Статья 13. Охрана здоровья молодежи
Статья 13. Охрана здоровья молодежи
1. Право молодых граждан на охрану здоровья обеспечивается созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения, уходом за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Молодежи гарантируется бесплатная медицинская помощь в государственной и муниципальной системе здравоохранения, объем которой обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Дополнительные медицинские и иные услуги оказываются на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств организаций, личных средств молодых граждан и иных источников, не запрещенных законом.
2. Молодому гражданину предоставляются бесплатные консультации по вопросам: планирования семьи; наличия социально обусловленных заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих; по медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений; а также медико-генетические и другие консультации и обследования по медицинским показаниям в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения с целью предупреждения возможных наследственных заболеваний.
3. Молодым семьям, имеющим детей (в первую очередь неполным, воспитывающим детей-инвалидов), гарантируется предоставление льгот в области охраны здоровья граждан, установленных законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
4. Органами государственной власти Алтайского края и органами местного самоуправления разрабатываются и реализуются специальные программы, способствующие формированию условий для здорового образа жизни, включая профилактику заболеваний, передающихся половым путем, и борьбу с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией среди молодежи.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Статья 14. Обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни
Статья 14. Обеспечение охраны здоровья молодежи, формирование ее здорового образа жизни
1. Приоритетными мерами по охране здоровья молодежи, осуществляемыми органами государственной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления, являются:
оказание гарантированной медицинской помощи молодым гражданам;
осуществление профилактических мероприятий по предотвращению и снижению заболеваемости, в том числе особо опасными и социально обусловленными заболеваниями (туберкулез, венерические заболевания, ВИЧ-инфекция, наркомания, алкоголизм и другие заболевания), ведущими к росту инвалидности и смертности среди молодежи;
оказание государственной поддержки организации оздоровления молодежи в летний период;
осуществление мер, способствующих закреплению среди молодежи ценностей и навыков здорового образа жизни, а также мер по развитию и реализации экологических программ.
2. Уполномоченные органы исполнительной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления, работодатели могут заключать долгосрочные договоры об оказании услуг по пропаганде среди молодежи здорового образа жизни, по охране здоровья молодежи с предоставляющими такие услуги организациями на территории Волгоградской области, а также за ее пределами, прежде всего в районах с благоприятными климатическими условиями, в том числе со специализированными лечебно-профилактическими учреждениями.
3. Органы государственной власти Волгоградской области, органы местного самоуправления содействуют организации оздоровления детей и молодежи в летний период.
Организация летнего отдыха детей и молодежи регламентируется соответствующими областными целевыми программами.
4. Основными задачами в сфере развития спорта среди молодежи, ее физической подготовки являются:
массовое привлечение молодых граждан к спорту и оздоровительной физической подготовке;
развитие и обеспечение доступности для молодежи неолимпийских видов спорта, в том числе технических, а также способствующих подготовке молодых граждан к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Настоящие задачи осуществляются органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления с привлечением общественных объединений, включая военно-патриотические, молодежные и детские объединения, спортивные общества, а также на условиях договора собственников спортивных сооружений.
5. В Волгоградской области разрабатываются специальные программы по охране здоровья лиц допризывного возраста, предусматривающие меры по оказанию медицинской помощи, профилактике заболеваний, оздоровлению и оказанию консультационных услуг в сфере медицинского освидетельствования для прохождения военной службы.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Международные инициативы и законодательные документы по охране здоровья подростков
Международное сообщество уделяет большое внимание разработке программ по охране здоровья детей, подростков и молодежи, основанных на соблюдении положений и норм, закрепленных в Конвенции о правах ребенка и являющихся обязательными к выполнению государствами-участниками.
В Стратегии Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) в области здравоохранения (1995) охрана здоровья подростков и молодежи определяется как новая приоритетная задача организации. Проблемы подрастающего поколения также упоминаются в ряде других решений Исполнительного совета ЮНИСЕФ, касающихся таких острых вопросов, как табакокурение (1989), употребление наркотиков и психотропных веществ (1989), безопасное материнство (1990), обеспечение прав и защита детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (1990), защита детей от насилия и жестокого обращения (1996), профилактика ВИЧ/СПИДа (1992), планирование семьи (1993), равенство полов (1994), доступное образование (1995).
Необходимость сконцентрировать внимание на вопросах охраны здоровья подростков и молодежи отмечается и в других конвенциях и решениях международных организаций. В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Планах действий, принятых на Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994), и четвертой Всемирной конференции по положению женщин (Пекин, 1995) содержатся нормы, в которых основное внимание уделяется охране здоровья девочек-подростков.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) оказывает поддержку странам в области охраны здоровья подростков по трем основным направлениям:
- путем предложения всеохватывающих, межсекторальных и научно обоснованных подходов к охране здоровья подростков;
- путем уточнения и поддержки той специфической роли, которую играет сектор здравоохранения, включая руководящую роль министерств здравоохранения и их влияние на другие сектора, а именно образования, занятости и социальной защиты;
- путем планирования действий, нацеленных на сокращение неравенства в здоровье и развитии подростков, как в странах, так и между странами.
В марте 2001 г. в Женеве под эгидой ВОЗ представители более 20 стран выработали единые принципы и положения, регламентирующие деятельность служб, дружественных к подросткам и молодежи. В Декларации и Плане действий «Мир, пригодный для жизни детей», принятых Специальной сессией Генеральной Ассамблеи ООН в 2002 г., выделены отдельные разделы, в которых рассмотрены вопросы формирования навыков здорового образа жизни у подрастающего поколения, обеспечения качественного и доступного образования, защиты детей от жестокого обращения, эксплуатации и насилия, борьбы с ВИЧ/СПИДом.
В Европейской стратегии ВОЗ «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 года впервые были выделены семь основных направлений охраны и здорового развития детей и подростков:
- здоровье матерей и новорожденных,
- питание,
- инфекционные заболевания,
- травмы и насилие,
- окружающая среда,
- здоровье подростков,
- психосоциальное развитие и психическое здоровье.
В 2007 г. под эгидой ВОЗ и ЮНИСЕФ была разработана ориентационная программа «Здоровье подростков для медицинских работников», в которой предлагаются современные подходы к удовлетворению потребностей подростков и решению их проблем со здоровьем.
Приоритетные задачи в сфере охраны здоровья подростков
и молодежи и их здорового развития
Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков» 2005 г. среди основных задач, решаемых в подростковом возрасте, выделяет следующие приоритеты:
- формирование здорового образа жизни;
- предупреждение опасных форм поведения;
- развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
- профилактика всех форм насилия;
- формирование здоровой школьной среды, способствующей физическому и психосоциальному благополучию подростков;
- профилактика травматизма;
- просвещение по вопросам взаимоотношений и родительских обязанностей.
Обновленная в 2014 г. Европейская стратегия охраны здоровья детей и подростков на 2015–2020 года «Инвестируя в будущее детей» нацелена на развитие успехов и использование уроков предшествующей стратегии 2005 г. с учетом современных фактических данных, тенденций в эпидемиологии, политических и социальных тенденций с целью совершенствования применяемых в странах подходов к охране здоровья детей и подростков. Современные руководящие принципы охраны здоровья включают:
- подход с учетом всех этапов жизни,
- подход, основанный на фактических данных,
- стимулирование сильных партнерств и межсекторального сотрудничества,
- подход, основанный на правах человека.
В 2009 г. молодежь Европы и Европейская Комиссия вышли с инициативой «Быть здоровым – это быть самим собой», основная цель которой – выдвижение на первый план вопросов охраны здоровья детей, подростков и молодежи в Европе. Инициатива подчеркивает важность различных факторов здоровья (образ жизни, образование, условия труда, средства массовой информации и окружающая среда) и важность вовлечения молодежи в решение затрагивающих ее вопросов здоровья. Молодые люди выделили следующие приоритетные сферы для охраны своего здоровья:
- современные системы передачи информации и здоровье;
- здоровая среда обитания;
- пропаганда и поощрение использования средств профилактики;
- здоровье и профессия; оздоровление на рабочем месте;
- образование и обучение здоровью;
- пропаганда и достижение здоровья в молодежном движении и молодежных лагерях;
- специальные службы для молодежи.
Совещание Европейского бюро ВОЗ по вопросу о политике и службах, дружественных к молодежи, (Эдинбург, 2009 г.) расставило приоритеты в этой деятельности:
- развитие служб здравоохранения, ориентированных на молодежь;
- участие молодых людей в охране своего здоровья;
- партнерство молодежи и взрослых в разработке эффективной системы охраны здоровья подрастающего поколения.
В 2010 г. была обнародована концепция 4S, разработанная ВОЗ для укрепления действий сектора здравоохранения в ответ на проблемы здоровья и развития подростков. Позднее этот подход был расширен до 5S, согласно которому, программа здравоохранения, нацеленная на обеспечение наивысшего достижимого стандарта здоровья и развития для подростков, должна включать:
- Supportive policies – поддерживающие стратегии, которые уважают, защищают и выполняют/осуществляют/удовлетворяют права подростков на здоровье;
- Strategic information – стратегическую информацию, необходимую для планирования и мониторинга;
- Service delivery models – модели оказания услуг, дружественных к молодежи;
- Sustainable resources – устойчивые ресурсы, такие как адекватно обученные медицинские сотрудники и механизмы финансовой защиты молодых людей;
- Cross-Sectors approach – межсекторальный подход для работы с детерминантами здоровья и для сокращения неравенства.
Основы новой европейской политики здравоохранения «Здоровье 2020», разработанные при содействии ВОЗ, акцентируют внимание на необходимости согласованного объединения новых знаний и научных доказательств в области здоровья подростков и его детерминантов и предлагают правительствам стран пути решения и эффективные вмешательства, направленные на обеспечение лучшего здоровья, равенства и благосостояния.
Образование в области здоровья
Образование в области здоровья – важная составляющая комплексных программ охраны здоровья подростков и молодежи. Большую работу по внедрению образовательных программ в области здоровья и сексуального и репродуктивного здоровья в частности проводит Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). При содействии ЮНЕСКО проводятся важнейшие международные форумы по образованию и разрабатываются стратегии и руководства по продвижению образовательных программ в области здоровья для подростков и молодежи.
Достижение целей самой масштабной мировой инициативы «Образование для всех», принятой на Всемирном форуме по образованию в 2000 г. в Дакаре (Сенегал), предполагает обеспечение здоровья учащихся детей и подростков, что в свою очередь требует создания безопасной, здоровой, инклюзивной учебной среды, способствующей успешному обучению.
С целью обеспечения подростков комплексным и качественным образованием в области сексуального и репродуктивного здоровья ЮНЕСКО выпустило в 2010 г. «Международное техническое руководство по половому просвещению»
Разработки ЮНЕСКО способствуют реализации международной инициативы FRESH – Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школах. В 2013 г. под руководством ЮНЕСКО были разработано и опубликовано «Руководство по мониторингу и оценке школьных программ охраны здоровья»
Более подробно о международных инициативах по образованию в области здоровья см. статью (ссылка на статью Международные инициативы по охране здоровья школьников и образованию детей и подростков в области здоровья )
Профессиональная подготовка и профессиональные объединения
В поддержании профессиональной компетенции специалистов, работающих с подростками, значима роль Европейского центра по подготовке профессионалов в области охраны здоровья подростков – EuTEACH (European Training in Effective Adolescent Care and Health). Основная задача EuTEACH – разработка обучающих программ, методических планов и ресурсов для работников сферы здравоохранения, специализирующихся по данной тематике. Проект EuTEACH поддержан ВОЗ, ЮНИСЕФ, Европейской конфедерациией специалистов по педиатрии.
Специалистов, работающих с молодежью, объединяет Международная ассоциация здоровья подростков (International Association for Adolescent Health) Она было основана в 1987 г. в целях поддержки практической реализации Конвенции ООН о правах ребенка.
Международные правовые акты, регламентирующие вопросы обеспечения охраны здоровья подростков и молодежи:
(оформить как в статье Г2.Репродуктивные и сексуальные права
Генеральная Ассамблея ООН (1989). Конвенция о правах ребенка
- Декларация прав ребенка (провозглашена Резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1959 г.)
- Оттавская Хартия по развитию здоровья (принята Первой международной конференцией по развитию здоровья. Оттава, Канада, 17–21 ноября 1986 г.)
- Международный кодекс медицинской этики (принят З-й Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации, Лондон, Великобритания, октябрь 1949 г., дополнен 22-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968 г. и 35-й Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 г.)
- Конвенция о правах ребенка (принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 г.)
- Декларация принципов толерантности (утверждена Резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.)
- Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (принята Всемирной встречей на высшем уровне в интересах детей, Нью-Йорк, 30 сентября 2000 г.).
Источник