Формирование здорового образа жизни младших школьников
материал по теме
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. В своей работе я описываю как мы это делаем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_2011.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
по курсам повышения квалификации
по вариативному учебному блоку
«Индивидуализация учебного процесса в начальной школе»
«Формирование здорового образа жизни младших школьников».
Новикова Ольга Александровна,
учитель начальных классов,
МОУ Ленинской СОШ.
Цель и задачи педагогического проекта
Программа реализации проекта
- Направления деятельности
- Формы деятельности
- Виды деятельности
- Принципы
Современное состояние здоровья населения России, в том числе и детского, не является удовлетворительным. Для решения проблемы (а это процесс медленный и длительный) необходима интеграция и координация усилий, включения в здоровьесберегающую деятельность всех представителей социальной структуры общества. Осознание школьниками значимости здоровья тесно связано с получением знаний и навыков по этой теме. Без усвоения соответствующих знаний невозможна сознательная деятельность. Только на основе знаний здоровьеформирующая деятельность может быть по-настоящему творческой, позволять человеку находить собственные пути укрепления здоровья, создавать собственный стиль здоровой жизни. Физическое и психическое здоровье — основа жизни и развития, освоения других культурных и нравственных ценностей — основа счастливой жизни. Сохранение здоровья — фактор предотвращения вырождения нации. Человек должен уметь поддерживать экологию своего организма.
Забота о здоровье ребёнка и взрослого человека занимает во всём мире приоритетные позиции, поскольку в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые.
На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей.
Проведённый опрос показал, что ребята мало знают о своих правах в области сохранения здоровья, и факторах, влияющих на него. Недостаточно формируется личный опыт молодого поколения по здоровьесбережению, инициатива остается за взрослыми: врачами, родителями, педагогами.
Статистика показывает, что за период обучения детей в школе состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема укрепления здоровья детского населения возникла в результате взаимодействия огромного количества факторов риска, порождённых неблагоприятными биологическими, экологическими, социальными, экономическими условиями. Актуальность проблемы здоровьесбережения в современных условиях связана также со школьными перегрузками, с тем, что не учитываются психофизические особенности развития учащихся.
Новизна проекта заключается в использовании комплексного подхода к
- здоровьесбережению учащихся на уроке и во внеурочное время;
- формированию и навыков культуры здоровья,
- оцениванию результатов обучения ЗОЖ, при котором учитываются знания, умения и навыки, культура поведения.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
Пропаганда и формирование навыков здорового образа жизни у
1. Воспитание у детей потребности в здоровье.
2. Формирование целостного понимания здорового образа жизни.
3. Создание правильных представлений о здоровом образе жизни.
4. Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни
как неотъемлемой части существования.
5. Реализация в условиях образовательного учреждения на
индивидуальном и групповом уровне мероприятий по повышению
двигательной активности, закаливанию обучающихся,
охране психического здоровья.
ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Основные направления деятельности МОУ, в период реализации проекта
1. Воспитательно-образовательная деятельность
С целью систематизации и решения широкого спектра задач физкультурно-оздоровительная работа будет осуществляться на основе следующих направлений:
1) Социально-психологического, направленного на формирования потребности к освоению ценностей физической культуры и здорового образа жизни. Для этого предполагается использование новых игровых методов и приемов, яркого нестандартного оборудования, использование новых форм работы.
2) Интеллектуального, предполагающего получение комплекса теоретических знаний. Детям в доступной форме необходимо дать знания по валеологии. С этой целью предполагается внедрение новых технологий.
3) Двигательного – развитие физических качеств, двигательных умений и навыков, а также использование физического потенциала. Тело для растущего человека – особая реальность, которой ему предстоит овладеть. Педагогический процесс предполагается строить таким образом, чтобы мир телесных движений открывался детям в качестве особой, «необыденной» действительности. Особое внимание уделено организации спортивных секций и кружков на базе дополнительного образования для детей, совместных для детей и их родителей.
4) Оздоровительного – направлено на развитие компенсаторских функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышении сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды. Предполагается использование нетрадиционных методов оздоровления. Увеличение числа детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, требует создания условий для коррекционной работы, организации проведения комплекса мероприятий по лечебной физкультуре, проведения индивидуальных занятий в тренажерном зале.
2. Поисково-экспериментальная деятельность
Предполагает раскрытие творческого потенциала детей, стимулирование их к развитию и самообразованию. Основные направления деятельности – это изучение, внедрение и разработка программ, пособий, методических рекомендаций. Предполагается глубокое изучение теории, актуальных проблем физического воспитания, экспериментирование и поиск.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов
Предусмотрено в каждом виде деятельности, это важнейшее условие развивающегося ДОУ организуется в следующих формах: участие в опытно-экспериментальной работе, курсы повышения квалификации, мастер – классы, тренинги, деловые игры, семинары-практикумы, круглые столы, КВН, викторины, педагогические ринги и т.д.; обмен опытов в виде презентаций на педсоветах; изучение новинок и нетрадиционных подходов в физическом воспитании; участие в конкурсах.
4. Работа с родителями
Направлена на информирование родителей о содержании работы МОУ, вовлечение родителей в жизнь детей, пропаганду здорового образа жизни. Предполагается ведение поиска путей сотрудничества, планируется проведений традиционных и нетрадиционных форм по привлечению родителей к проблемам физического воспитания и оздоровления детей. для развития коммуникативных организованы клубы по интересам, совместное посещение спортивных мероприятий и др.
5. Взаимодействие с социумом
Направлено на привлечение общественности к проблемам приобщения к здоровому образу жизни. Организация консультативного пункта на базе МОУ, конференций, спортивных соревнований среди школьников, родителей и персонала школьных учреждений.
В условиях села целенаправленно работать по развитию физической активности учащихся как средства их оздоровления может только школа. Педагогический коллектив школы четко осознает, что только здоровый ребенок способен успешно и в полной мере овладеть школьной программой. Сохранить физическое здоровье наших детей мы стараемся
— через соблюдение санитарно-гигиенических норм (в школе созданы комфортные условия: тепло, чисто, хорошее освещение) ;
— через целостную систему физкультурно-оздоровительной работы с учащимися: к аждый день начинается с утренней гимнастики; для снижения зрительного утомления учащихся регулярно используется офтальмотренажер В.Ф.Базарного, на каждом уроке проводятся физкультминутки, перед началом письменных работ – пальчиковая гимнастика, устраиваются подвижные перемены, проводятся спортивные часы, различные соревнования;
— внедрение системы мер по профилактике простудных заболеваний;
— работу спортивного и тренажерного залов;
— вовлечение школьников в секционные занятия во внеурочное время .
Предусмотрены следующие виды деятельности:
Проектная деятельность «Дорога из школы домой»;
Создание и организация деятельности клубов «Береги здоровье с молоду», «Физорг»:
конкурсы и выставки: поделок, стихотворений, сказок, театральных
Выпуск тематических газет, книжек-малышек.
Принципы работы в проекте:
- Толерантность
- Ответственность (за себя, свое здоровье, здоровье окружающих)
- Индивидуальность
- Демократия
- Равенство
- Доверие и компетентное действие
- Взаимодействие
- Приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни в повседневной жизни.
- Развитие ценностных отношений школьника к родной природе, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления по пропаганде ЗОЖ, опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Тесно сотрудничаем с Ленинским филиалом МОУДОД «ЦДТ»: для детей работают секции «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол», «Теннис»; были введены дополнительные часы занятий ОФП для учащихся начальной школы и подготовительной к школе группы в д/с.. Наши школьники постоянно участвуют во всех спортивных соревнованиях районного, зонального и областного уровня и практически всегда достигают высоких результатов. И как результат, по итогам учебного года – 3 место в районной спартакиаде.
Один раз в две недели школа организовывает поездки учащихся на занятия в плавательный бассейн.
За прошедший год показатель охвата школьников горячим питанием в целом по школе составил 96 % (100 % всех учащихся начальной школы; 96% учащихся среднего звена и 93 % старшеклассников). Ежедневно школьники получают качественное и калорийное питание. В рацион входят разнообразные мясные, овощные, молочные блюда, а также соки, фрукты и кондитерские изделия. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных семей.
Коллектив нашей школы уделяет большое внимание вопросу оздоровления детей. У ребят была возможность оздоровиться и в учебное время. В прошедшем учебном году 45 учащихся поправили своё здоровье в санаториях, а в каникулы 27 учащихся нашей школы побывали в летних оздоровительных лагерях.
В летний период в школе работает пришкольный оздоровительный лагерь дневного пребывания. В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов, в возрасте от 8 до 16 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, опекаемых, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. В этом году в лагере оздоровился 81 ребенок.
Ежегодно учащиеся нашей школы выезжают в профильные смены. В это лето наши дети побывали в профильной смене: в районе Молодецкого кургана (с. Жигули). Там заняли 1 командное место по краеведческой программе. Ребята не только познавали новое, расширяли кругозор, занимались исследованиями, но и наслаждались свежим воздухом, живописнейшими видами красавицы Волги, купались, что благотворно влияло на их здоровье.
Работа педагогического коллектива нашей школы направлена и на пропаганду здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья школьников. Чтобы побудить учащихся к формированию потребности в здоровом образе жизни одна неделя каждой четверти бывает профилактической. Проводятся недели профилактики курения, алкоголизма, наркомании, ВИЧ-инфекции и СПИДа, дорожно-транспортных происшествий.
Регулярно организовываются встречи с работниками ГИБДД, милиции, больницы, что способствует не только формированию правового сознания учащихся, воспитанию законопослушных граждан, но и тоже является частью работы по здоровьесбережению.
Источник
Из опыта работы «Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников»
статья по зож на тему
Из опыта работы «Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формирование навыков здорового образа жизни у младших школьников | 55.46 КБ |
Предварительный просмотр:
здорового образа жизни
у младших школьников
Из опыта работы учителя начальных классов
МОУСОШ №2 с. Красный Октябрь
Салий Елены Александровны
Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Изучение состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной, нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.
Проблема здоровья у всех на слуху. Почему?
Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику, — всё это было и осталось. Но в современных демократических условиях прежний стиль преподавания оказался ещё более дезадаптирующим. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится — всё это не носит массового характера.
Таким образом, перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.
Поэтому я стремилась и стремлюсь перестроить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядело так:
- Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её разрешения.
- Признание своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья учеников.
- Овладение необходимыми здоровьесберегающими образовательными технологиями.
- Изучение литературы по данной проблеме.
- Реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися, медиками, родителями.
Как же здравствовать, то есть быть здоровым? Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать? Именно на эти вопросы мы с ребятами искали и ищем ответы на классных часах и во внеурочной деятельности
Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни. Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.
Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение как каждого человека, так и общества в целом.
Формирование навыков здорового образа жизни
у младших школьников
1.1. Использование активных форм и методов работы
в обучении учащихся здоровому образу жизни
Забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
1. Неразрывная связь здоровья и всестороннего развития учащихся с богатством и разнообразием природы.
Эта идея реализуется в первом классе при изучении курса «Окружающим мир». Основные цели данного курса — сформировать элементарные представления о сущности экологических проблем; воспитать навыки и привычки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями и экологическими ситуациями.
Недостаточно просто дать знания, например, рассказать об опасности грозы. Важно сформировать у ребят навык безопасного поведения во время грозы. А это сделать на одном занятии нельзя.
В первом классе я изучила литературу по данному курсу, оформила уголок «Здоровый образ жизни». Какие формы работы я использовала?
1) Сезонные экскурсии. Место для наблюдений выбрали постоянное — старый парк.
Во время экскурсий обращала внимание детей на то, как они одеты, соответствует ли одежда погоде. В конце экскурсии дети оценивали себя сами, правильно ли оделись, было ли удобно, тепло, комфортно, или, наоборот, холодно, жарко, неудобно.
В ходе каждой экскурсии предупреждали несчастные случаи (умение вести себя в природе, помнить о правилах дорожного движения).
Во время экскурсий старались задействовать все органы чувств. Зрение помогало оценить красоту окружающего мира, слух — наслаждаться звуками живой и неживой природы, обоняние — услышать запахи, осязание — прикоснуться к дереву, к листьям.
Вместе с детьми вели наблюдение: как благотворна для зрения лесная зелень и другие природные краски. Учились слушать природные звуки. Одни из них усыпляют человека (шум дождя), другие — успокаивают (шелест листьев), третьи — радуют (пение птиц). Прикосновения к коре дуба, сосны заряжают нас положительной энергией.
2) Целевые прогулки «Почему плачут берёзы?» «Цветы весны — отрада для души», «Где зелень, там и здоровье».
3) Уроки здоровья.
4) Занятия-путешествия «Путешествие на планету Здоровья».
5) Праздники здоровья.
6) Занятия в форме интервью «Азбука питания».
7) Анкетирование, тестирование.
В работе наиболее часто использовала такие методы как наблюдение, практическая деятельность, парная и групповая работа, сюжетно-ролевые и дидактические игры, дискуссии, решение ситуационных задач.
Что в себя включает «практическая деятельность» (т.е. деятельность «через руки ребенка»)?
- Работа в тетради (рисование, наклеивание, работа с раздаточным материалом).
- Работа с природным материалом.
- Практическое занятие по переходу улиц и дорог.
При организации работы в группах, в парах полюбились детям «рассуждаловки», «объяснялки», «обсуждалки».
Для работ в парах использовала такие задания:
- расскажи товарищу, как ты выполняешь советы Доктора Природы;
- придумай загадку о цветке, ягоде и т.д.;
- игры в парах: один читает вопросы, другой – отвечает.
Очень заинтересовали меня и ребят такие методики как «Обучение сверстников», «Мозаика», «Обучение практикой действия».
Суть методики «Обучение сверстников» заключается в том, что класс делится на группы. Каждая группа готовит ответ на свой вопрос, после десятиминутной подготовки группы отчитываются перед классом. Используются серии рисунков, практические действия.
Когда темы несложные и ребята могут получить знания самостоятельно, с минимальной помощью учителя, целесообразно использовать методику «Мозаика».
Так на уроке по теме «Домашний доктор на окошке» класс разбила на 4 группы.
1 группа готовила рассказы о растениях по карточкам и иллюстрациям;
2 группа отвечала на вопросы о пользе комнатных растений;
3 группа выполняла практические действия (вытереть пыль, полить конкретное
4 группа заучивала советы Доктора Природы.
Затем формируются «мозаичные» группы. В них должно войти по одному представителю от каждой группы (1,2,3,4). Затем группы из одинаковых номеров.
Методику «Обучение практикой действия» я применяла при изучении темы «Ну, простуда, берегись!»
Разыгрывалась ситуация, используемая для обучения. Два мальчика Костя Хлюпик и Эдик Ангинкин с градусником под мышкой, слишком тепло одетые, закутанные, заходят в класс.
Дети анализируют: «Почему мальчики часто болеют?»
Такие ситуации, игры с юмором увлекают ребят, заставляют думать, смеяться, реагировать.
Полюбили мои ученики коллективные игры «Да-нет», «Можно-нельзя». Увлёк ребят урок-суд по теме «Ядовитые растения». Одна группа — адвокаты – защищала растения, вторая — объясняла, третья — судьи – выносила приговор.
Завершал изучение темы конкурс или выставка рисунков.
Изучая курс ученики знакомились с различным поведением сказочных персонажей, разбирали и анализировали жизненные ситуации, на примере которых учились отличать поведение, полезное для здоровья.
В результате, у детей воспитывалась ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатывались поведенческие навыки здорового образа жизни, причём не только накапливались сведения о здоровье, но и формировались умения применять свои знания в жизни:
- предупреждать простудные заболевания,
- правильно вести себя в природе,
- знать лекарственные и ядовитые растения,
- организовывать свой распорядок дня,
- одеваться в соответствии с погодой.
Дети подводились к мысли, что самое важное в жизни – здоровье, что именно они ответственны за состояние своего организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Поэтому и девизом выбрали слова «Никто не позаботится о твоём здоровье лучше, чем ты сам».
2. Питание и здоровье.
Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
Современные исследования показали, что потребление пищи, богатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание (например, совмещение обеда и ужина). Частота приёма пищи — немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.
Поэтому один из важных компонентов в системе физического развития школьников — организация правильного, научно-обоснованного и рационального питания. Программа «Разговоры о правильном питании» является составной частью учебного курса во 2 и 3 классах.
Основная цель курса «Разговоры о правильном питании» — уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека, полученные ими на занятиях в первом классе; сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи; предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Планируя занятия, я старалась придерживаться трёх направлений: давать учащимся необходимые знания, предусмотренные программой; формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.
Занятия проходили в различных формах. Наиболее результативными были тематические занятия «Родники здоровья в чашке», «Всякая ли пища полезна?», «В овощах силы велики», «Хлеб — всему голова».
При изучении таких тем, как «Тайны нашего вкуса», «Где скрываются жиры?», «Сахар — вкусно и полезно?» проводились исследования.
Уроки по темам «Незнакомая еда со всего света», «Удивительное и невероятное о питании животных» проходили в форме устного журнала.
В конце изучения раздела проводила занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-тестирования.
Для того, чтоб детям было интересно, на занятиях появлялись разные персонажи (Поварёнкин, Сковородкин, Доктор Витаминкин, Айболит и др.). Эти персонажи задавали вопросы, давали советы, задания, присылали письма, оценивали знания детей.
На практических занятиях ученики обучаются правилам этикета, простейшим приёмам приготовления пищи, украшения блюд, учатся сервировать стол, оказывать первую помощь при отравлениях, болях в животе.
При организации занятий планировалась работа так, чтобы деятельность детей способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы были направлены на развитие мышления (сравнение, исследование, наблюдение, анализ, обобщение), речи (ответ на вопрос, рассказ, сочинение сказок, загадок), воображения, фантазии, внимания и памяти.
В процессе изучения курса «Разговоры о правильном питании» ученики получили знания:
- о значении питания для роста и развития организма, для здоровья;
- о составных элементах пищи: белках, жирах, углеводах;
- о том, что пища должна быть разнообразной;
- о питательных и целебных свойствах наиболее распространенных продуктов;
- о пользе свежих овощей и фруктов для здорового питания как источников витаминов и минеральных веществ;
- о последствиях приема загрязненных нитратами и радионуклидами продуктов;
- о правильном распределении рациона между приёмами пищи;
- о вреде переедания и недоедания;
- некоторые исторические сведения о питании в древние времена, происхождении отдельных видов пищи;
- о традициях русской кухни и особенностях других национальных кухонь;
- некоторые сведения о питании животных.
- различать полезную и не очень полезную пищу, выбирать для питания полезную пищу;
- ограничивать себя в употреблении неполезных для здоровья продуктов, жирной пищи, сладостей, солений, пищи богатой холестерином и т.д.;
- разнообразить свой рацион;
- предотвращать отравления некачественной пищей и оказывать первую помощь при отравлениях;
- проводить профилактику желудочно-кишечных заболеваний, оказывать первую помощь при расстройствах желудка, при болях в животе;
- выполнять гигиенические правила приёма пищи;
- поддерживать режим питания;
- выполнять правила культурного и безопасного поведения за столом;
- безопасно обращаться со столовыми приборами при приготовлении пищи.
Раскрывая тему этикета, я ввожу ребят в сложнейший мир многообразных человеческих отношений, во внутренний мир самого ребенка, обогащаю их социально-нравственный опыт, готовлю к жизни в обществе. Стараюсь без прямолинейной назидательности, деликатно пробудить нравственные чувства моих учеников, духовность, гуманизм.
3. Забота о своём здоровье.
Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми дома, в школе, на работе, на улице, в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.
Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся. Для реализации этих задач я провожу тематические классные часы.
Главными целями, которых является:
- расширить представления учащихся о стрессе;
- научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях.
На классных часах ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека.
В процессе бесед в 4 классе предполагается формирование у младших школьников умения заботиться о своём здоровье, адекватно оценивать свои поступки и действия, предупреждать сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи, связанные с ними, а также вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя).
Постоянными персонажами, предстающими на занятиях в разных сюжетах, были Доктор Сердце и Больное Сердце. С их помощью ребята знакомились и усваивали такие непростые понятия, как «токсикомания», «алкоголизм», «курение», «переедание», «гиподинамия» и т.д.
Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогало анкетирование и тестирование, которое проводилось среди учащихся и родителей.
При изучении динамики выбора основных компонентов здорового образа жизни было выявлено, что понимают ученики под здоровым образом жизни. Участвовали в анкетировании 14 учеников 4-го класса.
Все ученики отметили вред курения для здоровья, 91,3% — вред алкоголя, 87% — необходимость занятий спортом для укрепления здоровья, 61% — важность правильного питания, 26% — соблюдение режима дня, 13%—вред наркотиков.
Данные показатели указывают на то, что ученики в 4 классе в понятие здорового образа жизни вкладывают нечто большее, чем просто отсутствие недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.
Основными компонентами здорового образа жизни ученики в этом возрасте выбирают отказ от курения, алкоголя, необходимость занятий спортом, правильную организацию питания.
При анализе тестирования по теме «Человек и его здоровье» были получены следующие результаты (участвовало 14 учеников):
- на вопрос Кто должен заботиться о твоём здоровье? ребята ответили так:
- Где вы учитесь быть здоровыми?
10% — у друзей, знакомых, из книг
- Умеешь ли ты заботиться о своём здоровье?
- Выполняешь ли ты режим дня?
4% (1 ученик) не выполняю
- Курить — здоровью вредить
75% не надо начинать курить
25% курение особенно вредно для детей
- Организация учебного труда
54% читают и пишут при хорошем освещении
13% делают перерыв через час
16,6% дают отдых глазам
8,3% читают и пишут без перерыва
Такое тестирование мне помогло определить, в каком направлении необходимо больше работать.
1.2. Совершенствование оздоровительной работы.
1. Физкультура и спорт.
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
Что же происходит, если человек мало двигается?
При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях.
Так, малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на деятельности многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной, дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, замедляется мышление. Снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Поэтому, главное, что я старалась привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.
- Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?
Утренняя гигиеническая гимнастика дома, в школе — перед началом уроков.
Гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.
При составлении комплексов упражнений утренней гимнастики, я старалась учитывать определенные требования к их содержанию и характеру. Упражнения подбирала так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Их трудность нарастала в середине зарядки, а к концу постепенно снижалась.
- ходьба (на месте или в движении);
- упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
- упражнения для мышц туловища, живота;
- упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
- упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперёд, в сторону);
- упражнения силового характера;
- двигательные упражнения.
Проводя утреннюю гимнастику, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы организации гимнастики и её проведения. Заметив, что детям больше нравится выполнять гимнастику игрового характера, пересмотрела вопросы подбора и планирования комплексов.
Именно в игровой форме можно добиться от детей проявления инициативы, творчества, воображения. Поэтому более результативны комплексы гимнастики, составленные с учётом интересов: ритмическая гимнастика, дыхательная, игры-соревнования, игры-хороводы.
Ритмическая гимнастика под музыку развивает у детей творчество, повышает свою самооценку.
Из опыта работы я заметила, что проведение гимнастики в нетрадиционной форме приносит свои результаты.
Гимнастика до занятий компенсирует 10% суточного объема двигательной активности детей, способствует хорошей организации начала учебного дня, и в этом заключается её большое организующее значение.
Использование этой формы оздоровительной работы диктуется практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным положением тела. Кроме того, в написании буквенных и цифровых знаков, рисовании задействована мелкая несовершенная мускулатура рук. Кратковременное эффективное переключение детей на другой вид деятельности, когда напряженная спина и ладошки должны расслабится, повышает работоспособность при выполнении основного задания.
На уроках чтения, математики возможностей для произвольных действий немного, поэтому подбираю физкультминутки, требующие более энергичных движений.
Иногда на уроках использую физкультминутки, связанные с материалом урока. Например, после прочтения рассказа Б. Бианки «Хвосты» предлагалось детям проиллюстрировать движения разных зверей.
Хороши экспромты, их разновидности многочисленны и разнообразны. Например, «Оркестр»: дети имитируют игру каждый на своём «музыкальном инструменте».
Перед проведением физкультурной паузы стараюсь проветрить класс. В целях профилактики улучшения зрения использую упражнения для глаз.
Для развития мелкой моторики использую гимнастику для рук, коррекционные минутки с мелкими предметами (горох, фасоль, орехи).
Материал для физкультминуток постоянно пополняю, обновляю, варьирую и по содержанию, и по способу подачи.
Перемена — значит отдых! Значит можно делать всё, что любишь, то, от чего легко и радостно!
Но кого-то тянет в уголок тихих игр. Там шашки, кроссворды, крестики-нолики, книжки-картинки, мозаика.
Цель и смысл динамической перемены — создать условия для возможно более содержательной и эмоционально привлекательной деятельности по интересам, направлять и разнообразить её не подавляя инициативы.
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь,
Можно сесть и помолчать,
Только – чу! Нельзя скучать.
2. Валеологическая организация учебной деятельности на уроке.
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечила бы высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.
На основе данных (об истоках утомляемости) совместно со школьной медсестрой были выработаны основные рекомендации и ведётся систематическая работа по преодолению механизмов утомления и закрепления у детей.
- Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств
а) проведение уроков в режиме открытого пространства: на улице, у окна, на ковре.
б) привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных;
в) работа в режиме дальнего и ближнего зрения;
г) включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.
- Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:
а) использование элементов релаксации;
б) щадящий режим подачи информации
в) упражнения для снятия психоэмоциональной напряженности («минуты радости»);
г) использование элементов музо и цветотерапии;
д) проведение имитационных игр;
е) преобладание оптимистического начала в работе с детьми.
- Преодоление комплекса факторов доминантной моторно-закрепощенной и статической позы:
а) работа в режиме использования динамических поз — стоя, сидя, в движении;
б) использование речедвигательного компонента (скороговорки, попевки, стихи-миниатюры и т.д.)
Упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока.
В начале урока полезно выполнять следующие упражнения:
- «Растирание ушных раковин и пальцев рук» — активизирует все системы организма. Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.
- «Перекрёстные движения» — активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
Под музыку выполняются перекрёстные координированные движения, одновременно с правой рукой движется левая нога и наоборот. Выставить руку и ногу вперёд, в сторону, назад.
- Качание головой» — улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.
Дышать глубоко, уронив голову вперед, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение.
- «Ленивые восьмерки» — активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
Снять напряжение во время урока помогают мне следующие упражнения:
- «Лобно-затылочная коррекция» — улучшает мозговое кровообращение.
Закрыть глаза. Правая рука кладётся на лоб, левая — на затылок. Упражнение выполняется в течение одной минуты.
- «Медвежьи покачивания» — расслабляют позвоночник, мышцы шеи и глаз, мозг.
- «Поза дерева» — снимает статическое напряжение с позвоночника.
- «Поза скручивания» — улучшает кровообращение позвоночника, снимает спазм сосудов.
Сесть на стул боком. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно, на выдохе поворачиваем верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставаться в этом положении 5-10 минут.
Снятие психофизического напряжения в конце урока происходит благодаря релаксации «Медуза». Упражнение выполняется под спокойную музыку.
3. Формирование здорового образа жизни в семье.
Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда.
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все задумываются о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный. В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.
1) Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.
Установлен контакт с родителями по вопросам здоровья детей:
- информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
- индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой».
- Лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, пожарной охраны, психолога, социолога):
- Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
- Физическое воспитание детей в семье.
- Режим дня и его значение для здоровья младших школьников.
- Основы здорового питания.
- Ранняя профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
- Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
- Профилактика вредных привычек.
- Формирование у детей навыков личной гигиены.
- Лето — «кузница здоровья».
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Повышению активности родителей способствуют дни открытых дверей, где предоставляется возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурных занятиях, занятиях в бассейне.
Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.
4. Психическое здоровье детей.
Дети, имеющие в дошкольном или младшем школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи имеют ряд проблем в обучении и социализации.
С замкнутыми и необщительными детьми провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.
Родителям советую вовлекать детей в значимые семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.
Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.
С такими детьми выбираю стиль общения. Психолог проводит диагностику. Иногда удаётся привлечь детей к интересной, значимой деятельности.
Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?
- чрезмерная загруженность родителей;
- неудовлетворительные жилищно-бытовые и материальные условия;
- дисгармония семейных отношений;
- особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.
Когда ребёнок идёт в школу, добавляются следующие факторы, которые могут негативно влиять на психическое здоровье:
- само поступление в школу;
- требования учебного процесса;
- смена коллектива;
- оценивание учителем.
Чтобы дети выросли психически здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, требовать, прощать.
- Любить безусловно, то есть независимо от внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства.
- Поддерживать — значит верить в ребенка.
- Важно правильно формулировать требование к ребёнку.
- Прощать — значит выражать своё осуждение по поводу поступка, но при этом не отказывать в любви.
Здоровье — мудрых гонорар.
В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:
- образ жизни – 50%
- окружающая среда- 20%
- наследственность- 20%
- развитие системы здравоохранения- 10%.
Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.
Поэтому, мои ученики осознали следующие задачи:
- необходимость быть здоровым;
- здоровье — категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
- каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
- каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его на 50%, избрав рациональный образ жизни.
Правильная организация оздоровительной работы, а именно:
- строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);
- правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности и рациональное использование наглядных средств;
- обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление);
- использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
- совместные усилия учителя, родителей, медиков и самих учащихся — всё это позволило изменить негативную динамику на позитивную.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика, спортчасы в группе продленного дня, и т.д.) за счёт усиления интенсивности обменных процессов и активизации кровообращения привели к прибавке длины и массы тела у учащихся, способствовали хорошей работе органов пищеварения, улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям «насытить» свою потребность в движении, снять эмоциональное напряжение.
Работая по формированию у младших школьников навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Глобальность проблемы здорового образа жизни заставляет уделять внимание целому спектру взаимосвязанных направлений деятельности учителя, итогом которой должно стать создание в школьной среде умонастроений, направленных на охрану здоровья, когда каждый школьник примет на себя ответственность за собственное здоровье как высшую ценность.
Источник