Меню

Особенности обучения математике детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика преподавания математики детям с ограниченными возможностями здоровья
статья по математике

Особенности восприятия детьми с ОВЗ математического материала

Скачать:

Вложение Размер
spetsifika_prepodavaniya_matematiki_detyam_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya.docx 19.58 КБ

Предварительный просмотр:

СПЕЦИФИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МАТЕМАТИКИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каждый учитель, работающий в коррекционной школе, прежде всего ставит перед собой и решает следующие задачи:

— Кого и зачем учить?

На все эти вопросы необходимо ответить с точки зрения особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Согласно классической теории олигофренопедагогики, обучение детей с отклонениями в интеллектуальном развитии сводится к сообщению учащимся определенной суммы общеобразовательных знаний, навыков и умений для подготовки их к самостоятельной жизни. Помимо привития детям с ОВЗ навыков, умений и знаний, необходимо обратить внимание на их социальное и психическое развитие, приспособиться к особенностям личности каждого такого ребенка.

Существенной стороной процесса обучения в специальной школе являются мотивы учения.

Мотивация в изучении математики может быть:

— положительной — стремление к знаниям, желание получить хорошую оценку или получить одобрение (родителей, учителей, сверстников). Задача учителя в этом случае — развить и укрепить мотивы;

— отрицательной — отрицательное отношение к школе и учебной деятельности особенно часто вырабатывается у детей, которые обучались в общеобразовательной школе и переносили насмешки одноклассников, а порой и учителей. Отрицательную мотивацию необходимо нейтрализовать, после чего воспитать положительную;

— нейтральной — при нейтральной мотивации, когда учащемуся безразлично получение знаний, ребенок не стремится к овладению специальностью и пр. В этом случае педагог-дефектолог также должен помочь ребенку выработать положительную мотивацию, сформировать положительные стереотипы в отношении обучения;

— сочетающей в себе разные мотивы, то есть сложной — такая мотивация также нуждается в коррекции. Упор необходимо сделать на положительную мотивацию.

Положительную мотивацию могут выработать не только непосредственно уроки математики, но и коррекционные занятия по математике, внеурочная деятельность (проведение различных командных игр по математике, конкурсов. создание математических газет).

Принципы обучения в коррекционной школе практически не отличаются от обычных дидактических принципов, но специфика обучения детей с ОВЗ вносит в них свои коррективы. Обучение — двусторонний процесс, состоящий из преподавания и учения.
К основным принципам обучения в специальной школе относятся следующие:
1. Принцип развивающего обучения направлен на развитие личности ребенка, то есть на развитие потенциальных физических и умственных возможностей в специально созданных педагогических условиях.

2. Принцип воспитывающего обучения способствует воспитанию в умственно отсталом ребенке необходимых моральных и волевых качеств, что в итоге приводит к формированию характера.

3. Принцип систематичности и системности в обучении. В коррекционной школе восьмого вида объем математических знаний меньше, нежели в обычной общеобразовательной школе. Тем не менее, программа обучения представляет собой систему знаний. Преподавание математики построено на концентрическом принципе, то есть дети изучают тему или раздел последовательно в нескольких классах, с постепенным расширением и углублением предлагаемого материала.

4. Принцип научности в обучении. В результате научных знаний формируется теория. Главным звеном школьных знаний являются основные исходные положения науки, которые должны усвоить учащиеся. При этом важно не допустить примитивизма в преподнесении учебного материала.

5. Принцип доступности тесно связан с принципом научности. Процесс преподавания знаний в коррекционной школе тесно связан с особенностями интеллектуального развития учащихся. Доступность обучения вплотную зависит от связи новых знаний с особенностями мышления детей с ОВЗ. Реализация этого принципа в коррекционной школе требует особого внимания, излишнее упрощение научных знаний может привести к примитивизации процесса обучения, тогда как усложнение учебного материала — к неуспеваемости учащихся и, как следствие, к отрицательной мотивации. В специальной школе важна связь новых знаний с уже усвоенными.

6. Принцип наглядности обучения является одним из важнейших в коррекционной школе. Абстрактное мышление ребенка с ОВЗ слабо развито, и, как следствие, ему необходимо связывать полученные в звуковой форме знания с представлением о реальной жизни в образной форме. Чувственные образы способствуют усвоению понятий, знаний, правил, теории. Важнейшей стороной организации чувственного познания и является наглядность обучения.

Наглядные пособия подразделяются на несколько групп:
— I группа — реальные предметы или явления (форма и внешний вид предметов, окружающих детей),
— II группа — изображения и модели предметов, явлений, которые могут заменить реальные предметы (объемные модели геометрических фигур, геометрических тел);
— III группа — символические и схематические наглядные пособия (схемы, чертежи, карточки) используются для лучшего усвоения и понимания закономерностей математики.

7. Принцип активности и сознательности предполагает формирование у учащихся сознательного понимания учебного материала, сознательного отношения к учебным занятиям, познавательной активности.

8. Принцип прочности усвоения знаний является одним из важнейших. Минимум полученных в специальной школе знаний должен стать базой для дальнейшего формирования и углубления навыков и знаний. Главное в усвоении знаний — это повторение. Но в специальной школе повторение имеет свои особенности в связи с особенностями памяти детей с ОВЗ. Прежде всего, повторение должно быть разнообразным по форме. Можно сформулировать следующие требования, предъявляемые к процессу преподавания математики в плане прочности усвоения знаний:

— необходимо выделить главную мысль в любом учебном материале, которая определит весь путь объяснения и усвоения знаний. Понимание главной мысли способствует лучшему усвоению всего материала урока. Для усвоения материала используются объяснение на уроке, закрепление и повторение материала, практические работы;

— главная мысль того или иного урока математики должна занимать определенное место в системе уже полученных знаний, обретенных умений и навыков;

— связь знания, умения и навыков с практикой обеспечивает их длительное сохранение в памяти и хорошее воспроизведение. Необходимо достичь понимания учащимися практического значения полученных знаний и алгоритма действий.

9. Принцип индивидуализации обучения имеет особое значение в специальной школе. Помимо коллективной учебной деятельности, каждый учащийся нуждается в индивидуальном подходе, зависящем от его психофизических характеристик. Для этого на каждом уроке используются индивидуальные задания в виде заранее распечатанных тестов, заданий, подходящих по степени сложности отдельным учащимся.

10. Принцип дифференцированного подхода в обучении математике реализуется в разделении класса на группы по способностям и степени обучаемости.
Методы обучения математике:

1. Словесные методы являются основной формой общения учителя с учениками. К ним относятся описание, рассказ, объяснение, беседа;

2. Наглядные методы;

3. Практические методы.

Словесные методы изложения учебного материала являются наиболее важными в процессе преподавания в коррекционной школе. Именно они способствуют установлению контакта педагога и учащегося, что, в свою очередь, приводит к оптимизации процесса усвоения знаний. Помимо этого, слово учителя является образцом устной речи для учащихся, углубляет понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей. Так как значение учительской речи в процессе обучения очень высоко, к устному изложению учителем учебного материала предъявляются некоторые требования:
— научная достоверность учебного материала, излагаемого учителем, является необходимым условием успешного обучения
-системное и последовательное изложение материала;
-доступность и понятность учебного материала;
— излагаемый материал должен быть интересным для учащихся; сознательный интерес способствует лучшему пониманию и усвоению знаний. Урок становится более интересным, а следовательно, и более эффективным в том случае, если учитель приводит примеры из окружающей жизни, близкие учащимся;
— устное изложение материала необходимо сочетать с наглядными и практическими занятиями, то есть на уроках математики нужно пользоваться наглядными пособиями, графическими и иллюстративными работами, материал нужно закреплять с помощью самостоятельных работ и упражнений.
Также к необходимым качествам учителя относятся хорошая дикция, выразительная речь, правильное построение фраз и эмоциональная окраска подаваемого материала. Также важна четкость структуры изложения материала.
Объяснением называется метод овладения теоретическим учебным материалом. Для пояснения важно получение обратной связи. То есть неотъемлемой частью данного метода является постановка вопросов, помогающих понять затруднения учащихся и устранить их; самостоятельные задания также помогают уяснить непонятные места излагаемого материала. Обратная связь помогает учителю совершенствовать объяснение, вносить корректировку объяснений непосредственно по ходу урока.

Особенностью этого метода являются теоретические доказательства, то есть:
— постановка познавательной задачи, адекватной уровню знаний и развития учащихся;
— строгий подбор фактического материала;

— определенная форма рассуждений (аналитическое и синтетическое объяснение, наблюдения и выводы, индукция или дедукция);

— использование иллюстративного материала (схем, рисунков, моделей);

— дополнительные разъяснения, если они необходимы в связи с конкретной ситуацией обучения. Например, для слабых учащихся придется изложить часть материала на более доступном уровне.

Беседа представляет собой вопросно-ответную форму овладения материалом. Главным требованием метода беседы является система продуманных вопросов и предполагаемых ответов учащихся. Вопросы должны быть взаимосвязаны, подчинены идее урока, поставлены на доступном учащимся уровне. То есть для более слабых учеников следует задавать конкретные вопросы, требующие односложного, краткого ответа или ответа в форме картинки, рисунка и пр. Вопрос, заданный более сильному учащемуся, предполагает развернутый ответ. Предполагая строить урок в форме беседы, учитель должен продумать вопросы и возможные ответы учащихся, а также ряд уточняющих, вспомогательных вопросов на тот случай, если ответ будет неверным. Вопрос должен ставиться перед всем классом, тогда учащиеся будут более активно включаться в работу на уроке. Использование на уроке вопросно-ответного метода имеет ряд преимуществ:

— беседа способствует развитию речи и понимания учащихся;

— использование различных формулировок вопросов позволяет углублять знания ученика;

— различная степень трудности задаваемых вопросов способствует индивидуализации обучения;

— беседа способствует развитию связной речи у детей, способности излагать свои мысли.

Работа с учебником — один из действенных методов овладения учебным материалом. Основные требования по работе с учебниками и книгами:
— каждый учащийся должен иметь учебник, уметь находить изучаемое место;
— учитель должен провести краткий инструктаж по выполнению задания (указать тему урока, найти нужную страницу, задачу, правило и др.), после чего проверяется, правильно ли усвоены инструкции.
— учащиеся должны научиться находить главное, опорные пункты в процессе работы с учебником, не отвлекаясь на попутную информацию.

Применение наглядных методов в обучении детей с ОВЗ создает условия для более полного усвоения ими учебного материала. Использование наглядных методов позволяет подготовить учащихся к изучению более сложного материала. Зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; именно этим объясняется эффективность применения наглядных средств.

Источник

Особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике.

специалист в области арт-терапии

первой квалификацинной категории

The teacher of Mathamatics

First qualifying for

Municipal Publicly funded General Educational Institution Lomovskaya Secondary School.

Особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике.

Features of work with pupils with desabilities when teaching math/

Аннотация. Сегодня мы существуем в исключительно сложной обстановке, нам необходимо вписаться в мир, который уже есть, со всеми его нравственными проблемами. Статья посвящена описанию особенности работы с учащимися ОВЗ при обучении математике.

Ключевые слова: математика, дети с ограниченными возможностями здоровья, способности и особенности обучения.

Abstract : Today we exist in an extremely difficult situation, we need to fit into the world that already exists, with all its moral problems. The article describes the peculiarities of working with students with disabilities teaching mathematics.

Keywords : mathematics, children with disabilities, abilities and features of education .

«… умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»

В современном обществе создание и обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России. Одним из основных направлений является обеспечение равных возможностей для детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в особых условиях обучения и воспитания.

Основным аспектом в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья является индивидуализация обучения, применение личностно-ориентированного подхода, что позволяет каждому ученику развиваться в соответствии с его способностями и особенностями. Основная задача учителя заключается в грамотной организации учебного процесса, систематизации учебного материала и доступности его изложения для каждого ученика. Очень важно дать возможность каждому ученику проявить себя, вовремя исправить свои ошибки и получить положительную оценку. Таким образом создается ситуация успеха для каждого обучающегося.

Математика, являясь одним из важнейших общеобразовательных предметов, должна носить практическую направленность, готовить учащихся с ОВЗ к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

На уроках математики учащиеся изучают арифметические действия, овладевают приемами устных и письменных вычислений, учатся находить значения числовых выражений, применять полученные знания в жизненных ситуациях. Также у детей формируются пространственные и геометрические представления.

Математика тесно связана с другими учебными предметами. Обучение математике невозможно без систематической работы над формированием грамотной речи, умением работать с текстом.

Процесс обучения математике тесно взаимосвязан с решением такой важной задачи как развитие и коррекция познавательной деятельности, развития личности ребенка, а также с формированием умений планировать свою деятельность.

Проблемы при обучении математике учащихся с ОВЗ:

1) Невозможность длительного интеллектуального напряжения

2) Трудности по овладению навыком устного счета

3) «Боязнь» текстовых задач большого объема

4) Трудности в заучивании наизусть и воспроизведение выученного материала

5) Трудности при работе с чертежными инструментами в связи с недоразвитием мелкой моторики рук, дисграфией.

Содержание учебного материала, темп обучения, требования к результатам обучения, как правило, оказываются для детей с ОВЗ непосильными. Это не позволяет им активно включаться в учебный процесс, а также формируют у них негативное отношение к учебе. Поэтому обучение математике детей с ОВЗ должно осуществляться на доступном уровне. Для эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья важно формировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Таким образом, организация учебной деятельности должна вестись следующим образом:

Общие подходы в работе с детьми ОВЗ:

Учебный материал должен быть в такой форме, чтобы вызвать эмоциональный настрой, активизировать познавательные интересы (Принцип эмоциональной окрашенности).

Использовать принцип систематичности и последовательности (важна вариативность повторения, при которой каждый раз вносятся, что-то новое в содержании материала, в характер его усвоения)

Практиковать многократные повторения и напоминания.

Материал должен преподноситься малыми дозами, с постепенным усложнением. (Для предотвращения наступления утомляемости необходимо чередование умственной и практической деятельности).

Следовать главному девизу: «Не спешить!»

Широко использовать принцип наглядности, доступности ( использовать интересный и красочный дидактический материала) в сочетании с принципом научности.

Использовать принцип фасилитации (облегчение трудностей на начальном этапе обучения).

Поддержка и поощрение активности ребенка «Зона ближайшего развития» — основной принцип детей ОВЗ.

Особое внимание уделять коррекции всех видов деятельности

10) Проявлять педагогический такт.

Для повышения продуктивности урока необходимо:

Четкие и продуманные инструкции для учащихся

Обязательное включение устной работы в ход каждого урока

Обучение работать с учебником и учебным пособием.

Пошаговая инструкция, алгоритм.

Выполнение заданий по образцу. Опорные конспекты. Тренажеры. Памятки. Тесты.

Оказание дифференцированной помощи на уроке.

Не последнюю роль в развитии внимания и памяти играют систематические упражнения, направленные на повышение мотивации и концентрации внимания обучающихся. К таким упражнениям можно отнести следующие типы заданий:

В тексте из пяти строк сосчитать количество букв «а», или «б», или «о» и т. д.

«Собери фигуру» (Разрезанную на части геометрическую фигуру нужно собрать и назвать.)

На различных этапах урока целесообразно использовать упражнения для развития устной и письменной речи, мышления, пространственного воображения. ( Игра «Молчанка»: учитель показывает пример, а ученик должен сказать результат.)

Без систематического контроля нельзя достигнуть хороших результатов. Проверка знаний учащихся, как правило, проводится в форме контрольных и проверочных работ. Очень продуктивно использование небольших тестовых заданий, в которые включены задания, аналогичные домашним. Обязательно проводить анализ выполненных работ, на основании которых, в дальнейшем учащимся предлагаются индивидуальные занятия по устранению выявленных пробелов в знаниях.

При объяснении нового материала новые термины и понятия можно вводить не через определение, а через образ. Новые математические правила или законы учащиеся пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов (так при изучении темы «Ромб» детям раздается разрезная модель этих фигур. Затем предлагается определить размеры и определить свойства.) Все задания решаются с комментированием, что облегчает усвоение нового материала.

Для детей с ОВЗ необходимо постоянно работать над развитием речи, формированием умения работать с учебником, справочной литературой. Актуальны задания на развитие памяти и внимания. Внимание школьников развивают, например, задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок . Память учащихся позволяет развивать составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. Решение логических задач позволяет формировать и развивать логическое мышление.

При закреплении учебного материала можно применять следующие типы заданий:

«Математический тренажер». (Таблица умножения).

Раздаточный материал – карточки с заданиями.

Для обобщения и систематизации пройденного материала важно применять задания, способствующие активизации учебной деятельности учащихся. Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи .

Например: каждому игроку дается чистый лист бумаги и ручка. Кроме этого, каждый берет по листку, на котором написана зашифрованная пословица или поговорка. Чтобы ее зашифровать, вам просто-напросто нужно выбросить все гласные буквы, оставив только согласные. Можно использовать следующие поговорки:

1. Любишь кататься – люби и саночки возить – ЛБШКТТСЛБСНЧКВЗТ.

2. На вкус и цвет товарищей нет – НВКСЦВТТВРЩНТ.

3. Под лежачий камень вода не течет – ПДЛЖЧКМНВДНТЧТ.

Можно зашифровать слово или определение, например: ПРЛЛЛНПРМ –«Параллельные прямые»)

Актуальны уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов по математике. Все это способствует активизации познавательной работы и развитию учебных навыков и умений.

Важным звеном является рефлексия (итог урока), цель которой — осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей работы и деятельности всего класса. Самое главное на этапе рефлексии – это ответ на вопрос, где можно применить новые знания в повседневной жизни? ( Можно использовать три цветочка: белый – не понравилось, зеленый – понравилось; красный – очень понравилось).

Четкая и последовательная организация и выполнение задач учителем позволит ребенку с ОВЗ:

1. осознать себя как частичку окружающего мира и обрести уверенность в своей значимости;

2.формировать способность организовывать повседневную жизнь соответствии со своими особенностями;

3.формировать потребность в сознательном и ответственном отношении к учебе.

Мотивация и возможности к обучению детей с ОВЗ снижена из-за состояния здоровья. Не всегда учитель получает положительную динамику результатов обучения. Но важнее всего видеть заинтересованность в глазах учеников, осознавать, что знания, полученные на уроке помогут им в жизни.

Проявление особого внимания, педагогического такта, поощрение за даже небольшие успехи, своевременная помощь каждому ребёнку – это важнейшие условия развития в нём веры в собственные силы и возможности. А для особенных детей это, пожалуй, самое главное.

Алехина С.В. Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья // Современные образовательные технологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья: монография / Н.В. Новикова, Л.А. Казакова, С.В. Алехина; под общ. ред Н.В. Лалетина; Сиб. Федер. ун-т, Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева [ и др.]. Красноярск, 2013. С. 71-95.

Дорофеев Г.В. Математика для каждого. М., 1999.

Организация специальных образо_вательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012

Перова, М. П. Дидактические игры и упражнения по математике/ М. П. Перова. – М.: «Просвещение», 1996

Письмо Министерства образования РФ от 16.04.2001 № 29/1524-6 «О концепции интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (со специальными образовательными потребностями)».

Источник

Читайте также:  Организм свой надо знать чтоб здоровье укреплять
Adblock
detector