Меню

Особенности диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья

Особенности диагностики детей с ограниченными возможностями здоровья

Диагностировать в этом возрасте сложнее, но полезнее из-за пластичности нервной системы. Диагностика детей младенческого и раннего возраста помогает контролировать ход психического развития ребенка для последующей своевременной коррекции выявленных отклонений.

Важно понимать: Чем раньше начинаем, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях — предупреждение вторичных нарушений развития. Именно на вторичные отклонения мы можем (и должны) повлиять в ходе психолого-педагогической работы.

Задачи ранней диагностики:

  1. Раннее выявление отклонений в развитии.
  2. Определение причин и характера первичных нарушений развития обследуемого ребенка, а также степени выраженности нарушений.
  3. Выявление индивидуально-психологических особенностей развития обследуемого ребенка.
  4. Определение специфических образовательных потребностей ребенка, путей коррекционно-развивающего воздействия.
  5. Обоснование психолого-педагогического прогноза.

В основе комплексной диагностики — своевременное (!) выявление отклонений в различных функциональных системах. Это можно сделать с помощью следующих методов:

  1. Изучение медицинской и педагогической документации детей, сбор и анализ анамнестических данных.
  2. Беседа с родителями, врачами — неврологом, детским психиатром: сбор сведений о раннем моторном, нервно-психическом, доречевом развитии детей на первом году жизни.
  3. Педагогическое наблюдение в процессе свободной деятельности ребенка, на специальных занятиях у дефектолога, логопеда, воспитателя, во время режимных моментов
  4. Индивидуальный обучающий эксперимент: задания, адекватные возрасту и состоянию.

Больше информации о методиках и технологиях на курсе повышения квалификации «Диагностика и ранняя помощь детям с ОВЗ от 0 до 3 лет». Посмотреть программу

  1. В ходе обследования важно выявить как нарушения развития, так и сохранные функции: они составят основу для последующих коррекционно-развивающих мероприятий.
  2. Дифференциальная диагностика предполагает мониторинг изменений, которые происходят в процессе развития с учетом возрастных особенностей ребенка. Это важно при организации обследования, выборе диагностического инструментария и анализе результатов изучения. Повторное диагностическое обследование важно для уточнения заключения.
  3. Диагностика проводится только специалистами, имеющими профильное образование и опыт работы с детьми не менее 5 лет. Для качественной дифференциальной диагностики необходима междисциплинарная команда, в составе которой будут и врачи, и педагоги, и психологи.

ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, на которой как раз происходит комплексная диагностика ребенка на наличие диагнозов и определение возможности обучения в общеобразовательной школе.

По закону обследование детей на ПМПК может проводиться по инициативе и заявлению родителей или законных представителей или по направлению любой организации — образовательной, медицинской и пр. Если организация направила, а родители категорически отказываются от прохождения ПМПК, то согласно закону «Об образовании в РФ» и в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, ответственность несут родители. Их задача — исполнить право ребенка на образование.

Обследование детей осуществляется только в присутствии родителей или законных представителей и только соматически здорового ребенка. Иногда, в случаях болезни родителей или их долгой рабочей командировки, оформляется доверенность установленного образца на ближайшего родственника или сотрудника образовательной организации, например, социального педагога.

Чтобы диагностика прошла максимально эффективно, лучше убрать фактор неожиданности и сопутствующий ему стресс, то есть подготовить ребенка и настроится самим. К чему готовиться:

  1. К стандартным вопросам, на которые обычный ребенок в состоянии ответить: рассказать о себе, своих родных и друзьях, о своих занятиях и занятиях друзей, о доме, о домашних питомцах, об окружающем мире и пр.
  2. К показу стандартных действий, которые проверяют координацию движений и развитие моторики: попрыгать, поймать мяч, дотянуться до носа, встать на одну ногу и пр.
  3. К проверке памяти: повторить названные слова, к работе с картинками.
  4. К проверке речи ребенка: здесь надо будет просто поговорить.

По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители или законные представители под роспись. В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации (!) родителям по возможности обучения в обычной школе или необходимость коррекционной, необходимости дополнительных занятий и с каким специалистом.

Источник

Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья

Рубрика: 4. Психология развития

Статья просмотрена: 12467 раз

Библиографическое описание:

Есиленок, Т. А. Психологические подходы к диагностике детей с ограниченными возможностями здоровья / Т. А. Есиленок. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной психологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2013. — С. 47-49. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/2854/ (дата обращения: 09.06.2021).

Читайте также:  Тест твое здоровье для старшеклассников

Опираясь на накопленный опыт демократизации и гуманизации общества и человека, защиты его прав, Генеральная Ассамблея Организации Объединённых Наций приняла Декларацию прав ребёнка. В декларации прав ребёнка провозглашает (принцип 8) «Ребёнок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым получает защиту и помощь». [1] Этот принцип особенно важен для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья. В Декларации говориться (принцип 5) «Ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении, должны обеспечиваться специальный режим, образование и забота, необходимые ввиду его особого состояния». [1]

Данный принцип требует обеспечения детям с ограниченными возможностями здоровья гарантированного права на:


специальный охранительный режим;

По сути данного принципа детям с отклонениями в развитии должны быть обеспечены специально организованные условия их обучения и воспитания, дифференцированно, с учётом глубины и характера дефекта. Вопросы, связанные с изучением умственной отсталости, относятся к числу наиболее важных в специальной педагогики и специальной психологии. Успех обучения и воспитания умственно отсталых детей зависит от того, в какой мере педагог знает их психофизические возможности, умеет устанавливать особенности развития и выявлять причины имеющихся отклонений в умственном развитии и поведении. Необходимо знать общие закономерности развития психических процессов и личности в целом, а также знать те специфические закономерности развития, которые присущи детям с разными патологиями развития. Для того что правильно диагностировать состояние детей, надо чётко представлять, какие причины могут привести к ней. На психологическое развитие ребёнка влияют биологические и социальные факторы.

Среди биологических факторов, влияющих на развитие и приводящих к умственной отсталости, выделяются следующие:

— генетическое поражение, генные мутации, хромосомные аберрации, наследственные дефекты;

— заболевание перенесённые в раннем детском возрасте;

— посттравматическая, эпилептическая, шизофреническая и другая деменция.

Среди социальных факторов, отрицательно влияющих на развитие ребёнка, выделяются:

— неблагоприятные социальные условия;

— длительная депривация, приводящая к дефициту информации, обеднению жизненного опыта;

— неблагополучная экологическая обстановка;

— отсутствие своевременной коррекционно – развивающей работы с ребёнком.

При этом следует знать, что не всегда наличие органических поражений приводит к умственно отсталости и в то же время умственное отставание может быть результатом ранней, тяжёлой и длительной депривации ребёнка. Л.С. Выготский указывает, что надо отличать ядерные признаки умственно отсталости от вторичных и третичных наслоений. [2]

Психологическая диагностика отклонений развития у детей является составной частью комплексного клинико-психолого-педагогического и социального обследования. Она основывается на ряде принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и психодиагностики нарушенного развития (В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, С.Я. Рубинштейн, С.Д. Забрамная, О.Н. Усанова и др.).[3]

Принцип гуманности. Он заключается в том, чтобы вовремя создать каждому ребёнку необходимые условия, при которых тот сможет максимально развивать свои способности. Необходимо глубоко изучать ребёнка, искать пути преодоления трудностей возникающих у него, соблюдать интересы ребёнка. Только в том случае, если все необходимые меры помощи, оказанные детям в условиях образовательных учреждений, не дали положительных результатов, ставится вопрос о направлении их в специальные коррекционные учреждения.

Обязательным принципом является комплексность в изучении детей. Этот принцип обязывает учитывать данные, полученные при обследовании ребёнка всеми специалистами. Соблюдение указанного принципа при изучении детей позволит точнее определить их состояние, выявить причины имеющих отклонений в развитии. Так педагог может первым обратить внимание на такие изменения в ребёнке, как усиливающую рассеянность, утомляемость, плаксивость. В свою очередь врач поможет установить причины этих изменений и рекомендовать необходимые средства для их устранения.

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребёнка. Он предусматривает исследование как познавательной деятельности, так и эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может существенно влиять на формирование их умственных способностей. Говоря о целостности изучения, следует помнить, что психическое развитие ребёнка не представляет собой простой суммы развития отдельных, изолированных способностей, поэтому нельзя делать заключение о ребёнке только на основании исследования состояния его восприятия, памяти или других психических функций. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных об особенностях отдельных психических процессов, эмоции, воли, поведения и физического состояния.

Читайте также:  Как здоровье перевод по грузински

Самым специфическим для дефектологии является принцип динамичного изучения детей. Этот принцип означает, что при изучении важно учитывать не только то, что дети знают и могут выполнить в момент исследования, но и их возможности в обучении. В основе этого принципа лежит учение Л.С. Выготского об изучении «зоны ближайшего развития» детей, их потенциальных возможностей в обучении.

Важное значение имеет принцип всестороннего и целостного изучения ребёнка. Он предусматривает исследование как познавательной деятельности, так и эмоционально – волевой сферы и поведения. Учитывается также физическое состояние детей, которое может влиять на формирование их умственных способностей. Под целостностью изучения подразумевается обязательное сопоставление всех данных, полученных о ребёнке. Всестороннее, целостное изучение ребёнка может быть успешным, если оно будет осуществляться в процессе его деятельности: учебной, трудовой, игровой.

Важно учитывать принцип качественно-количественного подхода при оценке выполненного ребёнком задания. Учитывать не только конкретный результат, но и способ решения задачи. Качественный анализ результатов деятельности ребёнка позволяет оценить своеобразие его психического развития. При этом для дифференцированной диагностики очень важна будет и количественная оценка, показывающая степень выраженности выявленных качественных показателей.

Системная психолого-педагогическая диагностика детей с ограниченными возможностями здоровья даёт основание рассматривать развитие как сложный структурный, разноуровневый процесс, отражающий как общечеловеческие, так и индивидуальные особенности и возможные отклонения в становлении личности ребёнка. Современная система психологического диагностирования предполагает комплексное обследование психического состояния и выявления индивидуальных особенностей интеллектуальной, мнестической, мотивационной, волевой, речевой сфер ребёнка, сформированности волевой регуляции и межличностного взаимодействия, определение трудностей в овладении учебными программами. [4]

Проведение комплексного обследования детей позволяет определить индивидуальный уровень ребёнка. Психологическая диагностика построена на основе следующих принципов:


Целостно-системное диагностирование: установление взаимосвязей, взаимообусловленности, взаимозависимостей проявлений психической организации ребёнка.

Структурно-динамическое диагностирование: выявление актуальных и потенциальных возможностей развития, возможных отклонений в развитии.

Конкретность диагностирования: определение соответствия состояния психического развития ребёнка требованиям конкретной ситуации.

Единство психического развития и ведущей деятельности: учитываются индивидуальное своеобразие психического развития и успешность игровой и учебной деятельности.

Комплексность диагностирования: при проведении психодиагностики необходимо учитывать результаты медико-педагогического обследования и социальной ситуации развития ребёнка.

Психологическое диагностирование включает:


Изучение общих сведений о ребёнке.

Исследование психического, индивидуально-личностного развития ребёнка в структуре ведущей деятельности.

Особенности развития мышления. Состояние наглядно-действенного, наглядно-образного, понятийного мышления. Индивидуальные качества мышления: логичность, критичность, доказательность, избирательность, активность. Затруднения в мыслительных операциях, в умозаключениях, в построении выводов, суждений.

Особенности развития памяти. Развитие произвольной и непроизвольной памяти. Особенности запоминания, сохранения и воспроизведения, соотношение образной и словесной памяти. Затруднения в кратковременном запоминании, сохранении и воспроизведении.

Особенности развития внимания. Свойства внимания: устойчивость, концентрация, переключаемость, врабатываемость, истощаемость, отвлекаемость, рассеянность.

Особенности развития мотивации. Ведущий мотив учения. Осознанность, обоснованность, устойчивость мотивов. Отсутствие устойчивого мотива учения.

Особенности развития межличностных отношений. Индивидуальная потребность личности в общении, степень популярности в межличностных отношениях в учебной и внеурочной деятельности. Сложности общения с одноклассниками, отсутствие потребности в общении.

Особенности развития системы отношений личности. Отношение ребёнка к семье, к друзьям, к себе, окружающим.

Затруднения, неопределённость отношений. Проблемные зоны в системе отношений личности.

Особенности развития речи. Связность, логичность, развёрнутость, эмоциональность речевых высказываний, бедность, разбросанность, затруднения в речевой деятельности. Общее недоразвитие речи.

Состояние успеваемости и поведения. Успеваемость школьника по основным предметам, избирательное отношение к учебным дисциплинам, неуспеваемость, затруднения в овладении учебным материалом, соответствие поведения ребёнка требованиям детского учреждения.

Заключение об индивидуальных особенностях психического развития ребёнка. В заключении необходимо выделить: актуальный и потенциальный уровень психического развития, проблемные зоны в системе отношений личности, отклонения в развитии познавательной деятельности, поведении, трудности в овладении учебным материалом, индивидуальные особенности школьника. Также определяются ведущие коррекционно-оздоровительные условия для развития познавательных функций, возможностей индивидуального коррекционно-развивающего обучения ученика, перспективные психолого-педагогические возможности социальной коррекции и интеграции ребёнка.

Права ребёнка: основные международные документы. – М.: Дом. 1992.

Читайте также:  Цели проведения мониторинга здоровья

Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., Педагогика, 1985. — Т. 5.

Психолого-педагогическая диагностика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная , Т.А. Добровольская и др. / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева . Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.

Похожие статьи

Пространственные функции в структуре психического развития.

Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ.

Библиографическое описание: Кулагин А. В. Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления работы по психомоторному развитию.

В настоящее время хорошо изученными являются особенности психомоторного развития детей раннего возраста, особенности развития двигательной эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития.

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

Познавательные способности детей дошкольного возраста как.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности. В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста.

Теоретические аспекты комплексной диагностики.

С целью изучения познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития нами был проведен констатирующий эксперимент. «Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический.

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными. Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды.

Пространственные функции как базовые составляющие.

Для диагностики познавательной сферы ребенка наиболее важными параметрами являются пространственные функции, которые лежат в основе не

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, функция, психическая деятельность, психическое.

Развитие познавательной сферы детей с особыми.

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития — внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи.

Психологические особенности развития познавательных.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных.

Пространственные функции в структуре психического развития.

Описываются базовые составляющие психического развития ребенка с ОВЗ.

Библиографическое описание: Кулагин А. В. Пространственные функции в структуре психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Основные направления работы по психомоторному развитию.

В настоящее время хорошо изученными являются особенности психомоторного развития детей раннего возраста, особенности развития двигательной эмоционально-волевой сферы, познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

Теоретические подходы к изучению вопросов развития.

дошкольный возраст, ребенок, окружающий мир, познавательная деятельность, знание, познавательная активность, когнитивная сфера, предмет, старший дошкольный возраст, умственное развитие.

Познавательные способности детей дошкольного возраста как.

Развитие речевых навыков и познавательной деятельности. В статье рассмотрены особенности развития речи и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста.

Теоретические аспекты комплексной диагностики.

С целью изучения познавательной деятельности детей раннего возраста с задержкой речевого развития нами был проведен констатирующий эксперимент. «Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический.

Пространственные функции как базовые составляющие.

Для диагностики познавательной сферы ребенка наиболее важными параметрами являются пространственные функции, которые лежат в основе не

Основные термины (генерируются автоматически): психическое развитие, функция, психическая деятельность, психическое.

Развитие познавательной сферы детей с особыми.

Познавательное развитие детей с особыми образовательными потребностями значительно отстаёт от развития здоровых детей. Это проявляется во всех сферах психического развития — внимании, памяти, восприятии, мышлении и речи.

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными. Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере особенные они быстро устают, теряют интерес к выполнению задания, реагируют на изменения погоды.

Психологические особенности развития познавательных.

Старший дошкольный возраст является периодом интенсивного психического развития. Особенности этого этапа проявляются в прогрессивных изменениях во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных.

Источник

Adblock
detector