Здоровье школьника и учебно-воспитательный процесс
статья по зож по теме
Выступление на тему «Здоровье школьника и учебно-воспитательный процесс «
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystupl._na_konferentsii_zdorove.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровье школьника и учебно- воспитательный процесс
Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни.
Работая в школе учителем начальных классов на протяжении 16 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди детей, в том числе идущих в первый класс. Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.
По данным исследований Всемирной организации здравоохранения з доровье человека зависит
- на 50% — от образа жизни
- на 25% — от состояния окружающей среды
- на 15% — от наследственной программы
- на 10% — от возможностей медицины.
И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача : обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.
Одним из направлений работы педагогического коллектива нашей школы является деятельность, направленная на организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач:
- организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;
- создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения
- научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром
- воспитание культуры здоровья
- развитие творческих способностей
- мотивация на здоровый образ жизни
- научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни
- внедрение инновационных педагогических технологий, принятие участия в научно-практических конференциях
Коллектив школы видит свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.
За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность. Думаю, причина очевидна: им предложены такие условия обучения и предъявлены такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.
Создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования как на уроке, так и во внеурочной деятельности — основное кредо педагогов нашей школы. Если ребенком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны . Ситуация успеха — это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности ребенка сопоставим с его ожиданиями.
Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Организуя учебно-воспитательный процесс, мы стремимся к соответствию п оказателям рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были:
объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);
занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).
Большое внимание уделяется созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков используется ранговая шкала трудности предметов.
В зоне постоянного контроля находится вопрос р ациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Педагоги школы соблюдают требования к уроку с позиций здоровьесбережения. Методические комиссии проводят оценку соблюдения гигиенических требований по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.
Хронометраж урока проводится по следующим параметрам:
- плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);
- количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);
- длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);
- частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);
- количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);
- месту, длительности и условиям применения ТСО;
- частоте чередования видов преподавания;
- наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.
Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. В своей работе учителя применяют различные физкультминутки:
- дыхательная гимнастика
- предупреждение утомления глаз
- в стихотворной форме
Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме используются тренажеры по технологии Базарного. Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз. Сейчас многие учителя нашей школы используют специальные тренажеры для глаз, применяя компьютерные технологии.
Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках дыхательная гимнастика, аутотренинги.
Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.
- “Хороший смех дарит здоровье”,
- мажорность урока,
- эмоциональная мотивация в начале урока,
Для того, чтобы предотвратить влияние факторов риска разработана система мер, включающая:
1. Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника . Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого используются тесты. Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.
Классный руководитель изучает медицинские карты своих подопечных, из которых можно выявить их заболевания. С учетом этого размещает их по рабочим столам и выделяет детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Доводит индивидуальные особенности школьников до тех учителей, которые работают с ними.
2. Выявление перегрузок среди школьников на основе изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов . Для этого проводится анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Так многие учащиеся нашей школы с удовольствием посещают спортивные секции, кружки. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1—2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов
3.Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. Учитель обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ.
4.Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. в каждом классе нашей школы есть уголок безопасности, уголок правил дорожного движения. Стараемся добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их.
Большая работа проводится и во внеурочное время. Учителями проводятся беседы на классных часах,
уроки здоровья, конкурсы рисунков, походы совместно с родителями, экскурсии, праздники.
Стала актуальной работа учащихся над созданием проектов. Так в нашей школе в рамках недели науки был организован конкурс таких проектов. От нашего класса был предоставлен проект по здоровьесбережению “Курение – это вред или польза”.
Учителями нашей школы разработаны программы дополнительного образования по сохранению здоровья: “Расти здоровым”, “Здоровье – образ жизни”, которые получили положительные экспертные оценки.
Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии основаны на:
- возрастных особенностях познавательной деятельности детей,
- обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),
- вариативности методов и форм обучения,
- оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,
- обучении в малых группах,
- использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,
- создании эмоционально благоприятной атмосферы,
- формировании положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»),
- на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.
Основные рекомендации по организации здоровьесберегающей деятельности в школе кратко можно суммировать следующим образом:
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес к уроку.
Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Источник
Лекции для учащихся начальной школы «Выбирай здоровый образ жизни»
материал по физкультуре (4 класс)
Лекции для учащихся начальной школы
«Выбирай здоровый образ жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_vybiray_zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Начальная школа- детский сад №1 компенсирующего вида»
Лекции для учащихся начальной школы
«Выбирай здоровый образ жизни»
Составила и провела: Якушова Е.А., учитель физ. культуры
Цель : прививать навыки здорового образа жизни .
1. Расширение кругозора и приобретение новых знаний о здоровом образе жизни , вредных привычках.
2. Формирование у ребят умений анализировать, рассуждать логически, используя поисковые ситуации.
1. Развитие логического мышления учащихся , умение сравнивать, находить главное.
2. Способствовать развитию креативности, эмоциональной сферы учащихся .
1. Осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью .
2. Содействие воспитанию здоровьесберегающей культуры детей .
3. Развитие навыков творческой активности ребят.
Актуальность : укрепление здоровья и формирование у школьников осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни .
Форма мероприятия : беседа, работа в группах
Оборудование : карточки – пазлы для работы в группах; фото овощей и фруктов; конверт с письмом.
— Мудрая пословица гласит : «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» . Как вы думаете, о чём говорится в этой пословице?
— Можно предположить, что главная ценность, из-за которой может плакать человек – это деньги, карьера, любовь, слава.
Получен от природы дар —
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз —
Здоровье . Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить ,
Здоровье нужно сохранить .
— Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность. Почему здоровье можно сравнить с ценностью? (Когда мы здоровы , то мы думаем только о том, что нам интересно и увлекательно. Но стоит заболеть какому-то органу, как мы забываем обо всём и думаем только, как вылечить свой недуг – болезнь. Если мы выздоровели , то забываем о своём здоровье )
— Ребята, как вы понимаете значение слова « здоровье » ?
— Познакомьтесь со значением этого слова по толковому словарю С. И. Ожегова. (Сообщение учащегося : здоровье — правильная , нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.)
— Как вы думаете, от чего зависит здоровье человека ?
— Послушайте результаты исследований учё ных :
Наукой выяснено, что если принять условно уровень здоровья за 100% , то 20% здоровья зависит от наследственных факторов (т. е. генетики, еще 20% — от условий окружающей среды (т. е. от экологии, 10% — от уровня медицинского обслуживания. А 50% зависят от самого человека и от того образа жизни , который он ведет.)
— Что можно подразумевать под понятием « образ жизни человека » ? (То, как живёт человек, чем занимается)
— Образ жизни человека — это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения. Можно ли сказать, что у всех людей одинаковый образ жизни ? Почему? (Нет, потому что кто-то занимается спортом, а кто-то нет; некоторые люди употребляют спиртные напитки, а некоторые – нет и т. д.)
— Если связать выражение « образ жизни » со словом « здоровье » , то есть здоровый образ жизни и нездоровый образ жизни . Как вы считаете, какой образ жизни полезнее для человека и почему?
— Из чего должен состоять здоровый образ жизни ? ( Здоровый образ жизни состоит из правильного питания, спорта, личной гигиены, закаливания, отказ от вредных привычек)
— Питание — одно из необходимых условий для жизни человека .
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
— Не все продукты питания, которые употребляет человек, полезны для здоровья . Правильное питание — условие сохранения здоровья , неправильное питание приводит к болезням многих органов.
— Предлагаю выполнить работу в парах : каждая пара получает набор карточек с изображением продуктов питания . Задание : распределить карточки на две группы по признаку : полезные и вредные продукты.
— Проверим правильность выполнения работы каждой пары. Если работа выполнена правильно – похлопайте в ладоши, если в работе допущены ошибки – хлопать не надо.
— Давайте послушаем, какой вред могут нанести некоторые из вредных продуктов.
Чипсы : в них находится огромное количество специй. Это оказывает негативное воздействие на деятельность желудка и печени, при частом употреблении появляются проблемы со зрением.
Лимонады и соки : на сегодняшний день лимонад — это смесь сахара, химии и газа. Они содержат пищевую добавку Е951 (аспартам) и синтетический сахарозаменитель. При постоянном употреблении лимонадов и «соков» можно получить истощение нервной системы, нарушение обмена веществ и ожирение, почечные колики, разрушение зубов , болезни печени, хрупкость костей, проблемы с сердцем, аллергию.
Майонез, кетчуп и различные соусы : большое количество магазинных майонезов, соусов и кетчупов содержат консерванты, загустители, стабилизаторы, пищевые красители. Любовь к данным продуктам питания приводит к увеличивает риск развития сахарного диабета, ухудшают иммунитет.
Шоколадные батончики, вафли, жевательные конфеты, леденцы, жвачки : на сегодняшний день сладости — это гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками (как мы уже знаем — вызывающими привыкание, красителями, ароматизаторами, а иногда даже такими компонентами, что даже независимые лаборатории не могут их определить. Последствия постоянного употребления магазинных сладостей и жвачек : обезвоживание организма, болезни печени и почек, диарея, ожирение, болезни желудочно-кишечного тракта и кожи, аллергия.
— Рассмотрите рисунки и подумайте, чем полезны эти продукты питания?
Употребление этого овоща очень полезно для зрения.
А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.
Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.
Повышают прочность капиллярных сосудов, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.
Богата общеукрепляющим витамином С.
— Вы знаете, какие продукты являются полезными, а какие вредные. Предлагаю выполнить работу по группам : составить меню обеда, которое состоит из трёх блюд : первое — суп, второе – основной продукт и гарнир, третье – напиток.
— Давайте определим критерии оценивания работы :
1. Блюда составлены из полезных продуктов.
2. Продукты в блюдах не повторяются.
3. Оригинальное название блюд.
(проверка и оценка работ)
— Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.
1. Готовить и употреблять разнообразную еду . Это значит, что в рацион необходимо включить продукты и животного и растительного происхождения;
2. Принимать пищу не менее 5 раз в сутки, чтобы всегда чувствовать себя хорошо, в одно и то же время. Кушать медленно. Таким образом , вы вовремя ощутите чувство насыщенности, не переедите и насладитесь вкусом;
3. Пережевывать тщательно пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз;
4. Кушать богатые на витамины овощи и фрукты. Это отличный вариант для перекуса. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ;
5. Пить, пить и еще раз пить. Норма воды в сутки – 1,5-2 литра. Чай, кофе и супы не в счет. Утром натощак выпивается стакан воды. Для вкуса можно добавить лимон;
6. Употреблять кисломолочные продукты. Кисломолочные продукты способствуют скорейшему пищеварению;
7. По возможности употреблять только свежеприготовленные блюда. Со временем еда теряет полезные свойства.
— А теперь прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос вашего одноклассника .
Мы бежим быстрее ветра,
Кто ответит почему?
Коля прыгнул на два метра,
Кто ответит почему?
Маша плавает как рыбка,
Кто ответит почему?
На губах у нас улыбка,
Кто ответит почему?
— Ответьте на вопрос вашего одноклассника . (Дети занимаются постоянно спортом, у них развиваются качества : выносливость, ловкость, сила)
— Что даёт человеку занятия спортом? (Занятия спортом развивают выносливость, настойчивость, целеустремлённость, улучшают работу дыхательной, кровеносной систем, укрепляют скелет и мышечную массу, улучшают фигуру : она становится гибкой, стройной)
— Какие виды спорта вы знаете?
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это (Баскетбол)
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы. (Футбол)
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота, через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в (Волейболе)
По зимней дороге бегут налегке
Спортсмены на лыжах с винтовкой в руке.
До финиша скоро, фанаты кругом,
Любимый вид спорта смотрю — (Биатлон)
Турнир идёт. Турнир в разгаре.
Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоём.
Ракетками мы мячик бьём.
А против нас — Андрэ и Дэнис.
Во что играем с ними? В (Теннис)
Один удар ракеткой —
Волан летит над сеткой.
Серёжа хоть и сильно бил,
Воланчик в сетку угодил.
Сегодня победил Антон.
Во что играли? В (Бадминтон)
Конь, канат, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Красоту и пластику
Дарит нам (Гимнастика)
Во дворе с утра игра,
Крики : «шайбу!» , «мимо!» , «бей!» —
Там идёт игра -. (Хоккей)
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь ,
Природою лечись — в саду и в чистом поле.
— Молодцы! С этим заданием вы справились отлично. К нам в школу принесли письмо для учащихся 4 класса . Давайте его прочитаем. Только оно не подписано. Интересно, а кто его прислал?
Дорогие мои дети, я пишу вам письмо
Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо
Все равно, какой водою,
Из реки иль из колодца
Или просто дождевой
Нужно мыться непременно
Утром вечером и днем.
Перед каждою едою, перед сном и после сна.
Тритесь губкой и мочалкой.
Потерпите – не беда.
И чернила и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу!
Мойтесь чище, мойтесь чаше!
Я грязнуль не выношу.
— Ребята, как вы думаете, кто отправил нам письмо? (Гигиена)
— А что такое «гигиена» ? (Гигиена – это выполнение гигиенических правил поведения человеком)
— Какие гигиенические правила необходимо выполнять каждому человеку? (Ежедневная и периодическая гигиена тела : качественное мытье рук после улицы, перед едой; умывание; чистка зубов 2 раза в день; принятие общего душа. Стрижка кончиков волос (каждые 4-8 недель, стрижка ногтей, мытье волос с применением шампуней, профилактические визиты к врачу. Периодическая стирка вещей, глажка паром, ежедневная смена нижнего белья. Качественное мытье обуви. Одежда должна быть удобной, иметь хорошую прочность и качественный химический состав ткани)
— Мы рассмотрели несколько составляющих здорового образа жизни : правильное питание, спорт, личную гигиену. Поговорим с вами о закаливании организма. Давайте сначала для себя решим : а для чего нужно закаливать организм? (Закаливание укрепляет нервную и сердечно-сосудистую систему, благоприятно воздействует на желудочно-кишечный тракт и ускоряет обмен веществ.)
— Я предлагаю вам в парах собрать картинку – пазл и назвать способ закаливания.
Прогулки на свежем воздухе Принятие солнечных ванн (Стоит быть осторожным и избегать прямых лучей в полдень. Также нельзя допускать появление ожогов и тепловых ударов)
Прогулки босиком (Наши ступни имеют множество чувствительных точек. Их массаж приводит к нормализации работы важных органов)
Обтирания (Мягкий и нежный способ закаливания. Он подходит даже для маленьких детей. Процесс предполагает растирание тела с помощью массажной рукавицы, мочалки или мокрого полотенца.
Обливания холодной водой – самый известный способ. Можно обливаться полностью или частично. Важно после процедуры обтереться сухим полотенцем. При данном способе закаливания важен индивидуальный подход и постепенность.
Контрастный душ — чередование холодной и горячей воды придает коже тонус, омолаживает и закаляет организм
Моржевание. (Этот вид закаливания требует ответственного и осторожного отношения. Перед началом процедур стоит проконсультироваться с врачом)
— Хорошее здоровье – это стиль жизни , который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Заполните данные схемы.
Источник