Витамины. Роль витаминов в рациональном питании
Основы рационального питания.
Рациональное питание – это правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых дли его функционирования. Питание занимает большое место в жизни человека.
За 70 лез человек совершает приблизительно 90.000 приемов пищи и съедает порядка 60-70 тонн различных продуктов, в том числе (в тоннах) белков более 2,5; жиров более 2,0; углеводов 10,0; поваренной соли 0,2-0,3; воды более 50,9 и др.
Основу рационального питания составляют:
— белки животного происхождения (мясо, рыба, яйца, молочные продукгы и др ) — 60% и растительного (хлеб, крупяные изделия, овощи и др.) — 40%;
— жиры животного происхождения — 75-80%, растительного — 20-25%;
— углеводы простые в виде сладостей — 20-25%; сложные в виде крахмала (имеется в составе почти всех продуктов, наибольшее количество содержится в картофеле, крупах и хлебе) — 75-80%;
— растительная клетчатка (преимущественно овощи и фрукты);
— минеральные соли, макро- и микроэлементы;
При подборе продуктов питания можно ориентироваться на аппетит, он отражает нехватку в организме тех или иных веществ.
Процесс питания строится по принципу:
— достижение энергетического баланса;
— определение качественного состава пищи;
— ритмичность приема пищи.
Витамины являются катализаторами обменных процессов. Они участвуют в обмене веществ и регулируют многие физиологические и биохимические процессы. Большинство витаминов не синтезируются организмом и доставляются ему с продуктами растительного и животного происхождения.
При недостатке витаминов в рационе может возникнуть состояние гиповитаминоза: ухудшается самочувствие, наступает быстрая утомляемость, падает работоспособность, снижаются защитные силы организма.
При избыточном поступлении витаминов в организме развивается состояние гипервитаминоза. Это происходит в основном при чрезмерном употреблении синтетических витаминных препаратов.
Все витамины делятся на две группы: растворимые в воде и в жирах. К жирорастворимым витаминам относятся А, Д, Е, К. В группу водорастворимых объединяются все остальные витамины.
Теперь кратко охарактеризуем наиболее важные витамины.
Витамин С (аскорбиновая кислота) играет важную роль в окислительно-восстановительных процессах и улучшает работоспособность, повышает прочность стенок сосудов, повышает защитные свойства организма.
Наибольшее содержание витамина С в сушеном шиповнике, черной смородине, зелени петрушки, укропе, цветной капусте, апельсине, лимоне, зеленом луке.
Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для работы нервной системы. Повышает работоспособность. Играет важную роль в углеводном обмене.
Наибольшее количество витамина В, в дрожжах прессованных, горохе, орехах арахиса, фасоли, свинине, овсяных хлопьях, гречневой крупе, грецких орехах, печени говяжьей.
Витамин В2 (рибофлавин) играет важную роль в регуляции окислительно-восстановительных процессов. Способствует росту и регенерации тканей организма, синтезу гемоглобина. Оказывает нормализующее действие на зрительный анализатор.
Наибольшее содержание витамина В2 в печени, почках, дрожжах прессованных, яйцах, сыре, нежирном твороге, телятине, говядине, молоке.
Витамин РР (никотиновая кислота) обеспечивает процесс энергообразования. Необходим для нормального функционирования центральной нервной системы, пищеварительных органов, печени, кожи.
Обычные пищевые рационы содержат необходимое количество витамина РР за счет мяса, злаков, овощей.
Витамин А (ретинол) и каротины стимулируют рост организма, принимают участие в обеспечении нормального зрения, укрепляют защитные силы организма. Витамин А поступает в организм с продуктами животного происхождения. Наибольшее содержание витамина А в печени трески, говяжьей печени, сливочном масле, яйцах, сыре.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Урок по технологии на тему » Основы рационального питания» (5 класс)
Тема урока: Основы рационального питания.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели: образовательные : дать понятия о пище человека и режиме питания; о процессе пищеварения; познакомить учащихся с необходимыми для жизнедеятельности человека веществами.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, прививать навыки коммуникативного общения.
Развивающие : развивать умение планировать свою работу; формировать творческие способности и развивать кругозор.
Методы обучения: метод изложения.
Формы работы: индивидуальная.
Средства обучения: учебник, рабочая тетрадь, плакаты.
I. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знаний учащих.
Мы начинаем изучать раздел «Кулинария». Входе изучения, которой мы будем не только готовить различные блюда, но и изучать свойства и качество продуктов, состав продуктов, их обработку и хранение.
Вопросы для беседы:
1. Как вы понимаете слово «Кулинария»?
2. Какова одна из основных потребностей организма человека? (еда, пища, воздух, вода)
3. Какая из этих потребностей связана с кулинарией ? (еда, пища)
4. Какой должна быть пища? (разнообразной, здоровой)
Все ваши понятия верные и все их можно обобщить одним понятием РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ – это и будет нашей темой урока.
III. Изложение нового материала.
Давайте запишем в тетрадях, тему и определение .
Кулинария — это наука о питании . Слово «кулинария» означает «поварское дело». История кулинарии исчисляется даже не сотнями лет, а тысячелетиями. Уже VIIIв. До н.э. в Риме существовали кулинарные школы. И испокон веков искусством приготовления пищи считалось почетным делом.
Каждый народ имеет свои национальные блюда, за любым из которых – своя история. Однако научные основы кулинарии начали разрабатываться только в конце XIX века.
Есть такие интересные сведения: подсчитано, что в среднем за 70 лет своей жизни человек съедает около 50 000 кг пищи, в том числе 200-300 кг поваренной соли, и выпивает более 50 000кг воды, что примерно в 1400 раз больше массы его тела.
А теперь запишем понятие о пище.
Пища – это энергия для нашего тела , а правильное питание – источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия . Чтобы человек был здоров и надолго сохранил свою работоспособность, пища должна дать ему все необходимые для организма вещества, причем в определенном количестве. Изучением этих проблем занимается наука физиология питания.
Какие вещества входят в состав продуктов?
Наиболее важными веществами, влияющими на рост и развитие организма, на восстановление его энергетических затрат, являются белки, жиры, углеводы, витамины, вода, минеральные вещества.
Углеводы. Главный источник энергии для организма.
Много углеводов содержится в крупах и хлебе. Очень распространенный углевод- сахароза в быту называется просто сахар. Избыток сахара плохо влияет на зубы.
Ø Углеводы – крупы, макароны, виноград, шоколад, чернослив.
Белки. Способствуют росту, восстановлению клеток, обеспечивают организм энергией.
Белки служат для обновления клеток человеческого тела, они повышают работоспособность органов тела. Если их в организме мало, то плохо усваиваются некоторые витамины и минеральные соли. Количество потребляемых белков в сутки зависит от физической нагрузки и возраста человека. Неполное белковое питание приводит к тяжелым заболеваниям, а избыточное ведет к накоплению в организме шлаков (ненужных веществ), снижению иммунитета. Белки продуктов животного происхождения усваиваются лучше, чем растительного.
Ø Белки содержатся: яйцо, мясо, молоко, рыба, орехи, грибы.
Жиры. Обеспечивают организм энергией . Жиры исключительно необходимы для нормального развития человеческого организма и в особенности нервной системы, а также усвоения витаминов А, Д, Е. Это главный источник энергии организма.
Ø Жиры — яйцо, мясо, молоко и молочные продукты, рыба, орехи.
Минеральные вещества. Обеспечивают обмен веществ в организме человека .
Минеральные вещества требуются организму, как и витамины, в небольших количествах. Это кальций, железо, хром, кобальт, магний, цинк, йод и др. Некоторые из них входят в состав витаминов.
Ø Минеральные вещества – молоко, помидоры, рыба, овощи.
Вода. Входит в состав клеток человека, участвует в процессах обмена.
Вода помогает усвоению всех питательных веществ, которые человек принимает с пищей. Без пищи человек может прожить несколько недель, а без воды-несколько дней.
Ø Вода – молоко, виноград, огурцы, помидоры.
Витамины. Необходимы для здоровья, повышают сопротивление организма заболеваниям. Витамины, (от лат.Vita — жизнь). Витамины поступают с пищей животного и растительного происхождения.
При недостатке витаминов у человека возникает гиповитаминоз, при избытке- гипервитаминоз, при полном отсутствии- авитаминоз.
Витамины легко разрушаются при нагревании, воздействии кислорода воздуха и солнечного света, при длительном хранении. При варке теряется до 50% витаминов. Выделяют жирорастворимые витамины (А, Д, Е, К) и водорастворимые витамины (группа В, РР, С).
Ø Витамины – яйцо, молоко, виноград, огурцы, помидоры, раба, фрукты.
IV. Закрепление материала. Практическая работа.
На стр.15 заполнить таблицу. Записать по 4 примера пищевых продуктов, которые являются основными источниками белков, жиров, углеводов, витаминов.
Теперь мы знаем, какая пища необходима человеку для обеспечения его жизнедеятельности. А сколько ее нужно? Столько, c колько он расходует энергии. Не больше и не меньше, потому что всякое отклонение в ту или иную сторону вредит здоровью.
Питание человека зависит от возраста, характера труда, пола, аппетита, вкуса, восприятия, обычаев семьи, географических и экономических факторов, доступности.
Рациональное питание (от лат.-разумный)-это полноценное, разумное, правильное регулярное питание .
Принципы рационального питания.
Правильный режим питания — это время и число приема пищи: принимать пищу в одни и те же часы 4-5 раз в день, не есть в промежутках, есть спокойно, с удовольствием, не отвлекаясь от пищи, не есть поздно вечером (за 2-3 часа до сна).
Умеренность в употреблении пищи : не переедать, но и недоедать.
Завтрак- плотный 25%
Второй завтрак- легкий 8%
Обед- плотный 35%
Полдник- легкий 7%
Ужин- легкий, но калорийный:25%
Разнообразное питание : чередование пищи растительного и животного происхождения.
К продуктам растительного происхождения относятся: масло растительное, крупы, фрукты, овощи, хлеб.
К продуктам животного происхождения относятся: молоко и молочные продукты, мясо и продуты из мяса, рыба.
Например, на завтрак хорошо подать молочные каши или горячие мясные блюда, бутерброд, яйцо, кофе или какао.
На обед обязательное включение холодной закуски, первого и второго блюд, киселя, компота, сока.
К обеду должны быть поданы два овощных блюда и одно из круп или макаронных изделий.
Ужин должен быть легким. Подают блюда из рыбы, творога, кисломолочные напитки. Одно и то же блюдо не должно подаваться более 2 раз в неделю.
Вот почему так важна обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, психологическая атмосфера.
К продуктам растительного происхождения относятся: масло растительное, крупы, фрукты, овощи, хлеб.
К продуктам животного происхождения относятся: молоко и молочные продукты, мясо и продуты из мяса, рыба.
V. Подведение итогов . Итак, чтобы пища приносила пользу нашему организму. Была источником здоровья, силы, энергии и красоты необходимо рационально питаться и соблюдать культуру питания.
VI. Домашнее задание. Составить меню трехразового, четырехразового питания.
Источник
Презентация к уроку по теме «Основы рационального питания» 5 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
Подготовила: Номерчук Валерия Михайловна, учитель технологии, МБОУ лицей № 4 г.о. Чехов «ОСНОВЫ РАЦИОНАЛЬНОГО ПИТАНИЯ» 5 класс
Кулинария – это искусство приготовления пищи. Слово «кулинария» произошло от латинского слова culīna и означает «кухня».
Это интересно! В среднем за 70 лет жизни человек съедает: 7 000 кг хлеба, 300 кг соли, 2 000 кг мяса, 4 000 кг рыбы, 5 000 шт. яиц, 5 000 кг картофеля, 50 000 л воды.
Пища – это энергия для нашего тела, а правильное питание – источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия.
В состав пищи входят различные питательные вещества растительного и животного происхождения.
ПРОДУКТЫ ЖИВОТНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ПРОДУКТЫ РАСТИТЕЛЬНОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
ПИТАТЕЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА Белки Жиры Углеводы Минеральные вещества Витамины Вода
Белки активно участвуют в обмене веществ, необходимы для построения новых клеток и тканей.
Жиры – это резервы энергии нашего организма, и регулятор проникновения в клетки воды, солей и других важных веществ.
Углеводы – главный источник энергии для организма.
Минеральные вещества обеспечивают обмен веществ в организме человека и содержатся практически во всех продуктах питания. Вода входит в состав клеток тела человека и участвует в процессах обмена. Витамины – особые вещества, отсутствие которых в пище вызывает заболевание человека. Они помогают усваивать пищу и участвуют в биохимических реакциях организма.
Физминутка для глаз Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.) Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева – свекла, справа – брюква, Слева – тыква, справа – клюква, Снизу – свежая трава, Сверху – сочная ботва. Выбрать ничего не смог И без сил на землю слег. (Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз)
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПИТАНИЕ В жизни человека важную роль играет рациональное (питание с наибольшей пользой для здоровья и жизнедеятельности человека) и правильное питание. Важным условием рационального питания является соблюдение режима. Режим питания – это время и число приемов пищи. Очень важны условия приема пищи. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему усвоению пищи. Вот почему важны обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, доброжелательная атмосфера.
Правильный рацион питания Пищу следует принимать не менее 3-4 раз в день. Перерыв между приемами пищи – не более 4-5 часов. Питаться нужно в одни и те же часы, правильно распределяя дневной рацион: первый завтрак -25%, второй завтрак -15%, обед – 45%, ужин – 15% (за 2 часа до сна).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА Внимательно рассмотреть рисунки 1.1 и 1.2 на стр. 11 учебника, заполнить таблицу на стр.15.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Пр.3 – повторить, подготовить доклад о витаминах, ответить на контрольные вопросы.
Подведение итогов работы Какие новые знания вы сегодня открыли? Какие питательные вещества должны преобладать в рационе питания детей и подростков? Пригодятся ли вам полученные на сегодняшнем уроке знания? Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях?
Урок окончен. До новых встреч!
Номер материала: ДБ-235584
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник