Меню

Основы здоровья безопасность дома

§ 4. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях

В определённых условиях при использовании в быту хорошо знакомого оборудования и приборов могут возникнуть опасные ситуации для вас, ваших близких и для дома.

Необходимо знать, как избежать возникновения опасной ситуации в быту, а если она возникла, уменьшить её вредные последствия.

Быт — это повседневный уклад жизни человека. К нашим домам для создания необходимых бытовых условий подключены электричество, горячая и холодная вода, газ, в многоэтажных домах работает лифт. В каждом доме и квартире имеются различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают использование воды, электричества и газа.

В одном случае вы сами можете создать опасную ситуацию, нарушив правила использования оборудования и бытовых приборов. В другом случае независимо от вас может возникнуть опасная ситуация: резко возросло электронапряжение в сети, потёк кран, перекрывающий воду в ванной, и т. д.

Безопасное обращение с электричеством

В доме электричество обеспечивает освещение, обогрев, приготовление пищи, работу различных бытовых приборов, телевизора, радиоаппаратуры. В то же время электричество при определённых условиях представляет серьёзную опасность для жизни и здоровья человека.

Чтобы избежать этого, необходимо соблюдать ряд общепринятых правил при пользовании электричеством: ш следите за исправным состоянием электроприборов и шнуров, с помощью которых они подключаются в сеть;

  • не пользуйтесь неисправными электроприборами, самодельными электропечами, нагревателями;
  • не ремонтируйте вилки электроприборов с помощью изоляционной ленты. Их необходимо заменить, если они сломались. Но помните: ремонт электроприборов и электропроводов должен проводить квалифицированный мастер;
  • никогда не оставляйте включённый электроприбор без присмотра;

Рис. Пять электроприборов подсоединены к удлинителю. Существует опасность перегрузки электросети

  • не включайте больше одной вилки в розетку;
  • соблюдайте порядок включения прибора в электросеть: сначала подключается шнур к прибору, затем к сети, отключение производится в обратном порядке;
  • не беритесь за электроприбор мокрыми руками;
  • не держите подключённые к электросети приборы в ванной; помните: нельзя пользоваться электрическими устройствами при нахождении в воде;
  • для ремонта обнаруженных оголённых мест и обрывов электропроводов необходимо вызвать квалифицированного мастера;
  • не делайте временных соединений проводов.

Нельзя тушить водой горящие электрические устройства, находящиеся под напряжением.

Безопасное обращение с бытовым газом

В настоящее время в быту очень широко используется бытовой газ. Бытовой газ не имеет ни цвета, ни запаха, но, для того чтобы можно было обнаружить его утечку, в него добавляют специальные вещества, имеющие специфический запах.

Утечка газа может привести к отравлению человека и взрыву помещения. Чтобы предотвратить это, необходимо соблюдать ряд правил безопасности при пользовании бытовым газом:

    ш чтобы зажечь газовую горелку, сначала поднесите зажжённую спичку, а затем плавно и осторожно откройте газовый кран;
  • не оставляйте включённые газовые горелки без присмотра;
  • следите за тем, чтобы нагреваемая жидкость не залила пламя горелки;
  • заметив потухшую горелку, не пытайтесь её зажечь снова — это может привести к взрыву, перекройте кран подачи газа, раскройте окно и проветрите кухню;

Рис. Оставленная без присмотра на включённой газовой плите обычная кастрюля может привести к большой беде

  • подождите, пока горелка остынет; если необходимо, очистите её, продуйте отверстия подачи газа и только тогда зажгите вновь;
  • если в помещении чувствуется запах газа, нельзя зажигать спички, включать свет и электроприборы до момента ликвидации утечки газа и полного проветривания помещения;
  • обнаружив запах газа в подъезде дома, немедленно позвоните по i телефону 04 в аварийную газовую службу, сообщите точный адрес;
  • объявите об опасности всем жильцам дома, не пользуйтесь открытым огнём и электрозвонками, электровыключателями и розетками, а также стационарным телефоном;
  • распахните в подъезде окно и двери, тщательно проветрите его. По прибытии специалистов газовой службы укажите им источник утечки газа, выполняйте их указания.

Меры безопасности при пользовании в доме водой

Вода в дом поступает по трубам и распределяется в ванную, кухню и туалет, где имеются специальные устройства (краны, смесители и т. д.).

Когда этими устройствами пользуются с соблюдением необходимых правил, опасных ситуаций не возникает. Вот эти правила:

  • никогда не оставляйте открытым кран с льющейся водой без присмотра;
  • никогда не оставляйте кран открытым, если вода отключена. Воду могут включить в то время, когда никого не будет дома, и она затопит помещение;
  • никогда не выбрасывайте мусор в унитаз — можно засорить канализацию, и канализационная вода со всем содержимым начнёт поступать в дом;
  • не оставляйте без внимания неисправные краны, просачивание воды в отопительной системе и водопроводе. Обо всём замеченном расскажите взрослым и покажите место неисправности.
Читайте также:  Алкоголь плюсы для здоровья

Вовремя устранённая неисправность может предотвратить аварию.

Меры безопасности при пользовании средствами бытовой химии

Запомните ряд правил при пользовании средствами бытовой химии:

  • все средства бытовой химии потенциально опасны. Использовать их следует только по назначению в соответствии с указаниями на этикетке;
  • все средства бытовой химии должны храниться отдельно и отдалённо от пищевых продуктов, лекарств и обязательно иметь заводскую этикетку;
  • средства бытовой химии должны храниться в сухих, хорошо проветриваемых помещениях. Их нельзя хранить в жилой комнате, кухне, ванной. В городской квартире хранить средства бытовой химии предпочтительнее в туалетной комнате или на лоджии;
  • средства бытовой химии подлежат обязательному уничтожению, если прошёл срок их годности, указанный на этикетке, или этикетка с названием препарата и указаниями по его применению утрачена, испорчена;
  • использовать любые препараты бытовой химии необходимо только так, как это написано в инструкции;
  • после окончания работы ложку и воронку тщательно вымыть и всё убрать в определённые места хранения;
  • нельзя хранить пищевые продукты в таре, освободившейся от бытовой химии;
  • аэрозольные баллоны нельзя хранить возле газовых и электрических плит и других источников тепла, нельзя работать с ними при включённых газовых горелках. Не пытайтесь вскрывать даже использованный баллон.

Меры безопасности при работе с инструментами

  • На рабочем месте режущие и колющие предметы располагайте на видном месте.
  • Рабочее место перед работой освободите от всех посторонних и ненужных предметов и инструментов.
  • Обрабатываемый предмет надёжно закрепите в тисках или в каком-либо другом зажимном приспособлении.
  • Режущие поверхности и острые кромки инструментов должны быть направлены в сторону, противоположную телу.
  • Пальцы рук, удерживающие обрабатываемый предмет, держите на достаточном удалении от режущих кромок.
  • При работе положение тела должно быть устойчивым.
  • При работе режущим инструментом, имеющим электрический привод (электродрели, электропилы), необходимо соблюдать повышенную осторожность с учётом скорости вращения деталей. Пользуйтесь диэлектрическим ковриком и специальными защитными очками.
  • При работе с режущим электроинструментом одежда должна быть такой, чтобы исключить попадание частей одежды в кромку или на движущиеся части инструмента.
  • Инструмент следует включать только после того, как полностью подготовите рабочее место и займёте устойчивое положение.
  • После завершения операции обработки инструмент должен быть отключён.

Порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях

Единый номер пожарной охраны и спасателей — 112 или 01. Полиция — 02. Скорая медицинская помощь — 03. Аварийная газовая служба — 04.

Для вызова спасательных служб по телефону необходимо: набрать номер спасательной службы; коротко сообщить диспетчеру причину вызова службы; сообщить свой точный адрес (улица, номер дома и квартиры, этаж, подъезд, код); назвать свою фамилию и номер телефона, с которого передаётся вызов; записать фамилию дежурного, принявшего ваш вызов.

Выводы

  1. Различные устройства и бытовые приборы, которые обеспечивают пользование водой, электричеством и газом, при неправильной эксплуатации представляют серьёзную опасность для жизни и здоровья человека. Поэтому при использовании их надо соблюдать осторожность и выполнять определённые правила безопасности.
  2. Если опасная ситуация в быту возникла, нужно знать, как уменьшить её вредные последствия.
  3. Необходимо соблюдать осторожность при использовании средств бытовой химии.
  4. При работе режущими инструментами существуют правила безопасности, которые важно знать и соблюдать.

Вопросы

  1. Каковы, на ваш взгляд, наиболее опасные места в вашей школе с точки зрения возможности получения травмы?
  2. Почему на занятия гимнастикой приходится более половины всех травм, получаемых на уроках физкультуры? Обоснуйте свой ответ, прочитав раздел «Дополнительные материалы».
  3. Чем опасен бытовой газ? Какие меры безопасного пользования им вы знаете?
  4. Какие препараты бытовой химии вы используете в быту? Какие меры безопасного обращения с ними необходимо соблюдать?
  5. Какой установлен порядок вызова спасательных служб по телефону в бытовых чрезвычайных ситуациях?
Читайте также:  Психическое здоровье ребенка дошкольника это

Используя материалы Интернета, продумайте и подготовьте сообщение на одну из следующих тем: «Личная безопасность при использовании препаратов бытовой химии», «Личная безопасность при пользовании газовой плитой».

Дополнительные материалы к § 4

Меры безопасности при самостоятельных занятиях физической культурой

Чтобы избежать травмы при занятиях физической культурой, нужно соблюдать определённые правила.

Перед тренировкой проверьте исправность тренажёров, тренировочных приспособлений, спортивных снарядов.

При лыжных тренировках и прогулках следите за исправностью лыж, лыжных палок и креплений. Соблюдайте гигиенические требования, предъявляемые к одежде и обуви.

При выполнении силовых упражнений перед тренировкой сделайте сначала общую разминку, а затем специальную. Специальную разминку проводите перед выполнением упражнений с предельными весами и после отдыха.

Никогда не отвлекайтесь при выполнении силовых упражнений.

При работе на гимнастических снарядах не забывайте о страховке.

Исключайте из тренировки упражнения, при выполнении которых возникают болевые ощущения. После длительных перерывов в тренировках не форсируйте объём и интенсивность работы, нагрузку повышайте постепенно.

Меры безопасности при пользовании компьютером

Компьютер — очень полезная, а иногда и необходимая вещь. Нужно знать ряд правил, чтобы неправильное пользование им не нанесло вреда вашему здоровью.

Установите клавиатуру так, чтобы вам не надо было далеко тянуться.

Прежде чем начать работать на компьютере, пройдите обследование у врача-окулиста. Если имеются нарушения зрения, то до начала работы на компьютере они должны быть устранены или скорректированы с помощью очков.

Экран не должен быть обращен в сторону окна.

Нельзя работать в тёмном или полутёмном помещении.

Следует своевременно удалять пыль с монитора и из помещения. Ежедневно в помещении должна проводиться влажная уборка.

Следите, чтобы положение монитора соответствовало направлению взгляда, а середина экрана монитора располагалась на горизонтали, проведённой на уровне глаз или на 10-20° ниже.

В соответствии с установленными нормами непрерывная продолжительность работы старшеклассника не должна превышать 25 мин.

После каждого продолжительного занятия на компьютере рекомендуется выполнять определённые физические упражнения.

Для снятия утомления плечевого пояса и рук можно применять упражнения с чередованием напряжения и расслабления отдельных мышечных групп плечевого пояса и рук.

Источник

Конспект занятия и презентация по безопасности жизнедеятельности «Опасности дома»

Людмила Хиценко
Конспект занятия и презентация по безопасности жизнедеятельности «Опасности дома»

Формирование основ безопасности на тему «Правила безопасного поведения дома»

Цель: формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности.

Познакомить с предметами, которые могут служить источниками опасности; формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и способах поведения в них;

Развивать умение в экстремальных ситуациях быть спокойным, не паниковать; приобщение детей к правилам безопасного поведения;

Воспитывать в детях чувство ответственности, безопасности и самосохранения.

Ход занятия

Мы сегодня снова с вами,

Будем весело играть,

Безопасность изучать.

(берутся за руки, идут по кругу)

Ведь чтобы весело гулять —

Нужно много правил знать!

Сегодня мы поговорим с вами об опасностях, с которыми мы можем столкнуться дома.

Мир, который нас окружает, очень разнообразен и интересен. Каждый день вы открываете для себя что-то новое. Но в мире полно неожиданностей, которые могут быть опасными для вашего здоровья и даже жизни. Как распознать опасность и уберечь себя, вовремя принять нужно решение, чтобы не случилось беды. На все эти вопросы мы с вами и постараемся сегодня найти ответы на нашем занятии!

Воспитатель: Ребята, опасность может исходить от человека. Опасных людей называют преступниками и мошенниками. Они могут ограбить квартиру или украсть ребенка, или даже убить человека. Необходимо запомнить правила, соблюдая которые можно избежать беды. Кто-то из вас знает эти правила? Правил существует много, давайте познакомимся с несколькими из них. Если в дверь звонит незнакомец можно открывать дверь?

Читайте также:  Как рассчитать уровень физического здоровья

Дети: Если в дверь звонит незнакомец — нельзя открывать. Если он хочет открыть дверь — нужно звонить в полицию. Если будет что-то спрашивать — отвечать «нет» и т. д.

Воспитатель: Ребята, для Вас задание! Посмотрите на картинку кому бы из этих людей вы открыли дверь? (Бабушка, сосед, врач, сантехник)

Воспитатель: Никому из этих людей открывать дверь нельзя. Преступники могут переодеться в любую форму. Лучше дождаться родителей.

Воспитатель: Ребята, представьте, незнакомый человек пытается открыть вашу дверь, что вы будете делать?

Дети: Спросим, кто там? И позвоним в полицию «02».

Воспитатель: А если дома нет телефона? Вспомните правило!

Дети: Позовем на помощь в окно или с балкона.

Воспитатель: Разыграем с вами телефонный разговор. Вы дома одни,вдруг зазвонил телефон: «Здравствуйте! Куда я попал? Чья эта квартира? Как тебя зовут? Ты один дома?» Что вы ответите?

Дети: Мы ничего не скажем.

Воспитатель: Таким образом,на все вопросы и просьбы незнакомца отвечайте: «Нет». На вопрос «Дома ли родители — говорите, что дома, но они заняты, и подойти к телефону не могут. Запомнили?

Воспитатель: Следующая опасность, которая может Вас поджидать дома. Это острые, колющие и режущие предметы. Отгадав загадки, вы узнаете, что это за предметы. Будьте внимательны!

1. У меня есть лезвие —

Ведь порезаться мной можно. (Нож)

2. Два кольца, два конца,

а посередине гвоздик. (Ножницы)

3. Конь стальной, хвост льняной,

Подружись-ка, ты со мной. (Иголка)

4. Не хочу я молчать —

Дайте вволю постучать.

И стучит день-деньской

Он железной головой. (Молоток)

5. Я иголкина подружка,

Только у меня нет ушка. (Булавка)

6. Две стройные сестрицы

В руках у мастерицы.

Весь день ныряли в петельки…

И вот он шарф для Петеньки. (Спицы)

7. Есть у моего Антошки

Только шляпка да железная ножка. (Гвоздь)

— Не играй со спичками!

Спички – детям не игрушка!

Знаю я теперь, друзья, что с огнем играть нельзя! (хлопают)

Спички весело горят, буду с ними я играть! (топают)

Коля убежал за дом, там играет от с костром. (топают)

Он опасен, Лена знает, утюг больше не включает. (хлопают)

Таня с Ниною играют зажигалку зажигают. (топают)

Клим увидел: дом горит, мальчик «01» звонит. (хлопают)

Воспитатель: Молодцы! Правила пожарной безопасности знаете!

Физминутка. Игра «Раз-присели».

Воспитатель: Помните, этими предметами надо уметь пользоваться. Вы должны твердо запомнить, что можно трогать, а к чему вообще подходить нельзя. Порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности.

Воспитатель: Еще одна опасность — это лекарства. Никогда не пробуйте никакие лекарства. Во – первых, это невкусно, а во – вторых, неправильно принятое лекарство может оказаться ядом.

Воспитатель: Ребята, нельзя баловаться с едой, можно пролить горячее на себя. Если вы случайно обожглись, нечаянно пролив на себя чашку с горячим чаем или тарелку с супом. Что нужно сделать?

Дети: Позвать родителей и позвонить «03».

Воспитатель: Если вы захотите поиграть, можете это сделать в своей комнате. Но знайте, нельзя играть с розетками и ни в коем случае подходить к оголённым проводам и дотрагиваться до них. Также нельзя зажигать фейерверки, свечи или бенгальские огни дома. Как вы думаете, что может случиться?

Дети: Нас может ударить током или начнется пожар.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы вспомнили правила, которые вы должны знать и соблюдать, когда остаетесь одни дома. Давайте, еще раз с вами вспомним их.

Молодцы ребята. А давайте с вами вспомним,

о чем мы с вами сегодня беседовали?

Какие опасные предметы могут быть дома?

-О каких правилах безопасного поведения дома и на улице вы узнали?

— Как нужно вести себя в экстремальных ситуациях?

— Ребята, как много опасных ситуаций подстерегает детей, которые не знают правила безопасности дома и на улице. Но вам эти беды не грозят, потому что, я надеюсь, вы эти правила надолго запомните.

Источник

Adblock
detector