Меню

Особенности психофизического здоровье дошкольников

Физическое и психическое развитие — важные составляющие здоровья воспитанников
консультация на тему

Данный материал будет полезен для педагогов дошкольного образования

Скачать:

Вложение Размер
rmo_fizicheskoe_i_psihicheskoe_razvitie_doshkolnikov.docx 29.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка»

ФИЗИЧЕСКОЕ И ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ – ВАЖНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ

Подготовила: Звягина М. А.

МКДОУ «Детский сад «Сказка»

Сухиничи, 2017 г.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах питания, некачественная вода, накапливающиеся раздражения в обществе — лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на здоровье дошкольника.

Великая ценность каждого человека — здоровье. Вырастить ребенка сильным, здоровым, крепким — это желание родителей и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным учреждением.

На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Именно поэтому в ФГОС ДО, одной из первых задач стоит : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия.

Педагоги должны не только давать качественные знания своим воспитанникам, но и формировать у них сознательную установку на здоровый образ жизни , научить жить в гармонии с собой и окружающим миром. Забота о здоровом образе жизни — это основа физического и нравственного здоровья , а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Что же представляет понятие «Здоровье»? Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),– это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни.

Уровень здоровья в значительной степени зависит от того образа жизни, который ведёт человек, поэтому главной задачей является обучение детей принципам здорового образа жизни, создавать условия для сохранения и укрепления их психического и физического здоровья.

Процесс формирования понимания ценности здоровья может осуществляться по следующим направлениям:

1. Формирование знаний о здоровье и его значимости.

2. Внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

3. Организация оздоровительной работы.

4. Профилактика эмоционального неблагополучия.

Дошкольное детство – период от рождения до поступления в школу – является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка , первоначального формирования физических и психических качеств , необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвергается заболеваниям, но и лучше развивается психически . Даже незначительные нарушения в состояния здоровья влияют на эмоциональную сферу ребенка и в том случае, если удается поддержать положительные эмоции, самочувствие его улучшается и наступает быстро выздоравление .

Физи́ческое разви́тие — динамический процесс роста (увеличение длины и массы тела, развитие органов и систем организма и так далее) и биологического созревания ребенка в определенном периоде детства.

Именно в дошкольном возрасте зарождаются предпочтения, привычки, представления, черты характера ребенка, от которых будет зависеть образ жизни человека в дальнейшем. В этом возрасте важно сформировать у детей знания и навыки ЗОЖ, потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом. Идея здоровьесбережения, усвоения детьми ценностей и норм здорового образа жизни должна быть определяющей в физкультурно-оздоровительной работе любого ДОУ.

Физкультурно-оздоровительная работа является одним из основных направлений работы дошкольного учреждения. Система нашей работы не ставит целью достижения высоких результатов за короткий отрезок времени. Главное — помочь детям проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и спорту. Сохранение и укрепление здоровья детей является главным условием и показателем личностно-направленного образования и основной задачей системы образования в целом.

Психическое развитие дошкольника происходит через формирование следующих психических функций:

1. Восприятие . Оно становится более осмысленным, совершенным и целенаправленным. Отдельно в дошкольном восприятии можно выделить ярко выраженные произвольные действия – рассматривание, наблюдение и поиск. Происходит также активное усвоение системы сенсорных эталонов.

2. Мышление . Его тесная взаимосвязь с восприятием позволяет говорить о наглядно-образном мышлении, столь характерном для всех дошкольников. Своеобразная детская логика ничуть не мешает дошкольникам рассуждать правильно и успешно решать достаточно сложные задачи. Для этого ребенок должен запомнить задачу, а также ясно себе представить и понять её условия. Наилучшие результаты дети демонстрируют, когда делают определенные выводы, основываясь на собственном опыте.

3. Память . Дошкольный возраст наиболее благоприятен для её развития. Если в младшем дошкольном возрасте детская память непроизвольна (скорее, эмоциональна), то, начиная со среднего дошкольного возраста, формируется произвольная память. Целенаправленное и сознательное запоминание чего-либо от эпизодических проявлений становится неотъемлемой частью игр, выполнения определенных поручений или процесса подготовки к школе.

4. Речь . С интенсивным ростом словарного запаса формируется звуковая сторона речи, усваивается грамматический строй и особенности произношения.

Психическое развитие дошкольников нередко связано с легкой истощаемостью и повышенной ранимостью. Воздействие окружающего мира на ребенка может оказаться слишком сильным и стать причиной нежелательных нервных реакций. Проведя в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте со сверстниками и взрослыми, дети могут испытать серьезные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующейся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Важнейшие образовательные ориентиры:

• обеспечение эмоционального благополучия детей;

• создание условий для формирования доброжелательного и внимательного отношения детей к другим людям;

• развитие детской самостоятельности (инициативности, автономии и ответственности);

• развитие детских способностей, формирующихся в разных видах деятельности.

Для обеспечения в группе эмоционального благополучия педагог должен:

• общаться с детьми доброжелательно, без обвинений и угроз;

• внимательно выслушивать детей, показывать, что понимает их чувства, помогать делиться своими переживаниями и мыслями;

• помогать детям обнаружить конструктивные варианты поведения;

• обеспечивать в течение дня чередование ситуаций, в которых дети играют вместе и могут при желании побыть в одиночестве или в небольшой группе детей.

Для укрепления физического и психического здоровья детей мы используем следующие формы работы с детьми :

  • Соблюдение норм СанПина.
  • Соблюдение всех режимных моментов;
  • Занятия по физической культуре;
  • Утренняя гимнастика;
  • Беседы и игры о здоровом образе жизни; расширение знаний о возможностях здорового человека;
  • Двигательная деятельность на прогулке;
  • Гимнастика после сна;
  • Самостоятельная двигательная активность детей;
  • Физкультурные праздники и досуги;
  • Подвижные и спортивные игры;
  • Физкультминутки;
  • Формирование культурно – гигиенических навыков;
  • Закаливание;
  • Последовательное чередование умственной и двигательной активности детей;

В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.

Большая работа проводится по вовлечению родителей в совместную работу. Педагоги и специалисты нашего сада организуют:

Консультация «Советы для родителей и их подвижного ребенка»

Семинар – практикум «Что Вы знаете о здоровом образе жизни »

Круглый стол «Зарядка, которую хочется делать»

Родительское собрание «Растим детей здоровыми »

Дни открытых дверей, открытые просмотры оздоровительных мероприятий в режиме дня.

Оформление папок, ширм : « Здоровье детей в наших руках » , « Здоровье детей »

Оформление информационного стенда « Здоровый ребенок — в здоровой семье »

Оформление фото – стенда « Здоровые дети – счастливые дети»

Соревнования «Малые спортивные игры»

Развлечение «День здоровья »

Спортивные развлечения, посвященные Дню защитника Отечества.

Все мы, взрослые, и педагоги, и родители, хотим видеть детей здоровыми и умными, послушными и успешными, хорошо физически развитыми . И мы совместно готовы прикладывать усилия для его претворения в жизнь. Это, конечно, хорошо, но, главное – за всем этим не забыть : прежде всего дети должны расти счастливыми. Только счастливый ребенок может быть здоров физически и душевно , гармонично развиваться , в полной мере разворачивая свои возможности . Главное – научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения станут более здоровыми и развитыми не только интеллектуально, духовно, но и физически .

Здоровье – это дар, оно дается один раз и его необходимо сберечь, так как без него невозможна счастливая, интересная и долгая жизнь.

Источник

Укрепление психофизического здоровья дошкольников средствами физического воспитания

Наталья Глотова
Укрепление психофизического здоровья дошкольников средствами физического воспитания

В условиях детских дошкольных учреждений воспитывается более 80% детей в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в этом возрасте формируются психологические особенности ребенка и развиваются интеллектуальные и физические возможности личности. В этот период в организме ребенка при неблагоприятных условиях происходят значительные изменения, приводящие в последующие годы к развитию хронических заболеваний. Вместе с тем более 30% детей дошкольного и младшего школьного возраста относятся к категории часто болеющих. Снижение уровня двигательной активности дошкольников в первую очередь зависит от состояния здоровья, что, так или иначе, сказывается на их развитии.

При ежегодных медицинских осмотрах выявляется значительное число детей, имеющих нарушения осанки, плоскостопие, недостаточное физическое развитие. Между тем в период интенсивного роста и развития ребенка ведущей системой развивающегося организма является костно-мышечная, а все остальные развиваются в прямой зависимости от нее. Процессы жизнедеятельности детского организма, прежде всего, зависят от двигательной активности, т. е. чем активнее работают мышцы, тем более жизнеспособен человек. Движение — это путь не только к здоровью, но и к интеллекту. Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения и самостоятельности. Дети становятся более внимательными и наблюдательными, более дисциплинированными. У них укрепляется воля, вырабатывается характер.

В современных условиях необходим комплексный подход к проблеме здоровья детей: совместная слаженная работа педагогов, врачей, психологов. Один из путей решения этой проблемы — разработка и внедрение комплексных оздоровительных программ. В работе с детьми очень важен их интерес к занятиям физической культурой.

Дошкольники с нарушениями в психофизическом развитии испытывают затруднения при освоении некоторых или всех разделов программы детского сада.

Психофизическое развитие включает в себя показатели моторного, сенсорного развития и интеллекта. В процессе развития и обучения детей в ДОУ происходит постоянное совершенствование сенсорных и моторных функций. Сенсорные реакции становятся более дифференцированными и носят избирательный характер. Двигательная активность в этом возрасте приобретает особое значение для общего физического развития ребенка.

Психофизические качества ребенка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. В настоящее время среди специалистов в области физического воспитания широко обсуждаются вопросы формирования психофизических качеств ребенка. Их развитие — важная задача физического воспитания. Анализ специальной литературы свидетельствует, что проблема физического развития ребенка в значительной мере определяется развитием его двигательных качеств в разные периоды детства, которые пока еще недостаточно изучены. Психофизические качества представляют собой проявления двигательных возможностей человека, которые во многом зависят от его врожденных анатомо-физиологических, биохимических, психологических особенностей. Но при этом нельзя не учитывать тот факт, что под влиянием систематического, целенаправленного процесса воспитания и обучения можно существенно влиять на развитие этих качеств.

Упражнения, направленные на развитие психофизических качеств, применяются в строгой последовательности, включаются в разные формы двигательной деятельности, в том числе в самостоятельную двигательную деятельность ребенка на прогулке.

Игры и упражнения с мячом имеют большое влияние на психофизическое развитие дошкольников, в частности они развивают ориентировку в пространстве, регулируют силу и точность броска, развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции; нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно как для малоподвижных, так и для гипервозбудимых детей. Игры с мячом реализуют очень ценные возможности для развития координации движений и общей моторики тела малыша. Такие важные составляющие развития как общая моторика, пространственное представление, координация, понятия «право-лево» необычайно важны в дошкольном детстве для развития мышления и речи.

О необходимости физического воспитания детей, о роли движения, о его исключительном значении для развития ребенка, и не только физического, но и интеллектуального, и эмоционального написано немало. Но находит свое воплощение в практической деятельности лишь немногих дошкольных учреждений.

Каждая игра или упражнение, физкультурный досуг или праздник – это неотъемлемая часть сложного процесса формирования здорового, всесторонне гармонично физически развитого ребенка.

Рисование двумя руками (Синхронное рисование.)

— Попробуйте рисовать одновременно двумя руками без карандаша в воздухе. Как дирижер без палочки.

Рисование двумя руками: активизирует координацию глаз и рук; развивает ориентацию в пространстве (особенно понятие «левое»«правое»); расширяет периферийное зрение.

— Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков.

Теппинг-тест определяет максимальную частоту движений кисти. Для проведения теста необходимо иметь секундомер, карандаш и лист бумаги, который двумя линиями разделяют на четыре равные части. В течение 10 с в максимальном темпе ставят точки в первом квадрате, затем — 10-секундный период отдыха и вновь повторяют процедуру от второго квадрата к третьему и четвертому. Общая длительность теста — 40 с. Для оценки теста подсчитывают количество точек в каждом квадрате. У тренированных спортсменов максимальная частота движений кисти более 70 за 10 секунд. Снижение количества точек от квадрата к квадрату свидетельствует о недостаточной устойчивости двигательной сферы и нервной системы. Снижение лабильности нервных процессов ступенеобразно (с увеличением частоты движений во 2-м или 3-м квадратах) — свидетельствует о замедлении процессов врабатываемости.

Презентация «Олимпийские игры» Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы правильного.

Туризм для дошколят Недостаточная двигательная активность — гиподинамия — отмечается не только у детей старшего дошкольного возраста, но и у малышей. В первую.

Источник

Читайте также:  Прайс лист мое здоровье
Adblock
detector