Педразвитие
Авторы: Воробьева Дарья Михайловна, Фалалеева Галина Алексеевна
Должность: студентка 343 группы, преподаватель физической культуры
Учебное заведение: ГБПОУ «Педагогический колледж №10»
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: статья
Тема: Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ
Дата публикации: 26.03.2018
Раздел: дошкольное образование
Особенности физического развития ребёнка с ОВЗ (И. Н.)
Отличительной особенностью ребенка дошкольного возраста является непрерывный рост и
развитие, которые проявляются в количественных и качественных изменениях, происходящих в
организме. К последним следует отнести функциональную и морфологическую дифференцировку
всех органов и тканей, их структурную перестройку.
На разных этапах дошкольного детства процессы роста и развития протекают неодинаково:
периоды быстрого темпа сменяются замедленным развитием. Кроме того, каждый орган, каждая
система имеет свои закономерности формирования. Однако между ними имеется тесная
функциональная взаимосвязь. Так, формирование структур головного мозга оказывает
положительное влияние на развитие высшей нервной деятельности, моторной сферы, костно-
мышечной, сердечнососудистой, других физиологических систем; совершенствование функций
дыхания способствует развитию сердечно-сосудистой системы, и наоборот.
Формирование движений, моторики ребенка — один из важнейших компонентов его физического
развития. Чувство радости, ощущение самостоятельности остаются главными источниками
мотивации физической активности детей.
В физическом развитии ребенка с ОВЗ, так же, как и в психическом, имеются общие тенденции с
развитием нормально развивающихся детей. Наряду с этим наблюдается и множество
отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение коры головного мозга. Эти
отклонения находят свое выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики,
большей подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом
недоразвитии (вес, рост), в нарушении развития статики и локомоции, основных движений,
мелкой моторики, осанки, координации элементарных двигательных актов, в нарушениях
равновесия и др. У детей с органическим поражением центральной нервной системы нарушена
нервная регуляция мышечной деятельности. В результате своевременно не формируется контроль
за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в
становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У
многих детей с нарушениями интеллекта возникают сопутствующие движения — синкенезии. При
этом нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики
(крупной и мелкой). Однако у разных детей изучаемой категории нарушения в физическом
развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности, выступать в разных
сочетаниях. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно
сохранных, но это кажущееся благополучие. У этих детей отклонения в физическом развитии
проявляются при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных
У большинства же детей, поступающих в специальные дошкольные учреждения, отклонения в
физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонен вперед, голова
опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе они шаркают ногами, движения рук и ног
не согласованы между собой, стопы ног развернуты носком внутрь. У некоторых детей при ходьбе
отмечается семенящий, неритмичный, неравномерный шаг, темп ходьбы неустойчив, ноги слегка
согнуты в тазобедренном суставе.
При беге у дошкольников с ОВЗ также наблюдается мелкий семенящий шаг, полусогнутые ноги
опускаются всей стопой на землю, движения рук и ног несогласованны, движения неритмичны.
При этом у некоторых детей отмечаются боковые раскачивания корпуса.
Большинство детей с нарушениями интеллекта совсем не могут прыгать — ни на двух, ни на одной
Имеются большие затруднения при ползании, лазании и в метании. Многие дети не могут бросать
мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок
нарушает равновесие тела.
Вместе с тем, индивидуальные различия в физическом развитии детей с нарушениями интеллекта
очень велики. Разброс показателей здесь много больше, чем у детей с нормальным интеллектом.
Физическое воспитание и физическое развитие детей с ОВЗ должно быть направлено на решение
задач двух типов: 1. Задачи, общие для всех дошкольных учреждений. 2. Специфические задачи,
направленные на коррекцию, компенсацию и предупреждение отклонений в физическом
развитии, обусловленных характером нарушений.
Общие задачи: укрепление здоровья ребенка; обеспечение развития гармоничного его
телосложения, правильная осанка; закрепление потребности в разных видах двигательной
деятельности; развитие движений, двигательных качеств, физической и умственной
работоспособности; тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем; закаливание
Специфические задачи: создание специальных условий, стимулирующих физическое развитие
ребенка в целом; профилактика простудных и инфекционных заболеваний; осуществление
системы коррекционно-восстановительных мероприятий, направленных на развитие и
совершенствование основных движений, физических качеств и на предупреждение вторичных
отклонений в физическом развитии.
Коррекционная направленность должна пронизывать всю работу по физическому воспитанию
детей с нарушениями интеллекта, в том числе и при осуществлении общих задач.
Физическое воспитание проводится в повседневной жизни и на специальных занятиях.
В режиме дня выделены специальные мероприятия, направленные на физическое воспитание
детей: режим питания и сна, утренняя гимнастика (зарядка), прогулка, закаливающие и
гигиенические процедуры. Выполнение всех перечисленных мероприятий обязательно для
любого дошкольного учреждения. Однако в специальном дошкольном учреждении оно
приобретает особое значение. Любое нарушение в режиме дня — сокращение прогулки или
отмена закаливающих мероприятий и другие — влечет за собой снижение умственной
работоспособности детей, нарушение коррекционно- воспитательной работы в целом.
В «Программе воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ОВЗ» предусмотрены
специальные занятия по физическому воспитанию, которые проводятся 3 раза в неделю во всех
возрастных группах. Большое место в развитии основных и ритмических движений отводится
также на занятиях по музыкальному воспитанию.
В коррекции физического развития детей важную роль играет создание режима двигательной
активности. Сюда входит проведение утренней гимнастики, подвижных игр на прогулках в
утреннее и вечернее время, использование подвижных видов работы на всех занятиях у учителя-
дефектолога и воспитателя.
Подвижные игры на прогулке, предварительно разучиваются на специальных занятиях по
физическому воспитанию и должны отбираться в соответствии с уровнем физического развития
детей данной группы.
Подвижные виды деятельности, которые проводятся на занятиях у учителя-дефектолога и
воспитателя, должны быть направлены на усвоение программного материала данного занятия.
Рассмотрим в качестве примера одно из занятий по ознакомлению с окружающим, где
используются подвижные виды деятельности. Целью этого занятия является закрепить знание
детей об основных цветах; выделять цвет в предмете, называть его, уметь находить предмет
определенного цвета в окружающей обстановке. Это занятие можно провести следующим
й этап — «Достань игрушку!», дети находят и достают игрушки из «чудесного мешочка» называют
их и определяют цвет;
й этап — «Найди домик для игрушки!», каждый ребенок должен положить свою игрушку в домик
соответствующий ей по цвету и объяснить, почему он выбрал этот домик;
й этап — игра «Найди ключ». Игра проводится следующим образом: на полу комнаты
раскладываются 4 обруча — «домики». В центре обруча стоят флажки — красный, синий, желтый
и зеленый. Дети делятся на 4 группы, каждая из которых «живет» в своем «домике». По сигналу
взрослого дети идут «гулять». Чтобы вернуться в «домик», они должны найти в окружающей
обстановке игрушку, соотвествующую цвету своего «домика», и принести ее в качестве «ключа».
Только с таким «ключом» ребенок может войти — в свой «домик».
Как видим, эта дидактическая игра, направленная на усвоение программного материала —
нахождение предмета определенного цвета в окружающей обстановке и соотнесение его по
цвету, — проводится не сидя за столом, а в движениях, и дает детям возможность
целенаправленно ориентироваться в пространстве.
Наряду с развитием общих движений большое место в коррекционной работе учитель-
дефектолог отводит развитию и совершенствованию ручной моторики. Особое внимание
уделяется развитию согласованности действий обеих рук, развитию хватательных движений,
ребенок учиться хватать и удерживать различные предметы: крупные — двумя руками, мелкие —
одной рукой. Кроме того, учитель-дефектолог уделяет большое внимание развитию и
совершенствованию у детей мелких движений рук и пальцев. В этих целях используются игры и
упражнения по формированию подражания движениям рук взрослого, а в дальнейшем
театрализованные игры для рук.
Основной формой воспитательно-образовательной работы по физическому воспитанию являются
занятия. Они играют особую роль там, где самостоятельная целенаправленная двигательная
активность снижена. Все занятия по физическому воспитанию в специальном детском саду
строятся так, чтобы в них решались как общие, так и коррекционные задачи.
В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных
движений, и общеразвивающие упражнения, направленные на укрепление мышц спины,
плечевого пояса и ног, координацию движений, формированию правильной осанки, развитию
равновесия. Кроме того, проводятся подвижные игры, которые способствуют совершенствованию
движений, а также тренированности различных систем организма. Обязательным компонентом
каждого занятия является вводная и заключительная ходьба.
Специфика работы с детьми с ОВЗ состоит в снижении уровня возрастных требований к
физическим упражнениям, кратковременности выполнения каждого отдельного движения по
сравнению с нормально развивающимися детьми. В каждое занятие включается специальная
работа по коррекции функции равновесия, укреплению мышц, формирующих правильную осанку,
и мышц свода стоп (предупреждение и коррекция плоскостопия), развитию дыхательной
мускулатуры и нормализации двигательной активности.
На начальных этапах обучения целесообразно проводить с детьми бессюжетные подвижные игры,
так как у них еще не сформированы основные движения, малый двигательный опыт, не умеют
ориентироваться в пространстве помещения и не могут понять правила и условия сюжетной игры.
Бессюжетные подвижные игры способствуют повышению эмоционального тонуса и учат детей
ориентироваться в условиях подвижных игр. В старшем дошкольном возрасте дети могут овладеть
подвижными играми с правилами, но с элементами соревнования, так как многие дети начинают
осознавать моторную неловкость и это вызывает отрицательное эмоциональное отношение к
При обучении детей физическим упражнениям применяются словесные, наглядные и
Источник
Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Публикации
Лаврова, Г.Н. Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 176 с.
Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 176 с.
В методических рекомендациях описаны особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), требования к организации занятий по физической культуре, правила, последовательность, методы и приемы формирования двигательных навыков и навыков самообслуживания и гигиены, развития мелкой моторики. Представленный теоретический и практический материал будет интересен не только инструкторам по физической культуре, воспитателям, но и учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам образовательных дошкольных организаций, обучающих детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] : методические рекомендации для педагогов ДОУ / Г. Н. Лаврова, Л. П. Кудрявцева, Н. А. Тулупова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2019. – 176 с.
В методических рекомендациях описаны особенности физического воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), требования к организации занятий по физической культуре, правила, последовательность, методы и приемы формирования двигательных навыков и навыков самообслуживания и гигиены, развития мелкой моторики. Представленный теоретический и практический материал будет интересен не только инструкторам по физической культуре, воспитателям, но и учителям-логопедам, учителям-дефектологам, педагогам образовательных дошкольных организаций, обучающих детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Источник
Особенности физического воспитания детей с ОВЗ
Землянская Марина
Особенности физического воспитания детей с ОВЗ
Особенности физического воспитания детей с ОВЗ.
Свое выступление я хотел бы начать со слов Альфред де Мюссе: Физические упражнения могут заменить множество лекарств, но ни одно лекарство в мире не может заменить физические упражнения.
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Главным условием развития ребёнка с ОВЗ в образовательном процессе дошкольного учреждения является включение каждого воспитанника в деятельность с учетом его возможностей, интересов, способностей, «зоны ближайшего развития» и уровнем потенциального развития, которого ребёнок с ОВЗ способен достигнуть под руководством взрослых и в сотрудничестве со сверстниками в созданном образовательном пространстве.
Немаловажной проблемой является формирование мотивации детей к занятиям физической культуры. Эта проблема имеет особую актуальность, так как мотивационная сфера ребенка является основным компонентом в процессе организации учебной деятельности. Она отражает интерес ребенка к занятиям, его активное и осознанное отношение к ним. От того насколько развита мотивация к занятиям, во многом зависит эффективность обучения, уровень достигнутых результатов, а значит и их развитие в целом. Успешность решения этого вопроса во многом зависит от того, как организована работа инструктора по физической культуре и детей на занятиях, от используемых методов и средств. Главная задача инструктора физкультуры, вызвать интерес у детей к занятиям физической культурой.
Прежде, чем приступить к физическим занятиям, от инструктора физкультуры требуются знания основных дефектов, их проявлений, сопутствующих заболеваний, медицинских показаний и противопоказаний к тем или иным видам физических упражнений. Также необходимо учитывать возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, так как они развиваются медленнее.
Данные знания необходимы педагогу для того, чтобы не навредить здоровью, а также выявить потенциальные возможности ребенка, определить оптимальный путь развития и коррекции. Для более эффективной работы в данном направлении педагогу физической культуры необходимо постоянно взаимодействовать с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с дефектологом, психологом, воспитателями, педагогом по ЛФК, массажистом.
При организации и проведении занятий по физической культуре обязательно учитывается распределение воспитанников по группам здоровья и осуществляется дифференциация допустимой нагрузки.
Слайд 7 Вторая группа здоровья.
Слайд 8 Третья группа здоровья.
Слайд 9 Четвертая группа здоровья.
Слайд 10-13 что я делаю с детьми для укрепления мышц спины и живота
Слайд 14 -16 что я делаю с детьми для укрепления рук и ног
Слайд 17 дыхательные упражнения
Слайд 18-20 упражнения для профилактики плоскостопия
Таким образом, выстроенная работа по физическому развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду способствует укреплению здоровья и физическому развитию детей, закрепляет успехи ребенка, достигнутых в коррекционно-развивающей работе.
Тренажер для физического развития детей «Лестница ловкости» В физкультурных уголках есть огромное разнообразие различных спортивных пособий, а я хочу познакомить Вас с «Лестницей ловкости» которая.
«Мультяшки спешат на помощь!» идеи оформления ДОУ для физического, эстетического и познавательного развития детей В нашем детском саду когда-то был действующий бассейн, но, к сожалению, внутренняя его часть стала аварийной и в данный момент используется.
Особенности воспитания детей в дошкольный период Консультация «Особенности воспитания детей в дошкольный период». Особенности воспитания детей в дошкольный период можно разделить на две.
Организация физического воспитания детей в соответствии с требованиями СанПиН ДОО Современное общество предъявляет высокие требования к работе дошкольных образовательных учреждений, призванных заложить основы крепкого.
Фитбол-как средство физического развития детей дошкольного возраста Фитбол — оборудование, которое на протяжении нескольких лет используют в физкультурных залах дошкольных учреждений – он позволяет быстрее.
Использование нетрадиционного оборудования в дыхательной гимнастике для физического развития детей. Заболевания системы дыхания у детей – слишком распространенное явление. Как помочь малышу меньше болеть простудными заболеваниями? Как.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Родительское собрание во второй младшей группе «Значение физического и психического развития детей 3–4 лет» Протокол №2 родительского собрания во второй младшей группы. от 30 марта 2017 г. Списочный состав: 27 ч. Присутствовало: 15 ч. Отсутствовало:.
Семинар-практикум «Традиционные игры коренных малочисленных народов как средство физического воспитания дошкольников» Уважаемые коллеги, представляю Вам практическую часть семинара-практикума прошедшем в нашем ДОУ «Традиционные игры коренных малочисленных.
Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья детей. МБДОУ Детский сад комбинированного вида №2 «Солнышко. » Взаимодействие с семьёй по вопросам физического воспитания и укрепления здоровья.
Источник