Основы здоровья, учебник для 6-го класса общеобразовательных учебных заведений, Бех И.Д., Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., Страшно С.В., 2014
Основы здоровья, учебник для 6-го класса общеобразовательных учебных заведений, Бех И.Д., Воронцова Т.В., Пономаренко В.С., Страшно С.В., 2014.
Учебник «Основы здоровья» создан в соответствии с учебной программой но основам здоровья для учащихся 6-го класса общеобразовательных учебных заведений. Содержание учебника направлено на развитие жизненных навыков, благоприятных для здоровья и гармоничного развития учащихся.
Учебник разработан в сотрудничестве с ЮНЕСКО. Содержащиеся в нём материалы не обязательно отображают точку зрения ЮНЕСКО. За предоставленную информацию несут ответственность авторы.
О безопасности и безопасности жизнедеятельности.
Безопасность — это отсутствие угрозы твоей жизни, здоровью или благополучию. Если кому-то угрожает опасность, это выводит его из равновесия, нервирует, пугает, лишает сна и аппетита.
Каждое следующее поколение наследует от предыдущего навыки преодоления опасностей. В древние времена это были умения защититься от хищных зверей, неблагоприятных погодных условии. Потом — от угроз, связанных с жизнедеятельностью самих людей: опасности на дорогах, в быту, на производстве. Поэтому в наше время говорят не только о безопасности жизни, но и о безопасности жизнедеятельности человека.
Содержание.
как работать с учебником.
Раздел 1. Здоровье человека
§ 1. Жизнь и.здоровье человека.
§ 2. Исследуем риски и опасности.
§ 3. Мир вокруг тебя.
§ 4. Природа и здоровье.
§ 5. Здоровье и технический прогресс.
Раздел 2. Физическая составляющая здоровья
§ 6. Продукты питания и здоровье.
§ 7. Пищевой рацион.
§ 8. Проблемы неправильного питания.
§ 9. Личная гигиена.
Раздел 3. Психическая и духовная составляющие здоровья
§ 10. Развитие подростка.
§ 11. Привычки и здоровье.
§ 12. Самооценка и здоровье человека.
§ 13. Учимся принимать решения.
§ 14. Как распознать рекламные уловки.
§ 15. Правда о табаке.
§ 16. Правда об алкоголе и наркотиках.
§ 17. Как противостоять давлению сверстников.
§ 18. Как внести вклад в борьбу с ВИЧ/СПИДом.
Раздел 4. Социальная составляющая здоровья
Глава 1. Социальное благополучие
§ 19. Общение и здоровье.
§ 20. Стили общения.
§ 21. Навыки общения.
§ 22. Отношения и здоровье.
§ 23. Виды и последствия конфликтов.
§ 24. Как уладить конфликт.
§ 25. Подростковые компании.
Глава 2. Безопасность в быту и окружающей среде
§ 26. Безопасность твоего дома.
§ 27. Пожарная безопасность твоего дома.
§ 28. Как вести себя при пожаре.
§ 29. Предприятия в твоём населённом пункте.
§ 30. Ты — велосипедист.
§ 31. Безопасность движения велосипедиста.
§ 32. К кому обращаться за помощью.
§ 33. Как помочь потерпевшему.
Послесловие.
Ответы на задания.
Правила оказания первой помощи.
Словарик терминов.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Источник
Основы медицинских знаний
Приведены правила оказания первой помощи в различных ситуациях, основы микробиологии, иммунологии, профилактики и лечения инфекционных заболеваний, принципы формирования здоровья (гигиена, рациональный режим дня и питания, самоконтроль при физических нагрузках). Содержит вопросы и тестовые задания для контроля знаний, словарь понятий и терминов.
Соответствует ФГОС ВПО третьего поколения.
Для студентов бакалавриата педагогических, гуманитарных и технических вузов для подготовки к зачету и экзамену, преподавателей сузов, учителей и учащихся общеобразовательных школ, а также широкого круга читателей, заинтересованных в укреплении своего здоровья.
Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях 1
Часть II. Первая медицинская помощь при острых заболеваниях внутренних органов 29
Ситуационные задачи 43
Вопросы и задания для устного блицопроса 45
Словарь терминов 45
Список литературы 46
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы медицинских знаний» 47
Айзман Р.И., Омельченко И.В.
Основы медицинских знаний
Предисловие
Любой человек может внезапно оказаться в ситуации, когда от него будут зависеть жизнь и здоровье свое или другого человека. Это возможно при травмах, отравлениях, а также при остро развивающихся состояниях терапевтического профиля, что особенно актуально при заболеваниях сердца и сосудов, смертность от которых высока во всем мире.
Диапазон острых заболеваний и несчастных случаев в разных возрастных группах велик, и необходимость оказания неотложной помощи еще до прибытия квалифицированных специалистов может возникнуть в любое время и в любом месте. В экстремальной ситуации спасает не только профессионализм, но и время. Известно правило » золотого часа » – время, когда здоровье попавшего в критическое положение человека балансирует на грани жизни и смерти и когда пострадавшему можно и нужно оказать наиболее действенную помощь, что позволяет значительно снизить возможность развития у него опасного состояния.
Правило «золотого часа» состоит в том, что при несвоевременном оказании первой медицинской помощи через час после травмы погибает около 30%, через 3 ч – 60% и через 6 ч – 90% пострадавших.
Любые действия на месте происшествия должны быть в первую очередь направлены на спасение жизни пострадавшего, поскольку потеря драгоценных минут и секунд «золотого часа» может привести к смерти из-за несогласованных, неквалифицированных, а порой и взаимоисключающих действий свидетелей происшествия. Отсюда возрастает значение обучения населения, в частности студентов, правилам оказания первой медицинской помощи при различных неотложных состояниях, в том числе и тех, которые возникают при обострениях соматических заболеваний.
В современных условиях совершенно недостаточно соблюдать санитарно-гигиенические нормы поведения и иметь навыки санитарной культуры. Неотложная помощь – это прежде всего само– и взаимопомощь при появлении первых же симптомов угрожающих состояний. Однако вовремя ее оказать можно только при соответствующей подготовке и овладении основами медицинских знаний, тем более что беда может случиться на расстоянии десятков километров от ближайшего населенного пункта, где нет необходимых условий для оказания медицинской помощи либо возникают трудности с вызовом врача.
В настоящее время в силу многих причин значительно возросло количество детей с отклонениями от нормы в состоянии здоровья, участились случаи детского травматизма. Данное пособие по оказанию первой помощи поможет людям, не имеющим специального медицинского образования, овладеть определенным объемом знаний, достаточным для оказания неотложной помощи не только взрослым, но и детям на месте возникновения экстремальной для здоровья и жизни ситуации.
Часть I. Первая медицинская помощь при травмах и отравлениях
Тема 1. Неотложные состояния и первая медицинская помощь при них
Неотложные состояния – это состояния, представляющие угрозу для жизни больного или пострадавшего и требующие проведения неотложных (в пределах минут – часов, а не дней) лечебных и эвакуационных мероприятий.
В зависимости от содержания мероприятий неотложная помощь может оказываться в объеме:
• доврачебной медицинской помощи;
• врачебной неотложной помощи.
Первая медицинская помощь (ПМП) необходима при травмах, отравлениях. Травматизм – главная причина смерти людей трудоспособного возраста. Нередко получают травмы дети. Кроме того, в любом возрасте могут возникнуть острые заболевания внутренних органов, при которых нужно оказать помощь немедленно во избежание тяжелых осложнений или летального исхода.
Первая и доврачебная медицинская помощь – это комплекс экстренных мероприятий, проводимых пострадавшему или больному человеку на месте происшествия до прибытия медицинских работников и в период доставки его в лечебное учреждение. Это ряд срочных мер, направленных на спасение жизни пострадавшего или больного человека, облегчение его страданий и предупреждение возможных осложнений. Первая помощь – это прежде всего помощь самому себе (т.е. самопомощь) или кому-то (взаимопомощь), и оказывают ее люди, не имеющие, как правило, медицинского образования.
Основными задачами ПМП являются:
• немедленное прекращение воздействия внешних поражающих факторов (электрический ток, высокая или низкая температура окружающего воздуха) и удаление пострадавшего из неблагоприятных условий, в которые он попал (извлечение из воды, из-под завала, удаление из горящего или загазованного помещения);
• определение тяжести состояния пострадавшего или больного человека;
• при наличии нескольких или большого количества пострадавших – проведение простейшей медицинской сортировки (распределение пострадавших на группы нуждающихся в однородных лечебно-профилактических мероприятиях), особенно если ограничены медицинские силы и средства;
• проведение эвакотранспортной сортировки, которая обеспечивает порядок направления пострадавших в лечебные учреждения, находящиеся за пределами данного этапа медицинской эвакуации, с указанием, куда, в какую очередь, какими транспортными средствами и в каком положении должна быть проведена эвакуация. В первую очередь эвакуируют в положении лежа пострадавших тяжелых и средней степени тяжести. Пострадавшие с нетяжелыми повреждениями и находящиеся в удовлетворительном состоянии выходят из очага самостоятельно, но если есть возможность, их вывозят автотранспортом с оборудованными для сидения местами. Пострадавших с крайне тяжелыми травмами в связи с тяжестью состояния, нетранспортабельностью и нередко – бесперспективностью лечения эвакуируют в последнюю очередь. При наличии одинаковых повреждений у взрослых и детей в первую очередь эвакуируют детей;
• организация скорейшей доставки пострадавшего (пострадавших) в лечебное учреждение. Доставка должна быть не только быстрой, но и правильной, т.е. в положении, наиболее безопасном для него, а также в соответствии с характером заболевания или видом травмы;
• оказание неотложной помощи для спасения жизни; для этого проводится временная остановка кровотечения, искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание), непрямой массаж сердца;
• предупреждение возможных осложнений; к мероприятиям этой группы относятся транспортная иммобилизация (профилактика болевого шока и дополнительных травм), обезболивание (профилактика болевого шока), наложение стерильной повязки (профилактика вторичного инфицирования раны);
• облегчение страданий; этому способствуют те же меры, которые применяются для предупреждения возможных осложнений и для спасения жизни.
К общим принципам (правилам) оказания ПМП относятся следующие:
• спасая жизнь другому человеку, надо обеспечить собственную безопасность: место, где оказывается помощь, может быть опасным (загрязнение отравляющими веществами, наличие нависающих конструкций, не исключается также криминальная конфликтная ситуация и т.д.);
• при оказании ПМП необходимо по возможности избегать непосредственного контакта с кровью, слюной, рвотными массами и другими выделениями пострадавшего, так как он может быть инфицирован или болен (ВИЧ, гепатит, туберкулез и т.д.);
• при наличии кровотечения надо его остановить, при асфиксии – восстановить проходимость дыхательных путей;
• в случае подозрения на травму позвоночника не следует перемещать пострадавшего без крайней необходимости;
• для предотвращения шока или для уменьшения интенсивности его проявлений необходимо дать внутрь, а если есть возможность, то ввести внутримышечно противоболевое средство, используя при этом одноразовый шприц. В качестве противоболевого средства можно дать принять внутрь алкоголь – водку, этиловый спирт, коньяк (алкоголь противопоказан детям и пострадавшим с тяжелой черепно-мозговой травмой);
• в случае необходимости параллельно с оказанием ПМП надо вызвать скорую помощь;
Источник
Основы здоровья учебник для вузов
Название: Основы медицинских знаний. Учебник и практикум
Автор(ы): Мисюк М.Н.
Издательство: Юрайт
Год: 2019
Страниц: 500
Формат: PDF
Размер: 179 Мб
Язык: русский
В учебнике освещаются теоретические основы, причины возникновения и развития основных заболеваний человека, их современная классификация, подходы к лечению и способы профилактики. Рассматриваются медико-гигиенические аспекты здорового образа жизни. Особое внимание уделяется комплексу профилактических мер по нераспространению инфекций в детском коллективе, предупреждению детского травматизма и других неотложных состояний и заболеваний с целью сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Книга адресована студентам образовательных учреждений среднего профессионального образования, обучающихся по широкому кругу направлений и специальностей, а также учителям школ при подготовке занятий с учащимися.
Предисловие
1. Проблемы здоровья учащихся различных возрастных групп
2. Введение в микробиологию, иммунологию и эпидемиологию
3. Некоторые распространенные инфекции у детей дошкольного и школьного возраста
4. Кишечные инфекции
5. Заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП)
6. Вич-инфекция
7. Кожные болезни
8. Заболевания органов дыхания и сердечно-сосудистой системы
9. Заболевания желудочно-кишечного тракта
10. Заболевания эндокринной системы
11. Понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие. оказание первой доврачебной помощи
12. Асептика и антисептика. Открытые повреждения (раны). Хирургическая инфекция
13. Характеристика детского травматизма
14. Здоровый образ жизни как биологическая и социальная проблема
15. Здоровьесберегающая функция учебно-воспитательного процесса
Тесты для проверки знаний
Диагностические задачи
Cитуационные задачи
Ответы
Литература
Предметный указатель
Источник
Эдуард Вайнер — Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Описание книги «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Описание и краткое содержание «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» читать бесплатно онлайн.
Подробно рассмотрены следующие разделы: здоровье и здоровый образ жизни, основы знаний о медицинской помощи, общий уход за пострадавшими и больными, основы эпидемиологии и инфекционных заболеваний, основы профилактики аддиктивного поведения в молодежной среде, особенности обеспечения здоровья и здорового образа жизни современного человека. Знания по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности»
Соответствует ФГОС ВО нового поколения.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» и профилям подготовки: «Физическая культура»; «Психология и социальная педагогика»; «Английский язык, немецкий язык, французский язык»; «История, право»; «Информатика»; «Технологическое образование».
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
АД – артериальное давление
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека
ВОЗ – Всемирная организация здравоохранения
ГБ – гипертоническая болезнь
ЖКТ – желудочно-кишечный тракт
ЗОЖ – здоровый образ жизни
ИБС – ишемическая болезнь сердца
ИД – искусственное дыхание
НМС – непрямой массаж сердца
ИППП – инфекции, передаваемые половым путем
ОУ – образовательное учреждение
ПАВ – психоактивные вещества
ПДП – первая доврачебная помощь
СПИД – синдром приобретенного иммунодефицита
ЦНС – центральная нервная система
ЧСС – частота сердечных сокращений
Учебник разработан в соответствии с требованиями ФГОС ВПО (ДПП. Ф. 12) с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО для квалификации (степени) «бакалавр» по направлению 050100 «Педагогическое образование» и профилям подготовки: «физическая культура»; «психология и социальная педагогика»; «английский язык, немецкий язык, французский язык»; «история, право»; «информатика»; «технологическое образование».
Объем трудоемкости: 2 зачетные единицы.
Ориентировочный объем учебной нагрузки – 108 часов, из которых: лекционные – 24 часа, лабораторно-практические – 30 часов, самостоятельная работа студентов – 54 часа.
Форма текущего контроля – зачет.
1. Цель дисциплины: формирование знаний в области основ медицинских знаний и здорового образа жизни.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» относится к базовой части профессионального цикла (3.15). Для освоения дисциплины студенты используют знания, умения и виды деятельности, сформированные в процессе изучения предметов «Возрастная анатомия, физиология и гигиена», «Психология» на предыдущем уровне образования.
Знания по дисциплине «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» служат теоретической и практической основой для освоения ряда дисциплин вариативной части профессионального цикла «Физическая культура», «Безопасность жизнедеятельности» и др.
Глава 1. Здоровье и здоровый образ жизни
1.1. Понятие о здоровье и болезни
Несмотря на многовековые попытки изучения здоровья человека, оно до сих пор остается понятием идеальным, так как не имеет четких критериев оценки. Очевидно, именно поэтому до сих пор нет отчетливого общепринятого понятия здоровья. Наиболее приемлемой рассматривается формулировка ВОЗ: здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
Существуют различные классификации понятия здоровья. Например, выделяется «здоровье населения» как статистическое понятие, характеризующееся комплексом демографических показателей: рождаемостью, смертностью, уровнем развития, заболеваемостью, средней продолжительностью жизни, а также социально-биологическими показателями. Понятие «общественного здоровья» рассматривается как здоровье групп (возрастно-половых, социальных, профессиональных и др.) населения, проживающего на определенной территории, в различных странах, регионах. Как предполагается, общественное здоровье является результатом социально опосредованных действий, проявляющихся через образ жизни человека, группы населения. Понятие «здоровье популяции» рассматривает процесс социально-исторического развития психосоциальной и биологической жизнедеятельности населения в ряду поколений, повышения трудоспособности и производительности общественного труда, совершенствования психофизиологических возможностей человека.
Здоровье характеризуется как интегральный показатель функционирования организма в целом, и в жизнедеятельности человека не может быть ни одного обстоятельства, ни одного показателя, который не сказывался бы на той или иной стороне здоровья. Вот почему сам перечень таких аспектов жизнедеятельности может быть практически бесконечным. Помимо общепризнанных физического, психического, социального компонентов следует учитывать сексуальный, эмоциональный, биоэнергетический, информационный и многие другие. Кроме того, в оценке здоровья исключительно важное значение имеют морально-волевые и ценностно-мотивационные характеристики, нельзя недооценивать и личностно-психологический, свойственный лишь человеку компонент (в виде внушения и самовнушения).
Здоровье должно отражать способность человека сохранять свой гомеостаз через совершенную адаптацию к меняющимся условиям среды, т. е. активно сопротивляться таким изменениям с целью сохранения и продления жизни. При этом человек преимущественно использует те механизмы адаптации, которые выработала эволюция. Человек – продукт Природы, и если бы он не был в состоянии жить в соответствии с ее требованиями, он бы просто не мог появиться на Земле. Поэтому под здоровьем следует понимать такое состояние организма, которое дает человеку возможность в максимальной степени реализовать свою генетическую программу в конкретных условиях социокультурного бытия данного человека.
Здоровье следует рассматривать как понятие динамическое по крайней мере в трех аспектах – индивидуальном (о нем разговор ниже), возрастном и историческом.
Возрастной аспект здоровья. Для каждого этапа возрастного развития человека характерны свои специфические особенности отношений с внешней (физическая адаптация) и с социальной (социальная адаптация) средами. Это обусловлено соответственно особенностями развертывания самой генетической программы человека во времени и характером требований, предъявляемых социумом человеку на данном возрастном периоде его развития. Поэтому для каждого возрастного этапа должны существовать свои критерии здоровья, определяемые свойственными этому возрасту его морфофункциональной организацией и социальной ролью.
В определении же здоровья в историческом аспекте следует учитывать, что становление человеческой цивилизации, развитие производства и производственных отношений, культуры, религии и т. д. ведет к тому, что меняется во времени сама обстановка, в которой живет человек, и условия окружающей природы, и его место и роль в социуме. Все это сопровождается все более отчетливой тенденцией к комфорту, росту качества жизни, изменению места и ритма самой жизни, появлению все большего количества поводов для высоких социальных притязаний. В результате человек для поддержания своей жизни все меньше использует свои функциональные резервы и все в большей степени – достижения своего разума в виде идеальных, нематериальных средств. Передаваясь из поколения в поколение, это обусловливает снижение функциональных возможностей и резерва адаптации человека.
К сожалению, и определение здоровья, и выделенные на этом основании его компоненты не отличаются четкостью, что затрудняет саму оценку здоровья, которая в этом случае зачастую оказывается субъективно детерминированной. Вот почему до настоящего времени нет единства взглядов на существование границ и характер перехода из здоровья в болезнь – где та грань, которая отделяет первое от второго?
В различные периоды развития цивилизации делались попытки классифицировать этапы перехода от здоровья к болезни. Так, еще Авиценна выделял шесть таких переходных состояний, а основатель валеологии И. И. Брехман определил так называемое третье состояние, характеризуя его как неполное здоровье, как подаренный человеку природой шанс для восстановления возможностей своих функциональных систем через определенную степень напряжения механизмов саморегуляции. В третьем состоянии организм может находиться длительное время, и из него он может перейти как в здоровье (первое состояние), так и в болезнь (второе).
Г. А. Кураев (1996) выделяет четыре состояния организма:
1) с достаточными адаптационными возможностями;
2) донозологическое, когда адаптация реализуется за счет более высокого, чем в норме, напряжения регуляторных систем;
3) преморбидное со снижением функциональных резервов;
4) срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма – это уже состояние, при котором ставится клинический диагноз.
К сожалению, состояния 2 и 3, когда организм борется за переход в состояние 1, медиков не интересуют (скорее всего, в силу загруженности состоянием 4 и, возможно, потому что врач не имеет представления о том, что надо делать с человеком в первых трех состояниях).
А. В. Виноградов и А. К. Мазепов (1997) дают такую классификацию переходных состояний:
Источник