Меню

Особенности нервно психического здоровья детей

Особенности нервно-психического развития
консультация

Дошкольник — существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).

Скачать:

Вложение Размер
npr.docx 17.52 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности нервно-психического развития

Дошкольник — существо биосоциальное, поэтому для его роста и развития необходимо развитие высшей нервной деятельности. Следовательно, уровень здоровья ребенка тесно связан с уровнем его нервно-психического развития (НПР).

Нервно-психическое развитие (НПР) — это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка, отражающее взаимодействие со внешней средой.

НПР – это показатель зрелости нервной системы и нормального развития ребенка.

Важной целью определения НПР является выявление фактического уровня развития каждого ребенка и возрастной группы в целом. Раскрыть особенности каждого ребенка можно через систематический контроль за развитием НПР.

Основными задачами контроля за НПР ребенка являются:

  • Определение уровня НПР;
  • Наблюдение в динамике за изменением НПР;
  • Своевременная корректировка НПР.

В систематическом контроле и определении уровня НПР принимают участие следующие специалисты:

  • Педагог-психолог;
  • Медицинская сестра;
  • Воспитатель группы.

Таким образом, оценивать нервно-психическое развитие ребенка рекомендуется по следующей схеме:

  • Выявление умений данного ребенка с учетом ведущих показателей развития, характерных для данного возраста;
  • Определение показателей нервно-психического развития для ребенка данного возраста;
  • Сопоставление уровня нервно-психического развития данного ребенка с показателями развития детей данного возраста;
  • Выявление отклонений в НПР данного ребенка на основании показателей НПР развития других детей данного возраста.

Определение соответствия нервно-психического развития возрасту ребенка проводится по 4 показаниям, отражающим особенности социальных контрактов и развитие определенных психических функций. Показатели являются итогом взаимодействия биологических и длительно действующих социальных факторов.

Мышление и речь — характеризуют развитие интеллекта ребенка и одновременно отражают общий уровень его психического развития.

Моторное развитие — характеризует развитие движений ребенка: общих (т.е. всего тела) и ручных. Косвенно моторное развитие отражает состояние центральной нервной системы: дети, имеющие отклонения в поведении, нередко имеют отклонения в моторном развитии.

Внимание и память — характеризуют способность ребенка к сосредоточению внимания, устойчивость внимания, способность к запоминанию и воспроизведению информации (кратковременная и долговременная память).

Социальные контакты — характеризуют способность ребенка к общению, умению согласовать свои желания и потребности с желаниями и потребностями других детей; способность к совместной деятельности с другими детьми.

Большинство показателей нервно-психического развития определяется по «Анкете для выявления особенностей поведения детей 4-6 лет», кроме определения развития мышления к речи и общей моторики.

Оценка нервно-психического развития детей 4 лет

Мышление и речь

Умеет группировать предметы по классам: мебель. Посуда, одежда, животные, птицы и т.д.

Группирует по несущественному признаку, например по цвету

Общая: умет подпрыгивать одновременно на двух ногах: на месте и продвигаясь вперед.

Ручная: всегда или иногда застегивает пуговицы. Всегда или иногда завязывает шнурки

Не умеет подпрыгивать на месте и продвигаясь вперед: отталкивается одной ногой или не отрывается от пола. Никогда не застегивает пуговицы и не завязывает шнурки самостоятельно.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Оценка нервно-психического развития детей 5 лет

Мышление и речь

Умеет составить по картине рассказ в несколько предложений. Правильно отвечает на вопрос, как герой попал в данную ситуацию

Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию. Не понимает смысла картинки, перечисляет действия героя вместо пересказа сюжета

Умет прыгать на месте на одной ноге и продвигаясь вперед.

Одевается и раздевается самостоятельно всегда или почти всегда.

Не умеет прыгать на одной ноге. Никогда не одевается и не раздевается самостоятельно или делает это очень редко.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту. Запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

Оценка нервно-психического развития детей 6 лет

Мышление и речь

Умеет составить по картинке рассказ с развитием сюжета, отразив в нем события прошлого, настоящего и будущего. Допустимы наводящие вопросы.

Составляя рассказ. Не может ответить на вопрос, как герой попал в данную ситуацию, чем все завершится

Общая: умет прыгать в длину с места с результатом не менее 70 см.

Ручная: умеет аккуратно закрасить круг диаметром 2 см не более, чем за 70 с.

Не умеет прыгать в длину с места или показывает результат менее 70 см.

Ручная: неаккуратно закрашивает круг (часто и грубо пересекает линию, много больших пробелов) или тратит на это 70 с.

Внимание и память

Внимателен, собран. Стихи, соответствующие возрасту, запоминает быстро прочно или медленно, после многих повторений, но в целом успешно.

Рассеян. Невнимателен. Часто «отключается», с трудом и непрочно запоминает стихи

Умеет играть с другими детьми, не ссорясь и соблюдая правила игры.

Часто ссорится с детьми, обижается, дерется. избегает других детей, любит играть в одиночестве. Не имеет друзей в детском саду, во дворе.

Наличие отклонений сомато-вегетативного, эмоционального, психомоторного характера

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение нервно-психического развития детей 4-6 лет.

Правильно ли развивается ребенок? Как правильно дать оценку уровня его развития, чтобы избежать в будущем мно­гих проблем? Что является критериями показателей развития ма­лыша? Ведь своевременность фо.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. На этот процесс влияет целый .

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА НАБЛЮДЕНИЙ за особенностями поведения и нервно — психического развития ребенка раннего и младшего дошкольного возраста разработана мной на основе сх.

Педагогическая оценка развития детей дошкольного возрастаПоказатели нервно-психического развития детей 2 – 3-го года жизни.

Для диагностики нервно-психического развития на основе «Программы воспитания и обучения детей в условиях дома ребенка» Р.В.Тонковой — Ямпольской, Э.Л.Фрухт, карт НПР, раз.

Особенности нервно-психического развития детей раннего возраста.

Источник

Особенности нервно психического здоровья детей

В настоящее время, общественное здравоохранение придает большое значение психическому здоровью детей, осознавая ответственность за здоровое общество будущего. Психическое здоровье ребенка – это совокупность качеств и способностей, позволяющих ему безболезненно адаптироваться в социальной среде[4]. Психическое здоровье детей представляется как состояние благополучия, при котором каждый ребенок может реализовать свой собственный потенциал, справиться с повседневными задачами, продуктивно учиться и выполнять общественные и домашние обязанности.
Психическое здоровье ребенка — это больше, чем просто отсутствие нервно-психических расстройств. Общеизвестно, что психическое здоровье ребенка зависит от окружающей среды, как на уровне семьи, так и на уровне общества. Поддержание психического и физического здоровья детей, в свою очередь, является детерминантой здоровья на протяжении всей жизни. Важно, чтобы цели и традиции укрепления физического здоровья детей, могли бы так же эффективно применяться в области охраны психического здоровья детей [5,6].

В настоящее время в России наблюдается прогресси­рующее ухудшение психического здоровья детей уже в ранние периоды детства. Неутешителен рост пограничных нервно-психических расстройств у детей — состояний, ко­торые нельзя зарегистрировать как заболевания, являю­щихся связующим звеном между «здоровьем» и «болез­нью». Поэтому актуален поиск чувствительных методик для ранней диагностики и профилактики психологической дезадаптации детей, поступающих в образовательные уч­реждения и обучающихся в них [4,5].

Материалы и методы исследования. Оценка психического здоровья была проведена у детей трех и шести лет контрольной группы и группы наблюдения. Изучалось развитие визуального мышления методом «беспредметного рисования» [1,9] и уровень тревожности посредством те­ста Люшера [3,7]. Предварительно детские дошкольные уч­реждения, участвовавшие в естественном гигиеническом эксперименте, были распределены согласно критериям оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополу­чия образовательного учреждения [8]. Исследование фак­торов среды дошкольных учреждений проводилось по ма­териалам санитарно-эпидемиологической службы за 2001— 2003 гг. и по результатам собственных изысканий. Детские дошкольные учреждения, в которых впоследствии формировалась группа наблюдения, были отнесены ко второму уровню санитарно-эпидемиологического благополучия, а учреждения, где была сформирована контрольная группа, — к первому.

В каждую группу входило по 45 человек. Исследования проводились в два этапа (весна, осень).

Дети, выбранные для участия в естественном гигие­ническом эксперименте, родились и проживали в г. Омске, имели схожие показатели здоровья. Было взято преиму­щественно равное количество девочек и мальчиков во всех группах. Число детей было рассчитано по формуле необхо­димого количества наблюдений для оценки средних вели­чин. Полученные результаты обрабатывались с примене­нием методик статистического анализа: дисперсионного анализа, метода Ньюмена-Кейлса, коэффициента сопряжен­ности Пирсона, информационной статистики Кульбака [2]. Для статистической обработки результатов исследований были использованы электронные таблицы Microsoft Excel и стандартный пакет статистических программ Statistica 6.

Целью исследования было установление влияния внутрисредовых факторов в детских образовательных учреждениях на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей.

Результаты исследования и их обсуждение

В детских садах второй группы санитарно-эпидемиологического бла­гополучия наиболее значимыми показателями, характери­зующими это благополучие, были условия и организация учебно-воспитательного процесса (56 баллов), условия и организация физического воспитания (61 балл), организа­ция медицинского обеспечения (64 балла), организация пи­тания (65 баллов). В учреждении «начальная школа — детс­кий сад» такими факторами были организация питания (58 баллов), учебно-воспитательного процесса (62 балла), медицинского обеспечения (64 балла). При этом риск раз­вития патологии у детей был слабо выражен.

При оценке изменений в психическом здоровье детей, посещавших дошкольные образовательные учреждения, было выявлено, что уровень освоения цвета, линий и форм у детей трех лет во всех группах был ниже среднего, при­чем в контрольной группе наблюдались более благоприят­ные показатели. Такая же тенденция отмечалась и у детей шести лет, но был зарегистрирован средний уровень осво­ения цвета, линий и форм (более половины обследован­ных).

Весной в группе наблюдения тревожность чаще отме­чалась у детей трех лет (треть исследуемых). Высокий уровень тревожности регистрировался в основном, среди девочек шести лет. Были зарегистрированы невротичес­кие реакции. В контрольной группе тревожность у детей трех лет была в два раза больше, чем у детей шести лет, но здесь изменения носили обратимый характер (особенно у детей трех лет). Устойчивость к стрессам на данном эта­пе была выше в контрольной группе, преимущественно у мальчиков.

Осенью в группе наблюдения отмечалось увеличение тревожности у детей трех и шести лет, по сравнению с весенним этапом, причем у детей шести лет более выра­женное (невротические реакции, малая обратимость из­менений, снижение устойчивости к стрессам). В конт­рольной группе тревожность у детей всех возрастов зна­чительно снизилась (на 16% — в три года, на 11 % — в шесть лет).

При определении влияния внутрисредовых факторов в дошкольных учреждениях на формирование изме­нений в нервно-психическом здоровье детей, нами было установ­лено, что в группе наблюдения был более высокий уровень пограничных нервно-психических состояний. Это свиде­тельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологичес­кого благополучия дошкольного образовательного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей. Чем лучше был уровень санитарно-эпидемиологического благополучия (больше количество баллов интегрального показателя санитарно-эпидемиологического благополучия), тем меньше регистрировалось пограничных нервно-пси­хических состояний среди детей. Было выявлено сезонное (поэтапное) увеличение уровня пограничных нервно-пси­хических состояний, более высокий уровень наблюдался осенью. Чаще данные пограничные состояния регистриро­вались у детей трех лет. В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего освоением цвета, линий и форм была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). У мальчиков значительная доля прихо­дилась на освоение цвета, линий и форм ниже среднего, по остальным градациям показатели были выше у девочек. Различия были статистически значимы (φ = 0,16, 2Î = 9,3, р = 0,03).

В группе наблюдения доля лиц с низким и ниже среднего уровня освоением цвета, линий и форм (рис.), была достоверно выше, чем в контрольной группе (φ = 0,22, 2Î = 17,2, р = 0,001). В контрольной группе было более равномерное распределение по соответствующим градациям, чем в группе наблюдения. Это, также, свиде­тельствует о влиянии уровня санитарно-эпидемиологичес­кого благополучия детского дошкольного учреждения на формирование изменений в психическом здоровье детей.

Была проведена оценка влияния возрастного фактора (в соответствии с критическими периодами роста и раз­вития) на уровень освоения цвета, линий и форм. Уста­новлена связь средней силы (φ = 0,58, 2Î = 136,0, р = 0,000) между освоением цвета, линий и форм у детей трех и ше­сти лет. К шести годам происходило улучшение показате­лей освоения цвета, линий и форм детьми, посещавшими детские дошкольные учреждения, что свидетельствует об адаптации психики ребенка к действию внутрисредовых факторов в детских дошкольных учреждениях. В три года преобладало освоение цвета, линий и форм низкое и ниже среднего, а в шесть лет — ниже среднего и среднее.

Естественный гигиенический эксперимент по оценке визуального мышления и уровня тревожности выя­вил влияние внутрисредовых факторов на психическое здоровье детей трех и шести лет в детских образовательных учреждениях, методика «беспредметного рисования» об­наружила преобладание детей с низким уровнем освоения цвета, линий и форм, а также увеличение тревожности и частоты невротических реакций у детей трех лет группы наблюдения.

Таким образом, в ходе проведения есте­ственного гигиенического эксперимента, нами было уста­новлено влияние комплекса внутрисредовых факторов на формирование изменений в нервно-психическом здоровье детей, посещавших детские образовательные учреждения. Актуальным является поиск новых перспективных технологий охраны и укрепления психического здоровья детей дошкольного возраста. Достижение позитивных сдвигов в психичес­ком здоровье детей возможно только на основе тесной интеграции медицинских работников, представителей про­филактического звена медицины с психолого-педагогичес­кой службой.

Укрепление психического здоровья детей, в целом, и психического здоровья ребенка, в частности, должно вестись как на государственном уровне, так и в каждой конкретной семье. Применению подлежат разнообразные стратегии, каждая из которых должна оказывать положительное воздействие на психическое здоровье детей. Родители, со своей стороны, с целью укрепления психического здоровья ребенка, обязаны обеспечить атмосферу защищенности и свободы. А государство должно им в этом содействовать: создавать благоприятные жизненные условия и окружающую среду. Ведь здоровые дети – здоровое будущее.

Рецензенты:

Блинова Е.Г., д.м.н., профессор кафедры общей гигиены с курсом гигиены детей и подростков Омской государственной медицинской академии, г.Омск.

Турчанинов Д.В., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой гигиены с курсом питания Омской государственной медицинской академии, г.Омск.

Источник

Читайте также:  Формирование поведенческих риск факторов для здоровья человека
Adblock
detector