозможна без развития у ребенка таких социальных эмоций, как сопереживание (переживание эмоций, сходных с эмоциями другого) и сочувствие (умение представить себе переживания другого и эмоционально откликнуться на них). Именно сочувствие помогает ребенку раскрыть этический смысл ситуации, ориентирует его на социально одобряемые формы поведения. Нормативная регуляция поведения зависит и от возможностей ребенка эмоционально предвосхитить последствия своих действий, от сформированности у него обобщенных представлений о хороших и плохих поступках (этические представления). Только к концу дошкольного возраста, по мере интеллектуального и эмоционального взросления, ребенок может самостоятельно регулировать поведение в соответствии с этическими нормами (такими, как честность, взаимопомощь, забота о младших и взрослых, справедливость, сдерживание агрессивных реакций).

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от того, какие взрослые их окружают. Таким образом, чтобы наши дети были здоровы, необходимо взрослым в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

Источник

Особенности формирования психологического здоровья дошкольников

Ольга Ботвенко
Особенности формирования психологического здоровья дошкольников

Особенности формирования психологического здоровья дошкольников

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Как отмечает О. В. Хухлаева с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных, культурных ролей, с другой – обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течении всей его жизни.

В современном обществе все чаще возникает вопрос: на сколько же психологическое здоровье связано с физическим? Появилось новое научное направление «психология здоровья» — и наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

Зачастую понятия «психологическое здоровье» и «зрелость личности» употребляют синонимично. Однако это правомерно лишь по отношению к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости. Возникает необходимость определения нормы психологического здоровья. Так, О. В. Хухлаева считает, что для психологического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма – это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и развиваясь, самому содействовать его развитию.

Исходя из вышесказанного, выделяют 3 уровня психологического здоровья:

— Высший – креативный. К нему относят людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличие созидательной позиции.

— Средний – адаптивный. Это люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность.

— Низший – дезадаптивный. К нему уже относят людей стремящихся приспособиться к внешним условиям в ущерб своим желаниям или возможностям или людей имеющих активно-наступательную позицию, стремление подчинить окружение своим потребностям.

Какие же факторы влияют на формирование психологического здоровья?

Условно выделяют две группы факторов риска нарушения психологического здоровья:

• Объективные, или факторы среды (семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране).

• Субъектинвые, обусловленные индивидуально-личностными особенностями (темперамент, контроль, самооценка, критичность и т. д.)

Для ребенка наиболее значимыми являются объективные факторы.Основными неблагоприятными факторами можно назвать:

• Взаимодействие по типу «ребенок-кумир семьи».

• Отсутствие одного из родителей или конфликтные отношения между ними.

• Негативное родительское программирование.

• Группу факторов, связанных с детскими учреждениями.

На момент поступления ребенка в детский сад он встречается с первыми чужим значимым взрослым – воспитателем, эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического общения.

Как показывают исследования О. В. Хухлаевой, воспитатель не замечает обычно около 50% направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению эгоцентризма, а может – к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка.

Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Основной задачей всего коллектива ДОУ является полное устранение либо сглаживание вышеназванных негативных факторов.

В. Франкл выделил ряд педагогических условий становления психологического здоровья детей:

— оптимальное сочетание напряжения, побуждающего к действию и расслабления.

— положительный фон настроения.

Э. Фром отмечал, что у педагогов должна быть так называемая биофильная ориентация, то есть ориентация на жизнь (жизнелюбие, жизнерадостность, чувство юмора).

Необходимо понимать, что указанные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большей степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при их отсутствии — с теми или иными нарушениями психологического здоровья. До сих пор современная наука знает больше о причинах психологических нарушений, чем о причинах психологического здоровья.

Таким образом, научное и практическое исследование данного вопроса представляет собой широкое поле деятельности для различных специалистов и оставляет вопрос актуальным.

Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования коммуникативных навыков Моя тема выступления на методическом объединении «Особенности формирования развивающей предметно-пространственной среды с целью формирования.

Исследование «Особенности формирования невербальных средств общения у дошкольников с задержкой речевого развития» Введение Речевая деятельность появляется лишь при наличии определенных биологических факторов и предпосылок, при условии нормального созревания.

Консультация «Подвижная игра как средство психологического здоровья дошкольников» Подвижная игра как средство психологического здоровья К сожалению, современные дети играют меньше, а игра часто не достигает своего высшего.

Отчет о проведении Месячника психологического здоровья О проведении «Месячника психологического здоровья» в МБДОУ детский сад № 5 «Радуга» ГО г. Якутск Согласно приказу Управления образования.

Особенности формирования представлений о величине у дошкольников Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей дошкольного возраста. Умение.

План проведения месячника психологического здоровья План Проведения месячника психологического здоровья (с 15 октября – 15 ноября 2017г.) Цель: Акцентирование внимания взрослых и детей на.

Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов Сценарий мастер-класса по сохранению психологического здоровья педагогов. «Искусство смывает с души пыль повседневной жизни». Пабло Пикассо.

Сообщение к педсовету «Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфорта пребывания ребенка в ДОУ» Охрана психологического здоровья дошкольников посредствам повышения комфортности пребывания ребенка в ДОУ. «Забота о здоровье – это важнейший.

Особенности формирования невербальных средств общения у старших дошкольников с нарушениями речи Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего, нормального созревания и функционирования всех мозговых.

Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение.

Источник

Портал педагога

Автор: Виригина Наталья Николаевна
Должность: учитель биологии, географии
Учебное заведение: МОУ СОШ № 23
Населённый пункт: пос. Золотинка Нерюнгринского района
Наименование материала: статья
Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных возрастных этапах
Дата публикации: 19.11.2019
Раздел: полное образование

Тема: Особенности психологического здоровья детей на разных

благополучия. Оно является условием успешного функционирования жизнедеятельности

психологическое здоровье. Это сочетание душевного равновесия и физического комфорта.

психологическое здоровье детей на разных этапах развития, особое внимание уделяли

характер общения со сверстниками; агрессивность, мотивация, самооценка. Это говорит о

том, что основным критерием психологического здоровья ребенка является его адаптация

Рассмотрим в чем проявляются особенности психологического здоровья детей на

разных возрастных этапах.

развивается двигательная сфера. Эмоциональная сфера ребенка неустойчивая. С ним

необходимо говорить мягким, спокойным тоном. Предметная деятельность в этом возрасте

играет ведущую роль, так как она оказывает влияние на все сферы психики детей. Если

говорить о кризисе 3-х лет, то здесь происходит существенное изменение поведения

ребенка и его отношения с окружающими. Он характеризуется упрямством, негативизмом,

взрослому и получить одобрение.

взаимоотношений в семье. В этом периоде так же выделяют кризис 6 лет. У ребенка

происходят следующие изменения в поведении: кривлянье, манерничанье, ребенок хочет

что-то показать своим поведением демонстрируя то, чего нет. Дети чаще всего перестают

следовать первичным нормам поведения, становятся трудновоспитуемыми.

Третий этап – младший школьный возраст (7-11 лет). Ведущей деятельностью

изменения в отношениях с другими людьми, в самооценке. Межличностные отношения

строятся на эмоциональной основе. Иными словами – он учиться учится. О.В. Хухлаев

выделял необходимость создавать педагогические условия становления психологического

здоровья детей этого периода:

1) наличие трудных ситуаций (они способствуют развитию воли и мотивируют к

2) обучение детей умению быть счастливыми (установка на позитив);

3) наличие положительного фона настроения (душевное равновесие)

Четвертый этап – подростковый возраст (11-15,16 лет). Он характеризуется как

кризисный, переломный и тяжелый возраст. Ведущей деятельностью является общение со

сверстниками. Кризис этого периода проявляется в основном в следующем:

Происходит резкие изменения в поведении, перепад настроения без достаточных на

Источник

Читайте также:  Льняная каша лакомства для здоровья как готовить
Adblock
detector