Особенности обучения детей с ОВЗ.
Особенности обучения детей с ОВЗ: современные Ходжава Хатуна Шотаевна логопед-дефектолог МАОУ «СОШ № 1» Корсаковского городского округа Сахалинской области «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации». Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Детей, имеющих отклонения в развитии, становится больше, поэтому и возникает острая необходимость их социализировать и обучить. Основным направлением является создание условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Для части детей с ОВЗ наиболее эффективным является путь «безбарьерного доступа» и комфортного пребывания в образовательной среде. Приоритетным направлением для педагога в работе с ребенком ОВЗ является индивидуальный подход, в зависимости от особенностей развития и возможностей ребенка. Первоначальным условием для работы является необходимость использования специальных методов, приемов, средств обучения и компьютерных технологии. Возникает необходимость в основном индивидуализировать обучение, так как таким детям очень сложно адаптироваться среди нормативно развивающихся детей. Но ограждать ребенка с ОВЗ полностью от класса не стоит. Ни в коем случае! Необходимо постепенно предлагать возможность поприсутствовать на уроках: физической культуры, рисования и технологии. Таким образом, ребенок привыкает к окружающим, существующим правилам на уроке, необходимости взаимодействовать с учителем или с детьми. Конечно, это все происходит не сразу. Дефектолог имеет возможность применять различные коррекционные технологии: информационно-коммуникационные технологии, игровые технологии, обучение в сотрудничестве, дифференцированное обучение, здоровьесберегающие технологии, логоритмика. В деятельности логопеда-дефектолога, впрочем, как и любого учителя, работающего с детьми ОВЗ возникает необходимость вовлечения в совместную деятельность. Повысить мотивацию ребенка помогают существующие разнообразные компьютерные технологии. Роль информационно-коммуникационные технологии очень высока и существенна. Любой ребенок, с особенностями и без, легко и с удовольствием увлекается компьютером, играми и различными видами презентациями. Дети с интеллектуальными нарушениями пользуются непроизвольным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Информационные технологии в последнее время стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Коррекция недостатков речи детей требует систематических занятий, монотонных повторений слогов и слов на заданный звук. Интерес к занятиям с логопедом у ребенка со временем утрачивается. Учащиеся, посещающие мои занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень недоразвития сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. Положительным моментом является и то, что применение информационно-коммуникационные технологии доступно на всех этапах коррекционного процесса: от обследования ребенка до формирования связной речи. При подготовке к своим занятиям с использованием ИКТ, исходя из его целей, при отборе учебного материала, я соблюдаю основные дидактические принципы: дифференцированного подхода и др. На моих занятиях словесные методы сочетаются с наглядным материалом. При этом компьютер не заменяет меня, а только дополняет. Наряду с текстами и устными объяснениями, я использую демонстрационные презентации. Они бывают нескольких видов: иллюстрация в виде фотографии или рисунка; текст алгоритма, изучаемый и применяемый на занятиях; письменные задания и образцы их выполнения. В презентации включаю наглядный материал, схемы слов и предложений, тексты для прочтения, карточки с заданиями, анимированные кроссворды и ребусы, анаграммы и многое другое, при необходимости подбираю весь материал по конкретной теме. Такая практика позволяет решить многие проблемы коррекции речи, позволяет предложить разнообразные наглядные упражнения, способствующие развитию зрительного внимания и памяти. Другой положительный момент состоит в том, что речевой материал игр обычно разбит на блоки по годам обучения и по грамматическим темам. Это позволяет воплощать индивидуальный подход. Все занятия проходят в игровой форме, что создает дополнительную мотивацию для активного участия ребенка в коррекционном процессе (онлайн-раскраски, онлайн-игры). Существует онлайн-игры, которые помогут провести артикуляционную гимнастику, автоматизировать и дифференцировать звуки, развить речевое дыхание и фонематический слух, расширить лексический словарь, проработать связную речь. Я использую компьютер на занятии, как дополнительное средство работы, в течение непродолжительного времени. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не должна превышать 5-7 минут. До начала занятия и в конце занятия для предупреждения переутомления глаз рекомендуется провести с ребенком зрительную гимнастику. Немаловажную роль на занятиях отводится здоровьесберегающей технологии, цель которой — обеспечить возможность сохранения здоровья. Самым главным в использовании такой технологии – это рациональная организация занятия. Для большей мотивации считаю, необходимостью частую смену деятельности. Физкульминутки, подвижные игры также демонстрирую с помощью информационно-коммуникационных технологии. Таким образом, использование компьютерных программ и онлайн-игр в коррекционном процессе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства, методы обучения, увеличивая тем самым интерес к изучаемому материалу, предусматривает возможность индивидуальной настройки параметров, соответствующих реальному уровню и «зоне ближайшего развития» ребенка, активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций, повышают познавательный интерес, создают положительный эмоциональный фон, помогают детям развить очень важные компетенции не только для преодоления речевого нарушения, но и для жизни в условиях современного информационного общества. Целью применения информационно-коммуникационные технологии в моей работе является создание условий для формирования у детей компетенций, необходимых для преодоления речевых нарушений, посредством включения информационно-коммуникационные технологии в образовательную деятельность. Отсюда следует, что применение информационно-коммуникационных технологии в коррекционной работе помогает достичь главную цель логопедической работы – максимально преодолеть речевое нарушение. Под технологией сотрудничества понимается совместная развивающаяся деятельность. Смысл данной технологии в том, чтобы в деятельности обучающего процесса отталкиваться от возможностей ребёнка. Не мало важно отметить, что все используемые технологии проводятся в игровой форме. А значит базируются на игровых технологиях. Такая форма занятии позволяет сделать развивающий процесс интересным и желанным. Также позволяет, не заключать ребёнка в строгие правила и инструкции. На занятии с применением игровых технологии можно использовать элементы творчества и свободного выбора, в зависимости от настроения и желания самого ребенка. Особая роль отводится логоритмическим элементам в коррекционном процессе. Логоритмические упражнения позволяют развивать у детей с ОВЗ слух, темп и ритм, которые являются необходимыми элементами для полноценного речевого развития. В арсенале коррекционного педагога имеются не только перечисленные методы обучения детей с ОВЗ, но и такие методы как песочная терапия, сказкотерапия, кинезиотерапия, и множества других форм работы. Не маловажной является взаимодействия родителей с педагогами. Без такого взаимодействия работа с детьми с ОВЗ невозможна. Для родителей и законных представителей проводятся индивидуальные и групповые консультации совместно с психологами образовательного учреждения. Такие консультации проводятся для формирования правильной позиции родителей по отношение к школе и ее требованиям. Родители должны взаимодействовать со всеми участниками образовательного процесса, они должны понимать насколько они важны и необходимы ребенку. Все перечисленные методы коррекционного процесса проводятся для преодоления трудностей развития, повышения мотивации познавательной деятельности. В каком, то смысле коррекционный педагог помогает пройти реабилитацию, в результате которой дети с ОВЗ приобретают знания и компенсируют имеющиеся нарушения. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: кн. Для педагога – дефектолога. – М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 184с. Егорова Л. В. Зверева Е. А. Орлова М. А. Шаргородская Л. В. Чурилина Е. В. Модель обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в общеобразовательной школе: РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва-2015 Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. педвузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272 с. Источник Особенности обучения детей с ОВЗ |
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obucheniya_detey_s_ovz.docx | 20.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности обучения детей с ОВЗ
- Дети с ОВЗ
- Особенности обучения детей с ОВЗ
- Особые образовательные потребности для детей с ОВЗ
- Специфика образования детей с ОВЗ
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Состояние здоровья этих детей препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Дети с ОВЗ
(по классификации В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова)
- Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- Дети с нарушением речи (логопаты);
- Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- Дети с задержкой психического развития;
- Дети с нарушением поведения и общения;
- Дети с умственной отсталостью;
- Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.
Особенности обучения детей с ОВЗ
Отклонения в развитии ребенка ведут к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства, а значит затруднен сам процесс передачи социального и культурного опыта.
Так как основная цель специального образования — введение в образовательную среду и культуру ребенка (по разным причинам выпадающего из нее), то для достижения этой цели нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Федеральный закон «Об образовании в РФ» (ФЗ № 273)
Приказ МОН РФ от 19.12.14 № 1598 «Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»
Выделены 4 варианта адаптированных программ для учащихся с ОВЗ. (Конкретная программа рекомендуется специалистами)
- 1 вариант . Обучение осуществляется по тем же программам, что и у здоровых детей. Дети с ОВЗ получают начальное образование, как и дети с нормой развития + реализация дополнительных коррекционных курсов. Все коррекционные курсы проходят во внеурочное время. (5 часов)
- 2 вариант . Предметные области и конечный результаты образования такие же, как и у здоровых детей, но время обучения дольше (5-6 лет в начальной школе). Используется тот же УМК, что и для детей в норме. Подходит только к классу детей с ОВЗ. Наполняемость класса 12-15 человек. Обычно речь идет о коррекционном классе в общеобразовательной школе.
У 1 и 2 варианта образование цензовое, дети должны получить аттестаты о неполном среднем образовании (9 классов).
- 3 вариант рассчитан на детей, имеющих легкую степень умственной отсталости.
- 4 вариант рассчитан на детей, имеющих ярко выраженную степень умственной отсталости.
3 и 4 программы рассчитаны на школы 8 вида. Это особо адаптированная образовательная программа.
У 3 и 4 вида образование нецензовое (аттестат дети не получают, выдается документ об обучении в специальном учебном заведении).
Особую группу детей представляют дети – аутисты.
Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга, характеризующееся всесторонним дефицитом социального взаимодействия и развития.
Одними из основных проявлений аутизма считают:
1) нарушение общения,
2) нарушение социального поведения,
3) своеобразное воображение.
Несмотря на проявление признаков аутизма дети могут обладать нормальным интеллектом или более высоким, чем у ребенка с нормой развития.
Классификация аутизма (О.С. Никольская)
- 1 группа (Дети с аутистической отрешенностью от внешней среды. Самая тяжелая форма)
Дети обладают высокой подвижностью, их передвижения бессистемны, не говорят, невозможно привлечь их внимание. Такие дети не овладевают навыками социального поведения. Навыки самообслуживания формируются поздно- 12-13 лет.
- 2 группа (Дети с аутистическим отвержением окружающей среды).
Речь есть, но невозможно понять, что говорят такие дети. Постепенно появляется шаблонность в высказываниях – повторяют рекламу, фразы, которые слышат постоянно. Можно наблюдать гримасы, повторяющиеся позы, многочисленные движения. Таких детей можно чему-то научить.
1 и 2 группы обучаются в спецшколах.
- 3 группа (Дети с аутистическим замещением окружающей среды.) Речь развернута, интеллект выше, чем у детей 1 и 2 групп. Такие дети могут учиться в школах 8 вида.
- 4 группа (Дети со сверхтормозимостью). Менее глубокий аутистический барьер, имеют неврозоподобные расстройства, пугливость, робость. Такие дети могут учиться в общеобразовательной школе, но не более одного ребенка в классе.
Главное, о чем должен помнить учитель при обучении детей с ОВЗ, — это оценка динамики достижений (что меняется со временем).
Детей, имеющих задержку психического развития или умственную отсталость, иностранному языку не обучают.
Дети с тяжелыми нарушениями (слепые, глухие, с комплексными нарушениями психофизического развития) обучаются только в спецшколах.
Особые образовательные потребности
для детей с ОВЗ
- Необходимо после выявления первичного нарушения развития ребенка начать специальное обучение;
- После перехода на специальное обучение нужно ввести в содержание обучения ребенка специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников;
- При специальном обучении следует использовать методы, приемы и средства (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие реализацию «обходных путей» обучения;
- Необходимо так же индивидуализировать обучение в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- Обеспечить особую пространственную и временную организацию образовательной среды;
- Максимально раздвинуть образовательное пространство за пределы образовательного учреждения.
Специфика образования детей с ОВЗ
- Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.
- Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также — методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.
Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ
— гибкая организация занятий, многоуровневая подача материала ( с учетом индивидуальных особенностей)
— организация деятельности и сотрудничества в малых группах
— обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала)
— организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным
— обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях
— организация гибкого временного режима обучения
— использование технических средств обучения для каждой категории детей с ОВЗ
— наличие тьюторов в соответствии с ИОП
Список источников информации:
1) Угрюмова Н. А. Дети с ОВЗ.
2) Сафронова В.В. Особенности индивидуально-дифференцированной работы по коррекции речи у детей с ОВЗ.
3) Колотыгина Е. А. Проблемы здоровья детей, обеспечение условий успешной социализации и создание равных стартовых возможностей для их различных категорий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья об особенностях обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задержка психического развития является одной из наиболее распространенных форм психической патологии детского возраста. В целом ЗПР проявляется в нескольких основных клинико-психологических фор.
Доклад «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе» раскрывает обшие принципы работы, этапы психолого-педагогического сопровождения детей с ограни.
Слабовидящие дети значительно отличаются по восприятию окружающего мира от детей слепых от рождения, либо полностью ослепших в результате болезни или несчастного случая. Слабовидящие дети могут обучат.
УМК по разделу «Однородные члены предложения» программы русского языка за 8 класс для учеников с ЗПР.
Особенности обучения детей-мигрантов.
Особенности работы учителя с детьми билингвами. В презентации даны практические рекомендации, которые могут помочь при работе с двуязычными детьми.
Источник
➤ Adblockdetector