Меню

Особенности изучения здоровья подростков

Медицинские особенности подросткового возраста

Перицкий Андрей Владимирович

Основные особенности развития детей, которые становятся подростками.

Физиологически подростковый или пубертатный возраст соотносится с половым созреванием и в среднем начинается в 11-12 лет у девочек, в 12-13 лет у мальчиков и продолжается до 16-17 лет.

Происходят значительные гормональные изменения как у девочек, так и у мальчиков. Активизируются гормоны роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы. Это дает толчок к изменениям во всем организме. Начинается половое созревание, развиваются вторичные половые признаки. На подростковый период приходится пик скорости роста, когда дети буквально за несколько месяцев могут вырасти на 5-6 см. и на размер ноги. В этот период высокая опасность развития нарушений осанки и сколиоза, так как период роста и изменений в костной ткани совпадает с периодом интенсивной школьной нагрузки. Родители должны следить и вовремя обращаться к ортопедам и неврологам. Помогает в этих ситуациях ЛФК, мануальная терапия, остеопатия.

Усиливается работа потовых и сальных желез, последние становятся причиной появления подростковых прыщей. Приведя подросшего сына или дочь на прием к дерматологу можно значительно облегчить ему жизнь в этот период. Подростковый возраст, взросление ребенка, это время поиска новых схем взаимоотношений между детьми и родителями. Если есть доверие, снижается риск пропущенных проблем со здоровьем, ребенок скорее расскажет, что-то его беспокоит. У нас в центре мы отмечаем увеличение обращений к психотерапевтам, которые работают с подростками и отношениями в семье. Становится нормальным задать свои вопросы профессионалу и попросить помощи в ситуации, когда не получается найти общий язык. При помощи психотерапии снимаются и многие сопутствующие проблемы со здоровьем.

Согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346н “О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них” у подростков нашей стране должно быть очень интенсивное медицинское наблюдение. Не стоит относиться к профилактическим осмотрам формально. На них выявляются отклонения в состоянии здоровья, которые родители могут не заметить самостоятельно, можно вовремя принять меры для их лечения.

  • В 10 лет: педиатр, невролог, хирург, стоматолог, эндокринолог, травматолог-ортопед, офтальмолог, отоларинголог, психиатр. ЭКГ, исследование уровня глюкозы в крови
  • 11 лет: педиатр, хирург, офтальмолог, исследование уровня глюкозы в крови
  • 12 лет: педиатр, гинеколог или уролог-андролог
  • 13 лет: педиатр, исследование уровня глюкозы в крови
  • 14 лет: педиатр, стоматолог, гинеколог или уролог-андролог, эндокринолог, невролог, офтальмолог, отоларинголог, психиатр подростковый. Исследование уровня глюкозы в крови, УЗИ органов брюшной полости, сердца, щитовидной железы и органов репродуктивной системы, ЭКГ.
  • 15 лет: педиатр, хирург, стоматолог, гинеколог или уролог-андролог, эндокринолог, невролог, травматолог-ортопед, офтальмолог, оториноларинголог, психиатр. Исследование уровня глюкозы в крови, ЭКГ, флюорография легких.

Основные заболевания подростков, почему они возникают? Какие заболевания могут быть связаны именно с подростковым возрастом.

Вопрос подростковой медицины многогранный, так как затрагивает вопросы в профессиональной сфере врачей разных специальностей. Первый рубеж – это педиатры. Они выявляют отклонения в развитии, состоянии здоровья и направляют к узким специалистам. Можно перечислить специалистов, которые больше сталкиваются именно с патологиями, проявляющимися или появляющимися в подростковом возрасте: эндокринологи, гинекологи и урологи, неврологи.

Неустойчивость вегетативной и нервной системы может вызывать бледность, утомляемость, головокружения, головные боли, резкую смену настроения. Стоит отметить офтальмологов, с увеличением нагрузки на зрение от использования экранов электронных устройств, количество детей, которым нужно наблюдение специалиста и коррекция зрения с помощью очков или линз, увеличивается.

Какие «новые» заболевания, свойственные обычно людям более старшего поколения, появляются у подростков?

Для детей больших городов с ухудшением экологии и изменением образа жизни, с увеличением времени, проведенного статично, за монитором и в школе, с увеличением объема пищи с перекосом в жир и простые углеводы, становятся характерными заболевания, которые раньше у детей редко встречались: ожирение, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, гастрит, панкреатит.

В Петербурге традиционно лидируют заболевания ЛОР-органов, у детей и подростков это еще более выраженная тенденция. Поток пациентов ЛОР-кабинетов не ослабевает даже летом. Аденоидиты, гаймориты, хронические тонзиллиты, с этими заболеваниями практически каждый житель Петербурга знаком не понаслышке.

Рекомендации профилактики развития заболеваний известны абсолютно всем, можно в тысячный раз написать про рациональное питание, что нельзя значительно превышать требуемую калорийность, учитывать баланс белков, жиров и углеводов, уменьшать простые углеводы (сахар, сладости, лимонад), ограничивать фаст-фуд и прочую не полезную еду. В подростковом возрасте это еще должны контролировать родители, на своем примере формировать правильное пищевое поведение. Для нормального развития опорно-двигательного аппарата, мышечного каркаса необходима достаточная физическая активность, желательно на свежем воздухе для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Источник

Развитие подростков. Введение

Развитие

Общие закономерности роста и развития подростков

Переход из детского возраста в подростковый сопровождается активизацией роста и взаимосвязанных процессов развития (физического, полового, психосексуального и психосоциального). В пубертатном периоде происходят бурный рост тела и конечностей, развитие половых желез, а вслед за этим — и вторичных половых признаков, что сопровождается изменением строения тела и внутренних органов. К 15-16 годам подростки уже имеют тело практически взрослого человека. Это совпадает с завершением физического и полового созревания, а также становлением сексуальности. Созревание тела служит важной предпосылкой психического и психосексуального развития. В свою очередь, все эти процессы обеспечивают социализацию и формирование личности молодого человека, включая формирование ответственного отношения к своему здоровью.

Однако уровень психосоциальной зрелости в этом возрасте еще далек от совершенства. Образно подростка можно представлять как человека, имеющего тело взрослого, но голову ребенка. Эти особенности помогают понять специфику поведения подростка, в том числе и его рискованных для здоровья форм.

Биологический и календарный возраст

Важная особенность пубертатного периода – возникновение у части подростков несоответствия между биологическим и календарным возрастом. Это обусловлено различием в темпах полового созревания у разных подростков. Например, при календарном возрасте 14 лет часть подростков будет иметь реальный биологический возраст (физиологическую зрелость), соответствующий 10 годам, часть – 14 годам, а часть – 16–18 годам. При несоответствии биологического возраста календарному подростки испытывают физические, психологические и социальные проблемы. Еще одна важная особенность пубертатного периода, оказывающая существенное влияние на поведение подростка, это то, что характер функционирования центральной нервной системы в большей степени определяется уровнем половой зрелости, чем календарным возрастом. Эндокринные изменения, связанные с половым созреванием, оказывают значительное влияние на организацию деятельности мозга. Повышается активность гипоталамуса и нарушается баланс корково-подкоркового взаимодействия. На этапе бурного полового созревания (13–14 лет) выявляются отрицательные отклонения в функциональной организации мозга. Интеллектуальные способности подростков могут временно снижаться – они начинают хуже учиться. В некоторых старших классах на фоне снижения интереса к учебе может появиться, так называемая, тотальная влюбленность.

Читайте также:  Витакальций от сибирского здоровья

Все виды развития подростков взаимосвязаны и взаимообусловлены. Ориентироваться в закономерностях перехода от детства к взрослости помогут эти данные.

Развитие в раннем подростковом возрасте (1013 лет)

Физическое

Пубертатный скачок роста (существенная прибавка длины и массы тела).

Половое

Начало формирования вторичных половых признаков (рост молочных желез у девочек, яичек и полового члена у мальчиков, специфическое для данного пола оволосение).

Психосексуальное

Платоническое либидо (детская влюбленность).

Психическое

Переход от конкретного к абстрактному мышлению. Фантазии, эгоцентризм, эмоциональная лабильность. Временное ухудшение психофизиологических функций со снижением способности к учебе.

Социальное

Приобретение самостоятельности. Начало отделения от семьи и возрастание роли сверстников. Начало конфликтов с родителями. Попытки рискованного поведения (проба алкоголя, курения, наркотиков). Ранняя стадия формирования морали.

Развитие в среднем подростковом возрасте (1317 лет)

Физическое

Продолжение увеличения длины и массы тела. Формирование пропорций тела, свойственных данному полу. Преходящие диспропорции тела.

Половое

Появление месячных в среднем в 13,5 лет, поллюций – в 14 лет.

Достижение зрелости репродуктивной системы – в 15-17 лет.

Психосексуальное

Эротическое либидо (эротическое влечение). Первый опыт сексуальных отношений.

Психическое

Развитие абстрактного мышления. Способность предвидеть будущее. Переживание изменений своего тела. Высокая тревожность, возможно развитие депрессии

Социальное

Ролевое экспериментирование, рискованное поведение. Интенсивное общение со сверстниками и эмоциональное отделение от родителей. Обострение конфликтов с родителями. Размышления о будущей деятельности, профессии.

Развитие в старшем подростковом возрасте (1719 лет)

Физическое

Достижение пределов роста и физиологической зрелости.

Половое

Достижение зрелости половой и репродуктивной системы.

Психосексуальное

Сексуальное либидо (сексуальное влечение и сексуальные отношения).

Психическое

Логическое мышление полностью сформировано. Возросший эмоциональный контроль.

Социальное

Отделение от семьи. Преодоление кризиса идентичности. Созревание морали.

Физическое, половое и психосексуальное развитие подростка оказывает огромное влияние на его социальное и личностное развитие. Ускоренное прохождение пубертатного периода современными подростками рождает определенные противоречия между физической биологической и социальной зрелостью. Например, ранее, в 30–40-е годы ХХ века, наступление половой зрелости совпадало с началом трудовой деятельности и самостоятельной жизни, а на сегодняшний день уже полностью физически и психически сформировавшиеся 17–18-летние юноши и девушки в социальном плане все еще остаются на положении детей.

Разрыв между ранним окончанием пубертатного периода и запоздалым психосоциальным развитием создает условия для появления психосоциальной дезадаптации. Подростку хочется вести себя по взрослому, но это ему запрещено. Если подобные устремления подавляются, то они трансформируются в психосоматические расстройства, а если реализуются, то становятся поведением высокой степени риска.

Источник

Исследовательская работа по биологии «Состояние здоровья подростков в современных условиях»

специалист в области арт-терапии

1.1 Понятия здоровья и здорового образа жизни…………

1.2 Уровень состояния здоровья детей и подростков в МБОУ СОШ с. Кусимовского рудника……………………

1.3 Отношение молодежи к наркотическим, спиртным и табачным изделиям……………………….

1.4 Отношение молодежи к интернету и социальным сетям.

1.5 Как ухудшение экологии и продуктов питания влияет на здоровье подрастающего поколения……………………

Список использованной литературы……………………….

Понятие «Здоровье человека», на первый взгляд, представляется простым и ясным. Здоровый человек вообще не задумывается над смыслом этого состояния. Не случайно Ф.Энгельс в своё время сделал очень простое определение здоровья: «Здоровье – это то, о чём мы вспоминаем, когда его нет» (Малахов, 2007, с. 10).

Проблемы здоровья молодежи в настоящее время является самым значимым для будущего нашего государства. За последние годы в России произошло значительное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, а остальные 90% имеют различную хроническую патологию. Более того, у каждого второго школьника выявлено сочетание нескольких хронических заболеваний (Макарова, 2007, с.47).

Актуальность: Актуальность выбранной темы заключается в том, что в современном обществе реальную угрозу здоровью будущего поколения представляют отсутствие культуры здорового образа жизни , долгое времяпровождение перед компьютером и телефоном, некачественные продукты питания, ухудшение экологической обстановки, табакокурение, алкоголизм и наркомания. Все это оказывает негативное влияние на жизнь общества в целом, а также на жизнь и деятельность личности в отдельности.

Гипотеза: Если в современных условиях существует много факторов отрицательно влияющих на показатели здоровья человека, то вероятность 100% здоровых сверстников очень мала.

Цель исследования: Оценить состояние здоровья подростков МБОУ СОШ с.Кусимовского рудника и изучить факторы, негативно влияющие на здоровье подрастающего поколения. Прививать бережное отношение учащихся к своему здоровью.

1. Выяснить отношение учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ с. Кусимовского рудника к наркотическим, спиртным и табачным изделиям.

2. Определить уровень состояния здоровья детей и подростков в МБОУ СОШ с.Кусимовского рудника.

4. Выяснить, как молодежь относится к интернету и насколько зависима от сайтов социальных сетей.

5. Выяснить, как влияет ухудшение экологии и продуктов питания на здоровье подрастающего поколения.

6. Прививать навыки здорового образа жизни подросткам.

Объект исследования: подростки в возрасте от 14 до 18 лет

Анализ прочитанной литературы

1.1 Понятия здоровья и здорового образа жизни

Слово «здоровье» является одним из самых распространенных. Даже приветствие при встречах и расставаниях мы связываем с этим словом: «здравствуйте», «будьте здоровы» и другие. Но что же такое «здоровье»?

Здоровье – это не только отсутствие болезни, это физическая, социальная, психологическая гармония человека, доброжелательные отношения с людьми, природой и самим собой (Макарова, 2012, с. 242).

Читайте также:  Рожь польза для здоровья

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья:

1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а, во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса.

2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье — комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информационной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра и красоты (Ковальков, 2004, с. 296).

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

Правильное и рациональное питание

Высокая двигательная активность

Регулярные занятия физической культурой

Правильный распорядок дня

Отсутствие вредных привычек

Таким образом, я могу сказать, что здоровый образ жизни это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия.

1.2 Уровень состояния здоровья детей и подростков в МБОУ СОШ с. Кусимовского рудника

Состояние здоровья детского населения вызывает очень серьезные опасения специалистов. По статистическим данным, лишь 20% детей здоровы, 80% – имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья, высок процент хронической патологии (интернет ресурсы).

Я решил узнать, какие заболевания преобладают среди моих сверстников. Для этого, мною было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 8-11 классов МБОУ СОШ с. Кусимовского рудника. Результаты показали, что наиболее распространенные заболевания у детей от общего числа учащихся (50 человек) приходится на:

а) желудочно-кишечный тракт – 12 детей;

б) органы зрения – 10 детей;

в) опорно-двигательный аппарат – 8 детей.

Появление хронических заболеваний, конечно же, сказывается на уровне работоспособности в течение, как учебного дня, так и учебного года, при этом наблюдается ухудшение функций вегетативной нервной системы (головные боли, боль в области сердца, тошнота, вялость, рассеянность, высокая утомляемость).

1.3. Отношение молодежи к наркотическим, спиртным и табачным изделиям

О пьянстве и курении, алкоголизме и наркомании — вредных для здоровья факторах — говорилось и говорится очень много, но все же беспокойство ученых и врачей, вызванное распространением этих пагубных привычек, растет, так как до сих пор значительное число людей не считает данные привычки вредным для здоровья.

Курение — не безобидное занятие, которое можно бросить без усилий. Это настоящая наркомания, и тем более опасная, которую многие не принимают всерьез (Деларю, 2009, с. 80).

Злоупотребление наркотическими средствами и незаконная торговля ими в последнее время принимают катастрофические размеpы (Ерышев, 2014, с.159).

Проблема употребления алкоголя также очень распространена в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь (Богданович, 2012, с.97).

В связи со всем вышесказанным, я решил провести анонимный опрос среди участников 8-11 классов нашей школы, чтобы узнать, как относятся к вредным привычкам мои сверстники.

Результаты опроса показали, что около 18% об общего числа опрошенных пробовали табачные и алкогольные напитки, 10% пробовали наркотики, и не видят в этом опасности. Остальные 72% осознают опасность увлечения подобными вещами, и никогда не попробуют эти пагубные изделия.

1.4. Отношение молодежи к интернету и социальным сетям

В последние десятилетия наблюдается интенсивное развитие информационно-коммуникационных, компьютерных, электронных, цифровых и интернет-технологий. Современные технологии внедряются буквально во все сферы человеческой жизнедеятельности, а во многих из них становятся просто незаменимыми, в результате кардинально трансформируя наше общество, производство и быт (Чумаков, 2013, с. 148).

Интернет, как всемирная сеть, несомненно, во многом полезен и облегчает деятельность современного человека, но в то же время, разнородная информация, содержащиеся в сети Интернет, оказывает пагубное воздействие на психику и здоровье людей всех возрастов. Особенно остро проблема социализации в Интернете проявляется в подростковом возрасте, когда происходит активное формирование познавательных процессов и личностных качеств человека.

Компьютерная зависимость является одной из разновидностей отстраненного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются повседневные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни (Безруких, 2001, с.84).

По данным российских психологов от 10 до 14% людей, проводящих длительное время в социальных сетях, становятся зависимыми от них. Они могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, видео, общаясь в чатах и на форумах, играя в онлайн-игры. Данная зависимость может возникнуть в любом возрасте, но наиболее подверженными этому являются подростки (интернет ресурсы).

Главная опасность социальных сетей для подростков заключается в том, что виртуальное общение становится преобладающим в их жизни. Постепенно подросток отвыкает от человеческого общения. Незаметно для самого себя, а зачастую и для родителей, он теряет навык реального контакта и становится зависимым от сети.

Появляющуюся и крепнущую зависимость ребенок, зачастую не желает признавать. Посещение личной странички превращается в ежедневный обряд – неоднократно в течение дня подросток заходит туда в надежде увидеть какие-то изменения. Другие стараются добавить как можно больше «друзей». Это бессмысленное «убийство» времени поглощает всецело – подростки тратят часы и дни, совершая действия «на автопилоте», становятся раздражительными и злыми. Данные изменения у детей отражаются так же и на учебной деятельности, и на дальнейшем его развитии. Если компьютер под запретом, возникают конфликты с родителями, что очень негативно отражается на психическом состоянии подростка (Кон, 2011, с.126).

Читайте также:  Если уволиться по состоянию здоровья надо отрабатывать

Для проверки положения о том, что интенсивное занятие с компьютером ведет к нарушению психики подростка, обособлению личности и нарушению контактов с окружающими, были опрошены подростки в возрасте от 14 до 18 лет, и выявлены следующие результаты:

На вопрос «Сколько времени Вы проводите за компьютером?» большинство подростков ответили 1-2 часа в день — (40%), от 2 до 5 часов — (40%), более 5 часов – (20%).

Также я выяснил, что многие подростки уверенны, что из-за проведенного в интернете времени, их учеба не страдает. Лишь 17% опрошенных отметили, что иногда у них возникают трудности из-за слишком долгого времяпровождения в соц. сетях, 60% школьников ответили, что у них никогда не возникают проблемы с учебой из-за социальных сетей, 23% ответили, что возникают, но редко.

Для выявления первых признаков зависимости подростков от соц. сетей, я задал вопрос, раздражаются ли они, если кто-то отвлекает их, когда они находятся в сети интернет. Ответы разделились почти поровну: никогда 53%, часто – 46,58%, иногда 0, 42%.

В результате проведенных опросов и обработки информации, я могу сделать вывод, что, в целом, у учеников нашей школы не наблюдается зависимость от социальных сетей. Но я заметил, что у некоторых подростков все-таки имеются предпосылки к развитию зависимости.

1.5. Как влияет ухудшение экологии и продуктов питания на здоровье подрастающего поколения

Может показаться, что нарушение в экологической обстановке на планете мало как сказывается на человеке, и все проблемы с экологией касаются каких-то там отдаленных от нас животных, водоемов и так далее. На самом же деле ситуация более печальна и опасна, нежели думает простой обитель нашей необъятной планеты. Выхлопные газы, что высвобождаются из двигателей автомобилей каждую секунду, аккумулируются в легких человека, вызывая различные заболевания, среди которых бронхит или пневмония стоят далеко не на самом первом месте по тяжести и «ужасности». Состав крови, работоспособность легких, почек и печени — все попало под воздействие собственных отходов человечества. Поэтому людям приходится находиться в опасных для организма условиях (Малахов, 2007, с.62).

А ведь общее ухудшение экологии так же влияет и на возрастание тех болезней, что ранее считались сравнительно редкими. Если говорить о бронхиальной астме, или аллергии на пыльцу деревьев, то раньше такого практически никогда не наблюдалось. Сейчас же около 40% вообще всей популяции человечества в том или ином виде страдает аллергией. А аллергия, по своей природе, не более чем «бомбежка» иммунной системы собственного организма (интернет ресурсы).

Конечно, нельзя сказать, что все эти болезни полностью появились из-за ухудшения экологии, но, тем не менее, мы наблюдаем гигантскую вспышку заболевания данными патологиями после того, как экология так же резко ухудшилась. Сводить это все полностью на то, что это не более чем совпадение, глупо и безответственно. Кроме того, жесткие статистические данные не обманешь, и не «обойдешь».

В связи с ухудшением экологии, ухудшается и качество продуктов питания: овощи, фрукты зерновые продукты, выращенные на пестицидах. Мясные продукты, полученные из животных напичканных различными гормонами и т.д.

А ведь здоровое и рациональное питание детей – это основа нормального полноценного развития подрастающего поколения. Для того чтобы оно протекало наиболее успешно, ребёнку необходимо большое разнообразие качественных пищевых продуктов, которых сейчас нет, а если они есть, то очень дорогие.

В ежедневный рацион должны входить продукты с высокой биологической ценностью, к которым относятся мясо, рыба, яйца, молочные продукты, овощи, фрукты и т.д. Недопотребление таких качественных продуктов в рационе питания, являющихся основными источниками животного белка и витаминов, снижает потенциал здоровья детей и взрослого населения, а также может вызвать серьезные заболевания. По результатам многих исследований, уровень здоровья детей снижается, и это в значительной степени связано с неудовлетворительным питанием (Сонькин, 2008, с. 32).

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это мера цивилизованности и человечности, характеризующая как отдельного человека, так и общество в целом. Он складывается из ориентации на здоровье как абсолютную жизненную ценность, на идеалы личности, семьи, нации и природы, из эффективных мер питания, образования, физкультуры и спорта, гигиены тела и духа. Таким образом, единственный путь решения проблемы формирования ЗОЖ — это создание системы воспитания здорового образа жизни учащихся в учреждениях образования, с активным участием семьи и других социальных институтов. Все меры, направленные на пропаганду ЗОЖ, должны представлять собой не единичные мероприятия, а являться составной частью долгосрочных программ, направленных на формирование безопасного и ответственного поведения подрастающего поколения!

Решение проблем здоровья и здорового образа жизни является самым главным приоритетом нашего государства. Мне кажется, если человечество не остановится, не начнет задумываться о себе, о своем будущем, то оно само себя обречет на полнейшее вымирание. Если не будут предприниматься меры по предотвращению распространения алкогольных и табачных изделий, наркотиков среди молодежи, если не будет проводиться пропаганда здорового образа жизни, человечество останется без будущего, и, быть может, через несколько десятилетий о нашем времени будут говорить «они не смогли вовремя остановиться»…

Список использованных источников

Богданович Л.А., Белый ужас; М.: Просвещение, 2012.- 97с.

Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Учебное пособие для студентов педагогических и психолого-педагогических вузов. – М.: Академия, 2001.- 84с.

Деларю В.В. Губительная сигарета; М.: Медицина, 2009. – 80с.

Ерышев О.Ф., Жизнь без наркотиков. М.: Астрель АСТ, 2014.–159с.

Кон И.С., Психология старшеклассника. — М.: Просвещение. 2011. – 126с.

Ковальков В.И., Здоровье-сберегающие технологии – М,: «Вако», 2004, 296с.

Малахов Г.П., Практическая энциклопедия оздоровления. – Донецк: Сталкер: Генеша, 2007. – 62с.

Макарова Л. П., Корчагина Г. А. Особенности состояния здоровья современных школьников//Вестник Герценовского университета № 8 (44) 2007. — 47с.

Сонькин В.С., Рациональное питание. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Здоровье детей». Вып. 24).

Макарова Л. П., Соловьёв А. В., Сыромятникова Л. И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников // Молодой ученый. — 2013. – 494с.

Источник

Adblock
detector