Меню

Особенности детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению

ОВЗ I, II, III, IV, V, VI, VII, VIII видов и их расшифровка

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

Педагогическая расшифровка видов ОВЗ изложена в Федеральном Законе об образовании РФ. Он описывает специфику категорий «особых» школьников и специальные условия для получения образования каждой из них. Особенности развития диагностируются ППМК. К ним относятся нарушения зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития (ЗПР), нарушения интеллектуального развития, расстройство поведения и общения, в том числе РАС и СДВГ, комплексные нарушения развития.

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

Медицинская расшифровка категорий ОВЗ дана в «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» Всемирной организации здравоохранения. Нарушениями она называет проблемы при развитии физиологических и (или) психологических функций организма (умственные,сенсорные, речевые) и его структур (нервная, пищеварительная, эндокринная, сердечно-сосудистая, иммунная, дыхательная системы), их существенные отклонения и утрату. К формам нарушений относятся также задержки и отставание в процессе развития детей и подростков.

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

Сводная таблица «Классификация детей с ОВЗ» сайта rosuchebnik.ru дает более подробное описание особенностей всех категорий ОВЗ.

ОВЗ по ФГОС

Виды ОВЗ по ФГОС определены в соответствии с вариантами адаптированных основных образовательных программ (АООП) для «особых» учеников.

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

Читайте также:  Что способствует улучшению здоровья человека

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

Читайте также:  Основы здоровья вредные привычки

Источник

Работа с детьми с ОВЗ по зрению

специалист в области арт-терапии

Описание презентации по отдельным слайдам:

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ по зрению Подготовила: учитель начальных классов Брязгина Е.В.

Дети с нарушением зрения

Психолого- педагогические особенности Восприятие Нецеленаправленное; Непроизвольное; Замедленность; Фрагментарность.

Психолого- педагогические особенности Память -сниженное продуктивное запоминание; -низкий объем точности, полноты и скорости запоминания; -слабо выраженный «закон края».

Психолого- педагогические особенности Мышление -затруднение классификации предметов; -недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровня деятельности.

Психолого- педагогические особенности Внимание -замедленность; непроизвольность, объем- 2-3 объекта, -с возрастом интенсивность и устойчивость увеличиваются.

Психолого- педагогические особенности Речь -нарушение словарно-семантической стороны речи, темпа речи; — слабое использование мимики, пантомимики и интонации.

Психолого- педагогические особенности Чтение и письмо низкий уровень развития зрительно- моторной координации; плохое запоминание букв; зеркальное написание.

Особенности работы Наличие специальных образовательных программ; Привлечение специалистов разного профиля, тьютеров; Включение семьи в процесс образования, их консультирование и особая подготовка силами специалистов.

Рекомендации по организации общения со слабовидящими детьми не привлекайте к физическому недостатку данного ребенка; научите слабовидящего ребенка пользоваться помощью нормального видящего одноклассника; говорите более медленно, ставьте вопросы четко, конкретно и кратко; не торопите при ответе данного ребенка, дайте ему время обдумать; используйте позитивную мотивацию;

Рекомендации по организации общения со слабовидящими детьми формируйте у ребенка с ОВЗ по зрению чувство уверенности в своих силах, старайтесь оказать необходимую практическую помощь; по мере возможности привлекайте его к подвижным играм, спортивным мероприятиям; мотивируйте к активным движениям; на уроках разрешайте слабовидящему ребенку вставать с места, и подходит к доске;

Рекомендации по организации общения со слабовидящими детьми используйте упрощенный вариант учебных заданий; снижайте требования к письму и оформлению письменных работ; применяйте на уроке различные виды динамических пауз и расслабляющих упражнений; при чтении используйте печатный вариант в увеличенном виде (минимум в 2 раза по сравнению с нормой); дифференцируйте оценку результатов.

Учитель — человек, который может делать трудные вещи легкими. (Р. Эмерсон)

Номер материала: ДБ-765501

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Апелляция ЕГЭ 2021

Время чтения: 6 минут

Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении

Время чтения: 3 минуты

Каждый третий школьник отстает в учебе

Время чтения: 3 минуты

Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю

Время чтения: 2 минуты

Около 680 тысяч выпускников сдадут ЕГЭ по русскому языку 3 и 4 июня

Время чтения: 2 минуты

Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Читайте также:  Пальцевые упражнения для здоровья

Источник

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ по зрению

Реализация права на образование отдельных категорий детей с ОВЗ в настоящее время является весьма актуальной проблемой. Ограничение возможностей — это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком. Особенности психофизического развития детей с ОВЗ обуславливают возникновение особых потребностей при получении ими образования. В презентации представлены особые образовательные потребности детей с ОВЗ по зрению, а также перечень требований АООП, направленных на их удовлетворение средствами образования.

Просмотр содержимого документа
«Особые образовательные потребности детей с ОВЗ по зрению»

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 2»

АООП НОО слепых и слабовидящих обучающихся

Особые образовательные потребности детей с ОВЗ по зрению

Составитель: Соколова А.Д.

это обучающийся, имеющий особенности физического и (или) психического развития, затрудняющие или препятствующие получению им образования без создания для этого специальных условий

Особые образовательные потребности

Потребности в условиях, необходимых для оптимальной реализации актуальных и потенциальных возможностей (когнитивных, энергетических и эмоционально-волевых, включая мотивационные), которые может проявить ребенок с недостатками развития в процессе обучения

Общие образовательные потребности для детей с ОВЗ

Получение специальной помощи

Помощь в оптимизации взаимодействия обучающегося с педагогами и соучениками

Расширение контактов с широким социумом

Специальные средства обучения обеспечивающие реализацию «обходных» путей обучения

Взаимодействие семьи и школы

Особая пространственная и временная организация образовательной среды

Особенности психического развития детей с ОВЗ по зрению

Замедленный темп восприятия информации

Сложности последовательного анализа частей предметов, изображений

Особенности зрительного восприятия детей с ОВЗ по зрению

Нарушения зрительно-моторной координации

Фрагментарность и нецелостность восприятия

Быстрое зрительное утомление

Трудности овладения предметно-практическими коммуникативными действиями по подражанию

Особенности мышления детей с ОВЗ по зрению

Фрагментарность нецелостность представлений об окружающем мире

Тенденция к быстрому снижению внимания (утомляемость)

Замедленный темп восприятия информации

Трудности ориентирования в пространстве

Трудности формирования временных (у слепых), пространственных и предметных представлений

Трудности установления причинно-следственных связей, замедленность их опознания

Трудности абстрактного мышления

Особенности физического развития детей с ОВЗ по зрению

Недостатки развития мелкой и общей моторики, координации движений

Снижение двигательной активности и мобильности

Особенности эмоционально-волевого и личностного развития детей с ОВЗ по зрению

Особые образовательные потребности, характерные для слабовидящих обучающихся

Особые образовательные потребности, характерные для слепых обучающихся

Требования, направленные на удовлетворение ООП детей с ОВЗ по зрению

Требования к процессу обучения

Требования к организации пространства

Требования к временной организации режима дня

Требования к организации рабочего места

Требования к техническим средствам комфортного доступа

Соблюдение режима зрительной нагрузки при работе с техническими средствами комфортного доступа и техническими средствам обучения

Требования к учебникам, учебным принадлежностям, дидактическим материалам и наглядным пособиям

Источник

Adblock
detector