Меню

Особенности игровой деятельности дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

«Особенности игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка

Ограниченные возможности здоровья – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности.

Скачать:

Вложение Размер
igrovaya_sfera_dlya_detey_s_zpr.docx 24.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности игровой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Ограниченные возможности здоровья – проблема комплексного характера. Однако, и задержка речевого развития – это не просто обнаружившиеся у ребенка речевые сложности. Подобная задержка оказывает влияние на все (особенно высшие) познавательные процессы ребенка, на его личностные особенности. Так, речь является своеобразным интегралом всех других процессов, поэтому при ее нарушении страдают мышление, память, воображение. Ребенок может стать застенчивым, ранимым из-за возникающего непонимания между ним и окружающими людьми.

У малышей с ограниченными возможностями здоровья или речевого развития очень слабо выражена игровая мотивация. Такие дошколята либо «не хотят» играть, либо не в состоянии развернуть предложенную взрослым игру. Как правило, имеет место игра «рядом» (когда несколько детей находятся в одном месте – в песочнице, в игровом уголке, но не вместе (малыши не могут договариваться, регулировать действия друг друга с помощью правил и общего сюжета). Ярко выражена манипулятивная деятельность с предметами (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается, при этом игровой замысел отсутствует. То есть ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, но не выстраивает сюжета игры (что не является нормой для старших дошкольников – 5-7 лет).

У таких детей наблюдаются трудности в формировании образов-представлений, в создании воображаемой ситуации. Ослаблен процесс переноса знаний из привычной ситуации в подобные условия. Довольно часто ослаблена память. Предметы для детишек с задержкой психического развития не являются опорой в игре, не способствуют развертыванию сюжета (игра «Больной» — взрослый предлагает телефон, но ребята не замечают его, не способны придумать, что с помощью него, например, вызывают врача). Дошкольники часто непроизвольно соскальзывают с ситуации игры, отвлекаясь на что-то постороннее. Иногда происходит зацикливание действий.

Дошкольники демонстрируют неумение использовать знаки-заместители или предметы-заместители. В одном предмете они выделяют только один признак, одну функцию (игрушечный молоток для них может быть только предметом для извлечения звука, он не может стать человечком или ракетой). У детей снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет… в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Ограниченные возможности здоровья — это понятие, которое говорит не о стойком и, по существу, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. Игровая деятельность детей с ОВЗ значительно отстает в своем развитии от игровой деятельности здоровых детей того же возраста. Если у нормально развивающихся детей к шести годам сюжетно-ролевая игра достигает своего высшего расцвета, то у всех детей с задержкой психического развития этого возраста она находится на значительно более ранних этапах своего развития, которые обычно отмечаются в преддошкольном, младшем дошкольном возрасте. У всех детей с задержкой психического развития различной степени выраженности вычленяются особенности мотивационно-целевой основы игровой деятельности. Это проявляется в первую очередь в снижении активности в области игрового поведения. Для игры старших дошкольников с ОВЗ характерен предметно-действенный способ ее построений. Чаще всего игры у детей с ОВЗ различной степени выраженности носят неречевой характер, крайне редко используются предметы-заменители. Игровое поведение у детей с ОВЗ часто носит недостаточно эмоциональный характер, дети испытывают трудности в построении межличностного взаимодействия в процессе игровых действий, чаще избегая взаимодействия со сверстниками.

Роль игровой деятельности в обучении дошкольников с ОВЗ

Для развития детей с ОВЗ нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Сюжетно-ролевые и театрализованные игры – основа обучения и развития таких детей. При этом необходимо заинтересовать детей игрой, показывать игровые ситуации на примере других детей или взрослых. С помощью театра и настольных композиций можно не только развить навыки общения у таких детей, но и, главное, развить игровую деятельность, которая станет основой для бурного развития высших психических функций. Необходимо создать игровые уголки совместно с детьми, пусть они их обустраивают, почаще делают перестановку.

Чтобы научить ребенка играть для этого необходимо организовать поэтапную работу. Нужно дать ребенку представление о содержании игры. Возможно, провести экскурсию. Далее организовать беседу – сначала называем действия, их последовательность, затем просим отгадать действие. Неоценимую роль сыграют и дидактические игры, в которых перечисляются действия по профессии, присутствуют соответствующие картинки. Взрослый показывает действия с 3–4 предметами, их можно выполнять совместно с ребенком при этом необходимо обращать внимание на речь. Проговаривать с ребенком все основные действия.

Для развития речи, воображения, образов-представлений можно придумывать сказку: по предмету (описательный рассказ, по картинкам (не более 4 штук, по игрушкам. В помощь ребенку можно предлагать вопросный план, опорные слова (3–4 слова для рассказа, например: гвоздь, картина, художник). Также можно организовать коллективный рассказ сказки (один начинает, другой продолжает) и сочинение сказки с измененными условиями «А что было бы, если… »

Разыгрывайте сценки-диалоги с помощью разнообразного материала: на куклах, на предметах-заместителях, например, кубиках (например, сказка «Три медведя»: большой кубик – папа медведь, средний – мама медведица, маленький – медвежонок, шар – девочка). Это поможет развить навыки абстрактного мышления и воображения. Для расширения кругозора с детьми обязательно нужно говорить об отвлеченных предметах, на определенную тему. Здесь могут выручить энциклопедии для дошкольников.

Еще К. Д. Ушинский отмечал, что дети легче усваивают новый материал в процессе игры, и рекомендовал стараться делать занятия более занимательными, так как это одна из основных задач обучения и воспитания малышей. По мнению автора, не должна стирать грани между игрой и обучением. Речь идет о более широком использовании на занятиях дидактических игр и игровых приемов. Многие ученые отмечают важную роль обучающих игр, которые позволяют педагогу расширить практический опыт ребенка, закреплять его знания об окружающем мире.

Особое значение в структуре дидактической игры имеет игровое действие, целью которого является создание игровых взаимоотношений между детьми. Однако анализ дидактических игр позволяет сделать вывод о том, что во многих из них игровое действие отсутствует, по структуре и содержанию они подобны беседе или упражнению. По мнению В. Н. Аванесовой, дидактическая игра становится таковой благодаря наличию в ней игровых моментов: загадок, движений, элементов ожидания и неожиданности, соревнования, разыгрывания, шуток, сюжета, ролей, а также использованию различных персонажей. Для разработки игровой формы обучения необходимо заботиться не только о выполнении дидактических задач и правил, но и о том, чтобы игра была интересной. Этого можно добиться, постоянно усложняя игровое действие. Основным стимулом познавательной деятельности становится не указания логопеда, а естественное желание детей поиграть. В соответствии с этим логопед не только руководит игрой, но и участвует в ней, демонстрируя в игровой форме образцы поведения в жизни.

Для обучения можно использовать различные игровые моменты: сюжет, воображаемую ситуацию, ролевые действия. Своеобразным игровым элементов в обучении являются игрушки, изображающие животных, литературно-сказочных персонажей, героев детских телепередач и мультфильмов.

Таким образом, игровые приемы являются основными приемами, которые используют логопеды на занятиях с детьми с ОВЗ. Эти приемы способствуют повышению познавательной активности детей данной категории, поддерживают их интерес к занятиям и стимулируют развитие внутренней мотивации. В отличие от отдельных игровых приемов и дидактических игр игровая обучающая ситуация тесно связана с ходом логопедического занятия. Благодаря ей решаются основные воспитательно-образовательные задачи, повышается активность детей в процессе обучения, снижается утомляемость, формируется интерес к познавательной деятельности, развивается эмоциональная отзывчивость. Игровое обучение помогает ребенку почувствовать собственные возможности, обрести уверенность в себе.

Источник

Формирование игровой деятельности у дошкольника с ограниченными возможностями здоровья
консультация по теме

Особенности формирования игровой деятельности умственно отсталых дошкольников и её коррекция

Скачать:

Вложение Размер
doklad_igra.docx 24.25 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – для ребенка это не что иное, как особое средство постижение жизни, способ познания, осмысления некоторых жизненных явлений моральных установок общества, постижений реалией действительности.

Игра является основным видом деятельности дошкольника, потому что наиболее доступна ребенку этого возраста. Именно в игре он знакомится с окружающей действительностью, приобретает знания и умения, обучается, у него развивается восприятие, мышление ловкость активность, координация движений, формируются навыки коллективного поведения, усваиваются эстетические нормы, расширяется и обогащается словарь, развиваются все функции речи.

У детей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в коррекционное учреждение отсутствует стойкий интерес к игрушке, они не пытаются обследовать ее при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами. Если у детей с нарушением интеллекта и есть процессуальные действия, то они никогда не образуют логическую цепочку.

Наблюдаются неадекватное использование игрушек. Могут стучать о поверхность стола, грызть и облизывать, попытки разломать

. В программе дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта .А. Екжановой и Е.А. Стребелевой “Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». В программе есть подраздел «Обучение игре»

Без специального коррекционного обучения игре невозможно сформировать игровые действия, а следовательно, игра не станет ведущим видом деятельности, с помощью которой можно познать окружающий мир, корригировать недостатки, готовятся к обучению в специальной школе.

Поэтому на 1-2 годах обучения ставятся следующие задачи:

  1. Формирование интереса к игре и игрушке, стимуляция потребности в игре.

Обучение использованию игрушкой в соответствии с её функциональным значением.

Обучение элементарным игровым действиям по подражанию, затем по образцу и самостоятельно.

  1. Обучение воспроизводить связанные между собой логически определенные действия (цепочки из 2 действий: сначала стираем, потом развешиваем и т.д.)
  2. Воспитание бережного отношения к игрушке.
  3. Обозначение словом, предложением предметов и действий.

На 3-4 годах обучения требования усложняются. К этому времени дети должны:

  1. Уметь самостоятельно сформулировать замысел игры.

Отражать в игре роль труда взрослого человека, передавать отношения между людьми.

  1. Научится действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы – заместители.
  2. Отражать знания, полученные на других занятиях.

При обучении используются методические приемы:

— показ игровых действий педагогам,

— совместное выполнение игровых действий,

— выполнение заданий по словестным инструкции.

— самостоятельное обыгрывание игрушек.

На первом году обучения, после обследования детей учитывая интеллектуальные и психические возможности детей, разбивают на 2 подгруппы: более сильную и слабую.

Дети со слабой подгруппы требуют более частое повторение действий по подражанию.

Проводятся и индивидуальные занятия.

В группе должно быть разнообразное и достаточное количество игрушек в хорошем состоянии.

Периодически менять, чтобы дети не теряли интерес к ним. Взрослый обязан реагировать на каждый случай порчи игрушки или небрежного отношения к ней.

При обучении игре обязательно надо возбудить интерес к игрушке. Научить детей обмениваться игрушками. Это достигается в специальных игровых упражнениях.

Например: Воспитатель рассаживает детей на стульчики, одному более умному ребенку вручает корзину с игрушками и предлагает раздать игрушки детям. Ребенок, чувствуя доверие взрослого, щедро раздаёт игрушки детям. Вручая он должен произнести, Валера возьми мяч, Аня возьми куклу и т.д. Убедившись, что дети наигрались предложить обменяться ими. Люда дай коляску Оксане, а Оксана даст тебе зайку. После неоднократного обмена, дети спокойно делятся или отдают игрушки.

Занятия по обучению сюжетно-ролевой игры необходимо проводить в группе в игровой комнате, здесь дети чувствуют себя непринужденно и свободно. Педагоги должны быть мягкими, эмоциональными. Без выражения эмоций таких детей невозможно привлечь к игрушке, к игре.

Мощным моментом в обучении игре у детей с ОВЗ является усвоение ими логического развития игрового сюжета. Этому способствуют два вида работы:

Первое – это наблюдение и установление последовательности бытовых действий в повседневной жизни, процессе режимных моментов.

Например: после того как дети вымыли руки и должны приступить к еде педагог обращает внимание, что вначале они вымыли руки, а потом садятся за стол, подготавливая ко сну заостряем внимание, что они сейчас разденутся оденут пижаму (спать в платьях нельзя), а потом лягут спать.

Второе – это выполнение детьми таких игровых действий, которые требуют от них предварительной подготовки.

Например: взрослый произносит, давай уложим твою дочку спать. Что нужно сделать? Ребенок под руководством педагога перечисляет действия, а затем переходит к осуществлению.

Дети хорошо воспринимают эти вопросы, потому что сами являются участниками событий или наблюдали их в повседневной жизни.

Обучение игре начинается с куклы, так как кукла – подобие человека. Сначала дети учатся ее кормить, одевать, раздевать. Соединение этих трех действий дает возможность перейти к элементам сюжета в игре. Вводиться новый игровой элемент – укладывание спать, добавляется приготовление постели. Обычно дети выносят игровые действия, которым научились на занятиях , в свою свободную игровую деятельность. Но опять же при участии взрослого.

После отработки игровых действий можно приступать к обучению бытовой сюжетной игре. Введение сюжета требует от ребенка большой наблюдательности, так как в процессе игры развивается внимание к окружающему миру.. Окружающий мир у наших детей ограничен, поэтому мы проводим экскурсии в магазин, почту, парикмахерскую. Знакомим с трудом взрослых – врача, повара, прачки, няни, дворника, шофера, воспитателя. Читаем художественную литературу, проводим беседы, просматриваем кинофильмы, рассматриваем сюжетные картинки, где отражена работа людей. Для развития игровой деятельности важно, чтобы дети наблюдали за повадками животных, птиц. Для этого надо вывозить детей в зоопарк, цирк, просматривать фильмы о животных ит.д. Научившись подражать животным, дети смогут правильно обыгрывать их движения в игре. Постепенно в ходе наблюдения дети накапливают определенный опыт отношений между людьми, работу людей и на основе этого опыта легче учить детей сюжетно-ролевым играм.

Педагог большое внимание уделяет игре с машиной. Показывает, как надо играть с ней, разворачивает элементарную сюжетную цепь: на машину грузят кубики, разгружают, возят в ней различные игрушки. Организация элементарных действий служит подготовкой к строительным играм. Без специального обучения строительные игры не возможны – в противном случае она будет сведена к нагромождению кубиков и разрушению постройки. Эта игра ценна тем, что служит основой в коллективе для совместных игр.

Начиная игру, дошкольники обычно охотно соглашаются на предложенную роль, но быстро переходят к обычным действиям с игрушками. Педагог должен включиться в игру, напомнить ребенку о взятой на себя роли. Создать игровую ситуацию.

Для развития игровой деятельности у дошкольников проводятся драматизации хорошо известных сказок «Теремок», «Репка», «Колобок», «Заюшкина избушка» и д.р.

Знакомить со сказкой надо живо и эмоционально, иллюстрируя ее содержание с помощью персонажей кукольного театра , фанерных изображений ит.д

Для усвоения детьми содержания сказки необходимо познакомить их с действующими лицами, дать им возможность самим осуществлять действия с куклами, выступать от лица каждого персонажа. Использование костюмов и различных атрибутов способствуют успешному проведению игр-драматизаций. Они помогают детям понять сюжет и войти в роль.

Педагог, знающий возможности каждого ребенка в своей группе, должен следить как общаются дети в ходе совместных игр. Для организации коллектива эффективным являются подвижные игры с элементами роли. Сближают детей и игры постройки. В процессе игр воспитатель регулирует взаимоотношения дошкольников, следит за тем кто малоподвижен, кто чрезмерно возбудим.

Из всего сказанного вытекает, что формирование жизненного и игрового опыта детей, развитие у них специфических игровых умений, могут продвинуть игровую деятельность у детей с ограниченными возможностями здоровья до того уровня, который обеспечит ее положительное влияние на их психическое развитие. Даже если ребенок не научится играть самостоятельно, будет нуждаться в помощи взрослого, это не будет считаться зря потраченным временем. Главное ребенок начал выходить из замкнутого мира. У него появится интерес к окружающему мир.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время большинство педагогов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности. Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишут о том, что для .

Представлены материалы доклада на педагогическом совете (конспект и презентация).

Выступление на семинаре для классных руководителей , в рамках республиканского семинара.

В статье рассматривается развитие эмоционально-личностной сферы дошкольников с ОВЗ.

В статье освещается вопрос организации взаимосвязи в работе по лексической теме между учителем-дефектологом, воспитателями группы и родителями детей.

Сказкотерапия – Проблема использования сказкотерапии изучается многими авторами. Например, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева рассматривает влияние сказкотерапии на эмоционально.

Статья по теме «Формирование коммуникативных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья в среднем школьном возрасте посредством игровой деятельности&quot.

Источник

Читайте также:  Татьяна тарасова тренер по фигурному катанию здоровье
Adblock
detector