Меню

Особенности психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья

Особенности психического развития учащихся с ОВЗ
статья на тему

Теоретические сведения о психическом разитии учащихся коррекционной школы, трудности обучения и особенности познавательной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
os.psih_.razv_.uch_.s_ovz.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья

  1. Типология интеллектуальной недостаточности.

Ограниченные возможности здоровья – это нарушения крайне неоднородной группы различных по этиологии, степени выраженности, характеру психических проявлений и способности к адаптации в обществе состояний. Среди интеллектуальных нарушений выделяют две основные группы: умственную отсталость и задержанное психическое развитие . Подробнее остановимся на первой группе – умственной отсталости, к которой мы имеет непосредственное отношение в нашей работе.

Умственная отсталость — это стойкая (необратимая) недостаточность интеллектуальной сферы и личности в целом, которое является следствием органического поражения (или недоразвития) головного мозга.

Международная классификация болезней, травм и причин смерти 10-го пересмотра ( МКБ – 10 ) понятие «умственная отсталость» рассматривает как снижение интеллекта, недостаточная социализация, время возникновения – до 18 лет.

  1. Систематизация учащихся с ОВЗ.

По степени тяжести состояния в соответствии с МКБ – 10 принято выделять следующие формы:

Легкая умственная отсталость определяется при наличии легкой степени снижения интеллекта (55 – 69 IQ), способности к обучению по специальной программе, возможности получения несложной профессии и адаптации в обществе.

Умеренная умственная отсталость характеризуется более выраженной степенью снижения интеллекта (40 – 54 IQ), способностью к общению с окружающими, но значительными трудностями в обучении, что приводит к возникновению серьёзных проблем в социальной адаптации.

Тяжелая умственная отсталость определяется при наличии грубых нарушений интеллекта (25 – 39 IQ) и характеризуется отсутствием способности к обучению, даже в специально организованных условиях, серьёзными затруднениями в общении при сохранении способности к усвоению элементарных навыков самообслуживания.

Глубокая умственная отсталость определяется при наличии крайне тяжелых нарушений интеллекта ( ниже 25 IQ) и характеризуется как неспособностью к обучению, так и усвоению элементарных навыков самообслуживания.

В отечественной специальной психологии наибольшее распространение получила классификация М.С. Певзнер , основанная на клинико-этоипатогенетическом принципе, которая широко используется на практике не только специальными психологами, но и педагогами при осуществлении индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с ОВЗ.

Автор выделяет две основные формы – неосложненную и осложненную олигофрению.

Неосложненная форма определяется диффузным недоразвитием головного мозга без выраженных локальных нарушений. Она характеризуется недоразвитием сложных форм познавательной деятельности в сочетании с относительной первичной сохранностью эмоционально-волевой сферы, возможностью целенаправленной деятельности и контроля своего поведения. Эта форма является наиболее распространенной и имеет более высокие потенциальные возможности социальной адаптации.

Осложненная форма включает еще 4 вида:

  1. Олигофрения, осложненная нарушениями нейродинамики. Характеризуется сочетанием диффузного поражения головного мозга, компенсированной гидроцефалией, которая вызывает нарушения взаимодействия процессов возбуждения и торможения. По соотношению нарушений нейродинамики можно выделить два варианта: возбудимый и тормозной. При тормозном варианте дети отличаются вялостью, адинамией, общей заторможенностью. При возбудимом варианте наблюдается двигательная расторможенность, импульсивность и эмоциональная лабильность.
  2. Олигофрения с выраженной лобной недостаточностью характеризуется диффузным недоразвитием коры больших полушарий и сочетается с недоразвитием познавательной деятельности с изменением личности по лобному типу и специфическими нарушениями моторики. Дети этой группы вялые, безынициативные и беспомощные. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Они не способны к психическому напряжению, целенаправленной деятельности, слабо учитывают ситуацию.
  3. Олигофрения, осложненная психопатоподобным поведением . Характеризуется сочетанием недоразвитием познавательной сферы с грубыми нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения. Характерным для таких детей является выраженное недоразвитие личностных компонентов, значительное снижение критического отношения к себе и окружающим в сочетании с грубыми нарушениями поведения и расторможенностью влечений. Наиболее типичными оказываются проявления выраженной агрессивности, драчливости и склонности к неоправданным аффектам. Обучение и социальная адаптация детей данной формы крайне затруднено.
  4. Олигофрения, осложненная нарушениями анализаторов . Характеризуется сочетанием диффузного поражения коры головного мозга и глубокими нарушениями той или иной анализаторной системы. Эти дети имеют локальные дефекты слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата в сочетании с более сложным неравномерным недоразвитием познавательной деятельности.
  1. Особенности ощущений и восприятия у учащихся с ОВЗ.

Сенсорная сфера имеет большое значение в познании ребенком окружающего мира. Она создает базу для развития всей психической деятельности. Недостатки в деятельности ЦНС у детей с ОВЗ приводят к нарушению сенсорно-перцептивной организации деятельности. В результате у детей данной категории чаще, чем у нормально развивающихся сверстников, встречаются нарушения слуха и зрения. Их ощущения замедленные, недостаточно дифференцированные, отмечается снижение порога чувствительности, что в свою очередь приводит к недостаточности ориентировочной деятельности в целом и оказывает значительные трудности на усвоение школьных навыков.

  1. Особенности мнестической деятельности учащихся с ОВЗ.

Нарушения памяти детей с ОВЗ сразу бросаются учителю в глаза, которые чаще всего обусловлены слабостью мышления. Нарушается в первую очередь точность и прочность запоминания смыслового словесного материала. Воспроизводя информацию, они многое путают, пропускают, переставляют местами, нарушая логику, часто привносят новые элементы. Механическая память может быть относительно сохранной.

  1. Особенности мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ.

Мышление – это наиболее высокоорганизованная психическая функция и является важнейшей формой познания окружающего мира.

Среди типичных особенностей мышления детей с ОВЗ является всеобщее недоразвитие всех его форм и уровней. Тугоподвижность, инертность, недостаточная гибкость и конкретность мышления приводит к тому, что даже при незначительном изменении условия задачи воспринимают её как новую, а усвоенный опыт затрудняются использовать в новых условиях. Ведущим видом мышления долгое время, на протяжении школьного обучения, остается наглядно-действенное мышление. Это приводит к тому, что в учебной деятельности дети долго заменяют умственные действия на более простые предметные и мнестические. Дети довольно долгое время делают грубые ошибки при установлении причинно-следственных связей, путают причину и следствие и в результате испытывают значительные затруднения в осмыслении логических рассказов, установлении последовательности событий и проч.

Неполноценной оказывается и операционная сторона мыслительной деятельности. Анализ зрительно воспринимаемых объектов осуществляется чаще по внешним несущественным признакам. Мышление детей с ОВЗ отличается конкретностью, это приводит к затруднению понимания переносного смысла пословиц, метафор, поговорок, осуществлять счетные операции в уме и проч.

6. Особенности внимания учащихся с ОВЗ.

В современной психологии установлено, что внимание связано с динамикой работоспособности. Известно, что даже минимальная органическая недостаточность ЦНС ведет к нарушению работоспособности.

Общей особенностью детей с ОВЗ является преобладание непроизвольного внимания. Они затрудняются сосредоточить внимание, часто отвлекаются на несущественные детали, им трудно сосредоточиться при выполнении различных заданий. Особенно много ошибок допускают при необходимости распределения и переключения внимания. Также отличительной особенностью внимания таких детей является его низкая продуктивность в любом возрасте. Особенно страдает произвольное внимание, которое на протяжении всего школьного обучения остается несовершенным.

  1. Особенности эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ.

Общей характерной особенностью является ее незрелость. Их эмоции недостаточно дифференцированы, а настроение неустойчивое. Они малоинициативны, затрудняются самостоятельно поставить цель и добиться ее реализации.

У учащихся с ОВЗ наблюдаются ярко выраженные специфические особенности эмоциональных проявлений – их неадекватность. Их чувства часто бывают не связаны с определенным контекстом. Длительное время они испытывают только удовлетворение или неудовлетворение, а тонкие оттенки чувств им недоступны. Это приводит к тому, что высшие эмоции, такие как чувство долга, ответственности и проч. Формируются длительное время и с трудом.

Учащиеся затрудняются узнавать эмоциональное состояние людей, если они не видели ситуацию, вызвавшую переживания. При определении таких эмоций, как радость, гнев, удивление, страдание и страх часто называют их все одним определением – злостью.

Еще большие трудности вызывает определение чувств людей, изображенных на картине или фотографии, это приводит к тому, что они не понимают смысла изображенного. Особенно трудно детям понимать, какое эмоциональное состояние переживают герои рассказов.

  1. Особенности формирования личности у учащихся с ОВЗ.

Развитие личности у детей данной категории характеризуется целым рядом особенностей, обусловленных, прежде всего тотальным недоразвитием их познавательной деятельности. Это приводит к тому, что они долго не разбираются в понятиях морали и нравственности. Их представления о моральных способах поведения поверхностны и конкретны. Дети данной категории часто поддаются дурному влиянию, что обусловлено их повышенной внушаемостью и подражательностью. Однако этому способствует не сама болезнь, а то социальное окружение, в которое попадает ребенок.

Недоразвитие мотивов определяет недостаточность потребностной сферы и интересов. Мотивы неустойчивы и недостаточно осознаны и в значительной степени зависят от ситуации. В связи с этим физиологические потребности длительное время преобладают над духовными и затрудняют формирование культурных и общественных потребностей. Отмечается растормаживание элементарных влечений: увеличение аппетита, неуемная жажда, преждевременные сексуальные потребности.

Формирование самооценки также складывается с большим опозданием. У младших школьников встречается и завышенная и заниженная самооценка. В среднем возрасте чаще всего формируется относительно адекватная, а в старшем – преимущественно завышенная, что связано со стремлением компенсировать свой дефект.

Уровень притязаний находится в зависимости от самооценки, поэтому можно наблюдать как завышенный, так и заниженный уровень притязаний.

Мировоззрение развивается с большим опозданием, по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Они затрудняются высказать свой взгляд на то или иное явление; они не могут оценить последствий собственного поведения, своих отрицательных поступков, что обуславливает примитивности, ситуативность идеалов.

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ

(КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 27

г. БРАТСКА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

Тема: «Особенности психического развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья»

Источник

Психические особенности человека с ограниченными возможностями здоровья

В наши дни каждый имеет право на свою индивидуальность. Однако, стереотипы, навязываемые обществом диктуют те правила поведения, которых следует придерживаться современному человеку. Возникновение страха отсталости от социальных новшеств зачастую приводит к принятию этих правил. Все проблемы психологического характера коренятся в нас самих. Только мы являемся носителями этих проблем с одной стороны, с другой – мы есть их регуляторы. Особенности нашего характера и темперамента могут как помогать, так и препятствовать нормальному распределению и регуляции психической энергии. Люди – независимые по природе своей существа. Они ограничены разве только религиозной, божественной зависимостью не более того. Есть только две вещи, которые мы не в силах изменить – дату рождения и смерти. Все остальное подвластно нашему сознательному контролю.

Часто случается так, что человек самостоятельно испытывает потребность в зависимости различного рода. Здесь важно понимать, о каком виде зависимости идёт речь. Поскольку все наши психические особенности родом из детства, уклад жизни, ценности и нравы коренятся от предыдущих поколений, то мы, как продолжатели рода являемся носителями этих особенностей. Если помните, мы наследуем 50% генов наших родителей и не важно каких. В том числе такие изменения способны отражаться на темпераменте личности. Хорошо, если к примеру, по вашей родовой линии имеются те гены, с помощью которых раскрывается весь внутренний потенциал и вы успешно реализовываете его в жизни. Однако, бывает и так, что вы невольно шагая по стопам предков, посвящаете всего себя тем делам, которые не приносят жизненного удовлетворения. Особенности психики не позволяют почувствовать того, что в мире на самом деле, прекрасного больше, чем чего-либо ужасного, пугающего нас. В связи с этим, такая личность оказывается легко внушаемой, с потребностью постоянного переживания негативных эмоций. Проблемой нашего общества психологического характера является по большей части то, что у нас интровертов больше, чем экстравертов. В том случае если бы оказалось все наоборот и экстраверты доминировали по численности в социуме, то психологи вообще не были востребованы на трудовом рынке!

Психические особенности человека с ограниченными возможностями здоровья по большей степени определяются его жизненным опытом и воздействием окружающей среды на него, как бы мы этого не хотели. Всячески стараясь стать независимым, он ещё больше попадает в ловушку этой зависимости потому что там, где личность приобретает эту мнимую «независимость», его реальная зависимость при этом увеличивается в разы. Причем виды такой зависимости могут быть совершенно разными. Основываясь на данных социологических исследований, приведённых и уже описанных в книги ранее, нужно отметить, что в подавляющей степени среди прочих прослеживается потребность в коммуникации. Однако, учитывая социальное взаимодействие лиц данной категории с окружающей реальностью, мы наблюдаем определённые недоработки в этой области. Прежде всего, такие недоработки проявляются в построении межличностного контакта, что весьма пагубно отражается на личности с определёнными физическими дефектами. Зачастую, мы имеем дело с отражением той реальности, которую бы каждый из нас хотел видеть. Проще говоря, мы желаем видеть именно то, что сами хотим видеть. Особенности такого поведения не требует колоссального расхода психических ресурсов и поэтому столь часто реализуются людьми в социальном взаимодействии. Прослеживается и такая особенность, что человек любой ценой жаждет постичь истину по причине тяги к определённому виду знаний. Опять же здесь главная роль отводиться генетической предрасположенности личности. Если потребность в саморазвитии высока, то зависимость от внешних, окружающих нас источников снижается, и мы всё больше и больше становимся независимыми.

Самый опасный враг человека – это он сам. Только индивид самостоятельно принимает для себя решения остаться им или превратиться в личность. Блуждая в поиске таких решений, мы автоматически ступаем на тот путь, где от нас требуются минимальные усилия для обретения счастья, нашей личностной состоятельности. Парадокс заключается именно в том, что минимально вкладываясь в себя, мы хотим получить максимальную отдачу от других окружающих. Вместо выработки собственных качеств, которые помогали бы двигаться дальше, мы ждем, когда для нас проявят эти качества и в этом наблюдается большая ошибка людей с ограниченными возможностями здоровья. Оперируя своей особенностью, мы сознательно отказываемся от ответственности за собственную жизнь! Мы идём по пути общества потребителей, в котором каждый пытается извлечь собственную выгоду, ничего при этом не производя. Это касается абсолютно всех жизненных сфер, в которых человек может пребывать. Все достижения в определённых областях личностного развития рассматриваются человеком, как величайший подвиг, за который ожидается получение социального одобрения. По большей степени человеком совершаются те или иные действия и поступки вовсе не потому что он сам хочет чего-либо достичь в жизни, а по той причине, по которой бы общество воспринимало его как состоятельной и полноценной личностью. В связи с этим, так или иначе мы опять же упираемся в реактивность, а наша с вами задача вырабатывать как можно больше проактивных качеств, поскольку это единственный путь к психическому и физическому благополучию. Рисуя рамки собственных ограничений в своём воображении, личность мгновенно попадает под зависимость окружающих. Такой человек не только позволяет другим управлять собственной жизнью в широком смысле, но и отдаётся высшим, божественным силам, тем самым снимая с себя ответственность за свои действия, перекладывая его на бога. В определённых случаях это даже хорошо, потому что там, где мы бессильны, всевышнему подвластно, однако когда речь идёт о тех ситуациях, на которые может повлиять человек с целью собственного повышения качества жизни, он начинает пасовать перед ними. Личность буквально одолевает чувство страха перед грядущими переменами и в мозге автоматически срабатывает защитная реакция. Что можно с этим сделать? Наконец, как избавиться от этого чувства, сознательно меняя собственную жизнь к лучшему?

Для того чтобы в полную меру дать ответы на поставленные вопросы, предлагаю ознакомиться с некоторыми вспомогательными методами личностного роста, которые применимы к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Метод верования. Как вы уже догадываетесь, в основе данного метода лежит вера. Прежде всего, под этим подразумевается представления, отражающую веру человека в существования сверхъестественных сил, которые помогают личности обрести душевное спокойствие и успешно справиться с различными препятствиями и затруднениями на жизненном пути. Говоря по правде, такая методика применяется по большей степени в том случае, когда человек не находит какой-либо другой возможности высвободится от внутреннего душевного дискомфорта. Таким образом, метод успешно может реализовываться также и в качестве психической саморегуляции людей с различными физическими нарушениями в развитии, в том числе с заболеванием Детского Церебрального Паралича.

Метод компенсации. Широко применяется людьми с различными дефектами в развитии. С помощью данной методики осуществляется выработка резервных возможностей человека в случае отсутствия или частичной утраты навыков самореализации. Таким образом, любой физический порог личности имеет смысл рассматривать не только в качестве несения грехов за своих предков, как это имеет место быть с точки зрения методики верования, но также и с позиции открытия для себя новых возможностей, благодаря которым индивидуум социализируясь, интегрируясь в различные сообщества, становиться полноценной личностью.

Метод сравнения. Данная методика реализуется путём сопоставления самого себя с другими людьми. Здесь важно понимать, что по факту, мы проводим анализ собственных возможностей и способностей, притом одновременно сравнивая их с возможностями и способностями других лиц, у которых наблюдается более сложные виды и формы заболеваний. В результате, основываясь на проанализированных различиях между вами и теми, кто обречён на худшее физическое состояния – это та разница, на которую вы ощущаете своё превосходство как на физическом, так и на психологическом уровне.

Метод индивидуализации. Если в методике сравнения акцент ставится на сопоставлении совокупности личностных возможностей и способностей с возможностями и способностями других людей, то в данном методе, напротив, упор делается на проявлении отдельных характерных качеств человека. Проще говоря, основа методики заключается в работе по принципу: «сделай себя сам». Метод индивидуализации оказывается наиболее перспективным в своём применении для интровертов, поскольку свойственная им внутренняя замкнутость порождает борьбу с собственными препятствиями в жизни, что в конечном счёте, отражается на уверенности исключительно в свои силы и полагании только на внутренние способности и возможности, которые человек может использовать для реализации собственного развития. Однако, следует учесть, что сама по себе методика является энергозатратной и по степени выраженности требует максимального расхода психических ресурсов по сравнению с другими. В том случае, если поставив перед собой цель, человек идёт к её достижению, руководствуясь данной методикой, то становятся неизбежны определённые преграды на пути к этой цели. Будьте к этому готовы, поскольку это всё представляет из себя естественный процесс. Выражаясь научным языком, следует заключить, что при выборе данной методики личного развития с целью достижения определённой жизненной задачи, мы так или иначе сталкиваемся с фрустрацией.

В современном обществе принято считать, что фрустрация – это плохо. Однако, на самом деле это не более, чем психологическая установка, которую в силу характерных особенностей человек сам себе задаёт. Более того, для эффективной реализации ваших целей в жизни, фрустрацию следует рассматривать не в негативном, а позитивном ключе. Например, всякое препятствие в жизни только усиливает характер человека, тем самым наделяя его той внутренней психической энергией, с которой он способен найти выход даже из самой экстремальной, сложной и отчасти неразрешимой ситуации.

Подводя итоги статьи на данную проблематику, мы приходим к некоторым заключениям. Я уверен в том, что полноценно ознакомившись с этим разделом, вы отметили для себя свою отправную точку, которая поможет вам найти себя и двигаться в нужном направлении на протяжении всей жизни. Далее затронем не менее насущные, в некоторой степени острые вопросы, которые как правило, не останутся без ответов. Поговорим о двойственности миров, в которых могут пребывать не только все населяющие нашу землю, но и люди с ограниченными возможностями здоровья. Не отрывайтесь, впереди много нового и интересного!

Источник

Читайте также:  Мой конспект основы здоровья 3 класс
Adblock
detector