Особенности подростков с ограниченными возможностями здоровья
Основы работы с подростком, имеющим ОВЗ
Работа с подростком достаточно сложный процесс…
…а если он имеет еще и ОВЗ, тогда его окружение должно быть особенно внимательным. В подростковом возрасте ограниченные возможности здоровья могут стать стартовой площадкой, для понимания себя и принятия таким, какой есть. Но неправильно поставленная работа с таким человеком может стать и основой для его углубленного психического отклонения, выращенного на фоне основного заболевания и отношения с окружающими.
Развитие личности подростка с ограниченными возможностями
Личность, осознанность, понимание себя у подростка с ОВЗ должно быть уже заложенным ранее, даже если его ограниченные возможности здоровья приобретенное и возникло недавно. Основная задача окружающих его родных людей и педагогов – оказывать правильное влияние, подталкивать, подсказывать, помогать прийти к нужным мыслям и давать рекомендации по жизнестойкости. Обычное взросление проходит в возрасте от 12 до 17 лет, основной период в который закладываются отношение к окружающему миру, оно основывается на многих аспектах:
взаимоотношения в семье;
отношения с ровесниками;
наличие в семье других детей;
успехи и поражения в учебе и любых делах;
программа развития, выбранная родителями и педагогами;
особенности здоровья и развития;
психологическое окружение;
Этот список можно продолжать бесконечно, практически любой случай и ситуация могут лечь в основу отношения подростка к окружающему миру, поэтому важно следить за тем чтобы он правильно воспринимал то, что происходит вокруг него. При этом особенности здоровья и развития никогда не стоят на первом месте и их нельзя туда ставить. Чем меньше будет акцентироваться внимание на особенности ребенка, тем легче ему будет общаться с окружением.
Особенности создания программы психологической реабилитации для подростка с ОВЗ
Педагогическая психология рассматривает детей с ОВЗ как отдельную категорию. Для них разрабатывается отдельная программа развития, не только учебная, социальная, но и для коррекции эмоционального состояния подростка. От нее отталкиваются не только преподаватели, но и родители. Поэтому вся семья проходит консультации у профессиональных психологов, как вместе с ребенком, так и без него. Главная задача окружения создать правильную психологическую обстановку для подростка с ОВЗ.
Работа в таком случае включает в себя несколько этапов:
диагностика;
получение характеристик от людей, работающих с ребенком;
анализ прогресса;
разработка новой программы на определенный срок;
консультация семьи и пациента;
выдача рекомендаций для профессиональных педагогов, работающих с подростком.
Программа коррекции, обучения и реабилитации включает в себя в большей степени индивидуальный план, помогающий ребенку добиться успеха в социализации, коммуникации, а потом уже развитии и учебе. На основе рекомендация профессиональных психологов и медиков, разрабатывается учебный план, включающий в себя как образование, так и коррекцию психического и эмоционального развития.
Психологические аспекты расстановки жизненных приоритетов подростка с ОВЗ
Мотивация и правильная расстановка жизненных приоритетов подростка с ОВЗ имеет первостепенное значение. Только в таком случае из детей с ограниченными возможностями здоровья можно вырастить полноценных членов общества. Не настолько важен уровень интеллектуального развития, если человек может полноценно сосуществовать с окружающим его обществом.
Поэтому задача родителей, врачей и педагогов правильно сформировать жизненные приоритеты подростка:
доброту;
понимание окружения;
патриотизм;
стремление к развитию;
принятие себя;
желание занять свое место в обществе.
К сожалению, толерантность общества недостаточно развита, поэтому как подростку, так и его семье еще придется столкнуться с неприятием общества, границами и барьерами, которые придется преодолевать. Основная цель преподавателей и семьи, правильно мотивировать ребенка и научить адекватно, оценивать действия окружающих его людей.
Основные проблемы психологического развития ребенка с ОВЗ в подростковом периоде
Ребенок с ОВЗ сталкивается с препятствиями на всех этапах своей жизни и если с его физическими и физиологическими недостатками можно справиться, то психологическое развитие полностью зависит от окружения.
Основной кризис ребенка с ОВЗ начинается в периоде с 7 до 16-17 лет. То есть, когда он должен оторваться от семьи и учиться в коллективе. Когда родители выбирают дистанционное образование, ограничивая ребенка от общения с социумом, это не может дать ему правильное социальное развитие. Поэтому наилучшей в ситуации с ограниченными возможностями является интегрированное обучение. Оно возможно в специальном учебном заведении, при тяжелой форме заболевания, либо в обычной школе с помощью инклюзивной интеграции.
Проблема психологического восприятия в пубертатном периоде, начинается примерно с 12 лет, когда подросток, начинает осознавать свои:
сексуальность;
положение в обществе;
отношение окружающих;
социальные ограничения;
отставание в развитии;
особенности из-за заболевания.
Даже ребенок без генетических, физиологических и психических отклонений в этот период сравним с костром на лесной опушке, способным перерасти в пожар при едином порыве ветра, а подросток с проблемами, изначально делающими его особенным, тем более.
Основные принципы построения программы реабилитации подростка с ОВЗ
Построение программы реабилитации проводится с помощью специалистов нескольких направлений психологов, медиков, педагогов. Они должны в индивидуальном порядке, отталкиваясь от особенностей определенного человека, составить программу реабилитации и развития для подростка с ОВЗ.
Основные принципы построения программы:
определение персональных потребностей;
формирование задач на определенный период;
подбор методик, для работы с ребенком;
подбор специалистов для реализации программы;
консультирование семьи и работающих с ребенком специалистов;
разработка и утверждение плана действий на определенный период;
промежуточная коррекция программы.
Единой методики построения программы реабилитации и развития не существует, так как статус ОВЗ включает в себя заболевания разных типов. Программа должна учесть медицинскую реабилитацию, психологическую помощь, развитие и социализацию ребенка.
Разработка и выполнение программы делится на несколько этапов
Обязательные этапы разработки и прохождения реабилитационной программы для подростка с ОВЗ
Этап
Что делают специалисты
Что требуется от семьи подростка
базовая диагностика
собирают полную информацию о пациенте
пройти медицинскую комиссию;
обязательно пообщаться с психологом
консилиум
на консилиуме принимается решение о том, какие задачи ставятся перед ребенком педагогами
дожидаться решения
консультация
профильные специалисты должны предоставить полную информацию по разработанному плану всем, кто будет задействован в его выполнении
все члены семьи иногда с пациентом, иногда без него, должны прислушаться к рекомендациям, посетить консультации и лекции, если это потребуется
коррекционная работа
все задействованные в плане специалисты, действуют строго по разработанной программе
дети придерживаться поставленных задач;
родители контролируют восприятие ребенка, в случае затруднений обязательно консультируются с профильным специалистом
промежуточная и окончательная диагностика
проверка прохождения программы, коррекция на промежуточных этапах
даже в случае полноценного освоения поставленных задач, родители обязательно должны приводить пациента на консультации со специалистами
выдача заключения
по окончанию программы, составляется полный анализ ее прохождения, выдаются рекомендации для разработки и прохождения следующей программы.
полученные рекомендации следует изучить и направить к специалисту занимающимся разработкой следующей индивидуальной программы, если не наступило выздоровление
Применение ПАВ при работе с подростками с ОВЗ
В подростковый период, ребенок сталкивается с физиологическим взрослением, связанным с изменением гормонального фона. Профильные врачи, а также психологи в это время должны контролировать состояние пациента. В некоторых случаях родителям рекомендуется ПАВ терапия – дополнительный прием препаратов, моделирующих психику подростка.
Если врачи считают такое воздействие целесообразным, нельзя от него отказываться, но при этом надо убедиться в том, что оно действительно нужно. Для этого стоит проконсультироваться у нескольких специалистов данного направления. Всегда надо помнить о том, что окончательное решение о приеме препаратов, виде лечения и прохождению программ до совершеннолетия принимают родители. Специалисты могут только рекомендовать их.
Работа педагога с ребенком с ОВЗ
Задачи педагогов, в подростковом периоде, не только повышение уровня знаний. В подростковом периоде, каждому ребенку они обязаны помочь определиться в жизненными приоритетами. Мотивировать к саморазвитию и помочь с профориентацией, чтобы в дальнейшем направить развитие и сознание подростка в нужную сторону. Кроме того, он должен регулировать его восприятие и отношения с окружающими его одноклассниками, так как правильный психологический фон – половина успеха.
План реабилитации, развития и образования должен разрабатываться комплексно
План развития детей с ОВЗ в любом возрасте должен составляться комплексно с учетом множества факторов. Только таким образом можно будет добиться гармоничной реабилитации. Он должен учитывать множество факторов, которые смогут сбалансировать в плане только несколько профильных специалистов, которые соединят воедино:
терапию для лечения или поддержки при хроническом заболевании;
образовательную программу для интеллектуального развития;
психологическую программу для социальной и психологической адаптации.
При его создании и реализации задействуется множество людей, которые помогают семье и пациенту, правильно использовать время до окончания учебного заведения и достойно войти во взрослую жизнь.
Источник
Особенности подросткового возраста у детей с ОВЗ 6-7 классы
специалист в области арт-терапии
Особенности подросткового возраста у детей с ОВЗ
Если здоровье и развитие ребенка было нарушено с рождения или раннего детства, если его социальные и коммуникативные навыки развиты недостаточно, если особенности его интеллектуального и личностного развития не позволяют ему общаться со сверстниками в доверительном ключе и обсуждать волнующие его проблемы с товарищами, у подростка может не оказаться сложившихся представлений о том, какие формы сбрасывания сексуального напряжения допустимы и приемлемы в обществе, а какие способны шокировать и смутить окружающих. Не умея и не желая подавлять свои импульсы, такие подростки невольно пугают или вызывают неприязнь у сверстников, доставляют массу неприятностей родителям, которые, отчаявшись убедить сына или дочь (гораздо чаще такие проблемы настигают взрослеющих мальчиков с ОВЗ, но бывают и девочки, эпатирующие сограждан своей сексуальной активностью) оставить эти глупости и вести себя прилично, предпочитают изолировать их от общества, стыдясь их выходок и справедливо опасаясь, что не все случайные свидетели неприемлемого в обществе поведения отнесутся к проблемам их ребенка с пониманием.
Родителям, знакомым с подобными трудностями не понаслышке, надо понимать, что ни стыд, ни гнев не являются адекватной реакцией на происходящее, вы не виноваты в том, что ваш ребенок в силу собственных особенностей слишком откровенен или недостаточно скрытен, и его мысли и действия, продиктованные гормональными перестройками, становятся достоянием общественности. Не виноват и ребенок. Постарайтесь избавиться от ощущения, что он хуже прочих и в этом смысле тоже. Но его безопасность в настоящем и будущем — это ваша ответственность, поэтому если вы сами не в силах объяснить ему, как нельзя себя вести прилюдно и почему, если поведенческие проблемы стали не исключением, а правилом, обратитесь к специалистам. Вы не одиноки, с подобными проблемами сталкиваются тысячи семей, и с помощью врачей и психологов их можно решить не заставляя вашего подрастающего ребенка жить в заточении.
Подростковый и юношеский возраст характеризуется появлением чувства взрослости, готовности принимать ответственность за себя и за других. Это проявляется как в повседневной жизни, так и в планировании своего будущего, профессионального и личного.
Одной из особенностей подростков с ОВЗ, которую отмечают многие специалисты, является специфический взгляд на сферу отношений с противоположным полом. Если подросток не отрицает возможность личной жизни для себя и готов конструировать портрет потенциально подходящего для отношений партнера, в большинстве случаев акцент будет сделан на его здоровье, а в случае допустимости партнера с ОВЗ, его или ее состояние должно быть значительно более легким, позволяющим заботиться о своем любимом. Нередко подобная позиция наблюдается и у взрослых с ОВЗ, которые недвусмысленно выдвигают к потенциальному партнеру высокие требования по здоровью, силе, подвижности и готовности отдавать всего себя уходу за менее адаптированным супругом. Такую постановку вопроса можно понять, и возможности для построения подобных отношений тоже не редкость. Вот только складываются они значительно реже, и не потому, что здоровый партнер не готов прилагать усилия, чаще всего отношениям мешает развиться именно инфантильная, потребительская позиция того из партнеров, чьи возможности ограничены.
Для того чтобы строить отношения — в любом возрасте, — нужно уметь не только отстаивать свои интересы, но и отдавать, ухаживать, заботиться, уметь нести ответственность за другого, быть готовым вкладывать усилия для того, чтобы сделать другого счастливым. При этом намерение ценится выше, чем умение, поэтому отговорки «я не могу ни о ком позаботиться, потому что сам требую заботы» несостоятельны.
Личное счастье возможно лишь для того, кто умеет любить, помогать, заботиться, а не просто ищет возможности воспользоваться чужой помощью и заботой, не предлагая ничего взамен. Именно поэтому родителям подростков с ОВЗ следует помнить о том, что предвосхищая все их потребности, балуя и прислуживая, не позволяя ребенку делать что-либо самостоятельно или заботиться о других членах семьи, мотивируя это тем, что сами они все сделают быстрее и лучше, они оказывают ребенку две дурные услуги: одну в настоящем, другую в будущем. В настоящем они подрывают развитие самостоятельности, самоуважения и адекватной самооценки, а в будущем лишают возможности создать полноценные отношения, крепкую семью, а ведь эта составляющая счастья доступна людям с самыми разными физическими ограничениями и особенностями развития.
Научите ребенка любить и заботиться еще о ком-то, кроме себя.
Подумайте о том, что в жизни вашего ребенка и так немало закрытых дверей. Неужели вы сами захлопнете перед ним еще одну?
Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «Не»