ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике
Главным ориентиром в окружающем мире для ребенка является основа его психической жизни, основа сознания человека – память. Ребёнок запоминает всё, что его окружает, восхищает. Благодаря памяти ребёнок запоминает и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_pamyati_u_detey_s_ovz_statya.docx | 22.23 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ
МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г. Тамбов, solnce.ds@yandex.ru
Главным ориентиром в окружающем мире для ребенка является основа его психической жизни, основа сознания человека – память. Ребёнок запоминает всё, что его окружает, восхищает. Благодаря памяти ребёнок запоминает и обобщает прошлый опыт, приобретает знания и умения.
Ребенок без проблем запомнит то, что его удивило и заинтересовало. Такие виды памяти как произвольное и не произвольное запоминание зависит от волевых особенностей ребенка и от способов запоминания.
Не произвольный вид памяти, это когда ребенок не ставит перед собой цели запомнить тот или иной материал, все запоминается само собой, при этом не применялись какие-либо специальные приемы для запоминания, без волевых усилий.
Если ставят специальную цель запомнить, применяют специальные приёмы, применяют волевое усилие, следовательно, это произвольный вид памяти. Ребенок на много лучше и быстрее запомнит ту информацию, которая приобретет значение деятельности.
Чтобы воспроизвести информацию, ребёнку с ограниченными возможностями здоровья приходится прилагать специальные дополнительные усилия. Одна из основных причин недостаточного уровня развития непроизвольной памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья – их низкая познавательная активность.
Причины замедленного и плохого усвоения новых знаний и умений кроются в свойствах нервных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.
Следует организовать постоянную тренировку различных видов памяти, выбрать для достижения этой цели эффективный вид деятельности, которым является игра. Игра — ведущий вид деятельности ребёнка младшего школьного возраста, наиболее адаптивный вид деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья, которая позволяет в непроизвольной, увлекательной форме осуществить сложные процессы ознакомления, отражения, закрепления, сохранения, и в дальнейшем воспроизведения информации.
Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья в игровой форме позволит встать им на качественно новую ступень развития, новых возможностей и перспектив социализации в обществе. Обязательные элементы при организации игры с детьми младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем – это многократные повторения, частая смена деятельности. У детей с ограниченными возможностями здоровья преобладает быстрая утомляемость, ослабленное развитие психических процессов, замедленное восприятие. Взрослому для успешной организации и качества игры необходимо учитывать: что запомнит ребёнок и как запомнит. Соответственно создать творческую игровую ситуацию, вызвать у ребёнка эмоциональный отклик, интерес, обеспечить ребёнку в процессе игры поисковую ситуацию, объяснить ребёнку игровые правила, обеспечить игру дидактическим наглядным игровым материалом. Игровые задания должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребёнка, позволяющей ему раскрыть свои потенциальные возможности в игре и сопутствовать чувству самоутверждения, уверенности в своих возможностях.
Очень важно при развитии психического процесса – памяти интеллектуально – пассивных детей, и детей с ограниченными возможностями здоровья учитывать психологические факторы: поддерживать детей в игре, внушать им чувство уверенности в своих способностях, возможностях, развивать чувство лидерства, давать детям яркие игровые роли, помогать преодолевать коммуникативные трудности застенчивым, малоактивным детям.
Слабость памяти у детей с ОВЗ проявляется в трудностях не только получения и сохранения информации, сколько её воспроизведения. Воспроизведение – сложный процесс, требующий большой волевой активности и целенаправленности. Незрелость восприятия, неумение пользоваться приёмами запоминания и припоминания приводит детей с ОВЗ к ошибкам при воспроизведении. При работе с детьми с ОВЗ была выявлена такая их особенность, как привнесение в воспроизводимый материал. Осознавая, что того, что воспроизвели недостаточно, они добавляют свои объекты.
Таким образом, исследования памяти детей с ОВЗ показали, что им требуется значительно большее количество повторений, чем для нормально развивающегося ребёнка. Но даже при повторении материала они часто совершают одни и те же ошибки.
Развитие памяти детей с ограниченными возможностями здоровья имеет первостепенное значение для их дальнейшего физического, психического развития и социализации в обществе.
1. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников». Изд.: М.: «АРКТИ». 2008г.
2. Семенович А. В. – «Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте» — М.: Изд. центр. «Академия» 2002г.
3. Гуровец Г.В., Ленок Я.Я. «Коррекционно-развивающие игры как метод обучения в специальной педагогике»/ Г.В. Гуровец, Я.Я. Ленок. Ж. Дефектология, 1996. — №3. – 77 с.
4. Логинова В.И., Саморукова П.Г. «Дошкольная педагогика» / В.И. Смирнова. Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003. – 62, 100, 106 с.
Источник
Особенности памяти у детей с ОВЗ
специалист в области арт-терапии
Развитие памяти у детей с ОВЗ
Особенности памяти у детей с ОВЗ
Обучение детей с ОВЗ в большой мере опирается на процессы памяти, которые обеспечивают и приобретение новых сведений, дают возможность овладевать различными областями знаний. Память заключается в запечатлении, сохранении и последующем узнавании или воспроизведении того, что было у человека в прошлом опыте. Обычно выделяют зрительную, слуховую и двигательную память.
Точность и прочность запоминания обучающихся с ОВЗ словесного и наглядного материала низкая. Воспроизводя его, они многое пропускают, переставляют местами элементы, составляющие единое целое, нарушая их логику, часто повторяются, привносят новые элементы, основываясь на различных, чаще всего случайных ассоциациях. При этом дети, характеризующиеся преобладанием процессов возбуждения, обнаруживают особенно отчетливо выраженную склонность к привнесениям.
Обучающиеся с ОВЗ обычно пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. В текстах дети выделяют эмоционально насыщенные фрагменты. Именно эти части текста ученики наиболее хорошо запоминают даже в тех случаях, когда не они определяют основное содержание прослушанного.
Развитие памяти у детей с ОВЗ
Продуктивность памяти во многом зависит от состояния восприятия, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. В свою очередь нарушения в деятельности памяти негативно отражаются на становлении и развитии этих процессов. В начальной школе на школьников обрушивается огромный поток информации, усвоить который ребенку с проблемами в развитии очень непросто. И, прежде всего причиной этого является низкий уровень развития памяти. Поэтому необходимо целенаправленное развитие и коррекция мнемической деятельности обучающихся с ОВЗ .
Для формирования произвольной регуляции памяти, необходимо особое внимание уделить развитию внимания и, запоминания, так как они являются одним из основных условий, обеспечивающих успешное усвоение детьми доступного для них объема знаний и умений. Поэтому наряду с развитием эмоционального контакта ребенка со взрослыми необходимо с самого начала обучения проводить занятия (игры и упражнения), способствующие формированию внимания и запоминания .
Специальная — коррекционная работа способствует устранению недостатков памяти и представлений. Проведение учебно-воспитательной работы с установкой на развитие осмысленного запоминания — один из самых эффективных путей оптимизации запоминания, сохранения и воспроизведения .
Одна из характерных особенностей развития памяти у школьников с ОВЗ – это отклонение от наблюдаемого у нормально развивающихся сверстников соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием. Ученики младших классов, в ряде случаев воспринимают материал не стараясь его запомнить . Этим обусловлено слабое запоминание. У таких детей отстает в развитии не только преднамеренное запоминание, но и не преднамеренное. Поэтому нужно уделять внимание развитию и этого вида запоминания .
Источник
Особенности развития памяти школьников с ограниченными возможностями здоровья
В настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития памяти у детей с ограниченными возможностями здоровья. Память детей данной категории ограничена и отличается качественным своеобразием: объем памяти ограничен, прочность запоминания снижена, информация быстро забывается.
Просмотр содержимого документа
«Особенности развития памяти школьников с ограниченными возможностями здоровья»
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящее время в России, в силу целого ряда причин, усиливается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Категория таких детей крайне неоднородна, это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранней детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями развития.
В условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
Большинство детей с ограниченными возможностями здоровья испытывают трудности при обучении и развитии.
Специалисты выявляют следующие затруднения в процессе освоения программы и развития детей с ОВЗ:
отсутствует мотивация к познавательной деятельности;
темп выполнения заданий очень низкий; нуждаются в постоянной помощи взрослого;
низкий уровень развития свойств внимания, речи, памяти, мышления;
трудности в понимании инструкции; нарушения координации движений; низкая самооценка;
повышенная тревожность; высокий уровень психомышечного напряжения;
низкий уровень развития мелкой и крупной моторики.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья в состоянии справиться с описанными выше затруднениями и освоить общеобразовательную программу школы, если учитель своевременно оказывает им специфическую помощь и поддержку.
По мнению, ведущих отечественных специалистов, образовательный процесс во многом опирается на память учащихся, под которой понимается запоминание, сохранение и воспроизведение. Изучение памяти детей с ОВЗ рассматривается как важное условие эффективного обучения и развития.
В психологии различают несколько видов памяти. В зависимости от характера материала, который запоминается, память может быть вербальной, образной, эмоциональной. Учитывая то, какой анализатор больше всего задействован в восприятии информации, которая запоминается, выделяют зрительную, слуховую, тактильную так же логическую и другие виды памяти. С учетом длительности сохранения память разделяется на долговременную, кратковременную и оперативную. Информация может фиксироваться непроизвольно и произвольно.
Память учащихся с ОВЗ характеризуется нарушениями запоминания, сохранения и воспроизведения. Помимо перечисленных недостатков памяти, следует также отметить несовершенство их памяти, обусловленное плохой переработкой воспринимаемого материала. Характерной особенностью большинства детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Особенности памяти детей с ограниченными возможностями здоровья характеризуются следующим образом: низкая активность; замедленная скорость; сниженные объем, точность и прочность запоминаемого.
Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей. Наглядная память преобладает над словесной.
Рассмотрев характеристику и взгляды специалистов о памяти школьников с ограниченными возможностями здоровья, мы выявили, что для лучшего усвоения материала и его запоминания они нуждаются в коррекции и развитии памяти. Коррекция и развитие должно осуществляться с помощью различных методом, форм и средств.
Одним из средств развития памяти является игровые технологии. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игровые технологии становятся не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.
М.Н. Перова, определила, что игровые технологии это эффективный способ коррекции познавательной деятельности школьников с особыми образовательными потребностями, для успешного обучения и воспитания необходимо пробудить и активизировать их деятельность. Несмотря на то, что игровая деятельность детей с проблемами в развитии очень своеобразна, олигофренопедагоги широко используют различные игровые технологии для коррекции познавательной деятельности данной категории детей.
Л.А.Метиева, Э.Я.Удалова описывают различные игровые технологии, которые способствуют накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизируют познавательную деятельность ребенка. Выполняя игровые действия, дети упражняются в различении и определении формы, величины, цвета, пространства, звуков, временных отношений, зрительных представлений.
В результате постоянно применения игровых технологий школьники научаются: узнавать предметы по заданным признакам; классифицировать предметы по форме, величине, цвету; давать полное описание объектов и явлений; видеть временные рамки своей деятельности; ориентироваться в пространстве; целенаправленно выполнять действия по инструкции.
Из выше сказанного можно сделать вывод, о том, что для развития и коррекции познавательной деятельности целесообразно использовать не только обыденные приемы и средства работы, но и современные технологи, которые заинтересуют школьников с ОВЗ, и коррекционно-развивающая работа будет происходить успешнее.
Если рассматривать различные учреждения, где происходит обучение данной категории детей, то сегодня не только игровые технологии являются эффективным средством развития, но компьютерные технологии это неотъемлемая часть развития школьников с особыми образовательными потребностями. Цель внедрения данных технологий — коррекция нарушений и общее развитие ребенка. Применение компьютера на уроках это один из путей поддержки у учащихся с ОВЗ положительной мотивации к получению знаний, закрепление изученного материала. Проговаривание, чтение учащимися информации не только развивает его речь, но и активизирует память и мыслительную деятельность.
Таким образом, коррекция и развитие памяти может проводиться с помощью различных технологий, упражнений и игр. Если коррекционная и развивающая работа проводится с детьми в различных и интересных формах, это больше увлекает их и способствует интенсивному развитию памяти и других процессов. Показатели памяти будут улучшаться в том случаи, если методы, средства и формы работы подобраны правильно и в течение продолжительного времени будут использоваться учителем и специалистами.
В дальнейшем нами планируется проведение эксперимента на базе областного государственного автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования «Ступени», г. Биробиджана, который предполагает выявление уровня, индивидуальных особенностей, и разработки рекомендаций по развитию и коррекции памяти. Разработанные рекомендации позволят педагогам правильно и точно воспользоваться игровыми заданиями для коррекции, развития памяти и других познавательных процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы правильно организовать коррекционно-развивающую работу необходимо иметь достоверные данные о памяти детей с ограниченными возможностями здоровья и правильно подобрать методы исследования.
Источник