Меню

Основы медицинских знаний понятие здоровье

2.1. понятия здоровья и болезни

2.1. понятия здоровья и болезни

Важнейшей задачей государства и всего общества в целом является забота о здоровье населения. На вопрос, что такое здоровье, чаще всего следует ответ, что это отсутствие болезней, хорошее самочувствие, т. е. здоровье обычно определяют отсутствием болезней. Поэтому вначале следует определить понятие болезни.

Определений понятия болезни множество: нарушение нормальной жизнедеятельности, адаптации к среде обитания (дезадаптация), функций организма или его частей, связей организма с внешней средой, гомеостаза (постоянства внутренней среды организма), невозможность полностью осуществлять человеческие функции.

Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения болезнь — это жизнь, нарушенная в своем течении повреждением структуры и функции организма под влиянием внешних и внутренних факторов при мобилизации его компенсаторно-приспособительных механизмов. Болезнь характеризуется общим или частным снижением приспособленности к среде и ограничениями свободы жизнедеятельности больного.

Прежде, чем говорить о здоровье, следует разобраться в двоякой сущности человека: с одной стороны, человек является неотъемлемой частью биологического мира (человек — homo sapiens, подтип позвоночных, отряд приматов, класс млекопитающих — высшая ступень развития организмов на Земле), с другой стороны, человек — социальное существо (общественное), способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир. Это существо обладает сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Философы и врачи Древнего мира считали человека подобием природы, мира, космоса. Человек — это микрокосмос в макрокосмосе, он состоит из тех же элементов: воды, воздуха, огня и т.д. Следовательно, здоровье является равновесием этих элементов, а болезнь — нарушением этого равновесия. У некоторых мыслителей древности в результате наблюдения за жизнью людей, их образом и условиями жизни складывались убеждения о роли социальных факторов в жизни человека. По мере развития медицины, истории и других наук все больше накапливалось наблюдений и доказательств значения социальных факторов в жизни человека. Особенно это получило развитие в эпоху Возрождения, когда деятельность, духовный мир, общение людей, т. е. социальные начала, нашли отражение в философских и научных трудах.

Наибольшее развитие эти взгляды получили в эпоху Просвещения. Так, Гельвеции писал, что человек — животное с особой внешней организацией, позволяющей пользоваться оружием и орудиями труда. Но ученые той поры социальное начало в человеке трактовали неполно, лишь как внешнее проявление телесной связи человека с окружающей средой.

Сторонники противоположных взглядов на сущность человека по сути разделяли взгляды К. Маркса: «Сущность человека есть совокупность общественных отношений». Более полно и объективно охарактеризовал человека Ф. Энгельс: «Сущность человека проявляется двояко: в качестве естественного (т. е. биологического) и в качестве общественного отношения (т. е. социального)». Неразрывность биологического и социального в человеке отражена в «Капитале» К. Маркса: «Воздействуя на внешнюю природу и изменяя ее, он (человек) в то же время изменяет свою собственную природу».

Соотношение социального и биологического в человеке является главным в понимании характера здоровья и болезни.

Медики древности видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов организма, но и в поведении людей, их привычках, условиях и образе жизни. Делались даже попытки установить соответствие между спецификой заболевания и характером труда.

Социалисты-утописты видели залог хорошего здоровья людей в их вымышленных городах, прекрасных условиях жизни. Французские философы-энциклопедисты эпохи Просвещения не раз указывали на зависимость здоровья людей от социальных условий. Английские врачи и санитарные инспекторы XIX в. в своих отчетах не раз приводили примеры пагубного действия тяжелых условий труда на здоровье рабочих. Прогрессивные отечественные деятели медицины второй половины XIX в. представили тысячи доказательств неблагоприятного воздействия на здоровье трудящихся условий труда и быта. Первостепенная значимость социальных условий в формировании здоровья населения стала предметом изучения социальной гигиены с начала XX в.

Определение соотношений социального и биологического начал в человеке позволяет выявить их влияние на здоровье человека. Как в сущности самого человека нельзя оторвать биологическое от социального, так нельзя разорвать биологическую и социальную составляющие здоровья. Здоровье и болезнь отдельного человека в основе своей биологические. Но общебиологические качества не являются основополагающими, они опосредуются социальными условиями его жизни. Не только в трудах отдельных исследователей, но и в документах международных медицинских организаций говорится о социальной обусловленности здоровья, т. е. о первостепенном воздействии на здоровье социальных условий и факторов.

Социальные условия — это форма проявлений производственных отношений, способ общественного производства, социально-экономический строй и политическая структура общества. Социальные факторы — это проявление социальных условий для конкретного человека: условия труда, отдыха, жилье, питание, образование, воспитание и т.д.

В Уставе ВОЗ дано определение здоровья — «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней». Но следует сказать, что единого определения сейчас нет. Можно предложить следующие варианты определения здоровья, предложенные Ю.П.Лисицыным: гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и прибретенными биологическими и социальными воздействиями (болезнь — нарушение этого единства); состояние, которое позволяет вести не стесненную в своей свободе жизнь, полноценно выполнять свойственные человеку функции (прежде всего трудовые), вести здоровый образ жизни, т. е. испытывать душевное, физическое и социальное благополучие.

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсутствию заболеваний, физическому состоянию и т.д. Групповое здоровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, профессиональных и т.д. Здоровье населения — здоровье людей, живущих на определенной территории.

Наиболее трудно определить здоровье общественное. Общественное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состоит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т. е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества» (Ю.П.Лисицин).

Читайте также:  Здоровье по серафиму чичагову часть 2

Потенциал общественного здоровья — мера количества и качества здоровья людей и его резервов, накопленных обществом. Индекс общественного здоровья — соотношение здорового и нездорового образа жизни населения.

Эксперты ВОЗ критериями общественного здоровья считают: процент валового национального продукта (ВНП), идущего на здравоохранение; доступность первичной медико-санитарной помощи; уровень детской смертности; среднюю продолжительность предстоящей жизни и т.д.

К методам изучения здоровья населения относятся: медико-статистический, социологический (анкетирование, интервьюирование, посемейное комплексное обследование), экспертный, организованного эксперимента.

Источник

Реферат на тему: Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Содержание:

Тип работы: Реферат
Дата добавления: 21.01.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

Введение

Само понятие «здоровье» имеет множество определений.

Здоровье, согласно ВОЗ — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье — одна из важнейших составляющих человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социально-экономического развития.

Здоровье — это состояние организма, при котором он биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его компонентов и систем сбалансированы и отсутствуют болезненные проявления. Главный признак здоровья — уровень адаптации организма к условиям окружающей среды, физическим и психоэмоциональным нагрузкам.

Сохранение и укрепление здоровья человека — важнейшее условие высокого уровня физического и психического здоровья человека.

Актуальность здорового образа жизни обусловлена ​​увеличением и изменением характера нагрузки на организм человека в связи с усложнением социальной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в здоровье.

Факторы, влияющие на формирование основ здорового образа жизни

Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья. Поэтому необходимо учитывать, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется целенаправленно и постоянно на протяжении всей жизни.

Формирование здорового образа жизни — главный рычаг первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и образа жизни, его улучшение с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, малоподвижностью и преодолением неблагоприятные стороны, связанные с жизненными ситуациями.

Таким образом, под здоровым образом жизни следует понимать типичные Формы и способы жизни человека, которые усиливают и совершенствуют резервные возможности организма, тем самым обеспечивая успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политической, экономической и социально-психологической ситуации.

По мнению многих отечественных авторов, в том числе Ю. Лисицина, М. Комарова, а также многочисленных зарубежных авторов, здоровый образ жизни формирует здоровье и занимает примерно 50-55% доли факторов, определяющих здоровье населения. К другим факторам прямого воздействия на здоровье относятся: экология — 20-25%. наследственность — 20%, здравоохранение — 1,0%. Предположительно, образ жизни каждого человека зависит от воспитания, основных целей и задач, которые каждый перед собой ставит. В результате у нас есть два образа жизни, то есть как бы две сферы, результат — отсутствие или наличие здоровья.

Если охарактеризовать здоровый образ жизни, то в нем выделено восемь основных позиций, отражающих наиболее благотворное влияние на здоровье:

  • хороший отдых;
  • активная жизненная позиция;
  • удовлетворение от работы.
  • физический и психологический комфорт;
  • сбалансированное питание;
  • высокая врачебная активность;
  • экономическая и материальная независимость;
  • психофизиологическая независимость;
  • регулярная физическая и физическая.

Каждая из позиций здорового образа жизни характеризуется психофизиологическим удовлетворением, что положительно сказывается на здоровье.

Способы формирования здорового образа жизни вытекают из его функциональной структуры, и ключевым, как правило, является медицинская деятельность, то есть деятельность человека, направленная на защиту, укрепление, воспроизводство здоровья или, как сказал академик Ю.П. Лисицина подчеркивает, что «лечебная деятельность со знаком плюс».

Под медицинской деятельностью следует понимать: наиболее характерную для определенного исторического периода деятельность (деятельность) людей по отношению к своему личному, личному и чужому здоровью (обществу).

Медицинская деятельность — это сферы: гигиены, медицинского обучения, воспитания, образования, медицинского просвещения, психологического отношения к здоровью. Это включает в себя:

  • посещение медицинских учреждений, выполнение рецептов медицинских консультаций;
  • поведение во время лечения, профилактики, реабилитации, в том числе самолечения, и других медицинских мер:
  • участие в защите и улучшении здоровья населения, забота о здоровье других; профилактика, лечение, работа медицинских учреждений и др.):
  • преодоление вредных привычек, традиций, обычаев, т.е. целенаправленная деятельность человека по формированию здорового образа жизни.

Также к факторам, характеризующим здоровый образ жизни, относятся: работа и отдых, гигиена сна и правильное питание.

Читайте также:  Если комиссованный по состоянию здоровья

Строгий, ритмичный режим труда и отдыха — одно из важнейших условий высокой работоспособности человеческого организма. При этом следует учитывать разные условия жизни и труда отдельных категорий людей, чья работа связана с разными видами деятельности.

Основные положения труда и отдыха должен соблюдать каждый, вне зависимости от специфики деятельности, в обязательном порядке.

При соблюдении четкого режима вырабатывается определенный биологический ритм функционирования организма, то есть вырабатывается динамический стереотип в виде системы чередующихся условных рефлексов. Утвердившись, они облегчают выполнение работы организма, поскольку создают условия и возможности для внутренней физиологической подготовки к предстоящей деятельности.

Следовательно, правила режима труда и отдыха основаны на закономерностях ритмичного хода процессов жизнедеятельности человеческого организма.

Сон — эффективное средство для снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной или длительное время находящийся в экстремальной ситуации способен долго спать. Это физиологическая защита организма, необходимость в лечении обусловлена ​​сложными психофизиологическими процессами.

Во время сна происходят изменения всей жизнедеятельности организма, снижается расход энергии, системы, перегрузившиеся, восстанавливаются и начинают работать. Сон устраняет усталость и предотвращает истощение нервных клеток.

Гигиена сна предполагает одновременный подъем и подъем с минимальным промежутком времени. Тишина, затемнение окон, свежий воздух, но не сквозняк. Желательно сосредоточиться на отдыхе, не отягощая себя мыслями, заботами и переживаниями прошедшего дня и будущего.

Поэтому, если вы воспитываете и учите детей тому, как вам нужно, когда и сколько раз нужно есть, работать и отдыхать, можно добиться положительного результата, который, безусловно, отразится на вашем здоровье.

Физическая активность и здоровье

Показатели здоровья тесно связаны с характером двигательного режима. Под двигательным режимом понимается регулируемая физическая активность, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность в движении, способствует функциональным возможностям организма и способствует укреплению здоровья. Потребность в движении, повышенная физическая активность — важнейшие биологические характеристики организма. Недостаток движений — одна из причин неправильной осанки, ухудшения функции стопы, появления лишнего веса и других нарушений физического развития, а также снижения функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Рост научной информации, интенсификация учебного процесса способствуют развитию гиподинамии. Известно, что длительные и значительные ограничения двигательной активности человека приводят к негативным изменениям, в том числе к ухудшению умственной работоспособности, снижению внимания, мышления, памяти. В условиях недостаточной повседневной двигательной активности студентов физическое воспитание должно обеспечивать развитие двигательных качеств, приобретение знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, а также высокий уровень работоспособности, сохранение и укрепление здоровья.

Вся система образования по своей сути должна быть направлена ​​в первую очередь на улучшение здоровья. Многочисленные данные показывают, что систематические занятия физкультурой и достаточно высокие физические нагрузки благотворно влияют прежде всего на органы кровообращения и тормозят развитие возрастных изменений. Физическая активность способствует усвоению жиров и углеводов в организме. Гипертрофия органа, наблюдаемая при физических нагрузках, закономерно сопровождается активацией синтеза нуклеиновых кислот и белков в клетках этих органов.

Таким образом, физическая активность — это целостный и сложный комплекс поведения человека, зависящий от биологических и внешних факторов. Одной из характерных черт современного образа жизни, имеющего прогрессивную тенденцию, является снижение объемов физических нагрузок, уменьшение мышечных расходов в сочетании с нервно-психическими перегрузками. Движение — важнейшее свойство живого. В настоящее время нет более физиологического метода стимуляции различных систем организма человека, чем мышечная активность. Она постоянно тренирует и совершенствует механизмы регуляции, направленные на восстановление различных органов и систем, а также уровня «дееспособности» человека в целом.

Действие физических упражнений основано на их способности стимулировать физиологические процессы в организме, осуществляемые в основном через центральную нервную систему.

Во время физических упражнений возбуждается двигательная зона центральной нервной системы, которая распространяется на другие ее части, улучшая все нервные процессы. Повышается активность желез внутренней секреции. Таким образом, увеличение выброса гормонов из мозгового вещества надпочечников активизирует деятельность многих внутренних органов. «Увеличение выброса гормонов из коры головного мозга увеличивает сопротивляемость организма, метаболизм и оказывает противовоспалительное действие. При систематической физической культуре и спорте происходит постоянное совершенствование механизмов, регулирующих работу всех органов и систем человека. Это, в основном, положительное влияние Физкультуры, как одного из мощных факторов улучшения здоровья.

Физические упражнения благотворно влияют на формирование и развитие таких функций центральной нервной системы, как: сила, подвижность и баланс нервных процессов. Даже интенсивная умственная деятельность невозможна без движения. Достаточная физическая активность — необходимое условие гармоничного развития личности.

Физические упражнения также способствуют правильному функционированию органов пищеварения, способствуют перевариванию и усвоению пищи, активизируют работу печени и почек и улучшают работу эндокринных желез: щитовидной железы, половых органов и надпочечников, которые играют огромную роль в росте человека.

При выполнении физических упражнений регуляторные системы (нервная и эндокринная) стимулируют деятельность кровообращения, дыхания, активируют обменные процессы. Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ) для сокращения мышц. В покое происходит усиление ресинтеза и синтеза АТФ, увеличиваются запасы энергии. АТФ — это источник не только энергии движения, но и пластических процессов. Следовательно, повышение АТФ обеспечивает обновление клеток и тканей, их регенерацию. В процессе мышечной активности из мышц в кровь поступают молочная и пировиноградная кислоты, которые используются в качестве энергетического материала другими органами.

Под воздействием физических нагрузок частота сердечных сокращений увеличивается, сердечная мышца сокращается сильнее, а выделение крови сердцем в магистральные сосуды увеличивается. Кроме того, во время работы в кровоток включается и кровь, которая не циркулирует по сосудам в спокойном состоянии, находясь в так называемом депо крови.

Читайте также:  Зотов всеволод владимирович здоровье 365

Под воздействием физических упражнений укрепляется костная ткань, улучшается солевой обмен, укрепляется суставно-связочный аппарат. Дыхание, с увеличением количества вдохов в минуту, становится более глубоким, значительно увеличивается экскурсия грудной клетки. Физические упражнения также укрепляют сердечно-сосудистую систему и способствуют правильному кровообращению.

Основная основа оздоровления всего организма системой физического воспитания — повышение высшей нервной деятельности. Длительное воздействие правильно организованной физкультуры изменяет основные показатели функционального состояния центральной нервной системы, силу возбуждающих и тормозных процессов.

Любое физическое упражнение увеличивает глубину дыхания и, следовательно, одновременно является дыхательным упражнением. Причем, чем большее количество групп мышц участвует в двигательном акте, тем сильнее возбуждается и углубляется дыхательная функция. Энергичные дыхательные упражнения укрепляют мышцы груди. В то же время это, по сути, массаж сердечной мышцы. Глубокое дыхание улучшает кровообращение в грудной полости.

При активных дыхательных движениях диафрагма активно работает. Ритмично поднимаясь и опускаясь в грудную клетку брюшной полости, он воздействует на печень, желудок, кишечник, массируя их.

Лучшим транквилизатором являются упражнения. Человек, который регулярно занимается спортом, психически более устойчив, чем тот, у кого физическая активность низкая.

Физические упражнения тоже вызывают положительные эмоции, бодрость, создают хорошее настроение.

В двигательной активности человека скрыты огромные возможности для развития мобилизации физических способностей, которые играют существенную роль в развитии личности и общества. В связи с этим возрастает актуальность активизации всех средств физического воспитания, пропаганды медицинских знаний и принципов здорового образа жизни. Чрезвычайно важно организовать в процессе индивидуального развития такой комплекс внешних воздействий, который бы максимально способствовал использованию предоставленных природой возможностей для гармонизации процесса физического совершенствования человека.

Физическая подготовка, приобретенная в молодости и поддерживаемая в последующие годы, является предпосылкой для того, чтобы тело было здоровым и функционировало наилучшим образом. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что высокий уровень физической подготовки, поддерживаемый регулярными упражнениями, способствует профилактике заболеваний и реабилитации.

Физическое развитие — один из важнейших показателей здоровья. Физическое развитие имеет два значения. С одной стороны, он характеризует процесс формирования, созревания организма и его соответствие биологическому возрасту, с другой стороны, морфофункциональное состояние для каждого заданного периода времени.

Физическое развитие, подчиняющееся биологическим законам, зависит от социальных условий. Он является одним из важнейших показателей условий жизни и воспитания, служит объективным методом контроля эффективности оздоровительных мероприятий.

Физическое развитие человека тесно связано с функциональным состоянием организма — еще одной составляющей здоровья. Функциональные показатели рассматриваются как проявление жизнедеятельности структурных компонентов организма.

Функциональное состояние организма человека определяется наличием резервов его основных систем. Резервные возможности организма, являясь одним из показателей здоровья, также определяют жизненный тонус человека.

Здоровье, степень устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды считается важнейшим результатом занятий физической культурой. Здоровье — это состояние человека, когда он важен для себя.

У физических упражнений есть возможность выступить средством улучшения здоровья человека. Оздоровительный эффект физических упражнений часто связывают с тем обстоятельством, что «выполнение двигательного действия само по себе способно действовать как процесс, в котором человек, выполняющий действие, ощущает себя целиком. Этот фактор часто является решающим. Вклад в оздоровление. В комплексах физических упражнений Востока, аэробики, физических упражнений, направленных на внутреннее состояние гармонии и целостности, упор делается на самовыражение в движении.

Таким образом, упражнения оказывают существенное влияние на человеческий организм и действуют как средство укрепления основ здорового образа жизни.

Заключение

Никогда за всю историю развития общества двигательная активность не была так необходима человечеству, как сейчас. В связи с этим исключительное значение имеют длительные оздоровительные эффекты, которые реализуются за счет механизма биологической наследственности. За счет снижения дифференцированной заболеваемости и смертности, увеличения выживаемости, систематических физических упражнений и, особенно, массовых видов спорта, будет облегчен период передачи наследственной информации от подготовленных родителей к потомству. Противоположное относится к физически пассивным людям. Так реализуется важнейший для выживания человечества молекулярно-генетический оздоровительный эффект.

Итак, чтобы быть здоровым, вам необходимы
навыки здорового образа жизни , здоровые привычки. Физическая подготовка — одна из составляющих формулы здоровья, без которой человек не может больше оставаться здоровым. Нет необходимости доказывать, что принципы здорового образа жизни — необходимое условие здоровья. Это убедительно подтверждают научные исследования и мировая статистика заболеваемости.

Список литературы

  1. Андреев Ю. А. Три кита здоровья / Ю. Андреев. СПб .: Питер, 2004.
  2. Дыхан, Л.Б. Педагогическая валеология. / Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушкин, А.Г. Трушкин. М .: Март, 2004.
  3. Касаткина, В. Н. Педагогика здоровья. / В.Н. Касаткина. М .: Linka Press. 2005 г.
  4. Лисицын, Ю. П. Концепция формирования здорового образа жизни / Ю. П. Лисицын. М .: Приор, 1992.
  5. Сократова, Н.В. Учебник. Современные технологии для сохранения и укрепления здоровья детей. / Н.В. Сократова М .: Творческий центр «Сфера». 2004 г.
  6. Советова, Е.В. Велнес-технологии в школе. / Е.В. Советова Ростов-на-Дону: Феникс. 2007 г.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в whatsapp.

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназачен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Источник

Adblock
detector