Меню

Основы здоровья опасности для детей

Консультация для воспитателей «Безопасность и здоровье детей»
консультация по обж

С опасностями человек знаком с момента своего появления на Земле.

Это природные опасности (температура воздуха, осадки, дикие животные, ядовитые растения, стихийные явления природы);

Техногенные опасности — т. е. опасности рождённые техникой.

Социальные опасности – войны, преступления, низкая культура общения между людьми.

Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать: при необходимости действовать. Для детей она зарифмована в стихах:

Безопасности формула есть:

Надо видеть, предвидеть, учесть.

По возможности – все избежать,

А где надо – на помощь позвать.

Скачать:

Вложение Размер
bezopasnost_i_zdorove_detey.docx 18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Безопасность и здоровье детей»

Обучение детей безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье граждан.

В период дошкольного возраста ребенок знакомится с большим количеством правил, норм, предостережений, требований. Однако ему трудно представить степень их значимости.

Можно выделить ряд опасностей, связанных с местом пребывания ребёнка:

1. Опасности дома.

Большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия. К повреждениям, которые ребенок получает в результате несчастных случаев, в квартире относятся: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги. Повреждения инородными телами (проглатывание, вдыхание, введение в нос, глаза, уши и т. д.).

2. Опасности на дороге и улице.

Одной из серьезнейших проблем любого города и области является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Как показывает анализ происшествий с детьми, проведенный Госавтоинспекцией, травмы происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания правил дорожного движения. Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоящего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т. д. Беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.

3. Опасности на природе.

К природным опасностям относятся:

• стихийные явления (ураганы, наводнения);

• экстремальные ситуации (пожар, транспорт)

• растения, животные, грибы и другие явления и объекты

4. Опасности в общении с незнакомыми людьми.

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить обращаться с животными, кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно прививать детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Однако безопасность и здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Ведь все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

Воспитание безопасности – непрерывный, систематический и последовательный процесс, начинающийся с раннего возраста, продолжающийся в системе дошкольного, а затем и школьного образования.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях:

• работа с детьми

• работа педагогическим коллективом и персоналом.

Работа с детьми

Залогом успешности данной работы может стать сочетание разнообразных по содержанию и форме видов детской деятельности:

• — наблюдения, экскурсии (на кухню, пожарная часть)

• -игры: соревнования, подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные

• — моделирование и анализ заданных ситуаций; («Мокрый пол», «Мама ушла в магазин, мы остались одни…»);

• — сочинение историй, творческих рассказов («Откуда может придти беда», «Ты и лес»)

• -беседы, чтение художественной литературы

• — минутки безопасности (спуск по лестнице, катание с горы,);

• — Оформление стенда (где обозначены все службы и телефоны)

• — Использование так называемых соображалок «Представь, что ты заблудился в лесу»

• — Рассматривание иллюстраций, плакатов, на которых изображены опасные ситуации.

• — драматизации сказок, инсценировки,

Таким образом, дети в доступной и увлекательной форме усваивают правила безопасного поведения

Отдельно хочется остановиться на сказках. Сказки — это учебник, по которому маленький человек начинает учиться жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их — жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев — те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и «обсуждая» с вами народные сказки, играя в них, малыш легко усвоит, что в «другом», большом мире необходимо соблюдать определённые правила. Не верить кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные «сказочные» истины, вы научаете ребёнка и бдительности, и осторожности. Постепенно дети смогут понять, что мир — разный, что есть в нём и добрые, и злые и от тебя самого зависит, в какие руки, в какое окружение ты попадёшь. А если вдруг попадёшь в переделку — как из неё выберешься, чтоб вернуться домой целым и невредимым.

— Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда удирать не стыдно, а можно и нужно («Гуси-лебеди»).

— Не будь наивным, малыш! Не покупайся на лестные предложения. Если тебя обхитрили (обманули) и ты попал в беду, зови на помощь, кричи громче, поднимай много шума. Держись, помощь придет («Кот, петух и лиса»).

— Доверие к людям — прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна («Зайкина избушка», «Волк и семеро козлят»).

Работа с родителями

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Безопасность дошкольника во многом зависит от того какие знания в его голову заложат родители в раннем детстве.

Безопасность дошкольника подвержена угрозе, потому что дети очень доверчивы, и их легко обмануть. Необходимо объяснить ребенку, чтобы он не терял из виду родителей, и они всегда видели свое дитя. Это правило на первый взгляд довольно сложно установить для безопасности дошкольника, но это только на первый взгляд. Дети интересуются, куда ушли их родители, как они боятся отойти от родителей далеко или потерять из виду. Ребенку это правило покажется довольно простым и логичным. Необходимо требовать от малыша, чтобы он сообщал о своих действиях не только на улице, но и дома. Для примера и более быстрого установления этого правила можно на своем опыте показать, что все довольно просто. Каждый раз, выходя из комнаты, сообщайте ребенку куда Вы идете и он будет делать точно также.

Особенностью безопасности дошкольника служит очень повышенная доверчивость детей. Они не понимают, что такого плохого может им сделать взрослый человек, пусть даже не знакомый. Ребенок не понимает, почему нельзя идти куда-либо с взрослым, а запреты родителей часто не дают желаемого результата. Также немаловажно для безопасности дошкольника научить его говорить слово «Нет!». В комплексе два этих правила могут стать мощным оружием против окружающего мира.

Если научить ребенка этим двум простым правилам, то можно избежать многих неприятных моментов. Если ребенка будут звать куда-либо, он ответит: «Хорошо, НО я сначала скажу маме (папе)». Если его будут уговаривать не рассказывать, то тут ребенок будет использовать 2 правило и скажет: «НЕТ! Я должен сначала сказать родителям!»

В этом направлении можно с родителями проводить следующую работу:

проводить родительские собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера — развлечений и выставок художественно- продуктивной деятельности детей и взрослых

оформление стенда «Дошкольник — в безопасной среде», где можно разместить для воспитателей и родителей:

• памятки «Пользования электричеством для детей и взрослых», «Порядок действий при несчастном случае»;

• буклеты «Основа безопасности жизни детей», «Воспитываем грамотного пешехода», «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста», «Доктор Айболит»;

• консультации «Знакомим детей с лекарственными растениями», «Роль семьи в снижении дорожно-транспортного травматизма», «Шалость детей с огнем» и т. д.

• Рекомендации для родителей: ПДД, Азбука пешехода.

Работа с педагогическим коллективом и персоналом

Безопасность – это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:

• Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности)

• Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте)

• Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели

• Маркировка постельного белья

• Проверка участков перед выходом на прогулку (уборка битых стёкол, устранение острых предметов и т. д)

Мы, взрослые, несём персональную ответственность за жизнь и здоровье детей.

Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача, стоящая перед нами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить детей активно отдыхать во время проведения занятий.

Вырастить здорового ребёнка. Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка — это основа формирования личности.

Материал может быть использован для консультаций и родительских собраний.

Консультация«Влияние музыки на здоровье детей»Здоровье ребенка, как говорится во Всемирной организации здравоохранения, — это не только отсутствие болезни и физических дефектов, но и полное физическое.

Как укрепить здоровье детей через правильное питание.

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня — это нестабильность экономическая.

В дошкольном возрасте в ближайшем окружении, в частности в семье, закладываются основные личности, в сознании ребенка формируется модель семьи, взрослой жизни,которую ребенок подсознател.

Источник

Формирование у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни
материал на тему

выступление на педсовете

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_pedsovet.doc 55.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у дошкольников
основ безопасности жизнедеятельности
и здорового образа жизни»

(выступление на педсовете)

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Задача взрослых – научить ребенка безопасному поведению в различных ситуациях, подготовить его к жизни в динамичном мире.

Безопасное поведение в городе формируется у детей через понимание необходимости соблюдения определенных правил поведения в разных областях жизни. Дошкольника опекают родители и персонал детского сада, получивший же свободу школьник оказывается совершенно неподготовленным к ответственности за собственную и чужую жизнь. Попадая в непривычную ситуацию, дети теряются, не могут определить степень ее опасности, часто вообще не связывают происходящее с полученной ранее информацией и не могут адекватно действовать.

Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста. В научной литературе понятие “безопасность” трактуется как предотвращение угрожающих жизни человека влияний внешних и внутренних факторов среды. Формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать.

В ДОУ педагогам необходимо:

  • Создавать условия для формирования естественности посильности движений, добровольности и желания их выполнять ( физическое здоровье ).
  • Обеспечить ребёнку чувства психической защищённости, доверия к миру, радости ( психическое здоровье ) .
  • Формировать начало личности, развивать индивидуальность, базис личностной культуры ( социальное здоровье ).

Это основные составляющие ОБЖ.

Задачи Безопасности Жизнедеятельности :

  • идентификация опасности распознание и количественная оценка негативных воздействий среды обитания;
  • предупреждение воздействия тех или иных негативных факторов на человека;
  • защита от опасности;
  • ликвидация отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов;
  • создание нормального, то есть комфортного состояния среды обитания человека.

Т. о., формула безопасности гласит:

  • предвидеть опасность;
  • при возможности избегать;
  • при необходимости действовать.

Цель здоровьесберегающей технологии –

обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья , вооружив его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, воспитания у него культуры здоровья и культуры безопасного поведения в быту.

«Формирование основ безопасного поведения

в быту, социуме, природе»

Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми.

Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной системы, начиная с дошкольного образования.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту, социуме, природе имеют современные средства ИКТ. Инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные задачи :

Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:

* Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.
* Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.
* В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Выработаны следующие принципы работы с детьми по данному направлению.

К ним относятся:

  • не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;
  • чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;

-применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта;

— работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.

Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:

  • Микроклимат в ДОУ
  • Пространственно — предметное окружение
  • Игровая среда (ППР среда)

Формы организации деятельности детей дошкольного возраста:

  • Организованная деятельность детей
  • Совместную деятельность взрослых и детей
  • Свободная самостоятельная деятельность

Для проведения НОД по “Основам безопасности жизнедеятельности дошкольников”, можно использовать разнообразные методические приемы:

• сюжеты из жизни,

• рисование на различные темы.

Этапы организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, природе .

  • Первый этап — это диагностика уточнение представлений детей о правилах поведения в быту, социуме, природе., есть ли у них личный опыт на который в дальнейшем может опереться воспитатель.
  • Второй этап — это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний.
  • Третий этап — закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе.
  • Четвертый этап- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
  • Пятый этап — развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

В основе организации образовательного процесса по разделу формирование основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р. Стеркина), разработанная на основе проекта Государственных стандартов дошкольного образования.

В соответствии с программным содержанием реализуются

шесть основных направлений программы:

  1. Ребенок и другие люди
  2. Ребенок и природа
  3. Ребенок дома
  4. Здоровье ребенка
  5. Эмоциональное благополучие ребенка
  6. Ребенок на улице

Деятельность особенно совместная , является своего рода школой передачи социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в познании мира.

Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в рамках ДОУ, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом — семьей, Полицией (инспекторами ДПС) и МЧС России (ПЧ).

Таким образом, чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, т.е. адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.

Источник

Читайте также:  Польза для здоровья от бального танца
Adblock
detector