Особенности обучения ребенка инвалида с ограниченными возможностями здоровья
«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ». В чём разница и как организовать их обучение?
«Ребёнок-инвалид» и «ребёнок ОВЗ» — это два понятия, которые всё чаще приходится слышать в сфере образования. В чём разница и как организовать их обучение? Именно об этом пойдёт речь в статье. Первое с чего мне хотелось бы начать так это с перечисления тех нормативно-правовых документов в которых мы будем искать ответы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725 «О регулировании вопросов образования лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья»
Понятие «ребёнок ОВЗ» и «ребенок-инвалид» в нормативно-законодательных актах РФ
В ст. 2, п. 16 Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» говорится:
«Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий»
Относительно инвалида определение дано в Федеральном законе от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Там в ст. 1 говориться:
«Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».
Ответы на основные вопросы
Вопрос
Ответ
Выдержка из нормативно-правового документа
Кто присваивает статус ОВЗ?
ПМПК.
«….статус обучающегося с ОВЗ — психолого-медико-педагогическая комиссия, деятельность которой регламентируется приказом Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. N 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Кто присваивает статус ребёнка-инвалида?
МСЭ
«Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. ….» (ст. 1 ФЗ от 24.11.1995 (ред. от 24.04.2020) «О социальной защите инвалидов в РФ»)
«Статус инвалида (ребенка-инвалида) присваивает бюро медико-социальной экспертизы…» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Всегда ли ребёнок-инвалид является ребёнком ОВЗ?
Нет
«Не каждому ребенку-инвалиду требуются специальные условия для получения им образования. Тогда он — не обучающийся с ОВЗ, и получает реабилитационные услуги в иных сферах (здравоохранении, социальной защите, но не в образовании).» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
Может ли ребёнок-инвалид быть и ребёнком ОВЗ и наоборот?
Да
«Вместе с тем один и тот же обучающийся может быть и инвалидом, и лицом с ОВЗ. В таком случае у него есть и заключение ПМПК и индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида, в которой в разделе, посвященном образовательной реабилитации, должны быть соответствующие пометки.»(Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
«Инвалид (ребенок-инвалид) может быть приравнен по правовому статусу к лицу с ОВЗ в случае подтверждения заключением ПМПК наличия у инвалида (ребенка-инвалида) физических, психических, интеллектуальных, сенсорных и (или) других нарушений, обуславливающих его особые образовательные потребности, препятствующие получению образования без создания специальных условий. Таким образом, инвалид (ребенок-инвалид), которому для получения качественного доступного образования с учетом его особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья необходимо создание специальных условий, должен пройти обследование ПМПК и получить соответствующее заключение.» (Письмо Министерства образования и науки от 20 июля 2017 г. N 08-ПГ-МОН-26725)
На основе какой программы должен обучаться ребёнок, имеющий статус инвалид и/или ОВЗ?
Статус ребёнка
Наименование программы
Выдержка из нормативно-правового документа
ОВЗ
АОП или АООП
«адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц» (ст.2, п. 26 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
«Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам….» (ст. 79, п.2. ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
Ребёнок-инвалид
ООП
Чёткого ответа на этот вопрос в нормативно-правовых документах я не нашла, поэтому высказываю тут своё мнение, которое сформировалось у меня на основе всего описанного в этой статье. Если ребёнок-инвалид не имеет отклонений в физическом и (или) психологическом развитии, то обучение ребёнка осуществляется по ООП в соответствии с ИОМ (по необходимости). При этом ИОМ составляется с учётом ИПРА.
Обучение ребёнка, если у него только статус инвалида, по АООП или АОП происходить не может, т.к. рекомендации по программе обучения даёт ПМПК. Об этом говорится в приказе Минобрнауки РФ от 20.09. 2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» в п.21. Там сказано: «В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются: …рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования.»
Ребёнок-инвалид и ОВЗ
АОП или АООП
«Общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляются в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов.» (ст. 19 ФЗ об образовании № 273 от 29.12.2012)
Что делать, если в детский сад пришёл ребёнок-инвалид без статуса ОВЗ?
Специалисты ППк проводят комплексную психолого-педагогическую диагностику ребёнка.
По результатам диагностики определяют необходимость направления ребёнка на ПМПК.
В случае, если необходимости направлять ребёнка на ПМПК нет, то ребёнок обучается по ООП.
Если специалисты ППк видят необходимость направить ребёнка на ПМПК, то выписывают направление и после прохождения ребёнком ПМПК его обучение осуществляется по программе, рекомендованной ПМПК.
Копирование текста с последующим размещение на других сайтах или группах в социальных сетях разрешено с указанием автора и ссылки на мой сайт.
Источник
Особенности обучения инвалидов. статья на тему
В статье рассказывается о работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и о возможных путях преодоления трудностей, возникающих в работе с такими учениками.
Скачать:
Вложение
Размер
statya.doc
52.5 КБ
Предварительный просмотр:
Особенности обучения инвалидов (из опыта работы).
учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Россия, город Энгельс
учитель английского языка муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №12» Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Россия, город Энгельс
Аннотация: в работе рассказывается об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и о возможных путях преодоления трудностей, возникающих в работе с такими ребятами.
В 2008 году Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов, государства-участники которой обязуются развивать инклюзивное образование, то есть обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми. Совместное обучение здоровых детей и ребят с ограничениями физического развития в обычных, общеобразовательных школах — одна из форм активной интеграции детей с ограниченными физическими возможностями в общество. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом наиболее гуманным, поэтому это направление стало одним из главных в российской образовательной политике. Положения инклюзивного образования закреплены в российских государственных документах (Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года и т. д.).
Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведётся тем способом, который наиболее подходит этому ребёнку. В школе, помимо индивидуального подхода, ребенок с ограниченными возможностями здоровья имеет возможность общаться с одноклассниками и педагогами. Дети, у которых повышенная утомляемость, слабость предложено посещать 1 раз в неделю комнату психологической разгрузки. Каждому ребенку приходится адаптироваться в школьном коллективе. Ситуация успеха, созданная в классе, позволяет «особенным» детям настроиться на плодотворную работу. Ребенок уверен в том, что всё у него получится, пусть не сразу. Это позволяет сохранить психическое здоровье. Школьные страхи, неуверенность в собственных силах, имеющиеся у некоторых детей-инвалидов, постепенно уходят, если рядом с ним понимающие взрослые и доброжелательные одноклассники.
Одной из основных форм работы учителя является взаимодействие с семьей, индивидуальная работа с каждым родителем. Изучение специфики семьи, беседы с родителями, наблюдение за общением родителей с детьми намечает конкретные пути совместного воздействия на ребенка. В разговоре с родителями можно узнать много нужной информации, о его предпочтениях и интересах, здоровье, привычках, умениях и навыках в различных формах деятельности. Одной из форм индивидуальной дифференцированной работы с родителями и детьми являются консультации. Они помогают, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой – побуждают родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Групповые родительские собрания в школе также действенная форма работы педагогов, психолога и социального педагога с коллективом родителей, организованного для ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста. Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом. Повышает активность родителей на собраниях участие детей. Это могут быть развлечения, драматизация сказки, показ художественной самодеятельности. Если собрания проводятся в удобное для родителей время и организованы интересно, то его участники получают не только пользу, но и удовольствие от общения друг с другом.
Таким образом, в настоящее время, парадигма, где инвалид воспринимается как человек «непригодный», изменилась на «человек с ограниченными возможностями». Ведется активная работа по интеграции детей-инвалидов в социум, приспособление к ним условий жизни в обществе. С детьми–инвалидами проводится психолого-педагогическая реабилитация, помогающая стать им полноценными людьми, обучаться в обычных школах и даже получить высшее образование. Это свидетельствует о том, что работа с такими детьми – дело небезнадежное, но требующее специальных знаний и больших душевных и физических затрат.
Для успешной реализации проекта в работе с детьми-инвалидами в нашей школе принимают участие высокопрофессиональные специалисты, владеющие современными средствами обучения, дистанционными технологиями. С этой целью учителя, участвующие в проекте, прошли курсы повышения квалификации «Организация дистанционного образования детей-инвалидов».
Обязательным условием работы педагога является учет возможностей здоровья ребенка, психофизиологических особенностей, способностей; ориентированность на перспективы развития обучающегося, раскрытие его потенциала.
Учебный процесс представляет собой сочетание он-лайн уроков с посещением детей на дому учителем. Он-лайн урок осуществляется через систему скайп.
Эта форма, с одной стороны, имеет дидактическое сходство с построением очного урока, с другой стороны, носит черты индивидуального занятия с учетом конкретных ограничений обучающегося в отношении его возможностей восприятия, темпа работы, допустимой нагрузки, уровня предметной подготовленности и др.
Плюсы использования данной формы:
— осуществление индивидуального подхода к обучению ребенка с ограниченными возможностями здоровья : адресный подбор материала, объема, темпа работы, уровня усвоения;
— организационное удобство — гибкость графика и хронологических рамок уроков (определяются самим учителем в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей учащегося);
— возможность использовать на занятии более разнообразные (не только цифровые) средства обучения – учебники, учебные пособия, рабочие тетради;
— помощь учителя ребенку при использовании им в обучении компьютера и ЦОР;
— максимально близкий эмоциональный контакт с учащимся, живое общение.
Он-лайн уроки можно проводить на любом этапе изучения материала, но целесообразней использовать эту форму в тех случаях, когда требуется индивидуальная коррекция усвоения материала учащимся – т.е. на этапах закрепления, повторения, систематизации и т.п.
Для он-лайн уроков составляется расписание, где определены даты, время и продолжительность. Но в случае необходимости, оно, в отличие от очных уроков, может легко меняться по договоренности между учителем и учеником.
При подготовке к он-лайн урокам разрабатываются конспекты, для которых характерно:
все задания в конспекте урока необходимо оценить с точки зрения возможности его выполнения ребенком-инвалидом, для которого будет проводиться урок;
в случае необходимости некоторые задания могут быть упрощены или отменены вовсе;
задания, предлагаемые ребенку в ходе урока, должны носить индивидуальный характер и иметь соответствующие формулировки.
Очное занятие педагога с ребенком-инвалидом с использованием ЦОР имеет большое сходство по методическим и организационным особенностям с уроком он-лайн. И в том, и в другом случае речь идет о непосредственном контакте учителя с учащимся, выборе и подаче материала с учетом индивидуальных особенностей усвоения им материла и его физических возможностей. Разница лишь в том, что в ситуации очного занятия процесс обучения осуществляется более естественно и эмоционально в силу ничем неопосредованного, живого общения педагога с ребенком.
Как и для он-лайн уроков, для очных форм урока также составляется расписание, определяются дата, время и продолжительность занятий.
Нас объединяет работа по укреплению в коллективе взаимопомощи и заботы о тех, кто в ней реально нуждается. Это, в первую очередь, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дистанционные образовательные технологии — это уникальный инструмент, позволяющий обучаться в любое удобное время, не выходя из дома, на любом расстоянии от образовательного учреждения. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий обеспечивает освоение обучающимися основной общеобразовательной программы в полном объеме при самых разных потребностях, т.к. имеет ценное преимущество – высокую степень индивидуализации процесса обучения.
Эффективная организация системы дистанционного образования детей-инвалидов создает среду, развивающую у детей интерес не только к информационным технологиям, учебной и исследовательской деятельности, но и способствует всестороннему развитию ребенка-инвалида, позволяет найти, оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни.
В Саратовской области (по данным, взятым из выступления министра социального развития Л. В. Колязиной 2 марта 2015 года) проживают более 155 тысяч граждан с инвалидностью, из них более 6 тысяч детей-инвалидов. В нашей школе обучается 35 человек. Мы очень надеемся, что помогаем им адаптироваться в жизни.
1. Андреева О.С. Актуальные проблемы инвалидности и пути медико-социальной реабилитации в Москве. М., 1977.
2. Выступление министра социального развития Саратовской области Л.В.Колязиной по вопросу: « Об обеспечении в Саратовской области качества и доступности социальных услуг для инвалидов».
3. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М., 1996.
4. Приходько О.Г. Специальное образование лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата/ Специальная педагогика. М.: Академия, 2000.
5. Саркисян Л.А. Образование для инвалидов. М., 1995.
6. Сборник деклараций о правах инвалидов ООН. Нью-Йорк, 1988.
7. Сборник законодательно-нормативных документов по профессиональной реабилитации и занятости инвалидов. Москва, 2000.
8. Элланский Ю.Г.Словарь по социальной медицине, организации здравоохранения и медицинскому страхованию. Ростов-на-Дону, 1995.
9. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития: (В традиции культурно-исторической теории Л.С.Выготского). М.: Тривола, 1994. 168с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В работе рассмотрены основные виды чтения, их особенности, приведены упражнения для развития навыков разных типов чтения на разных этапах обучения, приведены основные требования при овладении различны.
В работе рассматриваются основные виды чтения, упражнения для развития разных типов чтения на всех этапах обучения.
«Современные инновационные педагогические технологии в обучении инвалидов и лиц с ОВЗ».
План 1. Профильное обучение на современном этапе.2. Особенности обучения математике в профильных классах:2.1 Место математики в индиви.
Пояснительная запискаЦелью предлагаемой программы, согласно общему направлению процесса социальной реабилитации инвалидов по зрению и интеграции их в обществе, является приобретение устойчивых умений .
В данном докладе описывается необходимость использования дидактических пособий в обучении инвалидов по зрению и слуху.
Сегодня активно внедряется инклюзивное образование, подразумевающее идею ― мы разные, но мы вместе. Много лет мы с такими детьми существовали, как-бы, параллельно, они обучались в специальных школах (.