Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
«Основы медицинских знаний» написано для школьников и для учителей и ставит своей целью научить – успешно использовать медицинские знания, умения и навыки для:
-эффективной организации производственного (учебного) процесса в соответствии с гигиеническими требованиями, уровнем функциональных возможностей организма человека, состоянием здоровья;
— построения и организации профессиональной деятельности;
— создания внешних благоприятных условий для производственного процесса;
— грамотной организации досуга;
— сохранения здоровья и предупреждения заболеваний при различных видах деятельности, оказания первой медицинской , доврачебной, помощи пострадавшим при несчастных случаях, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях;
— спасения жизни в чрезвычайных условиях.
Составитель: Онищук Лидия Юрьевна ученица 10 г класс вечерней школы «Творчество»
Раздел 1. Доврачебная помощь
1.1 Определение предмета и его задачи
1.2 Роль и место доврачебной помощи
1.3 Понятие о болезни, причины и стадии болезни
1.4 Методы обследования больных.
Раздел 2. Доврачебная помощь при заболеваниях и отравлениях
2.1 Заболевания органов дыхания
2.2 Заболевания органов сердечно-сосудистой системы
2.3 Заболевания органов пищеварения
2.4 Заболевания органов мочевыделительной системы
Раздел 3. Основы лекарственной помощи
3.1 Понятие о лекарственном препарате
3.2 Действие лекарственных веществ
3.3 Пути введения лекарственных веществ
3.4 Подкожные и внутримышечные инъекции
Раздел 4. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях
4.1 Детский травматизм. Профилактика детского травматизма
4.2 Определение и классификация терминальных состояний
4.4 Утопление, электротравма
4.6 Кровотечения. Временная остановка кровотечений
4.7 Травматический шок
4.8 Замерзание и отморожения. Ожоги
4.9 Переломы костей . Транспортная иммобилизация
4.10 Закрытые повреждения.
4.11 Повреждения головы, шеи, позвоночника, грудной клетки, живота
Раздел 5. Инфекционные болезни
5.1 Понятие о микробах
5.2 Общие сведения об иммунитете и защитных механизмах организма
5.3 Понятие об инфекционном и эпидемическом процессах
5.4 Классификация инфекционных заболеваний
5.5 Кишечные инфекции
5.6 Инфекции дыхательных путей
5.7 Детские инфекции
Раздел 6. Здоровый образ жизни
6.1 Здоровье и образ жизни
6.2 Влияние стресса на здоровье человека
6.3 Экология и здоровье человека
Раздел 1. Доврачебная помощь
1.1 Определение предмета и его задачи
В современных условиях стало недостаточно установившегося уровня гигиенического воспитания и санитарной культуры населения, появилась необходимость в приобретении специальных медицинских знаний.
Доврачебная помощь предусматривает прежде всего немедленное оказание само- и взаимопомощи в первые минуты после поражения. Однако вовремя оказать такую помощь можно только при соответствующей предварительной подготовке и овладении основами медицинских знаний.
Овладение основами медицинских знаний бесспорно необходимо каждому человеку для его нормального физического и духовного развития. Особенно важно иметь эти знания в случаях, требующих оказания человеку самой первой медицинской помощи в быту, на работе, поездке, путешествии, в школе, на улице и т.д. Ситуация, когда она может и должна быть срочно оказана пострадавшему человеку, когда ему приходится рассчитывать только на помощь оказавшихся рядом лиц, своих друзей или на собственные знания и силы своего организма, в повседневной жизни нередки. В ряде случаев правильно оказанная на месте помощь может сохранить жизнь пострадавшему человеку, предотвратить быстрое развитие необратимых изменений в его организме и обеспечить желаемый результат еще до доставки в лечебное учреждение.
Первая медицинская помощь предусматривает проведение ряда неотложных простейших мероприятий по спасению жизни человека или предупреждению возможных в дальнейшем осложнений. Она включает в себя 3 основные группы таких действий:
— меры по незамедлительному прекращению воздействия внешних повреждающих факторов;
— меры оказанию первой медицинской помощи пострадавшему или самопомощи в зависимости от характера и вида травмы, несчастного случая или внезапного заболевания;
— меры по незамедлительной доставке больного или пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
При оказании первой медицинской помощи необходимо быстро спланировать последовательность ее этапов. Сначала используют те приемы, которые в наибольшей степени способствуют сохранению жизни потерпевшего, а также те, без которых невозможно выполнение последующих приемов. Все они должны производиться бережно и осторожно, поскольку грубые действия нередко могут только ухудшить состояние пострадавшего. Если помощь оказывают несколько человек, то их действия должны быть не только оперативными, но и слаженными, скоординированными. В этом случае один из тех, кто оказывает помощь, должен принять на себя обязанности старшего группы и руководить действиями всех остальных.
В современных условиях значение доврачебной помощи еще больше возросло в связи с появлением оружия массового поражения и возникновением угрозы образования очагов массового поражения.
1.2 Роль и место доврачебной помощи
Различают следующие виды медицинской помощи:
1) первая медицинская помощь;
2) первая квалифицированная, или доврачебная, медицинская помощь;
3) первая врачебная медицинская помощь;
4) квалифицированная медицинская помощь;
5) специализированная медицинская помощь.
Первую медицинскую помощь оказывают люди, которые чаще всего не имеют специального медицинского образования.
Первая квалифицированная, или доврачебная, медицинская помощь оказывается лицами, имеющими специальную подготовку.
Первую врачебную медицинскую помощь оказывает врач, который имеет необходимый инструмент и лекарственные средства.
Квалифицированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в многопрофильной больнице или госпитале.
Специализированная медицинская помощь осуществляется на самом высоком уровне в профилированной больнице, где лечение проводят высококвалифицированные специалисты.
Первая квалифицированная, или доврачебная, медицинская помощь оказывается на месте происшествия, в очаге поражения, при транспортировке пострадавших и в лечебных учреждениях до прихода врача. При этом помощь оказывается более квалифицированно, выполняются реанимационные мероприятия, используются стандартные средства для временной остановки кровотечения, проводятся инъекции лекарственных средств, накладываются табельные транспортные шины, исправляются повязки на ранах, вводятся антидоты. В комплексе мероприятий доврачебной медицинской помощи большое значение имеет своевременная и правильная транспортировка пострадавших в ближайшее лечебное учреждение.
Для оказания доврачебной медицинской помощи необходимо владеть определенными знаниями и уметь:
– осуществлять временную остановку кровотечения;
– владеть техникой обработки ран;
– выполнять транспортную иммобилизацию при переломах и вывихах;
– проводить искусственную вентиляцию легких и закрытый массаж сердца;
– делать внутримышечные и подкожные инъекции;
– измерять артериальное давление и температуру тела;
– оказывать первую помощь при обмороке, коллапсе, шоке, электротравме, отморожениях, ожогах, стенокардии, инфаркте миокарда, инсульте, гипертоническом кризе, коматозных состояниях;
– транспортировать пораженных и тяжелобольных;
оказывать первую помощь пострадавшим с комбинированными поражениями.
Источник
Основы медицинских знаний охрана здоровья детей
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
Только сейчас Вы можете пройти дистанционное обучение прямо на сайте «Инфоурок» со скидкой 40% по курсу повышения квалификации «Организация работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в соответствии с ФГОС» (72 часа). По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна).
Всего 36 материалов
Подарочные сертификаты
Если Вы не нашли темы для своего учебника, то можете добавить оглавление учебника и получить благодарность от проекта «Инфоурок».
Низкие способности к самостоятельному выполнению заданий приводят к трудностям в обучении
Время чтения: 3 минуты
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Правительство РФ проработает вопрос обеспечения детей молоком в школах
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения готовит программу модернизации педагогических вузов
Время чтения: 1 минута
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей
специалист в области арт-терапии
Описание презентации по отдельным слайдам:
Название проекта:
продолжение проекта 2007 г.
Подготовка преподавателей дисциплины «Основы медицинских знаний
и охраны здоровья детей»
для общеобразовательной школы
(по программе дополнительной профессиональной квалификации)
Руководитель:
Виницкая Ирина Леонидовна
к.м.н., доцент
Организация
– головной исполнитель:
Кафедра «Основы медицинских знаний
и защиты населения
в чрезвычайной обстановке»
биолого-почвенного факультета
Южного федерального университета
Перспективное планирование
Проект является продолжением заявки 2007 г.
Рассчитан на период до 2010г.
В 2007г. начато формирование учебно-методической базы (УМК, программа курса, 2 учебника, 7 учебно-методических пособий, презентация лекционного курса)
Обучение студентов по программе проводится с 1992г.(с 2005г. отменена выдача удостоверений о прослушанном курсе)
Тип проекта:
Образовательный
Соответствует приоритетному направлению по охране здоровья населения РФ в свете Национального проекта «Здоровье нации» и «Образование»
Направление для ЮФУ: проект по созданию департамента биологии
Полностью соответствует требованиям, предъявляемым к разрабатываемым проектам и учебной литературе для высших учебных заведений
Задел проекта:
Опубликованы с 1993 года 52 учебно-методических пособия, 2 учебника, 7 научных тезисов для участия в региональных и международных конференциях, разработаны курсы лекций по всем разделам УМК, тестовый контроль знаний.
Разработан УМК и программа по курсу «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей».
Подготовлены к публикации:
— учебники: «Возрастные особенности жизни женщины», «Первая медицинская помощь при основных хирургических заболеваниях и травмах»;
учебно-методические пособия: «Организация учебного процесса и физическое воспитание школьников», «Питание школьников», «Подготовка и адаптация детей к началу обучения в школе», «Гепатиты», «Вегето-сосудистая дистония» 2 части, «Лихорадка, причины, первая помощь»;
презентация курса «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей».
Цель и задачи проекта
Цель: подготовка преподавателей дисциплины «Основы
медицинских знаний и охраны здоровья детей» для работы
в общеобразовательных школах (по программе дополнительной профессиональной квалификации).
Задачи: Подготовка учебно-методической базы курса:
а) подготовка к публикации учебников по основным разделам курса
(8 разделов);
б) издание учебно-методических пособий по наиболее актуальным
проблемам учебного курса;
в) подготовка презентационных программ по лекционному курсу;
г) подготовка базы современных литературных источников для
формирования электронных учебных пособий;
д) создание сайта с целью внешнего привлечения слушателей;
е) с 2009г. набор студентов для обучения на коммерческих условиях.
Актуальность и значимость:
Чрезвычайно актуальной представляется проблема сохранения здоровья детей и подростков как наиболее уязвимых к стрессорным воздействиям в силу несовершенства адаптационных механизмов.
В основных направлениях реформы общеобразовательной школы сказано: «Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке»
Большинство руководителей СОШ признает необходимость пропаганды здорового образа жизни школьников при отсутствии подготовленных педагогических кадров
Отдельные образовательные школьные программы по данной теме ведутся по исключительно по инициативе педагогов
Целью работы является углубленная разработка разделов курса «Основ медицинских знаний и охраны здоровья детей» по охране здоровья ребенка, применение здоровьесберегающих технологий, пропаганда здорового образа жизни школьника
Научная и методическая новизна:
Разработанный курс не имеет аналогов в Российской Федерации
Отвечает требованиям, предъявляемым к современной высшей школе
Курс будет способствовать улучшению качества жизни и здоровья школьников, и населения РФ в целом
Ожидаемые результаты:
Разработка учебно-методической базы
Учебники по основным разделам УМК (8 разделов)
Учебно-методические пособия по наиболее актуальным проблемам дисциплины (не менее 30)
Подготовка презентационных материалов к лекционному курсу
Издание курса лекций по дисциплине
Разработка системы тестового контроля знаний (промежуточного и конечного)
Подготовка преподавателей дисциплины «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей» для работы общеобразовательной школе (по программе дополнительной профессиональной квалификации)
Инновационный потенциал проекта
Подготовка преподавателей новой дисциплины «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей» для работы в общеобразовательной школе по программе дополнительной профессиональной квалификации
Разработка принципиально новых учебно-методических материалов, направленных на приобретение необходимых знаний и умений, позволяющих обеспечить, пропаганду здорового образа жизни школьников, создающих условия для нормального роста и развития подрастающего поколения
Каким специальностям и направлениям подготовки соответствует проект
Проект рассчитан на студентов ЮФУ (РГУ), получающих специальность «Преподаватель»
Подготовка преподавателей дисциплины «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей» для общеобразовательной школы осуществляется по программе дополнительной профессиональной квалификации
Общее число исполнителей
13 человек (10 преподавателей и 3 лаборанта, из них 2 доцента, 4 кандидата медицинских наук, сотрудников без ученой степени — 8)
Проект сметы
Учебно-методическая работа:
1 квартал:
учебники (1) – 200000
учебно-методические пособия (10) — 600000
презентации (8) – 80000
2 квартал:
учебники (2) – 400000
учебно-методические пособия (7) – 420000
презентации (8) – 80000
3 квартал:
учебники (2) – 400000
учебно-методические пособия (7) – 420000
презентации (8) – 80000
4 квартал:
Учебник (1) – 200000
Учебно-методические пособия (10) – 600000
Презентации (8) — 80000
Итого: 3560000
ПРОЕКТ СМЕТЫ
Приобретение оборудования:
Оргтехника (сканер, цветной принтер) — 100000
Оборудование компьютерного класса – 500000
Ремонт учебных классов – 1000000
Обновление демонстрационной учебной базы (муляжей, мед. инструментария) – 50000
Обучение работы с интерактивной доской, мультимедийным оборудованием — 20000
Командировки в ведущие учебные заведения РФ по обмену опытом (СПбГПУ) – 300000
Итого: 1970000
Оборудование, необходимое для реализации проекта
Мультимедийное презентационное обеспечение
Оргтехника
Оснащение компьютерного класса
Обновление демонстрационной учебной базы по курсу
Коммерческая перспектива проекта
Набор обучающихся на коммерческой основе (2009 г.)
Цикл презентаций (создание сайта) с целью привлечения слушателей из других подразделений ЮФУ, ВУЗв РО, ЮФО для приобретения дополнительной профессиональной квалификации по специальности «преподаватель основ медицинских знаний и охраны здоровья детей» (2009 г.)
Реализация учебно-методической литературы (2009 г.)
Наличие потенциального заказчика
Заказчик: Управление образования г. Ростова-на-Дону
Основание: письмо от 20.12.2007 г. Управления образования г. Ростова-на-Дону о чрезвычайной актуальности подготовки преподавателей дисциплины «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей» для работы в общеобразовательных школах (с выдачей соответствующего удостоверения)
Перечень объектов интеллектуальной собственности
разработанные УМК и программа по курсу «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей»;
разработанный лекционный курс
по программе УМК;
— учебники;
учебно-методические пособия по основным разделам программы;
презентации по курсу «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей»;
система тестового контроля знаний.
Планируемая в 2008-2009г. реализация результатов проекта
Подготовка преподавателей дисциплины «Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей» для общеобразовательной школы по программе дополнительной профессиональной квалификации с выдачей соответствующего удостоверения
Набор слушателей на коммерческой основе
Цикл презентаций (создание сайта) с целью привлечения слушателей других подразделений ЮФУ, ВУЗов РО, ЮФО, для приобретения дополнительной профессиональной квалификации по специальности «преподаватель основ медицинских знаний и охраны здоровья детей»
Реализация учебной литературы
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Каждый третий школьник отстает в учебе
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения готово рассмотреть альтернативы ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения подготовило концепцию проекта цифрового профиля учащихся
Время чтения: 1 минута
Апелляция ЕГЭ 2021
Время чтения: 6 минут
В российских вузах начнут готовить новых специалистов в области климата
Время чтения: 1 минута
Для школ с модульным графиком каникулы в новом учебном году сократят на неделю
Время чтения: 2 минуты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник