Меню

Особенности обучения индивидуально ребенка с проблемами здоровья

Спецификация индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем
статья по теме

Делюсь опытом работы с детьми с ослабленным здоровьем, обучающимся индивидуально

Скачать:

Вложение Размер
statya.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Специфика индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем

В последние годы всё больше встречается детей с ослабленным здоровьем, которым в связи с теми или иными заболеваниями становится трудно обучаться в классе. В таком случае врачебная комиссия рекомендует данным учащимся индивидуальное обучение. Как быть с такими детьми? Как сделать, чтобы они достигли наибольших успехов в обучении? Хочу поделиться своими размышлениями по этому поводу и своим опытом работы с такими детьми.

Все годы моей трудовой деятельности мне приходилось сталкиваться с детьми с различными заболеваниями, обучающимися индивидуально. Поэтому несколько лет назад я обратилась к методической теме «Особенности индивидуального обучения». Работая по этой теме, я пыталась найти какую-либо литературу, но безрезультатно: существует много разработок для обучения в коррекционных классах и школах, но нет методик индивидуального обучения детей с ослабленным здоровьем в общеобразовательной школе. Поэтому пришлось ко всему приходить самой, путём проб и ошибок. В настоящее время, уже четвёртый год, я занимаюсь только детьми с ослабленным здоровьем, поэтому я снова обратилась к теме, связанной с индивидуальным обучением, но уже с другим подходом.

Цель моей работы – развивать познавательный интерес у учащихся на уроках математики, создавая благоприятные условия для этого в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Известно, что на индивидуальное обучение отводится гораздо меньшее количество часов по сравнению с обучением в классе. В связи с этим, чтобы уместить тот же материал в меньшее количество часов и при этом оставить достаточное количество времени на отработку материала, ранее мною было разработано календарно-тематическое планирование таким образом, что теоретический материал был объединён в блоки. Получалось, что в один урок выдавалось ученику несколько взаимосвязанных между собой тем, а в последующие несколько уроков шла практическая отработка полученных знаний. Теперь, когда я более плотно столкнулась с проблемами индивидуального обучения, я поняла, что такой метод малоэффективен. Дети, обучающиеся индивидуально, страдают различными заболеваниями, поэтому практически во всех случаях у них ослаблены внимание и память. Следовательно, воспринимать и запоминать большое количество теоретического материала в течение урока им очень затруднительно. В связи с этим мною был сделан вывод о том, что теорию нужно давать дробно, небольшими порциями – и каждую порцию тут же закрепить. Если в теме даётся несколько понятий или правил, которые нужно отработать, то целесообразно разбить урок на несколько этапов — для изучения и закрепления каждого понятия отдельно — и в конце урока обобщить изучаемые понятия.

Индивидуальное обучение не зря имеет такое название. И дело здесь не только в том, что дети обучаются один на один с преподавателем. Важен индивидуальный подход к каждому ученику, основанный на психологических особенностях ребёнка и тех или иных последствиях его заболевания. Необходимо найти подход к обучающемуся, общий язык с ним — чтобы у ребёнка было желание посещать ваши уроки, плодотворно заниматься на них, радовать вас своими знаниями и умениями. В моей практике есть ученик, который в первое время производил впечатление очень слабого. При решении тех или иных заданий он неимоверно долго думал. Делал всё молча, на любые мои вопросы не отвечал совсем. Побеседовав с мамой ученика, я выяснила, что медлительность мальчика обусловлена его заболеванием. А молчание я решила победить, попытавшись каким-то образом разговорить учащегося. На перемене, а порой и во время урока, я старалась найти тему, интересующую ребёнка. Обнаружилось, что мальчик увлекается моделированием и компьютерными играми — и об этом он вполне свободно может говорить. Поддерживая разговор о его увлечениях, я установила контакт с ребёнком. Теперь ученик не молчит на уроках – вслух читает задачи, проговаривает при необходимости порядок выполнения действий, отвечает на вопросы. Вследствие его медлительности мы успеваем, конечно, значительно меньше, чем могло бы быть. Но я планирую уроки с ним таким образом, чтобы меньшим количеством заданий охватить весь изучаемый материал. В итоге мальчик довольно успешно занимается, получая отметки «4» и «5».

Ещё один ученик, которого я начала обучать с 5 класса, был охарактеризован учителем, обучавшим его в 4 классе, как «очень слабый, почти необучаемый». На деле оказалось, что у мальчика неплохие способности, но чрезвычайно ослаблена память. Моя работа направлена на развитие его способностей и укрепление памяти. Ввиду того, что данному ребёнку очень сложно запоминать правила в том виде, в каком они представлены в учебнике, я предлагаю запоминать их несколько упрощённо. Мы вместе вычленяем главное в правилах, делая акцент на понимание сути, передаём содержание более доступным языком – и в таком виде мальчик их старается выучить. В настоящее время данный ученик обучается в шестом классе. В течение 5-го класса ребёнок успешно обучался математике, имея хорошие отметки. В этом учебном году стало, конечно, значительно сложнее, и успеваемость немного снизилась – ввиду того, что в 6-м классе изучается очень много новых понятий и правил, которые необходимо запоминать. Продолжаем работать в прежнем направлении.

Чтобы у учеников не угасал познавательный интерес, необходимо постоянно создавать ситуацию успеха. Поэтому планы одного и того же урока для разных детей у меня несколько отличаются – для каждого ребёнка я подбираю такие задания, которые более подходят для него в соответствии с его индивидуальными особенностями, и больший акцент я ставлю:

  • на устные или письменные задания
  • однотипные или разнообразные
  • учитываю и то, что кому-то проще решать, используя чертёж или схему, другому для понимания смысла задания нужно молча его прочитать, третьему необходимо это задание проговорить или услышать.

В этом плане мне очень помогли лекции Тихвинской Анны Валерьевны, которые я прослушала год назад. На них, помимо теоретического материала, была представлена копилка различных несложных тестов, позволяющих провести диагностику внимания, памяти, мышления, определить функциональное доминирование полушарий мозга у учащихся. Кроме этого, даны рекомендации о том, как применить полученные знания при подготовке к уроку и непосредственно во время учебного занятия для достижения наибольших успехов. Многое из того, что я почерпнула из вышеупомянутых лекций, я в настоящее время и использую.

Кроме всего прочего, мы периодически выполняем нестандартные задания, которые вносят разнообразие и также развивают интерес.

Индивидуальное обучение имеет свои плюсы и минусы. Количество часов, отведённое на индивидуальное изучение математики, примерно в два раза меньше количества часов в классе, поэтому приходится изучать предлагаемые темы в сжатые сроки, что не лучшим образом сказывается на усвоении материала обучающимися. С другой стороны, только при такой форме обучения можно по-настоящему индивидуально подходить к каждому ученику и планировать свои уроки таким образом, чтобы все индивидуальные особенности данного конкретного ребёнка использовались для достижения успеха в обучении. Именно над этой стороной индивидуального обучения я и работаю – что уже приносит свои результаты:

  • У большинства обучающихся сформирована положительная мотивация к занятиям математикой, что подтверждается их активной работой на уроках и результатами анкетирования, проведённого психологом школы
  • У половины моих учеников активизировалась учебно-познавательная деятельность, что отражается в стабильно хорошей успеваемости по предмету
  • У обучающихся, качественная успеваемость которых невысокая, наблюдается индивидуальный прогресс в изучении математики: от безнадёжного двоечника или троечника к троечнику с тенденцией к «четвёрке»

Источник

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАДОМНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)
статья

Скачать:

Вложение Размер
smirnova_v.i_statya.docx 23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова Валерия Ивановна, учитель начальных классов, vaieriaky@mail.ru

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Нижнекамская школа-интернат «Надежда» для детей с ограниченными возможностями здоровья»,

МАУО «Надежда» г.Нижнекамск

СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (НАДОМНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ)

I. Задачи индивидуального обучения детей со сложной структурой дефекта.

Каждый из педагогов, работающих в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, четко понимает цель воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно: создание условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями, с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально — психологической реабилитации с последующей интеграцией в общество. Все достаточно понятно при организации обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы. Но обучение ребенка, нуждающегося в индивидуальной (надомной) форме обучения, сопряжено с рядом проблем:

  • Как адаптировать учебную нагрузку к индивидуальным функциональным возможностям больного ребенка?
  • Как обучать детей с ограниченными возможностями, если объем часовой нагрузки в неделю для обучения ребенка на дому составляет всего от 8 до 12 часов?
  • Как организовать сам учебный процесс с учащимися данной категории? Каким предметам отдать предпочтение?
  • Как осуществить промежуточный и итоговый контроль над освоением учащимися учебных программ?

Т.е. существующая практика организации надомного обучения показывает, что не возможно в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Исходя из цели комплексной реабилитации учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, для повышения качества образования необходимо решение следующих задач:

  1. Приведение учебно-воспитательного процесса и режима обучения учащихся, находящихся на индивидуальном обучении, в соответствие с их возрастными, индивидуально — психологическими особенностями и состоянием здоровья.
  2. Обеспечение рациональной и оптимальной организации целостного процесса обучения ребенка, основанного на преемственности содержания форм, методов работы и требования к ребенку, учитывающих зону его актуального и ближайшего развития и соответствующих его состоянию здоровья.
  3. Адаптация учебной нагрузки к индивидуальным функциональным возможностям ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  4. Интегрирование усилий медиков, специалистов, социально-психологической службы, педагогов, родителей по вопросам комплексной реабилитации ребенка, сохранение его здоровья.
  5. Создание адаптированных учебных программ по предметам, в том числе индивидуальных программ обучения детей, нуждающихся в комплексной реабилитации, с учетом их состояния здоровья, учебных возможностей, обучаемости и социально-психической адаптированности.

II . Система реализации индивидуального обучения . Ставя перед собой гуманные задачи обеспечения достижения детьми со сложной структурой дефекта образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья детей, в нашем учреждении выработалась система реализации индивидуального обучения:

  • Комплексное обследование специалистами центра ребенка со сложной структурой дефекта с целью определения индивидуальной дозированной нагрузки, проведения своевременной психолого-педагогической коррекции, выбора учебного плана, адаптирование учебных программ.
  • Вариативность организации занятий с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении.
  • Адаптация ребенка и педагогов к особенностям индивидуального обучения.
  • Обеспечение корректного патронажа семьи ребенка, находящегося на индивидуальном обучении.

Индивидуальное обучение организуется на всех ступенях образования для лиц, которым по состоянию здоровья рекомендовано обучение на дому лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения. На основании документов: направления МБУ «Управление образования исполнительного комитета», выданное по коллегиальному заключению «Центра диагностики и коррекции» и с письменного заявления родителей (законных представителей) директор учебного учреждения издает приказ о надомном обучении.

• Комплексное обследование ребенка.

Прежде чем приступить к занятиям с учеником, назначенный приказом руководителя учреждения педагог вместе с психологом, логопедом, социальным педагогом и др. специалистами проводят ряд диагностических мероприятий. Диагностика проводится с целью определения уровня развития, отклонений в познавательной и эмоционально-волевой сферах, для рекомендаций учителю по вопросам разработки программы коррекции и развития ребенка, для учета его темповых характеристик, особенностей здоровьесберегающего режима. Педагог надомного обучения проводит педагогическое изучение (уровень сформированности знаний, навыков по всем предметам), определяет зону ближайшего развития и составляет индивидуальную программу обучения по каждому предмету.

При индивидуальном обучении для получения общего образования на каждой его ступени реализуются общеобразовательные программы, обеспечивающие выполнение минимума содержания образования в соответствии с учебным планом класса, в котором обучается ребенок, программой обучения и учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающегося, сложности структуры дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания.

  • Вариативность организации занятий.

С учащимися, находящимися на индивидуальном, надомном обучении, при наличии условий в учреждении, занятия проводятся в учреждении, на дому, и комбинировано: часть занятий проводится в школе, а часть на дому. Занятия в школе могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий — в классе, часть — индивидуально. Варианты проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта. Основным принципом организации образовательного процесса является обеспечение щадящего режима проведения занятий, посредством составления рационального расписания уроков.

  • Работа с семьей. В задачи учителя индивидуального обучения входят, кроме коррекции отклонений, реализации учебных программ и социально — психологическая реабилитация семьи, создание в семье благоприятной психологической атмосферы (особенно, если ребенок обучается только на дому). Учитель (при необходимости вместе со специалистами социально-педагогической службы) обязательно изучает социальный состав семьи ребенка, выявляет негативные факторы семейного воспитания, уклада, оценивает психологический климат в семье, определяет пути сотрудничества с родителями, долю и форму их участия в образовательном процессе. Собрав необходимую информацию, учитель определяет особенности организации работы в конкретной семье. Совместно с заведующим учебной частью составляют расписание занятий. Если ребенок обучается только на дому, при составлении расписания первостепенным являются пожелания семьи.

Очень часто связующим звеном между семьей ученика-надомника и учебным учреждение является педагог индивидуального обучения. Поэтому, особое внимания заслуживает проблема отношений учителя с ребенком и его семьей, так как от ее решения во многом зависит результат коррекционно-развивающей работы, дальнейшее самоопределение ученика. Учитель индивидуального обучения привлекает своего ученика к участию в общешкольных мероприятиях, приглашает на праздники, проводимые в учреждении, дети принимают участие в работах творческих объединениях, выставках работ учащихся.

Обучение ребенка со сложной структурой дефекта – это огромный кропотливый труд, результаты которого складываются по крупицам и могут быть видны не сразу. Главный смысл деятельности учителя индивидуального обучения состоит, прежде всего, в создании ситуации успеха и ее закреплении, формировании у своего подопечного позитивной самооценки, так однажды пережитое чувство радости, успеха способно изменить ритм и стиль жизни ребенка, наполнить ее смыслом.

Шипицина Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта СПБ, Речь, 2005. – 477с.

Источник

Читайте также:  Курить здоровью вредить памятка
Adblock
detector