Меню

Особенности подростков с ограниченными возможностями здоровья

Основы работы с подростком, имеющим ОВЗ

Работа с подростком достаточно сложный процесс…

…а если он имеет еще и ОВЗ, тогда его окружение должно быть особенно внимательным. В подростковом возрасте ограниченные возможности здоровья могут стать стартовой площадкой, для понимания себя и принятия таким, какой есть. Но неправильно поставленная работа с таким человеком может стать и основой для его углубленного психического отклонения, выращенного на фоне основного заболевания и отношения с окружающими.

Развитие личности подростка с ограниченными возможностями

Личность, осознанность, понимание себя у подростка с ОВЗ должно быть уже заложенным ранее, даже если его ограниченные возможности здоровья приобретенное и возникло недавно. Основная задача окружающих его родных людей и педагогов – оказывать правильное влияние, подталкивать, подсказывать, помогать прийти к нужным мыслям и давать рекомендации по жизнестойкости. Обычное взросление проходит в возрасте от 12 до 17 лет, основной период в который закладываются отношение к окружающему миру, оно основывается на многих аспектах:

  • взаимоотношения в семье;
  • отношения с ровесниками;
  • наличие в семье других детей;
  • успехи и поражения в учебе и любых делах;
  • программа развития, выбранная родителями и педагогами;
  • особенности здоровья и развития;
  • психологическое окружение;

Этот список можно продолжать бесконечно, практически любой случай и ситуация могут лечь в основу отношения подростка к окружающему миру, поэтому важно следить за тем чтобы он правильно воспринимал то, что происходит вокруг него. При этом особенности здоровья и развития никогда не стоят на первом месте и их нельзя туда ставить. Чем меньше будет акцентироваться внимание на особенности ребенка, тем легче ему будет общаться с окружением.

Особенности создания программы психологической реабилитации для подростка с ОВЗ

Педагогическая психология рассматривает детей с ОВЗ как отдельную категорию. Для них разрабатывается отдельная программа развития, не только учебная, социальная, но и для коррекции эмоционального состояния подростка. От нее отталкиваются не только преподаватели, но и родители. Поэтому вся семья проходит консультации у профессиональных психологов, как вместе с ребенком, так и без него. Главная задача окружения создать правильную психологическую обстановку для подростка с ОВЗ.

Работа в таком случае включает в себя несколько этапов:

  • диагностика;
  • получение характеристик от людей, работающих с ребенком;
  • анализ прогресса;
  • разработка новой программы на определенный срок;
  • консультация семьи и пациента;
  • выдача рекомендаций для профессиональных педагогов, работающих с подростком.

Программа коррекции, обучения и реабилитации включает в себя в большей степени индивидуальный план, помогающий ребенку добиться успеха в социализации, коммуникации, а потом уже развитии и учебе. На основе рекомендация профессиональных психологов и медиков, разрабатывается учебный план, включающий в себя как образование, так и коррекцию психического и эмоционального развития.

Психологические аспекты расстановки жизненных приоритетов подростка с ОВЗ

Мотивация и правильная расстановка жизненных приоритетов подростка с ОВЗ имеет первостепенное значение. Только в таком случае из детей с ограниченными возможностями здоровья можно вырастить полноценных членов общества. Не настолько важен уровень интеллектуального развития, если человек может полноценно сосуществовать с окружающим его обществом.

Поэтому задача родителей, врачей и педагогов правильно сформировать жизненные приоритеты подростка:

  • доброту;
  • понимание окружения;
  • патриотизм;
  • стремление к развитию;
  • принятие себя;
  • желание занять свое место в обществе.

К сожалению, толерантность общества недостаточно развита, поэтому как подростку, так и его семье еще придется столкнуться с неприятием общества, границами и барьерами, которые придется преодолевать. Основная цель преподавателей и семьи, правильно мотивировать ребенка и научить адекватно, оценивать действия окружающих его людей.

Читайте также:  День здоровья с родителями статья

Основные проблемы психологического развития ребенка с ОВЗ в подростковом периоде

Ребенок с ОВЗ сталкивается с препятствиями на всех этапах своей жизни и если с его физическими и физиологическими недостатками можно справиться, то психологическое развитие полностью зависит от окружения.

Основной кризис ребенка с ОВЗ начинается в периоде с 7 до 16-17 лет. То есть, когда он должен оторваться от семьи и учиться в коллективе. Когда родители выбирают дистанционное образование, ограничивая ребенка от общения с социумом, это не может дать ему правильное социальное развитие. Поэтому наилучшей в ситуации с ограниченными возможностями является интегрированное обучение. Оно возможно в специальном учебном заведении, при тяжелой форме заболевания, либо в обычной школе с помощью инклюзивной интеграции.

Проблема психологического восприятия в пубертатном периоде, начинается примерно с 12 лет, когда подросток, начинает осознавать свои:

  • сексуальность;
  • положение в обществе;
  • отношение окружающих;
  • социальные ограничения;
  • отставание в развитии;
  • особенности из-за заболевания.

Даже ребенок без генетических, физиологических и психических отклонений в этот период сравним с костром на лесной опушке, способным перерасти в пожар при едином порыве ветра, а подросток с проблемами, изначально делающими его особенным, тем более.

Основные принципы построения программы реабилитации подростка с ОВЗ

Построение программы реабилитации проводится с помощью специалистов нескольких направлений психологов, медиков, педагогов. Они должны в индивидуальном порядке, отталкиваясь от особенностей определенного человека, составить программу реабилитации и развития для подростка с ОВЗ.

Основные принципы построения программы:

  • определение персональных потребностей;
  • формирование задач на определенный период;
  • подбор методик, для работы с ребенком;
  • подбор специалистов для реализации программы;
  • консультирование семьи и работающих с ребенком специалистов;
  • разработка и утверждение плана действий на определенный период;
  • промежуточная коррекция программы.

Единой методики построения программы реабилитации и развития не существует, так как статус ОВЗ включает в себя заболевания разных типов. Программа должна учесть медицинскую реабилитацию, психологическую помощь, развитие и социализацию ребенка.

Разработка и выполнение программы делится на несколько этапов

Обязательные этапы разработки и прохождения реабилитационной программы для подростка с ОВЗ

Этап Что делают специалисты Что требуется от семьи подростка
базовая диагностика собирают полную информацию о пациенте пройти медицинскую комиссию;

обязательно пообщаться с психологом консилиум на консилиуме принимается решение о том, какие задачи ставятся перед ребенком педагогами дожидаться решения консультация профильные специалисты должны предоставить полную информацию по разработанному плану всем, кто будет задействован в его выполнении все члены семьи иногда с пациентом, иногда без него, должны прислушаться к рекомендациям, посетить консультации и лекции, если это потребуется коррекционная работа все задействованные в плане специалисты, действуют строго по разработанной программе дети придерживаться поставленных задач;

родители контролируют восприятие ребенка, в случае затруднений обязательно консультируются с профильным специалистом промежуточная и окончательная диагностика проверка прохождения программы, коррекция на промежуточных этапах даже в случае полноценного освоения поставленных задач, родители обязательно должны приводить пациента на консультации со специалистами выдача заключения по окончанию программы, составляется полный анализ ее прохождения, выдаются рекомендации для разработки и прохождения следующей программы. полученные рекомендации следует изучить и направить к специалисту занимающимся разработкой следующей индивидуальной программы, если не наступило выздоровление

Применение ПАВ при работе с подростками с ОВЗ

В подростковый период, ребенок сталкивается с физиологическим взрослением, связанным с изменением гормонального фона. Профильные врачи, а также психологи в это время должны контролировать состояние пациента. В некоторых случаях родителям рекомендуется ПАВ терапия – дополнительный прием препаратов, моделирующих психику подростка.

Если врачи считают такое воздействие целесообразным, нельзя от него отказываться, но при этом надо убедиться в том, что оно действительно нужно. Для этого стоит проконсультироваться у нескольких специалистов данного направления. Всегда надо помнить о том, что окончательное решение о приеме препаратов, виде лечения и прохождению программ до совершеннолетия принимают родители. Специалисты могут только рекомендовать их.

Работа педагога с ребенком с ОВЗ

Задачи педагогов, в подростковом периоде, не только повышение уровня знаний. В подростковом периоде, каждому ребенку они обязаны помочь определиться в жизненными приоритетами. Мотивировать к саморазвитию и помочь с профориентацией, чтобы в дальнейшем направить развитие и сознание подростка в нужную сторону. Кроме того, он должен регулировать его восприятие и отношения с окружающими его одноклассниками, так как правильный психологический фон – половина успеха.

План реабилитации, развития и образования должен разрабатываться комплексно

План развития детей с ОВЗ в любом возрасте должен составляться комплексно с учетом множества факторов. Только таким образом можно будет добиться гармоничной реабилитации. Он должен учитывать множество факторов, которые смогут сбалансировать в плане только несколько профильных специалистов, которые соединят воедино:

  • терапию для лечения или поддержки при хроническом заболевании;
  • образовательную программу для интеллектуального развития;
  • психологическую программу для социальной и психологической адаптации.

При его создании и реализации задействуется множество людей, которые помогают семье и пациенту, правильно использовать время до окончания учебного заведения и достойно войти во взрослую жизнь.

Источник

Особенности подросткового возраста у детей с ОВЗ 6-7 классы

специалист в области арт-терапии

Особенности подросткового возраста у детей с ОВЗ

Если здоровье и развитие ребенка было нарушено с рождения или раннего детства, если его социальные и коммуникативные навыки развиты недостаточно, если особенности его интеллектуального и личностного развития не позволяют ему общаться со сверстниками в доверительном ключе и обсуждать волнующие его проблемы с товарищами, у подростка может не оказаться сложившихся представлений о том, какие формы сбрасывания сексуального напряжения допустимы и приемлемы в обществе, а какие способны шокировать и смутить окружающих. Не умея и не желая подавлять свои импульсы, такие подростки невольно пугают или вызывают неприязнь у сверстников, доставляют массу неприятностей родителям, которые, отчаявшись убедить сына или дочь (гораздо чаще такие проблемы настигают взрослеющих мальчиков с ОВЗ, но бывают и девочки, эпатирующие сограждан своей сексуальной активностью) оставить эти глупости и вести себя прилично, предпочитают изолировать их от общества, стыдясь их выходок и справедливо опасаясь, что не все случайные свидетели неприемлемого в обществе поведения отнесутся к проблемам их ребенка с пониманием.

Родителям, знакомым с подобными трудностями не понаслышке, надо понимать, что ни стыд, ни гнев не являются адекватной реакцией на происходящее, вы не виноваты в том, что ваш ребенок в силу собственных особенностей слишком откровенен или недостаточно скрытен, и его мысли и действия, продиктованные гормональными перестройками, становятся достоянием общественности. Не виноват и ребенок. Постарайтесь избавиться от ощущения, что он хуже прочих и в этом смысле тоже. Но его безопасность в настоящем и будущем — это ваша ответственность, поэтому если вы сами не в силах объяснить ему, как нельзя себя вести прилюдно и почему, если поведенческие проблемы стали не исключением, а правилом, обратитесь к специалистам. Вы не одиноки, с подобными проблемами сталкиваются тысячи семей, и с помощью врачей и психологов их можно решить не заставляя вашего подрастающего ребенка жить в заточении.

Подростковый и юношеский возраст характеризуется появлением чувства взрослости, готовности принимать ответственность за себя и за других. Это проявляется как в повседневной жизни, так и в планировании своего будущего, профессионального и личного.

Одной из особенностей подростков с ОВЗ, которую отмечают многие специалисты, является специфический взгляд на сферу отношений с противоположным полом. Если подросток не отрицает возможность личной жизни для себя и готов конструировать портрет потенциально подходящего для отношений партнера, в большинстве случаев акцент будет сделан на его здоровье, а в случае допустимости партнера с ОВЗ, его или ее состояние должно быть значительно более легким, позволяющим заботиться о своем любимом. Нередко подобная позиция наблюдается и у взрослых с ОВЗ, которые недвусмысленно выдвигают к потенциальному партнеру высокие требования по здоровью, силе, подвижности и готовности отдавать всего себя уходу за менее адаптированным супругом. Такую постановку вопроса можно понять, и возможности для построения подобных отношений тоже не редкость. Вот только складываются они значительно реже, и не потому, что здоровый партнер не готов прилагать усилия, чаще всего отношениям мешает развиться именно инфантильная, потребительская позиция того из партнеров, чьи возможности ограничены.

Для того чтобы строить отношения — в любом возрасте, — нужно уметь не только отстаивать свои интересы, но и отдавать, ухаживать, заботиться, уметь нести ответственность за другого, быть готовым вкладывать усилия для того, чтобы сделать другого счастливым. При этом намерение ценится выше, чем умение, поэтому отговорки «я не могу ни о ком позаботиться, потому что сам требую заботы» несостоятельны.

Личное счастье возможно лишь для того, кто умеет любить, помогать, заботиться, а не просто ищет возможности воспользоваться чужой помощью и заботой, не предлагая ничего взамен. Именно поэтому родителям подростков с ОВЗ следует помнить о том, что предвосхищая все их потребности, балуя и прислуживая, не позволяя ребенку делать что-либо самостоятельно или заботиться о других членах семьи, мотивируя это тем, что сами они все сделают быстрее и лучше, они оказывают ребенку две дурные услуги: одну в настоящем, другую в будущем. В настоящем они подрывают развитие самостоятельности, самоуважения и адекватной самооценки, а в будущем лишают возможности создать полноценные отношения, крепкую семью, а ведь эта составляющая счастья доступна людям с самыми разными физическими ограничениями и особенностями развития.

Научите ребенка любить и заботиться еще о ком-то, кроме себя.

Подумайте о том, что в жизни вашего ребенка и так немало закрытых дверей. Неужели вы сами захлопнете перед ним еще одну?

Специфика данного возраста хорошо описывается с применением частицы «Не»

Источник

Adblock
detector