Особенности нервно-психического развития
консультация
Дошкольник — существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
npr.docx | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности нервно-психического развития
Дошкольник — существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).
Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка, отражающее взаимодействие со внешней средой.
НПР – это показатель зрелости нервной системы и нормального развития ребенка.
Важной целью определения НПР является выявление фактического уровня развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. Раскрыть особенности каждого ребенка можно через систематический контроль за развитием НПР.
Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:
- Определение уровня НПР;
- Наблюдение в динамике за изменением НПР;
- Своевременная корректировка НПР.
В систематическом контроле и определении уровня НПР принимают участие следующие специалисты:
- Педагог-психолог;
- Медицинская сестра;
- Воспитатель группы.
Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:
- Выявление умений данного ребенка с учетом ведущих показателей развития, характерных для данного возраста;
- Определение показателей нервно-психического развития для ребенка данного возраста;
- Сопоставление уровня нервно-психического развития данного ребенка с показателями развития детей данного возраста;
- Выявление отклонений в НПР данного ребенка на основании показателей НПР развития других детей данного возраста.
Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.
Мышление и речь — характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.
Моторное развитие — характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.
Внимание и память — характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).
Социальные контакты — характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.
Большинство показателей нервно-психического развития определяется по «Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет», кроме определения развития мышления к речи и общей моторики.
Оценка нервно-психического развития детей 4 лет
Мышление и речь
Умеет группировать предметы по классам: мебель. Посуда, одежда, животные, птицы и т.д.
Группирует по несущественному признаку, например по цвету
Общая: умет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед.
Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы. Всегда или иногда завязывает шнурки
Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.
Внимание и память
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера
Оценка нервно-психического развития детей 5 лет
Мышление и речь
Умеет составить по картине рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию
Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета
Умет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед.
Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.
Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.
Внимание и память
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера
Оценка нервно-психического развития детей 6 лет
Мышление и речь
Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.
Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится
Общая: умет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.
Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 с.
Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см.
Ручная: неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это 70 с.
Внимание и память
Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.
Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи
Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.
Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.
Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение нервно-психического развития детей 4-6 лет.
Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем многих проблем? Что является критериями показателей развития малыша? Ведь своевременность фо.
В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый .
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями поведения и нервно — психического развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста разработана мной на основе сх.
Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни.
Для диагностики нервно-психического развития на основе «Программы воспитания и обучения детей в условиях дома ребенка» Р.В.Тонковой — Ямпольской, Э.Л.Фрухт, карт НПР, раз.
Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста.
Источник
Особенности нервно психического здоровья детей
В настоящее время, общественное здравоохранение придает большое значение психическому здоровью детей, осознавая ответственность за здоровое общество будущего. Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде[4]. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Психическое здоровье ребенка — это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств. Общеизвестно, что психическое здоровье ребенка зависит от окружающей среды, как на уровне семьи, так и на уровне общества. Поддержание психического и физического здоровья детей, в свою очередь, является детерминантой здоровья на протяжении всей жизни. Важно, чтобы цели и традиции укрепления физического здоровья детей, могли бы так же эффективно применяться в области охраны психического здоровья детей [5,6].
В настоящее время в России наблюдается прогрессирующее ухудшение психического здоровья детей уже в ранние периоды детства. Неутешителен рост пограничных нервно-психических расстройств у детей — состояний, которые нельзя зарегистрировать как заболевания, являющихся связующим звеном между «здоровьем» и «болезнью». Поэтому актуален поиск чувствительных методик для ранней диагностики и профилактики психологической дезадаптации детей, поступающих в образовательные учреждения и обучающихся в них [4,5].
Материалы и методы исследования. Оценка психического здоровья была проведена у детей трех и шести лет контрольной группы и группы наблюдения. Изучалось развитие визуального мышления методом «беспредметного рисования» [1,9] и уровень тревожности посредством теста Люшера [3,7]. Предварительно детские дошкольные учреждения, участвовавшие в естественном гигиеническом эксперименте, были распределены согласно критериям оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательного учреждения [8]. Исследование факторов среды дошкольных учреждений проводилось по материалам санитарно-эпидемиологической службы за 2001— 2003 гг. и по результатам собственных изысканий. Детские дошкольные учреждения, в которых впоследствии формировалась группа наблюдения, были отнесены ко второму уровню санитарно-эпидемиологического благополучия, а учреждения, где была сформирована контрольная группа, — к первому.
В каждую группу входило по 45 человек. Исследования проводились в два этапа (весна, осень).
Дети, выбранные для участия в естественном гигиеническом эксперименте, родились и проживали в г. Омске, имели схожие показатели здоровья. Было взято преимущественно равное количество девочек и мальчиков во всех группах. Число детей было рассчитано по формуле необходимого количества наблюдений для оценки средних величин. Полученные результаты обрабатывались с применением методик статистического анализа: дисперсионного анализа, метода Ньюмена-Кейлса, коэффициента сопряженности Пирсона, информационной статистики Кульбака [2]. Для статистической обработки результатов исследований были использованы электронные таблицы Microsoft Excel и стандартный пакет статистических программ Statistica 6.
Целью исследования было установление влияния внутрисредовых факторов в детских образовательных учреждениях на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей.
Результаты исследования и их обсуждение
В детских садах второй группы санитарно-эпидемиологического благополучия наиболее значимыми показателями, характеризующими это благополучие, были условия и организация учебно-воспитательного процесса (56 баллов), условия и организация физического воспитания (61 балл), организация медицинского обеспечения (64 балла), организация питания (65 баллов). В учреждении «начальная школа — детский сад» такими факторами были организация питания (58 баллов), учебно-воспитательного процесса (62 балла), медицинского обеспечения (64 балла). При этом риск развития патологии у детей был слабо выражен.
При оценке изменений в психическом здоровье детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения, было выявлено, что уровень освоения цвета, линий и форм у детей трех лет во всех группах был ниже среднего, причем в контрольной группе наблюдались более благоприятные показатели. Такая же тенденция отмечалась и у детей шести лет, но был зарегистрирован средний уровень освоения цвета, линий и форм (более половины обследованных).
Весной в группе наблюдения тревожность чаще отмечалась у детей трех лет (треть исследуемых). Высокий уровень тревожности регистрировался в основном, среди девочек шести лет. Были зарегистрированы невротические реакции. В контрольной группе тревожность у детей трех лет была в два раза больше, чем у детей шести лет, но здесь изменения носили обратимый характер (особенно у детей трех лет). Устойчивость к стрессам на данном этапе была выше в контрольной группе, преимущественно у мальчиков.
Осенью в группе наблюдения отмечалось увеличение тревожности у детей трех и шести лет, по сравнению с весенним этапом, причем у детей шести лет более выраженное (невротические реакции, малая обратимость изменений, снижение устойчивости к стрессам). В контрольной группе тревожность у детей всех возрастов значительно снизилась (на 16% — в три года, на 11 % — в шесть лет).
При определении влияния внутрисредовых факторов в дошкольных учреждениях на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей, нами было установлено, что в группе наблюдения был более высокий уровень пограничных нервно-психических состояний. Это свидетельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологического благополучия дошкольного образовательного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей. Чем лучше был уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (больше количество баллов интегрального показателя санитарно-эпидемиологического благополучия), тем меньше регистрировалось пограничных нервно-психических состояний среди детей. Было выявлено сезонное (поэтапное) увеличение уровня пограничных нервно-психических состояний, более высокий уровень наблюдался осенью. Чаще данные пограничные состояния регистрировались у детей трех лет. В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего освоением цвета, линий и форм была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). У мальчиков значительная доля приходилась на освоение цвета, линий и форм ниже среднего, по остальным градациям показатели были выше у девочек. Различия были статистически значимы (φ = 0,16, 2Î = 9,3, р = 0,03).
В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего уровня освоением цвета, линий и форм (рис.), была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). В контрольной группе было более равномерное распределение по соответствующим градациям, чем в группе наблюдения. Это, также, свидетельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологического благополучия детского дошкольного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей.
Была проведена оценка влияния возрастного фактора (в соответствии с критическими периодами роста и развития) на уровень освоения цвета, линий и форм. Установлена связь средней силы (φ = 0,58, 2Î = 136,0, р = 0,000) между освоением цвета, линий и форм у детей трех и шести лет. К шести годам происходило улучшение показателей освоения цвета, линий и форм детьми, посещавшими детские дошкольные учреждения, что свидетельствует об адаптации психики ребенка к действию внутрисредовых факторов в детских дошкольных учреждениях. В три года преобладало освоение цвета, линий и форм низкое и ниже среднего, а в шесть лет — ниже среднего и среднее.
Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выявил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях, методика «беспредметного рисования» обнаружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения.
Таким образом, в ходе проведения естественного гигиенического эксперимента, нами было установлено влияние комплекса внутрисредовых факторов на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей, посещавших детские образовательные учреждения. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психическом здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей профилактического звена медицины с психолого-педагогической службой.
Укрепление психического здоровья детей, в целом, и психического здоровья ребенка, в частности, должно вестись как на государственном уровне, так и в каждой конкретной семье. Применению подлежат разнообразные стратегии, каждая из которых должна оказывать положительное воздействие на психическое здоровье детей. Родители, со своей стороны, с целью укрепления психического здоровья ребенка, обязаны обеспечить атмосферу защищенности и свободы. А государство должно им в этом содействовать: создавать благоприятные жизненные условия и окружающую среду. Ведь здоровые дети – здоровое будущее.
Рецензенты:
Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии, г.Омск.
Турчанинов Д.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания Омской государственной медицинской академии, г.Омск.
Источник