«Психофизиологические особенности детей с ОВЗ»
«Психофизиологические особенности детей с ОВЗ»
С 1996-го года появился термин дети с ограниченными возможностями здоровья.
К проблеме воспитания детей с особыми образовательными возможностями обращались Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова, А.В.Кротова, Л.Ф. Сербина, В.Ф. Стан, И.В. Цукерман.
Сущность социальной адаптации и интеграции исследовали И.А. Арнольдов, М.А. Беляева, Л.П.Буева, А. Н. Гамаюнова, Т.Т. Киселева, М.Н. Коган, А.В. Кошелева, В.В.Линьков, Т.С. Серганова, Г.Г. Силласте, Е.М. Старобина.
Программы обучения и воспитания детей с особыми образовательными возможностями были разработаны Т.А. Власовой, Е.А. Екжановой, В.И. Лубовским, НА. Никашиной, Е.А Стребелевой, Т.Е. Цикото, Т.В. Фуряевой и др. Формирование социально-бытовых и коммуникативных навыков рассмотрено в работах М.Ю. Ведениной, О.В. Вольской, Л.Н. Кошелева, А.Р. Маллером, О.Н. Окуневой, С.И.Фомичева и др.
К детям с ОВЗ относятся дети:
1.С нарушением слуха — Не слышащие или глухие и слабослышащие дети, позднооглохшие; может выявить педагог
2.С нарушениями зрения — незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Может выявить педагог.
- Дети с тяжелым нарушением речи (ТНР): к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи в нашем детском саду нет.
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды.
- Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.
- Дети с нарушениями интеллекта — умственно отсталые дети /невролог, психиатр/
- Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. /психолог и невропатолог/
- Дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.
Существуют причины появления детей с ОВЗ.
- Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
- Пренатальные (до рождения ребенка) : это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность.
- Натальные (момент родов) : это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков.
- Постнатальные (после рождения) : например, ребенок стукнулся, упал, получил неправильное решение.
- Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОВЗ.
- У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире, затруднение при узнавании контурных, схематичных изображений предметов.
- Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, становить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
- Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
- Память – заметное преобладание наглядной памяти над словесной.
- Снижена познавательная активность.
- Мышление – выраженное отставание в развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
- Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
- Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.
- Речь – все компоненты языковой системы не сформированы.
- Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
Существует комплексный подход к детям с ОВЗ
- Психолого-медико-педагогическая диагностика детей с ОВЗ (со стороны воспитателей выявление детей через наблюдения) .
- Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ (составление индивидуально образовательных маршрутов) .
- Охрана и укрепление здоровья детей.
Задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ.
- Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих готовность к обучению: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
Для решения этой задачи с детьми можно проводить: артикуляционную гимнастику (упражнения для губ, языка, дыхания, обязательно должны быть динамические паузы, можно использовать зрительные ориентиры. Проводить дидактические игры «Зачеркни лишнюю букву, цифру или фигуру», «Выполни узор», работа в клетке, игры с песком и другие.
- Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку воспринимать учебный материал осознанно.
Для решения этой задачи можно предложить детям: различные тематические альбомы, беседы, наблюдения.
- Формирование социально-нравственного поведения, обеспечивающего детям успешную адаптацию: можно проводить наблюдения, экскурсии, включать детей в проблемные, бытовые ситуации.
- Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умений ориентироваться в задании, планировать предстоящую работу, выполнять ее в соответствии с наглядным образцом или словесными указаниями, осуществлять самоконтроль и самооценку – упражнения «Запоминай порядок», «Запомни узор», можно использовать сигнальные маячки для детей и другое.
- Развитие различных видов мышления: наглядно-образного, словесно-логического – это дидактические игры «Найди тайник», «Угадай предмет» и другое.
- Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операций анализа, сравнения, обобщения, логической классификации, умозаключений) — дидактические игры «Свободная классификация», «Поиск сходных предметов», «Раскрась по образцу» и другое.
- Охрана и укрепление соматического и психоневрологического здоровья ребенка: предупреждения эмоциональных срывов, создание климата психологического комфорта – упражнения «Кляксы», игра «Маски», «Рисунок эмоций» и т. д.
- Системный разносторонний контроль с помощью специалистов (врачи, дефектологи, логопеды, психологи, воспитатели) за развитием ребенка. Здесь большую роль играют сами родители.
Воспитатели должны знать детей с ОВЗ, к ним должен быть индивидуальный подход, контроль, для детей нужна частая смена деятельности, их надо чаще хвалить.
Главная задача педагогов это не высокие достижения в усвоении программы, а адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение.
Основные принципы обучения детей с ОВЗ:
- Мотивация– необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
- Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
- Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
Что такое индивидуальный образовательный маршрут или индивидуальная программа сопровождения?
Это, в первую очередь, план мероприятий, направленных на развитие и социализацию ребенка с ОВЗ. Это скоординированная деятельность всех субъектов образовательного процесса с одной единой целью.
Направления действий по преодолению трудностей освоения воспитанниками с ОВЗ программы дошкольного образования
Для оказания воспитаннику с ОВЗ комплексной помощи по преодолению трудностей освоения программы дошкольного образования необходимо взаимодействие всех специалистов и построение их деятельности по принципу команды. Работа ведется в течение всего периода пребывания ребенка в ОУ, отслеживаются и результаты дальнейшего школьного обучения. Команда работает в следующих направлениях:
- Диагностическое направление
1.1. Изучение документации ПМПК (заключения членов ПМПК, врачей-специалистов, состояние слуха, зрения, НОДА, наличие инвалидности, характеристики, заключения и т.д.).
1.2. Первичное обследование и мониторинг всеми специалистами ОУ (при необходимости направление на дополнительное обследование).
1.3. Ознакомительные беседы с родителями (о раннем развитии, проблемах ребенка, планах и «ожиданиях» родителей, выявление детско-родителельских и семейных проблем).
1.4. Индивидуальное консультирование родителей о результатах мониторинга (первичный, срезовый, итоговый) в очно-заочной форме (специалисты — под роспись, воспитатели — выборочно, по решению ПМПк).
1.5. Проведение срезового, итогового мониторинга после каждого периода обучения, отслеживание «+» или «-» динамики, причин, обсуждение результатов на ПМПк с целью определения дальнейших направлений коррекционно-развивающей работы, длительности и формы КРО.
- Коррекционно-развивающее направление
2.1. Обсуждение выявленных специалистами трудностей освоения образовательных областей ООП на заседаниях ПМПк.
2.2. Определение программы обучения воспитанника (соответствие возрастной норме, 1,2,3-му этапу обучения, 1,2,3-й год обучения)
2.3. Решение о создании индивидуальной программы / плана сопровождения,
— определение приоритетных направлений, исходя из выявленных трудностей;
— закрепление курирующего специалиста;
— определение сроков работы (периода работы)
2.4. Коррекционно — развивающая работа по периодам
- Консультационно-просветительское направление
3.1. Комплексная помощь воспитаннику, родителям, педагогам
3.2. Включение родителей в образовательный процесс
Практическая часть:
Упражнение «Земляне и инопланетяне»
Инструкция: вам необходимо разделиться на пары, договоритесь в парах — кто из вас будет в роли «землянина», кто в роли «инопланетянина». Отдельно инструкция для землян – познакомиться с пришельцем, и узнать как можно больше о планете с которой тот прилетел.
Рефлексия: Как вы себя чувствуете? Что сейчас происходило?
Вопросы к «землянам»: Что Вам помогло найти решение?
Вопрос ко всем, какие выводы можно сделать из этой работы?
Рекомендации по ведению дневника наблюдений за воспитанником
1.На первой странице дневника указывается необходимая информация о ребенке:
- Ф.И. ребенка, дата рождения, дата поступления, домашний адрес;
- Ф.И.О. родителей (законных представителей), родственников, контактные телефоны
2.Медицинские рекомендации заносятся в дневник врачом дошкольного отделения по мере изменений в состоянии ребенка /не менее 2 раз в год/ с указанием даты заполнения.
3.Рекомендации к оформлению наблюдений:
- наблюдения записываются в дневник ежедневно с указанием времени сопровождения ребенка;
- фиксируются все изменения в период адаптации ребенка к ОУ (при поступлении в группу, после длительных больничных, отпусков);
- информация родителей о состоянии ребенка дома и пожелания по сопровождению;
- сведения о получении (длительность, состояние ребенка в период и после) медикаментозного лечения.
3.1. Описание состояния ребенка в течение дня:
- настроение утром, во время прогулки, занятий, после дневного сна и перед уходом домой;
- особенности поведения во время кормления и дневного сна;
- формирование КГН и навыков самообслуживания (питание, пользование туалетом, умывание, одевание-раздевание и т.д./;
- особенности общения с детьми и взрослыми при проведении образовательной деятельности, во время прогулки, совместных игр с детьми и др.;
- предпочтения ребенка /любимые предметы, игрушки, игры, упражнения, звуки/;
- негативные проявления (причины их появления в течение дня);
- речевые и эмоциональные проявления в течение дня, появление новых звукокомплексов, слогов, слов, эмоций;
- «+» или резко «-» динамика в развитии воспитанника;
- фиксируется при необходимости и состояние ребенком дома – со слов родителей;
- отмечается дата ухода и выхода ребенка с больничного, отпуска, причины отсутствия.
Литература
- Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.– М.: ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
- Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 451 с.
- Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.– М.: Педагогика, 2007. – 247 с.
- Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. – М.: Владос, 2009. – 300 с.
- Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. – М.: Педагогика, 1971. –349 с.
- Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. – М.: Академкнига, 2002. – 213 с.
- Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. – М.: Академкнига, 2005. – 247 с.
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002. – 80 с.
- Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. – СПб.: Издательство ППМИ, 2003. – 186 с.
- Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. – М.: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
- Лебединская, К.С. Задержка психического развития. – М.: Педагогика. – 2007. – 280 с.
- Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004. – 306 с.
- Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. – М.: Издательский центр «Академии», 20010. – 208 с.
- Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. – М.: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
- Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 408 с.
- Назарова, Н.М. Специальная педагогика. – М.: Академия, 2010. – 356с.
- Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
- Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. – М.: 2005. – 180 с.
- Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ, 2007. – 80 с.
- Сорокин, В.М. Специальная психология.– СПб.: Речь, 2003. – 216 с.
- Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. – M.: Издательский центр «Академия», 2002. – 312 c.
- Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина– Балашов: Николаев, 2004. – 80 с.
- Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклонениями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всероссийской научной конференции. – Красноярск // В мире научных открытий. – 2010. № 4 (10). Часть 8. – С. 82-84. [электронный ресурс]http://www.pedlib.ru/Books/6/0317/6_0317-5.shtml#book_page_top
- Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип дифференциаций. – М.: Академия, 2000. –410 с.
- Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития детей младшего школьного возраста. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 92с.
Автор: Педагог-психолог — Попова Оксана Васильевна
Источник